В письмах мать Мария подробно писала о состоянии отца Виталия, а на другой стороне листа писал отец Виталий: “Возлюбленная мать Клавдия! У меня все хорошо. Это болеет мать Мария». Обычно письмо кончалось призывом: “Спасайтесь!»». Промыслительно, что в эти годы схиархимандрит Виталий стал известен как великий светильник духа не только в Иверии, где прошла половина его жизни, но и в сердце православной России – Москве, в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Многим он давал силы для несения жизненного креста, укреплял души в трудной и опасной борьбе с внутренним человеком – с самим собой. В этом служении людям и было основное призвание старца Виталия. Крест старчества Крест старчества был возложен на брата Виталия с того самого момента, когда к нему потянулись люди, и он начал открывать для них Православие, наставлять и укреплять в вере. А с принятием священного сана духовничество стало главным делом его жизни. Обитающая в нем сила духа и любовь влекли к себе всех. Батюшка притягивал людей как сильный магнит, всех объединял, всех роднил. «Весь мир – мои папы и мамы. У меня нет чужих – все родные», – писал он в письме. Он ощущал себя богачом, и главным богатством, которым одарил его Господь, была жертвенная, не имеющая границ Любовь . Она светилась во всех его движениях, в разговоре, во взгляде. Многие, видя его, начинали плакать. Самые черствые сердца смягчались, чувствуя исходящую от него благодать. В его присутствии проходили все скорби, все тяжелое на душе уступало место тишине, покою, блаженной радости. Таково было действие этой Любви. К нему приезжали люди со всей страны и из-за границы. Одни хотели узнать волю Божию в затруднительных жизненных обстоятельствах, другим был необходим добрый совет и наставление, иной спешил очистить душу покаянием, а кто-то жаждал утешения в скорби. Каждый чувствовал рядом с ним дыхание вечной жизни, его благодатная красота и величие духа вызывали трепет и благоговение, побуждали заботиться о спасении. Здесь не было деления на плохих и хороших, на ученых и неграмотных – все были равны, никого не обделял отец Виталий своим вниманием, всех встречал с улыбкой и земным поклоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Участники мотопробега, посвященного преподобному Сергию Радонежскому, помянут защитников Ораниенбаумского плацдарма 16.05.2014 21:49 Санкт-Петербург, 16 мая. Мотопробег «Таменгонтская Республика», посвященный преподобному Сергию Радонежскому и всем защитникам Земли Русской, состоится 17 мая в Ленобласти. Об этом сообщили в пресс-центре оргкомитета празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Санкт-Петербурге. Мотопробег организован протоиереем Вячеславом Хариновым и мотоклубом OST MC, по благословению архиепископа Петергофского Амвросия, ректора СПбДА. Отец Вячеслав хорошо известен мотодвижению Петербурга, его проекты, посвященные истории блокады Ленинграда, неизменно собирают большое число любителей мототехники. «Таменгонтская Республика» — одно из малоизвестных названий Малой Земли Ленинградского фронта – Ораниенбаумского оборонительного плацдарма, который называли также «Лебяженской республикой». Участники мотопробега познакомятся с героической историей и подробностями существования на обширной территории Ленинградской области оборонительного плацдарма, сыгравшего важнейшую роль в обороне Ленинграда. Таменгонт – селение в центре этой Малой Земли Ленинградского фронта, на месте пересечения двух линий обороны. Участники мотопробега объедут по периметру весь оборонительный плацдарм, посетят места боев и мемориалы «Атака», «Январский гром», «Якорь», участок передовых позиций Плацдарма на реке Воронка. Будет совершено гражданское и церковное поминовение защитников Отечества на крупнейшем солдатском захоронении в Мартышкино. Отец Вячеслав, много лет изучающий историю блокады Ленинграда, познакомит участников мотопробега с малоизвестными деталями обороны Ораниенбаумского плацдарма, для байкеров подготовлены буклеты с историческими справками и символика пробега: футболки, значки, эмблемы. Участники мотопробега разделят и совместную братскую трапезу. Ее подготовят и организуют сестры Свято-Георгиевского сестричества прямо на позициях обороны плацдарма у реки Воронки. Мотопробег начнется с посещения Троице-Сергиевой пустыни – места, посвященного преподобному Сергию, «игумену земли Русской». В монастыре участники пробега встретятся с настоятелем и братией обители. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На съезде ученого монашества была процитирована афористичная фраза некоего старца: «Вы народ ученый, а мы — толченый»10. На фоне дружественных речей образованное монашество делало уверенные шаги по пути своего обособления и защиты своих корпоративных интересов. Само устройство отдельного съезда ученых иноков, притом что в том же месяце и в том же месте (в Троице-Сергиевой лавре) проводился съезд представителей от монастырей, выглядело знаменательно. Принимавшиеся постановления еще больше впечатляют. Был спроектирован Всероссийский союз ученого монашества, который чуть позже получил другое наименование — Иноческое церковно-просветительное братство, со своим председателем, советом, членскими взносами и т.п. В ведение братства должны были перейти несколько обителей: рассматривались варианты с Александро-Невской лаврой, Покровским Московским, Новоиерусалимским, Свято-Григорьевским Бизюковым, Князе-Владимирским Иркутским монастырями.  Кроме того, братство получало в свое распоряжение ряд учебных заведений. Во главе последних предполагалось поставить Московскую духовную академию, обратив ее в чисто монашескую. Дело было не только в удобстве использования уже существующего заведения. В тот момент разрабатывалась реформа духовных академий на началах автономии, предполагавших, в частности, ограничение полномочий местного архиерея почетным покровительством академии, выборность ректоров и инспекторов, сокращение числа священнослужителей в составе академических советов и пр. Большинство участников съезда ученого монашества видело в этом угрозу чистоте православной богословской науки и высказалось за оставление хотя бы Московской духовной академии свободной от реформы. Это предложение вызвало резкую отповедь исполняющего обязанности ректора академии архимандрита Илариона (Троицкого), который вступился за честь академической корпорации и выразил мысль, что «среди так называемого ученого иночества нет ученых в собственном смысле этого слова» (а есть скорее администраторы), а потому сомнительно, что оно способно руководить высшей богословской школой11.  Попытка институционализации ученого монашества не могла не навевать некоторым критикам аналогию с католическими орденами.

http://e-vestnik.ru/analytics/monaschesk...

Николай Богданов-Бельский «Устный счет» Один из тех, в котором татевская школа раскрыла эти силы, – художник Николай Богданов-Бельский (1868–1945). Благодаря Сергею Александровичу способный мальчик, незаконный сын батрачки, который даже и фамилию-то получил от крестившего его священника (Бельский – псевдоним, взятый взрослым уже художником по названию уезда), поступает сначала в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Свято сохранив в сердце благодарность учителю, Николай Богданов – действительный член Императорской академии художеств (!) – стал своего рода летописцем его школ и той деревенской жизни, в которую эти школы были вписаны. Кстати, широко известная картина Богданова-Бельского «Устный счет» говорит о той атмосфере, которая создавалась в школах Рачинского. Вероятно, действие происходит во время дополнительных послеобеденных занятий. Ученики не сидят за партами, они свободны в передвижении; и в то же время – все они глубоко сосредоточены на предложенной задаче, каждый хочет поскорее порадовать Сергея Александровича (который тоже изображен на полотне) правильным ответом. Протоиерей Александр Васильев с наследником российского престола Нельзя не сказать еще об одном воспитаннике Сергея Рачинского – протоиерее Александре Васильеве. Деревенский мальчик-сирота был одним из тех, кого школа Рачинского направила на духовную стезю. «Ничто не может быть разительнее, отраднее той внутренней метаморфозы, – писал Рачинский Василию Розанову в феврале 1894 года, – которой подвергаются хорошие мои ученики, меняя пиджак на рясу. Это явление, столь же любопытное и наглядное, как превращение куколки в бабочку, всегда радует меня в качестве натуралиста, как экспериментальное доказательство действительности таинства священства». Так вот, «вылетев из куколки», окончив Вифанскую духовную семинарию и затем Санкт-Петербургскую духовную академию, Александр Васильев по рукоположении своем энергично продолжал и развивал еще одну миссию своего учителя: дело трезвости (подробнее об этом ниже). Создавая общества трезвости в рабочих слободках – там, где по праздникам даже куры во хмелю, – отец Александр обрел широкую известность в России и был приглашен в царскую семью. С 1910 года он законоучитель и духовник царских детей, с 1914 – и царственных родителей. В августе 1918 года протоиерей Александр Васильев, отец шестерых детей, был арестован, в октябре – расстрелян в бессудном порядке красного террора.

http://pravoslavie.ru/153935.html

— Прошение о пострижении в монашество мною было подано Ректору Московской духовной академии и семинарии владыке Евгению, архиепископу Верейскому, в начале Великого поста 1997 года. Владыка Ректор принял мое прошение и спросил о том, хорошо ли я все взвесил и твердо ли обдумал свое решение. Я дал ему положительный ответ. Ровно через год, в конце Великого поста 1998 года, владыка Евгений совершил монашеский постриг — мой  и еще пятерых студентов духовных школ. Через неделю состоялась моя хиротония во иеродиакона, а через три месяца с небольшим владыка Евгений рукоположил меня во иерея. Каких-то внешних трудностей я не увидел. Родители положительно отнеслись к сделанному выбору жизненного пути и всячески затем поддерживали такое намерение. Особенно радовалась и горячо молилась обо мне мама. — Расскажите о периоде Вашей жизни, связанном с МДА. О ком из людей, встреченных Вами тогда, Вы с любовью вспоминаете теперь? — Благодарю Владыку Ректора Московских духовных школ, Высокопреосвященного Евгения, архиепископа Верейского, совершившего мой иноческий постриг, который и положил начало монашеской жизни. С любовью вспоминаю архимандрита Илариона (Форкавец), своего духовника в период преподавательской деятельности в семинарии, а также коллег-педагогов в лице Константина Ефимовича Скурата, Ивана Александровича Глухова, Алексея Ильича Осипова. — С 2001 по 2002 год Вы были насельником Троице-Сергиевой Лавры. Какие радости и какие трудности были тогда в Вашей жизни? — Я особенно благодарен Преосвященному Феогносту, архиепископу Сергиево-Посадскому, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, содействовавшему моему восхождению и духовно-нравственному становлению. Всем своим существом я благодарен Богу за то, что Господь судил мне быть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которая вскормила, воспитала и сформировала меня. Неожиданным для меня было назначение на очень, на мой взгляд, сложное послушание — келаря объединенного хозяйства Лавры и Московских духовных школ. Были переживания и сомнения: справлюсь или нет, было даже по-человечески боязно.

http://pravmir.ru/mitropolit-kemerovskij...

Патриархе Алексии, я хочу привести слова из тропаря первосвятителям Московским: “Первопрестольницы Российстии, истиннии хранителие апостольских преданий, столпи непоколебимии, Православия наставницы…”». Таким непоколебимым столпом был и Патриарх Алексий, который твёрдо стоял на страже святого Православия, оберегая церковные каноны и отеческие предания, свято храня церковные традиции, обычаи и заветы своих предшественников. В отношении церковной дисциплины он был твёрд, но эта твёрдость проявлялась с присущей ему мудростью и деликатностью. Он особо охранял чистоту церковною богослужения от всяких чуждых православному духу нововведений, руководствуясь при этом назиданием преподобного Серафима: «Служите так, как служили до вас, но, если кто-нибудь что-либо прибавит к сему или убавит, – горе тому будет». Гробница Святейшего Патриарха Алексия I в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры Когда в памяти знавших Святейшего Патриарха Алексия воскресает его облик, то прежде всего является перед глазами образ его в храме во время богослужения. Служение его неизменно производило глубочайшее впечатление. В связи с двадцатипятилетием патриаршества Святейшего Патриарха Алексия митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим писал: «Теперь уже всем известно, что Святейший Патриарх обладает особой харизмой богослужения, особым благодатным даром службы. Это духовное дарование отмечено всем христианским миром… О службе Святейшего Патриарха можно говорить много и всё же не сказать главного. И пересказать её невозможно, видимо потому, что “не мерою даёт Бог духа”. Простота и величие, собранность и духовный простор, какая-то, я бы сказал, особая бережность к святыне, строгость соблюдения духа церковных традиций и легкость полной внутренней свободы, высочайшее благоговение и непосредственность общения с благодатным миром. Как однажды употребил выражение Святейший, “жажда вечной жизни”». В храмах, больших и малых, внешний облик Святейшего, несмотря на невысокий рост, поражал безмятежной и спокойной величественностью. Внимательный взгляд его больших глаз редкого, как бы фиолетового цвета, – глаз лучистых до последних лет глубокой уже старости – всегда был устремлён вперёд, и у каждого из бесчисленных молящихся, толпившихся перед ним, создавалось впечатление, что Патриарх смотрит на него. Благообразные черты лица, манера всегда держаться прямо, естественность неторопливых движений – всё во внешности Патриарха располагало к почтительному отношению и способствовало созданию вокруг него атмосферы торжественности. И если общее ощущение этой торжественности усугублялось окружающей обстановкой или видимыми атрибутами патриаршего достоинства, то всё же впечатление благородства одновременно со скромностью и простотой, столь типичными для Патриарха Алексия, исходило, как бы излучалось, из самой его личности. Один из современников Святейшего писал: «Лик библейский. На нём не улыбка, а как бы сияние. Вообще вся личность производит чарующее впечатление».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письма митрополита Московского Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1847. М. 1883. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского к высочайшим особам и разным другим лицам (1820–1867)/Собр. и изд. Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888. Письмо митрополита Филарета преосвященному Алексию, епископу Дмитровскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся тридцатилетием служения его Высокопреосвященства на Московской пастве (3 июля 1856 года)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 69–70. Письмо Московского митрополита Филарета к эконому Санкт-Петербургского Троицкого подворья, соборному иеромонаху Амвросию (1831)//Душеполезное чтение. М. 1879, ч. 1, стр. 260. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию (1831–1867): в 4 ч. М. 1877–1884 и 27 мая 1832 г.//Душеполезное чтение. М. 1879. Ч. 1, стр. 260. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Сергиевой лавры, архимандриту Афанасию (1821–1831). М. 1886//Православное обозрение. М. 1878, т. 3, стр. 370 (выписки из книг стр. 6–56). Письма к Афанасию, епископу Новочеркасскому и Георгиевскому//Душеполезное чтение. М. 1892, 2, июль, стр. 467. Письма к преосвященному Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии (1827–1842). М. 1887//Православное обозрение. М. 1887, февраль, март. Письмо к наказному атаману Донского войска генералу от кавалерии Максиму Григорьевичу Власову (31 января 1846 года)//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 1, стр. 95. Письма к господину управляющему московскою палатою государственных имуществ. ст. сов. Степану Гавриловичу Вишневскому (25 октября 1855)//Душеполезное чтение. М. 1890, ч. 1, стр. 245–246. Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому. М. 1868 и см. также//Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1868. Кн. 2, стр. 114–207. Письма в Бозе почившего святителя Филарета, митрополита Московского к Гавриилу, архиепископу Тверскому//Душеполезное чтение. М. 1869, ч. 3, стр. 201–204.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Это на самом деле очень верное замечание. Да можно полюбить каждое произведение и можно заставить себя настроиться на каждое произведение, но если ты его действительно от всего сердца и души не захочешь с детьми изучить, у тебя ничего не получится. Это первое, чем я руководствуюсь. Непременно просматриваю огромное количество нот и пытаюсь выбрать то, что мне очень нравится. А мне очень нравится русская музыка. Я закончила Московскую консерваторию, и мы проходили и исполняли совершенно разную стилистику. Но, тем не менее, я предана всей душой русской музыке, русской гармонии. С большим уважением отношусь к творчеству     таких  композиторов, как Мусорский, Балакирев и к творчеству композиторов -  Синодалов. Мы вводим в репертуар нашей хоровой школы народные, казачьи песни. Это можно часто услышать на концертных площадках, т.е. ни   один концерт не обходится у нас без исполнения русской и казачьей песни. Большой поддержкой для нас является мужской хор под руководством Владимира Александровича Горбика. Благодаря ему,  у нас есть возможность исполнять хоровую музыку в оригинале, а  не в переложении, что очень важно. И детям, которые приходят к нам и вдруг слышат прекрасный, профессиональный хор и участвуют в совместном с ним исполнении, мне кажется, это многое  дает. Светлана Ладошкина: - Как раз об этом тоже хотела спросить, потому что Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры и сама Троице-Сергиева лавры известны своими традициями хорового пения. На Московском подворье, например, существует великолепный мужской хор, который не только радует прихожан изумительным пением за богослужением, но и является лауреатом международных конкурсов. Т.е. у учащихся школы есть возможность перенять этот опыт. Д.А. Довгань: - Да, есть такая возможность. Действительно огромное спасибо настоятелю подворья и Владимиру Александровичу за то, что он детей берет под свою ответственность. Это очень здорово, мы  очень благодарны, потому что такой опыт  не в каждой школе можно встретить.

http://radonezh.ru/text/khorovaya-shkola...

У нас среди духовенства сложилось такое правило: если владыка благословляет, то хотя бы нам то, что он сказал, не нравилось, как бы это ни шло вразрез с нашими измышлениями, но всегда всё в итоге происходило именно так, как он благословил. Так что с годами мы все уже были наученные – для нас его благословение было чем-то особенным, словом свыше, – тем, что и каждого из нас ведет ко спасению. Всё оборачивалось ко благу. От владыки Евлогия всегда почти ощутимо исходила благодать От владыки Евлогия всегда почти ощутимо исходила благодать. Вроде ничего особенного и не было, он просто всегда служил-служил-служил. Мы все уставали: духовенство падало с ног, молодые иподиаконы уже не выдерживали, а архиерей всё предстоял Богу, молился, нас всех точно нес своей молитвой, когда все мы уже изнемогали. Духовное становление будущего архиерея еще сызмальства происходило в Троице-Сергиевой лавре, – так он всю жизнь и оставался верным последователем преподобного аввы Сергия. Молится и молится. Отец Евлогий (Смирнов). Свято-Троицкая Сергиева лавра Благословит на что-то, – сколько раз было: человек выходит от него недовольный. А лекарство-то, оно и горькое бывает. Начнешь выполнять порученное – и что-то в твоей же душе выправится на Евангельский лад. Спасение душ для владыки Евлогия всегда было во главе всего. Наши внешние труды, скорее, содействовали нашему же внутреннему исправлению, на что нас и сподвигал на самом деле архипастырь. Как благословит, так всё и получилось. – Всё, братия, – увещевали мы друг друга, – это благодать действует. Давайте помогать ему исполнять его архипастырское служение. Когда я был у владыки за неделю до смерти, я сказал ему: – Владыка, мы все насытились вашей любовью, молитвой, Вы всегда будете с нами, в наших сердцах. Я видел его лицо. Оно светилось. Это было ангельское лицо Он был уже настолько слаб, весь высохший, худенький от болезни, но приподнялся, вдруг встал и обнял. И я точно весь, с ног до головы, наполнился такой радостью, благодатью! Я даже не знаю, как он смог встать, – физически это было буквально из последних сил. Потом он сел. Я видел его лицо. Оно светилось. Это было ангельское лицо. Я был поражен: и тем, что видел, и тем, что владыка, не думая о себе, о своем состоянии, встал так навстречу, – я знаю, что это уже было нечто, что превосходит рамки этого мира.

http://pravoslavie.ru/133032.html

Один из единоверческих церковных писателей, А.Ухтомский , в своем докладе на Первом Всероссийском съезде единоверцев отметил, что «многие твердые старообрядцы приходят и с любовию стоят в храмах Оптиной пустыни, Валаама, Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры и других древних обителей, несмотря на троеперстие, никоновские книги и прочее, потому что там – строго уставная служба с таким же уставным (знаменным) распевом» 5]. Да, в наших древних обителях свято хранили знаменный и другие древние распевы, и люди, переступившие порог этих обителей с чистым намерением, ясно чувствовали эту духовную сладость. Сердце инока-подвижника билось заодно с сердцем песнописца в ритме знаменной мелодии. Знаменный распев в полноте и совершенстве отвечал всем потребностям души подвижника, так что никакие другие мелодии ему не требовались. В Православной Церкви, как уже говорилось, пение является прямой обязанностью канонических певцов и прочего духовенства. Наше пение требует особых знаний, причем не столько музыкальных, сколько общебогословских. С XVIII столетия, по мере постепенного отделения алтаря от клироса, церковное пение у нас перешло в полное и бесконтрольное распоряжение мирян. О причинах такого отчуждения духовенства от пения мы будем говорить ниже: здесь нам хотелось бы отметить, что из многочисленного сонма известных церковных композиторов священный сан имеют только десять, а именно: три епископа и один иеромонах, о которых речь у нас уже была, протоиерей  Димитрий Разумовский , протоиерей Петр Турчанинов, священник Виноградов, священник Старорусский, священник Димитрий Аллеманов и протоиерей Гривский. Все остальные церковные наши композиторы – это миряне: люди полусветские или сугубо светские, и даже неправославные (итальянцы). Таким образом, на место стихарного певца стал певец в итальянском певческом кафтане, а позднее – господин во фраке. Наши новые сочинители церковных мелодий не могут идти в сравнение ни с песнотворцами Х1-ХУП веков, ни, тем более, с древними отцами-песнописцами, поскольку они в своих так называемых «свободных» сочинениях разрушают смысл церковных песнопений, снабжая их мелодиями, не соответствующими содержанию или превращающими их в мирские песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010