Arhiva Graie contribuiei Bisericii o locuitoare a Udmurtiei pentru prima dat a putut s se ridice în picoare 16 mai 2018 13:55 26-летняя Алена Балашова впервые смогла встать на ноги и начать передвигаться самостоятельно с помощью ходунков — до этого девушка, страдающая ДЦП, с трудом управляла даже инвалидной коляской. Первую в своей жизни реабилитацию она прошла благодаря содействию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и помощи православной службы «Милосердие», которая собрала на лечение 262 500 рублей. Алена Балашова родилась и всю жизнь прожила в небольшом удмуртском селе Алнаши. Передвигалась на инвалидной коляске, и то с трудом — из-за ДЦП рукам трудно было управляться с колесами, болела спина. Однако болезнь не помешала девушке делать добрые дела — Алена стала помощником председателя отдела по делам молодежи Алнашского благочиния ( Сарапульская епархия ). В 2017 году девушка занималась организацией паломнической поездки молодежи в Свято-Троицкую Сергиеву лавру , но найти средства на дорогу никак не получалось. О помощи решила просить Патриарха, который собирался приехать в Ижевск. В письме к Святейшему девушка попросила и о том, чтобы ей оказали медицинскую помощь — она мечтала начать передвигаться самостоятельно. Благодаря содействию Святейшего Патриарха Кирилла 60 молодых людей из Удмуртии увидели Троице-Сергиеву лавру, а Алена прошла обследование в Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского . По рекомендациям специалистов и врачей больницы святителя Алексия Алену согласился принять один из московских реабилитационных центров, оставалось только собрать деньги — более 260 тысяч рублей. Для семьи девушки эта сумма оказалась неподъемной. Средства помогла собрать православная служба  помощи «Милосердие», и в марте Алена отправилась на первую в своей жизни реабилитацию. «Мне многого удалось достичь. Благодаря различным занятиям хорошо укрепился мышечный корсет, спина стала ровней, могу стоять несколько секунд сама. Я теперь потихонечку передвигаюсь с ходунками, а  раньше совсем даже не могла стоять, — рассказала Алена Балашова. — Также улучшилась речь и моторика рук». Алена уже вернулась домой. Она старается ходить как можно больше и регулярно выполняет специальные упражнения. Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5205481...

Содержание От автора Спустя полвека со времени возвращения жизни в затихшие соборы и храмы Троице-Сергиевой Лавры хотелось собрать все свои записи, относящиеся к посещениям любимой с детства обители преподобного Сергия, и некоторые из них, во избежание повторений, включить в этот сборник. Он составлен почти полностью из личных заметок, за исключением воспоминаний одного из первых послушников Лавры, теперь архиепископа [ 1 ] , отца Сергия Боскина и Н. М. Любимова. Они дополняют скудные знания составителя о самом первом периоде жизни Лавры. При всей ограниченности этих дневниковых записей хотелось все-таки собрать их вместе с единственной целью — попытаться хоть как-то выразить невыразимое: огромную сердечную благодарность Господу, Промыслителю спасения каждого, и преподобному авве Сергию за то, что есть на свете Лавра Троицкая и есть возможность каждому желающему прикоснуться к чуду. Чудо это заключается в том, что в Лавре самое удивительное и драгоценное — это участие , хотя и незримое, в жизни каждого, кто тянется душой к Преподобному,— самого Преподобного . Все остальное, неизбежно сопровождающее всех нас, грехом ослабленных, не так важно. Главное — не проглядеть, не пропустить без внимания живой образ преподобного нашего аввы Сергия Великого. Если трепетно и благоговейно молиться в Лавре со всем усердием, на которое кто способен, то нельзя не согласиться, что нет на свете уголка лучше обители Сергиевой. Ощутить это легче тому, кто не отягчен житейскими привязанностями, кто может не распылять внимание на все второстепенное, постороннее, кто ищет не своего, а Божиего, кому место свято уже потому, что молитвами Святого строилось и посещением Богоматери благословлено было. Богу нашему слава и Угоднику Его достойное величание! Первое знакомство с образом Преподобного Сергия В далекие детские годы, еще до начала Отечественной войны (значит, до моих пяти лет), как-то бабушка взялась перебирать свое " добро " в большом сундуке. Может, он был и не таким уж большим, но мне казался огромным. Бабушка запирала его на замок, чтобы ребятишки не забрались из любопытства и не потревожили ее ценности. Бабушка время от времени просушивала вещи, хранившиеся в сундуке. Убедившись в том, что ничего интересного там нет и пахнет нафталином, мы потеряли к нему всякий интерес. Возможно, и о сундуке я бы не вспомнила, если бы не одна находка. Разбирать бабушкино " богатство " помогала ее дочка—моя тетушка. Они среди всего хозяйства нашли образок преподобного Сергия, обгоревший и поцарапанный. Тетушка, имея меня в виду, сказала бабушке: " Ты его ей береги. Пойдет в школу — пригодится " . Наверное, этот момент и был первым указанием на преподобного Сергия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Говоря о национальной идентичности и способах достижения национального единства, А.Д.Степанов подвёл к необходимости формирования законодательной инициативы о роли и месте русского народа в России. Эти и другие предложения Пятых Калязинских Чтений будут доведены до руководства России. Проведение выездной конференции в Калязине ежегодно сопровождается организацией встреч гостей с местной калязинской общественностью. Так, параллельно с пленарным заседанием в Калязинском колледже им. Н.М.Полежаева состоялся разговор мастеров кино со студентами на тему «Влияние киноискусства на русское мировоззрение». Во встрече приняли участие: почётный гость Анатолий Дмитриевич Заболоцкий, кинооператор-постановщик, Заслуженный деятель искусств РСФСР и БССР; генеральный директор студии «Троица», кинорежиссёр и сценарист Виктор Егорович Рыжко и директор «Тверьгосфильмофонда» Иван Владимирович Демидов. Студентам были показаны отрывки из документальных фильмов, которые привезли с собой авторы. Первый день работы конференции завершился торжественным творческим вечером в Доме культуры Калязина. При полном зале зрителей выступили К.Г.Ильин и А.Д.Степанов. Были показаны отрывки из документальных фильмов А.Д.Заболоцкого и В.Е.Рыжко, которые авторы представили сами. Трогательный клип «Возрождение духовности на Калязинской земле» режиссёра Сергея Козлова предварил большой творческий подарок для всех зрителей - выступление Мужского Братского хора Троице Сергиевой Лавры под руководством регента иеродьякона Михея Соррэ. Были озвучены приветственные слова регента участникам конференции «Русского Собрания»: « Говоря о русском народе, о его истории и государственности, мы всегда говорим о преподобном и Богоносном отце нашем Сергии, игумене Радонежском и Всея России, как об истинном патриоте своего Отечества, стоявшем у истоков формирования российской государственности. Деятельность преподобного Сергия и его учеников стала источником собирания русского народа в единую духовную целостность, которая в последствие получила наименование Святая Русь. Говоря об учениках Преподобного в широком смысле этого слова, мы поминаем не только его современников, которые основали множество монастырей по всей Руси. Со времени Преподобного Сергия по наши дни обитель Преподобного воспитывает учеников, которые подобно птицам разлетаются из родного гнезда по всем уголкам Святой Руси и далеко за её пределы, неся послушания на разных поприщах. Один из учеников периода ХХ - начала ХХ I веков архимандрит Матфей Мормыль - талантливейший регент, уставщик и композитор - музыкальная душа Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Этот человек посвятил всю свою жизнь восстановлению церковной певческой традиции, утерянной во дни лихолетий ХХ века. Собирая по крупицам сохранившиеся рукописи, записывая с ещё живых носителей церковные напевы и произведения, он сформировал современную певческую традицию Лавры, которая является наилучшим образцом церковного пения для всего русского Православного мира ».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/16/go...

Закрыть itemscope itemtype="" > Между строгостью и радостью 23.05.2016 853 Время на чтение 16 минут Церковное музыкальное искусство как неотъемлемая часть жизни Церкви вместе с ней переживает период своего возрождения. На этом пути остается немало сложностей, потому что многие традиции регентского и певческого дела были утрачены или забыты. Как изменилась ситуация за последние двадцать лет? Как научиться петь сердцем, чтобы хор стал раскрытой богослужебной книгой для прихожан? Мы беседуем об этом с Владимиром Горбиком - главным регентом Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподавателем Московской государственной консерватории, ректором Русско-американского музыкального института имени Патриарха Тихона. Петь сердцем - Владимир Александрович, готовясь к этому интервью, я обнаружила, что в этом году Вы можете отмечать круглую дату - двадцатилетие регентской деятельности. - Действительно, я на Подворье с ноября 1995 года. А в августе 1996-го настоятель Подворья, ныне Владыка Лонгин , благословил меня стать регентом братского хора. - И Вы оказались полностью захвачены тем делом, которым занимаетесь и поныне,- есть такое ощущение. Как это случилось? - Мой приход в регентское дело я бы назвал просто невероятным. Если бы мне кто-нибудь двадцать лет назад сказал, что я буду профессиональным регентом, я бы просто не поверил. Впрочем, я так же не поверил бы, если бы мне кто-нибудь сказал, что у меня будет десять детей. Жизнь - непредсказуемая штука. Говоря о причинах, я должен сказать прежде всего о Владыке Лонгине, потому что именно его энергия, самоотречение, желание служить Церкви были мною восприняты очень глубоко. Когда я увидел, что на Подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве люди учатся спасать свои души примерно так же, как студенты Московской консерватории учатся быть высокими профессионалами, этот процесс меня захватил. Я был и остаюсь абсолютно светским человеком, хотя стараюсь жить церковной жизнью, молиться в меру своих возможностей. Некоторые пытаются меня представить чуть ли не монахом, но это не так. У меня многодетная семья, я глубоко интегрирован в социальную среду, но мне очень приятно сознавать, что я помогаю Церкви. Расскажу почему.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Бдительный Игумен Земли Русской Новые чудеса преподобного Сергия Святые с нами. Помним ли мы об этом? Ко дню памяти Игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского – мы публикуем свидетельства о его неустанном о молящихся ему попечении. Рака с мощами преподобного Сергия в Троице-Сергиевой лавре Заступается только тогда, когда это действительно нужно Архимандрит Павел (Кривоногов) Архимандрит Павел (Кривоногов) , благочинный Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: – Когда я учился в семинарии, меня, помню, как-то раз попросили помочь иеросхимонаху Моисею (Боголюбову), он был уже стареньким. Старшекурсник, ранее ходивший за ним, выпускался, и я его сменил. Когда батюшке стало совсем плохо, и он уже не выходил из кельи, я ежедневно ему помогал. У него была язва на ноге, и постоянно требовались перевязки. Сам я тогда еще только перевелся во второй класс семинарии, занятия-то я еще посещал, а вот все мои часы самоподготовки проходили как раз в хлопотах в келье отца Моисея. В конце года я в трепете зашел в канцелярию семинарии, там мне выдали ведомость об успеваемости, которую я должен был отвезти папе с мамой. Мне даже сначала смотреть в нее не хотелось... Но потом я осмелел, взглянул и... не поверил! – Вы не ошиблись? – возвращаюсь к секретарю. – Это моя ведомость?! Она подтвердила: все верно. Там были все пятерки! Начинаю мысленно прокручивать: что происходило в этом учебном году? Вспомнил, например, такой случай: я знал всего один билет. У меня тогда практически не было времени что-либо учить, у батюшки, помню, было обострение болей. И я просил его помолиться: – Знаю, – говорю, – всего один билет... – А ты сходи к преподобному Сергию, скажи ему об этом, – благословляет меня старец. Я сходил, все рассказал преподобному, помолился. И на экзамене вытащил именно этот билет! Раз пятерка. Также вспомнил, как, бывало, прочитаю тогда второпях какой-то один вопрос, который меня самого заинтересует, и вдруг на занятии меня именно по этому вопросу и спрашивают... И так из раза в раз. Просто пока шел учебный год, я жил в таких «попыхах», что даже сам не замечал этих чудесных «совпадений». Кстати, когда старец почил и времени у меня стало побольше, они прекратились. Точно так же, как в тот год, я мог отсутствовать на вечерних занятиях и этого почему-то никто не замечал, мне ни разу не сделали ни выговора, ни замечания. А стоило мне куда-то не явиться на следующий год, когда я уже был третьекурсником, сразу же вызвали в инспекцию. Для меня все это было удивительно: дело в том, что когда годом ранее я «пропадал» у старца, я никого об этом не предупреждал.

http://pravoslavie.ru/116282.html

– Посылаю ее к Вам: если не имеете возражения, отдайте, пусть посмотрят, захотят ли печатать. 6 сентября 1852 г.» (12, с. 158). «Ректор желает или его располагают взять в эконома бывшего ильинского священника Флегонта. Этот пожелает должности, но не знаю, пожелает ли его должность. Желаю еще иметь Ваше слово, прежде нежели решусь. Августа 27-го 1853 г.» (12, с. 222). По воспоминаниям профессора П.С. Казанского , отец Антоний способствовал развитию богословской науки. «Глубоко памятна для меня его готовность содействовать моим ученым занятиям. Хотя сам он и не получил никакого образования, но действовал так, что и тени его действий не встречается в тех, которые сами занимаются учеными исследованиями, и тем глубже вздохнем об нем. Не говоря о том, что его [собственная] довольно значительная библиотека была открыта для пользования, он облегчал всячески пользование лаврскою библиотекой и лаврским архивом. Капризов у него тут не было. Встречая иногда затруднение доставать книги из лаврской библиотеки или по болезни библиотекаря, или по собственной болезненности затрудняясь ходить в холодную и неблизкую лаврскую библиотеку, пошлешь ему записку о том, что нужна мне такая-то рукопись или книга, – и требуемое чрез полчаса доставлялось. Однажды для некоторых объяснений мне полезно было побеседовать с каким-нибудь иноком, жившим на Афоне и Синае. Я спросил отца Антония, нет ли у него в Лавре или в скиту старца, желаемого мною. «Постараюсь узнать», – был его ответ. Не прошло часа после того, как я предложил просьбу, как ко мне является из скита иеромонах Самуил, долго живший и на Афоне, и на Синае; Отец Антоний успел распорядиться, чтобы приготовили экипаж и послали за сим иеромонахом. Все это делалось с такою готовностью и радушием, что не чувствовалось, что делается великое одолжение. С утратой такого человека начинаешь понимать вполне его цену» (3, т. 2, с. 733–734). Оценка трудов архимандрита Антония в должности наместника Троице-Сергиевой Лавры В своих письмах святитель Филарет часто выражал благодарность архимандриту Антонию за труды по окормлению Троицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

В 1788 году Московская Синодальная контора обратилась в Святейший Синод с рапортом от 19 февраля следующего содержания: «Сего февраля 9 дня Святейшего Правительствующего Синода конторе синодальный член Преосвященный Платон, митрополит Московский, письменно предлагал, что в Троице-Сергиевой Лавре отправляются почивающему там преподобному отцу Сергию, Радонежскому чудотворцу, во дни святых его памятей моления по напечатанным службам в Минеи, так как и при гробе цельбоносных его мощей исправляются акафисты, но по книжицам письменным, а напечатанных не имеется, а как де он, Преосвященный, прилагаемые при сем два акафиста рассмотрев и исправив и не нашедши в них ничего сомнительного, желает, чтобы оные церковной печатью в прославление Божие и угодника и во удовольствие усердных христиан были напечатаны, того ради да благоволит Св. Синода контора Московской Синодальной типографии предписать тех акафистов книжиц напечатать церковной печатью». Далее указывается потребное количество экземпляров (1200), из которых нужно «половину напечатать со службой празднуемой ему, чудотворцу, сентября в 25-й день, включив оные акафисты с молитвами в каноне по 6-й песни, а другую половину одних акафистов с молитвами без службы». При этом ставится условием, «чтоб при печатании последний лист для корректуры приносим был к нему, Преосвященному». По справке в конторе Святейшего Синода оказалось: «Разосланными из Святейшего Синода во все епархии и монастыри прошлого 1787 года сентября 25 указами велено: ежели кто из духовных чинов пожелает сочинения свои или переводы напечатать, то бы преосвященные архиереи и ставропигиальных монастырей архимандриты, как собственные свои, так и подчиненных своих сочинений рассматривая, оные представляли прежде на апробацию к изданию их в печать в духовных типографиях Святейшему Синоду или в контору оного, а без того как сами собой, так и посредством других для издания в печать никуда ни под каким видом не отдавали; когда же кому и какую именно книгу от конторы Святейшего Синода дозволено будет издать в печать, о том ей в то же время рапортовать, и по указу Ее Императорского Величества Святейшего Правительствующего Синода конторой определено: оные приложенные при предложении и исправленные синодальным членом Преосвященным Платоном, митрополитом Московским, и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом 83 преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу, два акафиста отослать (и отосланы) в Московскую типографскую контору при указе, и велено прописанное в предложении его Преосвященства число акафистов с службами и без оных церковной печатью напечатать».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Похожие задачи обозначил чуть позже И.П. Сахаров в разработанном им проекте об устройстве «Русской школы иконописания» (опубликован в Петербурге в 1903 году) , а также авторы временного положения о высшей художественно-иконописной мастерской при Строгановском училище технического рисования .   6. Последняя попытка возрождения традиционного иконописания в лаврском училище в начале XX века Остается рассмотреть, как развивалась ситуация с введением традиционного иконописания и других изменений в оставшейся под сенью Свято-Троицкой Сергиевой лавры иконописной школе в самый последний период ее существования – с 1900 гг. до 1918 года. Чтобы лучше понять ситуацию, вспомним в самых общих чертах социокультурную ситуацию в России в начале XX столетия. В ту эпоху интерес к своим национальным историческим корням и традициям был необычаен. Об этом говорят, в частности, следующие факты. В 1901 году был Высочайше утвержден Комитет попечительства о русской иконописи под председательством графа С.Д. Шереметьева. Управляющим делами Комитета стал известный исследователь и знаток византийского искусства Н.П. Кондаков. Комитет активно взялся за возрождение традиционного иконописания: организовал учебные иконописные мастерские в иконописных селах Владимирской губернии и в слободе Борисовке Курской губернии; он начал также выпускать периодические «Известия Комитета о русской иконописи». Лицевой иконописный подлинник командировал Н.П. Кондакова на Афон для сбора иконографических материалов. В самом начале века благодаря достижениям реставрации открылся лик древней иконы, что буквально потрясло и изменило художественный мир. В 1905 году появилась возможность прикоснуться к древним иконам, сохраненным старообрядцами, в 1913 году состоялась первая публичная выставка икон. Начали формироваться первые частные собрания древнерусской живописи, философы и ученые обратились к исследованию традиционной иконописи. Возможно из-за того, что Клыков не смог подыскать себе товарища, или вследствие каких-то разногласий со священноначалием лавры, через три года, в 1908 году, для преподавания в училище были приглашены другие мастера – иконописцы из Палеха, «лучшие по мастерству и благонадежные по поведению» : «доличник» Павел Алексеевич Плеханов и «личник» Илья Павлович Сафонов.

http://bogoslov.ru/article/1219210

А сколько в те годы было создано многодетных православных семей! Это беззаветное служение Богу и ближним, этот духовный подъём, такой жгучий интерес к практическому освоению свято-отеческого учения вряд ли когда в России повторится. Это было своего рода чудо, ибо такой церковной России во всю её историю ещё никогда не было. Я уже упоминал о «неразумности» неофитского подвига. И, тем не менее, у меня не поднимается рука бросить в него камень, осудить, ибо не бывает поражений и побед без сражений. Не ошибается тот, кто ничего не делает. И, как утверждают святые отцы, что лишь фарисейский подвиг молитвенного делания проходит ровно и без перемен, а кто истинно молится, у того всё время в молитвенном деле бывают перемены. И это так. И, скорее всего, права матушка Варвара, когда однажды сказала, что не всегда впадение во время подвига в «прелесть» бывает к погибели, но часто и к «обучению», для приобретения духовного опыта. И подобных опытов, во всяком случае в моей жизни, было несколько. Первый произошёл в 1983 году в деревне во время пастушества, о чём я писал в своей книге «Русские мальчики», второй – на приходе. После расстрела Белого дома в 1993 году и развала Союза нерушимого в стране начался беспредел, о котором матушка Варвара упоминает в ниже приведённом письме. Я тогда, хотя и посещал регулярно Троице-Сергиеву лавру, окормляясь у тогдашнего лаврского духовника, всему церковному миру хорошо известного старца архимандрита Кирилла (Павлова) , однако с наступлением Великого поста, из-за частых служб и большого стечения исповедников первые три недели выехать к духовнику не имел возможности. Тогда и произошло это событие. Началось, как всегда, с усиления телесного и молитвенного подвига. Если кому-то покажутся странными мои дальнейшие слова, отсылаю таких к книге «Великая стража» (о современных афонцах) и книге епископа Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости». Согласно свято-отеческому учению, не всякий дар бывает от Бога. Но бывает и так, что тот или иной дар, данный подвижнику от Бога, за неопытностью тотчас пытаются использовать в своих коварных целях бесы. В данном случае святые отцы советуют, по получении дара, молить Господа, чтобы либо отнял дар, либо приставил к нему стража, то есть ангела-хранителя. Но самым лучшим «стражем» всё же считается опытный в духовной жизни наставник. Враг в основном улавливает новоначальных через тонкое чувство тщеславия, ибо телесный подвиг в глазах такого неразумного подвижника всегда имеет некую цену. Прямо об этом не говорится, а даже наоборот, всячески стараются выказать и показать своё недостоинство, но в глубине души этот «самоцен» всегда есть. На этом как раз и пытаются играть бесы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Семинаристы и студенты ВУЗов посоревновались и выявили сильнейшего на Олимпиаде по богословию 3 мин., 15.03.2024 14 марта 2023 года в Московской духовной академии (МДА) завершилась III Общецерковная Олимпиада по богословию среди студентов выпускного курса высших духовных учебных заведений и теологических подразделений ВУЗов России. Эта Олимпиада была организована и проведена по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с Патриаршим советом по культуре, сообщает сайт Учебного комитета . Первый тур Олимпиады прошел на региональном уровне, на него поступило около 100 работ. Затем победители этого этапа прибыли в Сергиев Посад для участия в финальном туре, который и прошел 12-14 марта в МДА. Всего в финальном туре приняли участие 48 человек, прибывших на него со всей страны – из Московской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий, Белгородской, Воронежской, Донской, Екатеринбургской, Екатеринодарской и многих других духовных семинарий, а также Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Свято-Филаретовского института. Перед началом Олимпиады был отслужен торжественный молебен, который возглавил зам. председателя Учебного комитета протоиерей Валентин Васечко. Общецерковный тур включил в себя две части – написание творческой работы (эссе) и выполнение тестов. Для написания эссе участникам предложили на выбор три темы: «Каноническая норма: вечный догмат или актуальное правило?», «Проблематика и история паламитских споров», «Расхождение между нормами Типикона и богослужебной практикой: заданность или данность». Во второй день участники ответили на 80 тестовых вопросов, касающихся основных областей богословского знания: догматики, истории Церкви, канонического права, библеистики и литургики. Затем все работы оценили эксперты из числа преподавателей ведущих духовных школ Русской Православной Церкви. В свободное время участники Олимпиады осмотрели церковно-археологический кабинет МДА и совершили обзорную экскурсию по Троице-Сергиевой лавре с подъемом на колокольню.

http://foma.ru/seminaristy-i-studenty-vu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010