Скитская братия любила его о Господе за особую кротость, послушливость и смирение. Свою любовь к нему она выразила тем, что гроб его из обители к могиле на расстоянии 3-х верст несла на своих раменах 877 . Литература Глинский послушник Андрей смиренный. (Память 22 октября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль-декабрь. Том доп. Ч. 1. Кн. II. М., 1912. С. 321–323. Подвижники Глинской пустыни. (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 12. Скитянин Андрей//Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. Одесса. 1901. С. 54. То же. Одесса, 1904. С. 53–54; То же. Курск, 1912. С. 46. " АРХИМАНДРИТ САМУИЛ, ВПОСЛЕДСТВИИ НАСТОЯТЕЛЬ ЧУРКИНСКОЙ УСПЕНСКО-НИКОЛАЕВСКОЙ ПУСТЫНИ Глинская пустынь дала из числа своей братии настоятелей во многие русские монастыри, в том числе в Чуркинскую Успенско-Николаевскую обитель Астраханской епархии: о. Паисия, о. Самуила и о. Македония 878 . Сведения о жизни о. Самуила в Глинской пустыни не сохранились. Но, как ее воспитанник, он принес в Чуркинский монастырь строгие духовнонравственные традиции Глинской обители. Архимандрит Самуил был настоятелем Чуркинской пустыни с 1883 по 1900 г. 879 . Благодаря его трудам и усердию в Чуркинской пустыни были устроены святые врата в нижнем ярусе колокольни; в 1888 году окончено строительство двухэтажного каменного корпуса, начатое еще прежними настоятелями, где находились живописная мастерская, аптека и больница ка 10 кроватей, проведен водопровод 880 . Архимандрит Самуил построил в Астрахани подворье Чуркинской пустыни, на котором останавливались монашествующие, приезжавшие в Астрахань по делам обители. Он устроил также в Чуркинской пустыни братское кладбище 881 . По отзывам современников архимандрит Самуил поддерживал благосостояние Чуркинской обители в том состоянии, в которое она была приведена усердием и энергией двух благочестивых старцев – настоятелей о. Евгения и архимандрита Паисия 882 . В декабре 1899 года по прошению из-за болезни он был уволен от занимаемой должности 883 . Литература Высокогорская Чуркинская Успенско-Николаевская общежительная пустынь Астраханской епархии. Краткий исторический очерк. Астрахань, 1903. С. 23, 25, 30–31; То же//Астраханские епархиальные ведомости. 1903. 7. С. 307, 316.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Штат священнослужителей при соборе был немаленький - семь человек. Настоятелями сюда назначались батюшки, имеющие определенные заслуги перед Богом и людьми. Последний дореволюционный настоятель - протоиерей Порфирий Иванович Амфитеатров. Это назначение батюшка получил в 1915 году, до этого о. Порфирий около сенадцати лет был настоятелем Крестовоздвиженского храма на Кошарах, где был заботливым отцом для всех прихожан. В 1916 году протоиерею Порфирию Амфитеатрову исполнилось 50 лет, двадцать лет из них он был священником. Батюшка несколько раз избирался в земскую управу, был благочинным 1-го округа Белгородского уезда и председателем Белгородского отделения Курского епархиального училищного совета. Протоиерея Порфирия Амфитеатрова, настоятеля Успенско-Николаевского собора, арестовали одновременно с Преосвященным Никодимом, епископом Белгородским, сразу после Рождества Христова в 1919 году. Верные и любящие батюшку прихожане Крестовоздвиженского храма уже в день его ареста написали в революционный трибунал ходатайство о помиловании отца Порфирия: " ... он прослужил в нашем обществе 17 лет и никого не обижал, а лишь только помогал бедным " . Письмо подписали 36 человек. От Успенско-Николаевского собора было подано в ВЧК особое ходатайство за подписью 56 прихожан. В уголовном деле имеется прошение его матушки Ольги, в котором сказано, что Белгородская чрезвычайная комиссия поставила условием освобождения арестованного священника Порфирия Амфитеатрова уплату пяти тысяч рублей. Но единственным доходом в семье было жалованье батюшки, на содержание которого было 7 детей. Матушка просила войти в бедственное положение семьи и освободить отца Порфирия без уплаты 5000 рублей. Приговор последовал: расстрелять. " Как старого пропагандиста против советской власти и вредного элемента для таковой " . " Вредным элементом " для новой власти был и старинный великолепный собор. В скором времени его разграбили и обезглавили, позже в нём, как и в Покровском храме, сделали тюрьму. Они, как близнецы, их постигла одна и та же участь, - свидетельствовал Георгий Андреевич Шершенович. А после Великой Отечественной войны в соборе расзместили хлебозавод. Чтобы составить представление о нравственности новых владельцев - достаточно одного штриха. Крыльцо затейливой работы было разрушено, в двери входить стало неудобно - нужно было сделать ступеньку. Утруждать себя лишними хлопотами не стали: со священнической могилы, расположенной около алтаря и сохранившейся даже в военное время, перетащили эту плиту, подложили в качестве ступеньки и спокойно наступали на неё, приходя утром на рабочее место, а вечером уходя домой. И это повторялось в течение пятидесяти лет...

http://sobory.ru/article/?object=13465

В 1995 г. при Б. м. организовано сестричество милосердия, в февр. 1997 г. при областной больнице, в к-рой трудятся насельницы, открылась молельная комната в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; сестры ухаживают за детьми-инвалидами, одинокими больными на дому. 1 сент. 1998 г. при сестричестве создана детская школа милосердия. Мон-рь имеет подсобные хозяйства в с. Вергелевка Белгородского р-на (20,75 га земли, 16 голов крупного рогатого скота) и в с. Русская Березовка Ракитянского р-на (ок. 1,5 га земли). Священнослужители обители окормляют заключенных ИТК строгого режима в пос. Сосновка (в черте Белгорода), совершают церковные требы в храме во имя вмч. Георгия Победоносца, действующем в здании колонии. http://www.pravenc.ru/text/77870.html Марфо-Мариинский монастырь расположен в самом сердце Белгорода. Монастырь был основан с легкой руки княгини Елизаветы Федоровны. Её жизнь после смерти великого князя проходила в длительных службах Господу. Марфо-Мариинский монастырь строился по типу московской женской обители милосердия, открытой великой княгиней. В XVIII в. на месте нынешней обители стояла Покровская церковь и Успенско-Николаевский собор. Сейчас эти два храма являются архитектурной исторической ценностью. Покровская церковь построена в 1791 г., чуть позже к ней пристроили придел имени Митрофана Радонежского. Успенско-Николаевский собор с пятью главами воздвигнут в лучших традициях провинциального архитектурного стиля. Он специально создан асимметричным и декорирован арками. Собор признается самым древним храмом всего белгородского региона, сам Петр I оказывал материальную помощь при закладке храма. Строительство датируется 1692 годом. В летописях говорится о том, что собор воздвигнут руками солдат и московских стрельцов. В XVIII в. здание сильно пострадало от пожара, иконостас практически был уничтожен. Белгородский монастырь имени Святых Марфы и Марии начинает зарождаться в 1992 г. В те времена впервые образовывается община, она по решению Священного Синода 1999 г. официально станет Белгородским монастырем. Храм Покрова и Успенско-Николаевский собор вошли в состав обители. У старинных храмов печальная судьба – после революции их закрывали, а в стенах храмов томились заключенные, которых позже пытали и расстреливали. При необходимых для строительства раскопах, рабочие находили множество останков убитых. Их невозможно было идентифицировать и было принято решение о захоронении пострадавших, среди них были и борцы за веру и защитники отечества. На месте найденных останков – а именно в стене монастыря создается своеобразная часовня мученикам. В давние времена храмы разрушали и восстанавливали, но лишь затем, чтобы сделать из них нужные мастерские. Но здания все равно сохранили основные черты первоначальных обликов.

http://sobory.ru/article/?object=13464

140). 638 В одной доске находились частицы мощей святых: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста ; вмч.: Иакова Персидского , Артемия Великого, Феодора Тирона, Георгия Победоносца, Пантелеимона; свмч. Харлампия и Василия Амасийского; вмц.: Варвары, Параскевы; равноапостольных Константина и Елены, бесср. Космы. В другой доске хранились частицы мощей святителей Спиридона Тримифунтского, Михаила, первого митрополита Киевского, Михаила, еп. Синадского; вмч.: Феодора Стратилата и Прокопия; свмч.: Фоки, Макария, Кукши; мч. Варлаама; прмч. Никона; вмц. Евфимии всехвальной; прп. Меркурия и Тита Печерских, Ефрема Сирина ; равноапостольного князя Владимира (РГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 23–23 об.). 655 Устав, или Чиноположение относительно церковного Богослужения и правил общежития монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. Гл. 23. О гостеприимстве.//Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 134–136. 669 § 35 рукописного описания Глинской пустыни 1829 г. (Цит. по кн.: Жизнеописание игумена Филарета… С. 45). 676 Архимандрит Паисий – настоятель Обоянского Знаменского монастыря, а затем Коренной пустыни (Курские епархиальные ведомости. 1882. 11. С. 564); иеромонах Анастасий – настоятель Рыхловского Николаевского монастыря (Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 57–58); игумен Евстратий – настоятель Хотмыжского Знаменского монастыря (РГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1638, л. 459); архимандриты Арсений (Митрофанов) и Герман (Клица) – настоятели Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии (Святогорская общежительная Успенская пустынь. М., 1867. С. 157–163. Очерк жизни… архимандрита Германа. С. 25–29); схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) – настоятель Рыхловского Николаевского, а затем Петропавловского монастыря Черниговской епархии (Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 79); архимандрит Аполлинарий – настоятель Преображенского Бузулукского монастыря Самарской губернии (Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 93); архимандрит Антоний – наместник Виленского Свято-Духовского монастыря (Виленский Свято-Духов монастырь. Вильна, 1888. С. 339); архимандрит Макарий (Глухарев) – основатель Алтайской Духовной миссии, настоятель Болховского Троицкого монастыря Орловской губернии (Церковные ведомости. 1905. 25. С. 1035–1039); архимандрит Паисий – настоятель Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни Астраханской епархии (Высокогорская Успенско-Николаевская общежительная пустынь Астраханской епархии. Астрахань, 1903. С. 23); архимандрит Вениамин – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (Очерк жизни… архимандрита Германа. С. 43). Возможно, учеником игумена Филарета был также воспитанник Глинской пустыни, впоследствии настоятель Николаевской Чуркинской пустыни архимандрит Самуил (Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

2015, с 25 февр. 2004 в сане митрополита; с 5 окт. 2011 именовался Оренбургским и Саракташским). Оренбургский и Саракташский: митр. Вениамин (Зарицкий; с 22 окт. 2015). Монастыри на территории Оренбургской обл. Действующие: Бузулукский Спасо-Преображенский (мужской, недалеко от Бузулука при Атаманском ключе, учрежден в 1853 из общины, существовавшей с 20-30-х гг. XIX в., закрыт в 1929, возрожден в 2003), бузулукский Тихвинский (женский, в Бузулуке, учрежден в 1859 из общины, существовавшей с 1835, закрыт в 1930, возрожден в 2000), оренбургский Успенский (женский, в Оренбурге, учрежден в 1872 из общины, существовавшей с 1854, закрыт в 1923, возрожден в 2013), Николаевский пещерный (близ с. Покровка Оренбургского у., ныне Новосергиевского р-на, первоначально мужской, учрежден в 1913 из общины, существовавшей с 1906 (утверждена Синодом в 1909 как скит оренбургского Успенско-Макариевского (Мещеряковского) мон-ря), закрыт в 1925, возобновлен в 2002 как женский, официально открыт в 2018), Елисаветинская община при Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия (женская, в пос. Саракташ, учреждена в 1996 как сестричество, с 1999 община), Свято-Андреевский (мужской, в с. Андреевка Саракташского р-на, учрежден в 1996), Николая Чудотворца, святителя (в с. Новоникольском Александровского р-на, в 2002-2010 муж. мон-рь, с 2015 жен. община, с 2018 жен. мон-рь), Димитрие-Солунский (мужской, в Оренбурге, учрежден в 2016), орский в честь Иверской иконы Божией Матери (женский, в Орске, учрежден в 2016). Закрытые: оренбургский Богодуховской Иоанно-Предтеченский (мужской, на горе Маяк недалеко от Оренбурга (ныне в черте города), учрежден 7 янв. 1867, закрыт в 1929), Михаило-Архангельское подворье оренбургского Успенского женского мон-ря (близ с. Бродецкого Оренбургского у., существовало в 1868-1923), оренбургский Успенско-Макариевский (Мещеряковский) (мужской, близ с. Подгородняя Покровка Оренбургского у. (ныне Оренбургского р-на), учрежден в 1895, закрыт в 20-х гг. XX в.), орский в честь Покрова Пресв. Богородицы (женский, в Орске, учрежден в 1898 из общины, существовавшей с 1885, закрыт в 1925), илецкий Николаевский (женский, близ г. Илецка (ныне Соль-Илецк), учрежден в 1900 из общины, утвержденной Синодом в 1893, закрыт в 20-30-х гг. XX в.), Покровский (Разгуляевский) (женский, близ деревень В. и Ср. Каинкуловых Оренбургского у. (совр. пос. Шар Александровского р-на), учрежден в 1904 из общины, существовавшей с 1894, закрыт в 20-х гг. XX в.), подворье афонского Пантелеимонова муж. мон-ря (в Оренбурге, существовало с кон. XIX - нач. XX в., закрыто в 20-х гг. XX в.), Пантелеимоновское подворье Николаевского (пещерного) муж. мон-ря (в Оренбурге, учреждено в 1916, закрыто в 1929).

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Это понятно даже уже из того, что нам удалось зафиксировать на свои фотокамеры. Никогда не видел храмов, где одновременно мироточат СТОЛЬКО икон. На крестный ход в престольный праздник Свято-Николаевского храма Чуркинского монастыря 19 декабря сего года мне выпала особая честь нести икону своего небесного покровителя, святителя Николая Чудотворца. Об этом краткая зарисовка на видео по ссылке . И этот момент окончательно укрепил в мысли о необходимости рассказать вам, дорогие друзья, куда более подробно об этом месте, наполненном особой благодатью и милостью Божией. А пока этот пост как разминка и поздравление всех Николаев, особенно рожденных зимой, с их именинами, Днем ангела! Так что продолжение здесь точно следует… Помолятся здесь и об отряде наших воинов, которым помогаем с лета прошлого года. Записочки о здравии бойцов поданы. Молитвы о сохранности их жизней будут возноситься ко Господу теперь и отсюда. Двери Чуркинского высокогорского Успенско-Николаевского мужского монастыря Астраханской епархии открыты для посетителей, паломников. Добро пожаловать в это благословенное место! С Праздником, друзья, с Николой Зимним! Святителю, отче Николае, Великий Чудотворче, моли Бога о нас грешных и исполни во благих прошения наша, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших, да всегда прославляем Отца и Сына и Духа Святаго ныне и присно и во веки веков! Аминь. Николай Владимирович Каклюгин , врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае (2015 – 2023 гг.), администратор Telegram-kahaлa «Помощь нашей армии» , руководитель проекта «Попечение» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/20/monast...

Свияжск. Успенско-Богородичный мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1555. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, ул. Успенская, дд. 1-6, 6А. Координаты: 55.769712, 48.65285 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оставить на охраняемой стоянке перед островом. После подъема по лестнице и входа на территорию острова монастырь будет сразу слева. В сезон навигации до острова можно добраться речным транспортом от речного порта г. Казань. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Успенский монастырь, 1 класса, в городе Свяжске. Основан святым Германом, архиепископом Казанским, в 1555 году. Пятиглавый Успенский собор, построенный из дикого камня святым Германом, в бытность его архимандритом монастыря, расписан стенной живописью, которая ныне составляет один из редких памятников древности. Здесь открыто почивают мощи основателя монастыря (см. 6 ноября). В монастыре хранится дикирий и посох, выточенные святым Германом из дерева, шапочка, в которой он был погребен, и находится келья, где он подвизался. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Основание Свято-Успенского мужского Свияжского монастыря тесно связано с образованием Казанской епархии. Он был основан в 1555 году. Первым настоятелем монастыря был назначен архимандрит Герман, позже ставший архиепископом Казанским, святителем Германом и Казанским чудотворцем. В 1592 года его мощи были перенесены из Москвы сюда и сейчас составляют главную святыню Успенского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01000

      К 16 июня в Церкви беженцев приняли на проживание в церковный приют в станице Манычской, приют в Воронежской епархии, Свято-Иверский женский монастырь Ростовской епархии, Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской епархии, Марфо-Мариинский монастырь Белгородской епархии, епархиальный центр матери и ребенка в Белгороде, Ковалевский детский дом в Костромской епархии, епархиальный приют в Ставрополе, Крымский дом для мамы Симферопольской епархии, Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии в Чугинке, Сергиевский женский монастырь Горловской епархии в Сергеевке, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Свято-Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии, Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Свято-Преображенский монастырь Киевской епархии, храм мученицы Татианы в селе Выгода и Свято-Никольский храм Первомайского Одесской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь и Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь в Одесской епархии, Свято-Елизаветинский монастырь и Свято-Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии, Киево-Печерская Лавра, Свято-Покровская Голосеевская пустынь, Свято-Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Свято-Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария, Свято-Благовещенский храм Краснограда, Свято-Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь, Свято-Покровский храм в Днепре Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии.  Также при поддержке Церкви беженцы размещены в Новочеркасске Ростовской епархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пять лет учился в Тобольской Духовной семинарии. На пятом курсе женился, направлен на служение в ялуторовскую Успенско-Никольскую церковь. Слава Богу и Благодарение Божией Матери: с 1 августа 2002 года служу до сих пор! Алексей Зяппаров, водитель: Первые мои шаги в храм св.великомученицы Екатерины города Алапаевска Свердловской области были в 12 лет от роду на мое крещение. Когда нас, всех мальчишек, провели через алтарь, я получил сильное впечатление от величайшей красоты «храма в облаках» это была Дарохранительница на Престоле. Появилось еще одно чувство, которое повторялось постоянно при виде церкви: какой-то внутренний страх. Но больше я в храме не был до 27 лет. За последующие 15 лет неведения Бога я окончил среднюю школу, техникум и отслужил в армии, даже обрел семью в лице супруги Елены, которая родила мне первенца Настеньку. Начались трудности семейной жизни. С одной стороны проблемы на работе, со второй огромные кредиты в банках, с третьей стороны отсутствие помощи от близких и родных. В один из таких трудных дней, передвигаясь на своем автомобиле, с которого сотрудники полиции сняли номера за нарушения, с тяжелой душой я остановился около Успенско-Никольской церкви. И когда где-то из самой глубины этой души вырвался страшный крик я уехал, но уехал уже гораздо более легким. Вот это и была четвертая сторона моей новой жизни. Может, на следующий день или через день, я переступил порог храма. Дальше все как в тумане новая работа, новая квартира, в течение года полное погашение кредитов более 500 тысяч рублей (разве не чудо!) и далее пополнение семьи рождение второго ребенка Иулиании. Каждый месяц после работы на вахте я посещал церковь, исповедовался и причащался. Ежедневно читал книгу святого праведного Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе» и тем самым возрастал духовно и поддерживал супругу. А дальше, с каждым рождением наших любимых чад, увеличивалось и обновлялось наше семейное счастье: Настенька (2003 г.); Ульянушка (2008 г.); Дашенька (2011 г.); Машенька (2012 г.); Варенька (2014 г.); Тихон (2016 г.).

http://azbyka.ru/way/moj-put-v-hram-bozh...

Иеросхимонах Максим (в миру Михаил Кузьмин) родился в 1852 году. Он окончил юнкерское училище, проходил службу, но в 1887 году вышел в отставку в чине капитана и на 38-м году жизни поступил в Глинскую пустынь. Игумен Исаия назначил его на послушание «при письмоводстве» 900 , а затем, видя усердие и ревность к жизни иноческой, перевел в библиотеку Спасо-Илиодоровского скита 901 . Здесь Михаил занимался изучением документов архива Глинской пустыни, связанных с жизнью ее выдающихся подвижников. Например, он разыскал в рукописях архива письмо иеромонаха Паисия (впоследствии настоятеля Чуркинской Успенско-Николаевской пустыни) к Глинскому о. Серафиму любомудрому. Это письмо, копию которого Михаил переслал в 1901 году бывшему Глинскому насельнику – игумену Чуркинской пустыни Македонию (Жирову), впоследствии было использовано при составлении жизнеописания о. Паисия и опубликовано в книге «Архимандрит Паисий – настоятель Высокогорской Чуркинской Успенско-Николаевской пустыни Астраханской епархии (Астрахань, 1904. С. 8). Ив. Ивачев, посетивший Глинскую пустынь в начале ХХ века, писал об отце Максиме: «Этот офицер-монах занимался составлением небольших назидательных статей, которые Глинская пустынь издает в виде маленьких брошюр» 902 . Но главное, по благословению Глинских старцев Михаил заново переработал существовавшие жизнеописания игумена Филарета и подготовил к переизданию 3-е издание жизнеописания игумена Филарета, которое было опубликовано в 1905 году 903 . По сравнению с прежними оно значительно дополнено сведениями из дел архива Глинской пустыни, первого рукописного описания Глинской пустыни 1829 года; других печатных и рукописных источников, а также устными рассказами Глинских старцев. Кроме подробного жизнеописания отца Филарета эта книга содержит ценные сведения о многих подвижниках Глинской пустыни. При издании этого жизнеописания имя автора не было указано и до сих пор оно не было известно. Но нам удалось обнаружить в ОР ГБЛ письмо инока Глинской пустыни Михаила Кузьмина 904 к настоятелю Оптиной пустыни архимандриту Ксенофонту, в котором о. Михаил сам называет себя автором указанного жизнеописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010