прот. Георгий Митрофанов Священномученик протоиерей Философ Орнатский – выпускник Санкт-Петербургской духовной академии Источник Доклад на Юбилейной богословской конференции, посвященной 285-летию со времени основания и 60-летию возрождения Санкт-Петербургских духовных школ. СПбДА, 10 октября 2006. «Плод ваш есть святость» ( Рим.6:22 ). Эти слова св. апостола Павла нельзя не вспомнить сегодня, когда, обозревая исторический путь Санкт-Петербургской духовной академии, мы размышляем о тех плодах, которые принесла она в ХХ веке. Ибо самым замечательным плодом деятельности нашей духовной школы явился сонм выпускников-новомучеников, занимающий весьма заметное место в насчитывающем около полутора тысяч имен Соборе новомучеников и исповедников Российских, которые были канонизированы в Русской Православной Церкви в последние годы. Одним из наиболее выдающихся среди них по праву является священномученик протоиерей Философ Орнатский . Протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 г. в семье сельского священника Новгородской епархии 1 . Первоначально его жизненный путь во многом воспроизводил основные этапы судеб многих сыновей провинциального приходского духовенства. По окончании Кирилловского духовного училища Философ Орнатский поступил в Новгородскую духовную семинарию, успешное окончание которой открыло ему путь в Санкт-Петербургскую духовную академию. Период обучения в являвшейся одной из лучших во всем православном мире духовной академии стал временем начала превращения скромного и благочестивого провинциального юноши в будущего высокообразованного и авторитетного столичного пастыря, свидетельством чего стало предоставление Философу Орнатскому по окончании академического курса в 1885 г. права написания без предварительных экзаменов магистерской диссертации 2 . Однако с детства мечтавший о пастырском служении юноша предпочел ученой академической карьере поприще приходского священника. Вступив 17 июля 1885 г. в брак с Еленой Николаевной Заозерской, Философ Орнатский 28 июля 1885 г. был рукоположен в сан пресвитера и направлен на должность священника и законоучителя в церковь детского приюта принца Петра Георгиевича Ольденбургского 3 . С этого времени и до конца его дней служение приходского пастыря и просветительская деятельность школьного учителя оказались нерасторжимо связаны для отца Философа в качестве важнейших аспектов его церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

прот. Николай Преображенский Скачать epub pdf (Краткое жизнеописание) Содержание Происхождение, семейное положение Жизненный путь: основные вехи (1869–1918)     Протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860–1918) – один из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии. Выдающийся проповедник и общественно-церковный деятель, он  известен не только в Петербурге, но и по всей России своими начинаниями в области церковных реформ, а также  своими трудами на поприще религиозно-просветительского и социально-благотворительного служения. Отец Философ явился бесстрашным и последовательным обличителем антицерковной политики большевиков. В условиях всё усиливающегося красного террора, как истинный пастырь Церкви Христовой, он не отступил от своих убеждений и веры во Христа и принял мученическую кончину вместе с сыновьями ради блага Церкви и Отечества. Происхождение, семейное положение Протоиерей Философ Николаевич Орнатский   родился 21 мая ст.ст. 1860г. в Троицкую родительскую субботу и праздник Владимирской иконы Божией Матери в семье священника Николая Платоновича Орнатского, который служил на погосте Новая (Поповка) под Череповцом, в церкви Богоявления Господня 1 . Отец Философ через свою мать Флену (Феону) Ивановну, дочь священника Новоёрговской церкви Белоликова Ивана Стефановича, и троюродную сестру своего отца Марию Ивановну (в девич. Орнатскую), ставшей супругой священника Захарии Ивановича Белоликова, породнился с другим известным родом с Вологодчины – родом Белоликовых. Из этого  рода вышел священномученик епископ Пимен (в миру Петр Захарович Белоликов, 1879 – убит 16 сент. 1918), близко общавшийся с о. Философом 2 . Прот. Философ был женат на  Елене Николаевне Заозерской, 21 мая 1865г.  рождения, они обвенчались 17 июля 1885г. В семье было одиннадцать детей, двое старших из них – Николай и Борис вместе с их отцом были причислены к лику общецерковных святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви по канонизации Святых, прошедшем в Москве 13–16 августа 2000 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Скачать epub pdf Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения. Во всех воспоминаниях, приведенных в этой книге, упомянуты, а часто и пересказываются замечательные проповеди протоиерея Философа Орнатского , которые врезались в душу всем, кто слышал их в те дни в Сарове. Как и главные участники прославления преподобного Серафима – Царственные страстотерпцы, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, священномученик Серафим (Чичагов) ,– отец Философ вошёл в светлый сонм новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Философ Орнатский родился в Новгородской губернии в семье священника. Один из его братьев был женат на племяннице св. прав. Иоанна Кронштадтского . Св. Иоанн Кронштадтский очень любил отца Философа и часто бывал в его доме. Философ Орнатский окончил Петербургскую Духовную Академию и принял священство. Через несколько лет был назначен настоятелем Казанского собора в Петербурге. Его проповеднический талант привлекал искавших живого слова. Не раз он призывал свою паству не внимать идеям «равенства». Во время революции на его глазах был расстрелян протоиерей Петр Скипетров, муж сестры его жены – один из первых новомучеников Российских. Мученика отпевал митрополит Вениамин с духовенством. Проповедь при отпевании произнес отец Философ. В 1918 г. в канун праздника пророка Илии его и двух сыновей – Николая, военного врача, и Бориса, тоже офицера, арестовали. В ту же ночь их вместе с другими заключенными повезли на расстрел. По дороге он читал вслух отходную над приговоренными. Из его паствы с ним было 22 человека. Все убитые были брошены в море 20 июля/2 августа 1918 г. Знаменательно, что отец Философ был арестован в день памяти преподобного Серафима и сподобился мученической кончины спустя ровно 15 лет после великих дней прославления Преподобного, когда говорил свои «Саровские поучения»...   1. Святой Серафим – идеал жизни во Христе Слово, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 13 июля, за поздней литургией «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Мф. 9, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Священномученик Философ. Краткое жизнеописание Священномученик Философ родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Ивановича Орнатского. Окончил Кирилловское Духовное училище, затем Новгородскую Духовную семинарию, а в 1885 году — Санкт-Петербургскую Духовную академию. Летом 1885 года Философ женился на Елене Заозерской, девушке из семьи священнослужителей. 26 июля 1885 года Философ Николаевич был рукоположен во диакона, а 28 июля — во священника. Первым приходом, в котором служил отец Философ, стал храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», первой паствой — мальчики детского приюта принца Петра Георгиевича Ольденбургского. В июле 1891 года батюшку пригласили для работы в комиссии по строительству церкви во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне городское подворье Константино-Еленинского монастыря). 26 августа 1892 года по просьбе служащих Экспедиции отца Философа назначили настоятелем этого храма. В 1894 году батюшка обратился к Городской думе и попросил выделить землю для строительства храма на пять тысяч человек и помещения при нем для проведения духовных бесед и бесплатной библиотеки с читальным залом. В этом же году было выделено место, перенесен, собран и освящен храм Воскресения Христова. Кроме того, с 1894 года отец Философ основал еженедельный журнал «Санкт-Петербургский духовный вестник» и стал его главным редактором. На страницах журнала среди прочего публиковали проповеди и дневниковые записи отца Иоанна Кронштадтского . Святой праведный Иоанн Кронштадтский очень любил отца Философа и часто бывал в его доме. «Когда приходил отец Иоанн, — рассказывала Лидия Философовна, — нас, детей, обычно выстраивали в гостиной, и он, подходя к каждому и благословляя, клал руку на голову и целовал в лоб. Затем садились обедать, обедали молча. После обеда, когда пили чай, то отец Иоанн, выпив полстакана чаю, передавал стакан с недопитым чаем маме, и она разливала его по рюмкам и раздавала нам. Таким образом, он как бы приобщал всех нас к Божией благодати, обильно обитавшей в нем. После обеда, поднявшись из-за стола, обычно он говорил: “Ну, Философ, идем, рассказывай мне…” Беседы длились недолго, так как отца Иоанна уже где-то еще ждали и постоянно сопровождавшие его почитательницы начинали настойчиво напоминать ему об этом. Однажды отец Иоанн остался у нас ночевать. Когда мы отправлялись спать, то ясно слышали, как он в отведенной ему комнате громко читал каноны. Так в чтении канонов он провел всю ночь, не сомкнув глаз».

http://azbyka.ru/fiction/svjashhennomuch...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 мая (13 июня) Священномученик Философ и мученики Николай и Борис Орнатские С вященномученик Философ родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Ивановича Орнатского. Философ Николаевич окончил Кирилловское духовное училище, Новгородскую Духовную семинарию и в 1885 году со степенью кандидата богословия Санкт-Петербургскую Духовную академию. 17 июля 1885 года Философ Николаевич обвенчался с девицей Еленой, дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора в Санкт-Петербурге Николая Михайловича Заозерского. 26 июля 1885 года Философ Николаевич был рукоположен во диакона, а 28  июля – во священника ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Сюда отец Философ был назначен законоучителем. Сразу же после рукоположения молодой деятельный священник стал членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, с которым впоследствии была связана вся его жизнь. Он писал о том времени и причинах, послуживших возникновению Общества: «1881 год останется навеки памятным не только в жизни Петербурга, но и всей России, всего мира. В этом году от руки фанатичных злодеев пал на улице своей столицы благодетель не только своего, но и чужих народов, царь-освободитель. Но это преступление было грозным не столько само по себе, сколько как знамение времени, как небесное предостережение народу, уклонившемуся в некоторой своей части с пути истинного. Это уклонение преимущественно образованного класса русских людей к началу 1880-х годов обнаружилось воочию. Материалистические начала, на которых строили свою жизнь образованные русские люди с 50х годов настоящего столетия, обнаружились в забвении Бога и Его закона, в отчуждении от Церкви, в распущенности нравов, в хищении общественных сумм, в частых самоубийствах, в появлении, по примеру Запада, и у нас на Руси нигилистической заразы по отношению к веками сложившемуся государственному строю русской жизни. Эти и подобные признаки тяжелого недуга нигде так резко не обнаруживались, как в Петербурге. Здесь, среди интеллигентного сословия, более, чем где-либо на Руси, с одной стороны, обнаружилось отчуждение от Церкви, с другой – искание истины вне Церкви, вне чистого и неповрежденного Евангелия, у заморских и наших туземных проповедников лжеверия...

http://fond.ru/kalendar/457/boris/

  Он был первым духовным наставником митрополитов священномученика Вениамина Петроградского (Казанского), экзарха Русской Православной Церкви в США Алеутского и Сан-Францисского Вениамина (Федченкова), Японского Сергия (Тихомирова), Ленинградского Григория (Чукова), Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича); архиепископов святителя Серафима (Соболева) Богучарского чудотворца, духовника царской семьи Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова), Казанского и Свияжского Венедикта (Плотникова); священномучеников епископов Ревельского Платона (Кульбуша) и Сарапульского Амвросия (Гудко); протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Шавельского и других выдающихся церковных деятелей. Отдавший в годы Первой Мировой войны свой дом под лазарет для раненых воинов, отец Философ постоянно выезжал для совершения богослужений в районы боевых действий на передовые рубежи русской армии с многочисленными подарками для доблестных защитников Отечества. Огромной была народная любовь к этому бескорыстному служителю на ниве Христовой.    Великий исповедник Православия, отец Философ одним из первых встал на защиту Александро-Невской лавры при попытке захвата ее богоборцами в январе 1918 года. Крестный ход по Невскому проспекту в защиту главной обители Петрограда, состоявшийся по призыву батюшки, собрал около полумиллиона верующих. Так удалось отстоять эту дивную святыню северной столицы. Протоиерей Философ Орнатский вызывал у богоборцев лютую ненависть и страх, участь его была предрешена в рамках начинавшегося " красного террора " ...  На заседании Всероссийского Поместного Собора 24 января 1918 года в Москве отец Философ призвал всех верных чад Русской Православной Церкви встать на защиту Ее святынь: " Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами, - сказал он. - Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души - Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедовать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно. Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру, надо кричать об этом в трамваях, кинематографах, на железных дорогах… "

http://mitropolia.spb.ru/docs/umeret-na-...

Введение Буддизм – одна из мировых религий, насчитывающая сотни миллионов последователей. Историческим ареалом ее распространения были по преимуществу страны Азии. Однако, начиная с конца XIX века в западных христианских странах, а позднее и в России стала появляться своего рода мода на буддизм, когда люди, крещеные и воспитанные в христианской культуре, стали называть себя буддистами и активно распространять собственные интерпретации этого древнего мировоззрения. На такое явление обращали внимание уже святой Николай Японский и священномученик Философ (Орнатский). В XX веке в Америке и Европе появились целые буддистские монастыри, где живут и обучаются коренные жители, в прошлом считавшие себя христианами. Это движение не обошло стороной и православные страны – Грецию, Сербию, Россию. В современной массовой культуре идеи буддизма получили заметное распространение и популярность, благодаря чему даже те, кто не причисляет себя к буддистам, испытывают определенное влияние этих идей. При этом многие затрудняются ответить, как именно эти идеи соотносятся с христианством. Поэтому мы решили сопоставить Православие и буддизм и указать их основные отличия. Отношение к Богу Творцу Главным вероучительным различием между христианством и буддизмом является отсутствие в буддистской доктрине понятия Бога-Творца и даже, более того, отрицание буддизмом возможности бытия Божия. На это обращали внимание и христианские святые, например, священномученик Андроник (Никольский) , который писал: «буддизм есть безбожие, ибо Бога нет у него» 1 . Это самое краеугольное различие между Православием и буддизмом. «Мы знаем, что нет иного Бога, кроме одного» ( 1Кор.8:4 ). Для Православия вера в Бога является важнейшей основой. Библия уже в самом первом стихе признает Бога первопричиной всего существующего (см. Быт.1:1 ); причем бытие Божие предполагается как несомненная и непреложная истина. Эта истина столь важна, что Церковь в чине Торжества Православия провозглашает первым же пунктом: «Отрицающим бытие Божие... – анафема».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Часть 5. Революция в Семиречье, и деятельность епископа Пимена в условиях гражданской войны и гонения на церковь Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? ( 2Кор. 6:14–15 ) Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец 155 Русская Православная Церковь не могла принять декретов, направленных на ее материальное разорение и на уничтожение в России христианского благочестия. Такую же позицию занимала большая часть русского общества. Контрреволюция была неизбежна. Героев этой схватки бесполезно и недостойно возвышать над политикой, новомученики не осквернились тем, что воодушевлялись сами и воодушевляли других в битве против политически оформленного зла. Епископ Семиреченский и Верненский Пимен, как и близкие ему по жизненному пути архиепископ Пермский Андроник (Никольский) и протоиерей Философ Орнатский , не только по сознательному подчинению главе Церкви, но и по общему внутреннему побуждению следовал путем, указанным Патриархом Тихоном в послании от 19 января (2 февраля) 1918 года: «А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни единого часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад своих на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления» 156 . До 3 марта 1917 года Казачье войсковое правление сохраняло в Семиречье институты Временного правительства. В декларации от 2 ноября 1917 года оно заявило, что берет власть в свои руки «до того времени, когда Учредительное собрание – этот хозяин земли Русской – не поставит страну в ее надлежащее русло и скажет свое веское слово о форме ее управления» 157 . Преосвященный Пимен всецело поддерживал разумную и законную форму правления семиреченского казачества 158 . Сохранилась записка, переданная им председателю Войскового правления, временному наказному атаману полковнику Николаю Сергеевичу Щербакову:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  3.7 из  5) Глазами художника Саровские торжества — прежде всего глубоко духовное событие. Историческое событие. Событие, имеющее ценность вне времени. Остались свидетельства, которые в полной мере передают духовную важность и мощь совершившегося торжества в Сарове, потому что рассказали о нём святые — священномученик Философ Орнатский в цикле проповедей «Саровские поучения», замечательные воспоминания о Саровских торжествах оставил священник Василий Тигров, позднее погибший за веру в лагерях . Тогда в 1903 году к себе на праздник Серафим Саровский собрал очень разных людей: царскую семью и нищих калек, будущих святых и совершенно неверующих людей. Но при этом, без сомнения, среди двухсот тысяч человек не было ни одного случайного. Варвара Шнейдер — художница, человек верующий ли? Но чуткий и внимательный. Её воспоминания, яркие, живые, тоже, безусловно, заслуживают внимания. В Саров её привела не вера, её преподобный пригласил к себе через работу. Варвара Петровна тоже одна из непосредственных участников и свидетелей Саровских торжеств. Только что прошли в Санкт-Петербурге торжества по поводу двухсотлетия со времени основания, как мне предложили сделать проект арки и убранства пути для встречи Государя на границе Тамбовской губернии и Нижегородской. Предложение исходило от Тамбовского губернатора фон дер Лауница. Я послала проект, он очень понравился, только для его исполнения Лауниц потребовал личного присутствия. Так как я в это время очень увлекалась этнографическими сборами, то присутствие в Сарове, где ожидалось 200 000 народу со всех концов России, было очень заманчиво. Ещё до отъезда удалось купить некоторые уже изготовленные детали декоративных украшений (орлы, венки, бархат для надписи и прочее, оставшиеся после праздника 200-летия) у Лейферта, и это было очень удачно, так как очень сокращало расходы. Спешно вырванная телеграммой Лауница, которого лично я не знала, мы с сестрой выехали из Санкт-Петербурга, но не застали его в Тамбове — он был с войсками в Борисоглебске, где была стачка железнодорожных рабочих. Когда он вернулся, то пригласил нас ехать в Саров вместе, что значительно упрощало и облегчало путешествие — т. к. впереди было несколько железнодорожных пересадок, 105 верст на лошадях и всё с жутким чувством перед толпой.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-s...

Скачать epub pdf Кресте Христов, христиан упование, заблудших наставниче, обуреваемых пристанище, во бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас. Вникните, братия мои, в слова этой церковной песни, изображающей силу и славу Креста Христова и перенеситесь мыслью в дохристианское время, и вы увидите – какая великая и дивная перемена произошла в отношении ко кресту, после распятия на нем Сына Божия. Что такое был крест до распятия на нем Господа Иисуса Христа? Он был орудием позорнейшей казни, изобретением бесчеловечного язычества, и пред пришествием Спасителя на землю сопровождал римлян всюду, куда ни заходили они с своим победоносным оружием. И в Иудею эта страшная казнь на кресте проникла от римлян, поработителей иудеев. Иудеи знали до римскаго владычества только нечто подобное, повешение на древе, но и о казненных повешением говорилось в Писании иудеев: «проклят всяк висяй на древе» ( Втор. 21, 23 ; Гал. 3, 13 ). Распятие же на кресте превосходило это повешение: оно сопровождалось нестерпимыми мучениями, и потому одна мысль о распятии приводила в ужас. Можно судить поэтому и о том, с каким отвращением и ужасом относилось человечество до Христа к самому орудию этой казни, позорному кресту. Но, вот, на кресте претерпевает смерть Сам Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос ; глубокое падение греховнаго рода человеческаго и множество грехов искупляются величайшими страданиями на кресте. Мы не знаем, что было с самим крестом Господним после того, как он исполнил свое назначение, до четвертаго века, когда он был обретен святой Еленой. Но, помимо самого орудия крестных страданий Богочеловека, крест вообще с тех пор делается священным предметом для христиан. Великие и некогда могущественные цари и владыки мира, как Навуходоносор, изображенный в сонном видении под образом древа, ветвями своими покрывающего всю вселенную, с шумом прошли по земле, оставив по себе лишь печальную славу. А древо крестное приобретает славу, которой никогда не имел ни один предмет, сделанный руками человеческими. Проходит малое время с тех пор, как Господь наш Иисус Христос претерпел смерть и победоносно воскрес из мертвых, и позорное орудие Его смерти служит предметом хвалы для святаго апостола Павла ( Гал. 6, 14 ); предмет благоговейных поклонений и лобызаний для христиан, но соблазн для иудеев, а для эллинов – безумие, Крест Христов, по апостолу, есть источник Божией силы и свидетель Божьего премудрого промышления о нашем спасении ( 1Кор. 1:18,23,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010