Помимо пастырских и депутатских обязанностей отец Философ в продолжении нескольких лет сотрудничал, в роли редактора, с популярным изданием «Санкт-Петербургский Духовный Вестник». Кроме того, он исполнял обязанности цензора двух известных журналов: «Воскресный благовест» и «Отдых христианина». Несмотря на колоссальную загруженность священник Ф. Орнатский успевал уделять время семье, в которой, помимо любимой супруги, Елены Николаевны, было 10 детей. Достойно замечания, что все его дети получили хорошее воспитание, все десятеро выросли верующими, нравственно состоявшимися людьми. В ноябре 1898 года священник Ф. Орнатский, в знак признания его пастырских заслуг, был удостоен звания протоиерея. В 1913 году церковное руководство определило его на должность настоятеля Кафедрального Казанского собора. С началом Первой Мировой войны в город стало поступать большое количество раненных бойцов. В этот трудный период семья Орнатских переселилась на Казанскую улицу, в небольшое служебное жилище, передав свою просторную квартиру на Невском под воинский лазарет. При этом его жена, Елена, и дочери ухаживали за ранеными. Случалось, что отец Философ лично выезжал к местам сражений, укреплял веру солдат, вдохновлял их на подвиги, утешал добрым пастырским словом. В 1917-1918 годах протоиерей Ф. Орнатский принимал деятельное участие в работе Всероссийского Поместного Собора. Революционная смута С Февральской, а затем и Октябрьской революцией пришла эпоха насилия и кровавого лихолетья. Рухнули традиционные государственные и общественные институты, стали рушиться храмы, устои и судьбы людей. Большевистские власти, вооруженные материалистической идеологией, взирали на Церковь не иначе как на могучего, непримиримого врага. Очень скоро они развернули против служителей Божьих жесточайший террор. Последовали расправы над духовенством, полилась христианская кровь. Естественно, что при таком положении вещей ревностный пастырь Философ Орнатский не мог стоять в стороне и молчать. Он не раз и не два поднимал голос и богомольцев против антицерковной политики светских властей, организовывая (вместе с другими священнослужителями) многолюдные крестные ходы в защиту Церкви от разорения и поругания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Через свою супругу о. Философ находился в родстве с другим известным священномучеником – прот. Петром Скипетровым (1863 – убит 1 февр. н.ст. 1918г): их жены, Антонина Николаевна и Елена Николаевна – дочери диакона Заозерского Николая Михайловича (ок. 1828 – 13.01.1884), клирика Исаакиевского собора в 1866–1884гг. Младший брат о. Философа – прот. Иван Николаевич (21.09.1870 –  20.04.1937) был женат на племяннице св. прав. о. Иоанна Кронштадтского Анне Семеновне Малкиной (её мать – Дарья Ильинична (в девич. Сергиева) – родная сестра св. Иоанна Кронштадского) 4 . В семье о. Ионна Орнатского было 14 детей, в крещении некоторых принимал участие  о. Философ Орнатский (напр., он крестил 2 сент. 1899г. Елизавету, а её крестным был о. Иоанн Кронштадтский ). В сентябре 1895г.  о. Иоанн Кронштадтский подарил дорогой ему семье свой портрет с надписью: «Своим по духу и по плоти о. иерею Иоанну Николаевичу и Анне Семеновне Орнатским на добрую память. Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев» 5 . В 1911г. было начато издание журнала «Кронштадтский пастырь», ответственным редактором которого в 1912 –1917гг. стал прот. Иоанн Орнатский, автор, как и его брат прот. Философ, многочисленных публикаций в этом журнале как подписанных, так и анонимных. Примечательно, что работу по выявлению и осмыслению  духовного наследия о. Иоанна Кронштадтского , начатую о. Иоанном Орнатским и его единомышленниками,  в настоящее время продолжает его внучка и внучатая племянница св. Иоанна Кронштадтского , профессор Института русской литературы (Пушкинский Дом), доктор филологических наук Тамара Ивановна Орнатская, издатель дневников святого и автор многих публикаций на эту тему.   Прот. Иоанн Кронштадтский , духовным сыном которого являлся о. Философ, часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви и Отечества. Святой пастырь доверил отцу Философу, как опытному полемисту, быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном, Вышенским затворником, который первоначально был смущен популярностью, методами пастырской деятельности о. Иоанна Кронштадтского и некоторыми  опечатками, обнаруженных в печатных публикациях его трудов, которые превратно пытались истолковать недоброжелатели о. Иоанна. Прот. Философ не только защищал о. Иоанна Кронштадтского от нападок, но и последовательно проводил в жизнь его духовные наставления русскому народу как в своих  проповедях, так и в многочисленных публикациях. Так, возглавляя Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в издаваемом в 1902–1905гг. Обществомжурнале “Православно-Русское Слово”, о. Философ (в этом журнале он был цензором и автором многих публикаций) в Приложении к этому журналу за 1902 год издал «Полный круг слов и поучений» о. Иоанна Кронштадтского. Жизненный путь: основные вехи (1869–1918)

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Философ Николаевич Орнатский в юности в 1869–1874гг.  обучался в Белозерском (с 1971/1972гг. оно было  преобразовано в Кирилловское) духовном училище. Поступив по экзамену в СПБ. Д. Семинарию, он окончил ее в 1881 г. под 2, а в 1885г. и СПБ. Дух. Академию под 10 из 102-х, со „степенью кандидата, с правом получения степени магистра без нового устного испытания» 6 . 28 июля того же 1885г. он был рукоположен во священника митрополитом Петербургским Исидором ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Санкт-Петербурге, где прослужил 7 лет, в том числе и в качестве законоучителя. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, этот приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Этот первоначальный опыт приходского пастыря и школьного учителя послужил для о. Философа благоприятным фактором для его  дальнейшей более масштабной и значимой церковно-просветительской деятельности. В 1888 году отец Философ был назначен членом СПб. Епархиального Комитета Всероссийского. Православного Миссионерского Общества, которое было основано в 1865 году для выполнения задач, направленных на просвещение многих крещеных, но по-настоящему не воцерковленных, а поэтому легко поддающихся духовному повреждению, граждан России, на интеграцию различных этносов в рамках единого государства,  включению соответствующего этноса в социальную и государственную структуру Российской империи, а также для деятельности далеко за её пределами (в торговых и дипломатических представительствах) 7 . В 1890-м – о. Философ был избран членом Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, а 4 мая 1892 года стал и его председателем, вплоть до своей кончины 8 . Это общество было основано в Санкт-Петербурге в апреле 1881 года в ответ на убийство имп. Александра II с целью защиты граждан Российской империи, в первую очередь молодежи, от тлетворного влияния бурно распространяющихся  в обществе атеистических и нигилистических идей, а также для воспитания православного человека, как подлинного христианина. Прот. Философ к социально-просветительской деятельности Общества в помощь священнослужителям привлекал многих духовно образованных мирян, студентов СПб. Духовной академии (в т. ч. студента Василия Казанского, будущего митрополита Петроградского Вениамина).

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Вскоре отец Философ обрёл широкую известность и популярность. В числе его близких знакомых был, например, Достоевский . Помимо устных проповедей отец Ф. Орнатский нередко выступал через печать: его наставления издавались в передовых церковных изданиях. Время конца XIX — начала XX века было периодом духовного подъёма: активизировалось просветительское, благотворительное, миссионерское движения, всюду формировались религиозные содружества, общества, кружки. Одновременно с этой положительной тенденцией развивалась другая: в стране нарастали бунтарские настроения, в конце концов обернувшиеся революционным пожаром 1905, а затем и 1917 года. На этом историческом этапе Церковь, в лице ответственных священнослужителей, стремилась держать руку на пульсе, быть в гуще событий. В 1892 году отец Философ возглавил Общество религиозно-нравственного просвещения. Это общество ставило целью разъяснять широким народным массам основы Православного вероучения, их задачи на пути в Царство Небесное, обозначало нравственные ориентиры. Вместе с тем в период брожения анархистских и революционных идей, наплыва всевозможных религиозных учений гражданам разъяснялась опасность отхода от Православных традиций и послушания Церкви, опасность политического радикализма. Кроме прочего члены общества боролись словом и делом с проникавшими на территорию страны псевдорелигиозными учениями. Помимо масштабной просветительской работы, которую вели представители общества, последние инициировали и организовывали работы по строительству новых христианских храмов. Усилиями этого общества в Санкт-Петербурге и на прилегающих к нему землях было воздвигнуто 8 церквей, причём при храмах формировались просветительские центры. Другой важной областью деятельности отца Философа Орнатского было участие в работе Городской Думы, где в период с 1893-го по 1917-й год он выступал в качестве гласного депутата от имени Петербургского духовенства. Разумеется, Ф. Орнатский был очень далёк от чиновничьего ханжества и депутатских интриг. Думскую трибуну он использовал, скорее, как площадку для выступлений, в рамках которых доносил до широких общественных масс и власть имущих гражданских слоев ту позицию, которую диктовала его пастырская совесть и которая отвечала христианской морали, условиям нравственной пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

В 1898 году при Воскресенском храме учредили Александро-Невское общество трезвости. Из отчета Святейшего синода: «Первоначальные задачи Александро-Невского общества были скромны. Это были задачи обыкновенного общества трезвости. Трезвенники вместе молились, вместе поучались у своего руководителя, старались поддерживать друг друга в несении трезвенного подвига и привлекали к трезвости других, спасая от пьяной и разгульной жизни. Но с развитием деятельности Александро-Невского общества расширились и его задачи. Понимая под трезвостью не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христиански-органическое начало жизни, приводящее в гармоничное сочетание все творческие силы человека и предохраняющее его от подавления темными силами, названное общество направило свою деятельность на устранение самих причин и условий зарождения нетрезвости. С этой целью, не ограничиваясь разъяснением спасительной силы трезвости и гибельности пьянства, оно обратило главное внимание на возможно лучшую и правильную постановку проповеди, уясняющей истины веры и нравственности, как руководящие начала для жизни каждого христианина». Священномученик Философ Орнатский причислен к лику святых Русской Православной Церкви за мученическую кончину. Но каждодневный его труд на протяжении тридцати трех лет священства тоже подвиг. Отец Философ был членом или председателем многих благотворительных религиозных обществ. Батюшка основал «Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», был председателем «Общества трезвости» и «Общества Царицы Небесной»; также деятельно участвовал в устройстве ночлежных домов, был гласным Городской думы от Церкви и председателем Комиссии народного образования и Благотворительности Нарвского района, где находилась Экспедиция заготовления государственных бумаг. В 1905 году, когда в городе начались беспорядки и растревоженная чернь орудовала с оружием в руках на улицах города, отец Философ вышел к своей пастве и просил всех сохранять верность государю и не обольщаться лживыми обещаниями.

http://azbyka.ru/fiction/svjashhennomuch...

Но после революции и до сих пор это здание занимают учебные заведения: была школа, которая сейчас называется гимназией имени Голицына, – она переехала в Дровяной переулок; потом Полярная академия, которая теперь вошла в состав Гидрометеорологического университета и в качестве корпуса этого высшего учебного заведения продолжает располагаться здесь же. Другой пример – «Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», которое отец Философ возглавлял в течение 26 лет и которое разрослось в свое время во всероссийскую организацию. Их здание расположено на углу Николаевской (ныне официально – улица Марата) и Стремянной улиц, на нем даже сохранилась мозаичная надпись с названием общества. Теперь это жилой дом, но в нем располагалась и библиотека, она существует до сих пор. Мы поддерживаем с администрацией этой библиотеки связь и проводим там мероприятия, посвященные памяти отца Философа. И главный вопрос – сама мученическая кончина отца Философа и двух его сыновей. Ведь точно до сих пор не установлены ни место, ни дата, ни образ этой кончины. Есть предание. Конечно, никакое предание не существует на пустом месте, но хочется все-таки уточнить подробности. Думаю, есть смысл проводить более расширенный поиск в архивах – ведь что-то можно установить по каким-то косвенным свидетельствам. Нужно общаться и с носителями этого предания. Ведь у отца Философа много потомков. Также есть краеведы, живущие в тех местах – в Стрельне. Мы знаем и некоторых потомков тех людей, которых отец Философ окормлял. Кажется, что все бесследно пропало, – но нет, находятся люди, чьи бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки ходили в этот храм, отец Философ их венчал, крестил их детей – это интересная область семейной истории. Есть еще Ильинский храм на Пороховых – последний храм, где служил отец Философ. Но надо и молиться, что мы стараемся делать. Когда возникает такое живое общение, то сам святой человек помогает, если, конечно, воля Божия на то есть. Во всяком случае, сам поиск приносит большую духовную пользу – что-то открывается и для внутреннего понимания.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/svyawe...

– Началось это все в 2017 году, когда мы с сестрами задумались о том, что 2018 год – это столетие мученической кончины отца Философа. Соответственно, у нас появилось желание почтить его память так широко, насколько это возможно. Работа стала вестись в разных направлениях, и до сих пор она продолжается. Основной знаток жития отца Философа – Валерий Павлович Филимонов, он готовил материалы к канонизации, писал первую книгу об отце Философе – соответственно, много работал в архивах. Он разработал выставку так, чтобы в четырех частях осветить всю жизнь и деятельность отца Философа. Также был открыт сайт, на котором выложены найденные в архивах документы, связанные с жизнью отца Философа, то есть это такой виртуальный музей. Выставка мультимедийная: можно посмотреть документы, множество фотографий Наша новая выставка мультимедийная: можно посмотреть документы, множество фотографий – все их невозможно разместить на обычных стендах. Также используются видеопроекции. То есть все сделано в современном стиле. И на эту выставку мы получили президентский грант. – Почему исследования продолжаются? Ведь, казалось бы, биография отца Философа Орнатского уже хорошо известна. – Есть много частных моментов, которые мало исследованы. Также исследования нужно продолжать, чтобы находить связь времен и наполнять традиции изначальным смыслом. Как бы ни парадоксально это звучало, но дела отца Философа, совершавшиеся по воле Божией, с благодатью, получили развитие и после революции. Конечно, имя его было вычеркнуто, забыто, но то, что он начал делать, не исчезло совсем. Дела отца Философа, совершавшиеся по воле Божией, получили развитие и после революции: просветительство, например Например, отец Философ и Борис Борисович Голицын, который возглавлял Экспедицию заготовления государственных бумаг, решили создать техническую школу. То есть отец Философ положил начало профессиональному техническому образованию в нашем городе, да и вообще в стране. Одна из первых таких школ была предназначена для детей работников Экспедиции заготовления государственных бумаг. Она давала среднее образование: в то время это были 9 классов – тогда ведь далеко не каждый мог такое образование получить – и давала специальность. Дети рабочих могли продолжать трудиться на том же предприятии, что и их родители. Девять лет отец Философ возглавлял эту школу, то есть полностью провел один выпуск с 1-го по 9-й классы. Школа продолжала существовать и после того, как отца Философа перевели в Казанский собор.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/svyawe...

Не переставал проповедовать батюшка, и когда Россия рухнула под натиском черных сил, разгорелась красным пламенем революции. «Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души — Святая Церковь… На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедовать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно. Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру, надо кричать об этом в трамваях, кинематографах, на железных дорогах… Пора духовенству объединиться с народом. Если Лавра получила защиту, это защитил ее народ. Если отвоюем Церковь, это сделаем при содействии народа…» Протоиерей Философ сделал все, что было в его силах сделать на земле, оставалось принять мученический венец и, представ перед Престолом Судии, вымаливать свою многострадальную Родину. Отец Философ и его матушка Елена Николаевна воспитали десять детей. Батюшка им говорил: «Мы всегда должны говорить правду, ибо ложь — главное зло, присущее человеку. Всегда помогать тем, кому трудно, независимо от происхождения, возраста и положения. Всегда уважать старших и старость. Постоянно учиться, совершенствовать себя. Главное — быть человеком, которому не стыдно не только перед окружающими, но и перед самим собой, перед своей совестью, перед Господом…» 19 июля по старому стилю 1918 года отца Философа пригласили служить всенощную на Охте в храме святого пророка Илии при пороховом заводе. Они праздновали Престольный праздник. «Это было одно из самых революционных мест в городе, — рассказывала Лидия Философовна, дочь священномученика. — Мы не могли понять, почему он был приглашен в такое время там служить. Когда отец Философ вернулся домой, мы сели ужинать, мой отец и мать, три моих брата — Николай, Борис и Владимир и младшая сестра моей матери вдова А. Н. Скипетрова. Вдруг раздался звонок, и в дверях появились вооруженные матрос и два красноармейца. Матрос приказал сделать обыск; обыск был поверхностный. Затем предложили отцу ехать с ними, пообещав, что он скоро вернется. Старший брат Николай — военный доктор, сам вызвался сопровождать отца. Тогда матрос обратился ко второму брату, Борису, тоже офицеру, чтобы и он ехал с ними. Вскоре после того, как увезли отца и двух старших братьев Николая и Бориса, пришли из ЧК Казанского района, чтобы арестовать Бориса. Мы сказали, что он уже арестован с отцом. Это их удивило. Здесь им попался на глаза третий брат, Владимир, тоже офицер, они и его арестовали. То была первая ночь ареста офицеров.

http://azbyka.ru/fiction/svjashhennomuch...

Привлекая к социально-просветительской деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви не только наиболее выдающихся священнослужителей, но и церковно образованных мирян, отец Философ впервые стал активно использовать в работе Общества студентов Санкт-Петербургской духовной академии, которым в условиях практической катехизаторско-проповеднической деятельности было легче получить необходимые для современного пастыря знания и опыт. Всегда остававшийся отзывчивым к наиболее актуальным проблемам, волновавшим как общество в целом, так и молодое поколение, призванное определить будущее России, отец Философ обращаясь в одной из речей к студентам, только что поступившим в духовную академию, с глубокой исторической прозорливостью сформулировал важнейшую мировоззренческую задачу, которая оказалась поставленной перед ними на рубеже двух веков. «Мы переживаем время, быть может, чреватое событиями, к которым надо готовиться, – говорил отец Философ, – быть может мы не далеки от той войны, только в более острой форме, чем обыкновенная, что постоянно ведется в невидимом мире: войны не к плоти и крови, но к духовом злобы поднебесной... Надо всемерно готовиться к этой брани духовным вождям народа, тем, что по справедливости могут приложить к себе слова Спасителя: «вы – соль земли». Вы, господа, поступили в духовную академию, чтобы изучать науки богословские и тем готовить себя к душепастырству, но это одна сторона вашей подготовки к будущему высокому служению. Есть и другой путь, – тот, на который зовет вас общество, путь практической проповеди народу истин христианской веры и жизни, столько же путь изучения народного, сколько и путь самообучения, по силе известного изречения: docendo discimus» 8 . Среди студентов, прошедших в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви под руководством отца Философа подлинную школу современного пастырско-просветительского служения, оказались, например, такие выдающиеся будущие архипастыри Русской Православной Церкви ХХ века как Василий Казанский (будущий святой мученик митрополит Петроградский Вениамин) и Николай Чуков (будущий митрополит Ленинградский Григорий).

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

25 августа 1937 года отец Алексий был арестован. На вопрос следователя о контрреволюционной деятельности отец Алексий ответил, что состоял в 1905 году в монархической организации союза Михаила Архангела: «Вся наша деятельность заключалась в борьбе с сектантами-староверами, так как революционная деятельность в нашей местности была неразвита, вследствие наличия некультурности и религиозного фанатизма среди населения, и недовольство существующим строем проявлялось среди сектантов. Я лично вел проповедническую деятельность». Он признался, что говорил с верующими о неизбежности войны с Германией, о пагубности колхозного строя и гибели Советской России. Его привезли в Ленинград и 23 сентября расстреляли в районе станции Левашово «за проведение антисоветской агитации». Его вдова Вера Алексеевна, дочь священника Алексия Нелазского из соседнего села Абакумово, прожила очень долгую и трудную жизнь, до конца дней оставаясь глубоко верующим человеком. Вот отрывок из письма этой удивительной женщины, адресованного внучке: «Приезжай, родная Наденька, сходим в церковь , исповедуемся чистосердечно. И, поверь, спадет с тебя вся тягость, дорогая». Благодаря Вере Алексеевне сохранилась фотография епископа Пимена: та самая, где владыка запечатлен с братьями, протоиереем Философом Орнатским и Василием Белоликовым. Вера Алексеевна была, наверное, единственным человеком, который в послевоенное время хлопотал о памяти епископа Пимена, пытался найти какие-то сведения о его кончине. Родня владыки смутно представляла, что же с ним случилось. Племянник Антонин Николаевич вспоминает, что его отец, Николай Захариевич, сильно плакал, когда получил известие о смерти брата «где-то на Кавказе, где ему выкололи глаза, снимали кожу». И Вера Алексеевна в безответных запросах своих писала о епископе Пимене как о погибшем на Кавказе. 3. Протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860–1918) родился в селе Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии. После учебы в Кирилловском Духовном училище, где преподавал его отец, и окончания Новгородской Духовной Семинарии Философ Орнатский в 1880 году был зачислен студентом в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1885 году. Его сокурсниками были будущие митрополиты Антоний (Храповицкий ; † 1936) и Серафим (Мещеряков; † 1932). Женившись на Елене Николаевне Заозерской и приняв священство, он остался служить в Петербурге сначала настоятелем домовой церкви гимназии, носившей название «Приют принца Ольденбургского», а потом настоятелем церкви Экспедиции заготовления государственных бумаг. В последней он прослужил более двадцати лет. В 1913–1918 годах он был настоятелем Казанского собора в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010