«Не судите по наружности, но судите судом праведным» ( Ин.7:24 ). Когда прошлой зимой велись в зале педагогического музея беседы со старообрядцами, то во время одной беседы женщина, известная в обществе проповедников по ее сочувствию секте пашковцев, публично заявила приблизительно следующее: «что де вы занимаетесь все какими-то старыми книгами, да обрядами, а о Евангелии и о св. Писании, как-будто и забыли; вот лучше бы от Евангелия доказали свою веру». Увлеченная в секту пашковцев, женщина открыто выразила свое не сочувствие старообрядцам и всем тем вопросам о сложении перстов, об имени Иисус, о сугубой аллилуйи и др., которые вот уже целые века глубоко занимают и волнуют любителей древнего благочестия. Это невольно пришло нам на память, когда мы сели писать ответ на «пашковские вопросы». В самом деле, пашковцы не сочувствуют старообрядцам, осуждая их за то, что они занимаются обрядами и хотят решить спорные вопросы буквой старых книг; но что делают сами? He поднимают ли они те же вопросы о том, где велено рукой молиться и совершать крестное знамение (1 вопрос), священникам рукой благословлять народ (2 вопр.), священникам долгие волосы носить и с широкими рукавами рясы (6 вопр.) и др.? Но явно ли, что поднимающие эти вопросы, – те же старообрядцы, только как раз напротив решающие эти вопросы; одни говорят: надо креститься двумя перстами (старообрядцы), другие говорят: никак не надо креститься (пашковцы). Тех и других занимает одно и тоже, именно внешний обряд крестного знамения, а не внутреннее значение его, занимает буква мертвящая, а не дух животворящий. И не удивительно, что мертвая буква удаляет тех и других от Церкви, и держит их вне ее спасительной ограды. Так сходятся не сочувствующие друг другу люди, как только те и другие оторвались от тела Христова, Его святой Церкви, которая одна есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Впрочем, «пашковские вопросы» головой выдают своих сочинителей. Вы, простые русские люди, передали их нам; но не вы их сочиняли. Они только для вас сочинены, чтобы смутить вас, удержать вас вне церкви в непослушании и непочтении, к своим от Бога поставленным пастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Одной из существенных проблем для эстонских семей, приезжавших на заработки и зачастую остававшихся навсегда в Санкт-Петербурге, становилось обучение детей. 21 октября 1896 года стараниями отца Павла в столице была открыта первая эстонская церковноприходская школа. В «Санкт-Петербургском духовном вестнике» писали об этом: «...Нужда в открытии ее выяснилась уже давно. Православным эстонцам негде было обучать своих детей, не понимающих иного языка, кроме эстонского. Кроме того, забытость их имела своим следствием то, что самое православие среди них стало падать, и если старшие поколения, некогда обучавшиеся Закону Божию до выселения, помнили нечто из усвоенного ими в детстве, то молодое поколение в силу необходимости возрастало вне руководительного воздействия Святой Церкви... Учеников, желающих поступить в школу, набралось больше, чем можно было бы на первых порах принять. При этом многие из них изъявляют желание жить в школе... На содержание их средств нет. Потом, это все дети бедных родителей, которым и думать страшно содержать дитя вне семьи. Единственный выход – обратиться к помощи добрых людей, не помогут ли они чем-нибудь для содержания школьников: денежная помощь и жертвы хозяйственными припасами являлись бы в данном случае одинаково ценными и желательными...» . Товарищ обер-прокурора Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер «в блестящей пространной речи наметил характер и задачи деятельности новой школы. Оставляя эстонцев эстонцами, школа должна приобщить их через изучение русского языка, русской земли и жизни, через укрепление в православной вере, этом оплоте нашего царства, к единому государственному организму. Цель церковной школы не только сообщить полезные знания, но – особенно – воспитать, приготовить из детей деятельных исполнителей заповедей Божиих, дать верных слуг царю, полезных работников обществу. Искреннее желание добра училищу сводится к осуществлению в нем именно указанных начал» . 29 ноября 1898 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие эстонского Братства во имя священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского. Председателем собрания был единогласно избран епископ Вениамин (Казанский). Председатель совета Общества религиозно-нравственного просвещения протоиерей Философ Орнатский обратился со вступительным словом к присутствующим эстонцам, в котором выразил радость по поводу начинаний православных эстонцев в Санкт-Петербурге. Вслед за этим отец Павел Кульбуш прочел доклад об истории народов Прибалтики, о тяжелом их положении во время немецкого господства и об их современном положении.

http://fond.ru/kalendar/31/platon/

По материалам статьи Г.И. Степановой «К 100-летию храма преподобного Серафима Саровского в Песочном», Издание храма преподобного Серафима Саровского, 2004 Церковь преподобного Серафима Саровского в Песочном является первым храмом в честь святого, канонизированного в январе 1903 г. по инициативе императора Николая II. Храм построен в 1904 г. по проекту архитектора В.В Сарандинаки и военного инженера И.Т. Соколова для «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» - организации, активно занимавшейся на рубеже веков благотворительной, издательской и просветительской деятельностью. Место для строительства храма, а также для постройки летнего лагеря для детей из бедных семей, обучающихся в школах Общества, было выделено графиней Ольгой Викторовной Левашовой, владелицей имения «Осиновая Роща». Здание представляло собой редкий для Санкт-Петербурга образец деревянного храма начала XX в. При строительстве церкви авторы использовали мотивы русского деревянного зодчества. Влияние нового стиля выразилось в использовании типа храма, более характерного для каменного зодчества – пятиглавого с колокольней, в нехарактерных для деревянных храмов больших оконных проемах, использовании заимствованных из гражданской деревянной архитектуры накладных профилированных и резных деталей. Освящение храма состоялось в июле 1904 г., накануне первой годовщины прославления преподобного Серафима Саровского. Этому событию была посвящена заметка в журнале «Православно-русское слово» 1904 г.): «Прекрасная погода в день освящения храма много способствовала торжеству и привлекла к нему большие толпы окрестных дачников и жителей ближайших деревень. Немало приехало друзей Общества и из столицы. В 9 часов утра с поездом железной дороги прибыл из Петербурга почетный член Общества, преосвященный Сергий епископ Ямбургский, ректор духовной академии, совершивший чин освящения и первую литургию в новоосвященном храме». С 1904 по 1917 г.г. в церкви служили священники Василий Михайлович Никольский, Мелентий Алексеевич Щепинский, Владимир Иосифович Сейбук, Иоанн Колпаков, братья Орнатскиесвященномученик Философ и протоиерей Иоанн.

http://sobory.ru/article/?object=00526

Повинен смерти! Какие еще нужны доказательства его вины?! И своей рукой ставит под допросом подпись. Чтобы протоиерей Карп Эльб стал еще одной жертвой неистового террора, кровавым приношением для новых богов. Карп был простым крестьянским юношей, привыкшим с малолетства к тяжелому труду. Он родился 5 февраля 1869 года в деревне Оло Феллинского уезда Лифляндской губернии. Больше всего он любил Бога и детей. Поэтому и путь его оказался особенным, не таким как у отца и матери, братьев, односельчан… Первым шагом на этом пути стала Прибалтийская учительская семинария, после которой, молодой человек начал преподавать Закон Божий в городе Балтийский порт (теперь — Палдиски) и в Пюхтицком Успенском женском монастыре. Через некоторое время в монастырском храме он был рукоположен в диаконы. А в 1899 году священник Павел Петрович Кульбуш (в недалеком будущем — священномученик Платон, епископ Ревельский) пригласил отца Карпа занять должность диакона в столичном храме священномученика Исидора (центр русско-эстонского благочиния в Санкт-Петербурге). Какими же дарами от Бога обладал диакон? Что его невозможно было не заметить… Кроме служения на приходе отец Карп стал законоучителем сразу в нескольких школах Санкт-Петербурга. Во II и IV Коломенских женских начальных городских училищах, в эстонской церковно-приходской двухклассной школе, в образцовом приюте барона А. А. Штиглица, в котором обучались около двухсот петербургских мальчиков и девочек из малообеспеченных семей. Когда мера переполнена, это уже не труд, а служение. Доказательство Любви делом. В приюте и в эстонской школе отец Карп учил детей Закону Божию безвозмездно. Возвели отца Карпа в священнический сан как на Голгофу. Потому что был уже 1918 год, начало гонений, притеснений, убийств. Уже погиб златоуст Петербурга — отец Философ Орнатский и многие другие священники… Петербург сотрясался в безумии падучей болезни — революции. В 1922 году, прикрываясь голодом, прячась за покойниками, Ленин начал террор против Церкви. Недаром он говорил: «Я являюсь личным врагом Бога».

http://azbyka.ru/fiction/levashovskaya-p...

Словом, всю жизнь Господа нашего Иисуса Христа надо рассматривать как крест, – как безропотным несением креста жизненного должна быть для каждого из нас и наша жизнь, по слову Господа: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Матф. 16:24 ). Крестом было для Бога – человеческое естество, Им на Себя приятое в образе раба; крестом было для Него рождение в пещере и положение в яслях; крестом была для Него безвестная жизнь до 30-летнего возраста; крестом были искушение и соблазны от диавола; крестом была для Него вражда к Нему и постоянные преследования со стороны Его врагов; воздержанная трудолюбивая жизнь, отречение от всего, до неимения где главу подклонити, – все это было для Него крестом тяжелым. Наконец, в полном смысле крестом были для Него мучения душевные, как в саду Гефсиманском, и телесные, как оплевания и заушения и биения во дворе Каиафы и Пилата, как мучения на Кресте Голгофском. Сюда-то, на Голгофу, обратим взоры свои, чтобы видеть величие подвига Богочеловека, подъятого Им ради спасения нашего на рамена Свои, символом которого с тех пор служит святой Крест. Итак, вот Господь Иисус Христос , причтенный к злодеям, на Голгофе: одежды совлечены с Него, оцет отвергнут, Он возносится на крест. Руки и ноги Спасителя пригвождаются ко кресту, боли разливаются по всему телу, солнце скрывает лучи свои, чтобы, по выражению Златоуста, не освещать позорища бесчеловечия. И среди величайших мучений Богочеловека из уст Его со креста раздается глас, служащий кратким выражением цели всей жизни Господа и Спасителя нашего. Он говорит: «Отче, отпусти им, ибо они не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ), относя слова эти, конечно, ближайшим образом к Своим распинателям, но в лице их и ко всем врагам Бога настоящим, прежним и будущим. Так Крест Христов становится свидетелем всепрощения Господня, милосердия даже и к врагам Его. Слышали или нет слова этой молитвы за них Господа Иисуса Христа Его распинатели, но если и слышали, она не остановила их от ругательств и насмешек над Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Собор на Крите хотя и состоялся, но так и не стал Всеправославным. Четыре Поместные Церкви - Болгарская, Грузинская, Антиохийская, и наша, Русская, не участвовали в нем из-за отсутствия всеобщего единства в содержании соборных документов, а также по каноническим разногласиям между некоторыми Церквами. Мы все же надеемся, что Всеправославный Собор во благовремении состоится. 2-3 февраля в Москве прошел Архиерейский Собор, который, согласно уставу, одобрил работу Священного Синода и Святейшего Патриарха, а также Высшего церковного совета, Межсоборного присутствия и синодальных учреждений. Наряду с упомянутым были приняты постановления по целому кругу вопросов церковной жизни. Собор призвал к миру враждующие стороны на Украине и выразил благодарность тем, кто оказывает гуманитарную помощь беженцам и пострадавшим в ходе конфликта на юго-востоке Украины. Санкт-Петербургская епархия также не осталась в стороне. Отдел по связям с казачеством и некоторые наши монастыри отправляли в Донбасс грузы с продуктами питания и вещами. На Соборе было признано своевременным введение института помощников благочинных по четырем направлениям: социальному, молодёжному, катехизическому и миссионерскому. В постановлении высказано пожелание продолжить его развитие, привлекая к служению как можно больше мирян. Эта тема периодически обсуждается с отцами благочинными, и мы получили определенные результаты. В связи со 100-летием трагического события отечественной истории - Октябрьской революции, Собор указал на важность продолжения работы в благочиниях и приходах по сохранению памяти новомучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений ХХ века. Этой работе нужно придать новый импульс в связи с приближающейся годовщиной убиения первых новомучеников. Память пострадавших в годы гонений мы начнем отмечать с Царского Села - места, где пролилась первая мученическая кровь в земле Русской. Революционерами был убит священник Иоанн (Кочуров) Царскосельский. К числу первых также относится и священномученик Философ Орнатский, ближайший ученик праведного Иоанна Кронштадтского, расстрелянный в 1918 году. Вот что он писал о тех временах: " Избитые врагами на суше и на море, в конце концов, мы стали избивать друг друга, как мадианитяне при звуке труб Гедеона: подлинно меч Господа поражает нас. Но самая глубокая рана, нанесенная прямо в сердце наше - это отчаянное озлобление, отравившее не только нашу кровь и душу нашу, но и самый воздух, которым мы дышим. Уже никто никому не верит. Первобытный хаос готов воцарится на нашей Родине, веками созидавшейся потом и слезами " . В 1922 году также был расстрелян митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Что же это за явление – о. Иоанн в конце девятнацатаго и начале двадцатаго века, во времена безбожия и неверия? Как обяснить его происхождение и дивный подвиг всей его жизни? Для верующих ответ на эти вопросы так же прост, как обяснение Пресвятою Девою Марией Ея величия: «Призрел Господь на смирение рабы Своея» и «сотворил Мне величие Сильный». Так же точно и величие о. Иоанна есть дело Божьей благодати, пребывавшей на нем со дня его рождения. Вспомните некоторые случаи из его жизни. Вот он родился болезненным, хилым. Его наскоро окрестили, опасаясь, что умрет, а он дожил до 80 лет. Вот он в духовном училище захворал смертельно. Врач советовал ему в пост есть скоромное. Но мать не согласилась и он не нарушил закона церковнаго о посте. Ныне этому случаю не придадут значения; но вопомните, не так ли строго блюли закон о посте и пророк Даниил, сохраненный Богом от челюстей львиных и его три друга, спасенные в разженной печи вавилонской. Вот он в Академии, юноша богобоязненный, скромный, чистый, самоуглубленный. Первая книга, которую он приобретает на заработанныя им первыя деньги, были Беседы св. Златоуста на Евангелие от Матфея. И он, уединившись в аудитории, читает их с восторгом, как бы живого представляет себя великаго христианскаго проповедника и рукоплещет ему. Вот он окончил курс и решается принять священный сан. И ему, никогда ранее не видавшему Кронштадтскаго Андреевскаго собора, представляется он в видении, в ясных очертаниях. В этот собор поставляется он пастырем, с ним не разлучается в течении 53-х лет, здесь совершает он свой трудный пастырский подвиг. Какими началами руководится в своем пастырском служении о. Иоанн. Прежде всего, живой пламенной верой в Бога. Его вера не есть лишь дело ума, нет, она переполняет его сердце, обемлет всё его существо, он живет ею, каждый миг, во всяком положении. Он зрит пред собою, в себе и в людях Бога Благого, Милосерднаго, Спасающаго. Вот Он подает тебе спасающую десницу, наказует тебя и милует, питает, одевает, животворит. Не может Он, – думал и верил горячо о. Иоанн, – не отозваться на моление Своих нежно любимых детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Этою верою жил, дышал о. Иоанн, в особенности при совершении им «мироспасительной», как он выражался, литургии. Тут он преображался, делался светлым, радостным. Он сознавал и чувствовал, что совершает Жертву, спасительную для всего мира. Когда пели – «Распныйся, Христе Боже, смертию смерть поправый», он стремительно брал с престола св. Крест и многократно лобызал его. Перед произнесением слов – «приимите, ядите» и «пийте от нея вси», как бы слыша их из уст Самого Господа, он предварял их словами; «о, любезнаго, о, сладчайшаго Твоего гласа». Когда совершался момент пресуществления Святых Даров, он торжественно произносил вслух, падая на колени: «велия благочестия тайна – Бог явися во плоти» и другое: «Слово плоть бысть и вселися в ны»... При этом одушевленном возгласе пастыря-молитвенника чувствовалось всеми, что, да, действительно, здесь на престоле возлежит истинное Тело Христово. И когда затем о. Иоанн обеими руками, с глазами полными слёз, с величайшим умилением брал то святой дискос, то потир и как бы восторженно любовался содержимым в них, то думалось: да, он во-истину причащается как бы из рук Самого Господа, пьет животворящую Кровь как бы из Его пречистых жил. Этою пламенною верою в животворность Святых Таин Тела и Крови Господа обясняется то, что о. Иоанн так любил причащать людей и, будучи 75-летним старцем, бывало простаивал по 3–4 часа, чтобы причастить тысячи богомольцев. Это он называл – прививать безплодныя ветви к плодоносной маслине – Христу. Живая вера в Бога толкала о. Иоанна в мир, в среду тех несчастных людей, которых Господь благоволил именовать Своими меньшими братьями. По принятии священнаго сана, о. Иоанн входит в среду так называемых «посадских», босяков, бывших людей, пьянством и пороками лишивших себя образа Божия. Из пастырскаго сожаления к ним, он учит их и благотворит им: кому даст сапоги, кому пальто, кому денег, каждому по нужде его. Он не руководится расчетами холодной филантропии и не разбирает, чтó привело человека к пропасти, он помогает всякому нуждающемуся в куске хлеба, но он же полагает начало и разумнейшему способу христианской благотворительности: устраивает в Кронштадте Дом трудолюбия, послуживший прототипом теперь нередких повсюду в России домов трудолюбия и работных домов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Осознававший важность церковно-просветительской деятельности в условиях бурно развивавшейся в России культурно-общественной жизни, отец Философ уже на первом году своего пастырского служения вступил в Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Эта организация создавала в Санкт-Петербурге целую сеть школ, библиотек, типографий, книжных магазинов и даже предприятий общественного питания для бедных, которые должны были распространить просветительскую и благотворительную деятельность Церкви на неимущие и малообразованные слои населения столицы 4 . Многие годы, участвуя в различных направлениях деятельности, а с 1892 г. став на четверть века бессменным председателем этой крупнейшей церковной организации, отец Философ сумел придать ей характер одного из главных центров столь необходимого для русской исторической жизни той эпохи церковного просвещения, обращавшегося к различным социальным слоям населения страны. Уже в первые годы пастырского служения, проявив себя в качестве одного из самых выдающихся проповедников Санкт-Петербурга, 28-летний священник Философ Орнатский был назначен членом Комитета Православного миссионерского общества 5 , в деятельности которого ему также суждено было сыграть одну из важнейших ролей. В 1892 г. отец Философ был назначен настоятелем храма преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг (казначейства) 6 , строительством которого ему пришлось руководить и настоятелем которого ему суждено было оставаться на протяжении более чем 20 лет. На протяжении второй половины ХХ века в России интенсивно развивалась система выборных органов местного самоуправления, деятельность которых сделала неизбежным создание в начале ХХ века двухпалатного российского парламента в виде Государственного Совета и Государственной Думы. Считая целесообразным для разрешения многих актуальных проблем современной церковной жизни не только участие представителей духовенства в деятельности различных общественных организаций отец Философ в 1893 г. принял участие в выборах в Санкт-Петербургскую Городскую Думу 7 . Его плодотворная работа в качестве гласного Городской Думы (члена городского муниципалитета) продолжалась около четверти века вплоть до ликвидации этого органа местного самоуправления после захвата власти в стране большевиками. Решая на протяжении своей многолетней деятельности в Городской Думе вопросы, относившиеся не только к нуждам Санкт-Петербургской епархии, но и касавшиеся различных аспектов городской жизни, отец Философ заслуженно приобрел в русской церковной жизни известность одного из наиболее искушенных в общественно-политической деятельности священнослужителей. При этом осуществляя свое служение в условиях начального формирования в России традиций парламентаризма, отец Философ обладал поразительной способностью избегать в своей деятельности крайностей как политического клерикализма, так и партийной ангажированности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

е. все таинственное, сверхъестественное, или совсем игнорировалось или же признавалось не имеющим существенного значения. Следствием этого было то, что сама религия превращалась в свод общих метафизических понятий о Боге, провидении, бессмертии, – понятий, приобретаемых естественной самостоятельной деятельностью разума, причем убеждение в реальном достоинстве этих понятий обосновывалось на одном доверии, господствовавшем вообще в догматической философии, к логическим выводам, как таким, помимо других оснований, – или же сводилась на поверхностную мораль общей пользы и целесообразности. Это – так называемая „естественная религия“, которая до того была сглажена, что в ней терялось все положительное, живое, личное, конкретное, словом то, что составляет характер каждой религии; это была религия, не имевшая, по меткому выражению Шлейермахера, „никакого собственного пульса, никакой собственной системы сосудов, никакой собственной циркуляции, а, следовательно, никакого собственного темперамента и никакой ассимилирующей силы“ 2 . Всякое живое, выходящее из глубины духа, религиозное возбуждение трактовалось поверхностно и односторонне; думали, что оно может вести только к мечтательности и квиетизму. Правильной оценки внутренних религиозных состояний здесь и не могло быть, так как игнорировалась непосредственная жизнь сердца, первоначального источника всех потребностей и чаяний человека. – С философией Канта, обратившей исследующую мысль от метафических вопросов на самый дух человеческий, явилась возможность и более глубокого понимания религии. Кант решительно отверг господствовавший до него интеллектуализм и поверхностный утилитарный морализм, и поставил требование понять и религию из существа духа. Однако то понятие о религии, какое он сам дал, было все же односторонне. Сущность религии, по его учению, состоит не в чем ином, «как в добром образе жизни» 3 , согласном с безусловными требованиями автономного нравственного закона, и отличается от морали только по форме, так как в религии мы признаем свои нравственные обязанности за божественные заповеди, но только не в смысле «произвольных и случайных предписаний чуждой воли, а в смысле существенных законов свободной воли, которые должны иметь для нас только значение законов высшего Существа» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010