Литургия Преждеосвященных даров Литургия Преждеосвященных Даров, как показывает само ее название, отличается от литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные прежде. Посему на литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения (проскомидии) и освящения Даров (евхаристии). Литургия Преждеосвященных Даров совершается в дни Великого поста, потому что приношение Святых Даров и освящение их несовместны со строгостью поста. Присутствуя при освящении Святых Даров или совершении таинства евхаристии, истинные христиане одушевляются чувством высокой радости о Христе Спасителе. Но эти чувства не согласуются с сокрушением и печалью, с какими должно проводить дни Великого поста. Потому в известные дни Великого поста и не положено совершать таинства евхаристии (освящения Святых Даров). Но, с другой стороны, и причащение не вовсе отменяется в дни поста и покаяния. Ибо постящимся, при подвигах умерщвления плоти, необходимо подкрепление небесною пищею Тела и крови Христовой. Посему, чтобы постящиеся могли приобщаться Тела и Крови Христовой, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Дары же, которые преподаются верным на литургии Преждеосвященных Даров, освящаются прежде – при совершении литургии или св. Иоанна Златоуста (в неделю сыропустную, в неделю ваий, в Благовещение, случившееся в седмичные дни) или св. Василия Великого (в 1, 2, 3, 4 и 5 недели Великого поста). Святой хлеб преждеосвященных Даров приготовляется на проскомидии в то время, когда приготовляется и агнец для литургии, совершаемой в тот день. Так как в Великом посту (в седмичные дни) только по вечеру дозволяется принимать пищу, то литургия Преждеосвященных Даров совершается после 9 часа и вечерни. Перед литургиею совершаются великопостные 3, 6 и 9 часы с Изобразительными и вечерня. После часов и Изобразительных священник говорит отпуст по обычаю. Затем диакон, на обычном месте у святых дверей, возглашает: «Благослови, владыко». |
В собрании рукописей Оптиной пустыни находится и седьмая часть этого «Подвижнического сборника» 7 , в котором должно было быть пятнадцать частей. Седьмая часть представляет собой трактат «Учение молитве», содержащий теоретическое введение и описание приемов совершения Иисусовой молитвы, а также описание благодатных действий, возникающих при её совершении. На последнем листе рукописи имеется запись: «Выписки из православных отцев Греческой Церкви о внутренней молитве собраны недостойным Арсением, 1827 года, в марте месяце, в бытность в Симонове. Начаты с 8 марта, во вторую седмицу Поста, на другой день после горения убогой моей келлии» 8 . Дата начала работы над «Трактатом о молитве» (8 марта, вторая седмица Поста), указанная в записи, является ошибочной, поскольку в 1827 году вторая седмица (неделя) Великого поста приходилась на 21–27 февраля, а 8 марта было вторником четвертой седмицы Великого Поста. Устранить ошибку переписчика и уточнить дату составления «Трактата о молитве» позволяет запись, находящаяся в автобиографических «Записках для моей грешной, окаянной и слабой памяти», составленных в 1824–1828 гг. неким Валентином Троепольским, насельником московского Симонова монастыря. Среди событий 1827 года отмечено следующее: «Того же лета, на третией седмице Святого Поста, во вторник, посещён искушением, открывшимся попущением Божиим в горении убогой моей келлии. После чего собирал книгу о Иисусовой молитве, каковая за благословением моего благодетельного старца и окончана 4 марта. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по милуй мя грешного!» 9 . В 1827 году вторник третьей седмицы Великого Поста приходился на 1 марта. Таким образом, «книга об Иисусовой молитве» (то есть «Трактат о молитве» из «Подвижнического сборника») была составлена 2–4 марта 1827 года. |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начался Великий пост (комментарий в зеркале СМИ) Великопостное богослужение в Свято-Даниловом монастыре Богослужения Великого поста Сюжет из телепрограммы «Православная энциклопедия» Эфир на канале ТВЦ 18.03.06 Особый великопостный звон, сдержанный и немного грустный, как и тысячу лет назад собирает верующих на службы Великого поста, – размеренные, долгие и красивые. Великий пост был установлен апостолами в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне, который Он совершал перед тем, как Ему выйти на проповедь. Это самый долгий и строгий из четырех постов. В течение всего поста нельзя есть мясную и молочную пищу, рыба разрешается лишь дважды, – на Благовещенье и Вербное воскресенье. Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах по частям читают Покаянный Канон Андрея Критского. А еще один раз его читают в четверг на пятой неделе - полностью. Автор этого канона преподобный Андрей жил в VIII веке и был архиепископом Крита. При жизни святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, – это Великий канон, состоящий из 250 песен. Великим Постом на всех службах больше читают, чем поют. Облачения священнослужителей темные. В храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Каждый день по нескольку раз читается молитва святого Ефрема Сирина, во время которой кладут 4 земных и 12 поясных поклонов. Литургия в будние дни не служится. Но бывает особый чин великопостного Причащения. Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары освящают заранее, в воскресенье, и ими причащают верующих по средам и пятницам. Коливо Суббота первой недели Великого Поста посвящена великомученику Феодору Тирону. В этот день после службы раздают коливо (обычно, какая-либо крупа с медом и фруктами) в память о событии, происшедшем в Константинополе в IV веке. Тогда Император Юлиан Отступник, чтобы надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на городских рынках окропить идоложертвенной кровью. Но архиепископу явился во сне великомученик Феодор и велел, чтобы верующие не покупали продукты на рынке, а воспользовались тем, что хранится у них дома, крупой, запасами зерна или бобов. Верующие варили из этих круп коливо и питались им. |
Возможно, практика исполнения Великого канона не только в четверг 5-й седмицы Великого поста, но еще и на 1-й седмице, существовала уже в студийскую эпоху; как косвенное подтверждение этого можно интерпретировать записи на полях Моисея Киянина Триоди (РГАДА. Син. Тип. 137, кон. XII – нач. XIII в.). В позднейших рукописях и печатных книгах Великий канон – неотъемлемая часть повечерий первых 4 дней Великого поста В отношении качества пищи Иерусалимский устав различает 1-ю седмицу, в понедельник и вторник которой вообще запрещено вкушение пищи (для немощных делается послабление во вторник), и проч. седмицы, когда ежедневно бывает одна трапеза с сухоядением и когда, если случится праздник, дозволяется, как в субботы и воскресенья, вкушение пищи с елеем и вина. Рыба разрешается только на праздник Благовещения (а также на праздник Входа Господня в Иерусалим; если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, разрешения на рыбу нет). В отличие от рыбы вкушение морских моллюсков и «черепокожных» (ракообразных) по субботам, воскресеньям и праздникам дозволяется. В современной практике вседневные службы Великого поста совершаются в целом согласно с предписаниями Иерусалимского устава. В эти дни согласно рус. певческой традиции употребляются особые напевы, ни в какие др. дни года (в т. ч. и в субботы и воскресенья Великого поста) не звучащие. Особенно строго устав стараются соблюдать на 1-й седмице поста, напр., во мн. приходах и монастырях целиком вычитываются все кафизмы. Впрочем, выполнить требования устава до конца в современных городских условиях почти невозможно: так, кроме кафизм предписано ежедневно читать на утрене творения прп. Ефрема Сирина и Лавсаик, а на часах – Лествицу. Службы 1-й седмицы Великого поста во многих приходах РПЦ отправляются не по утвержденным литургическим книгам – Триоди, Часослову и др.,– а по различным «Последованиям 1-й седмицы». |
1. О разных сроках Великого поста В сути вещей история происхождения Великого поста и подготовительного времени такова. Первоначально пост появляется для того, чтобы подчеркнуть событие Воскресения. Самый древний Пасхальный пост, установленный апостолами по заповеди Христа, – поститься в тот день, когда отнимется у них Жених 4 , мог быть однодневным или двухдневным, о чем писал св. Ириней Лионский в письме к папе Виктору: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других – два дня, по мнению третьих –даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи» 5 . Однако этот краткий пост было не так просто выдержать, поскольку он обозначал полное неядение. В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще 7 дней 6 . Дальнейшее увеличение поста отражено в «Апостольских постановлениях» 7 и в постановлении I Вселенского Собора, в 5-м правиле которого определено проводить первый ежегодный областной собор перед началом Четыредесятницы. Следующие слова о посте прп. Симеона Нового Богослова подтверждают, что впоследствии в Византии помнили о начальных этапах становления поста: «Сему, братья мои, не возможно совершиться ни в один день, ни в течение одной седмицы, но за многое время и с большим трудом в соответствии с намерением и произволением каждого» 8 . В целом, традиция проведения Великого поста, предшествующего событиям Страстной Седмицы, проникнута стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. В Древней Церкви этот пост мог длиться 3, 6, 7 или даже 8 недель. Так, по описанию Никифора Каллиста Ксанфопула, в Риме постились 3 недели, в Элладе и Александрии – 6 недель, наконец, в Константинополе – 7 недель 9 . Страстная седмица или включалась в число постных дней, как, например, в Палестине 10 , месте появления традиции святой 40-цы, или исключалась, как например у Михаила Пселла , который насчитывал 48 дней 11 , или у прп. Неофита Затворника, который исчислял общее время поста 47 днями 12 . При этом в выходные дни или не постились, или делались определенные послабления. |
Закрыть itemscope http://schema.org/Article > Великий пост. Таинство покаяния 26.02.2017 880 Время на чтение 4 минуты Целью Великого поста является подготовка христианина к празднованию Пасхи Христовой через покаяние и очищение сердца. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста». Из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», которая должна заканчиваться периодом более строгого поста - Страстной седмицей. Что касается установления числа 40 дней поста, то решающую роль в этом сыграли и ветхозаветные примеры Моисея, Ильи. Позднее, под влиянием монашеской практики, субботы и воскресенья тоже стали постными. Православная Церковь в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом - Типиконом. Два дня в течение поста - в Вербное воскресенье и Благовещение - разрешается рыба. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вином, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются (если не считать некоторых особо строгих монастырей) у старообрядцев, тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления, если христианин болен или престарелый. Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста - покаянию. «И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих... Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар. 7, 14). В жизни каждого христианина преобладающим должно быть духовное начало, он обязан развивать в себе духовно-нравственные основы, непрестанно восходить от «силы к силе». Исповедь часто именуют вторым крещением, она является единственной возможностью очищения «странников земли» перед встречей с Отцом Небесным. |
Скачать epub pdf Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом и ритмом Содержание О поэме Предисловие. Православная поэма, победившая время Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными К читателю Глава 1 Блудный сын Глава 2 Неделя о мытаре и фарисее Масленица Поклоны начинаются тогда Царица-Смирение Апокалипсис, 4 глава Любви к Богу Любви к ближнему Глава 3 Царица-Гордость Вечер понедельника 1-й седмицы Св. поста Сластоядение, нападающее в Пост Суббота 1-й седмицы, в которую почитается память св.Феодора Икона Спасителя Иконоборчество Мученичество за иконы Неделя 1-я Св.поста, в которую празднуется восстановление икон Неделя 2-я Св.поста, в которую почитается память свт. Григория Есть ангел, который молитву молящихся к Богу Неделя средняя Св. поста, в которую поклоняемся Честному Кресту Глава 4 Глава 5 Второзаконие, глава 9, стих Неделя 5-я Св.поста, в которую почитается» память прп. Марии Суббота Лазарева Неделя Ваий Седмица Святых Страстей Неделя 4-я Св. поста, в которую почитается память св. прп. Иоанна Лествичника Глава 6 Суббота Акафиста Глава 7 Святая Великая пятница Победоносный Воскресения день К читателю стихи окончательные 9 апреля 1737 года Современный поэтический перевод сделан священником Игорем Кобелевым в 2001 году 1 О поэме На Пасху 1737 года будущий святитель – тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской Духовной академии, иеромонах Иоасаф (Горленко) приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея – архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения – поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей академии. Рукописный текст «Брани...» иеромонах Иоасаф подарил архиепископу Рафаилу. Есть основания полагать, что вызвавшая большой интерес поэма неоднократно переписывалась. |
Какой отпуст делать после малого повечерия в недели св. Четыредесятницы? Обычный – малый, так как «Владыко многомилостиве» читается лишь по великом повечерии с великими поклонами; а о великом повечерии без поклонов в Типиконе сказано: «яко в пост во всех пятках на повечерии творить иерей отпуст малый» (Посл. пятка 1 седм. Великого поста). (Ц. В-к 1893 г., Ради значительного числа говеющих в дни Четыредесятницы нельзя ли по четвергам Великого поста совершать полную литургию – св. Иоанна Златоуста ? Не представляется никакой надобности, кроме литургии преждеосвященных Даров, отправляемой по средам и пятницам Великого поста, совершать для говеющих еще полную литургию Иоанна Златоустог о по четвергам св. Четыредесятницы: желающие могут причаститься св. Таин – и действительно причащаются – и за литургиею преждеосвященною. Да совершение полной литургии по четвергам Великого поста было бы делом противоканоническим и не согласным с характером св. Четыредесятницы, как времени духовной скорби и печали (Р.д.С.П. 1888 г. Обязан ли священник сельской церкви служить пассию в положенное уставом время? О пассиях, – особых службах, совершаемых в церквах южно-русского края в пятки 1, 2, 3 и 4 седмиц Великого поста, – наш устав церковный ничего не говорит. Самый обряд пассии описывается в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 году при архимандрите Киево-печерском Иоасафе Кроповском, где сказано, что в 4 первые пятка Великого поста «в нарочитых монастырях и соборных церквах», по установлению митрополита Киевского Петра Могилы , совершаются пассии. Затем, описав, в чем состоит обряд пассии, названная Триод прибавляет: «сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкве святыя Православныя подаются» (подробнее см. у о. Никольского – «Пособие к изучению устава», 1894 г., стр. 578, прим.). таким образом, об обязательном отправлении этого обряда и в сельских церквах не может быть и речи, если только на этот счет нет особого распоряжения со стороны местной епархиальной власти (Ц. В-к, 1898 г., |
Епископ Вениамин (Милов) (1887–1955) – епископ Саратовский и Балашовский. В работе «Чтения по литургическому богословию» христианскому посту по изображению Постной Триоди посвящена одна глава – 16 страниц. Епископ Вениамин – единственный автор, который делает попытку осмыслить точку зрения Церкви на сущность телесного и духовного поста как выражения человеческого смирения, молитвенности и милосердия; на значение постничества в процессе спасения 4 , основываясь на пересказе гимнографического текста. Подход к Постной Триоди данной аттестационной работы наиболее близок к подходу еп. Вениамина (Милова) , так как в ней будет осуществлена попытка на основании идей Триоди, построить систему взглядов гимнографов о посте. Таким образом, обзор литературы свидетельствует, что систематического труда о сущности и значении поста по Постной Триоди не существует, поэтому целью данной работы является – показать, как в гимнографии Постной Триоди отражено учение Церкви о смысле и значении поста. Задачами исследования являются: 1 . Выявить тематику песнопений, касающихся смысла и значения поста. 2 . Систематизировать полученный материал. 3 . Разъяснить идеи гимнографов с опорой на святоотеческие тексты и богословские труды. 4 . Изложить в целостном виде учение Постной Триоди о посте. Предмет исследования – учение Триоди Постной о сущности и значении поста для православного христианина. Методы исследования – изучение гимнографических текстов Постной Триоди, анализ и систематизация учения гимнографов о посте. Основным источником исследования является Постная Триодь от приготовительных седмиц и Недель до Недели Входа Господня в Иерусалим. Службы Великого поста содержаться в Богослужебной книге – Постная Триодь. Название «Триодь» (от греч. – «триодион» – трипеснец) получила от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев. 5 Триодь содержит 160 служб и более 500 песнопений, которые различаются формой, объемом и наименованиями. Все они ведут свое начало от припевов, которыми древние христиане сопровождали пение библейских псалмов и песней. 6 |
Петровым), 18 августа (в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа), 14 сентября (в канун недели 13-й по Пятидесятнице), 27 сентября (в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня), 3 ноября (в канун празднования Казанской иконе Божией Матери) 2019 г., 21 марта (в канун недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной), 20 июля (в канун празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани) – совместно с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом (Д.А. Курьяновым) и викарием КЕ РПЦ, епископом Елабужским Иннокентием (И.С. Васецким), 12 сентября (накануне праздника Положения честного пояса Пресвятой Богородицы), 26 сентября (накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня) 2020 г. 41, 42, 43, 44, 45, 49, 50, 51, 52, 54, 55, 63, 75, 154]; – утрени – 12 апреля (накануне субботы 5-й седмицы Великого поста – праздника Похвалы Божией Матери), 25 апреля (в канун пятницы Страстной седмицы) 2019 г., 2 апреля (в Четверток Великого канона), 16 апреля (в канун пятницы Страстной седмицы) 2020 г. 37, 53, 114]; – повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского – 11 марта 2019 г. и 2 марта 2020 г. (в понедельник 1-й седмицы Великого поста) 71]. 3 мая 2020 г. (в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц) митрополит КиТ Феофан (И.А. Ашурков) совершил Божественную литургию в Пещерном храме собора КИБМ 21 июля (в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани) и 4 ноября 2020 г. (в день празднования чудотворной КИБМ), в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией, традиционные крестные ходы из кафедрального Благовещенского собора Казанского Кремля в КБМ не проводились. |
|