Но вскоре император направил туда жестокого правителя, чтобы покончить с массовыми обращениями в христианство. Тот сразу обрушился на святого Климента. Вначале подвергнув епископа пытке, он затем велел привязать ему на шею якорь и бросить в Черное море, чтобы верующие не нашли его тела и не смогли ему поклоняться. И все же Господь не оставил осиротевшее духовное стадо без святого пастыря. Он внял их молитвам: море чудесным образом отступило, и христиане увидели тело святого в 300 метрах от берега. С того времени каждый год в день смерти святого Климента море отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи. Много позже, в 860 году, апостол славян святой Кирилл был направлен в Херсонес. Прибыв в город вместе с братом Мефодием, он узнал о чуде и убедил духовенство и паству умолить Бога об обретении мощей. После соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились честные мощи святого Климента. Кирилл и Мефодий выловили их и привезли святыню папе Адриану II в Рим. Эта связь с одним из первых епископов Рима очень важна для Русской Церкви и показывает ее укорененность в апостольской традиции. Иногда пишут, что именно он был первым епископом Рима, но здесь нет никакого противоречия, поскольку в то время не существовало четкого различия между епископом и старейшиной, то есть пресвитером, так что Лин, Анаклет и Климент – ученики апостолов и наиболее выдающиеся личности в Римской Церкви той эпохи – могли один за другим или время от времени исполнять обязанности епископа. Ириней Лионский. Против ересей. III, 3, 3//SC. 34, 105. Исторические исследования показывают, что Второе послание к коринфянам Климента Римского – это покаянная гомилия, созданная, возможно, в Сирии или Египте около 150 г. Апостольские постановления возникли в Сирии в конце IV в., а Правила святых апостолов являются сборником 35 дисциплинарных канонов, которые содержатся к конце 7-й книги Апостольских постановлений. Трулльский Собор в своем 2-м правиле отвергает Постановления, но принимает Правила, которые к тому времени уже вошли в канонические сборники.

http://pravoslavie.ru/57976.html

Священномученик Климент Римский В первой половине II столетия происходили существенные перемены в устройстве христианских общин. К этому времени уходят в прошлое прежние, еще упоминаемые в «Дидахи», харизматические служения странствующих апостолов, пророков и учителей. В Церкви окончательно сложилась в основаниях своих восходящая к апостольскому веку трехстепенная иерархия священства, включающая богоустановленные степени епископов, пресвитеров и диаконов. Епископы (в буквальном переводе с греческого πσκοπος значит «надзиратель») – это предстоятели христианских общин и преемники апостолов, имеющие чрез чреду рукоположений соборами других епископов благодатную связь с ними. Первые епископы избирались и поставлялись самими апостолами. Святой Климент писал: «Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос – от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы – от Христа. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих по духовном испытании поставляли во епископы и диаконы для будущих верующих» . Со временем, в послеапостольскую эпоху, было установлено, что в избрании епископов участвуют епископы ближайших общин, а также клир и народ как свидетели добропорядочности ставленника. Святитель Киприан Карфагенский, живший в III веке, пишет об избрании и поставлении епископа: «Должно усердно хранить и соблюдать Божественное Предание и апостольское постановление, сохраняющееся у нас почти во всех областях, по которому для законного поставления известному народу предстоятеля должны собраться епископы ближайших областей и произвести избрание в присутствии народа, которому вполне известна жизнь избираемых лиц и который видел все их деяния» . Епископы – это первосвященники и высшие учители веры для своих Церквей, имеющие полноту власти в них и полноту ответственности за спасение принадлежащих к ним христиан пред Богом. Они учат народ догматам веры и благочестия. Только епископы тогда могли, как преемники апостолов, принимая покаяние согрешивших христиан, «вязать и разрешать» силою Духа Святого во исполнение слов Спасителя: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 23). Благословение на брак между христианами в Древней Церкви давал тоже епископ. Епископ, по словам протопресвитера Александра Шмемана, характеризовавшего церковную жизнь II века, «для своей Церкви есть образ Самого Христа – Главы и Источника всей ее жизни. Без него ничего не должно делаться в Церкви, потому что его служение, его особый дар в том и состоит, чтобы собрание христиан через таинства преображать в Тело Христово. Он совершает крещение, приносит евхаристию, раздает дары в собрании. А с властью совершать таинство неразрывно связана и власть учительства: он учит в собрании не от себя, а в Духе; он хранитель апостольского предания, свидетель вселенского единства Церкви» .

http://pravoslavie.ru/35507.html

Истинно древняя и истинно православная Христова церковь, изложение в отношении к глаголемому старообрядству Источник ЧАСТЬ I. Что составляет начальство в созданной Господом Церкви? Начальство в созданной Господом или в истинно-Христовой Церкви обыкновенно называется Иерархиею (священноначалием), и состоит существенно из трех степеней или чинов: Епископов, Пресвитеров 1 и Диаконов. Эту тройственность степеней церковной Иерархии св. Церковь несомненно признавала за установление Божие, и имела во все времена. Св. Дионисий Ареопагит говорит: «При церковническом священноначалии троическо есть разделение 2 . Божественный Священноначальник (Епископов) чин... Священников…и Диаконов» 3 . Св. Священномученик Климент, Епископ Римский, говорит: «Господь повелел совершать приношения и службы, не случайно и без порядка, но в определенные времена и часы. Также, где и чрез кого угодно Ему совершать сие, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, дабы все, будучи совершаемо свято и благоугодно, было приятно воле Его... Первосвященнику свое дано служение, Священникам свое назначено место, и на Левитов (Диаконов) свои возложены должности » 4 . Св. Священномученик Игнатий, когда говорит о лицах, начальствующих в Церкви, то всегда упоминает только о трех степенях, не более. Так в послании к Траллианам он говорит: «иже без Епископа и Пресвитеров и без Диаконов что-либо творит, таковый оскверняется совестию» 5 . То же говорит св. Игнатий в послании к Филадельфийцам: «кровь Иисуса Христа есть радость вечная и твердая наипаче тем, иже едино суть со Епископом и со Пресвитеры и со Диаконы» 6 . Многих других мест не выставляем. Желающий может сам читать послания св. Игнатия: они вполне достойны чтения всякого человека. Благовестник говорит: «в Церкви чин совершение имать, предстоящими украшение: и ни большем лепо быти, ни мнее, еже... трие сии... Диакони... Пресвитери... и Архиереи» 7 . Симеон Солунский пишет: «хиротонисуемые в три чина разделяеми суть: во Епископа, Пресвитера и Диакона» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

г. Богословие и исповедание веры Богословие по своему существу есть исповедание веры. Оно является прямым развитием веры, заключённой в Символе. Святой Ириней пишет: «Веру, которую мы приняли от Церкви, мы бережно соблюдаем, и она всегда, через Духа Божия, как драгоценное сокровище в прекрасном сосуде, сохраняет свою свежесть и делает свежим самый сосуд, в котором содержится. Ибо этот дар Божий вверен Церкви, как знание жизни дано быше первозданному человеку, для того, чтобы все члены, принимающие его, оживотворялись; и в этом содержится общение со Христом, то есть Дух Святой, залог нетления, утверждения нашей веры и лестница для восхождения к Богу [...] Ибо где Церковь , там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть Истина» 76 . Здесь мы слышим ярко выраженный пневматологический акцент, который является одной из самых ярких особенностей богословия священномученика Иринея. Святой Дух действует преимущественно в Церкви. д. Отказ от отвлечённого мышления Святые Климент Римский , Игнатий Антиохийский и Ириней Лионский отвергают всякую чисто философскую проблематику в пользу вопросов этических и церковных, имеющих основание в Священном Писании. Это прекрасно видно в том, как вёл свою борьбу против гностицизма священномученик Ириней. Священномученик Игнатий настаивает на необходимом христоцентризме всякой подлинной христианской мысли. Для него Богопознание – это познание Иисуса Христа. Святитель Иларий Пиктавийский (IV в.) ясно свидетельствует о том, что отцы приступают к исследованию Божественных тайн неохотно и лишь при необходимости противостоять ересям: «Вследствие заблуждения еретиков и хулителей, мы принуждены делать то, чего следовало бы избегать: восходить на недосягаемые вершины, говорить о предметах неизреченных, пускаться в недозволенные пути! Да, нам следовало бы исполнять, с помощью единой веры, данную нам заповедь: поклоняться Отцу, почитать с Ним Сына, и принимать в изобилии Духа Святого. Но вот, мы принуждены употреблять немощные средства нашего языка, чтобы выразить неизреченное; итак, мы вовлечены в грех из-за греха чужого, ибо мы теперь подвергаемся опасности передать человеческим голосом то, что следовало бы беречь с благоговением в глубине нашего сердца» 77 . Этот отрывок отражает ту общую атмосферу, в которой происходил поиск словесных формул, в которые облекалась православная вера. Богословие отцов глубоко укоренено в библейских текстах, оно постоянно вдохновлялось их образами.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастыр      В древнейшем Спасском монастыре в Муроме есть храм Священномучеников Херсонесских. Посвящение этому празднику, скорее всего, уходит в глубь истории монастыря. Мы знаем, что эта древняя обитель была связана с именем святого страстотерпца Глеба – сына святого равноапостольного князя Владимира, принявшего крещение в Херсонесе. В Суздале также имеется домовая церковь Святых Мучеников в Херсоне епископствовавших. Напоминание о святых мучениках есть и в Москве, в самом ее центре, – в Рождественском монастыре надвратный храм посвящен священномученику Херсонесскому Евгению. Икона сщмч. Евгения Евгения Херсонесского в надвратном храме Богородице-рождественского монастыря в Москве.      Тысячелетняя сложная и насыщенная история Христианства на Руси дала массу своих святых, мучеников, исповедников. Слава Херсонеса угасла после исторического события 988 года, да и жизнь города окончательно прекратилась после нашествий литовцев и татар в XIV веке. Хотя в свое время Херсонес прославили священномученики Климент Римский, Мартин Исповедник, Семь Херсонесских просветителей, преподобный Иосиф Песнопевец… Вспомнить об этих святых нас заставляют события 2014 года. 18 марта – дата воссоединения Крыма с Россией – хронологически соседствует с праздником Семи Херсонесских священномучеников. В Севастополе, на территории заповедника «Херсонес Таврический» – бывшего Свято-Владимирского монастыря – с XIX века существует храм в честь этих святых, и возносятся молитвы об Отечестве. Святая седмерица епископов, пострадавших в правление императора Диоклетиана и миссионерствовавших в эпоху Константина Великого, Феодосия Великого, были первоначально прославлены как местночтимые херсонесские святые, но после крещения русского князя Владимира они стали святыми Константинопольской Церкви, и их жития широко распространились по всей Церкви. Об их деятельности сохранилось множество свидетельств в источниках, в том числе в минеях и синаксарях византийских императоров Михаила IV и Василия II. Сохранились пространные жития и синаксари на латинском, грузинском, армянском языках. Имеются списки житий на старославянском языке, происходящие из Болгарии.

http://pravoslavie.ru/101984.html

Раскольники, проливая крокодиловы слезы по поводу «нарушения» канонов Церкви, на самом деле давным-давно бросили себе под ноги и попрали все каноны, потому что подлинные каноны основаны на вере в единство и вечность Церкви. Каноны даны Церкви, вне Церкви они недействительны и бессмысленны – так не могут существовать законы государства без самого государства. Священномученик Климент, епископ Римский, пишет Коринфским раскольникам: « Ваше разделение многих развратило, многих повергло в уныние, многих – в сомнение и всех нас – в печаль, а смятение ваше все еще продолжается ». Нераскаянный грех раскола еще страшнее греха самоубийства (самоубийца губит только себя, а раскольник – и себя, и других, поэтому его вечная участь тяжелее, чем у самоубийцы). « Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией; знаем мы и убеждены в том, что отпадение в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть », – так выражает православное учение о Церкви священномученик Иларион (Троицкий) . Люди, подверженные искажению веры, даже само слово «раскол» стараются поменьше употреблять. Говорят: «официальная Церковь» и «неофициальная», или «разные юрисдикции», или предпочитают сыпать аббревиатурами (УПЦ КП и т. д.). Святитель Филарет Московский : « Православие и раскол так противоположны друг другу, что покровительство и защита Православия естественно должны стеснять раскол; снисхождение же к расколу естественно должно собою стеснять Православную Церковь ». История Православной Церкви в странах постсоветского пространства последних лет насыщена важными и драматическими событиями, многие из которых продолжают оказывать мощное влияние и на нынешнее состояние Русской Православной Церкви. Распался Советский Союз, растет социальное расслоение общества, растут проблемы, связанные с информационным неравенством. Русская Православная Церковь сохранила свое единство на всем пространстве бывшего Советского Союза, создавая новые формы церковного устройства. За последнее десятилетие образованы автономные Поместные Церкви, что отражает новые политические реалии современного мира. Уместно говорить о радикальных переменах в странах СНГ, связанных с пониманием единства Церкви сегодня. Речь идет прежде всего о канонических и социальных аспектах православной экклесиологии.

http://azbyka.ru/raskol-cerkovnyj

Также и у раннехристианских авторов мы видим наряду с проповедью мира и любви признание законности казней преступников и войн, которые производила Римская империя для поддержания порядка и стабильности. Так священномученик Климент Римский утверждает, что не всякое убийство зло, но только убийство невинного, законное же убийство предоставлено только начальникам. О невиновности законных начальников, производящих казни, учит священномученик Ириней Лионский († кон. II в.). Даже излюбленные пацифистами Тертуллиан (155/60г.-220/40г.) и Ориген в своих трудах оказываются махровыми государственниками-империалистами. В житийной же литературе мы можем наблюдать многочисленные примеры, когда воины-христиане первых веков восхваляются за свою ратную службу, в чем им помогает Господь, и в этом Церковь ни в коей мере не видит нарушения христианских заповедей. И до сих пор Церковь приравнивает воинскую службу к исполнению заповеди миротворчества, а погибших на своем посту, восхваляет, как исполнивших заповедь Любви по отношению к своим ближним. На VI и VII Вселенских Соборах Церковь канонически закрепила формулу святителя Афанасия Великого по поводу законности пролития крови ради защиты Отечества: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах» . Конечно, Церковь не может быть безразлична к формам и методам государственной власти. Для православных христиан существует большая разница, кто находится во главе государства - то ли это власть самодержавного монарха, то ли власть гонителей богоборцев, то ли лояльная к религии светская власть. «Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему ... » . Однако даже при самых неблагоприятных властителях «гонимая Церковь призвана с терпением переносить гонения, не отказывая государству, преследующему ее, в лояльности» и «не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления» .

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/26/po...

2) Так это дело разумела вся древнейшая истинно православная Церковь . Св. Священномученик Климент Римский говорит, что «Епископы поставлены Апостолами, по повелению Иисуса Христа» 21 . Св. Игнатий Богоносец в своем послании к Филадельфийцам, называет Епископов, так как и две низшие степени, «вчиненными волею Бога Отца чрез Господа Иисуса Христа» 22 . – То же говорит он и в послании к Ефесеям, именно: «Потщитеся, возлюбленнии повиноватися Епископу и Пресвитером и Диаконом: иже бо сим повинуется, слушает Христа, учредившаго их» 23 . Св. Священномученик Киприан в послании к Падшим пишет: «Господь наш, установляя достоинство Епископа, и образ Своей Церкви, сказал в Евангелии Петру: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключя царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесах: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесах 24 . С того времени преемственно продолжается поставление Епископов» 25 . То же говорит о Епископе блаженный Мелетий, Патриарх Александрийский, именно: «Власть и сила святительского действа и благодати, яко зерно горушично от Спаса Своей Его Церкви вметнено» 26 . Что говорили о сем предмете церковные учители, жившие в Русской Церкви от времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона ? Совершенно то же. Малый Катехизис в статье о четвертой тайне говорит: «Четвертая тайна есть Священство, уставленое от Христа во Апостолех, их же возложением рук на Епископах, от Епископов же на Священниках, яже освящени бывают чином церковным на строение св. таин и на преподавание спасительного учения Христова» 27 . Большой Катехизис говорит: «Оная благодать Божия, о ней же св. Апостол Павел к Тимофею пишет: не неради о благодати, сущей в тебе, данный ти пророчеством со возложением руку священническу», т.е. благодать Епископства (след. и самое Епископство) дана от Бога 28 . Что говорит о сем православная Церковь после Патриарха Никона ? Совершенно то же. Православное Исповедание говорит: «Священство есть тайна, завещася Апостолом от Христа, и чрез возложение рук их доднесь бывает хиротония, преемшим Апостолов Епископом к раздаянию Божественных таинств» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Предание об апостольских трудах святого Павла и святого Андроника сохранялись в народной памяти многие века. Дух Святой, действовавший через апостольское благовестие, призывал в Церковь вчерашних язычников, и, таким образом, при ближайших учениках и преемниках святого апостола Андрея Первозванного катакомбы Тавриды полны были христиан, из «мрачных пропастей земли» устремляющихся в Небесное Царство. Святой священномученик Климент Римский был сослан в Крым императором Траяном в конце I столетия по Рождестве Христовом, и он уже тогда обрел в каменоломнях Херсонеса две тысячи верующих и сам до кончины своей (101) устроил и наставил в учении 75 церквей-общин, продолжая апостольское делание апостола Андрея. В III—IV вв. здесь уже существовало несколько епархий: Скифская (в низовьях Дуная), Боспорская и Херсонесская в Крыму, Готфская. Продолжателями проповеди апостола Андрея Первозванного в Северном Причерноморье были выдающиеся иерархи. На I Вселенском Соборе в 325 г. в Никее присутствовали святители: Боспорский Кадм, Херсонесский Филипп и Феофил Готфский. На IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. ставился вопрос об автокефалии Херсонесской Церкви. Русская Православная Церковь благоговейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора (18 мая). В VII Вселенском Соборе в 787 г. участвовали святители Стефан Исповедник, архиепископ Сурожский, и преподобный Иоанн, епископ Готфский. Подвигом исповедничества в пределах нашей страны и Церкви прославились, кроме священномученика Климента Римского, святые мученики Инна, Пинна, Римма (нач. II в.; о них см.: 9, с. 545—567), священномученики Херсонесские — епископы Василий, Ефрем, Евгений, Агафодор, Елпидий, Еферий, Капитон (300—325 гг.; о них см.: 10), святой мученик Емилиан — славянин (363), священномученик Мартин Исповедник (655) и преподобный Максим Исповедник (662). Церковные писатели учитель Церкви Тертуллиан (240), отцы Церкви святитель Афанасий Великий (373), святитель Иоанн Златоуст (407), блаженный Иероним Стридонский (420) называют Скифию, или Сарматию, в числе стран, где очень рано распространилось христианство.

http://sedmitza.ru/lib/text/436354/

Со слезами на глазах христиане смотрели, как лодка с любимым епископом уплывала от берега все дальше и дальше, навстречу гибели. Так погиб четвертый папа РимскийКлимент, святой неразделенной Церкви. Преподобный Максим Грек Преподобный Максим Грек был послан игуменом Ватопедского монастыря на Афоне в Москву по запросу великого князя Василия III. В русской столице он должен был заняться переводами духовных книг. Вскоре святой сделал перевод Псалтири, который был одобрен московским духовенством и великим князем, и уже собирался возвращаться домой. Однако Василий III повелел Максиму остаться и продолжить труды. Постепенно перед строгим взором преподобного стали открываться темные стороны общественной жизни на Руси. Не имея в себе силы молчать о них, он выступил с критикой социальных устоев, призывая вспомнить об исполнении христианских идеалов. Даже не побоялся открыто осудить желание великого князя развестись со своей женой. Собор 1525 года решил судьбу праведника, приговорив его к заточению в Иосифо-Волоцком монастыре. Начался новый многострадальный период в жизни святого. Условия заточения были крайне суровыми. Только через шесть лет святому позволили читать и писать в темнице. Шестнадцать лет преподобному было запрещено причащаться, вести с кем-либо общение или переписку. Претерпевая скорби изоляции, Максим Грек углем на стене в темнице начертал канон Святому Духу. Преподобный написал также автобиографическое сочинение: «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Последние годы Максим Грек провел в Троице-Сергиевой лавре. Несмотря на пережитые тяжелейшие годы заточения, подорвавшие его здоровье, преподобный продолжал трудиться. Он умер несломленным, вдали от Родины, на 86-м году жизни. Священномученик Иларион (Троицкий) Священномученик Иларион Троицкий был слишком активным и деятельным архипастырем для Советской власти. В 1923 году владыка был арестован и приговорен к трем годам лагерей. В июне следующего года он прибыл на Соловки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010