Обладая незаурядным музыкальным талантом, он возглавил придворную капеллу в Ахене. Он был также талантливым поэтом и получил шутливое прозвище Гомера. Карл возложил на него дело воспитания и образования своего сына Пипина. Ангильберт хорошо ориентировался в хитросплетениях политической жизни, в делах дипломатических, чему, вероятно, способствовало его происхождение из франкской аристократии, и Карл давал ему ответственные поручения политического характера, прибегал к его советам при решении важных государственных дел. Сведения о его личной жизни противоречивы и вызывают некоторое недоумение. Несмотря на то, что Ангильберт, как и все почти лица из ученого окружения Карла, был клириком, он вступил в близкие отношения с дочерью Карла Великого Бертой, которая родила ему двух сыновей: Нитгарда и Гарнида – внуков монарха, но, похоже, эти отношения не были скреплены Венчанием, либо их брак был заключен тайно, однако эта связь не послужила причиной его опалы, по крайней мере такой, которая бы оставила след в документах эпохи. Но в 790-м г. Ангильберт был поставлен аббатом монастыря Сен-Рикье (Святого Рихария) в Пикардии, где он создал школу, библиотеку и один из самых продуктивных скрипториев. Там он и скончался в один год с Императором Карлом – 18 февраля 1814 г. Несмотря на свою проблемную личную жизнь, Ангильберт пользовался почитанием у братии, прижизненным и посмертным, и был канонизован Западной Церковью. Его литературное наследие составляют несколько стихотворений. В одном из них он воспроизводит свой образ жизни, другое стихотворение – это состоящее из двустиший приветственное обращение к своему ученику и сыну Карла Пипину, написанное после его победного похода против аваров, и, наконец, наиболее содержательным его произведением является сохранившийся отрывок из большой поэмы о Карле. Это 8-я книга большой поэмы, озаглавленная «Карл Великий и Папа Лев» (Karolus Magnus et Leo papa). Но своим содержанием этот фрагмент выходит за рамки темы, обозначенной в заглавии книги.

http://pravoslavie.ru/133195.html

22//Ibid. P. 710). Тот же Майнцский Собор говорит о введении поста Четырех времен года по рим. обычаю (Concilium Moguntinense. 34//Ibid. P. 269). Сторонники теории централизованной тотальной романизации галликанского богослужения особо указывают на внимание Карла Великого к способу распространения нововведений. Еще в 742 г., при майордоме Карломане, был учрежден экзамен для приходских клириков, во время к-рого епископ спрашивал их о чине Крещения, Символе веры и молитвах и чине мессы (Capitulare. 3//MGH. Capit. T. 1. P. 25; повторяется в 8-м каноне капитулярия 769 г.- Ibid. P. 45). Вероятно, Карл Великий мог использовать экзамен для централизованного введения рим. обычаев (в 15-м каноне капитулярия 769 г. говорится, что священники, не знавшие чина богослужения, лишались места - Ibid. P. 46). Во всяком случае в вопросах, которые задавались на этом экзамене (803), делался акцент на следовании рим. традициям (MGH. Capit. T. 1. P. 234-235). На епископов возлагалась обязанность проверять, соответствует ли содержание Сакраментариев принятому чину, следить за тем, чтобы по рим. чину совершались месса, Крещение, службы суточного круга, а также создавать школы певцов по рим. образцу (Concilium Rispacense. 4-5, 8//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 198-199). Интерес верховной власти к упорядочению богослужения привел к появлению множества новых толкований чинов мессы, Крещения и служб всего церковного года, написанных каролингскими богословами и литургистами (Алкуин, Лейдрад Лионский, аббат Сен-Рикье Ангильберт, Магн Сансский, Теодульф Орлеанский, Максенций Аквилейский, Иессей Амьенский, Гинкмар Реймсский, Амаларий Мецский, Агобард Лионский, Рабан Мавр, Валафрид Страбон, Флор Лионский, Ремигий Осерский; ср. также анонимные и псевдоэпиграфические сочинения, напр.: Wilmart A. Expositio missae//DACL. Vol. 5. Col. 1014-1027). Однако, по мнению Хена, единства с Римом в области богослужения К. достичь не удалось, т. к. литургическое творчество на франкских землях продолжалось параллельно с романизацией на протяжении IX в.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

25-26). После этого мон-рь перешел под упр. архиеп. Авдуена, который назначил настоятелем мон. Хродеберта, однако тот вскоре скончался. Его преемником стал архидиак. Авдуена Рагентрамн, ок. 680 г. избранный на епископскую кафедру г. Абринкаты (ныне Авранш). В это время умер Эброин, что послужило поводом для примирения свт. Авдуена и прп. Филиберта, вернувшегося в Ж. Последние годы жизни преподобный находился в разъездах, в 684 г. скончался в основанном им мон-ре Хериона (ныне Нуармутье), поручив незадолго до смерти управление Ж. прп. Айхарду, настоятелю мон-ря Квинциак (ныне Кенсе), который был аббатом Ж. до 698 г. Согласно Житию Айхарда, составленному в XI в., в эти годы мон-рь переживал расцвет и насчитывал до 900 чел. братии. После смерти Айхарда мон-рем управлял настоятель Центулы (ныне Сен-Рикье) Госхин (Годин). В 714 г. в Ж. принял постриг свт. Евхерий , еп. Аврелианский (Орлеанский), в 718 г.- племянник франк. майордома Карла Мартелла Гугон († 731), впосл. архиепископ Ротомагский и с 724 г. аббат Ж. Аббат Дроктегауд дважды посещал Рим по поручению кор. Пипина Короткого (в 753 и 758). В 794 г. в мон-рь были сосланы родственники имп. Карла Великого - герц. Баварии Тассилон III и Теудон, к-рые скончались в Ж. и были погребены в зале собраний капитула. При перестройке мон-ря в 934 г. их останки были перезахоронены в ц. св. Петра. К XII в. оформилась легенда о «жюмьежских близнецах», к-рая имеет черты рыцарского романа. По легенде, кор. Хлодвиг II, отправляясь в паломничество на Св. землю, поручил королевство 2 сыновьям под надзором кор. Батхильды. Однако сыновья пожелали править самостоятельно, отстранили мать от управления и провозгласили себя королями. Батхильда сообщила об этом мужу. Тот по возвращении собрал войско, разбил сыновей и взял их в плен. В Париже состоялся суд баронов, к-рые при участии Батхильды приговорили их к смерти. Мятежным королевичам перебили голени, посадили их в лодку и пустили вниз по Сене. Волны прибили лодку к берегу близ Ж., где их нашел прп.

http://pravenc.ru/text/182383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТВЕРК [нем. Westwerk - зап. строение], термин, обозначающий особый тип архитектурного решения зап. части храма раннего романского периода в Европе; употребляется в основном в немецко- и англоязычной лит-ре. Идея трактовки В. как устойчивой формы организации пространства предложена нем. учеными XIX в.; источники эпохи Каролингов называют зап. часть совр. им храмов castellum или turris. Неоднократно высказывались предположения, что нек-рые формы каролингского В., напр. башни, фланкирующие зап. фасад, ведут происхождение от ранневизант. архитектуры Сирии. Создание В. наряду с контрапсидой стало способом оформления 2-го центра богослужения в зап. части храма, где одновременно был устроен парадный вход. зап. алтарное пространство в отличие от вост. оказалось архитектурно развернуто в вертикальной, а не в горизонтальной плоскости. В. был многоуровневой структурой, делился на наземную сводчатую «крипту» (своего рода притвор или вестибюль), из к-рой открывался доступ в пространство храма и лестничные башни, обычно стоявшие симметрично по углам. в главном уровне В. находилось большое помещение зального типа, открытое в основной объем и окруженное галереями. Над ним возводили центральную, 3-ю, башню. Все элементы В., особенно башнеобразные объемы, составили устойчивый тип оформления главного (зап.) фасада католич. храмов романской и готической эпох. Первые известные храмы с В. восходят к IX в. древнейший из них, св. Рихария в пикардийском мон-ре Сен-Рикье (Центула) на севере Франции, был освящен в 799 г., разрушен в кон. XI в. представление о его внешнем облике дают письменные источники и гравюры (на основе несохранившейся миниатюры XV в.). По косвенным данным или изображениям известны др. ранние В. (соборы в Реймсе (850-860) и Хильдесхайме (ок. 870, Н. Саксония), и др.). Единственный храм эпохи Каролингов, в к-ром уцелела значительная часть подлинного В. (873-875), находится в Корвее на р. Везер, в окрестностях г. Хёкстера (земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия). Здесь В. в ширину был равен церкви, имел 2 квадратные в плане лестничные башни по углам. В верхнем этаже помещался большой, почти квадратный зал, окруженный с 3 сторон галереей. Над центральными помещениями возвышалась главная башня, соединявшаяся с боковыми. в наземном уровне центральная часть опиралась на криптообразное помещение под крестовым сводом на 4 колоннах, вост. сторона открывалась в главную церковь, подобно ложе.

http://pravenc.ru/text/158234.html

Согласно комментарию мон. Хильдемара к Уставу прп. Венедикта (ок. 850), в К. нельзя было устраивать больницу для мирян и хоронить умерших. О сложившемся облике К. можно судить по самым ранним известным монастырским планам, напр. плану аббатства Санкт-Галлен (ок. 825 г., б-ка мон-ря Санкт-Галлен, Швейцария). Он имел вид квадрата длиной почти 100 шагов; с 3 сторон его окружали 2-этажные корпуса; в корпусе с вост. стороны, к-рый был на одной линии с трансептом соборного храма, на 2-м этаже располагались помещения для сна (дормиторий) и для мытья, в корпусе с юж. стороны - трапезная на нижнем этаже и ризница на верхнем, в корпусе с зап. стороны - кухня, винные и иные погреба, кладовые ( Braunfels. 1969. S. 54, 58-59). Через нижний этаж К., его галереи в виде аркад или колоннад, монахи проходили путь в храм и на послушания. В описаниях средневек. монастырей упоминаются отдельные дворы-атриумы, «где могут стоять миряне, чтобы не препятствовать процессиям» (Ibid. S. 290). В крупных центрах зап. монашества эпохи Каролингов, таких как в Сен-Рикье (Центуле) в Пикардии (ок. 800, не сохр.), галереи, образующие К., как предполагают исследователи, соединяли разные храмы обители, а двор был неправильной формы (Ibid. S. 47; см. также: Ротенберг. 2007. С. 17-18). С развитием хозяйства монастыря к западу от К. (или в его зап. части) пристраивали отдельные жилые здания (дом настоятеля, странноприимный дом) ( Беляев. 1998. С. 372). В сер. XI в., при 3-й перестройке мон-ря Клюни в Бургундии, все сооружения вокруг К. были возведены в камне и украшены не хуже, чем церковь, что сделало обитель образцом для подражания ( Braunfels. 1969. S. 76, 108). В период зрелого средневековья к К. примыкал и зал капитула. План аббатства Санкт-Галлен. Ок. 825 г. (St. Gallen. Stiftsbibl, 1092) План аббатства Санкт-Галлен. Ок. 825 г. (St. Gallen. Stiftsbibl, 1092) Облик К. определялся формой сводов, перекрывавших галереи, и арок, составлявших фасад. С усложнением строительных техник, особенно сводчатых перекрытий, низкие цилиндрические своды древних галерей заменили высокими крестовыми и стрельчатыми.

http://pravenc.ru/text/1841516.html

Согласно Ангильберту, в чине Rogationes за главной Л. следуют 3 Л. др. типа, которые он называет «галликанской» (gallica), «италийской» (italica) и «римской» (romana) Л. Поскольку в трактате содержание каждой Л. не раскрывается, исследователи пытаются идентифицировать их с помощью книг, происходящих из аббатства Сен-Рикье или связанных с ним. В частности, известны Псалтири, в которых подряд записаны несколько Л. с подзаголовками, частично совпадающими с указаниями Ангильберта: рукопись Paris. Lat. 13159 (ок. 800) имеет рубрики «letania» (Fol. 164v - 165), «letania gallica» (Fol. 165r-v), «letania italica» (Fol. 166r-v); рукопись Brussels. Bibl. Royal. 7524-55 (X в.): «letania» (Fol. 79v - 83v), «letania gallica» (Fol. 83v - 84), «letania italica» (Fol. 84-85v). Сравнение текстов с другими традициями позволило определить, что для «галликанской» Л. характерны вступление с обращением к Лицам Пресв. Троицы и финальные прошения о мире, благоприятной погоде и т. п. «Италийской» Л. свойственны инципит «Exaudi Deus» и рефрен «Intercede pro nobis». В отношении же характерных черт «римской» Л. среди ученых нет единого мнения. Возможно, «римской» считалась Л., к-рую, как полагал Ангильберт, пели на пасхальной мессе. Он называет ее 7-, 5- и 3-кратной Л. (septenaria, quinaria, ternaria). Ее текст встречается под рубрикой «Литании Великой субботы» в Цюрихской галликанской Псалтири с библейскими песнями и молитвами (ркп. Zürich. Zentralbibl. Car. C. 161. Fol. 182-182v, рубеж IX и X вв.). В «Романо-германском Понтификале» X в. эта Л. отмечена в чине Крещения, а ее название объясняется количеством повторений рефрена певцами (Or. XCIX 384// Vogel, Elze. PRG. Vol. 2. P. 108-109; ср.: Or. XXXII 12// Andrieu. Pontif. Rom. (XII). P. 241). В некоторых локальных традициях она была включена также в чинопоследование вигилии Пятидесятницы (The Missal of Robert of Jumièges/Ed. H. A. Wilson. L., 1896. P. 116). Помимо чина Крещения в Великую субботу и Великой и Малой Л., Л. всем святым вошла в состав чинов Ординации, монашеской тонзуры, совершаемой епископом, и чина освящения церкви. Л. включали в состав оффиция. Так, 5-й канон Синодов Райсбаха, Фрайзинга и Зальцбурга (800) предписал петь Л. всем святым на 9-м часе в пост среды и пятницы, за исключением периодов от Рождества Христова до октавы Епифании и от Пасхи до Пятидесятницы, а также праздников Девы Марии, Иоанна Крестителя, 12 апостолов, арх. Михаила, свт. Мартина Турского и приходских праздников (MGH. Conc. Kar. Bd. 1. S. 208; ср. с акцентом на молитве за правителя: Ibid. S. 250). В монашеском оффиции Л. читали после 1-го часа (вместе с 7 покаянными псалмами), после 3-го (или 6-го) часа или перед совершением мессы.

http://pravenc.ru/text/2110565.html

Экстаз св. Кануда IV, кор. Дании. Гравюра. XVIII в. Экстаз св. Кануда IV, кор. Дании. Гравюра. XVIII в. Папа Пасхалий II (1099-1118) в 1100 г. разрешил обретение мощей Ангильберта (иначе Энгельбрех или Энгельберт; † 814), настоятеля аббатства Сен-Рикье, ученика Алкуина . 19 апр. 1100 г. по поручению папы произошли обретение мощей и К. Кнуда IV Святого († 1086), кор. Дании. 4 июня 1110 г. в г. Сеньи (Италия) была совершена К. Петра, еп. г. Ананьи († 1105), которая сопровождалась чтением Жития новопрославленного святого ( Jaff é . RPR. N 6239). Папа Каллист II (1119-1124) канонизировал в 1120 г. Гуго, аббата Клюни († 1109), которого папа лично знал ( Cowdrey H. E. J. Two Studies in Cluniac History, 1046-1126. R., 1978. P. 115). В том же году папа поручил своему легату совершить обретение мощей Арнульфа, еп. Суасона († 1087). В 1123-1124 гг. произошла К. Герарда, еп. г. Потенца († 1119). Его преемник на епископской кафедре еп. Манфред прибыл в Рим вместе с делегацией от народа, чтобы просить папу причислить Герарда к лику святых. Прочитав его Житие, Каллист II провозгласил Герарда святым. В Потенцу были посланы 3 епископа и кардинал, чтобы публично объявить о К. и даровании папой 40-дневной индульгенции всем тем, кто будут совершать память нового святого ( Krafft. 2005. P. 73-74). Обычай предоставления подобного рода индульгенций окончательно утвердится лишь в XIII в. Этот же папа канонизировал свт. Конрада , еп. Констанцского († 975) ( Jaff é . RPR. N 7028). Папа Иннокентий II (1130-1143), присутствуя на Соборе в Реймсе, канонизировал 29 окт. 1131 г., после обычного чтения Жития и рассказа о чудесах, Годехарда, еп. г. Хильдесхайм († 1038) ( Innocentius II, papa. Epistolae et privilegia 61//PL. 179. Col. 110; Jaff é . RPR. N 7496). В период между 1134 и 1136 гг. папа разрешил К. Гуго († 1132), настоятеля аббатства Ла-Шез-Дьё (Франция), впосл. еп. Гренобля ( Innocentius II, papa. Ep.//PL. 153. Col. 761; Jaff é . RPR. N 7742). II Латеранским Собором (1139) был причислен к лику святых Стурмий, аббат монастыря Фульда († 779) ( Innocentius II, papa. Epistolae et privilegia 392//PL. 179. Col. 450; Jaff é . RPR. N 8007).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Иоанн XV, папа Римский, передает привилегии епископу Тиволи в присутствии епископа Непи. Миниатюра из «Regestum Tiburtina» (ASVat. AA. ARM. I–XVIII. 3658. Fol 10v). XI–XII вв. Иоанн XV, папа Римский, передает привилегии епископу Тиволи в присутствии епископа Непи. Миниатюра из «Regestum Tiburtina» (ASVat. AA. ARM. I–XVIII. 3658. Fol 10v). XI–XII вв. При И., стороннике клюнийской реформы , мн. мон-ри были взяты под защиту Папского престола. Охраняя привилегии мон-рей от светских государей, папа прибегал к крайним мерам. Так, он пригрозил графам Фландрским Арнульфу II и Балдуину IV отлучением от Церкви, если они не откажутся от претензий к мон-рю св. Рихария (Сен-Рикье) ( Jaffé. RPR. N 2953). И. утвердил решения Собора в Лиможе (994), состоявшегося в рамках движения «Божиего мира» , где идея реформы Церкви нашла широкую поддержку. В кон. 988 или в нач. 989 г. в Рим приехал изгнанный из еп-ства сщмч. Адальберт , еп. Пражский. По совету папы он принял монашеский постриг и поселился в мон-ре святых Алексия и Вонифатия на Авентине. В сер. 992 г. прибывшие в Рим послы чеш. кн. Болеслава II (967-999) от лица правителя и паствы при поддержке архиеп. Виллигиза Майнцского (Пражский епископ являлся суффраганом архиепископа Майнцского) обратились к И. с просьбой вернуть епископа в Прагу. Дело обсуждалось на Соборе, по решению к-рого Адальберту надлежало отправиться в свое еп-ство, однако в случае дальнейших притеснений ему разрешалось вернуться в мон-рь. Во время 2-го пребывания в Чехии Адальберт по поручению И. основал 1-й на чеш. землях бенедиктинский мон-рь Бржевнов , к-рый получил от папы широкие привилегии. В 994 г. Адальберт, удрученный состоянием нравов в епархии и потерей в ходе усобицы 4 братьев, вернулся в Рим. Согласно поздней легенде, папа назначил Адальберта своим капелланом. В 996 г. по просьбе Виллигиза Майнцского папа (И. или, вероятно, уже новый папа Римский Григорий V ) повелел Адальберту возвратиться в еп-ство или заняться миссионерской деятельность среди язычников (спустя год сщмч. Адальберт принял мученическую кончину от язычников-пруссов, живших к востоку от устья Вислы).

http://pravenc.ru/text/469700.html

На начальном этапе на изменения в списке имен святых, к к-рым обращались в Л., оказывали влияние перечни имен из канона мессы (разделы «Communicantes» и «Nobis quoque»). В нач. VIII в. в текст Л. наряду с именами апостолов и мучеников включали имя свт. Григория Великого (The Earliest Life of Gregory the Great by an Anonymous Monk of Whitby/Text, transl. and notes by B. Colgrave. Camb., 1985. P. 138). К нач. IX в. складывается неск. устойчивых типов Л. Их классификация приводится в сочинении Ангильберта, аббата Сен-Рикье ( 814) (Institutio de diversitate officiorum//CCM. Vol. 1. P. 295-299). Главной (generalis) в тот период считалась Л., к-рую пели во время процессии к крещальной купели в Великую субботу. Такие Л. встречаются в литургических книгах с кон. VIII в. Они начинаются с 3-кратного «Christe audi nos», далее следует список имен святых, где первым стоит имя Девы Марии, после каждого имени - рефрен «ora pro nobis», в конце - ряд кратких прошений о прощении грехов, о мире и т. д. с особыми рефренами, «Agnus Dei», 3-кратное «Christe audi nos» и «Kyrie» (Liber Sacramentorum Gellonensis. 344. 2313//CCSL. 159. P. 332-333; Liber Sacramentorum Augustodunensis. CVI 537-538//CCSL. 159B. P. 66-68). Если в Л. из Желлонского Сакраментария приводится всего 13 имен святых, то Ангильберт расширил их число до 135 (не считая имен ангелов, библейских патриархов и пророков). Главную Л., по мнению Ангильберта, должно петь также во время проведения Rogationes. Процессия Великой Л. с пением Л. всем святым описывается в Ordo из аббатства Сент-Аман-лез-О (Эльнон) (Paris. lat. 974, нач. IX в.): первыми выходят из ксенодохия бедняки с деревянным раскрашенным распятием и поют «Kyrie», «Christe audi nos», затем «Sancta Maria ora pro nobis» (весь список имен святых не приводится); после этого ставрофоры выносят 7 стациональных крестов с 3 горящими свечами в каждом, следом идут епископы, пресвитеры и субдиаконы, далее - папа с диаконами, перед к-рыми субдиаконы несут 2 серебряных креста, а мансионарии - кадила; завершает шествие схола певцов; перед входом в храм Л. повторяется (изд.: OR. XXI 10-12// Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 248). Эта Л. по структуре напоминает, с одной стороны, Л. из чина Крещения в каролингских Сакраментариях VIII-IX вв., с другой - Л. из дополнений к ирл. Миссалу Стоу (The Stowe Missal/Ed. G. F. Warner. L., 1915. Vol. 2. P. 3, 14).

http://pravenc.ru/text/2110565.html

В некоторых сборниках к этим канонам добавлены другие: запрет клирикам выпивать в тавернах; запрет епископу продавать что-либо из церковного имущества (возможна лишь безвозмездная раздача нуждающимся); запрет совмещать функции епископа и аббата; запрет передавать десятину от одной церкви другой; в приходских церквах, находящихся под опекой мон-ря, капелланов должны поставлять местные епископы по согласованию с монахами; клирикам запрещено вмешиваться в дела др. приходов; все обвинения против клириков должны быть записаны и подтверждены показаниями свидетелей; бедные церкви могут объединять доходы для обеспечения клириков; миряне могут платить десятину монахам или каноникам только с разрешения епископа или папы Римского; отлученных от Церкви запрещено погребать на христ. кладбище; в течение Великого поста мирянам следует раздавать освященный пепел; мирянам разрешено трижды вступать в брак; запрещен брак до 7-й степени родства; необходимо воздерживаться от брачного общения в дни церковных праздников. К. С. принял также ряд решений по церковно-политическим вопросам и территориальным спорам. Были отлучены от Церкви Гвиберт Равеннский (антипапа Климент III ), имп. Генрих IV (повторно после Собора в Пьяченце), франц. кор. Филипп I и его 2-я жена Бертрада де Монфор (за незаконный брак). Собор подтвердил примат архиепископа Лиона над церковными провинциями Руана, Санса и Тура, а также юрисдикцию архиепископа Турского над Бретанью. Постановив выделить диоцез Аррас из еп-ства Камбре, К. С. решил спор о выборах епископа Камбре в пользу Манассии. Папа Урбан II смог уладить давний территориальный конфликт между аббатствами Клюни и Ла-Шез-Дьё из-за аббатства Моза (близ Клермона), к-рое было признано дочерним мон-рем Клюни. Неск. соборными постановлениями были удовлетворены претензии Клюни и на ряд др. церквей и мон-рей. К. С. решил спор между аббатом Петром Анианским и еп. Жоффруа Магелонским (в пользу последнего), а также спор между епископами Гренобля и Вьенны о дер. Серморен (в пользу епископа Гренобля). На Соборе были подтверждены привилегии, дарованные разным церквам и мон-рям. К. С. низложил Бегона, аббата Конка, а Гервину, еп. Амьенскому, в соответствии с принятым каноном запретил занимать одновременно епископскую кафедру и должность аббата мон-ря Сен-Рикье.

http://pravenc.ru/text/1841317.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010