Вспомнить о прямом предназначении самого старинного здания города заставило белгородцев начало девяностых годов ХХ века. Тогда по соседству с собором началась реставрация Покровского храма и создание Марфо-Мариинской обители. В начале 1994 года был подписан трёхсторонний договор о передаче Успенско-Николаевского собора монастырю. Но долгожданное событие произошло только через четыре года и после того, как дальнейшей судьбой памятника архитектуры заинтеросовались в Москве и послали запрос в Белгород из федерального Министерства культуры. 18 февраля 1998 года комитетом по управлению государственным имуществом было издано распоряжение за о передаче Успенско-Никольской церкви во владение и пользование Марфо-Мариинской обители. " В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года " О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества " , постановлением Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности " , в целях сохранности и использования по назначению Успенско-Никольской церкви - памятника истории и культуры. 1. Передать безвозмездно, по договору во владение и пользование Успенско-Никольскую церковь, расположенную по адресу: г. Белгород, ул. Пушкина, 19, являющуюся памятником истории и культуры, относящуюся к федеральной собственности, Марфо-Мариинской обители. 2. Акционерному обществу открытого типа " Колос " (Суханов Е. П.), Марфо-Мариинской обители (Клюйко С. Р.) в установленном порядке, до 1 мая 1998 года осуществить приём-передачу Успенско-Никольской церкви, один экземпляр акта приёма-передачи представить в комитет по управлению госимуществом области... Об исполнении информировать до 10 мая 1998 года. Первый заместитель председателя комитета В. Шамаев " . Справедливости ради надо сказать, что руководство Управления культуры администрации Белгородской области делало попытки реставрировать " уникальное сооружение самого раннего периода каменного культового строительства в г.

http://sobory.ru/article/?object=13465

Белгород. Марфо-Мариинский монастырь. Успенско-Никольский собор. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Появлению Успенско-Николаевского собора на земле белгородской способствовало событие необычное – сам Государь Император Петр I пожертвовал на строительство его сто рублей. Об этом было записано в клировых ведомостях и указана точная дата царской благотворительности – 15 июня 1701 года. Об этом же свидетельствует и небольшая мемориальная доска на стене храма. А собственноручную записку первого российского императора более двухсот лет хранили в алтаре, показывая лишь именитым гостям. Возведение собора завершено в 1709 году. После 1917 года был закрыт, в 1933-1937 гг. в нем размещалась тюрьма, в 50-80-х гг. XX в. Белгородский хлебозавод. В мае 1998 года был передан РПЦ и в нем началась реставрация. Восстановлен и освящен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном 26 декабря 2005 года. В 1993 году при храме основан Марфо-Мариинский женский монастырь. 15 июня 1701 года Государь Император Петр I пожертвовал на строительство Успенско-Николаевского собора сто рублей, o чем свидетельствует запись в клировых ведомостях и небольшая мемориальная доска на стене храма. В 1709 году возведение собора завершено. После революции 1917 года Успенско-Николаевский собор закрыт, в 1933-1937 годах в здании размещалась тюрьма, в 50-80-х годах XX века - Белгородский хлебозавод. В 1993 году открыто подворье, которое 28 декабря 1999 года преобразовано в Белгородский женский монастырь во имя Святых Марфы и Марии. В мае 1998 года полуразрушенный храм возращен Русской Православной Церкви. 26 декабря 2005 года восстановленный храм освящен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Священнослужители обители окормляют заключенных ИТК строгого режима в поселке Сосновка. Успенско-Николаевский собор города Белгорода слышал много похвал и красивых эпитетов. О нём любили рассказывать и писать паломники, церковнослужители, археологи - многие, кто бывал и молился в этом соборе и в XVIII, и в XIX, и в ХХ веках.

http://sobory.ru/article/?object=13465

Теперь обратим внимание на внутреннюю сторону храма. Широкая зала разделена на две части, северную и южную, столбами, между которыми ставятся в зимнее время стелянные перегородки, чтобы была теплою южная часть залы, где алтарь Николая Чудотворца. Этот алтарь отделяется от залы старинным позолоченным иконостасом в пять ярусов икон. В северной зале на восточной стороне, между аркою, ведущею в большой квадрат, и северною стеною залы, в углу приставлен новый алтарь во имя Иоанна Предтечи в 1851 году... Иконостас алтаря Успения Божией Матери старинной резной работы, вызолоченный листовым золотом, о шести ярусах икон... На северной и южной стенах находятся стенные иконы Иисуса Христа страждующего, на западной стене около входа картина Архангела Михаила, поражающего сатану, и икона Николая Чудотворца. Над хорами изображена вечеря Господня. Эта древняя живопись сохранилась до настоящего времени... " Потом автор снова сравнивает Успенско-Николаевский собор с новыми храмами. Для него это храмы, построенные в 1850 - 1870-х годах, и делает вывод: " ... очевидно, что Успенский собор города Белгорода по многим частям своим не имеет сходства с новыми храмами. Такие храмы, какой Успенско-Николаевский собор, встречаются в древних русских городах и строились в XVI-XVII столетиях, а отдельные черты подобной архитектуры попадаются на северо-востоке России из времени до монгольского нашествия... Мы по справедливости можем поставить Успенско-Николаевский собор Белгорода в ряд замечательных памятников церковной архитектуры " . Да! Успенско-Николаевский собор был славен не только своей историей и своей архитектурой, но и благолепием, и богатством. Книги богослужебные были пожалованы императорами и Великими князьями. Евангелия в дорогих окладах, московской печати 1685, 1698, 1701 и 1716 годов. Утварь церковная - серебряная, дарохранительницы оловянные, необычный подсвечник с надписью на арамейском языке, привезенный кем-то из Иерусалима... В 1911 году В. Машуков, публикуя в журнале " Русский паломник " свои заметки " Белгород и его святыни " , указывает на особенность старинного собора: " высокий деревянный иконостас... с позолоченным двуглавым орлом над Царскими вратами. Иконостасы в обоих приделах, находящихся в трапезе, уже новые, но над Царскими вратами правого Николаевского придела также утвержден орел. Орлы помещены на Царских вратах, вероятно, в воспоминание того, что император Петр I жертовал 100 рублей на строение храма... "

http://sobory.ru/article/?object=13465

    ЖУРНАЛ   СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси о встрече с Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II .   СПРАВКА: 24 марта В Патриаршей резиденции в Переделкине Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви, Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II . В ходе состоявшейся беседы были обсуждены различные аспекты межцерковных отношений и перспективу проведения в Москве летом 2006 года саммита мировых религиозных лидеров, с инициативой которого выступила Русская Православная Церковь. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Считать полезной состоявшуюся встречу в контексте диалога Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви. 3. Отметить положительное значение состоявшегося визита для укрепления братских связей между народами наших государств.     ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия об освобождении игумена Викторина (Кривоногова) от обязанностей настоятеля Успенско-Казанского мужского монастыря села Кузнецово Шуйского района Ивановской области и о назначении на эту должность игумена Илариона (Кайгородцева). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Викторина (Кривоногова) от должности настоятеля Успенско-Казанского мужского монастыря села Кузнецово Шуйского района Ивановской области. 2. Назначить игумена Илариона (Кайгородцева) настоятелем Успенско-Казанского мужского монастыря села Кузнецово Шуйского района Ивановской области. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия о назначении монахини Марии (Перепеча) настоятельницей Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Марию (Перепеча) настоятельницей Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония об освобождении архимандрита Серафима (Брыскина) от должности наместника Свято-Успенского мужского монастыря г. Красноярска.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202897...

Журнал 27 Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси о встрече с Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II. Справка: 24 марта в Патриаршей резиденции в Переделкине Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви, Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. В ходе состоявшейся беседы были обсуждены различные аспекты межцерковных отношений и перспективу проведения в Москве летом 2006 года саммита мировых религиозных лидеров, с инициативой которого выступила Русская Православная Церковь. Постановили: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Считать полезной состоявшуюся встречу в контексте диалога Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви. 3. Отметить положительное значение состоявшегося визита для укрепления братских связей между народами наших государств. Журнал Слушали: 1. Прошение Преосвященного Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия об освобождении игумена Викторина (Кривоногова) от обязанностей настоятеля Успенско-Казанского мужского монастыря села Кузнецово Шуйского района Ивановской области и о назначении на эту должность игумена Илариона (Кайгородцева). Постановили: 1. Освободить игумена Викторина (Кривоногова) от должности настоятеля Успенско-Казанского мужского монастыря села Кузнецово Шуйского района Ивановской области. 2. Назначить игумена Илариона (Кайгородцева) настоятелем Успенско-Казанского мужского монастыря села Кузнецово Шуйского района Ивановской области. Слушали: 2. Прошение Преосвященного Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия о назначении монахини Марии (Перепеча) настоятельницей Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново. Постановили: Назначить монахиню Марию (Перепеча) настоятельницей Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново. Слушали: 3. Прошение Преосвященного Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония об освобождении архимандрита Серафима (Брыскина) от должности наместника Свято-Успенского мужского монастыря г. Красноярска.

http://sedmitza.ru/lib/text/429895/

ПОСТАНОВИЛИ: Выразить удовлетворение итогами состоявшейся конференции. ЖУРНАЛ 27 СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси о встрече с Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II. СПРАВКА: 24 марта в Патриаршей резиденции в Переделкине Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. В ходе состоявшейся беседы были обсуждены различные аспекты межцерковных отношений и перспективы проведения в Москве летом 2006 года саммита мировых религиозных лидеров, с инициативой которого выступила Русская Православная Церковь. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Считать полезной состоявшуюся встречу в контексте диалога Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви. 3. Отметить положительное значение состоявшегося визита для укрепления братских связей между народами наших государств. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия об освобождении игумена Викторина (Кривоногова) от обязанностей настоятеля Успенско-Казанского мужского монастыря села Кузнецово Шуйского района Ивановской области и о назначении на эту должность игумена Илариона (Кайгородцева). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Викторина (Кривоногова) от должности настоятеля Успенско-Казанского мужского монастыря села Кузнецово Шуйского района Ивановской области. 2. Назначить игумена Илариона (Кайгородцева) настоятелем Успенско-Казанского мужского монастыря села Кузнецово Шуйского района Ивановской области. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия о назначении монахини Марии (Перепеча) настоятельницей Свято-Введенского женского монастыря города Иваново. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Марию (Перепеча) настоятельницей Свято-Введенского женского монастыря города Иваново. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного архиепископа Красноярского и Енисейского Антония об освобождении архимандрита Серафима (Брыскина) от должности наместника Свято-Успенского мужского монастыря города Красноярска.

http://mospat.ru/archive/86327-zhurnaly-...

Некоторые из этих описаний, слава Богу, сохранились. Для нас же особенно ценно описание этого старинного собора Г. Введенским. Церковно-археологическая заметка этого автора была опубликована в " Курских епархиальных ведомостях " за 1879 год в 19. Церковно-археологическая заметка предлагалась в память усопшего протоиерея Василия Ильинского, который служил в " царском соборе " , составлялась она по его благословению и при его участии. Вот выдержки из этой заметки: " Успенско-Николаевский собор в городе Белгороде - замечательный храм в истории русской церковной архитектуры. По времени построения он древнее многих русских церквей; по системе или плану постройки он во многом отличен от церквей новых, которые строились в настоящем и прошлом столетиях. Основание собора соединено с именем великого преобразователя русской жизни Петра Первого, а год основания с замечательным событием - началом Северной войны России со Швецией. Над западными дверями собора крупная надпись говорит: " Собор основан Петром Великим в 1701 году " . Все существующие описи также указывают на один год основания, а окончание относят к 1703 году. В соборе хранится рукопись в обрезной лист следующего содержания: " в 1701 году в 15 день июня великий Государь, Царь и Великий князь Пётр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожаловал на своё царское богомолие на строение каменныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы да великого чудотворца Николы, что строитца в Белгороде в солдатской слободе, вкладу сто рублев денег " . Имя, звание и положение записавшего факт - неизвестны. Со времени построения собор изменился только в незначительных частях... Успенско-Николаевский собор - храм кирпичный. Новые церкви состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря. Успенский собор состоит из четырёх крупных частей, если не считать пятого, - открытое крыльцо, которое в древних храмах считалось особою частью, назначавшеюся для кающихся первой степени, так называемых припадающих. Крупные части собора: притвор или помещение под колокольней и четырёхугольником, вторая меньшая зала в четырёхугольнике и алтарь в честь Успения Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13465

7 мая 1845 г. иеромонах Паисий был переведен в Астраханскую епархию и определен настоятелем Чуркинской Николаевской пустыни. Прежде всего он обратил свое внимание на богослужение. Привыкнув в Глинской пустыни видеть его совершаемым с точным и буквальным соблюдением предписаний устава церковного, без малейших отступлений, и смотря на это, как на дело воистину Божие, о. Паисий и во временной его управлению пустыни восстановил ее церковный чин 575 . Отец Паисий увековечил свое имя и память о своем настоятельстве сооружением обширного трехпрестольного каменного соборного храма в честь Успения Божией Матери, отчего и сама пустынь стала именоваться Успенско-Николаевской. Кроме того, он построил в обители настоятельский трехэтажный каменный корпус, каменную трехэтажную гостиницу для посетителей монастыря; открыл больницу и аптеку, медикаментами которой пользовались не только братия, но и жители окрестных поселков; восстановил кирпичный завод; продолжил и окончил постройку ограды, заложил изящную колокольню и благоустроил подворье в г. Астрахани. По делам монастыря он неоднократно ездил в Петербург и исходатайствовал для обители возвращение ее древних угодий (земель и вод). Эти угодья стали со временем единственным источником содержания Чуркинской пустыни. Сделав Чуркинскую пустынь общежительным монастырем и поддерживая строгий порядок внутренней иноческой жизни, о. Паисий умножил братию обители до 80 человек. За усердное попечение об устройстве пустыни и подвиг духовного бдения о душах, вверенных его руководству, в 1856 году о. Паисий был награжден набедренником, в 1857 году возведен в сан игумена, в 1862 – в сан архимандрита, в 1867 году сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени. Благоустроив и обеспечив обитель, напутствованный Святыми Таинами, 19 июля 1869 года о. Паисий скончался на 67-м году от рождения. Литература Архимандрит Паисий, настоятель Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни Астраханской епархии. Изд. Чуркинской пустыни. Астрахань, 1904. Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская общежительная пустынь Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

876 Поклоны при совершении молитв кладутся различно по ревности совершающего правило и по усмотрению старца-руководителя в духовной жизни. 879 Высокогорская Чуркинская Успенско-Николаевская общежительная пустынь Астраханской епархии. Краткий исторический очерк. Астрахань, 1903. С. 23; То же//Астраханские епархиальные ведомости. 1903. 7. С. 307. 882 Чуркинская Николаевская пустынь Астраханской епархии. Д.Д. Воскресный день. 1899. 9. С. 108. 893 Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская. Очерк явления иконы и описание чудес от нее происшедших. Одесса, 1907. С. 46–47. 894 Иеромонах Кесарий (в миру Косьма Чернявый) родился в 1873 г. в семье крестьян Черниговской губернии. Уже в шестнадцатилетнем возрасте он поступил в Глинскую пустынь, где подвизался 11 лет. В апреле 1900 г. вместе с о. Македонием его перевели в Чуркинскую пустынь, где 2 февраля 1901 г. он был пострижен в рясофор, а 7 мая 1902 г. – в монашество. Через 2 дня его рукоположили во иеродиакона, а еще через 2 месяца – во иеромонаха. В 1903 г. он был назначен казначеем Чуркинской пустыни и награжден набедренником. В 1906 г. о. Кесария перевели в Иоанно-Предтеченский монастырь Астраханской епархии, а 9 ноября того же года он был возвращен в Глинскую пустынь. Настоятель схиархимандрит Иоанникий писал, что он «качеств хороших и усерден» (Послужные списки братии Глинской пустыни за 1911 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174). 895 Высокогорская Чуркинская Успенско-Николаевская общежительная пустынь Астраханской епархии. Краткий исторический очерк Изд. Чуркинской пустыни. Астрахань, 1903. С. 23–24. 896 Освящение храма в Николаевской Чуркинской пустыни//Астраханские епархиальные ведомости. 1914. 30. С. 503–505. 897 12 августа 1911 г. император присвоил скиту, учрежденному при Иоанно-Предтеченском храме Чуркинской Николаевской пустыни, название «Романовский» (Церковные ведомости. 1911. 35. С. 287). 898 Высокогорская Чуркинская Успенско-Николаевская общежительная пустынь Астраханской епархии. 1903, С.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Белгороде " ещё в 1995 году. Даже был заключён договор между Управлением культуры и проектно-изыскательским кооперативом по реставрации памятников истории и культуры " Свод " города Москвы на проведение научно-проектных работ по реставрации Успенско-Николаевского собора в г. Белгороде по ул. Пушкина. Группа архитекторов из Москвы приехала для проведения проектных работ. После чего была составлена пояснительная записка, в которой сообщалось: " К началу договора в 1995 году хлебозавод ещё не был выселен, поэтому натурные исследования производились в памятнике, занятом хлебозаводом и продолжающем работать, т.е. выпекать хлебобулочные изделия... Сделать архитектурно-археологические обмеры не предоставилось возможности, по этой же причине нельзя было сделать исследование памятника зондажами и шурфами. К началу исследований Успенско-Николаевский собор был подвержен очень большим искажениям, утратам, обстроен современными пристройками. Более того, для обслуживания печей для выпечки хлеба в трапезной, в северной стене, в разломах установлены четыре печи, пристроена котельная. Утрачено пятиглавое завершение четверика храма, утрачена шатровая колокольня, от которой сохранилась только часть нижнего яруса... Переделаны крыши на всех объектах памятника. Оконные и дверные проёмы частично заложены, видоизменены. В интерьерах помещений церкви также имеются значительные переделки... " Было принято решение - разобрать все существующие современные пристройки вокруг церкви, так-как они искажают и уродуют памятник архитектуры, мешают его восприятию. Объёмно-пространственная композиция соборной церкви должна быть выявлена в первоначальном виде, т. к. представляет исключительный интерес исторического памятника, сохранившегося уникального сооружения самого раннего периода культового сооружения в г. Белгороде... Было заявлено, что " ... храм дожен быть отреставрирован только в результате полной реставрации, что требует соответствующей подготовки производителя работ и соответствующего финансирования " .

http://sobory.ru/article/?object=13465

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010