Монахи стал исключительными врачами душ не только мужских, но и женских, т. е. присвоили себе исключительное право исповеди не только мужчин, но и женщин. Побудительной причиной к присвоению права было не то, чтобы обратить в посмех обет целомудрия, а властолюбие и корысть: но ясно, что врачевание женских душ подвергало всему возможному искушению и всей возможной опасности души самих врачей (сравнивай Василия Великого в σκητικα Διατξεις гл. 3 и 9). Таким образом, мнимые монахи сделали все, чтобы уронить монашество и до основы потрясти его нравы. К этому присоединялось ещё нечто, что не ими было выдумано. Древние основатели монашества, столько хорошо знавшие слабость человеческой природы и силу её страстей, в каком-то непонятном нам противоречии себе, с одной стороны строжайше воспрещали общение монахам с женщинами, находя его в высшей степени опасным, а с другой стороны строили женские монастыри рядом с мужскими, так чтобы они при своих настоятельницах состояли под высшим ведением игуменов последних и на их попечении в отношении материальном 1187 . За этими монастырями поблизости и рядом, как бы для большего упрощения дела, явились монастыри совсем двойные мужско-женские, именно – один и тот же монастырь разгораживался внутренней стеной на две половины и одна половина предоставлялась монахам, другая монахиням 1188 . Древними строителями монастырей соседственных строжайше было воспрещено всякое не необходимое общение между монахами и монахинями и все необходимые свидания между ними были обставлены всевозможными предосторожностями. Вероятно, что и первые строители монастырей двойных подтверждали то же воспрещение и те же правила относительно предосторожностей. Но, тем не менее, монастыри оставались стоять рядом или и совсем составляли одни (средостенные) монастыри. Произошло из этого то, чему нельзя было не произойти: строгость запрещений была бессильна против лёгкой возможности греха, и это странное соседство монастырей, совершенно подобное соседству огня и сена, а ещё более странное это единство монастырей, подобное, так сказать, испытанию – может ли сено гореть в огне, само собой понятно, имели по отношению к нравам монахов самые печальные, какие только можно вообразить, последствия. Весь вред и весь соблазн подобных соседства и единства не мог не обнаружиться, и император Юстиниан в одной из своих новелл решительно предписывает – развести монахов с монахинями и впредь их купножитию не быть 1189 . Однако обычай, столько приятный для любителей греха, и на последующие времена остался во всей своей силе (так что это купножитие монахов с монахинями было уничтожено только уже во времена весьма поздние) 1190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Надо отметить, что не только рядовые иноки были далеки от монашеских идеалов, но и их руководители – игумены часто стояли не на высоте. Поставляясь неразборчиво, они в большинстве своём оказывались неопытными в управлении и неэнергичными в борьбе с недостатками братии, если не были сами заражены ими. Некоторые из них, совершенно не заботясь о соблюдении древних иноческих уставов, устраивали жизнь в монастыре по собственному измышлению. Свидетельствуя об этом, преподобный Феодор говорит: «Ныне… почти все, можно сказать, опираются на обычаи человеческие и на установления соседей, противные заповедям Божиим, и хотят лучше соблюдать образ жизни такого-то и такого-то игумена, нежели божественных отцов наших» (5:8:218); «явилось бесчисленное множество преданий и самоизмышленных постановлений…» (6:165:556–557). Случалось, что настоятели принимали в свои монастыри за деньги 13 , постригали без разбора, «незаконно и не совершенно, от чего всё извратилось» (6:165:556). Ко всему этому, игумены позволяли инокам заниматься житейскими делами и заводить в монастыре собственное имущество. Киновия, по словам Гроссу, стала представлять из себя «общину с целями более хозяйственными, чем религиозно-нравственными» 14 . В результате дисциплина в монашеской среде ещё более и более расшатывалась. Монахам часто не хватало смирения и послушания; ропот и возмущение против монастырского руководства были не редкостью. Наконец, бывали случаи, когда инок после нескольких лет монашеской жизни совсем оставлял её, уходил в мир, вступал в брак или сожительство с женой, поступал на военную службу и на гражданские должности. Мрачное пятно на монашество клали двойные монастыри (мужско-женские), для многих служившие соблазном и преткновением. Совместная жизнь в таких монастырях давала повод к прелюбодеянию 15 . Общей причиной упомянутых недостатков внутримонашеской жизни, прежде всего, было забвение законов общежительного строя, сформулированных святым Василием Великим , отсутствие ревности к исполнению иноческих обетов, стремление действовать по собственной воле. Всё это произошло, по словам преподобного Феодора, «от перемены свободной воли, оскудевшей любви к Богу и обратившей привязанность свою к вещам тленным, не желающей и не решающейся следовать достохвальным примерам и отображать первоначальный и отеческий боговидный образ» (5:8:218–219). Желание следовать своей воле в большинстве случаев и порождало недовольство жизнью в ранее избранном месте, скитание монахов по монастырям с целью подыскать подходящий под личный вкус и привычки образ жизни или же разные самовольные попытки личной организации монашеских общин. В результате в монастырях, по словам Преподобного, «господствует нестроение и непослушание» (5:8:218).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

в какое-то рубище, и на ноги надев «прабошни черевьи протоптаныя», т. е. какую-то обувь вроде наших нищенских опорок 1225 , он «нача уродьство творити и пакостити нача ово игумену, ово братьи, ово мирским человеком, да друзш раны ему даяху; и поча по миру ходити, такоже уродом её творя; вселися в печеру, в ней же преже был (в затворе) и совокупи к себе уных и вскладаш нань порты черенечьския, да ово от игумена Никона приимаше раны, ово от родитель тех детьских; он же то все терпяше, приимаше раны и наготу и студень день и нощь» 1226 . Преподобный Аврамий Смоленский подвизался некоторое время подвигом юродства в лета своей юности, когда решился оставить мир и прежде чем постригся в монахи. В чём состояло его юродство, жизнеописатель его не говорит («изменися светлых риз и в худые облечеся и хожаше яко един от нищих,– на уродство ся преложи» 1227 V Мнимые монахи и подвижники и злоупотребления монашеством. Всякое нравственное зло развивается не вдруг, и всякая нравственная зараза распространяется не сразу, а только постепенно. На этом основании со всей вероятностью следует думать, что у нас в период до-монгольский процент монахов мнимых был не такой огромный или наоборот процент монахов истинных среди мнимых был не такой ничтожный, как это было в Греции 1228 и после у нас самих. Как жили монахи мнимые, это всякому само собой понятно, т. е. всякому само собой понятно, что эти монахи, постригавшиеся и одевавшиеся в монашескую одежду не для монашества, настолько старались как можно менее монашествовать, насколько было это возможно. Как живут наши мнимые монахи в настоящее время, у всех у нас перед глазами. Но как бы ни были худы у нас эти монахи теперь, во всяком случае, относительно периода до-монгольского должно быть представлений несравненно худших: В настоящее время нет уже монастырей двойных, мужско-женских; в настоящее время уже нет монастырей в виде простых слободок при приходских церквах, причём было бы так, чтобы рядом с мужской слободкой стояла женская. В настоящее время уже нет монахов безмонастырных, бродящих в миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. Покровский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1308. Ссылки:   Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20 Координаты: 56.249866, 37.993893 Проезд:От Москвы с Ярославского вокзала до станции Хотьково - 60 км, далее пешком 1 км. из Москвы автобусом 338 от станции метро ВДНХ (рейс через Хотьково) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Хотьков Покровский монастырь находится в десяти с четвертью верстах от лавры по направлению к Москве и по Московской железной дороге, которая идет мимо монастыря и которая имеет у него свою первую станцию от Троицы. Стоит на реке Паже. О начале Хотькова монастыря нет сведений, но он основан, или составился, не позднее первой четверти XIV века, ибо в 1335-1336 годах в нем постриглись а позднее были погребены родители преподобного Сергия Радонежского. Весьма вероятно, что вначале это не был монастырь в собственном смысле, а была приходская церковь, у которой жили старцы и старицы, что в древнее и старое время было очень обычно. Как бы ни было, но в первой половине XIV века он был монастырем двойным - мужским и вместе женским, по каковой причине в нем одном и постриглись как отец, так и мать преподобного Сергия, и этим монастырем двойным, мужско-женским, он оставался не менее как до начала XVI века. В продолжение долгого времени монастырь был очень бедным монастырем, так что к нему шло название не столько монастыря, сколько монастырька, каковым последним именем он и называется. В 1506 году великий князь Василий Иванович пожаловал монастырю свою ругу. Грамота, которою государь назначает свою ругу, есть следующая: " Се аз князь великий Василий Иванович пожаловал есми попа Лукьяна да дьякона Захарья, что служат в Радонежском уезде у Покрова Пречистыя Богородицы в монастыре на Хотькове, где лежат Сергия чудотворца родители, отец его Кирило да мать его Марья, или кто у той церкви у Покрова Пречистые в монастыре иной поп и дьякон будет, велел есми им давати ругу с году на год на зборе (т. е. с выдачей ее в сборное воскресенье): попу пятнадцать четей ржи, да пятнадцать четей овса, [...]. Дана грамота на Москве 7014 (1506) году марта в 11-й день " .

http://sobory.ru/article/?object=00076

Подгородным монастырям последовали и некоторые другие монастыри епархии. Другой выдающийся беспорядок тогдашней монашеской жизни состоял в том, что вопреки прямому запрещению собора 1503 года, продолжали существовать так называемые общие или мужско-женские монастыри. Арх. Макарий назначил для специального проживания черниц своей епархии 8 особых монастырей, поставил над ними игумений, а не игуменов, как было до того времени, и для богослужения определил в них белых священников, а не монахов. С любовью и вниманием отнесся Макарий к общественной святыне Новгорода – кафедральной церкви св. Софии. Он богато и отменным образом украсил ее. Внешнее благополучие новгородской паствы также составляло предмет его сердечных забот. Все бывшие в немилости у московского правительства находили в своем владыке готового за них заступника. Это мы знаем и по свидетельству летописи, и по сохранившимся посланиям к Макарию. В одном из таких посланий указывается на особое уменье архиепископа печаловаться пред государем: «ты веси время и час, егда умолити православного царя и государя о наших согрешениях». По случаю своего приезда в Москву в 1534 году, архиепископ Макарий «много печалованья творил о победных людех в своей архиепископии, еже во опале у государя великого князя множество много», и «государь князь великий архиепископова ради печалования многим милость показа». Разносторонняя общественно-пастырская деятельность Макария в Новгороде ознаменовалась и миссионерскими заботами, для которых в новгородской области всегда было обширное поле приложения. Финны Водской пятины (к северу от Новгорода), будучи номинально христианами с XIII стол., фактически еще жили вполне верой и культом отцов своих. Макарий написал увещательную грамоту к жителям инородческих уездов и к тамошнему нерадивому духовенству, убеждая всех оставить языческие суеверия и истребить предметы языческого культа. Для приведения в исполнение этих предписаний архиепископ отправил со св. водой иеромонаха Илию, который, с помощью боярских детей, сжигал священные рощи, преследовал кудесников и водворял христианскую обстановку в домах поселян.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

М., 1998. 126. С. 298–303, 485–487. 772 Российское законодательство. М.. 1984. Т. 1. С. 176. Однако H. Л. Пушкарева рассматривает термин «церковный дом» как непосредственно монастырь. См.: Пушкарева H Л. Указ. соч. С. 94. 773 См.: АИ. СПб., 1842. Т. 5. 80. Дело о колоднице Степаниде Васильевне Ильиной, сосланной в Успенский Холмогорский монастырь в 1727 г. См.: Зверинский В. В. Указ. соч. Т. 2. С. 199, 553; ОДДАС. СПб., 1883. Т. VI. 1726 г. С. 249. 775 Зверинский В. В. Указ. соч. Т. 2. С. 119, 770. См. также: Древности: Тр. Московского археологического общества. М., 1880. Т. VIII. С. 140,148 (о сосланной княгине Анне Хилковой). 781 Великая княгиня Евдокия, в иночестве преп. Евфросиния, основательница девичьего монастыря в Московском Кремле. М., 1899. С. 99. 784 Зверинский В. В. Указ. соч. Т. 2. С. 95, 719. См.: Леонид (Кавелин) . Историческое описание Малоярославского Черноостровского монастыря. М., 1903. С. 34; Памяти, кн. Калужской губернии на 1861 г. Калуга, 1861. С. 273, 287. 798 Временник ОИДР. М., 1854. Кн. XX. Материалы. С. 111; Суворов И. Заметки о мужско-женских монастырях в древней России//Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. СПб., 1862. Кн. 4. Раздел XII. С. 38–46; Зверинский В. В. Указ. соч. Т. 3. С. 102, 1785. 803 Водарский Я. Е. Землевладение русской православной церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность (XI – начало XX в.)//Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 544. 804 Там же. С. 529; Водарский Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII – начале XVIII в.//Историческая география России: XII – начало XX в.: Сб. статей к 70-летию профессора Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 79–95. 815 См.: ПСПиР. Т. 3. 1266. До издания «Книги штатов» только мужские монастыри и различались по степеням. См.: Румянцева B. C. Опыт классификации монастырей в России в XVII веке: Вологодская степень// Церковь в истории России. М., 1997. Сб. 1. С. 82–100. 819 ОДДАС. Т. 11. 380/441. В деле дьякона Иоакима Быкова имеется сведение о том, что он воспитывался у родной тетки, игумении Архангельского женского монастыря, где затем до 1724 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так сказано в рукописном житии преподобного. Но местное предание говорит, что препод. Димитрий, придя к Вологде, сперва избрал место на Наволоке, где, в память сего события, после устроена и  церковь во имя его, до ныне существующая. Прежде это место находилось подле города, а ныне оно – в самом городе. При этой церкви в старину существовал женский монастырь, называвшийся Никольским. Это был один из женских монастырей, заведываемых мужскими и вполне во всем зависевших от сих последних, которые наш отечественный церковный историк, покойный митрополит московский Макарий , называет мужеско-женскими. «Между женскими монастырями (говорит он) были монастыри как бы приписные к мужским, составлявшие вместе с ними две половины одних и тех же монастырей под управлением одних настоятелей. К таким мужско-женским монастырям не без основания можно относить: Хотьков, в котором приняли пострижение и погребены отец и мать препод. Серия Радонежского, Лазаревский Городецкий, Тверский Богородичный на Шоше и Новгородский Воскресенский на Красной горке». (См. статью преосвящ. Макария «Русские монастыри в период Монгольский»). К таким монастырям принадлежал и бывший при Ссасоприлуцком монастыре монастырь Никольсий. Он зависел в своем существовании и управлении главным образом от Спасоприлуцкого, но для внутреннего, ближайшего надзора имел свою надзирательницу – игуменью. Сестры этого монастыря разделялись на вкладчиц и невкладчиц: вкладчицы, за сделанные ими в Спасоприлуцкий монастырь известной ценности пожертвования (вклады), получали от него по смерть свою, или во время бытности в монастыре, пропитание и одежду, а некоторые пользовались и кельями монастырскими, впрочем большая часть вкладчиц имели собственные кельи. Невкладчицы жили в своих кельях и на своем содержании. Еще разделялись сестры, как и ныне, на пострижениц – «стариц», и на непострижениц «белиц». – Когда основан и когда упразднен был этот монастырь, неизвестно: он упоминается в архивных документах между 1576 и 1691 годами: следовательно начало его можно полагать в XVI столетии, а упразднение можно относить к XVIII-мy. Число сестер в нем было в разные годы от 25 до 35-ти. О существовании этого монастыря неизвестно было в церковно-исторической литературе до 1865 г.; см. статью Н. И. Суворова в Волог. Епарх. Ведом, 1865 г. 2, стр. 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Бороться с этим обоснованным «нарушением» пытались: византийский император Юстиниан издал два закона о принудительном расселении двойных монастырей. Но военная угроза была сильна и оба закона не исполнялись. В Европе, уже католической, в конце века очередной такой закон стал частью реформ папы Григория Впрочем, и после этого некоторые двойные католические монастыри не расселялись ещё 200 лет. Пока велись внутренние войны с еретиками, пока сохранялась угроза прорыва на запад турок, татар, мавров, женским половинам обителей, расположенных в наиболее опасных местах, было несвоевременным отделяться и пускаться «в самостоятельное плавание». Точно такая же ситуация — только с ещё большим уровнем опасности — наблюдалась и в Украине веков, что и вызвало массовое появление обоеполых монастырей (только в окрестностях Киева таких обителей было четыре). Не исключено, что такие монастыри были и раньше, в Древней Руси. Почему «девичий»? Киево-Печерская Лавра тоже была мужско-женской обителью. Формально самое древнее упоминание о инокинях, старицах и игумении в Печерском монастыре датируется 1159 годом — однако дату эту проставили авторы несомненной подделки XVI или XVII века, «Грамоты Андрея Боголюбского». Самой ранней достоверной датой можно назвать 1540-е годы — завещание, датируемое этим десятилетием, принадлежит схимнице Печерского монастыря и передаёт её поместье в собственность Лавры. Кстати, из этого и многих других источников того времени можно заключить, что женская Печерская община была ориентирована на высшие сословия: шляхтянок и даже княгинь. Об этом же свидетельствует и именование Печерского женского монастыря в XVII веке исключительно «панянским» или «девичьим» — а не «женским», как многие иные обители инокинь. Во-первых, слово «женщина» в русском языке, как и «жона» в польском, до конца века было определением, присущим простонародью, но не высшим сословиям. Слова же «девица» в русском языке (в отличие от простонародного «девушка»), или «панянка» в польском — означали тогда незамужних представительниц именно элиты общества. К слову, преимущественно боярскими, дворянскими были и «Девичьи» и «Новодевичьи» монастыри Москвы и других городов России.

http://pravoslavie.ru/70717.html

Скачать epub pdf 1. Детство Я родился в селе Матвееве, Костромской губернии, Кологривского уезда, в лето от Рождества Христова 1834-е, февраля 28-го. Отец мой – священник села Евсигний Федорович Песков 1 . Не один раз при мне маленьком мать моя со смехом рассказывала, что я явился на свет не совсем при обычной обстановке. Почему-то матери нельзя было родить меня в избе: 28 февраля в 1834 году было в среду на масленице и, вероятно, к нам уже наехали масленичные гости – родственники из ближайших сел; как бы то ни было, но не имея возможности родить меня в избе, мать ушла родить на двор, в коровий хлев, в котором при появлении на свет я прежде всего должен был познакомиться с мерзлым коровьим пометом... Очень рано я начал помнить себя, хотя и не могу с точностью обозначить времени. Первое мое воспоминание есть то, что сижу я в зыбке (колыбели), держусь обеими руками за покромки, на которых она повешена, и усиливаюсь сам себя качать; против меня на лавке сидит моя нянька, крестьянская девочка лет 8–10, и жестами поощряет меня действовать энергичнее. Из дальнейшего ряда первоначальных отрывочных воспоминаний приведу два воспоминания. Сижу я в избе за столом на закате солнца, совершенно один. Так как в избе становится темно, то мне одному делается страшно и я собираюсь зареветь. Вдруг слышу шум у нашего крыльца, затем топот ног по лестнице в сенях; расхватываются двери избы, вбегают в избу мать и бабушка (материна мать) и по дороге от дверей к печке торопливо говорят одна другой: «Ты бери ухват, а я возьму сковородник»... Что было далее, не помню: вероятно, я уснул, и меня сонного снесли в постелю. На другой день я узнал, в чем было дело. Священство наше (а его у нас было три священника, два диакона и шестеро дьячков с пономарями) возвратилось из деревни с мольбы и, по обычаю, пьяным; у пьяных людей завязался о чем-то спор, который не замедлил перейти в драку: так вот, мать и бабушка, считавшие нужным принять участие в баталии (вероятно, потому, что и другие женщины сделали то же, так что сражение выходило вообще мужско-женским), чтобы поддержать своих (отца и дедушку- материного отца, бывшего пономарем при отце) и прибегали в избу за оружием...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но еще более не согласовалось с общежительным уставом совместное жительство монахов и монахинь в так называемых мужско-женских монастырях, и пребывание игуменов и духовников в женских монастырях из черного духовенства. Против таких порядков вооружался еще митрополит Фотий; кроме того, и на соборе 1503–1504 г. было постановлено, чтобы впредь чернецам и черницам в одном монастыре не жить, в женских монастырях служить и быть духовниками попам-бельцам и т. п. 19 . Но все эти постановления не помогали и не соблюдались, и спустя слишком двадцать лет после собора 1503 г. Новгородский архиепископ снова должен был принимать меры против этого бесчиния. На соборе 1528 г. Макарий объявил, что он отделяет 8 монастырей для черниц и назначил во все эти монастыри игумений вместо прежних игуменов, которых перевел в мужские монастыри. Вместе с тем богослужение в женских монастырях он велел совершать не монахам, а женатым священникам 20 . Неизвестно, как соблюдалось это постановление в Новгородской епархии, но в остальной России мужеско-женские монастыри процветали еще долгое время. Одновременно с улучшением монастырского быта Макарий обратил внимание и на водворение и распространение христианства между северно-русскими инородцами. В XVI веке в пределах его огромной епархии, к которой кроме собственно Новгородских и Псковских земель принадлежала Волоколамская область и Вологодский край, было еще много язычников, особенно между северными Финскими племенами; христианство там стало распространяться только в XV веке, благодаря деятельности основателей Соловецкого монастыря Германа, Зосимы и Савватия, первых обрусителей северных окраин России. Дело их довольно ревностно и успешно продолжалось при Макарии, который всеми зависящими от него средствами старался способствовать его успеху. В 1526 году Лопари с Кандалажской губы просили через уполномоченных великого князя Василия Ивановича прислать им священников. Великий князь обратился к Макарию и велел исполнить их просьбу, вследствие чего и был отправлен из Новгорода священник, который крестил многих Лопарей и построил у них церковь во имя Иоанна Крестителя 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010