Постановили: Одобрить представленный Комиссией порядок канонизации святых к неукоснительному выполнению такового во всех епархиях Русской Православной Церкви. Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века (доклад Священному Синоду, представленный председателем Синодальной комиссии по канонизации святых митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 26 декабря 1995 г.) 3 Память священномучеников, мучеников и исповедников, подвизавшихся и пострадавших в годы гонений в XX веке, свято чтится Православной Церковью . Собор новомучеников и исповедников Российских, канонизованных Архиерейскими Соборами 1989, 1992 и 1994 годов, включает ныне имена десяти угодников Божиих: святителя Тихона, Патриарха Московского, священномучеников Владимира, митрополита Киевского, Вениамина, митрополита Петроградского, архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого и протоиерея Иоанна Кочурова. Кроме того, еще несколько мучеников и исповедников прославлены как местночтимые святые в отдельных епархиях Русской Церкви. Почитание канонизованных и неканонизованных новомучеников является живой чертой благочестия православного народа нашего времени. По поручению Священноначалия Синодальная комиссия по канонизации святых, отвечая стремлению народа Божия к прославлению новомучеников, продолжает тщательное исследование житий и обстоятельств кончины пострадавших за Христа архипастырей, пастырей, монашествующих и благочестивых мирян. Совершая канонизацию новомучеников, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории, когда Церковь возрастала из семени, каким явилась для нее кровь, пролитая мучениками за Христа. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в Распятого и Воскресшего Спасителя. Но необходимым условием почитания было исповедание ими правой веры. Из этой общей нормы возможным исключением является, пожалуй, лишь один случай – с Лукианом Антиохийским, учеником которого считал себя Арий и которого святой Александр Александрийский называл последователем ересиарха Павла Самосатского. И все-таки твердых оснований считать воззрения святого мученика Лукиана еретическими нет; такой глубокий исследователь богословской мысли Древней Церкви, как В. В. Болотов писал: «В догматических воззрениях Лукиана разобраться трудно. Во всяком случае, в Символе, ему приписываемом, нет ничего благоприятствующего для арианских идей» 4 . |
Его похороны состоялись при совместном молении множества епископов, священников и стотысячной народной толпы. Мощи праведника почивают в нижнем храме Свято-Иоанновского женского монастыря “на Карповке”, который он в свое время основал. От редакции В этом выпуске “Патерика” завершается публикация материалов о святых, прославленных Русской Православной Церковью в период после Собора 1917–1918 гг. и по наши дни. В следующий выпуск войдут материалы о святых, внесенных в Святцы Русской Православной Церкви в это же время; в дальнейшем мы будем публиковать материалы о местночтимых святых. Общее руководство подготовкой материалов осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников). Над текстами этого выпуска работали А. Беглов, И. Гарькавый, П. Малков. Оформление П. Конотопова, А. Ерофеева. Благодарим за предоставление прорисей О. Клодт (святитель Филарет Московский, священномученик митрополит Вениамин, священномученик архимандрит Сергий (Шеин), священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий, священномученик протоиерей Иоанн Кочуров, святая преподобномученица великая княгиня Елизавета, святая преподобномученица Варвара,) и А. Ерофеева (священномученик митрополит Владимир, священномученики местоблюститель Петр (Полянский), митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Фаддей (Успенский)). Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (Свято-Данилов монастырь, 31 марта — 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сей знаменательный год, когда вся Полнота Русской Церкви празднует 600-летие со времени преставления великого подвижника, Преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, — ОСВЯЩЕННЫЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР Русской Православной Церкви, молитвенно вспоминая его благочестивых родителей, преподобных схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию, через которых, по словам блаженного Епифания Премудрого, “дарован был Сергий Богом многим людям для блага, для спасения и для пользы, и потому не пристало такому младенцу от неправедных родиться родителей”, исследовав их житие и подвиги и отметив следующие их добродетели: праведность жития во исполнение заповедей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; |
4. Храм Покрова Богородицы на Лыщиковой горе. (Лыщиков пер., 10). Место пребывания мощей священноисповедника Романа Медведя (см. раздел III). 5. Храм Казанской иконы Божией Матери (город Реутов). В храме находятся мощи священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, а также два мощевика, один из которых содержит частицы большинства имеющихся в наличии мощей Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. VIII . Храмы, являющиеся местом пребывания иных святынь (иконы с частицами мощей Новомучеников и Исповедников, предметы, принадлежавшие мученикам (например, детали облачения, богослужебные предметы, личные вещи, книги и др.); иконы, написанные мучениками и настенные росписи, ими выполненные; иконы, изображающие Новомучеников и Исповедников, иные реликвии, связанные с эпохой гонений на Православную Церковь XX века). В настоящем разделе приведены лишь наиболее значимые объекты 1. Храм Христа Спасителя. (Ул. Волхонка, 15). Этот храм является сам по себе символом мученичества. Место служения священномученика Александра Хотовицкого – ключаря храма. Место нахождения иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Здесь сохраняется икона «Спас нерукотворный» из взорванного в 1931 году храма. Мраморные горельефы, снятые со стен храма Христа Спасителя до его разрушения, размещены с внутренней стороны восточной стены Донского монастыря (см. III .А. Места, связанные с восстановлением патриаршества и жизнью св. патриарха Тихона (Белавина). 2. Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь. (Новодевичий пр., 1). В Успенском храме находится часть облачения митрополита Серафима (Чичагова) (палица), в котором был похоронен архиепископ Иларион (Троицкий) в Новодевичьем монастыре в С.Петербурге. Во время обретения мощи оказались нетленными, равно как и само облачение. В храме находится икона, на которой изображены оба святителя. В Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской были включены имена духовника Новодевичьего монастыря священномученика Сергия Лебедева и насельниц монастыря преподобномучениц Матроны (Алексеевой), Марии (Цейтлин), Наталии (Баклановой), Ирины (Хвостовой) и Наталии (Ульяновой). |
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Православная Церковь в Америке открыла сетевой доступ к иконам и житиям североамериканских святых 05.10.2015 Православная Церковь в Америке открыла доступ к новым сетевым ресурсам всем желающим ознакомиться с житиями североамериканских святых: на них можно найти изображения житийных икон и видео-лекции, сообщает oca.org. Житийная икона представляет собой образ, где центральное изображение святого предстает в окружении малых образов-клейм, рисующих сцены духовных подвигов из его жития. С весны 2015 г. действуют сетевые ресурсы, поясняющие содержание житийных икон трех североамериканских святых: преп. Германа Аляскинского, св. Якова Нецветова и святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. Позднее к ним добавились еще несколько житийных икон: священномученика Александра Хотовицкого, св. Алексия Товта, святителя Иннокентия (Вениаминова) Московского, священномученика Иоанна Кочурова и святителя Рафаила (Хававини), завершившие эту подборку. Полноцветные житийные иконы в высоком качестве можно бесплатно скопировать с ресурса и распечатать для личного и коллективного поклонения. «Каждая икона сопровождается на обороте последовательными пояснительными табличками, повествующими о содержании отдельных сцен из жития святого в самом подробном повествовательном ключе, - говорит матушка Валерия Захирская, заведующая Отделом христианского вероучения Православной Церкви в Америке и редактор выпуска. – Всматриваясь в образы святых, и вчитываясь в их жития, верующий приходит к более глубокому пониманию их личности, духа, и тех подвигов, которые они совершили при жизни, и это знание дает возможность подкреплять их святыми свидетельствами наши собственные попытки нести сегодня свет веры через Православную Церковь в Америке». Житийные иконы в свободном доступе идеально подходят для молитв в храмах и церковных школах, а также для индивидуального изучения и поклонения. Их можно также распечатать в крупном размере и использовать как учебные пособия. В дополнение к серии житийных икон предлагается также образовательное пособие для детей и взрослых под названием «Святые Северной Америки». Эта книга была впервые опубликована в 2007 г. как плод творчества нескольких авторов. Она красиво иллюстрирована рядом полноформатных иконографических образов работы матушки Кристины Зебрун. Это красочное издание также можно бесплатно скопировать и распечатать. В сопутствующей новостной колонке можно найти и посмотреть видео-лекцию о житии святого Ювеналия, которую читает протоиерей Михаил Олекса. Лекция иллюстрируется множеством прекрасных фотографий и карт, озвучена духовной музыкой и сопровождается иными сопутствующими материалами, отысканными в различных источниках, в том числе — в Библиотеке Конгресса и в Смитсоновском музее в Вашингтоне. Oca.org / Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.10.2015 19:38:57 |
Специально к этому праздничному дню по просьбе архиепископа Юстиниана и по благословению епископа Нью-Йоркского и Нью-Джерсийского Михаила (ПЦА) в собор, после десятилетий отсутствия, была возвращена старинная хоругвь братства в честь Рождества Пресвятой Богородицы. О существовании этой хоругви с образом Рождества Богородицы владыка узнал благодаря фотографии начала XX века, на которой запечатлены будущие святые Церкви Христовой — епископ Северо-Американский Тихон (Белавин) (впоследствии Патриарх Всероссийский), строитель Николаевского собора священномученик протоиерей (впоследствии протопресвитер) Александр Хотовицкий, строитель Чикагского собора священномученик протоиерей Иоанн Кочуров и святой праведный протоиерей Алексий Товт, вернувший в лоно Православной Церкви сотни греко-униатов. На этой же фотографии можно увидеть членов братства в честь Рождества Богородицы вместе с особой хоругвью, на которой начертаны слова: «1893. Пресвятая Богородица, спаси братство наше!». В прошлом году, посещая храм в честь Рождества Богоматери в Нью-Джерси Православной Церкви в Америке, архиепископ Юстиниан увидел эту хоругвь на стене справа от иконостаса. Спустя год, после консультаций и подготовительной работы, настоятель храма протоиерей Иоанн Прокопчук по благословению епископа Михаила вернул хоругвь в Свято-Николаевский собор. По словам отца Иоанна, ни он сам, ни его прихожане не знали об истории этой хоругви и считали, что она были подарена храму кем-то из эмигрантов, вывезших ее из России. В знак признательности за бережное хранение этой святыни и братскую любовь, оказанную настоятелем и прихожанами Богородицерождественского храма, архиепископ Юстиниан передал им в дар писаный образ преподобного Серафима Саровского в ризе. При пении тропаря и величания хоругвь была установлена на амвоне придела Рождества Богоматери, после чего богомольцы имели возможность к ней приложиться. Торжество завершилось в трапезной собора, где духовенство, прихожане и гости продолжили общение за праздничным столом. |
В 1988 году за прочитанные для корпорации Ленинградской духовной академии лекции по истории Русской Православной Церкви 1920-х годов получил звание доктора церковной истории. 13 сентября 1989 года постановлением Священного Синода освобождён от порученного временного управления Ульяновской епархией. С 20 июля 1990 года — митрополит Ленинградский и Ладожский и постоянный член Священного Синода (по кафедре). С 25 сентября 1991 года в связи с переименованием города Ленинграда в Санкт-Петербург, впредь именуется «Санкт-Петербургский и Ладожский». С февраля 1992 года — председатель Синодальной богослужебной комиссии. За этот период были подготовлены и утверждены: тропари и кондаки Собору новомучеников и исповедников Российских (с молитвой), преподобным Кириллу и Марии Радонежским, святителю Филарету (Дроздову), (с молитвой), священномученику Иоанну Кочурову, священномученику Александру Хотовицкому, преподобному Варнаве Гефсиманскому (с молитвой), преподобному Роману Сладкопевцу, акафисты преподобным Кириллу и Марии Радонежским, мученику Вонифатию, пресвятой Богородице в честь иконы «Целительница»; молитва на освящение святого мира. 2 ноября 1995 года скончался на банкете в честь 5-летия банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона» в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. 16 октября 2014 года митрополит Самарский и Сызранский Сергий открыл в Самаре памятник митрополиту Мануилу (Лемешевскому) и митрополиту Иоанну (Снычеву). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta |
Фото из личных архивов епископа Вениамина (Милова), Е.Т. Кречетовой; пресс-службы Саратовской епархии. За последние годы в издательстве Саратовской митрополии вышли в свет книги: Вениамин (Милов) , епископ. Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви. Саратов, 2011; Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова). Саратов, 2015. Архиепископ Гурий (Степанов; 1880–1938), выдающийся богослов, востоковед. Был инспектором Казанской духовной академии в годы обучения там В.Д. Милова. В 1920 г. рукоположен во епископа Алатырского, в 1923–1924 гг. – управляющий Петроградской епархией. Неоднократно арестовывался; в 1924–1930 гг. – в Соловецком лагере. С 1930 г. – архиепископ Суздальский, в 1932–1935 гг. – в заключении. В 1938 г. расстрелян под Новосибирском. Е.Т. Кречетова († 2009) – супруга протоиерея Николая Кречетова, настоятеля храма Спаса Преображения на Болвановке, восстановленного его трудами, благочинного Москворецкого округа. Здесь и далее полужирным шрифтом выделено то, что подчеркнуто автором письма. Евр. 9: 27. Священномученик Петр (Зверев; 1878–1929; память 25 января/7 февраля), архиепископ Воронежский. Приняв монашество и священный сан в 1900 г., преподавал в Орловской, Новгородской духовных семинариях. В 1909 г. был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии, где имел возможность постоянно общаться с оптинскими старцами. Нес архипастырское служение в Нижегородской, Тверской, Воронежской епархиях. Многократно арестовывался за противодействие обновленческому расколу. Весной 1927 г. был отправлен в Соловецкий лагерь, где скончался от тифа. Святые мощи священномученика Петра сейчас пребывают в соборе Соловецкого монастыря. Священномученик Александр Хотовицкий (1872–1937; память 7/20 августа), протопресвитер. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Североамериканскую епархию. Здесь в 1896 г. принял священный сан. В 1917 г. был переведен в Москву с назначением ключарем кафедрального храма Христа Спасителя. Был одним из ближайших помощников святого Патриарха Тихона. Неоднократно подвергался арестам. Осенью 1937 г. вновь был арестован. Расстрелян 19 августа 1937 г. |
Расстреляны были и почти все архиереи из числа сторонников митрополита Сергия, в том числе и бывшие члены его Синода. По-своему показательна в этом плане судьба митрополита Серафима (Александрова) , имевшего с 1920-х гг. в церковных кругах скверное прозвище «митрополита Лубянского». В последние годы жизни Святейшего Патриарха Тихона его путь довольно тесно соприкасался с путем митрополита Петра. Они оба входили в Патриарший Синод узкого состава, одновременно стали митрополитами в марте 1924 г. Последний раз их пути сблизились в декабре 1925 г., когда оба они были арестованы по одному делу. Тогда, однако, митрополит Серафим смог убедительно разъяснить Тучкову (это его письмо уже цитировалось в своем месте): «Если м[итрополит] Петр виноват, я не отвечаю за него, так как ни советчиком, ни близким к нему не был, что Вам известно» 1426 . После этого пути двух митрополитов уже окончательно разошлись: один – за Урал в ссылку, другой – в Москву к митрополиту Сергию в Синод. Однако и с прозвищем «Лубянского» митрополит Серафим каким-то образом периодически возбуждал власть против себя, в результате после нескольких переводов с кафедры на кафедру он был в 1936 г. арестован в Казани и выслан в Казахстан. Там его и застиг «Большой террор». В ноябре 1937 г. он был арестован по следующему обвинению: «Александров, являясь классово-чуждым элементом, по происхождению из духовной семьи, адмссыльный, до ссылки был архиереем, систематически проводит к[онтр]р[еволюционную] агитацию против мероприятий партии и правительства и восхваляет репрессированных врагов народа» 1427 . Таким образом, как бы кто из архиереев не пытался угодить власти, он для нее все равно оставался «классово-чуждым элементом». Следствие по обыкновению того времени было недолгим, и 2 декабря 1937 г. митрополит Серафим был расстрелян. Еще в апреле-июне 1937 г., до начала «Большого террора», был арестован ряд ближайших сотрудников митрополита Сергия, которым было предъявлено одинаковое обвинение: «Принадлежал к антисоветской организации и вел контрреволюционную агитацию. Кроме того, будучи секретным сотрудником НКВД, расшифровался и двурушничал» 1428 . Дело этих «двурушников» велось весьма тщательно, и расстреляны они были только в августе 1937 г. Впрочем, не следует думать, что все, кто поддерживал митрополита Сергия, являлись секретными сотрудниками ОГПУ-НКВД. По тому же делу проходил и был расстрелян священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий, он осведомителем госбезопасности не был. |
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вышло в свет 24-томное переиздание служебной Минеи 08.07.2011 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи , содержащей службы церковным праздникам и православным святым на каждый день года. Это издание готовилось в Русской Церкви к 1000-летию Крещения Руси, которое торжественно отмечалось в 1988 году. Двадцать четыре тома миней вышли в период с 1978 по 1987 гг. при председателе Издательского Отдела Московской Патриархии митрополите Питириме (Нечаеве). Текст миней набран гражданским шрифтом и переиздается репринтом, кроме сентябрьского тома и новых приложений, которые выполнены компьютерным набором. Первое переиздание миней было осуществлено в 2002-м году, второе — в 2008-м. Таким образом, настоящее издание 2011 года является уже 4-м выпуском знаменитого корпуса так называемых «зеленых» миней. При каждом переиздании в соответствующие тома добавляются новые утвержденные Священноначалием службы. В переиздания 2002-го и 2008-го годов вошли службы прославленным святым XIX и XX веков: Царственным страстотерпцам, Собору новомучеников и исповедников Российских, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святителям Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову, святителям Макарию, митрополиту Московскому, Иову, первому Патриарху Московскому и всея Руси, Тихону, Патриарху Московскому и всея России, святителю Филарету Московскому, преподобным Амвросию Оптинскому, Силуану Афонскому, Андрею Рублеву, родителям преподобного Сергия Радонежского преподобным Кириллу и Марии, благоверному князю Димитрию Донскому, блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской, службы Собору эстонских святых, а также тропари и кондаки некоторым другим новопрославленным святым. В очередное переиздание 2011 года включены новые службы, составленные Синодальной богослужебной комиссией и утвержденные Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Это службы Собору отцев Оптинских и преподобным Иулиании и Евпраксии Московским. Также в соответствующие тома были добавлены тропарь и кондак священномученику протоиерею Иоанну Царскосельскому (Кочурову) и тропарь и кондак священномученику протопресвитеру Александру Хотовицкому, утвержденные еще Архиерейским Собором 1994 года, но по техническим причинам не попавшие в переиздания 2002-го и 2008-го годов. На корешке и крышке переплета каждого тома, а также на титуле теперь проставлен диапазон дней, службы которых входят в соответствующий том. Это позволит быстро находить на полке том с необходимой службой. Также во всех томах исправлены опечатки и ошибки, обнаруженные в процессе пользования книгами. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 08.07.2011 17:48:43 |
Рубрики Коллекции Православная Церковь Америки рассказала в Интернете о своих святых 1 мин., 06.10.2015 Поделиться Целую серию Интернет-проектов запустила Православная Церковь Америки с целью подробнее познакомить всех интересующихся со своими святыми. На ее официальном сайте открыт доступ к видео-лекциям , житиям и серии икон, отображающих знаковые события из жизни североамериканских святых, передает РИА Новости . По словам зав. отделом христианского вероучения Православной Церкви в Америке Валерии Захирской, «каждая икона сопровождается последовательными пояснениями, повествующими о содержании отдельных сцен из жития святого в самом подробном повествовательном ключе». - Всматриваясь в образы святых, и вчитываясь в их жития, верующий приходит к более глубокому пониманию их личности, духа и тех подвигов, которые они совершили при жизни, и это знание дает возможность подкреплять их святыми свидетельствами наши собственные попытки нести сегодня свет веры через православную церковь в Америке, - добавила она. В частности, представленные житийные иконы являют собой образа, где центральное изображение святого предстает в окружении малых образов-клейм, рисующих сцены духовных подвигов из его жития. На иконах изображены: преподобный Герман Аляскинский , святой Иаков Нецветов , Патриарх Московский и всея Руси Тихон , священномученик Александр Хотовицкий , святой Алексий Товт , святитель Иннокентий (Вениаминов) Московский , священномученик Иоанн Кочуров и святитель Рафаил (Хававини) . Отмечается, что все образы размещены в Интернете в высоком разрешении, их можно скопировать и распечатать. Такие образы, по словам авторов проекта, подходят для молитв в храмах и церковных школах, а также для частных молитв дома. В дополнение к серии житийных икон в дальнейшем планируется издать пособие для детей и взрослых «Святые Северной Америки». Читайте также: О жизни православных в Америке, их буднях и радостях, читайте в рубрике «Фомы» «Православие в Америке» . Фото с сайта oca.org Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх |
| |