Икона священномученика Климента папы Римского и святителя Николая Чудотворца после реставрации. Храм священномученика Климента папы Римского, Москва.      Благодаря подвижничеству святого Климента, количество христиан значительно увеличилось, а языческие идолы были разбиты. В ответ на это, император Траян отправил в Херсонес специального посланника для наведения порядка, который приказал привязать св. Климента к якорю и утопить в море. Позже, по молитвам учеников святого и остальных людей, море отступило и были обретены мощи священномученика. Обретение мощей священномученика Климента, папы Римского близ Херсонеса. Миниатюра из Менология императора Василия II.      Святой Климент на Руси Живший задолго до разделения церквей, святой Климент Римский почитается и православной, и католической церквями. Святой широко почитался на Руси, ему посвящены храмы в Москве (Церковь Климента, папы Римского), Торжке и других местах. Это связано с тем, что мощи св. Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называ ет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года. Два храма в д. Пияла с колокольней. Храм священномученика Климента – пятиглавый, по центру. Фото конца XIX в.      Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе. После захвата города князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, мощи святого вместе с мраморным саркофагом были перенесены в Киев и помещены в Десятинной церкви. Храм священномученика Климента, папы Римского. Деревня Уна, Архангельская область, 1501 г. В.В.Суслов. 80-е гг. XIX в.     

http://pravoslavie.ru/111282.html

Священномученик Климент Римский. Испанская фреска – В этих местах ведь проповедовал и апостол Андрей Первозванный… – Да. И хорошо, что вы вспомнили об апостоле Андрее Первозванном – первом апостоле от двенадцати. Апостол Андрей пришел именно сюда, на землю Херсонеса – Корсуни, примерно в 50–60-е годы от Р.Х. Климент Римский прибыл в 80-е годы – буквально через два десятилетия после проповеди апостола Андрея. Семена христианства здесь были уже посеяны, и, по Промыслу Божию, священномученик Климент был послан именно сюда не случайно. Ведь он многократно умножил число христиан, обратив ко Христу многих и многих. В его житии написано, что он крестил до 500 человек в день, устроил около 75 церквей. Эта цифра – 75 церквей – некоторых смущает. Но ведь речь идет, скорее всего, не о построенных церквях, а о приходах, возможно – и о небольших пещерных комплексах, которые использовались для богослужений. В Инкерманской долине очень много подобных пещер, в которые позже – уже в VIII веке – прибыли монахи из Византии, бежавшие от иконоборчества. – А есть места и храмы, о которых точно можно сказать, что да, здесь молился священномученик Климент? – Думаю, что это все-таки вопрос веры. Единственное место, которое традиция напрямую связывает с Климентом Римским, – это Инкерманский пещерный монастырь, где сохранились три удивительных пещерных храма. Они очень древние. Первый – во имя апостола Андрея Первозванного. Именно он, по преданию, был вырублен руками Климента. Храм очень маленький, буквально два на три метра. Очень трогательный. Дальше в скале есть кельи монахов, которые с первых веков христианства закрывались в них, чтобы подвизаться в отшельничестве. Второй храм – во имя Мартина Исповедника: он был освящен так уже позже. Ну и, конечно, храм во имя самого священномученика Климента. Инкерманский пещерный монастырь Рядом есть озеро святого Климента и источник. Удивительна история этого озера – кстати, есть документальный фильм «Озеро святого Климента», интересный и познавательный.

http://pravoslavie.ru/88507.html

Рубрики Коллекции Святые Крыма за 5 минут: от апостола Андрея Первозванного до святителя Луки (Войно-Ясенецкого) 3 мин., 27.12.2018 Поделиться Полуостров стал христианским задолго до крещения Руси князем Владимиром. В первые века это была территория Римской империи. Как ни странно, христианизации региона способствовали сами язычники-императоры, ссылая туда активных проповедников.   Апостол Андрей Первозванный († 62; память 13 июля, 13 декабря) Простой рыбак. Первый призванный Спасителем ученик, брат апостола Петра. После Вознесения Христа отправился проповедовать на Восток и, по преданию, был в Крыму и Киевских горах, где возвел крест и предсказал основание города. В греческих Патрах святого за проповедь распяли на кресте в форме буквы Х.   Священномученик Климент Римский († 101; память 8 декабря) Ученик апостола Петра и третий епископ Рима. За проповедь Христа император Траян сослал его на каторгу в Крым, в каменоломни, но неутомимый проповедник и там создавал общины и строил храмы. За это его вывезли в открытое море и утопили.   Священномученик Ефрем Херсонесский, еп. († нач. IV; память 20 марта) Священномученик Василий Херсонесский, еп. († 309; память 20 марта) Священномученик Агафодор Херсонесский, еп. († 311; память 20 марта) Священномученик Евгений Херсонесский, еп. († 311; память 20 марта) Священномученик Елпидий Херсонесский, еп. († 311; память 20 марта) Святитель Еферий Херсонесский, еп. († 324; память 7 марта) Священномученик Капитон Херсонесский, еп. († после 326; память 20 марта) В IV веке в Херсонесе утвердили епископскую кафедру. В этот период местные язычники зверски убили 6 епископов. Святой Еферий — единственный святитель, который умер своей смертью в правление христианского императора Константина, разрешившего свободное исповедание веры.   Святитель Мартин I Римский († 655; память 27 апреля) Папа Римский, живший до разделения Церкви на православных и католиков. Византийский император и Константинопольский Патриарх впали в ересь монофелитства, согласно которой у Христа одна воля Богочеловека (православие учит, что у Христа их две — человеческая воля свободно подчиняется воле Бога). Но Папа Мартин осудил монофелитство на Латеранском Соборе 649 года. За это его бросили в темницу, а позже сослали в Херсонес. Там святой умер в нищете и болезнях.

http://foma.ru/svyatyie-kryima-za-5-minu...

– А что это за история? Стояла такая задача – весь камень из скалы выбрать и стереть с лица земли пещерный монастырь – Когда святой Климент прибыл на каторгу, то главной проблемой для тех, кто страдал и трудился здесь, была вода. И святитель, видя мученичество многих ссыльных каторжан – и язычников, и христиан, – открыл источник. Ему явился Агнец Божий и стукнул копытом именно там, где должна быть вода. Этот святой источник существовал на протяжении веков – вплоть до нашего времени. В 1960-х годах Инкерманское управление по добыче камня начало разрабатывать в этих местах карьер – выбирать огромные пласты, продвигаясь в сторону Свято-Климентовской обители. Даже поговаривают о том, что стояла такая задача – потихоньку всю скалу выбрать и стереть с лица земли монастырь. И вот рабочие, начав приближаться к пещерным храмам, случайно перебили жилу источника святого Климента, так что буквально за одну ночь карьер был затоплен – образовалось озеро, на дне которого так и осталась техника. Жертв не было, но разработка камня остановилась. Получается, что источник спас эти древнейшие пещерные храмы. Озеро святого Климента – Потрясающе! Святой Климент вообще связан с водой – и погиб от воды, и мощи его были обретены с помощью воды. Не могли бы вы напомнить, как это случилось? – Как известно, священномученик Климент был утоплен в море, будучи привязанным к якорю. И в последующие семь веков в день его памяти происходило чудо: море отступало, и люди в течение целой недели могли пройти крестным ходом и поклониться его могиле – «подводной церкви» Климента Римского. В Севастополе, кстати, есть островок в Казачьей бухте, где стоит бригада морской пехоты, – он решением органов власти официально назван в честь святого Климента. Удивительный островок, здесь археологи довольно давно уже работают. Островок совсем небольшой, на нем установлен якорь в память о священномученике. По одному из преданий, святой Климент был утоплен недалеко от этого места. К IX веку о святом Клименте забыли. Когда в Херсонес прибыли славянские просветители Кирилл и Мефодий, они спросили у местного населения: «Где покоится священномученик Климент Римский?» – но ответа не получили. Кирилл решил разыскать мощи святого. Очень красочно говорится об этом: как Кирилл и Мефодий ночью с факелами шли к морю, как плыли на лодке, как долго молились – и вдруг открылись мощи Климента, было сияние, все косточки священномученика светились, «словно бисер», – так описывается это в известных сказаниях. Обретя мощи, Кирилл и Мефодий положили их в церкви Херсонеса. Был тогда праздник для всех жителей города. Это произошло в 861 году.

http://pravoslavie.ru/88507.html

4. При толковании ветхозаветных событий и установлений, автор послания всецело держится аллегорического метода. Иногда это оправдано, но порой выводы автора натянуты, а доводы неубедительны. 5. Послание, приписываемое апостолу Варнаве , представляет собою ответ на волновавший первых христиан вопрос об отношении к Ветхому Завету и иудеям. Глава четвертая. Священномученик Климент Римский § 1. Жизнеописание О жизни священномуч. Климента Римского сохранилось мало достоверных сведений. По происхождению он являлся римским язычником, и к вере во Христа был обращен св. апостолом Петром. Впоследствии, священномуч. Климент был учеником и сотрудником св. апостола Павла. Древние писатели единогласно называют его мужем апостольским, а священномуч. Ириней Лионский свидетельствует, что священномуч. Климент общался с апостолами, жил между ними и был ими наставляем. По преданию, священномуч. Климент был поставлен во епископа города Рима св. апостолом Петром. По свидетельству священномуч. Иринея и еп. Евсевия, он занимал римскую кафедру после Лина и Анаклита, с 92 по 101 год. Скончался священномуч. Климент мученически около 103 года в Херсонесе Таврическом, на территории Крыма, куда был сослан императором Траяном. Его мощи были обретены святыми Кириллом и Мефодием, во время их путешествия к хазарам. Память священномуч. Климента празднуется Православной Церковью 25 ноября/8 декабря. § 2. Сочинения Священномуч. Клименту несомненно принадлежит «Первое послание к Коринфянам». Это послание пользовалось в древней Церкви особенным уважением. Об этом послании священномуч. Климента упоминали св. Дионисий Коринфский, священномуч. Ириней Лионский и блаж. Иероним Стридонский . «Первое послание к Коринфянам» священномуч. Климента является одним из первых письменных памятников христианского вероучения, после творений апостольских. Написано послание около 97 года. Кроме вышеуказанного послания, известны под именем священномуч. Климента еще «Второе послание к коринфянам», «Два окружных послания к девственницам», «Климентины», «Пять писем», «Литургия Климента», «Восемьдесят пять правил апостольских, переданных через Климента», а также восемь книг «Постановлений святых апостолов, через Климента римского епископа и гражданина». Из всех этих сочинений первые два спорны, а остальные, по мнению исследователей, не принадлежат священномуч. Клименту Римскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В «Истории» Евсевия помещены сведения и о предстоятелях христианской общины в имперской столице: «После мученической смерти Павла и Петра первым епископом Римской Церкви был по жребию назначен Лин. О нем упоминает Павел, посылая ему привет в конце Послания к Тимофею из Рима». И как пишет тот же писатель, на втором году царствования Тита, следовательно, в 79 году, Лин, «12 лет служивший Римской Церкви, передал ее Анаклету», а в двенадцатый год правления Домициана Анаклета сменил Климент, обращенный к вере во Христа апостолом Петром. Священномученик Ириней Лионский писал, что он «видел блаженных апостолов и общался с ними, еще имел проповедь апостолов в ушах своих и предание их перед глазами своими». В 98 году его, по преданию, сослали в Херсонес Таврический. Клименту предъявлено было обвинение в обращении членов фамилии принцепса. Продолжавший и в ссылке проповедь Евангелия, создававший новые христианские общины, священномученик был утоплен в море в правление Траяна, в 101 году от Р.Х. Сщмч. Климент, папа Римский Сохранилось бесспорно принадлежащее ему Послание к коринфянам – оно называется первым, потому что среди древнехристианских памятников есть текст, называемый его 2-м посланием к коринфянам, который однако лишь приписывается ему, а в действительности написан был уже в середине II века. Обращение священномученика Климента к коринфским христианам было вызвано случившимся в христианской общине этого города – как и раньше, во времена апостола Павла, – разделением, когда там говорили: «“я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”» (1 Кор. 1: 12), так что апостол должен был обратиться к раздорникам с упреком и назиданием: «Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас?» (1 Кор. 1: 13). Вот и теперь, на исходе I столетия от Рождества Христова, святой Климент писал о печальном состоянии коринфской общины: «Ревность и зависть, вражда и раздор… Люди бесчестные восстали против почтенных, глупые против разумных, молодые против старших. Поэтому удалились правда и мир – так как всякий оставил страх Божий». Главная причина случившихся нестроений – «в беззаконной и нечестивой зависти, чрез которую и смерть вошла в мир». Священномученик призывает коринфян к спасительному покаянию и памятованию о смерти за нас распятого Христа: «Оставим пустые и суетные заботы и обратимся к славному и досточтимому правилу святого звания нашего… Обратим внимание на кровь Христа и увидим, как драгоценна пред Богом кровь Его, которая была пролита для нашего спасения и всему миру принесла благодать покаяния». Послание к коринфянам, как принадлежащее мужу апостольскому, в древности нередко включалось в канон новозаветных Писаний. Оно вошло в перечень священных книг, содержащийся в 85-м Апостольском правиле, там же, впрочем, упомянуто и приписываемое Клименту второе послание, равно как и книга Апостольских постановлений, усваиваемая ему же, но в действительности написанная в III веке.

http://pravoslavie.ru/34570.html

Священноначалие, или иерархия, с самого начала по Божественному установлению состоит из епископов, пресвитеров и диаконов. Об этом свидетельствуют церковные писатели: Дионисий Ареопагит , Климент Римский , Игнатий Богоносец , Симеон Солунский и древние русские церковные документы – «Книга о вере» и «Кириллова» книга». В обязанности епископа входит соблюдать церковный мир, рукополагать пресвитеров, диаконов и низших клириков, наблюдать за верой и жизнью верующих, учить их Божественным истинам и охранять от ересей. Вторую степень церковной иерархии составляют пресвитеры, которым через епископское рукоположение дается благодать и право совершения священнодействий в Церкви. Эту степень не следует смешивать с епископской. К смешению этих двух чинов подало повод то обстоятельство, что в первенствующей Церкви не было точно выработанной терминологии и слова «пресвитер» и «епископ» часто употреблялись как равнозначные одно вместо другого. Но это не означает, что не было разницы в их иерархическом достоинстве и служении. О том, что это разные степени, а не одна, и что епископская власть есть высшая, ясно говорят уже мужи апостольские: Климент Римский и Игнатий Богоносец , а также Климент Александрийский и священномученик Киприан. Не следует заключать об их равенстве и на том основании, что они имеют одинаковую власть совершать литургию и отпускать грехи. Автор разбирает возражения поповцев и их ссылки на Златоуста, Кормчую книгу и Барония. Третью степень священной иерархии составляют диаконы ( Флп.1:1 ; 1Тим.3:1–7 ; Игнатий Богоносец , священномученик Киприан). Они ниже епископов и иереев и являются их помощниками. Итак, в Церкви необходимы все три степени священства, но особенно нужны епископы, ибо в них «вся сила и важность». Епископы от Христа через апостолов восприняли дело спасения людей, повеление учить, священствовать, пастырствовать, управлять верующими. Без епископов и священников нет ни таинства Тела и Крови Христовой, ни таинства Покаяния, ни таинства Брака. Церковь Христова никогда не лишится епископов и священников и не будет состоять только из мирян. Истинная Церковь , удовлетворяющая всем этим требованиям, одна – это Церковь Православная, а раскольники, извратившие Христову истину, литургическую жизнь, порядок и строй церковный, не имеют права именовать свое общество Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Преподо6ная Мастридия девица происходила из Александрии. Еще в молодости она посвятила себя Богу и предалась благочестию и делам благотворительности. Один из знавших ее юношей настолько прельстился ею, что всюду следовал за ней и говорил о любви. Однажды Мастридия спросила юношу, что в ней более всего нравится ему. Юноша отвечал: глаза. Тогда она взяла челнок, которым ткала полотно, и выколола свои глаза. Юноша ужаснулся и, удалившись в монастырь, сам сделался подвижником. Св. Мастридия скончалась в глубокой старости. 25-е число Священномученик Климент, папа Римский, жил в I веке. Родители его были родственниками римских царей и язычниками; их звали Фавст и Матфидия. Родной брат отца его, человек развращенный, прельстился красотой братниной жены и старался склонить ее к измене мужу. Но Матфидия, не желая обличить его гласно, решилась на некоторое время удалиться из Рима. Она сказала мужу, что видела во сне одного из богов, который сказал ей, что если она не выйдет из Рима на 10 лет, то умрет нечаянной смертью с двумя сыновьями-близнецами. Фавст отпустил ее с близнецами Фавстином и Фавстианом, а третьего малютку, Климента, оставил при себе. Дорогой буря разбила корабль, но Матфидия и сыновья ее были спасены силой Божией. Ее выкинуло на остров, где она начала жить трудами; а малюток взяли морские разбойники и продали одной женщине, которая воспитала их вместо собственных детей. Они, услышав проповедь о Христе, крестились и последовали за апостолом Петром. Фавст соскучился, не получая известия от жены, и сначала послал слуг, а затем и сам отправился искать ее. Отрок Климент начал учиться. Придя в возраст, он стал думать, что родители его, вероятно, умерли, и что сам он, по времени, должен будет умереть. «Где же все мы будем после смерти, и есть ли какая жизнь после настоящей кратковременной?» – давал себе вопросы Климент. Услышав о новом учении, проповедуемом Христом, он отправился в Иудею, но корабль прибило бурей к другому месту, где проповедовали апостолы Варнава и Петр, Климент принял крещение от Петра и здесь встретил своих братьев-близнецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Продолжателем дела апостола Андрея в Херсонесе стал священномученик Климент, апостол от 70-ти, ученик апостола Петра, третий епископ Римский. Будучи сосланным туда в 94 г. 5 императором Траяном за обращение в христианство многих знатных римлян, святой Климент " нашел около 2 тысяч христиан среди многих общин и церквей Крыма как духовное наследие апостола Андрея " ( 9 , 155–157; 15 , 51). В Херсонесе святой Климент мученически скончался около 100 г. 6 во время гонения того же Траяна ( 10 , т. 1, 110; 15 , 51). Почитание священномученика Климента в Херсонесе в II-IX вв. ( 9 , 158) перешло в Х в. и в Киевскую Русь. Его мощи, чудесно уцелев, хранились в храме святых апостолов в Херсонесе. В 886 г. они были перенесены святым Кириллом, просветителем славян, в Рим; часть же их осталась на месте и позднее, при Крещении Руси, была положена равноапостольным Владимиром в Десятинной церкви в Киеве, где в скором времени появился придел святого Климента ( 9 , 155,158; 15 , 51; 10 , т. 2, 50-51). Из всех святых Херсонской Церкви наибольшего внимания заслуживают прибывшие в Крым в IV в. для утверждения и распространения христианства епископы, известные как " седмочисленные святители Херсонские " : Василий (+ 309), Ефрем (+ ок. 318), Евгений (+ 311), Елпидий (+ 311), Агафодор (+ 311), Еферий (+ ок. 324) и Капитон (+ после 325). Память их Церковь празднует в один день – 7 марта. Это первая соборная память святых, просиявших в землях нашего Отечества, и поэтому день их памяти можно считать прообразом общей церковной памяти Всех русских святых, появившейся только в XVI столетии. Из вселенских святых, ныне особо чтимых Русской Церковью и связанных своими подвигами с Церковью Херсонской, следует упомянуть о следующих: 1) преподобномученик Амат 7 (IV) – сармат, ученик преподобного Антония Великого и сподвижник Макария Великого; 2) святой мученик Василиск (+ 308) – скончался в местечке Команы в Абхазии; 3) священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (+ 335); 4) равноапостольная Нина, просветительница Иверии (+ 335);

http://pravoslavie.ru/2367.html

Однако где Кураев нашел такую раннюю Церковь? Он сам дает ссылки своих познаний в данном вопросе. Это западные историки Карл Эрдман и Жан Флори. Должно быть для профессора богословия это очень авторитетные авторы, но боюсь их авторитет выеденного яйца не стоит для православного христианина. Хотя справедливости ради надо сказать, что вина в этом не только протодиакона Андрея Кураева, а всей системы образования РПЦ, которая находится в плену уже даже не католической схоластики, а самого что ни на есть либерального протестантизма. Тень протестантского историка Гарнака незримо присутствует ныне в трудах даже самых консервативных православных историков. Но если попытаться обратиться к самим историческим источникам, отбросив стереотипы привитые семинарским и академическим образованием, то ранняя Церковь окажется (к ужасу Кураева и ему подобным) совершенно чужда толстовскому пацифизму и аполитичности, а те из древних учителей Церкви, которые были записаны толстовцами в свои союзники, в определенных условиях предстанут сторонниками применения насилия в самом, что ни на есть ветхозаветном духе. Так, священномученик Киприан Карфагенский (†258г.) учит, что если идолопоклонников Бог велел умерщвлять в Ветхом Завете, то тем более это следует соблюдать во времена Нового Завета; священномученик Климент Римский утверждает, что не всякое убийство зло, но только убийство невинного, законное же убийство предоставлено только начальникам; о невиновности законных начальников, производящих казни, учит священномученик Ириней Лионский († кон. II в.); св. мч. Иустин Философ (кон. I/нач. II в.-165г.) в своей Апологии в доказательство истинности Бога христиан приводит свидетельство о чуде, совершенном воинами-христианами из войска императора Марка Аврелия, которое обеспечило ему победу над варварами; другой апологет св. Афинагор Афинский считал, что общества, в которых процветает безбожие, кровосмешение и каннибализм должны истребляться «со всеми женами и детьми»; Тертуллиан (155/60г.-220/40г.), как аргумент в защиту Церкви напоминает язычникам, что христиане наполняют военные лагеря и сражаются за империю; Климент Александрийский восхваляет Моисея как царя и полководца, приводя его, как достойный пример для подражания и даже Ориген признает необходимость войн и свидетельствует, что христиане «(сражаются) в молитвах к Богу за тех, которые ведут действительную войну, а равно и за тех, кои законно царствуют».

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/15/sv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010