Одарив затем редкую посетительницу многими священными предметами, и, между прочим, вручив на память картину «Тайной Вечери», прозорливец с миром отпустил ее домой. Вернувшись в Москву, наша матушка решила подчиниться общему голосу духовных отцов и через несколько дней послала на Хутор казначею с тем, чтобы она вместе с другими сестрами по совету отца Алексия обошла весь лес и наметила несколько мест, подходящих для постройки скита. Поручение немедленно же было исполнено, а вскоре сама матушка поехала на Хутор для осмотра. Собралась как бы целая комиссия из близких ей лиц, в числе которых был строгий духовник со Старого Афона – отец Иессей. Все остановили свой выбор на сосновом лесу близ деревни Р. . Сотворив молитву, названный старец зарыл здесь в землю, как основу, Иерусалимский крест. Итак, вопрос о выборе места был решен, и наша матушка отправилась с докладом к отцу Алексию. В разговоре с ним она продолжала высказывать сожаление, что нельзя строить скит на горке. Утешая опечаленную матушку, затворник на этот раз еще сильнее намекнул на возможность возвращения отданного железной дороге участка. Он сказал: «Молитесь усерднее – место, может быть, Вам и вернется, но если и не так, не скорбите, все равно на другом нужно устраивать». Не успокоенная, а еще более расстроенная возвращалась матушка домой. Подъезжая к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, она в поезде вдруг решила сделать последнюю проверку своих исканий – заехать помолиться Преподобному Сергию и зайти к наместнику отцу Товию – что тот еще скажет. Наверное он, рассуждала матушка, будучи деловым и рассудительным, не станет настаивать на строительстве, а как строгий монах посоветует лучше уединение и молитву. Так думала матушка, продолжая, очевидно, отыскивать старца, который был бы согласен с ее мыслями и чувствами и отклонил бы всеми благословленное создание скита. Приложившись к мощам Преподобного, она прошла в покои отца наместника. Последний с любовью принял московскую гостью, внимательно выслушал длинный рассказ о всех смущавших ее душу вопросах и, когда она окончила, молча, как бы боясь могущих последовать возражений, встал, прошел в свой кабинет и оттуда вышел с иконой в руках, говоря: «Ну, матушка, помолимся, я буду Вас благословлять: Вы должны сами устраивать скит – это воля Царицы Небесной. Если одно место не нравится, ищите другое, по духу, но отнюдь не отказывайтесь: устраивать должно». Матушка не могла не почувствовать властную и покоряющую силу слов отца Товия. Тогда как все остальные старцы только лишь советовали, этот без всяких рассуждений приступил прямо к делу – благословению, внушив тем собеседнице решимость и энергию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В анзерских скитах поддерживается строгий пустынножительный устав, подразумевающий необходимость молитвенного уединения. В летнее время братия жертвует своим сложившимся распорядком, чтобы люди могли получить для себя духовную пользу от пребывания в святых местах. К моменту прихода паломнических и экскурсионных групп организуется доступ в храмы и часовни. Насельники и трудники Свято-Троицкого и Голгофо-Распятского скитов поддерживают радиосвязь с паломническими и туристическими группами, следят за их благополучным прибытием в установленное время, помогают в швартовке морских катеров, переправке пассажиров с судна на берег, имеют возможность вызвать подмогу, оказать первую медицинскую помощь. Таким образом, они безвозмездно выполняют функции спасательных служб. Поэтому несогласованное посещение о. Анзер индивидуальными паломниками или туристами не благословляется, ибо может быть опасным из-за непредвиденных случайностей (травмы, переохлаждения, аварийной остановки или поломки судна), так как о происшествии и местонахождении пострадавшего из-за отсутствия мобильной связи не будет известно никому. Важно: Ввиду того, что у острова Анзер прибрежная полоса мелководна, доставка паломников с катера до берега и обратно осуществляется на лодках. При пересадке с катера на лодку и обратно следует быть предельно внимательными и осторожными. При высадке из лодки на берег нельзя торопиться, так как прибрежные камни могут быть скользкими. Экскурсия проводится при отсутствии штормового предупреждения, при внезапной смене погоды в процессе экскурсии решение о выходе в море, возвращении и т. п. принимает капитан судна. При резкой смене погоды и невозможности выхода катера в море с острова Анзер возможна задержка на несколько часов и даже суток. При посещении острова Анзер в дождливую погоду или после дождя НЕОБХОДИМЫ резиновые сапоги и плащи (лучше полиэтиленовые, так как капроновые после часа дождя обычно промокают). Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Господь да управит оное в мире, к пользе обители. О какой ставропигии говорите вы, я не знаю, и мне о ней вопроса не было. У меня есть дело по сведениям г. Игнатьева о безпоповщине, правда умедлившее, которое спешу представить Св. Синоду вскоре. А о ставропигии не имею понятия. Если что слышите более ясное, напишите мне.       Декабря 10-го 1857. 1190 Божье благословение отцу наместнику и братии обителей. Искренне благодарю вас, отец наместник, за труды для Лавры и за помощь мне больному. Божия то милость, что вы так благовременно явились на трудное для меня время. При другом враче борьба с болезнью, по всей вероятности, продолжалась бы долее. Теперь надеюсь в праздник в церквах благословите Бога Господа от источник Израилевых. К г. Вишневскому я написал; и написанное отдал благочинному. Жаль, что с чиновником вы разъехались. Надлежало бы с его отъездом послать кого-нибудь из Лавры, чтобы ловить вас на дороге, или известить в Москве, если бы он приехал в нее до вашего выезда. Господь да дарует вам в радости славить рождество Господа Спасителя, чистым гласом Ангельским, смиренным сердцем Вифлеемских пастырей. Помолитесь, да не лишено будет сей радости и мое недостоинство. После стакана содовой воды утром при вас, я выпил другой в 5 часу пополудни без приметной пользы. Сегодня какой-то инстинкт требовал, чтобы чай пил я с миндалем: и притом действие давно принятой магнезии, которое казалось неоконченным, докончилось с ощутительным для меня облегчением. Вчера, и ночью и утром боль в зубах и деснах по временам приходила; левая сторона головы при прикосновении чувствовала некоторую боль; и вся левая сторона тела была слаба: теперь все приближается к обыкновенному положению. По прилагаемой бумаге скажите казначею, чтобы дал от меня 3 р. с. и возвратил свидетельство. При сем же прилагаю вклад в скит 100 р. с. 1191 Прочитайте прилагаемую тетрадь, и скажите мне ваше мнение.       Поспешно больным глазом писал я, и колебался послать: но решился послать, сказав владыке Новгородскому, чтобы, если найдет предположения сомнительными, то и не показывал бы другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Преосвященный Воронежский опять зовет его к себе: но от усопшего к болящему переходить не очень надежно. Не знаю, на что решится Аврамий, и отпустит ли его преосвященный Агапит. Один из купечества, мало знакомый, пришел ко мне, просил благословения своей дочери и ее жениху. Я пожелал им блага: а он поручил мне просить скитскую братию, чтобы о них помолились, и дал в скит тысячу рублей сер. Имена и деньги отдал я строителю. Дела Желтухина и у себя не нахожу, и у Святославского искать секретарю приказывал и так же не найдено. Что делать? Посылаю вам житие преосвященного Антония Воронежского. Есть хорошее в нем: но написано много известного, и умолчано о многом достойном знания. Января 19-го 1863. Послал я вам схиму от мощей Святителя Митрофана. Кажется, вы не сказали, получили ли. 909 Мир вам, отец наместник, и братии. Если Симеон Лонгинович пересказывает, что говорят содержатели лавок: почему думать, что пересказывает не так, как они говорят? А им для чего жаловаться, когда не терпят затруднения? Подумать ли, что клевещут за облачение их неисправности? С. Л. говорит, что они всегда были исправны, когда относились к нему. И клеветою нельзя избавиться от того, чтобы не платить по условию в срок. Что писано вам о экономе Петербургского подворья: то слышано не от А. Н. М., но от некоего более близкого ко двору. Могло статься, что случившееся с экономом в пересказе переиначено и преувеличено. Со стороны же Андрея Николаевича, в составе строгого мне выговора, ныне за епископа Фиваидского, упомянуто, что петербургский эконом преосвященного Илиопольского «в слух его называл чуждым пришельцем». Это, кажется, А. Н. слышал от самого Пр. Илиопольского. Островский недавно был в Москве: но я о подворье его не спрашивал. Если Феодорита в неблаговидном устроении потерял сборную книгу: Товии следовало тогда же тихонько написать сие нам, чем и была бы взята предосторожность против не право вступающихся за Феодорита. Теперь рассказ Товии опоздал, чтобы иметь силу. Не склоняюсь к худому мнению о Товии: но некоторое сомнение есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Еще примечательное сказание слышал я из Севастополя. Военный чиновник, помнится, Темирязев приходит к приятелю Пушкину, и приносит ему свое завещание, сказывая, что назначен в дело, и думает, что не возвратится. Когда стали его отводить от сей мысли: он сказал, у меня болела рука пред тем, как ей быть раненой; а теперь болит нога, и сильнее руки; а потому думаю, что буду ранен в ногу, и не перенесу. После сего вечера утром жена Пушкина будит мужа, а говорит: иди на перевязочный пункт; я видела во сне, что он ранен в ногу. Муж пошел, и нашел друга раненым в ногу. От сей раны он вскоре и умер. Писал я к ректору Академии, чтобы уволенному бакалавру отдать от меня жалованье за недослуженное им время до конца года. Скажите казначею, чтобы отдал. Жаль, что в Сидельникове явилась беда волжебратии. Представьте, что скит не может оставить его у себя. Не знаю, что с ним делать. Бросить его жаль; и поручиться за него, видно, нельзя. Дайте мне мысль. Ноября 16-го I855. Жаль содержателя мельницы. Убыток, думаю, и нам. 1069 Мир вам, отец наместник, и братии. Иеродиакон говорит, что отправление белья по почте стоит 700 руб. сер., в Комиссариате отправляют даром; и что даром отправит почтдиректор, если я попрошу. Последнее сомнительно. А если посылать чрез Комиссариат: то уже лучше не туда отнестись, а к Графу, который посылает тем же путем. Не написать ли к Графу, чтобы послал именно к Графу Виельгорскому? И не сказать ли Графу, что о посылках есть сомнение, и просить внимания? Или от сего только неудовольствие? Скажите, что думаете. Ноября 20-го 1855. 1070 Отцу наместнику и братии обителей о Господе радоватися. Много благодарю за благословение обители и ваши молитвы, в день моего Ангела, много мне благопотребные. Милосердием и долготерпением Господним дарованные мне дни оскудевают. Скудные силы истощаются, тогда как время требовало бы и крепкого терпения и усиленной деятельности. Продолжите споспешествовать мне молитвами, да не будет совсем бездейственна и бесплодна немощь моя, или же да изведет Господь иного крепкого делателя на здешнюю часть жатвы Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Июля 31-го 1847. 585 Преосвященный Исидор, екзарх Грузии, дал в благословение Андрею Николаевичу Муравьеву греческую икону Господа Вседержителя с предстоящими, Божиею Материю и Предтечею. Андрей Николаевич хочет, чтобы она была в ските. Посылаю ее при сем. Ветхость ее не благообразна: но не хотелось бы затмить ее древность поновлением 80 . Поберегите ее в ските, пока поговорим о ней на месте. Августа 1-го 1847. 586 Вчера получил я письмо ваше, о. наместник, о садовнике; и, не находя мысль мою согласною с вашею, отложил ответ. Но и ныне тоже мне думается, что вчера. Распоряжать монастырскими деньгами в пользу частного человека мы не имеем права. Если бы какой настоятель позволил себе подобное распоряжение, я был бы обязан подвергнуть его ответственности: посему не должен я показывать пример того, за что подверг бы взысканию другого. И если бы допустить уклонение страховой суммы к такому постороннему предмету: то был бы подан повод расточить ее на предметы, которые важнее сего. Г. Наумовой, за нарушение безмолвия пустыни, объявил я назначенную епитимию недопущения в скит 17 августа; и не изменил сего решения, по ее оправданию, что она пришла к пустыне по дороге, проложенной возящими лес, что к пустыннику ходят другие, и что кто-то из монашествующих объявил ей сие позволительным. – Надобно стараться, чтобы не было туда открытой дороги. Путем воздержания и духовного очищения от дольнего к горнему восходить, и к свету Христову приближаться вам и братии желаю. Простите меня. Господь да простит вас. Августа 4-го 1847. 587 Предстательством Преблагословенной Матери Господней, да благословит Господь вам и нам празднование славного Ее Успения и восхождения на небо. Уже думал я, что воскресный день затруднит совмещение служб в чине праздника гефсиманского. В начале всенощного бдения стихир воскресных нужно три. Прочее может быть, как пишете. Уже я сказал андрониевскому архимандриту, что не могу быть у него 16 дня, по причине путешествия в лавру: но вам не скажу, что сие путешествие будет непременно 81 . С 6 дня здоровье мое колеблется. Последние два дня имею слабость внутренностей, неполный сон, по утрам дурноту во рту. Доктора Высоцкого, думаю, нет в Москве. У другого вчера просил я совета не очень настоятельно, почувствовав себя на то время лучше, и не получил определенного наставления. Призовите мне лучшее врачевание.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Желаю вам радостно праздновать успение и воскресение Божией Матери: но я после здешняго праздника не надеюсь быть в силах на другой же день путешествовать и начать праздник в ските. Думаю, не решусь на то, что и после решимости может оказаться безуспешным. Вы много занялись киевским послушниками, может быть потому, между прочим, что сказанное мною поняли не по моей мысли. Я никак не предлагал принять их, если придут, на жительство: а если и употребил слово принять, то разумел, как их встретить и как обойтись с ними; и письмо послал для того, чтобы вы смотрели на них, не только так, как они явятся, но и как оказали себя в письме. Я даже хотел прямо сказать, чтобы не принимать их в скит: но удержался, чтобы не стеснять вашего рассуждения. Августа 10-го 1857. 1175 Отцу наместнику и братии мир. Особенный случай заставляет меня решительно отказаться от участия в скитском празднике. Три дня сряду имел я долгое кровотечение частыми каплями из носа, но в последний день более получаса, почему почел не излишнею предосторожностью пригласить врача. Он нашел нужным употребить средства к прекращению, и только через немалое время кровь остановилась, не сама собою, но преградою запекшейся крови. Это было в субботу. До сих пор кровотечение не возобновлялось: но по временам чувствую туман в голове и волнение в левой половине тела. Думаю нужна предосторожность, чтобы не подвергать себя очень долгим и напряженным усилиям. Празднуйте с миром и утешением, не отчуждая меня от общения молитв ваших. Августа 13-го 1857. 1176 Божие благословение отцу наместнику, такожде и братии обителей. Мне обыкновенно досужнее, когда болен. Вчера был я в Архангельском соборе при сырости и холоде, без опасения за нынешний день: но ныне принужден оставаться в келии. Бог благословит ваше попечение об общеполезном. Благодарю за напоминание о переводе Св. Писания. Я не думал было, что нужно объяснять сие дело пр. Иннокентию. Но когда получил ваше письмо 25-го дня вечером, едва не потерял надежду говорить с ним; потому что 26 день занят Царским праздником и приготовлением к служению 27 дня, на который перенесен крестный ход, в сей день преосвященный располагался отбыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Слово: ливерия, она произнесла говоря со мною, иначе, с изменением некоторых букв, но как, теперь с точностью не вспомню. И что за сила ходатайствующая? Разве это, по применению к выражению: силы небесныя, есть некий Ангельский дух? – Но мне она истолковала это неизвестное слово, как означающее некую часть небесных духов, очередную для возношения молитв от человеков не имеющих дерзновения. Если у ней есть записки: то не бесполезно, думаю, было бы выпросить оныя. Поминать преосвященнаго Иннокентия при безкровной жертве, с прочими, по милости Божией, не оставляю, как ни немощно мое воспоминание. – О магнетизме, когда спрашивали меня, употребить ли, отвечал и я, что христианам даны высшия и вернейшия силы, вера и молитва; и что следственно пускаться в низший, ощупью пролагаемый своемыслием человеческим есть упадок. Но чтобы приписать действие магнетизма одному телу, это не объяснило бы явлений. Как тело может указать на мышьяк, в качестве лекарства. – Прочитайте прилагаемую рукопись, извлечение из бумаг Тихона Смирнова. Не годились бы для некоторых его простые наставления, если сделать их известными? – Августа 29-го 1860. Нашел я как-то долго забытое письмо о поминовении усопших, и при сем деньги сто рублей. Отдайте в скит, с моею вместе просьбою, чтобы покрыли мой грех умедления, помолились об усопших, и внесли имена их в синодик. На сих днях погостил у нас преосвященный Варшавский 48 , муж благонамеренный, кроткий и скромный. Можно думать, что он имел бы благотворное влияние на паству русскую. Напротив того трудно угадать, что он может сделать в Варшаве. Не весело смотрит он на свое назначение: и жаль видеть сие. 1346 Отцу наместнику и братии мир. Жаль Хотькова. Но неужели так много стоило подворье? А что значит оставшийся странноприимный дом? Для богомольцев ли также? – Вы писали, что хотите обменять деньги на так называемые серии. Хорошо ли это? Цена их теперь выше законной: следственно при покупке их надобно заплатить проценты. Когда деньги понадобятся вскоре: серии , может быть, нужно будет продать с убытком. Кажется, Сохранная казна принимает деньги за два процента: не больше ли это удобно, хотя и скудно?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Между прочим, оратор сказал: война всякая бывает с несправедливостями: но пред мирным обществом мы правы тем, что долго старались о мире. Это почти признание, что Англия входит в войну несправедливо. И будто несправедливая война перестает быть несправедливою от того, что долго толковали о мире. Выписку из письма преосвященного Экзарха хотел я послать к вам прежде всех, и потом забыл, думая, что послал. Теперь посылаю. Подлинник же имею у себя, на случай допроса, не выдумал ли я это письмо. Мир вам и братии. Января 28-го 1854. Прочитайте прилагаемую граматку. Не послушник ли это негодившийся просить платы за послушание? 972 Отцу наместнику и братии мир. О чем писал я вам вчера, о том сегодня говорил с князем Сергием Михайловичем. Я прочитал ему мое секретное отношение, и ответ графа, и, не сказывая моего мнения, спросил: как, он думает, понимать ответ? Он отвечал, что это значит надобно остановиться и ничего не делать. Так и думаю поступить до времени. Не думаю и доносить С. Синоду о пожертвовании: потому что это было бы похоже на самохвальство, и на упрек другим. К. что-то читал в иностранных ведомостях, что еще представляет некоторые миролюбивые виды. Посмотрим еще, что родит находяй день; а наипаче Господу помолимся. Января 29-го 1854. Прочитайте прилагаемое письмо. Я думал бы послать 100 р. Так ли? И вот сомнение: сказано в Дорогобужском уезде, а селения но показано. В таком случае дойдет ли письмо? Если думаете, что не сомнительно: поручите казначею послать. 973 Мир вам, отец наместник, и братии. О крестах воинам я говорил благочестивому начальнику корпуса Михаилу Ивановичу Чеодаеву: он принял сие с добрым расположением; и согласен, чтобы присланы были в нему, и он препроводит. Парфений Афонский прислал ко мне прошение, чтобы я принял его в скит, если нельзя утвердить его в Сибири. Сие условие приводит меня в недоумение, что писать о нем. Думаю написать, чтобы определили к нам. Он может быть полезен для действования на раскольников, на которых теперь обратим внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Да помолятся о добрых душах, верующих молитве, и делающих и нам добро тем, что дают утешение видеть веру их и побуждают к молитве. Не надобно ли, чтобы строитель написал к благотворителю? Октября 29-го 1856. 1125 Отцу наместнику и братии мир. Благодарю за иконы. Возвращаю письмо и. Арефы. Не хотите ли показать его о. ректору Академии, и не захочет ли он отмеченную выписку внести в свое издание? Вы обещали мне доставить удостоверение наследниц покойной Хотьковской игумении, что они удовлетворены. Исполните сие, чтобы кончить дело. Ноября 1-го 1856. 1126 Примите, отец наместник, со вниманием г. Бегика, который доставит вам сие. Правительство оказывает ому особенное внимание. Если нужно, употребите переводчика, чтобы объяснить ему все достопримечательное в Лавре. Ноября 5-го 1856. 1127 Отцу наместнику и братии да будет душеполезен наступивший святой пост. Поздравляю и с нынешним праздником. А я праздную, не яко служащий олтарю, а яко исполняющий место невежды 127 . Левая сторона головы, всегда у меня слабая, очень ослабела от простуды. Варфоломея и Мануила к рукоположению в иеродиакона представьте. Послана к вам с казначеем тысяча рублей в скит. Неизлишне, чтобы я уведомлен был о получении. Медленность по некоторым делам простите. Не умею управиться. Ноября 17-го 1856. 1128 Отцу наместнику и братии мир. Теперь увидел я, что я виноват, умедлив разрешением о дровяном лесе. Сейчас дал разрешение, и велел послать. Надеюсь, что время не совсем еще упущено. По случаю пересылки к вам денег и неполучения уведомления вы пишете, что подали мне причину оскорбляться. Не оскорбился я ни мало. Могло быть, что вы не уведомили, почитая дело несомнительным. Но я мнителен, когда мне поручена чужая собственность, и потому спросил. Хорошо, что камни на потире Государыни Императрицы оказались истинные. Поддельные не хороши, не потому что малоценны, но потому, что в них есть ложь. Монах Мануил возвращается иеродиаконом. Ноября 26-го 1856. 1129 Отцу наместнику и братии Божие благословение мир свышний усердно призываю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010