На заседании Священного Синода 19 сентября 1960 г. митрополит Гурий был назначен управляющим Ленинградской епархией (с поручением управления Олонецкой епархией) и постоянным членом Священного Синода. Правящий архиерей делал всё возможное, чтобы сохранить храмы Ленинградской епархии (их было 55) от закрытия, а духовенство от увольнения. В частности, отстоял пять храмов, в которых на протяжении 1960 г. не было священников и богослужений, а ленинградский уполномоченный не предоставлял возможности назначить в эти приходы настоятелей. В связи с передачей государству Свято-Духовского корпуса митрополит Гурий совершил перезахоронение тел усопших ленинградских митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова). Митрополит Ленинградский и Ладожский Гурий в алтаре Свято-Троицкого собора. Ленинград. 1960 г. В июле 1961 г. уполномоченный Г. С. Жаринов попытался провести тотальную «чистку» духовенства Ленинградской епархии, сократив его почти на 40% путём увольнения наиболее бескомпромиссных. Но из намеченного списка, в который вошли 60 священнослужителей, ему удалось уволить с помощью церковных советов только 29 человек, с которыми «новые хозяева» не заключили трудовые договоры. Митрополит Гурий отказался участвовать в таком беззаконии: он не издал ни одного указа об увольнении, известив в июле 1961 г. управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Тульского Пимена (Извекова).  Митрополит Гурий участвовал в Архиерейском Соборе 18 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре, выступил по вопросу об увеличении числа постоянных членов Священного Синода. В ноябре 1961 г. правящий архиерей посетил Олонецкую епархию с проведением торжественных богослужений. Будучи уже в преклонном возрасте и страдая от болезней, митрополит Гурий тяготился родным для него Ленинградом и постоянными приёмами иностранных делегаций. Когда с упокоением архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) освободилась Симферопольская кафедра, митрополит Гурий попросился перевести его в Крым.  Определением Священного Синода от 14 ноября 1961 г. преосвященный Гурий был назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с временным поручением управления Днепропетровской и Запорожской епархией. Последние годы жизни и служения митрополита Гурия прошли в Крыму. Местный уполномоченный Совета по делам РПЦ при поддержке партийных и советских органов любыми способами старался закрыть максимальное количество храмов, чтобы в итоге ликвидировать Крымскую епархию. Митрополит Гурий противодействовал мероприятиям органов власти, не соглашаясь поддерживать такую позицию государства по отношению к Церкви. Но силы были неравными — местные власти, действуя в большинстве случаев незаконными методами, в период управления митрополитом Гурием закрыли в Крымской епархии 11 храмов из 25 действующих.

http://bogoslov.ru/article/6172391

2014, С. Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Указ. соч.; Он же. Выдающиеся выпускники Тамбовской духовной семинарии в 1867 – 1884 годах.//ТЕВ. 2009. С. 20. Сайт Свято-Тихоновского гуманитарного университета [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 21.11.2014) Сайт Свято-Тихоновского гуманитарного университета [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 21.11.2014) Комментарии ( 1): Григорий, Санкт-Петербург 05 марта 2015г. 21:08 Писать апологию системе Зизиуласа и не принять в расчет всю ту критику, которая была на него обращена, по меньшей мере странно, если не безответственно Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 22 марта 2022 10 27 января 2022 10 16 апреля 2020 10 13 марта 2020 10 8 января 2020 10 10 декабря 2019 10 22 марта 2022 10 27 января 2022 10 16 апреля 2020 10 13 марта 2020 10 8 января 2020 10 10 декабря 2019 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/4458063

Те ответы старца стали для меня базовыми, их я вспоминаю каждый раз, когда сомневаюсь в правильности своих решений. В этом, наверное, и заключается суть феномена старчества… Когда просто нахождение рядом или несколько предложений, сказанных таким человеком, обнажают для тебя понимание сути жизни. История одной рекомендации Елена Потлова, экскурсовод в Троице-Сергиевой Лавре Елена Потлова В 1992 году я, только что окончившая школу, оказалась в Москве, где узнала, что открывается Свято-Тихоновский университет. Очень захотела поступить в него. Но для этого хороших результатов на вступительных экзаменах было недостаточно: сначала нужна была рекомендация правящего архиерея или хотя бы настоятеля храма, прихожанином которого абитуриент является. До моей родины — двое суток на поезде. Но даже если бы я купила билет и поехала, какой в этом был смысл? Как объясню про новый, недавно созданный и никому еще не известный университет? Тем более что и архиерей меня тоже совсем не знал. К отцу Кириллу мы с родителями приезжали в детстве за благословением — одни из многих, и, понятное дело, помнить меня он не мог. И вот я решилась идти к нему за советом: может, и не нужно мне поступать в Свято-Тихоновский? Пришла, рассказала обо всем. Отец Кирилл прямо просветлел, обрадовался: «Поступай, не переживай. Я тебе сам напишу рекомендацию». Назначил день, когда он мне передаст документ. А я все перепутала и пришла не в тот день, в итоге с отцом Кириллом не встретилась. Еще подумала: «Наверное, он все просто забыл». Но что делать? Скоро экзамены, а у меня нет такого важного документа. Подошла к проходной, жду, может быть, я его еще раз увижу, спрошу, напомню о себе. Через какое-то время увидела и закричала: «Батюшка!» Он строго и даже немного раздраженно посмотрел на меня, и было видно, что он переживал все эти дни: куда я делась, почему не пришла. А потом достал прямо из кармана конверт с моей рекомендацией, и не просто рекомендацией, а еще частично — характеристикой. «Это не только вам благословление, а всему институту», — сказал, прочтя рекомендательное письмо, ректор отец Владимир Воробьев.

http://pravmir.ru/krestnoe-znamenie-arhi...

196. Волков В.М. Свято-Троицкая Сергиева Лавра в ее историческом прошлом и Московская духовная академия: (историко-библиографический очерк). Загорск, 1972. 66 с. (Машинопись). 197. Волков В.М. Памяти библиотекаря МДА Константина Михайловича Попова. Б. м., 1974/75. 9 с. (Машинопись). 198. Володихин Д.М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII в. М., 1993. 211 с. 199. Вводный очерк истории образования в России XVII в., включающий оценку деятельности Славяно-греко-латинской академии (с. 9–79). 200. Воробьев И.В. Реформы духовных академий 1905–1911 гг.: Дис.... канд. ист. наук. Ярославль: ЯГПУ, 2004. 316 с. 201. Воскресенский Г.А. Ломоносов и Московская Славяно-греко-латинская академия: (К 125-летней годовщине Ломоносова): Речь, произнесенная на публичном акте Московской духовной академии 1 окт. 1890г. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1891. 112, 32 с. Оттиск из: ПрибТСО 47. 1891. Кн. 1. С. 3–94 (1-я пагин.); 2. С. 271–320 (1-я пагин.). 202. Всехсвятский П. Организация духовно-учебных заведений по Уставам 1814, 1867–1869, 1884 гг.: Дисс. ... канд. богосл. МДА, 1894 (НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 217. Ед. хр. 3). 116 л. 203. Высочайшее посещение Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии 22 мая 1883 года//ПрибТСО 32. 1883. Кн. 1. С. 340–346 (1-я пагин.). 204. Гаганова М.А. Троице-Сергиева Лавра и Сергиев Посад конца XIX – первой половины XX в. в воспоминаниях современника (К вопросу об использовании мемуарных источников в краеведческом исследовании)//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции 29 сентября–1 октября 1998г. М., 2000. Рассматриваются воспоминания Феодора Константиновича Попова, сына библиотекаря К.М. Попова, ценные для истории библиотеки МДА. 205. Галкин А. Академия в Москве в XVII столетии. М.: Типо-литогр. Товарищества И.Н. Кушнерев и К , 1913. 97 с. 206. Гальковская И.В. Православная академическая антропология: В.И. Несмелов и М.М. Тареев : Дисс. ... канд. философ. наук. Екатеринбург, 1995. 157 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

15. Пафнутьев сад упоминается в 1737 г. См. статью о. Арсения «О служках и пр.» (с. 8, прим. fin.). Новая ограда около него складена летом 1899 г. 16. [При постройке Странноприимного дома часть рощи была уничтожена и взамен ее посажены новые деревья.] 17. См. в «Богословском Вестнике» (1901, май, с. 77–81) статью свящ. Н. А. Романского «К характеристике Филарета, митрополита Московского. (Дело о Филарете, иеромонахе Троице-Сергиевой лавры)». 18. [См. фототипическую таблицу I, вид лавры XVII века.] 19. Миллер в описании своей поездки к Троице, совершенной в 1778 г., говорит: «как при учинившейся в 1763-м году перемене наблюдаемо было, чтоб монастырския земли не лежали впусте, то ближния земли (к Троицкому монастырю) были разделены между столькими жителями слободскими (подмонастырных сдобод), на сколько доставало, и сии-то теперь настоящие крестьяне» . 20. [См. часть этой местности на фототипических таблицах IV, VI и XVI.] 21. Именной указ от 22 марта 1782 г. в Собрании законов (т. XXI, 15371, с. 442): «по поданным нам от генерал-маиора и Московскаго губернатора Архарова, в бытность его здесь (в Петербурге), представлениям, утвержденным ныне от нашего генерал-фельдмаршала, Главнокомандующаго в Москве и в губернии тамошней графа Чернышева всемилостивейше повелеваем: живущим в слободах ведомства Коллегии экономии, близ Свято-Троицкой Сергиевской лавры лежащих, непахотным жителям, производящим торговлю и ремесла, позволить записаться по желаниям их в купечество и мещанство, учредя для них посад, под именем Сергиевской, и в нем Ратушу, сходственно учреждениям нашим главы I, в статье 27, и главы XX, в статье 278». 22. В Писцовой книге Московского уезда 1623 и 1624 годов говорится о трех Стрелецких слободах: «(под монастырем) слобода Пушкарская, да три слободы Стрелецких, а в них стрелецких и пушкарских двести семнадцать дворов». В Переписной книге 1646 года сначала называется слобода Стрелецкая, в которой перечисляется восемьдесят два дома, потом: «да под монастырем же по другую сторону стрельцов» – и еще перечисляется принадлежащих стрельцам девяносто восемь домов.

http://sedmitza.ru/lib/text/438597/

Успенский корпус келий Двухэтажное здание Успенского корпуса келий расположено вдоль восточной монастырской стены, к северу от Успенских ворот. С севера оно ограничено примыкающим к нему Инспекторским корпусом. Здание построено в 1816 г. В настоящее время в Успенском корпусе размещаются административные помещения и монастырская гостиница. В 2012-2015 г.г. была проведена реставрация фасадов, реставрация кровли, утепление сводов, воссоздание столярных заполнений. Казначейский корпус братских келий Казначейский корпус - это памятник архитектуры XVI-XVII в.в. После расширения Казначейской палаты с XVI в. предназначался для размещения келий братии Лавры. Корпус был покрыт декоративными кокошниками. Такой архитектурный прием в палатном строительстве нигде больше не встречается. В 1919 в., после национализации монастыря в Казначейском корпусе расположились коммуналки. В середине ХХ в. помещения были заняты музеем. Сегодня в здании располагаются монастырские кельи. В 2013-2015 г.г. была проведена реставрация фасадов, воссоздание столярных заполнений, устройство водосточной системы, линейное покрытие подоконных отливов и выступающих частей, реставрация крылец восточного фасада. Книжная лавка Конец XX в. был отмечен бурным строительством вокруг монастыря. Внутри Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в этот период появилась небольшая одноэтажная книжная лавка. Она построена в 1895 г. у юго-западного угла надвратной Предтеченской церкви. Это сооружение в псевдорусском стиле, оформленное в духе " узорочья " XVII в. В настоящее время используется по назначению. В 2014-2015 г.г. были проведены ремонтные работы включающие реставрацию фасадов и кровли, воссоздание столярных заполнений, реставрацию позолоты, устройство водосточной системы, линейное покрытие подоконных отливов и выступающих частей, реставрацию крылец Восточного фасада. Звонковая башня Звонковая башня находится в Троице-Сергиевой Лавре недалеко от Царских Чертогов в северной монастырской стене, между Каличьей и угловой Уточьей башнями. Она была выстроена в середине XVI в. Высота башни до карниза – 16 м, размер – 10х11 м. В стенах этой четырехъярусной башни была сделана 51 бойница. Башню отличает нарядный фасад, украшенный большим числом пилястр, поясков и арочек, и шатровое покрытие, которое сохранило первоначальный характер XVII в. Название Звонковой башня получила в середине XVIII в. от висевшего здесь колокола, оповещавшего семинаристов о начале и окончании занятий. В 2013-2014 г.г. проведены работы, в ходе которых была выполнена реставрация фасада, устройство горизонтальной отсечной и вертикальной гидроизоляции, гранитной отмостки.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Для того чтобы мы могли отвечать на запросы настоящего, – необходимо переоценивать истины, утвержденные Церковью в прошлом, это верно. Но такая переоценка никогда не обесценивает: она придает новую ценность тому, что было сказано в иных исторических условиях в прошлом. Историк всегда будет высказываться по поводу этих условий, всегда будет говорить об «исторической» приложимости догмата, но не ему, историку, судить о самом качестве догмата как такового. Иначе историческое богословие может превратиться в «серого кардинала» Церкви или скорее в ее «светского кардинала», мечтающего установить новый канон церковного Предания методами секуляризованной науки. Только в том случае, если Предание было бы для Церкви не живой реальностью Откровения в Духе Святом, а чем-то иным, этот своеобразный цезарепапизм ученых, навяжи они его Церкви, смог бы стать для нее авторитетным. Вот пример русского ученого В. В. Болотова , известнейшего историка богословия, проводившего переговоры со старокатоликами в Бонне. Обосновав свое мнение анализом святоотеческих текстов, он счел возможным заявить, что Филиокве отнюдь не является «impedimentum dirimens» [разделяющим препятствием] к догматическому примирению 170 . По мнению Болотова, перед нами два «теологумена», которые двумя различными формулами – «а Filio» [от Сына] и «δι υο» [через Сына] выражают одно и то же учение об исхождении Святого Духа. Болотов был слишком хорошим историком богословия, чтобы вывести из данного положения тождество в самом учении. Однако у него не хватило догматической чуткости, он не уловил подлинного значения этих двух формул для двух различных учений о Троице. Даже как историк он не был прав, когда сопоставлял в качестве двух различных формулировок ипостасного исхождения Святого Духа «а Filio» с «δι υο» Ведь столкнулись между собой формулы исхождения «а Patre Filioque» [от Отца и Сына] и «κ μνου το πατρς» [от одного Отца]; в них-то и обнаружилась вся разница учений о Троице 171 . Δι υο, истолкованное в смысле посредничества Сына в ипостасном исхождении Святого Духа, именно потому и было выбрано в качестве примирительной формулы поборниками унии XIII века, что их триадология отличалась от триадологии противников Филиокве. Приняв толкование формулы «δι υο», свойственное латинствующим грекам, Болотов умалил разницу вероучения в двух триадологиях, что и позволило говорить о двух вполне терпимых друг к другу «богословских мнениях».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Об отчаявшейся женщине, буханке и генерале Из блокадной жизни архимандрита Доримедонта (Чемоданова) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Архимандрит Доримедонт (Чемоданов) Архимандрит Доримедонт (Чемоданов; 1871–1950) – насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, который до самой смерти нес послушание «гробового» монаха при мощах преподобного Сергия. Да этого – с 1929 года и до конца войны – он жил в Ленинграде у племянника, по праздникам сослужил митрополиту Алексию (Симанскому), будущему Патриарху Московскому и всея Руси. Случай, о котором пойдёт здесь речь, произошёл в голодные годы блокадного Ленинграда... У отца Доримедонта (Чемоданова) был исключительной доброты племянник Иван Михайлович, который работал поваром при госпитале в блокадном Ленинграде и по мере сил помогал голодавшим блокадникам. Однажды на набережной Невы он увидел бежавшую к воде молодую женщину. Он успел ее остановить, и та в слезах объяснила, что не может больше смотреть на своих умирающих от голода малолетних детей. Иван Михайлович утешил ее и пообещал помогать. Иван Михайлович увидел бежавшую к воде молодую женщину и успел ее остановить Вскоре отец Доримедонт и его племянник подверглись серьезному искушению. Через своего дядю Иван Михайлович передал буханку хлеба голодавшему митрополиту Алексию. Оказалось, что за батюшкой следили, и во время передачи отца Доримедонта арестовали и, определив в отряд смертников, отправили копать заградительные траншеи. В это время произошло чудо. Спасенную Иваном Михайловичем женщину с детьми нашел потерявший их муж и отец семейства, который оказался генералом. Дом, где жила его семья, попал под бомбежку, и генерал долго не мог найти свою родню. Когда долгожданная встреча состоялась, женщина рассказала, что они с детьми остались живы лишь благодаря Ивану Михайловичу. Генерал в знак благодарности предложил любую помощь. Племянник поведал о положении дел отца Доримедонта. Вмешательство генерала помогло батюшке избежать расстрела. После войны митрополит Алексий, став священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, предложил отцу Доримедонту с Иваном Михайловичем перейти в обитель. Архимандрит Доримедонт отошел ко Господу в Троице-Сергиевой Лавре. Был погребен на Никольском кладбище Сергиева Посада. В 1989 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена останки подвижника были перенесены на Северное городское кладбище. Рейтинг: 10 Голосов: 656 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 10 мая 2022, 11:06 Слава Богу за всё! Спасибо за статью! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/146038.html

Русско-Американский музыкальный институт будет обучать регентов и певчих через интернет 4 февраля, 2014. Новостная служба Программы не требуют от студента иметь музыкальное образование. 4 февраля. ПРАВМИР. Русско-Американский музыкальный институт им. Патриарха Тихона (ПаТРАМ) будет обучать православных регентов и певчих для Северной Америки через интернет. Об этом сообщается на сайте Восточно-Американской епархии . В 2013 году ПаТРАМ и  регент Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры Владимир Горбик  договорились о совместной работе над программой, специально созданной для людей, живущих в Северной Америке, и желающих научиться церковному пению и регентованию. Эта программа основана на примере церковно-певческого и регентского учебного процесса при подворье Лавры, разработанного Владимиром Горбиком, и представляющего собой соединение духовного начала Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и профессионального образования Московской Государственной консерватории. Такое обучение уже в течение 10 лет помогает людям разных профессий, не имевшим до этого никакого музыкального и певческого образования, становиться церковными певчими и регентами, что никак не препятствует их основной деятельности . Ввиду того, что большинство регентов хора и певчих в Америке не могут выделять недели из своего личного и рабочего графика, ПаТРАМ предлагает обширные обучающие программы через интернет. Занятия в выходные дни проводятся в разное время и в разных концах страны. Но основная цель ПаТРАМ – создание доступного виртуального института, где умения будут достигаться за более длительные интервалы обучения. Программы не требуют от студента иметь музыкальное образование. Их намерение – взять человека, имеющего музыкальный потенциал и научить его петь или управлять хором. Те, кто уже имеют музыкальную подготовку, могут получать дальнейшее образование через магистерскую программу. Получить подробную информацию или зарегистрироваться для прохождения занятий можно на официальном сайте Музыкального института им. Патриарха Тихона .

http://pravmir.ru/russko-amerikanskij-mu...

Разделы портала «Азбука веры» Итоговый документ VII Пленума Синодальной Богословской комиссии, посвященной вопросу об ИНН В Избранное ( 3  голоса:  3.7 из  5) “Можно сказать, что поставлена точка в вопросе об ИНН. Призрак, увлекавший “овец из церковного стада на съедение волкам” уничтожен. “Спасибо Богу за все”… 19 — 20 февраля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в стенах Московской Духовной Академии состоялось заседание расширенного пленума Синодальной Богословской комиссии под председательством Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета. На заседании был принят итоговый документ, текст которого полностью приводится ниже. VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия, 19–20 февраля 2001 г. Итоговый документ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в связи с дискуссией в церковных и общественных кругах по проблеме введения индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН), 19–20 февраля 2001 года в Троице-Сергиевой Лавре, в стенах Московской Духовной Академии состоялось расширенное заседание Синодальной Богословской комиссии с участием архиереев, представляющих Православные Церкви четырех стран – России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместников и духовников ставропигиальных монастырей, представителей государственных органов, консультантов и экспертов. В ходе работы Комиссии состоялся взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и государственных органов – Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам. В процессе диалога были прояснены вопросы, связанные с порядком налогового учета граждан. Пленум рассмотрел проблемы, вызывающие озабоченность и смущение среди части церковного народа, вопросы, которые ставятся в многочисленных обращениях верующих и в публикациях средств массовой информации: 1. Присутствует ли апокалиптическое число 666 в ИНН и электронных документах, удостоверяющих личность?  2. Является ли ИНН печатью антихриста? 

http://azbyka.ru/apokalipsis/itogovyj-do...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010