ЛУЖСКОМУ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОМУ ОБЩЕСТВУ ТРЕЗВОСТИИСПОЛНИЛОСЬ ПЯТЬ ЛЕТ октября 2006 28 сентября 2006 года исполнилось пять лет со дня возобновления деятельности Александро-Невского общества трезвости в городе Луге. 28 сентября 2006 года исполнилось пять лет со дня возобновления деятельности Александро-Невского общества трезвости в городе Луге. Это общество было создано в 1899 году известным петербургским пастырем-трезвенником Александром Рождественским как первый филиал его знаменитого общества трезвости при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала. После революции православная трезвенная организация в Луге была закрыта большевиками. И лишь в 2001 году по благословению благочинного Лужского округа протоиерея Николая Денисенко православные трезвенники вновь объединились в единое сообщество. О том, как строится православная трезвенная работа в Александро-Невском обществе трезвости рассказывает заместитель руководителя этого общества Марина Александровна Албучева. Знакомясь с историей создания нашего общества и проводимой сейчас работой по утверждению трезвого образа жизни, невольно приходят на память слова: " Пути Господни неисповедимы… " . Ведь нас, членов лужского Александро-Невского общества трезвости, Господь по Своему промыслу призвал продолжить благое дело утверждения трезвости, начатое нашими отцами. Известно, что на создание общества трезвости в Луге батюшку Александра Рождественского благословили святой праведный Иоанн Кронштадский и священномученик протоиерей Философ Орнатский. Сознавая важность благословения святых, мы постоянно спрашиваем себя: " Сможем ли мы достойно нести служение делу православной трезвости " . Руководит нашим обществом Владимир Анатольевич Цыганков. Он является ответственным секретарем Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, руководителем Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, председателем православного клуба " Бодрствование " во имя св. муч. Вонифатия при храме в честь иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " на заводе АТИ. А еще Владимир Анатольевич в этом году был избран сопредседателем Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства " Трезвение " . В.А. Цыганков - лужанин. Здесь он родился, учился в школе 3, здесь живет его мама Мария Ипполитовна.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=178...

Прошли XVII Линтуловские чтения декабря 2023 XVII Линтуловские чтения прошли 16 декабря в очно-заочном формате в многофункциональном центре " Наследие " . Их организовали просветительский центр Константино-Еленинского монастыря имени священномученика Философа Орнатского, виртуальный филиал Русского музея и Университет имени Алексея Косыгина (технологии, дизайна и искусства). Пленарное заседание открыло выступление настоятельницы Константино-Еленинского женского монастыря игумении Иларионы (Феоктистовой) " Виды женского подвижничества в Синодальный период " . Ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Елена Пиотровская посвятила сообщение византинистке Вере Залесской (1938-2023), хранителю сокровищ Эрмитажа, непременной участнице Линтуловских чтений. Настоятель храма иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Шпалерной улице протоиерей Вячеслав Харинов выступил с сообщением " Проблема музейной презентации памяти новомучеников " . Насельник Троице-Сергиевой пустыни , доцент РХГА имени Федора Достоевского иеромонах Никодим (Хмыров) посвятил доклад духовному попечению о русских православных эмигрантах при отсутствии постоянных приходов в 1920-е годы в Югославии. На секции " Время новомучеников " референт отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Тихвинской епархии Максим Антипов рассказал об истории взаимоотношений игумении Таисии Леушинской (Солоповой) и архимандритов Тихвинского Богородичного Успенского монастыря . Помощник настоятеля Смольного собора диакон Роман Катаев выступил с докладом " Смольный собор сегодня: ревитализация памятника культуры " . На секции " Христианское искусство " преподаватель Художественно-промышленной академии и СПбДА Дария Джемс-Леви посвятила сообщение каллиграфии в современном храмовом искусстве (книжная миниатюра, иконопись, монументальная живопись). Руководитель иконописной мастерской в Минске Андрей Жаров, работавший в свое время над убранством Феодоровского собора , рассказал о современной белорусской иконописи.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Прошли XVI Линтуловские чтения декабря 2022 XVI Линтуловские чтения, посвященные 100-летию мученической кончины митрополита Вениамина Петроградского , прошли 17 декабря в многофункциональном центре " Наследие " . Их организовали научно-просветительский центр имени священномученика Философа Орнатского Константино-Еленинского монастыря , Российский государственный университет имени Алексея Косыгина (Москва), СПбДА и виртуальный филиал Русского музея. Настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) сделала доклад " На службе Богу и Отечеству: Устав Саровской пустыни и Полковое учреждение Александра Суворова " . Ректор Самарской духовной семинарии иерей Максим Кокарев представил исследование документов епархиального архива 1903-1905 годов о деятельности владыки Вениамина во время служения в Самарской епархии. Помощник игумении по просветительской и миссионерской работе Елена Евдокимова рассказала о деятельности владыки Вениамина в ранние годы его служения. Корреспондент газеты " Кифа " Анастасия Наконечная представила сообщение " Митрополит Вениамин и православные братства Петрограда " . Автор программы " Невидимый Петербург " на радио " Град Петров " Татьяна Трефилова выступила с докладом " Осужденные по делу митрополита Вениамина в тюрьме на Шпалерной улице " . Сотрудник Библиотеки Российской академии наук Валентина Кудрявцева представила сообщение " Митрополит Вениамин и православные монастыри Петроградской епархии " . Старший научный сотрудник ГМП " Исаакиевский собор " Вероника Хорина познакомила с материалами об изъятии церковных ценностей и о Петроградском процессе в периодике 1922 года. Член оргкомитета памятного вечера митрополита Вениамина в Большом зале Филармонии Светлана Замешайлова и режиссер монтажа видеоконтента оратории " Страдалец до Голгофы " Алексей Сизов рассказали о подготовке вечера в БЗФ, а также о паломничестве на малую родину митрополита Вениамина. На секции " Время новомучеников и исповедников Российских " древлехранитель Александро-Невской лавры , клирик Смольного собора диакон Роман Катаев рассказал о почитании памяти митрополита Вениамина и выставочных мероприятиях 2021-2022 годов. Доцент кафедры теологии РХГА, насельник Троице-Сергиевой пустыни иеромонах Никодим (Хмыров) выступил с сообщением о становлении и развитии жизни Русской Православной Церкви в странах Южной Америки в 1920-х годах.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Расшифрованы протоколы допросов служителей храма при Консерватории октября 2023 В ходе работы над материалами Петроградского процесса 1922 года сотрудниками комиссии по канонизации расшифрованы протоколы допросов служителей храма Рождества Пресвятой Богородицы при Консерватории - настоятеля протоиерея Анатолия Толстопятова, впоследствии архиепископа Молтовского и Соликамского Александра, и старосты храма, профессора Консерватории, композитора Сергея Ляпунова, а также настоятеля храмов Иоанновского монастыря протоиерея Иоанна Орнатского, брата священномученика Философа Орнатского. Особо сложным в тот период было положение домовых храмов, в том числе храма при Консерватории. По декрету " Об отделении  Церкви от государства "  1918 года домовые храмы должны были закрыться, единственной возможностью избежать этого была регистрация храма как приходского. Но не все храмы могли получить новую регистрацию. По просьбам прихожан, педагогов, студентов и сотрудников Консерватории было получено разрешение властей на создание прихода, однако всех необходимых документов при посещении комиссии по изъятию ценностей в наличии не оказалось, храм опечатали. Прихожане просили пришедших не закрывать его, но все было напрасно. Отец Анатолий предупредил членов комиссии, что за жестокое отношение к верующим их может постигнуть кара Божия. Это стало поводом для последующих обвинений в его адрес. Староста церкви профессор Сергей Ляпунов был допрошен после отца Анатолия, основным обвинением стал отказ выдать комиссии ключи от храма и подписать составленный комиссией акт. Объяснения подсудимых оказались напрасными, настоятеля приговорили к трем годам заключения строгой изоляции, старосту - к шести месяцам заключения условно. Сложная ситуация сложилась и при изъятии ценностей в Иоанновском монастыре, настоятелем церквей которого являлся протоиерей Иоанн Орнатский. Сопротивление верующих при посещении комиссии по изъятию ценностей доходило до прямых столкновений, толпа ворвалась в покои игумении, а отца Иоанна грозили утопить в Карповке. Ядро сопротивляющихся состояло из пришедших прихожан Матфиевской церкви , настоятелем которой был протоиерей Иоанн Альбинский, примкнувший к обновленцам и поэтому не привлекавшийся к суду. Настоятель был приговорен к двум месяцам принудительных работ. В 1936 году он был вновь арестован, приговорен к 10 годам лагерей и скончался в заключении.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Реставрация в Казанском соборе июля 2016 В Казанском кафедральном соборе восстановлены четыре иконы в исторических окладах в южном нефе собора, по обеим сторонам Голгофы. Прежние иконы, как и многое из внутреннего убранства собора, в годы гонений на Церковь были утеряны. По благословению настоятеля Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова были написаны три новые иконы - Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и священномученика Философа Орнатского. Четвертая икона - образ святого праведного Иоанна Кронштадтского - находится в процессе написания и вскоре вместе с остальными будет размещена на местах утерянных икон. Первые две иконы - Пресвятой Богородицы и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова - были освящены настоятелем 16 апреля. Над написанием икон трудился художник Казанского кафедрального собора Иван Москвин, преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. Весомую помощь по нахождению и восстановлению подлинных чертежей Константина Тона, касающихся оформления иконостасов, оказал начальник научно-исследовательской части Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения имени императора Александра I доктор технических наук, профессор Анатолий Лялинов.  Внутреннее убранство собора было разорено в 1922 году, и все иконы, которые находились в храме, были переданы в разные музеи, в частности, в Русский музей, где сейчас хранятся все подлинные иконы из главного и двух боковых иконостасов. Эти иконы написаны знаменитыми русскими живописцами, особую ценность представляют работы кисти Владимира Боровиковского.  " По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия было решено написать на пилонах, которые расположены по всему периметру собора, иконы двунадесятых праздники большого размера в золоченных рамах. Раньше там располагались подаренные прихожанами небольшие аналойные иконы, - рассказал протоиерей Павел Красноцветов. - На сегодня единственным не до конца оформленным участком собора осталась ниша у Голгофы. Историческое распятие было написано в академическом стиле, сейчас здесь стоит Голгофа, написанная в древнерусском стиле, но без предстоящих. Согласно исторической справке, раньше с правой стороны стояла предстоящая Божия Матерь, а слева - святой апостол Иоанн Богослов. Мы восстановили эти иконы, написав их в том же академическом стиле, в каком был написан весь иконостас " . 

http://mitropolia.spb.ru/docs/zavershaet...

Составлена родословная протоиерея Евгения Кондратьева апреля 2023 Составлена родословная протоиерея Евгения Кондратьева (1868-1938), клирика  Успенского храма ( " Спаса-на-Сенной " , 1894-1909), настоятеля храмов на Волковском кладбище (1909-1937). Об истории рода Кондратьевых рассказала 8 апреля на православной выставке в ДК Газа церковный историк Татьяна Ганф. Выпускник СПбДА 1892 года, принявший священный сан в Александро-Невской лавре , был выдающимся проповедником, публицистом, редактором " Известий по Петроградской епархии " и журнала " Воскресный благовест " , преподавателем гомилетики, председателем Общества религиозно-нравственного просвещения, сподвижником священномучеников митрополита Вениамина Петроградского и протоиерея Философа Орнатского. В 1921 году его арестовали по обвинению в " контрреволюционной агитации " . Отбыв заключение, он вновь был лишен свободы, в 1929 году осужден на ссылку. В 1938 году был приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян предположительно в Левашовской пустоши 12 марта того же года. " Занимаясь биографией отца Евгения, я неожиданно нашла в описях дел два - с подробностями жизни его предков, государственных крестьян, трудившихся в лавре. Персоналии таких " муравьев " редко появляются на скрижалях истории, - отметила исследовательница. - Промыслительно, что в едва читаемых бумагах монастырской канцелярии сохранились не только их имена, должности, имена жен и детей, но и их прямая речь, свидетельства тяжелых трудов, испытаний житейских: клеветы, бедности, болезни и сиротства, огненного запаления и наводнений - все это засвидетельствовано на страницах документов мастеров, священников, правящих архиереев " , - отметила исследовательница. Родословие отца Евгения неразрывно связано с историей лавры. Род начинался со смоленского кузнеца Кондратия Кондратьева, переведенного " на вечное проживание " на берега Невы для строительства новой столицы. Следующее поколение фамилии проживало при монастыре, возводя стены храмов и келий, столярничая и штукатуря, служа пером и мастерком.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Храм в Песочном признан памятником регионального значения января 2019 По распоряжению председателя КГИОП Сергея Макарова здание храма святого Серафима Саровского в поселке Песочном включено в единый государственный реестр как объект культурного наследия регионального значения. Церковь преподобного Серафима Саровского в Песочном - первый храм в честь святого, канонизированного в январе 1903 года по инициативе императора Николая II. Он построен в 1904 году по проекту Василия Сарандинаки и военного инженера Ивана Соколова для Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Место для строительства храма было выделено графиней Ольгой Левашовой, владелицей имения " Осиновая Роща " . При строительстве авторы использовали мотивы русского деревянного зодчества. Влияние нового стиля выразилось в использовании типа храма, более характерного для каменного зодчества, - пятиглавого с колокольней, в нехарактерных для деревянных храмов больших оконных проемах, использовании заимствованных из гражданской деревянной архитектуры накладных профилированных и резных деталей. Храм связан с жизнью и деятельностью канонизированных святых - праведного Иоанна Кронштадтского и священномученика Философа Орнатского.   От был освящен в июле 1904 года, накануне первой годовщины прославления преподобного Серафима. Этому событию была посвящена заметка в журнале " Православно-русское слово " 1904 г.):  " Прекрасная погода в день освящения храма много способствовала торжеству и привлекла большие толпы окрестных дачников и жителей ближайших деревень. Немало приехало друзей Общества и из столицы. В девять часов утра с поездом железной дороги прибыл почетный член общества, Преосвященный Сергий, епископ Ямбургский, ректор духовной академии, совершивший чин освящения и первую литургию в новоосвященном храме " . С 1904 по 1917 годы в церкви служили священники Василий Никольский, Мелентий Щепинский, Владимир Сейбук, Иоанн Колпаков, братья Орнатские священномученик Философ и протоиерей Иоанн. Духовным наставником председателя Общества религиозно-нравственного просвещения протоиерея Философа Орнатского был святой Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн Орнатский был женат на племяннице Иоанна Кронштадтского. В Графской у семьи Орнатских был дом, построенный на средства отца Иоанна Кронштадтского; " всероссийский батюшка " нередко служил в местном храме.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Философ Орнатский: «Когда трогают Церковь, терпеть невозможно» Он выводил свою паству на крестные ходы против большевиков и за это взошел на Голгофу Елена Горбачева Источник: Русская планета 13 июня Русская Православная Церковь вспоминает священномученика Философа Орнатского — человека, который нашел в себе смелость бросить открытый вызов большевикам и за это был убит вместе с двумя сыновьями. «Русская Планета» вспоминает жизнь и смерть мучеников, чья жизнь стала одним из самых жутких примеров бесчинства советской власти. Философ Орнатский. Фото: wikipedia.org      Философ Он был из семьи сельского священника Новгородской губернии, из рода Орнатских, потомственных слуг Божьих, и при рождении наречен был странным именем «Философ». Есть мнение, что так его отец выразил свое благоговение перед святыми отцами древности, которые отстаивали учение Христа перед язычниками. Окончив в 1885 году Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, Орнатский и сам пошел по отеческим стопам. Он принял священство и много лет служил настоятелем, пока в 1893 году не был избран в члены Санкт-Петербургской городской думы от духовенства. Отец Философ взял на себя попечение о неимущих — организовывал ночлежки для бедных, дома для детей-сирот. У него и самого была большая семья: десять детей. При том, что он курировал также строительство храмов в Санкт-Петербурге и через его руки проходили значительные суммы денег, семья Орнатских жила крайне скромно, и отцу семейства приходилось давать частные уроки, чтобы прокормить жену и детей. С началом Первой мировой войны Философ Орнатский отдал свою квартиру под лазарет для раненых солдат и перебрался в небольшую казенную квартирку. Один из сыновей Орнатского, Николай, позже погибший вместе с ним, служил в качестве военного врача при 9-й Русской Армии. Другой сын, Борис, был артиллеристом. Смута Война расшатала фундамент, на котором стояла Российская империя. Орнатский видел, как проникают и становятся популярны идеи большевизма, и находил их губительными для страны. «Нашей интеллигенции надо стать русскою, — писал он, призывая вернуться к православным корням. — Смотрите: вот, жизнь христианская расшатывается в самых ее устоях. Религия и вера объявляются отжившими свой век, на место Бога люди ставят человечество и служением ему хотят заменить служение Богу».

http://pravoslavie.ru/94228.html

Выставка, посвященная 100-летию мученической кончины протоиерея Философа Орнатского, откроется в Санкт-Петербурге. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Выставка, посвященная 100-летию мученической кончины протоиерея Философа Орнатского, откроется в Санкт-Петербурге 27.08.2018 21:53 Версия для печати Санкт-Петербург, 27 августа. Выставка «Жизнь как подвиг», посвященная 100-летию мученической кончины священномученика протоиерея Философа Орнатского и его сыновей – Бориса и Николая – откроется у Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга (Казанская пл. д. 2, у северного входа в собор) 29 августа в 13:00, сообщили в Санкт-Петербургской митрополии. На торжественном открытии выставки будут присутствовать: составитель экспозиции Валерий Филимонов, русский писатель-агиограф, автор жития священномученика Философа Орнатского и его сыновей; игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского монастыря, протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского кафедрального собора. Приглашены к участию видные общественные деятели, историки, представители православных и благотворительных организаций, главы районных администраций.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

священномученик Философ Орнатский (1860–1918) священномученик Философ Орнатский Настоятель Казанского кафедрального собора в С.-Петербурге, председатель «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», религиозный писатель и проповедник. Духовный сын прав. Иоанна Кронштадтского. На пути к иерейству Родился на территории Новгородской губернии, в погосте Новая 21 мая 1860 года. Его отец, Николай Платонович, был сельским священником, служил в местной церкви. Необычное имя «Философ» будущему священномученику дали при Крещении, в честь христианского мученика Философа Александрийского. В семье Николая Платоновича дети, включая Философа, воспитывались в духе христианских традиций, приучались любить Бога, слушаться голоса Церкви. Скажем, брат Ф. Орнатского, Иван, пошёл по стопам отца и стал Православным священником (он был женат на племяннице святого Иоанна Кронштадтского ). Философ был энергичным ребёнком, чем сильно выделялся среди своих сверстников. Между тем в меру своего возраста он понимал, что такое христианское смирение и уже с юности задумывался о пути Православного пастыря. По достижении надлежащего возраста Философ поступил в Новгородскую духовную семинарию. Учился старательно. По выпуске из семинарии решил продолжить образование. Выбор пал на Санкт-Петербургскую духовную академию. В академии он выделялся среди прочих студентов, демонстрирорвал блестящие результаты: сказались прирождённые дарования, чувство ответственности, усердие и целеустремленность. Он успешно закончил полный курс обучения, получив степень кандидата богословия. По окончании академии, в 1885 году, Философ Николаевич соединил себя узами брака. В июле 1885 года его рукоположили во диакона, а вскоре и во священника. Так начался его пастырский путь в Санкт-Петербурге. Путь священнослужителя Пламенная вера, жертвенность, ревность отца Философа Орнатского, проникновенность его пастырского слова, хорошие организаторские качества способствовали тому, что постепенно вокруг него стали сплачиваться люди. Его деятельность привлекала внимание и стороны простолюдинов, и со стороны церковных властей, и со стороны городского начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010