Философ Николаевич Орнатский в юности в 1869–1874гг.  обучался в Белозерском (с 1971/1972гг. оно было  преобразовано в Кирилловское) духовном училище. Поступив по экзамену в СПБ. Д. Семинарию, он окончил ее в 1881 г. под 2, а в 1885г. и СПБ. Дух. Академию под 10 из 102-х, со „степенью кандидата, с правом получения степени магистра без нового устного испытания» 6 . 28 июля того же 1885г. он был рукоположен во священника митрополитом Петербургским Исидором ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Санкт-Петербурге, где прослужил 7 лет, в том числе и в качестве законоучителя. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, этот приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Этот первоначальный опыт приходского пастыря и школьного учителя послужил для о. Философа благоприятным фактором для его  дальнейшей более масштабной и значимой церковно-просветительской деятельности. В 1888 году отец Философ был назначен членом СПб. Епархиального Комитета Всероссийского. Православного Миссионерского Общества, которое было основано в 1865 году для выполнения задач, направленных на просвещение многих крещеных, но по-настоящему не воцерковленных, а поэтому легко поддающихся духовному повреждению, граждан России, на интеграцию различных этносов в рамках единого государства,  включению соответствующего этноса в социальную и государственную структуру Российской империи, а также для деятельности далеко за её пределами (в торговых и дипломатических представительствах) 7 . В 1890-м – о. Философ был избран членом Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, а 4 мая 1892 года стал и его председателем, вплоть до своей кончины 8 . Это общество было основано в Санкт-Петербурге в апреле 1881 года в ответ на убийство имп. Александра II с целью защиты граждан Российской империи, в первую очередь молодежи, от тлетворного влияния бурно распространяющихся  в обществе атеистических и нигилистических идей, а также для воспитания православного человека, как подлинного христианина. Прот. Философ к социально-просветительской деятельности Общества в помощь священнослужителям привлекал многих духовно образованных мирян, студентов СПб. Духовной академии (в т. ч. студента Василия Казанского, будущего митрополита Петроградского Вениамина).

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Дед протоиерея Философа по материнской линии также происходил из священническо-причетнического рода этих мест. Имел семинарское образование. В 1836 году «преосвященным Анастасием, епископом Старорусским и кавалером» рукоположен во священника и служил на одном месте до кончины, последовавшей в 1854 году. Все браки по обеим линиям — Белоликовых и Орнатских — были внутрисословными и местными. В родословной священномученика Философа заложен мощный пласт духовенства Белозерского края — так когда-то именовались земли Череповецкого, Кирилловского и Белозерского уездов Новгородской губернии. Фактически древо Орнатских и Белоликовых вросло в этот край и вобрало в себя самый дух духовенства и причта, веками служивших здесь. Вокруг монастыря Центром духовного и хозяйственного притяжения края издревле был Кирилло-Белозерский монастырь. Хотя преподобный Кирилл подыскал для обители глухое место, в целом край к моменту его появления был обжит и населен. Келью преподобного окружали боярские вотчины, которые через акты дарения либо купли постепенно становились монастырской собственностью. В XVI веке владением Кирилло-Белозерского монастыря стала и вотчина достойнейшего боярина Ивана Петровича Фёдорова-Челяднина, опального воеводы, бравшего Казань и командовавшего войсками в Ливонской войне. В вотчину входило селение Новая с ним — вотчинный Богоявленский монастырек. После казни воеводы, в 1568 году, монастырек был упразднен. На его месте возник приход, а вотчину с селом царь Иван Грозный отписал на себя. Кириллову монастырю ее передал его сын — царь Фёдор Иоаннович. В переписной книге 1601 года в числе владений монастыря уже значится это село, а «в нем церковь Богоявленья Господня». В более поздних переписных книгах упоминается «на церковной земле церковь Богоявления Господня да другая церковь вмч. Парасковии, нареченныя Пятницы. В ней двор попа (у него 3 сына) и келья, в ней просвирня и вдова. Да в том же селе на монастырской вотчинной земле прикащик да двор монастырский конюшенной…»

http://aquaviva.ru/journal/na-rodine-svy...

19 июля по старому стилю 1918 года отца Философа пригласили служить всенощную на Охте в храме святого пророка Илии при пороховом заводе. Они праздновали Престольный праздник. «Это было одно из самых революционных мест в городе, — рассказывала Лидия Философовна, дочь священномученика. — Мы не могли понять, почему он был приглашен в такое время там служить. Когда отец Философ вернулся домой, мы сели ужинать, мой отец и мать, три моих брата — Николай, Борис и Владимир и младшая сестра моей матери вдова А. Н. Скипетрова. Вдруг раздался звонок, и в дверях появились вооруженные матрос и два красноармейца. Матрос приказал сделать обыск; обыск был поверхностный. Затем предложили отцу ехать с ними, пообещав, что он скоро вернется. Старший брат Николай — военный доктор, сам вызвался сопровождать отца. Тогда матрос обратился ко второму брату, Борису, тоже офицеру, чтобы и он ехал с ними. Вскоре после того, как увезли отца и двух старших братьев Николая и Бориса, пришли из ЧК Казанского района, чтобы арестовать Бориса. Мы сказали, что он уже арестован с отцом. Это их удивило. Здесь им попался на глаза третий брат, Владимир, тоже офицер, они и его арестовали. То была первая ночь ареста офицеров. Подождав до пяти часов утра их возвращения, обеспокоенная, я отправилась прежде всего в Нарвский район, где отец Философ провел большую часть своей жизни. Придя в комиссариат, я встретила там комиссара и сказала ему, что в эту ночь был арестован мой отец, протоиерей Философ Орнатский , и два его сына и что арестовавшие его лица сказали, что берут их для допроса и что они вскоре будут дома. В ответ комиссар сказал, что никаких Орнатских он не знает и здесь их не было. Тогда я его спросила: — Где же их искать? — Ищите в Кронштадте в “Крестах”, но здесь их не было. Когда я направилась к выходу, то заметила матроса, арестовавшего отца Философа с сыновьями, и сказала ему: “Это вы у нас были на Казанской улице и взяли для допроса отца Философа, сказав, что они скоро вернутся? Они домой не вернулись, где они теперь?” Матрос тоже отрекся, сказав, что он у нас не был и никого не арестовывал.

http://azbyka.ru/fiction/svjashhennomuch...

25 августа 1937 года отец Алексий был арестован. На вопрос следователя о контрреволюционной деятельности отец Алексий ответил, что состоял в 1905 году в монархической организации союза Михаила Архангела: «Вся наша деятельность заключалась в борьбе с сектантами-староверами, так как революционная деятельность в нашей местности была неразвита, вследствие наличия некультурности и религиозного фанатизма среди населения, и недовольство существующим строем проявлялось среди сектантов. Я лично вел проповедническую деятельность». Он признался, что говорил с верующими о неизбежности войны с Германией, о пагубности колхозного строя и гибели Советской России. Его привезли в Ленинград и 23 сентября расстреляли в районе станции Левашово «за проведение антисоветской агитации». Его вдова Вера Алексеевна, дочь священника Алексия Нелазского из соседнего села Абакумово, прожила очень долгую и трудную жизнь, до конца дней оставаясь глубоко верующим человеком. Вот отрывок из письма этой удивительной женщины, адресованного внучке: «Приезжай, родная Наденька, сходим в церковь , исповедуемся чистосердечно. И, поверь, спадет с тебя вся тягость, дорогая». Благодаря Вере Алексеевне сохранилась фотография епископа Пимена: та самая, где владыка запечатлен с братьями, протоиереем Философом Орнатским и Василием Белоликовым. Вера Алексеевна была, наверное, единственным человеком, который в послевоенное время хлопотал о памяти епископа Пимена, пытался найти какие-то сведения о его кончине. Родня владыки смутно представляла, что же с ним случилось. Племянник Антонин Николаевич вспоминает, что его отец, Николай Захариевич, сильно плакал, когда получил известие о смерти брата «где-то на Кавказе, где ему выкололи глаза, снимали кожу». И Вера Алексеевна в безответных запросах своих писала о епископе Пимене как о погибшем на Кавказе. 3. Протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860–1918) родился в селе Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии. После учебы в Кирилловском Духовном училище, где преподавал его отец, и окончания Новгородской Духовной Семинарии Философ Орнатский в 1880 году был зачислен студентом в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1885 году. Его сокурсниками были будущие митрополиты Антоний (Храповицкий ; † 1936) и Серафим (Мещеряков; † 1932). Женившись на Елене Николаевне Заозерской и приняв священство, он остался служить в Петербурге сначала настоятелем домовой церкви гимназии, носившей название «Приют принца Ольденбургского», а потом настоятелем церкви Экспедиции заготовления государственных бумаг. В последней он прослужил более двадцати лет. В 1913–1918 годах он был настоятелем Казанского собора в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Государство устранялось от защиты православия. Это означало, что православной церкви нужно было учиться защищать себя словом, не рассчитывая на силовую поддержку. При этом, в отличие от всех остальных религиозных организаций России, православная церковь была подчинена государству. Громоздкая бюрократическая машина регламентировала и направляла каждый ее шаг. Если раньше издержки государственной опеки компенсировались оказываемой силовой господдержкой, то теперь поддержки не стало, а бюрократические ограничения сохранились. Реформа системы церковного управления была необходима. Об этой необходимости дружно заговорили все — и либералы, и охранители. Первые — по зову сердца, а вторые — потому, что тогда им казалось: идея церковных реформ исходит от государства. А для русского консерватора воля государства священна. Однако обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев не верил, что церковная организация способна самоуправляться, и считал, что силовые структуры решают проблемы духовенства успешнее, чем сами священники. Показателен в этом отношении случай, описанный в воспоминаниях начальника Петербургского охранного отделения Александра Васильевича Герасимова. В 1905 году на квартире известного петербургского священника Философа Николаевича Орнатского (ныне причисленного к лику священномучеников) должно было состояться организационное собрание священников, которые предполагали создать что-то вроде профсоюза. Охранное отделение не хотело допускать этого мероприятия, но, поскольку приход полиции к почтенному протоиерею грозил скандалом, Герасимов решил обойтись без полицейских с шашками и позвонил Победоносцеву, попросив того повлиять на свободолюбивых священников. «Пошлите полицию и казаков,— ответил обер-прокурор.— Пусть от моего имени разгонят этих попов… Я возразил,— пишет далее Герасимов,— указывая, что такого рода действие вызвало бы настоящую бурю в прессе… И я рекомендовал послать синодского чиновника, который мирно распустит собрание. Победоносцев настаивал. Но ему пришлось все же прислать своего чиновника на квартиру Орнатского». Этот эпизод демонстрирует, до какой степени глава Ведомства православного вероисповедания верил в действенность силовых решений и не верил в то, что люди могут договориться.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Кроме вышеуказанных, В.П. Филимоновым написаны Жития преподобного Варнавы Гефсиманского чудотворца; исповедника протоиерея Алексия Кибардина; исповедницы старицы схимонахини Марии (Маковкиной); повесть о преподобном Феодосии Иерусалимском — Кавказском чудотворце «По вере вашей да будет вам», а также составлены краткие жития священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского; священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского; священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского; преподобномученика Льва (Егорова), архимандрита Петроградского; исповедника митрополита Николая (Ярушевича) и других новомучеников и исповедников Российских. Книги В.П. Филимонова о великих подвижниках Православия: «По вере вашей да будет вам» (Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления); «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа»; «Житие преподобного Серафима Вырицкого»; «Крестом отверзается Небо» (Жизнь и подвиги священномученика протоиерея Философа Орнатского); «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа»; «Житие, подвиги и чудотворения преподобного Серафима Вырицкого»; «Преподобный Варнава Гефсиманский — духовный отец преподобного Серафима Вырицкого»; «К преподобному Серафиму в Вырицу»; «Последний духовник преподобного Серафима Вырицкого» (Жизнеописание исповедника протоиерея Алексия Кибардина) и апологетическое исследование «Как создаются легенды под маской Православия» (Допустима ли неправда в Церкви?) — известны православным читателям во многих странах мира. С участием Валерия Павловича на Кино-видео компании «Православная студия Петербурга» и целом ряде федеральных телеканалов были созданы фильмы и передачи, посвященные преподобному Серафиму Вырицкому, священномученику Философу Петроградскому, преподобному Варнаве Гефсиманскому, преподобному Феодосию Кавказскому и другим святым Земли Русской. С 1993 года В.П.Филимонов является постоянным автором ежегодного литературно-художественного альманаха Союза писателей России «День русской поэзии» (редактор-составитель, лауреат литературной премии «Традиция» И.А.Сергеева). Подборки стихов Валерия Павловича опубликованы в коллективных сборниках стихов «Дорога», «И праздник Рождества и праздник Воскресения», «Время исповедания», в ряде православных периодических изданий и в обширной антологии русской поэзии «Поэзия делает землю красивой», составленной главным редактором газеты «Православный Санкт-Петербург» А.Г. Раковым. Песни на стихи В.П. Филимонова о Святой Руси звучат в исполнении известных русских православных певцов и композиторов: Геннадия Заволокина, Евгении Смольяниновой Игоря Петрова, Веры Панченко и Юрия Жеринова.

http://ruskline.ru/author/f/filimonov_va...

Через свою супругу о. Философ находился в родстве с другим известным священномучеником – прот. Петром Скипетровым (1863 – убит 1 февр. н.ст. 1918г): их жены, Антонина Николаевна и Елена Николаевна – дочери диакона Заозерского Николая Михайловича (ок. 1828 – 13.01.1884), клирика Исаакиевского собора в 1866–1884гг. Младший брат о. Философа – прот. Иван Николаевич (21.09.1870 –  20.04.1937) был женат на племяннице св. прав. о. Иоанна Кронштадтского Анне Семеновне Малкиной (её мать – Дарья Ильинична (в девич. Сергиева) – родная сестра св. Иоанна Кронштадского) 4 . В семье о. Ионна Орнатского было 14 детей, в крещении некоторых принимал участие  о. Философ Орнатский (напр., он крестил 2 сент. 1899г. Елизавету, а её крестным был о. Иоанн Кронштадтский ). В сентябре 1895г.  о. Иоанн Кронштадтский подарил дорогой ему семье свой портрет с надписью: «Своим по духу и по плоти о. иерею Иоанну Николаевичу и Анне Семеновне Орнатским на добрую память. Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев» 5 . В 1911г. было начато издание журнала «Кронштадтский пастырь», ответственным редактором которого в 1912 –1917гг. стал прот. Иоанн Орнатский, автор, как и его брат прот. Философ, многочисленных публикаций в этом журнале как подписанных, так и анонимных. Примечательно, что работу по выявлению и осмыслению  духовного наследия о. Иоанна Кронштадтского , начатую о. Иоанном Орнатским и его единомышленниками,  в настоящее время продолжает его внучка и внучатая племянница св. Иоанна Кронштадтского , профессор Института русской литературы (Пушкинский Дом), доктор филологических наук Тамара Ивановна Орнатская, издатель дневников святого и автор многих публикаций на эту тему.   Прот. Иоанн Кронштадтский , духовным сыном которого являлся о. Философ, часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви и Отечества. Святой пастырь доверил отцу Философу, как опытному полемисту, быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном, Вышенским затворником, который первоначально был смущен популярностью, методами пастырской деятельности о. Иоанна Кронштадтского и некоторыми  опечатками, обнаруженных в печатных публикациях его трудов, которые превратно пытались истолковать недоброжелатели о. Иоанна. Прот. Философ не только защищал о. Иоанна Кронштадтского от нападок, но и последовательно проводил в жизнь его духовные наставления русскому народу как в своих  проповедях, так и в многочисленных публикациях. Так, возглавляя Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в издаваемом в 1902–1905гг. Обществомжурнале “Православно-Русское Слово”, о. Философ (в этом журнале он был цензором и автором многих публикаций) в Приложении к этому журналу за 1902 год издал «Полный круг слов и поучений» о. Иоанна Кронштадтского. Жизненный путь: основные вехи (1869–1918)

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Инокиня Ирина (Ковалева) из  Плесецкой епархии  выступила с сообщением «Каргополье — родина священномученика Вениамина». Она рассказала об истории рода Казанских. Фамилия была дана по месту служения прадеда в Казанской пустыни. Были продемонстрированы редкие фотографии — и самого владыки Вениамина, и его брата, священника Александра, который был репрессирован, дальнейшая его судьба неизвестна. В Плесецкой епархии составлен синодик родственников митрополита Вениамина. Сотрудник СПбДА историк Александр Бовкало рассказал о братьях и сестре митрополита Вениамина и их потомках, живших и живущих в Санкт-Петербурге. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой протоиерей Александр Ежов выступил с сообщением «Митрополит Вениамин — организатор школьного дела». Владыка был председателем епархиального братства Пресвятой Богородицы, которое включало Петроградское, Гдовское, Новоладожское, Гатчинское, Нарвское, Охтинское и другие отделения. Братство занималось организацией церковно-приходских школ, обеспечением школ учебными пособиями. В ведении братства находилась 531 школа, где обучались 24,5 тыс детей. Сотрудник ГМП «Исаакиевский собор» Вероника Хорина рассказала об Исаакиевском соборе как кафедре митрополита Вениамина, отметив, что память владыки особо чтут в соборе. Так, в прошлом году в музее-часовне прошла выставка, посвященная митрополиту Вениамину. В этом году в соборе появилась икона священномученика. Клирик Воскресенского (Смольного) собора диакон Роман Катаев рассказал об уникальной кинохронике, запечатлевшей изъятие раки святого Александра Невского из Александро-Невской лавры. В кадре близко видно митрополита Вениамина. Сотрудник епархиальной комиссии по канонизации Екатерина Карловская рассказала о поведении митрополита Вениамина на Петроградском процессе. Клирик храма Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина протодиакон Владимир Василик посвятил свое сообщение другой стороне — обвинителю Красикову и предателю священнику Красницкому. Историк Илья Попов рассказал о других петербургских священномучениках и исповедниках: Алексии Ставровском, Философе Орнатском, Михаиле Чельцове, Николае Симо, Карпе Эльбе, братьях Егоровых.

http://patriarchia.ru/db/text/6076688.ht...

Инокиня Ирина (Ковалева) из Плесецкой епархии выступила с сообщением “Каргополье — родина священномученика Вениамина”. Она рассказала об истории рода Казанских. Фамилия была дана по месту служения прадеда в Казанской пустыни. Были продемонстрированы редкие фотографии — и самого владыки Вениамина, и его брата, священника Александра. Он был репрессирован, дальнейшая его судьба неизвестна. В Плесецкой епархии составлен синодик родственников митрополита Вениамина. Сотрудник СПбДА историк Александр Бовкало рассказал о братьях и сестре митрополита Вениамина и их потомках, живших и живущих в нашем городе. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой протоиерей Александр Ежов выступил с сообщением “Митрополит Вениамин — организатор школьного дела”. Владыка был председателем епархиального братства Пресвятой Богородицы, которое включало Петроградское, Гдовское, Новоладожское, Гатчинское, Нарвское, Охтинское и другие отделения. Братство занималось организацией церковно-приходских школ, обеспечением школ учебными пособиями. В ведении братства находилась 531 школа, где обучались 24,5 тыс детей. Сотрудник ГМП “Исаакиевский собор” Вероника Хорина рассказала об Исаакиевском соборе как кафедре митрополита Вениамина. Она отметила, что память владыки особо чтут в соборе — так, в прошлом году в музее-часовне прошла выставка, посвященная митрополиту Вениамину. В этом году в соборе появилась икона священномученика. Клирик Воскресенского (Смольного) собора диакон Роман Катаев рассказал об уникальной кинохронике, запечатлевшей изъятие раки святого Александра Невского из Александро-Невской лавры. В кадре близко видно митрополита Вениамина. Сотрудник комиссии по канонизации Екатерина Карловская рассказала о поведении митрополита Вениамина на Петроградском процессе. Клирик храма Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина протодиакон Владимир Василик посвятил свое сообщение “другой стороне” — обвинителю Красикову и предателю священнику Красницкому. Историк Илья Попов рассказал о других петербургских священномучениках и исповедниках: Алексии Ставровском, Философе Орнатском , Михаиле Чельцове , Николае Симо, Карпе Эльбе, братьях Егоровых.

http://azbyka.ru/news/proshla-konferenci...

Но после революции и до сих пор это здание занимают учебные заведения: была школа, которая сейчас называется гимназией имени Голицына, – она переехала в Дровяной переулок; потом Полярная академия, которая теперь вошла в состав Гидрометеорологического университета и в качестве корпуса этого высшего учебного заведения продолжает располагаться здесь же. Другой пример – «Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», которое отец Философ возглавлял в течение 26 лет и которое разрослось в свое время во всероссийскую организацию. Их здание расположено на углу Николаевской (ныне официально – улица Марата) и Стремянной улиц, на нем даже сохранилась мозаичная надпись с названием общества. Теперь это жилой дом, но в нем располагалась и библиотека, она существует до сих пор. Мы поддерживаем с администрацией этой библиотеки связь и проводим там мероприятия, посвященные памяти отца Философа. И главный вопрос – сама мученическая кончина отца Философа и двух его сыновей. Ведь точно до сих пор не установлены ни место, ни дата, ни образ этой кончины. Есть предание. Конечно, никакое предание не существует на пустом месте, но хочется все-таки уточнить подробности. Думаю, есть смысл проводить более расширенный поиск в архивах – ведь что-то можно установить по каким-то косвенным свидетельствам. Нужно общаться и с носителями этого предания. Ведь у отца Философа много потомков. Также есть краеведы, живущие в тех местах – в Стрельне. Мы знаем и некоторых потомков тех людей, которых отец Философ окормлял. Кажется, что все бесследно пропало, – но нет, находятся люди, чьи бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки ходили в этот храм, отец Философ их венчал, крестил их детей – это интересная область семейной истории. Есть еще Ильинский храм на Пороховых – последний храм, где служил отец Философ. Но надо и молиться, что мы стараемся делать. Когда возникает такое живое общение, то сам святой человек помогает, если, конечно, воля Божия на то есть. Во всяком случае, сам поиск приносит большую духовную пользу – что-то открывается и для внутреннего понимания.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/svyawe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010