Скит Анзерский, на основании подтвердительных грамот Государя Царя Алексея Михайловича 1856 и 1662 годов, оставался совершенно независимым от Соловецкого монастыря, и строители избирались из числа анзерской братии, до учреждения в 1862 году вновь открывшейся епархии холмогорской и важеской. В это время первый архиепископ Афанасий подчинил Анзерский скит полному заведыванию соловецких архимандритов. В 176 году комиссией о церковных имениях Анзерский скит с Высочайшего утверждения, как безвотчинный и на своём содержании бывший, не включён в штат, а причислен навсегда к Соловецкому монастырю, с положением в нём строителя и монашествующих 12 человек. Посему скит и доныне состоит под управлением соловецких архимандритов, коими посылается туда для соблюдения порядка старший иеромонах в звании строителя. По заведённому обыкновению и ныне в Анзерский скит отходят на время с благословения настоятеля Соловецкого монастыря испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдалённом уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и, в безмолвии внимая своему спасению, беседовать с единым Богом. Здесь богомыслящие отшельники занимаются вседневною службою по уставу и чиноположению церковному. Кроме сего богослужения, всякий из них имеет и особое келейное правило с поклонами и молитвою Иисусовой и рукоделие. Многое из посетителей Соловецкого монастыря в летнее время путешествуют и в Анзерский скит. Первоначальное устройство Анзерского скита и содержание братии зависело от особенной милости и благоволения царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича к основателю и строителю пр. Елеазару, как видно из подлинных грамот. Также участвовали и другие вкладчики, а именно: Великая старица инокиня Марфа Иоанновна (мать царя Михаила Феодоровича) пожаловала на церковное строение 100 рублей. В 1620 году святейших патриарх Филарет Никитич пожаловал в новопостроенную анзерскую церковь разную церковную утварь, книги и иконы. В 1632 году отпущено из казны в Анзерский скит чрез двинского воеводу князя Ахамашукова для постройки новых и починки старых келий 70 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит. Церковь Распятия Христова на горе Голгофа. Церковь. Действует.   Престолы: Распятия Христова Год постройки:1828. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзер. Координаты: 65.14668, 36.039486 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь. Скитская жизнь постепенно налаживалась, но в 1718 году на скит напали разбойники и, избив братию, разграбили все имущество. 6 марта 1720 года преподобный Иов в возрасте 85 лет преставился ко Господу и был погребен у входа в церковь. Над могилой поставили небольшую деревянную часовню. Вскоре скит совсем запустел, и сюда лишь удалялись – поодиночке или по двое – на безмолвие насельники Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита.

http://sobory.ru/article/?object=03598

Дорога на Анзер началась с пешего перехода через Большой Соловецкий остров к Долгой бухте, в которой стояли наши катера. Море было неспокойное, так что катер слегка качало, впрочем, довольно приятно, закроешь глаза – как будто в люльке тебя укачивают. Наконец, приплыли на остров. Наш маршрут пролегал через два знаменитых Анзерских скитаСвято-Троицкий и Голгофо-Распятский. Всего предстояло пройти километров девять по лесной дороге. Лес на Анзере совершенно замечательный, абсолютно нетронутый, со старых елок свисает мох, идешь как в сказке, вся земля покрыта толстым слоем мха, можно спать прямо на нем – не надо никакой постели, настолько он мягкий и теплый. Очень много черники, у озер растет морошка и клюква. Наш экскурсовод Настя сказала, что на островах водятся разные мелкие звери, зайцы, белки, из хищников только лисы, одну из них мы видели по дороге. Свято-Троицкий скит Свято-Троицкий скит – первый скит на Анзере, основанный преподобным Елеазаром Анзерским. В лагерные годы в нем была одна из так называемых “командировок”, то есть временных мест пребывания заключенных в Соловецком лагере. В Троицкой командировке некоторое время находился священномученик Петр (Зверев) архиепископ Воронежский. На фотографии видно, что храм и братский корпус соединены в одно здание. Это довольно характерно для соловецких построек, так как здания строились так, чтобы зимой как можно меньше выходить на улицу, беречь тепло, кроме того, храм закрывает братский корпус от холодных ветров. После закрытия лагеря скит долгое время стоял пустой, здания без ремонта ветшали, и в 1996 году в скиту обвалилась колокольня. Сейчас скит пытаются восстанавливать, храм был заново освящен, но до сих пор в скиту никто не живет. В скиту мы немного перекусили, зашли в храм и отправились дальше, снова по лесной дороге. Дорога одна, та самая, по которой ходил преподобный Иов Анзерский, основатель Голгофо-Распятского скита, по ней же гнали заключенных, и кто знает, не лежат ли чьи-то кости вдоль дороги под мягким мхом?

http://pravmir.ru/soloveckie-zarisovki/

Мне посчастливилось в течение нескольких лет быть организатором труднических экспедиций, которые Фонд Андрея Первозванного направляет в Свято-Троицкий скит на острове Анзер. Этот остров находится на севере России, в Белом море, в самой северной части Соловецкого архипелага. Начиная с конца 16 века, сюда в поисках уединения шли монахи Соловецкого монастыря. Среди них – преподобный Елеазар Анзерский, который появился здесь в 1612 году и вскоре основал Свято-Троицкий скит, где жизнь была устроена по афонскому образцу. В 20-е годы 20 века Свято—Троицкий скит вошел в систему Соловецкого лагеря особого назначения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство, инокини разных монастырей. После упразднения лагеря скит использовали в хозяйственных целях, а затем он пришел в запустение. В 2001 году в скиту снова возобновляется круглогодичное проживание монашествующих. Фото: www.solovki.info Мы отправляемся на Анзер каждый год на 10-14 дней группами по 15-25 человек. Мы выполняем самые разные работы: разбор строительных завалов, заготовка дров в лесу, ремонт дорог, работа на огородах, заготовка сена и так далее. Мне хотелось сказать о том, с какими жизненными уроками сталкивается молодой человек, оказавшийся в подобной экспедиции. Речь пойдет о принципах восприятия и организации жизни, которые мы встречаем в скиту и которые становятся своего рода альтернативой тому, с чем мы имеем дело в миру. Мне кажется, что в этой предъявленности альтернативного способа проживания жизни содержится важная составляющая христианского присутствия в современном мире. Вот несколько из этих уроков: Урок жизненной цельности      Человек, прибывший в скит, общающийся с его братией и анализирующей те условия, в которые поставлен он сам, осознает, что здесь предметом внимания и усилия является не та или иная выделенная часть жизни, но вся жизнь целиком. Вся жизнь, включая богослужение, физический труд, беседу, прогулку является единой практикой. Любая точка жизненного пути становится точкой предстояния перед Богом и свидетельства о Боге. Это понимание жизни как единого и целостного произведения является альтернативой распространенному сегодня переживанию ее как набору малосвязанных ситуаций. Благодаря встречам с монахами – людьми, жизнь которых организована иначе, мы обретаем стремление к преодолению привычной разорванности нашего существования. Мы учимся быть собой в любом повороте наших жизненных траекторий.

http://pravoslavie.ru/55261.html

Спасо-Преображенский собор (строительные работы завершены в 1916 г., не был освящен из-за революционных событий).  В 1991 г. собор передали возрожденному монастырю. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 г. В соборе еще четыре придела: Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Всех святых, иконы Божией Матери «Тихвинской» и Новомучеников Российских. Казанский собор (1773-1779). После закрытия монастыря в нем долгое время был склад. Передан монастырю в 1992 г. Освящение главного престола состоялось 31 июля 2004 г. В храме действуют приделы св. Стефана, свт. Николая, прп. и блж. Жен Дивеевских, свщмч. Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских. Благовещенский собор (2012-2022). Освящен Святейшим Патриархом Кириллом. Церкви Рождества Христова (освящена в 1829 г.) и Рождества Богородицы (освящена в 1830 г.). Их повторное освящение состоялось в 1992 и 1993 гг. соответственно. Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Домовая церковь равноап. Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса (построена в 1902 г.). Освящена повторно в 2006 г. Трапезный храм блгв. кн. Александра Невского (построен в 1895 г.). Повторное освящение состоялось в 2000 г. Скиты Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в с. Канерга, Кутузовский скит в с. Кутузовка, Никольский скит в с. Автодеево, Серафимо-Понетаевский скит, Свято-Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском р-не, скит в честь Всемилостивого Спаса в с. Нуча,  Меляевский скит в с. Меляево, Знаменский в с. Хрипуново и др. Святыни Мощи преподобного Серафима Саровского; чудотворная икона Божией Матери «Умиление»; канавка Царицы Небесной; вещи преподобного Серафима Саровского; мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены; мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии; мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Святые источники Казанский (самый древний); целителя Пантелеимона; Александры Дивеевской; Иверский; прп. Серафима Саровского (наиболее чтимый, расположен у пос. Цыгановка)

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4710756...

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит. Скит. Действует.   Год основания:1714. Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий административный район, Анзерский остров Координаты: 65.146949, 36.040221 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Голгофо-Распятский скит был основан преподобным Иовом (в схиме Иисусом) Анзерским в 1713г. после видения ему Пресвятой Богородицы, которая велела подвижнику основать скит в честь Страстей Сына Ее. На склоне горы Голгофа можно найти березу, выросшую в форме креста, на месте страданий и смерти многих узников, пострадавших за веру в годы гонений. На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь.

http://sobory.ru/article/?object=03584

В 1880–1884 годах по проекту архангельского архитектора Введенского производилась последняя перестройка Свято-Троицкого храма, причем могила преподобного Елеазара Анзерского оказалась внутри храма. В «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита», которое вышло в 1914 году, отмечалось: «По заведенному обыкновению и ныне в Анзерский скит отходят на время с благословения настоятеля Соловецкого монастыря испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдаленном уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и в безмолвии, внимая своему спасению, беседовать с единым Богом. Здесь богомыслящие отшельники занимаются вседневной службой по уставу и чиноположению церковному. Кроме сего богослужения всякий из них имеет и особое келейное правило, с поклонами и молитвой Иисусовой, и рукоделие. Многие из посетителей Соловецкого монастыря в летнее время путешествуют в Анзерский скит». В 1924 году, после закрытия Соловецкого монастыря, на Анзере было создано IV отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Скит стал административным центром анзерского отделения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. В 1929–1931 годах в келейном корпусе скита находились в заключении инокини разных монастырей. В 1939 году Соловецкая тюрьма особого назначения была упразднена. Скит был заброшен. После Второй Мировой войны строения Свято-Троицкого скита временами использовались с хозяйственными целями. Колхозники из села Золотицы, с Летнего берега Белого моря, заготавливали на Анзере сено и выпасали скот. В 1967 году все здания и сооружения скита перешли в ведение Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. С 1994 года в скиту ведутся противоаварийные работы. С 1990 года, после возобновления Соловецкого монастыря, в престольный праздник – день Святой Троицы, в храме Свято-Троицкого Анзерского скита отправляются церковные службы. Анзер и его святыни. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. 2002. С. 9-20

http://sobory.ru/article/?object=03581

О. в. было учреждено 1 окт. 1840 г. (после упразднения в 1828 униат. Луцкой епархии), местом пребывания Острожских епископов были Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра (до 1843), Житомир (1843-1860, 1916-1919), Дерманский Свято-Троицкий муж. мон-рь в Дубенском у. (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань) (1860-1873, 1915-1916), г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина) (1873-1902). Острог стал центром вик-ства по причине того, что здесь находились правосл. Преображенский муж. мон-рь, при к-ром в 1796-1821 гг. располагалась Волынская семинария (после уничтожения обители пожаром семинария переведена в мест. Аннополь Острожского у.), и Волынская консистория (переведена в Житомир в 1843). После перехода в 1822 г. из унии в Православие Дерманского мон-ря в нем в 1833 г. было организовано уездное ДУ вместо ранее существовавшей униат. псаломщицкой школы. Уч-щем руководил настоятель мон-ря архим. Иерофей (Лобачевский), в 1845 г. хиротонисанный во епископа Острожского. В 1877 г. уч-ще переведено в мест. Клевань Ровенского у. Позднее в Дермани действовала псаломщицкая школа под руководством Острожских епископов, в 1920 г. переведенная в кременецкий в честь Богоявления монастырь . Острожский еп. Антоний (Флоренсов) наблюдал за состоянием Волынской ДС (в 1836-1902 находилась в Кременце), управлял Дерманским мон-рем, опекал Волынское епархиальное жен. уч-ще, острожское Кирилло-Мефодиевское братство. Острожский еп. Гавриил (Воеводин) являлся настоятелем житомирского Богоявленского мон-ря, ректором Житомирской пастырской семинарии. Под его управлением в церковном отношении состояли Дубенский и Острожский уезды. 5 сент. 1913 г. он освятил рядом с Дерманским мон-рем новое здание Волынской Феодоровской епархиальной церковно-учительской семинарии - единственного в епархии учебного заведения для подготовки учителей церковноприходских школ (семинария открылась в Дермани в 1906). Острожский еп. Аверкий (Кедров) в 1915-1919 гг. являлся настоятелем Дерманского Свято-Троицкого мон-ря, однако из-за военных действий жил в житомирском Богоявленском мон-ре. Под управлением викария с 1916 г. состоял основанный в 1910 г. Пляшевский Георгиевский скит, являвшийся первоначально отд-нием Почаевской лавры и получивший в 1916 г. статус самостоятельного мон-ря в непосредственном подчинении Волынско-Житомирской епархии. По благословению Острожских архиереев в ведении Пляшевской обители были основаны Иовский скит в с. Рудня-Почаевская Дубенского у. (1913), скит св. Гавриила Заблудовского (Белостокского) в с. Крыжи Кременецкого у. (1916) и Почаево-Богородичный скит в мест. Здолбуново Острожского у. (1914). Делалась попытка открыть в 1916 г. скит в с. Липки (ныне Гощанского р-на Ровненской обл.), скит был создан позднее - в 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Архив Пн Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря 22 августа 2009 г. 15:00 1620   Скит с пустынножительным Афонским уставом основан преподобным Елеазаром Анзерским на берегу морской губы на месте старинных монастырских солеварен, по благословению преподобного игумена Иринарха, испросившего разрешение государя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета. Место размещения скита было выбрано самим игуменом Иринархом не случайно: однажды монастырские трудники, ловившие рыбу, увидели здесь знамение — «столп огнен, до небес восходящ». 1621   Построена первая деревянная церковь в честь Живоначальной Троицы с приделом преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. 1628   Ко двору государя Михаила Феодоровича, не имевшего наследника мужского пола, был вызван преподобный Елеазар, по молитвам которого родился государь Алексей Михайлович (1629). 1635   В Свято-Троицком скиту принял монашеский постриг с именем Никон священник Никита Минов, будущий Патриарх всея Руси. 1633   Государь объявил Анзерский скит независимым от Соловецкого монастыря. 1655   В скиту воздвигнут первый каменный храм с тремя престолами: в честь Живоначальной Троицы, во имя преподобного Михаила Малеина и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 1656   Преподобный Елеазар Анзерский мирно отошел ко Господу и был похоронен за алтарем храма. 1702-1713   В скиту подвизался и стал скитоначальником преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский. 1764   Свято-Троицкий скит окончательно приписан к Соловецкому монастырю. 1801-1803   Храм Живоначальной Троицы был обновлен, к нему пристроили каменный двухэтажный братский корпус. 1829-1837 Построены двухэтажный деревянный корпус для трудников и паломников, валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее над каналом была возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 1880-1884   По проекту архангелогородского архитектора Введенского производилась последняя перестройка Свято-Троицкого храма, могила преподобного Елеазара Анзерского оказалась внутри храма у алтаря.

http://patriarchia.ru/db/text/724301.htm...

Прп. Иисус составил для Голгофского скита строгий общежительный устав, по к-рому насельникам запрещалось вкушать скоромную пищу, рыбу и вино, не разрешалось иметь личное имущество. Помимо общего иноческого правила полагалось ежедневно в кельях читать 5 кафизм Псалтири, 500 молитв Иисусовых и делать 300 поклонов. Женщины и отроки в скит не допускались. К 1718 г. в скиту жили 13 чел. помимо пустынников, подвизавшихся в уединенных кельях и приходивших в скит каждое воскресенье на богослужение. В 1718 г. Голгофо-распятский скит был разграблен разбойниками, насельники разбежались. Когда скитяне вернулись, святой упрекнул их за малодушие, и иноки дали обещание не покидать обитель ни при каких обстоятельствах. Прп. Иисус при жизни прославился чудотворениями, исцелениями больных: он не только молился о них, но и перевязывал им раны, мазал их св. елеем. Святой исце-лил инока, обуреваемого блудной страстью. В Житии И., помещенном в Соловецком патерике, рассказывается о том, что молитва старца часто останавливала воров; злоумышленники раскаивались и оставались трудниками в скиту. В скиту не было источника воды - братии приходилось поднимать ее из озера под горой, из-за чего многие роптали. Старец молился Богу и Пресв. Богородице об обретении в скиту источника. Во время молитвы преподобному явилась Пресв. Богородица и указала место для колодца (источник существовал до 1828, когда при строительстве новой каменной церкви на Голгофе он был засыпан). За год до кончины прп. Иисус начал приготовления к возведению в Голгофо-Распятском скиту каменного храма и заплатил строителю Свято-Троицкого скита Герману за строительные материалы. В связи с переводом Германа в др. мон-рь приготовления прекратились. незадолго до кончины прп. Иисус просил новоназначенного строителя Свято-Троицкого скита Спиридона продолжить работы и передал на строительство храма 236 р., 1 алтын и 2 деньги, иером. Филарету, мон. Проклу и послушнику Онисиму старец на те же цели оставил 100 червонных и 38 р. Преподобный предузнал день своей кончины. Перед смертью он просил учеников совершить его погребение без участия мирян, что и было исполнено. Тело старца похоронили на Голгофе в каменном склепе, над к-рым поставили деревянную гробницу, сверху положили доску с записью основных событий жизни И. и с изображением лика преподобного. В 1721 г. почти все ученики преподобного переселились в Соловецкий мон-рь и в Свято-Троицкий скит. Указом Святейшего Синода от 23 июля 1723 г. Голгофо-Распятский скит был объединен со Свято-Троицким скитом.

http://pravenc.ru/text/578146.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010