Богослужение великопостное     (Период пения Постной Триоди) Древность Великого поста и его значение    Пост перед праздником Святой Пасхи (или Святая Четыредесятница), называется Великим по особой важности его установления.    Древние христианские писатели единогласно свидетельствуют, что Святая Четыредесятница установлена апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея (Исх.:34 гл.), Илии (3 Цар.:19 гл.), а главным образом – Господу Иисусу Христу, постившемуся в Иудейской пустыне сорок дней (Мф. 4:2).    О том, что Великий пост – установление святых апостолов, свидетельствует и 69-е Апостольское правило, повелевающее поститься в Св. Четыредесятницу. Кроме того, на апостольское установление Св. Четыредесятницы и соблюдение ее всей первохристианской Церковью указывают святые отцы Церкви I-IV веков: Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский (IV в.) и многие другие.    О том, что с самого начала продолжительность Великого поста была сорокадневной, мы имеем свидетельства, идущие от глубокой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святители Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что Великий пост в их время существовал повсюду. Но еще более непререкаемое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг св. Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище.    Сорокадневный Великий пост соблюдался, однако, в Древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался. Но уже в IV веке в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника (после Недели сыропустной) до Великой Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы – «ради спасительных Страстей Христовых» (св. Симеон Солунский).    В Апостольских Постановлениях (кн. 5, гл. I) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т.е. Св. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т.е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т.е. понедельника) и оканчивая в пятницу: потом начинается св. седмица Пасхи (т.е. страданий Христовых), постясь во время её все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих». В этих Апостольских Постановлениях ясно обозначается продолжительность Великого поста, состоящего из сорокадневного поста и Страстной седмицы. Св. Епифаний Кипрский пишет о том, что Четыредесятница продолжается до Пасхи (то есть до Страстной седмицы). Эти дни Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение кафолической веры, XXII).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вторая седмица Великого Поста — о чем не забыть В субботу совершается поминовение усопших 26 февраля, 2018 В субботу совершается поминовение усопших Вторая седмица Великого поста в 2018 году – с 26 февраля по 4 марта. Что нужно успеть на этой неделе – рассказывает «Правмир». На Вто­рой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста Цер­ковь мо­лится о бла­го­дат­ном оза­ре­нии по­стя­щих­ся и ка­ю­щих­ся, по­буж­дая хри­сти­ан к но­вым по­дви­гам. В среду, 28 февраля, и пятницу, 2 марта, Второй седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров . В суб­бо­ту вто­рой сед­ми­цы, 3 марта со­вер­ша­ет­ся за­упо­кой­ная служ­ба . Во святую Четыредесятницу Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих 2-й, 3-й и 4-й седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Фото: Vk/Симбирская митрополия Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы. Воскресенье второй седмицы, 4 марта называется Неде­лей свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы , ар­хи­епи­ско­па Фес­са­ло­нит­ско­го. Свя­той Гри­го­рий был ве­ли­ким по­движ­ни­ком го­ры Афон и из­ве­стен так­же как за­щит­ник Пра­во­сла­вия и об­ли­чи­тель ере­си Вар­ла­а­ма, ка­лаб­рий­ско­го мо­на­ха, от­вер­гав­ше­го пра­во­слав­ное уче­ние о бла­го­дат­ном Све­те, оза­ря­ю­щем внут­рен­не­го че­ло­ве­ка и ино­гда от­кры­ва­ю­щем­ся ви­ди­мо (на­при­мер, на Фа­во­ре и на Си­нае). На со­зван­ном для суж­де­ния по этим во­про­сам Со­бо­ре свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма об­ли­чил ере­ти­ков и за­щи­тил уче­ние о Све­те Бо­же­ствен­ном, ко­то­рым про­си­ял Гос­подь на Фа­во­ре и ко­то­рым оза­ря­ют­ся по­движ­ни­ки, до­стиг­шие свя­то­сти. Желаем Божией помощи и сил на пути Великого Поста!

http://pravmir.ru/vtoraya-sedmitsa-velik...

Вторая седмица поста менее строга, чем первая. Устав предписывает однократный прием растительной пищи без масла. В субботу и воскресенье второй седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом. Практика поста многих современных приходов такова: во все седмичные дни кроме среды и пятницы, а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В среду и пятницу – вареная растительная пища без масла. Это относится и ко всем остальным седмицам Великого поста. Суббота 3-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. В этот день совершается сугубое поминовение усопших. Неделя третья Великого поста. Крестопоклонная. Поклонение Животворящему Кресту Господню начинается в субботу третьей седмицы выносом его на середину храма во время утрени. В этот момент в храмах звучит тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Эта Неделя и последующая за ней седмица называются Крестопоклонными. Напоминание о страданиях и смерти Христовой призвано укрепить христиан и воодушевить их к продолжению поста. Поклонение Святому Кресту продолжается до пятницы, когда он перед начальным возгласом Литургии вносится обратно в алтарь. Практика поста современных приходов в дни поклонения Святому Кресту такова: во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла. Суббота 4-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. Как и в две предыдущие субботы Великого поста, совершается сугубое поминовение усопших. Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника . Святой Иоанн Лествичник , игумен монастыря Синайской горы, являющийся автором «руководства для духовной жизни» – книги «Лествица» (VI-VII вв.), дает своей жизнью и творчеством высокий пример «царского пути» в православной аскетике. Будучи, с одной стороны, человеком строгой постнической жизни, он уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Он не дополнял иноческий устав сугубым воздержанием в пище и не проводил ночей без сна, чтобы «непрестанным бодрствованием не погубить ума».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но батюшка всегда с осторожностью просил относиться к подобным обетам: «Обет, как клятва, так и остается на суд Божий, на совести нашей. Лучше тебе не обещать, нежели не исполнять то, что ты обещал. Почему всегда говорим: вы не обещайте ничего. Вы только всегда говорите простое слово: «Буду стремиться, с Божьей помощью. Как Бог управит» и «Как Бог поможет». Уже обеты давать не будешь ты. Уже той глубокой ответственности у тебя не будет. Вот. Сколько в нас ложных этих обещаний, у каждого из нас. Никогда не будьте легкомысленными, а если что обещал – бери, свято исполняй». 361 «Вспомним, родные мои, об обещаниях, о ложных обещаниях, их тьма у каждого на душе. И по силе, возможности дай, Господи, что мы обещали, то и исполнить. Особенно те обещания, которые относятся ко храму Божьему, к молитве, особенно эти стараемся обещания исполнять. Лучше никогда ничего не обещать по легкомыслию, нежели не исполнять в жизни своей». 362 243 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г. 246 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г. 248 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г. 252 Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2. т. Т. 2. П-Я.– М.: ДАРЪ, 2009. С. 54. 255 Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2. т. Т. 2. П-Я.– М.:ДАРЪ, 2009. С. 543. 258 Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2. т. Т. 2. П-Я.– М.:ДАРЪ, 2009. С. 543. 279 Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2. т. Т. 1. А-0.–М.: ДАРЪ, 2009. С. 412. 302 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Память святого праведного Иова Многострадального.19 мая 1997 309 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г. 341 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя 2-я Великого поста. Собор преподобных Киево-Печерских. 4 марта 1999 г. 343 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Седмица 6-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. 1997 г. 345 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя о Зак- хее. 24 января 1999 г. 362 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1998 г. Читать далее Источник: О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура)/Авт.- сост. иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). — 2-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 672 с.: ил., с. цв. ил. — (Серия «Подвижники благочестия XX века»). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Четвертая седмица Великого поста — о чем не забыть Продолжается поклонение Кресту, в воскресенье — память Иоанна Лествичника 7 апреля, 2024 Продолжается поклонение Кресту, в воскресенье — память Иоанна Лествичника Четвертая седмица Великого поста в 2024 году — с 8 по 14 апреля. Что нужно успеть на этой неделе — рассказывает «Правмир». В по­не­дель­ник, сре­ду и пят­ни­цу этой сед­ми­цы на службах совершается поклонение Кресту . В пят­ни­цу по окон­ча­нии ча­сов, перед Литургией , Крест уносится в ал­тарь. Вся чет­вер­тая сед­ми­ца на­зы­ва­ет­ся Кре­сто­по­клон­ною. В пятницу, 12 апреля,  Четвертой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров . В суб­бо­ту Четвертой сед­ми­цы, 13 апреля, со­вер­ша­ет­ся за­упо­кой­ная служ­ба — это последняя, третья, суббота особого поминовения усопших. Субботы 2-й, 3-й  и 4-й седмиц назначены Церковью для поминовения усопших по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.  Но в 2024 году в субботу третье седмицы  заупокойная служба не совершалась по случаю Предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы. На этой неделе пост проходит свой экватор, а в воскресенье, 14 апреля , Церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Лествичника , который, по словам митрополита Антония Сурожского, «сделал попытку нам показать, как из глубины греховной, из нашей немощи, из нашего несовершенства мы можем вырасти в полную меру той святости, которая нам предложена Крестом и любовью Господней. Когда перед нами встает вопрос, что же делать, перед нами встают тысячами и свидетели о том, как поступить и что сделать». Главное творение преподобного Иоанна, «Лествица» , особенно чтится монахами, но и миряне стараются еще раз перечитать «Лествицу» в дни Великого поста.  Это учение о восхождении ко Господу, когда христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги.

http://pravmir.ru/chetvertaya-sedmitsa-v...

Фото: tatmitropolia.ru Вторая седмица Великого поста. О чем не забыть На вто­рой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста Цер­ковь мо­лится о бла­го­дат­ном оза­ре­нии по­стя­щих­ся и ка­ю­щих­ся 24 марта, 2024 На вто­рой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста Цер­ковь мо­лится о бла­го­дат­ном оза­ре­нии по­стя­щих­ся и ка­ю­щих­ся Фото: tatmitropolia.ru Вторая седмица Великого поста в 2024 году — с 25 по 31 марта. Что нужно успеть на этой неделе — рассказывает «Правмир». В среду, 27 марта, и пятницу, 29 марта, второй седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров . В суб­бо­ту вто­рой сед­ми­цы, 30 марта, со­вер­ша­ет­ся за­упо­кой­ная служ­ба . Во святую Четыредесятницу Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы. Воскресенье второй седмицы, 31 марта, называется Неде­лей свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы , ар­хи­епи­ско­па Фес­са­ло­нит­ско­го. Свя­той Гри­го­рий был ве­ли­ким по­движ­ни­ком го­ры Афон и из­ве­стен так­же как за­щит­ник Пра­во­сла­вия и об­ли­чи­тель ере­си Вар­ла­а­ма, ка­лаб­рий­ско­го мо­на­ха, от­вер­гав­ше­го пра­во­слав­ное уче­ние о благодатном Све­те, оза­ря­ю­щем внут­рен­не­го че­ло­ве­ка и ино­гда от­кры­ва­ю­щем­ся ви­ди­мо (на­при­мер, на Фа­во­ре и на Си­нае). На со­зван­ном для суж­де­ния по этим во­про­сам Со­бо­ре свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма об­ли­чил ере­ти­ков и защи­тил уче­ние о Све­те Бо­же­ствен­ном, ко­то­рым про­си­ял Гос­подь на Фа­во­ре и ко­то­рым оза­ря­ют­ся подвиж­ни­ки, до­стиг­шие свя­то­сти. Желаем Божией помощи и сил на пути Великого поста!

http://pravmir.ru/vtoraya-sedmitsa-velik...

Введение ПОСТ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ. ДРЕВНОСТЬ ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ    Пост Святой Четыредесятницы называется Великим в виду особой важности его установления.    Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствовали о том, что пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея (Исх. 34), пророка Илии (3 Цар. 19), а главным образом — по примеру Господа Иисуса Христа (Мф. 4:2), постившегося сорок дней.    О том, что установление это является апостольским, свидетельствует 69 правило Апостолов, повелевающее поститься в Святую Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, об апостольском установлении поста Святой Четыредесятницы и соблюдении его всей Первенствующей Апостольской Церковью указывают Отцы Церкви I-IV веков: святой Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский (IV в.) и многие другие.    О том, что пост продолжался именно 40 дней с самого начала его установления, также сущестуют свидетельства самой глубокой древности. И само название «Четыредесятница» встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но особое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг святого Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая прекращать пост Четыредесятницы по воскресным дням.    Итак, пост Святой Четыредесятницы всегда составлял 40 дней. Начиная с IV века в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника после сырной седмицы — до Великой Субботы включительно. Таким образом, Великий пост состоит из собственно из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых (святой Симеон Солунский). В Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т. е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т. е. с понедельника) и оканчивая в пятницу; потом начинается Святая седмица Пасхи (т. е. седмица страданий Христовых). Постясь во время ее все со страхом и трепетом, приносят ежедневно моление согрешающих». В этих постановлениях Великий пост представляется состоящим из сорокадневного поста и поста Страстной седмицы. Святой Епифаний Кипрский пишет: «Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной Недели) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение Кафолической веры, XXII).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Глава 1. Введение в постную триодь Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению каждого значимого дня периода Постной Триоди в отдельности, прежде чем пустимся в это увлекательное путешествие, кульминационной вехой которого является праздник Святой Пасхи, необходимо поговорить о периоде Постной Триоди в целом и сделать краткий обзор истории Постной Триоди как богослужебной книги. Кроме того, в этой вводной главе уместно рассмотреть историю поста Святой Четыредесятницы и поговорить в целом о духовном значении и месте Великого поста в жизни православного христианина. § 1. Общая характеристика периода Постной Триоди Период Постной Триоди является частью подвижного круга годичного богослужения и охватывает 70 дней: от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. При этом его можно четко разделить на две части: подготовительный период к Великому посту (22 дня) и собственно Великий пост (48 дней). В свою очередь период Великого поста делится на три неравных по продолжительности отрезка: 1) Святая Четыредесятница длится 40 дней (что отражено и в названии), начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. 2) Суббота и неделя 6-й седмицы – Лазарева суббота и Неделя ваий – составляют как бы промежуточный двухдневный период между Четыредесятницей и Страстной седмицей. 3) Страстная седмица – 6 заключительных дней Великого поста, каждый из которых называется великим и посвящается воспоминанию событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Перечислим теперь по порядку недели (воскресные дни) периода Постной Триоди (их всего 10): Неделя о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Неделя мясопустная (о Страшном суде); Неделя сыропустная (Адамово изгнание, Прощеное воскресенье); 1-я Неделя Великого поста – Торжество Православия; 2-я Неделя Великого поста – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя Великого поста – Крестопоклонная; 4-я Неделя Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя Великого поста – преподобной Марии Египетской;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

1. Celia and Kenneth Sisam (eds.), The Oxford Book of Medieval English Verse , Oxford ,1970, с. 120. 2. “Возсия весна постная, цвет покаяния…” (самогласен на стиховне сырной среды, глас 3-й). — Прим.ред. 3. Послание к Диогнету, VII, 4. 4. Против ересей, III, XXI, 7 (PG 7.953B). 5. Самопознание. Опыт философской автобиографии, Москва, “ДЭМ”, 1990 г ., с. 51 (гл. II, Свобода). 6. О православном понимании Великого поста см. великолепную и очень живую книгу протопресвитера Александра Шмемана “Великий пост”. См. также предисловие к Пост ной триоди , переведенной матерью Марией и архимандритом Каллистом (Уэр)( Тне Lenten Triodion , London/Boston 1978, сс. 13-64). 7. Люди с математическим складом ума могут удивляться, как можно свести Великий пост к десятой части года. В православии один из способов подсчета протяженности поста следующий: пост состоит из семи недель, каждая из которых включает пять дней непосредственно поста (суббота и воскресение не считаются днями строгого поста). Также к этому добавляется Страстная суббота, которая, единственная в году, является постной. Итого получается полных 36 дней. Хотя такой подсчет и годится для принятия Великого поста за десятину года, на Востоке Великий пост обычно высчитывается от Чистого понедельника до пятницы шестой недели включительно и таким образом насчитывает сорок дней. Страстная седмица считается особым временем, отличающимся от собственно Великого поста. См. Тне Lenten Triodion , сс. 31-33. 8. “Светло усрящим поста вход, вернии, и да не сетуим…” “День един убо, рече, житие всяко земных: труждающымся от любве четырядесять суть дней поста, яже совершим светло” (канон утрени, глас 2-й). — Прим.ред. 9. Очерк мистического богословия восточной церкви , гл. VIII (см. Москва, 1991 г ., с. 129). 10. Беседа о крещении (PG 65.1028.BC). 11. См. Канон на страх труса , Большой требник, Свято-Троице-Сергиева лавра, 1992 г ., песнь 9-я. 12. Беседы о посте, I, 10 (PG 31.181B). 13. В действительности это просто более разработанный чин взаимного прощения, совершающийся в монастырях ежедневно в конце повечерия.

http://predanie.ru/book/219589-velikiy-p...

В первую же седмицу Великого поста песни канона 6, 7, 8, 9 глаголются прежде в пяток (Тип. пол. пятка 1 седм. Вел. поста). В субботу первой Недели Великого поста в песнях Триоди предлагается новое подтверждение того, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым Божиим покровительством. В эту субботу Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Она воспоминает, как отступник император Юлиан, зная, что христиане в первую седмицу Великой Четыредесятницы соблюдают строгий пост, приказал окропить кровью идоложертвенной всё, что продается на торжищах, чтобы ядущие купленное там осквернились. Но св. Феодор Тирон, явись из другого мира, спас от осквернения христиан; он уведомил епископа Евдоксия о тайном намерении богоотступника и посоветовал в эту первую седмицу Великого поста употребить на трапезе коливо. Служба св. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни 939 . И после вечерни и затем преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве, полагается петь молебный канон св. Феодору, «предложше коливо», и в конце молебна читать молитву на благословение колива (Тип. посл. субб. 1-й седм. Велик. поста) ([kλυbα) (см. кутия). Молитва находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники. Первая седмица Великого поста называется Феодоровой Неделй. Неделя (воскресение), следующая за субботой, называется первой Неделей Великого поста. Таким образом, воскресные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста следуют за седмичными днями, а не так, как в прочие седмицы в году, в которые начинаются седмицы воскресным днем 940 . В первую Неделю (воскресение) Великого поста совершается торжество восстановления почитания святых икон 941 при царице Феодоре, а вместе с тем воспоминается то дивное действие, какое оказали императору Феофилу, гонителю св. икон, но пред смертью раскаявшемуся, общественное покаяние, молитва и пост. Быв совершены по нем в первую седмицу Великого поста, они даровали ему от Господа прощение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010