Недели (седмицы) перед Великим постом: ИНФОГРАФИКА Великий пост в 2013 году продолжается с 18 марта до 4 мая (по н.ст.). Пасха — 5 мая. Великому Посту предшествуют подготовительные недели. 22 февраля, 2013 Великий пост в 2013 году продолжается с 18 марта до 4 мая (по н.ст.). Пасха — 5 мая. Великому Посту предшествуют подготовительные недели. Великий пост в 2016 году продолжается с 14 марта – 30 апреля 2016. Пасха — 1 мая. Великому Посту предшествуют три подготовительные недели (седмицы)Седмица сырная (Масленица) — сплошная (последняя неделя перед Великим постом) 7–13 марта 2016 Нажмите для увеличения Скачать в разрешении для печати (6 мб) Автор — Священник Максим Бурдин Первая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — Неделя о мытаре и фарисее Во время первой подготовительной недели, которая называется « Неделею мытаря и фарисея », нет поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной седмицей».  Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия «О мытаре и фарисее» (Луки 18:10-14). Притча о мытаре и фарисее «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» … Вторая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — о Блудном Сыне

http://pravmir.ru/nedeli-pered-velikim-p...

Иисус Христос говорит о девстве, как об идеале совершенных: «ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:12 ). Он дал людям всесовершенный пример целомудрия. Плотские люди и сластолюбивые хулят девство. Святые же отцы, восприняв нравственный дух Евангелия, всегда смотрели на девство как на нравственный подвиг. Великий богослов св. Иоанн Дамаскин пишет: «Сам Христос – слава девства, не только потому, что родился от Отца безначально, без истечения и сочетания, но и потому, что, сделавшись подобным нам, Он превыше нас воплотился от Девы без (супружеского) соединения и Сам в Себе самом показал истинное и совершенное девство. Поэтому, хотя Он и не узаконил девства, ибо не вси вмещают словесе сего ( Mф. XIX, II ), как Он Сам сказал, но Он Своим примером научил нас девству и дал нам силы для него. Ибо кому не ясно, что девство живет ныне между людьми?» (Точное изложение православной веры. Кн.4, гл.24. О девстве). Трудно сомневаться, что современное человечество поражено нравственной проказой. Свидетельство тому – особая популярность кощунственной книги, о которой говорится в письме. От Суда никто не уйдет. «Мы дадим ответ не за свои только грехи, но и за все то, в чем служили соблазном для других» (Свят. Иоанн Златоуст ). Как возникла масленица и как ее проводить? иеромонах Иов (Гумеров) Это последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. «Масленица» – название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста. Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610–640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

23 У неправедно принимающего дары за пазуху не будет на путях успеха, нечестивый же извращает пути правды. 24 У мудрого мужа лицо умное, глаза же безумного — на конце земли. 25 Неразумный сын — гнев для отца и болезнь для родившей его. 26 Нехорошо причинять вред мужу праведному, и непозволительно замышлять зло против справедливых начальников. 27 Кто воздерживается произнести жестокое слово, тот благоразумен; долготерпеливый же человек мудр, лучше ищущего науки. 28 Неразумному, спрашивающему о мудрости, зачтётся это за мудрость; также и тот, кто молчит, может показаться разумным. 1 Человек, желающий отделиться от друзей, ищет предлога, но всегда пребудет в позоре. 2 Не нуждается в премудрости скудоумный, потому что более водится неразумием. 3 Когда достигнет нечестивый глубины зла, испытывает презрение к другим, и постигают его бесчестие и позор. 4 Разум в сердце человека — глубокая вода, а источник жизни — быстротекущий поток. 5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, и несправедливо — извращать правду на суде. Шестая седмица (пальмовых ветвей) Великого поста Понедельник седмицы пальмовых ветвей На 6 часе Тропарь пророчества, глас 6: Сей есть, Боже, страшный день, егоже вечера достигнути не надеяхомся: и сей видети нас человеколюбно сподобил еси. Трисвятый, слава Тебе!  Слава, и ныне: и повторяем тот же. Прокимен (псалом 104), глас 6: Да возвеселится сердце/ищущих Господа.  Стих: Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его, возвестите во языцех дела Его Чтение пророчества Исаии  17–22; 49: 1–4] 17 Так говорит Господь, избавивший тебя, Святой Израиля: «Я — Господь Бог твой; Я научил тебя, чтобы нашёл ты путь мой, по которому должен идти. 18 И если бы ты послушал заповеди Мои, тогда мир твой был бы, как река, и правда твоя — как волна морская. 19 И было бы, как песок, семя твоё, и потомство чрева твоего — как пыль земли; и ныне ты не будешь истреблён и не погибнет имя твоё передо Мной. 20 Выходи из Вавилона, беги от халдеев, с криком радости возвещайте, чтобы слышно было это, возвещайте до пределов земли, говорите: “Господь избавил раба Своего Иакова”.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

29 Не строй козни против друга твоего, который живёт возле тебя и доверяет тебе. 30 Не враждуй с человеком без причины, чтобы он не принёс тебе какого-либо зла. 31 Не приобретай позорной славы злых людей и не завидуй путям их, 32 ибо нечист перед Господом всякий законопреступник, и среди праведных нет места ему. 33 Проклятие Господа на домах нечестивых, жилища же праведных благословенны. 34 Господь гордым противится, а смиренным даёт благодать. Вторая седмица Великого поста Понедельник второй седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 5: Создавый наедине сердца наша, помяни, яко персть есмы: не осуди нас в преисподних земли, Безгрешне.  Слава, и ныне: и повторяем тот же. Прокимен (псалом 21), глас 6: Боящиися Господа,/восхвалите Его.  Стих: Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси. Чтение пророчества Исаии  2–6; 5: 1–7а] Так говорит Господь: 2 в тот день воссияет Бог по воле Своей со славой на земле, чтобы возвысить и прославить остаток Израиля. 3 И будет остаток в Сионе и остаток в Иерусалиме: святыми будут названы все вписанные для жизни в Иерусалиме, 4 потому что отмоет Господь скверну сынов и дочерей Сиона и кровь Иерусалима вычистит из среды их духом суда и духом огня. 5 И придёт Господь, и будет так: всю гору Сион и все, что вокруг, окутает облако днём, а ночью — словно дым и свет горящего огня, и защитит их вся слава. 6 И днём будет тенью от зноя, покровом и убежищем от непогоды и ливня. 1 Воспою ныне Любимому песнь Возлюбленного Моего о винограднике Моём. У Любимого был виноградник на вершине, на месте плодородном. 2 И Я обнёс его забором, и огородил, и насадил отборные виноградные лозы; и построил башню посреди него, и выкопал в нём яму для сбора плодов, и ожидал, что он принесёт грозди, а он принёс шипы. 3 И ныне, мужи Иуды и жители Иерусалима, рассудите Меня с виноградником Моим. 4 Что ещё Мне сделать для виноградника Моего и чего Я не сделал для него? Ибо Я ждал, что он принесёт грозди, а он принёс шипы. 5 Теперь Я возвещу вам, что Я сделаю с виноградником Моим: уберу ограду его, и будет он разграблен; разрушу стену его, и будет затоптан.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

И сказал Бог: “Да будет твердь посреди воды, и да будет отделять она воду от воды”. И стало так. И сотворил Бог твердь, и разделил Бог между водою, (которая была) под твердью, и водою, (которая была) над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй. И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша. И бысть тако. И собрася вода, яже под небесем в собрания своя, и явися суша. И нарече Бог сушу, землю, и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро. И сказал Бог: “Да соберется вода, (которая) под небом, в одно собрание, и да явится суша”. И стало так. И собралась вода, (которая) под небом, в собрания свои, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а скопления вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли, и бысть тако. И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день третий. И сказал Бог: “Да произрастит земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем по роду его на земле”. И стало так. И произвела земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем, по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.    Быт 1:1–13 Прокимен 2, псалом 4, глас 5: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.  Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея. Прокимен, глас 5 Господь услышит меня,/когда я воззову к Нему.  Стих: Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей.    Пс 4:4б, 2а Притчей чтение. [Глава 1, ст. 1 – 20.] 2. Притчей чтение Притчи Соломона сына Давидова, иже царствова во Израили. Познати премудрость и наказание, и уразумети словеса мудрости.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmicza-...

[«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».] Тропарь, глас 1 Общее воскресение прежде Твоей страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще. Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. [«В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя. Ты, Христе Боже, воскресил из мёртвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе – победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне».] Стих 2. Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажет ныне дом Израилев, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Стих 3. Да речет убо дом Ааронь яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажет ныне дом Ааронов, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Стих 4. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажут ныне боящиеся Господа, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Прокимен и причастен, глас 4 Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам. [«Благословен Идущий во имя Господне. Бог – Господь и Он явился нам».] В страстную седмицу Название Страстная седмица эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страстей (страданий), крестной смерти и погребения. В страстную седмицу полагается особенно строгий пост. Великий понедельник В Великий понедельник мы воспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибшего в нераскаянии, т. е. не приносящего плода веры. «И увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 Неверные весы — мерзость перед Господом, но правильный вес приятен Ему. 2 Куда придёт гордость, там и бесчестие, уста же смиренных поучаются премудрости. 3 Совершенство правых наставит их, а лукавство вероломных погубит их. Не принесёт пользы имущество в день гнева, а правда избавит от смерти. 4 Праведник, умирая, оставляет о себе сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. 5 Правда непорочного выравнивает пути, нечестие же впадает в неправду. 6 Правда мужей правых избавит их, а беззаконники пленяются неразумием. 7 Со смертью мужа праведного не погибает надежда, но гибнет самохвальство нечестивых. 8 Праведный избежит западни, а вместо него предаётся нечестивый. 9 В устах людей нечестивых — сеть гражданам, знание же праведных ведёт ко благу. 10 При благоденствии праведных ободряется город, а при погибели нечестивых  бывает торжество. 11 Благословением правых возвысится город, устами же нечестивых разрушится. 12 Лишённый разума осмеивает граждан, а разумный человек хранит молчание. Четвертая седмица Великого поста Понедельник четвертой (средней) седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 7: Господи, да не яростию Твоею обличиши люди согрешившия, ниже гневом Твоим накажеши нас, Благ Сый: Тебе бо славит вся земля. И молимся: пощади нас, Святый. Слава, и ныне: и повторяем тот же.  Прокимен (псалом 61), глас 6: О Бозе спасение мое/и слава моя.  Стих: Не Богу ли повинется душа моя; от Того бо спасение мое. Чтение пророчества Исаии  24–32] 24 Так говорит Господь Саваоф: «Как Я сказал, так и будет, и как Я определил, так и произойдёт, 25 чтобы погубить ассирийцев на земле Моей и на горах Моих, и будут попраны; и снимется с них ярмо их и позор их снимется с плеч их. 26 Это — решение, которое установил Господь на всю вселенную, и эта поднятая рука — на все народы вселенной. 27 Ибо то, что Бог Святой установил, кто отменит? И руку Его высокую кто отведёт?» 28 В год смерти царя Ахаза было слово такое: 29 «Не радуйтесь, все иноплеменники, что сокрушилось иго бьющего вас; ибо из змеиного семени произойдут дети аспидов, а их потомки станут летучими змеями.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Братие, блюдите, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво, исполнено неверия, во еже отступити от Бога жива. Но утешайте себе на всяк день дондеже днесь нарицается, да не ожесточится некто от вас лестию греховною. Причастницы бо быхом Христу, аще убо начаток состава даже до конца известен удержим. Внегда глаголет: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, якоже в прогневании. Нецыи бо слышавше прогневаша, но не вси изшедшии из Египта с Моисеом. Братия, смотрите, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: “ныне”, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: “ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота”. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. Евр 3:12–16 И мертвен, к солуняном, зачало 270. И за упокой, Первое послание к Фессалоникийцам, зачало 270 Братие, не хощу вас неведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним. Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших. Яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее. Потом же мы, живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем. Братья, мы не хотим вас оставить в неведении об усопших, дабы вам не скорбеть, как прочим, не имеющим надежды. Ведь если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и почивших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо это мы говорим вам словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господня, ничуть не опередим почивших, потому что Сам Господь при слове повеления, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; затем мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи Господа на воздух, и так всегда с Господом будем. 1 Фес 4:13–17

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmica-v...

В субботу На литургии Прокимен, гл. 3: Господь – свет мой и спасение мое, кого мне бояться? Стих: Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться ( Пс. 26, 1 )? Аллилуйя, гл 3: Господь царствует, Он облечен величием. Стих: Потому вселенная тверда, не подвигнется ( Пс. 92, 1 ). Причастный: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ( Пс. 8, 3 ). В воскресенье На литургии Прокимен, гл. 4: Благословен Грядущий во имя Господне. Бог Господь и Он явился нам. Стих: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его ( Пс 117, 26–27.29 .) Аллилуйя: Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Стих: Все концы земли увидели спасение Бога нашего ( Пс. 97, 1.3 ). Причастный: Благословен Грядущий во имя Господне. Бог Господь, Он явился нам ( Пс. 117, 26–21 ). Страстная седмица В Великий понедельник, вторник и среду На утрени Тропарь, гл. 8: Вот Жених идет в полночь, и блажен раб, которого Он найдет бодрствующим, недостоин же милостей тот, которого Он застанет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне царствия Божия; но восстань и восклицай: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас. Ексапостиларий: Чертог Твой я вижу, Спаситель мой, украшенным, но не имею достойной одежды, чтобы войти в него. Просвети одеяние души моей, Податель света, и спаси меня. В Великий понедельник Трипеснец (Св. Косьмы Маюмского) Песнь 1 Ирмос: Осушившему непроходимое волнующееся море Божественным Своим повелением и проведшему через него пешком народ Израильский, Господу воспоем, ибо Он торжественно прославился. Тропари: 1. Неизъяснимо нисхождение Слова Божия, так как Христос есть Сам Бог и вместе Человек, считая Свое Божество не предметом своекорыстия, Он показывает ученикам это тем, что является в образе раба, ибо Он торжественно прославился. 2. Я Сам, богатый Божеством, пришел послужить обнищавшему Адаму, образом которого Я, Создатель, облекся добровольно; Я, бесстрастный по Божеству, пришел положить душу Мою в искупление за него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

— Возможно ли, на Ваш взгляд, повторение подобных гонений на христиан — у нас или где-либо еще? — Такого масштаба гонения возможны лишь при участии государства, зачастую их начало непредсказуемо, за исключением того, что уже названо Христом. Важно то, что Господь предупредил нас, как следует себя вести в период наступивших гонений. Мы же можем говорить лишь о достойном христианина образе жизни, когда гонения есть и когда они отсутствуют. В условиях отсутствия гонений человек созидает свою душу и созидает еще что-то в окружающем мире. Он строит, по слову апостола Павла, на основаниях, состоящих из разных материалов — из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы (1 Кор. 2:12). В отсутствие гонений человек может заниматься широкой благотворительностью, просвещением, миссионерской деятельностью. Но когда наступает период гонений, он вынужден заниматься лишь главным — созиданием своей души в кругу единомысленных ему христиан. Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, из двенадцати лет своего первосвятительского служения почти все двенадцать лет провел в ссылке и заточении, но сам лично ничего от этого не потерял. Вместе с апостолом он учит нас: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 2:16-18). Беседовала Мария Хорькова Богослов.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6108469...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010