28 января 2004 года, через 9 лет после осмотра московскими архитекторами этого сооружения, после того, как хлебозавод из собора городские власти выселили, и всё его оборудование было вывезено, архитектурно-археологическое исследование было проведено заново. Проводили его главный специалист группы по охране и использованию памятников истории и культуры Управления культуры администрации области И. А. Андреева и главный архитектор Белгородской и Сарооскольской епархии Л. И. Колесникова и сделали такое описание: " в настоящее время имеются значительные утраты первоначального облика в виде утрат объёма памятника: завершение на четверике храма; шатровая колокольня, от которой остался только нижний ярус; крыши; ограды с павильонами по углам (часть ограды сохранилась только на юге). Четверик храма по высоте разделён между этажными перекрытиями на три (!) этажа. Конструкция и состояние фундамента: неудовлетворительное. Цоколь находится в неудовлетворительном состоянии, отмостка отсутствует. Лестниц нет; крыльца разрушены; наружные карнизы и наличники в неудовлетворительном состоянии... Кровля требует замены, желоба и водосточные трубы отсутствуют " . Это красткое описание знаменитого собора снаружи, внутри - ещё более плачевное. " Интерьер утрачен; состояние внутренних стен и перегородок - неудовлетворительное. Наружные и внутренние двери, окна, подоконники - всё это требует замены. Отопления - нет, водопровода - нет. Освещения - нет, вентиляции - нет... " Разорение и утраты были чудовищны. А впрочем, чему удивляться-то? Почти восемьдесят лет всё былое великолепие собора систематически, методично уничтожали: переделывали, перестраивали, убирали всё, что напоминало о святости. С началом третьего тысячелетия началась реставрация собора. В ней принимали посильное участие и организации города, области, и предприниматели, и прихожане Покровского храма при Марфо-Мариинском женском монастыре Белгорода. Восстанавливали, как говорили в старину, всем миром. И в конце 2005 года, юбилейного года, в который праздновали 300-летие со дня рождения святителя Иоасафа, восстановленный Успенско-Николаевский собор, его главный престол освящал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении духовенства епархии.

http://sobory.ru/article/?object=13465

Среднюю часть храма образует высокий квадрат или четырёхугольник, соединяющий около себя с востока алтарь Успения Божией Матери, с юга алтарь во имя Святителя Николая Чудотворца и с запада трапезу или большую залу для молящихся " . Далее автор скрупулёзно описывает красоту и архитектурные особенности этой части до мельчайших подробностей: " Алтарь Успения Божией Матери, приставленный к восточной стороне четырёхугольника, представляет три полукружия или выступа, а между ними два столба с двумя видными углами каждый. Между квадратом и колокольней длинная и широкая (шире квадрата) зала для молящихся. К северу она не выдвигается из линии, на которой стоит четырёхугольник, но к югу много шире его; эта неправильность допущена с тою целью, чтобы в углу можно было поставить алтарь Николая Чудотворца... Четвертою частью храма служит колокольня. Колокольня Успенско-Николаевского собора - редкость в истории русской церковной архитектуры; таких мало по всей России. Основанием колокольни служит квадрат... Над квадратным основанием стоит осьмиугольник, на каждой стороне которого поделаны квадраты. В верхней части осьмиугольника восемь окон большого размера. Над этим осьмиугольником стоит круглая башня, имеющая вид шатра (по выражению покойного Преосвященного Илиодора, башня эта похожа на скуфью). Постепенно суживаясь, она верхним концом своим служит основанием для круглого столба, на котором стоит деревянный, обитый железом крест. От нижней части этого столба и до каждого из углов осьмиугольника тянутся лепные линии, разделяя круглую башню на восемь сторон. Среди линий по три окна, два нижних большого размера, а третье - малого. На восьми сторонах - восемь рядов окон, отчего верхняя часть колокольни весьма светлая... Окна во всем храме различного размера и формы: одни, как в алтаре главном, большом квадрате и сторожке, с прямыми верхними перемычками, четырёхугольны, и довольно узки; другие, как в большой зале, широки и имеют дугообразные верхи. Из описания внешности собора особенного внимания заслуживает то, что он к востоку (алтарь Успения Божией Матери) оканчивается полукружиями, в середине между алтарем и трапезою имеет квадратную часть с пятью главами, а форму глав грушевидную, и шатровую колокольню, украшением собора служат лепные квадраты, столбики и арки.

http://sobory.ru/article/?object=13465

Потом, в девяностые годы, началась у нас война. Мы приехали сюда. И вот мне уже было 45 лет, когда я покрестилась в Успенско-Никольском храме. Стала ходить в церковь, читать литературу. Я убедилась, что Бог есть, и мне с Ним хорошо. Проблемы чувствуются уже совсем по-другому. Тяготы переносить стало легче. Всё воспринимается иначе. Житейское бремя с Богом легче. Людмила Костко, сестра милосердия: С чего начать? Может, с осознания того, что раба Божия Людмила 62х лет от роду до сих пор жива и нашла дорогу к храму Милостью Божией и по молитвам моих родных, давно живущих на Небесах? Мои благочестивые предки по материнской линии обосновались на Ялуторовской земле с начала 30х годов и жили рядом с нашей Успенско-Никольской церковью, тогда еще просто часовней святого Николая Чудотворца. Здесь они молились, исповедовались , причащались , крестили своих детей и внуков и здесь же их отпевали и провожали в Жизнь Вечную, хоронили рядом с церковью. Было яркое воспоминание из детства, как на Радоницу моя бабушка Паша красила яйца в луковой шелухе, пекла блины, куличики, и мы шли на могилки, а их там было четыре в ряд. Накануне прибраны, очищены от старой листвы и травы. Обложены могилки дерном, стояли деревянные кресты. Бабушка рассказывала, кто здесь похоронен. Она молилась, крестилась, приветствовала своих родных, а потом, уходя, прощалась. Наверное, еще тогда в сердце шестилетней девочки упало маленькое зернышко веры в Жизнь Вечную, хоть я была некрещеной и не была в церкви, но всегда перед сном слышала, как бабушка что-то шептала и просила у кого-то невидимого, но Могущественного. И я спокойно засыпала. Вот тогда, еще в детстве, просила: «Бабушка, окрести меня». Я так хотела попасть во внутрь храма и посмотреть, как там. Ведь в воскресные дни моя бабушка надевала все самое лучшее, что у нее было по тем тяжелым временам, и уходила в церковь. Возвращалась такой тихой и радостной. Как сейчас понимаю, радость эту показывать было нельзя, так как мой папа был просто ярым коммунистом и не мог ничего слышать о Боге, тем более о том, чтобы крестить меня.

http://azbyka.ru/way/moj-put-v-hram-bozh...

26 августа 2003 года в городе произошло знаменательное событие: был установлен закладной камень на территории разрушенного Сретенского собора с текстом: «Бог благословит на месте сем возродить Сретенский собор. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. 26.08.2003 г.». 15 октября 2006 года Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием было освящено место под строительство собора. К моменту освящения начала строительства проведена большая работа по возрождению собора: установлена часовня в честь Сретенского собора (2000 г.), именем собора названа центральная историческая площадь города – Сретенская площадь (2003 г.), установлен Закладной камень на территории Сретенского собора (2003 г.). 9 октября 2006 года настоятелем Успенс­ко-Никольского храма священником Георгием была освящена первая свая в основание строительства собора. В мае-июне 2007 года, в День славянской письменности и культуры и в праздник Святой Троицы, состоялись Крестные ходы вокруг поднимающихся из небытия стен Сретенского собора. В алтарную часть собора был заложен камень, привезенный Главой города Владимиром Дмитриевичем Зимневым со Святой Земли Иерусалима. Радостное событие произошло 9 июня 2007 года в церковной ограде Успенско-Никольского храма Ялуторовска. Долгожданный груз – колокола – прибыли в город, чтобы занять свое место на звоннице возрождающегося собора. Самый большой из них весит 3 т 400 кг, высота – 1 метр 73 см. Всего 13 колоколов. 16 сентября 2008 года Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий в ходе рабочей поездки посетил Ялуторовск и ознакомился с ходом строительства Сретенского собора. 8 июня 2009 года Ялуторовск встречал участников Славянского хода. В Сретенском соборе прошла первая Божественная литургия, которую возглавил Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. 23 июля 2009 года тюменская фирма «Вертикаль» установила главный крест на центральный купол храма. Настоятель Успенско-Никольского храма иерей Георгий Санников совершил чин освящения креста перед проведением монтажных работ.

http://sobory.ru/article/?object=25287

На правом крутобережье Волги, в центре Кинешмы, где когда-то находилась древняя крепость Кокуй, белым лебедем взметнулся Успенско-Троицкий архитектурный ансамбль. Это главные соборные храмы старинного волжского города. Особая примета Кинешмы - расположенная к западу от Успенского собора белокаменная колокольня высотой 76 метров. Она была построена в переходном стиле от барокко к классицизму в 1798 году, по своей композиции - пятиярусная, украшенная полуколоннами, имеет портик во втором ярусе и перекрытие в четвёртом. Завершается колокольня высоким шпилем высотой 10 метров, который увенчивается крестом. Соборы были закрыты в 1938 году и превращены в гаражи, но в 1945 году вновь открыты. Ныне весь ансамбль принадлежит Кинешемской Епархии РПЦ, учреждённой в 2012 году. Состояние его хорошее. В 1989 году на территории Успенско-Троицкого собора были снесены все деревянные хозпостройки, а на их месте, вдоль южной ограды, выстроены два одноэтажных здания из кирпича. Успенский летний храм был построен в 1745 году и предназначался для проведения торжественных богослужений. Он дошёл до нашего времени в несколько изменённом виде. На рубеже XIX-XX веков были переустроены купола и добавлены два придела. Внутри собора на сводах перекрытий сохранилась орнаментальная роспись XVIII века, выполненная водяными красками. Более поздняя живопись на стенах сделана маслом и посвящена библейским и евангельским темам. Роспись собора возобновили в 1855 году. На своде изобразили ангельские головки, а на арках - мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Главный двухъярусный деревянный резной иконостас в формах позднего классицизма типичен для середины XIX века. Сохранилась металлическая утварь, люстры и прочая церковная атрибутика. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30 х 15 х 7,5 см. В соборе три престола: центральный - в честь Успения Божьей Матери, боковые - в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира. В советское время первый раз собор реставрировался в 1979 году. Зимой 1992 года кровли и купола зданий ансамбля были покрыты серебристой кровельной жестью. В 2008-м купола Успенского собора позолотили. Перед главным входом в храм за оградой установлена большая водосвятная чаша. 9 октября 1834 года Успенский собор посетил во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 году - великие князья Николай и Михаил Николаевичи.

http://sobory.ru/article/?object=01825

Разве не знаете и о многих других добрых делах его? Разве не знаете, что был он правилом веры и образом кротости, и незримый свет, как лучи солнечные, исходил от сердца, от всего существа его. Он был кроток, ибо исполнил заповеди Христовы. Он в смирении и кротости приблизился близко к Самому Господу Иисусу Христу, которому он неленостно служил всю жизнь свою. И именно потому, что свет незримый вот уже полторы тысячи лет исходит от души умершего Святителя, ибо свет этот не погиб со смертью его – именно потому так любим его, что сами стремимся к этому свету духовному, свету незримому…» И вот зимним чудным днем памяти святителя Николая Чудотворца сподобил меня Господь оказаться в особо отмеченном благодатью месте, о котором, к сожалению, знают не так много прихожане Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Анонсировал этот визит в своем посте о посещении Астраханского кремля. Это возрождающийся Чуркинский Высокогорский Успенско-Николаевский мужской монастырь. История его создания и развития уходит в глубину веков и датирована XVI веком. Он переживал несколько периодов расцвета и упадка и одно время по своему благолепию, духовной и экономической мощи, числу монахов и трудников выходил на лидирующие позиции наравне со знаменитой Оптиной пустынью. Много не буду сейчас рассказывать об этом мощном духовном оплоте Русского мipa. Принял решение после посещения этой обители и бесед с ее насельниками, наместником и гостями, приглашенными на престольный праздник (сегодня у нас с монастырем все совпало) чуть позже, после набора материала, выпустить развернутый обзор. Очень обстоятельно повествуется о нем по ссылке . Пока просто покажу вам то, что вряд ли оставит кого равнодушным. По архитектурному ансамблю все только начинается. Скоро будет проведена презентация проекта «Духовный Кластер» по созданию туристического кластера и реставрации Чуркинского монастыря на площадке выставки «Россия». В успешной реализации проекта заинтересованы, а значит и задействованы фонд «Иннотех XXI» и администрация Астраханской области. В общих чертах детали. Все уточнения чуть позже. Одно понятно точно – через 5 лет это место вы уже не узнаете. Храм, который читатель видит на фото, останется. Но уже понятно, что этот особо значимый замысел мощнейшего историко-архитектурно-духовного центра России 100%-но будет реализован.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/20/monast...

В 1885 году при монастыре открылась школа. В 1901 году было построено трёхэтажное здание для миссионерской школы с интернатом на 40 человек – мальчиков-инородцев (крещёных башкир, татар и мордвы). В доме находилась домовая учебная церковь. Рядом расположились две деревянные дачи и подсобные строения. Содержалась школа на средства Священного Синода – по четыре тысячи в год и на капитал, завещанный вдовой казачьего полковника М. Новокрещеновой. В мае 1900 года в виду крайней недостаточности средств для содержания монастыря и по малочисленности в нём братии было решено настоятеля и насельников Иоанно-Крестительского Богодуховского мужского монастыря перевести в Успенско-Макарьевскую общежительную обитель с возведением её во 2-й класс и с выделением ей суммы в 1192 руб. 25 коп., ассигнуемой из казны Богодуховскому монастырю, и о причислении монастыря в качестве заштатного к оренбургскому Архиерейскому дому. По резолюции Преосвященного Владимира (1896–1903) от 30 мая 1900 года ближайшее заведование монастырём поручено иеромонаху Маркеллу для очередных служб и совместно с другим иеромонахом Арсением и иеродиаконом Антонием и четырьмя послушниками для выполнения поминовений и других обязательств упразднённого монастыря. Двоих, игумена Макария и иеромонаха Исаакия, следовало послать в Уральский монастырь ради крайней малочисленности там братии на пользу службы. Остальную братию и указных послушников Богодуховского монастыря велено перевести в течение июня в число братии Успенско-Макарьевского монастыря. В 1901 году при Богодуховском монастыре открыт миссионерский стан со школой и интернатом для крещения инородцев (татар, башкир, чувашей, мордвы). Монастырь служил летней резиденцией местных иерархов. Монастырь имел 415 десятин пахотной и сенокосной земли в 25 верстах от Оренбурга. По страховой ведомости 1903 года Богодуховскому монастырю на Маячной горе принадлежало: две деревянных церкви (вторая из них с двумя колокольнями), пять жилых домов, амбар, служебные помещения. К ведомости прилагался план монастыря с подробным «описанием» многочисленных его строений.

http://sobory.ru/article/?object=49352

в 1864 г. она умерла. Елизавета была погребена с западной стороны храма. Следующим кирпичиком будущего монастыря стала младшая сестра Елизаветы – Александра. В 1865 г. она была назначена попечительницей Крестовоздвиженского храма. Будучи послушницей Тульского Успенского девичьего монастыря, она оставляет его и переезжает в село Борщевое в надежде создать женскую общину. Наследники имения сестра Анна и брат Илья не возражали, но прошение было отклонено, т.к. существовал закон, по которому в родовых имениях создание монастырей запрещалось. После смерти брата Ильи вся недвижимость по взаимной договоренности была продана невестке Анне Николаевне Хрипковой, которая пожертвовала ее Серпуховскому Владычнему монастырю. Так было положено начало созданию общины в селе Борщевое. Разрешение на создание общины последовало по определению св. Синода от 11 ноября 1892 г. Она обрела свою самостоятельность и получила название Борщевской Крестовоздвиженской. Постепенно количество сестер и богомольцев увеличивалось. Поэтому было решено начать строительство второго храма, более обширного, в честь Иверской иконы Божьий Матери. Храм предполагался двухэтажным с шестью престолами: на первом этаже - в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы», свт. Николая Мирликийского, вмч. и целителя Пантелеимона; на втором – в честь Иверской иконы, Успения Пресвятой Богородицы и свт. Феодосия Черниговского. Закладка храма состоялась в 1896 г. при настоятельнице Аполлинарии. А в 1898 г. определением св. Синода община была преобразована в общежительный Успенско-Иверский женский монастырь. Храм сооружался 20 лет. Первоначально предполагался проект с куполами в шатровом стиле, но из-за нехватки средств, проект видоизменился, и формы куполов были упрощены. 10 сентября 1913 г. состоялось торжественное освящение храма викарием Тульским и Каширским Евдокимом. В 1915 г. Архиепископом Тульским и Белевским Парфением освящен придел в честь свт. Феодосия Черниговского. Двухэтажное здание Успенско-Иверского женского монастыря было замечательнейшим по красоте и техническому оснащению.

http://sobory.ru/article/?object=02230

Изъятое имущество было возвращено. Но оба храма были закрыты, и во время кампании по разграблению церквей в связи с голодом в Поволжье из них была изъята вся золотая и серебряная утварь, всего 108 предметов. 6 апреля 1922 г. коммуна была преобразована в Борщевскую сельскохозяйственную артель. В 1929 г. артели понадобился материал для строительства нового скотного двора, и его правление обратилось в вышестоящие инстанции о разборке Крестовоздвиженской церкви, которая в последние годы использовалась под склад. А Иверский храм был закрыт в 1938 г. и в нем какое-то время размещалась школа. Была разобрана деревянная колокольня, постепенно исчезли все стены и монастырские постройки, в 1958 г. снесли все пять куполов Иверского храма. На сегодняшний день этот храм - единственный сохранившийся из всех монастырских построек. Реставрировать храм начали только в 2000г. Купола храма в новом варианте заменены на шатры. Литургия в нем не служилась. И только летом 2004 г. в Тульскую епархию прибыл протоиерей Владимир Фролов для возрождения обители. И в январе 2005 г. им было положено начало служения литургии. Покровский А. Успенско-Иверский женский монастырь. Захарова Л. Успенско-Иверский женский монастырь//ТЕВ, -2005.- Замечательнейшим по красоте и техническому оснащению было двухэтажное здание Успено-Иверского женского монастыря в с. Борщевом, выстроенного в 1893-1913 г.г. Это первая церковь в Веневском уезде с паровым отоплением и вентиляцией, что позволяло служить в обоих храмах - верхнем и нижнем - круглый год. Своды и перекрытия выполнены из железобетона московской фирмой " Кутюрье, Боленкур и Горденин " . Строительство продолжалось около 20 лет, израсходовано 100 тыс.рублей. Было множества противников идеи построить в рядовом селе, вдалеке от оживленных трактов, такой огромных храм. Постоянно не хватало средств. Но покровительство на самом высоком уровне позволило довести дело до конца. Строительство удалось закончить благодаря усилиям игумени Флавианы и священика А.Покровского.

http://sobory.ru/article/?object=02230

Иеросхимонах Максим (в миру Михаил Кузьмин) родился в 1852 году. Он окончил юнкерское училище, проходил службу, но в 1887 году вышел в отставку в чине капитана и на 38-м году жизни поступил в Глинскую пустынь. Игумен Исаия назначил его на послушание «при письмоводстве», а затем, видя усердие и ревность к жизни иноческой, перевел в библиотеку Спасо-Илиодоровского скита. Здесь Михаил занимался изучением документов архива Глинской пустыни, связанных с жизнью ее выдающихся подвижников. Например, он разыскал в рукописях архива письмо иеромонаха Паисия (впоследствии настоятеля Чуркинской Успенско-Николаевской пустыни) к Глинскому о. Серафиму любомудрому. Это письмо, копию которого Михаил переслал в 1901 году бывшему Глинскому насельнику – игумену Чуркинской пустыни Македонию (Жирову), впоследствии было использовано при составлении жизнеописания о. Паисия и опубликовано в книге «Архимандрит Паисий – настоятель Высокогорской Чуркинской Успенско-Николаевской пустыни Астраханской епархии» (Астрахань, 1904. С. 8). Ив. Ювачев, посетивший Глинскую пустынь в начале XX века, писал об отце Максиме: «Этот офицер-монах занимался составлением небольших назидательных статей, которые Глинская пустынь издает в виде маленьких брошюр». Но главное, по благословению Глинских старцев, Михаил заново переработал существовавшие жизнеописания игумена Филарета и подготовил к переизданию 3-е издание жизнеописания игумена Филарета, которое было опубликовано в 1905 году. По сравнению с прежними, оно значительно дополнено сведениями из дел архива Глинской пустыни, первого рукописного описания Глинской пустыни 1829 года, других печатных и рукописных источников, а также устными рассказами Глинских старцев. Кроме подробного жизнеописания отца Филарета, эта книга содержит ценные сведения о многих подвижниках Глинской пустыни. При издании этого жизнеописания имя автора не было указано. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) обнаружил в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки письмо инока Глинской пустыни Михаила Кузьмина к настоятелю Оптиной пустыни архимандриту Ксенофонту, в котором о. Михаил сам называет себя автором указанного жизнеописания.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010