“О, христиане,— часто говаривал о. Зосима,— мы живем так суетно и не думаем о вечности, а думать очень и очень надо. Пред лицем Господа ходите и помните, что каждый ваш добрый поступок записан Ангелом Хранителем, приставленным к вам Господом, а каждый грех — темной силой. Ничего нельзя сделать такого, чтобы не стало явным. Кайтесь же, пока не поздно, смиряйтесь и спасайте душу свою. Читайте Евангелие, читайте слова сии, надо их внять. Стремитесь, чтобы Дух Божий был в вас, чтобы вы были Христовы ученики: “Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим”. Надо любить людей делом и истиною, а не словом и языком, Надо учиться любить людей, как самого себя, то есть проявлять к другим такую же всепрощающую любовь и заботу, которые проявляете к себе, Смотрите, не творите милостыни напоказ, Не хвалите себя, как фарисей. Но творите милостыни ежедневно. Пропал для вечности тот день, в который не сотворил милостыни ты, пропал для души твоей. Милостыня помогает нам получить благодать Святого Духа. Блажени милостивии, ибо они помилованы будут. Милостыня может даже из ада извлечь душу грешника. Ангел этой добродетели безгласно предстоит пред престолом Господним и вопиет в сотворившем милостыню. Не заботься о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о себе, довольно для каждого дня своей заботы. Смотрите на каждый день свой, как на последний день своей жизни. Всегда помните, что Господь смотрит на вас и каждое движение ваше видит, каждую мысль и чувство. Возненавидьте грехи, так как это самое большое зло. Грех родил диавол. Грех нас ввергает в геенну огненных страданий, оторвав нас от Господа Бога в Троице единого. Наши сердца, хуже, чем в муках всех видов земных страданий, будут болеть об утраченном благе, навеки попав в ад. Будьте же добры и осторожны, деточки. Не унывайте, терпеливо несите каждый свой крест, возложив всю печаль на Господа. Энергично понуждая себя ко всякому доброму делу, идите по узкой святой дорожке добродетелей, которая приведет вас в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

1-ое изд. Геннади указываетъ: СПб., в типографии И. Глазунова, 1819 г., 8°, стр. 215+XXV. Относительно года – ошибка (опечатка), должно читать, вероятно, 1809 или 1810, – так как второе издание вышло в 1812 г. (След. первое в 1819 г. быть не могло). Исправить этой ошибки я не мог, так как не удалось видеть 1-го издания сей кннги. 2-ое изд., «против первого исиравленное и дополненное». М. в типографии С. Селивановского, 1812 r., 8°, стр. 158+Х. 3-е изд. исправ. и дополнен.: СПб. в тип. И. Глазунова, 1814 r., 8°, 116 стр. 4-е изд. М. в тип. С. Селявановского, 1817 г., 8°, VII+226. 5-е изд. М. в тип. С. Селивановского, 1819 г., 8°, 226 + прпложение о пасхалии, 170–II. 6-е изд. с дополнением. М. в тпп. Селивановского, 1822 r., 8°, 208+170+95 стр. 7-е изд. М. в тип. С. Селивановского, 1848 г., 8°, 248+152+90 стр. 8-е изд. с 7-го изд. с исправлениями. M., там же, 1854 г., 8°, 248+80 стр. 3)       Подробное и верное описание монастырей, находящихся в Российской Империи, расположенное по азбучному порядку и извлеченное из новейших отечеств. писателей. С присовокуплением дневника отечеств. воспоминаний и пр... М. в тип. А. Семена, 1829 г., 8°, 416+190 стр. (В том же порядке и составе, как и предыдущее; не обозначено – какое это издание или с какого перепечатано). 4)       Сведение о существующих в России лаврах и монастырях. М. в Университ. типографии, 1850 г., 8°, 156 стр. (О Троице-Сергиевом монастыре стр. 23–41). 5)       Полное собрание историч. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечат. церквях в России. Составлено из достоверн. источников А. Ратшиным. М. 1852 r., стр. 564+45. (См. стр. 89 и след.). 6)       Монастыри в России и соборы в Москве, с обозрением их истории, описанием святынь и хранящихся в оных древностей и богатств из достоверн. источников. Н. Проценка. М. 1863 г. (См. также у Иконникова – Опыт русской историографии, т. I, кн. 1, Киев 1891 г., стр. 665–666, 669–670). б)      отдельные (подробные) описания. 7)       Краткое историчеекое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной, соч. иеромонахом Павлом. (Карамзин в своей истории т. XII, 336 приписывает это сочинение митроп. Платону, а И.М. Снегирев в жизнеописании Платона (изд. 2. М. 1831 г.) в примеч. к 110 стр. части говорит, что вероятно преосвящ. Павел Пономарев составил эту книгу под руководством м. Платона. См. Геннадн стр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Земли некоторых политически ослабленных древнерусских княжеств в 13 веке (Галицкого, Волынского и др.) были захвачены великим княжеством Литовским и союзным с ним Польским королевством. Часть русского населения оказалась на территории, где официальной религией считался католицизм. Здесь русские монастыри и их школы стали оплотом православия и самобытной русской культуры. Некоторые северорусские монастыри в трудных условиях развернули освоение новых территорий. С 14 века оживилась миссионерская деятельность монастырей, были предприняты первые попытки создания на основе церковнославянского алфавита письменности для некоторых народов России. Огромная роль в становлении русской государственности во всех ее проявлениях принадлежит Свято-Троицкому монастырю, основанному св. Сергием Радонежским – будущей Свято Троице-Сергиевой Лавре (подробнее об этом пойдет речь в 2.1.3). Широкому распространению грамотности во многом способствовало такое важное обстоятельство, как единство народного и государственного языков. Если, например, на Западе путь к овладению грамотой лежал через изучение латыни – языка, чуждого многим европейским народам по лексике, фонетическому и грамматическому строю, то русскому человеку, для того, чтобы научиться читать и писать, достаточно было знания азбуки. Обучение в Древней Руси носило внесословный характер. Была единая вера, и учились все одному и тому же у тех же учителей: и дети княжеских и зажиточных семей, и поповичи, и крестьянские сыновья. Наряду с церковными служащими, осуществлялось обучение детей на дому вольными учителями, так называемыми «мастерами грамоты». Таким образом, в Киевской Руси сложилось несколько типов обучения: книжное обучение в монастырях, домашнее обучение и обучение в приходах, но везде учащихся учили читать, знать молитвы и понимать сущность христианского учения, раскрывали законы нравственной жизни. Значительную роль в воспитании детей играла семья. Усилия Церкви направлялись на формирование православной семьи как малой Церкви, привитие народу правильного понятия о браке, поскольку долгое время в простом народе бытовало представление, будто брачный обряд существует только для князей и бояр.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

  Соловьеву не посчастливилось в семейной жизни. Восемнадцатилетним юношей он влюбился в свою кузину Е. К. Романову. В течение нескольких лет они считались помолвленными, однако в 1875 г. Романова ему отказала. Отвечая на вопрос, был ли он влюблен и если да, то сколько раз, Соловьев записал в альбом Т. Л. Сухотиной: «Серьезно — один, вообще — 27 раз». Трудно сказать, кого Соловьев любил «серьезно» — Е. К. Романову, Е. М. Поливанову, С. П. Хитрово или С. М. Мартынову? .   Не раз Соловьев собирался постричься в монахи, В 1886 г., посетив Троице-Сергиеву лавру, он писал канонику Рачки: «Архимандрит и монахи очень за мною ухаживают, желая, чтобы я пошел в монахи, но я много подумаю, прежде чем на это решиться» .   Через год Соловьев писал архимандриту Антонию: «Если бы не то положение, о котором Вы писали, я имел бы теперь большую склонность пойти в монахи. Но пока это невозможно. Я вовсе не сторонник безусловной свободы, но полагаю, что между такою свободою и безусловной неволею должно быть нечто среднее, именно свобода, обусловленная искренним подчинением тому, что свято и законно. Эта свобода, мне кажется, не противоречит и специально монашескому обету послушания, когда дело касается всецерковных интересов. А между тем, допустят ли у нас такую свободу, не потребуют ли подчинения всему без разбора, свято ли оно и законно, или нет?» .   О своем жизненном пути Соловьев говорит так:   В тумане утреннем неверными шагами Я шел к таинственным и чудным берегам. Боролася заря с последними звездами, Еще летали сны — и схваченная снами Душа молилася неведомым богам.   В холодный белый день дорогой одинокой, Как прежде, я иду в неведомой стране. Рассеялся туман, и ясно видит око, Как труден горный путь, и как еще далеко, Далеко все, что грезилося мне.   И до полуночи неробкими шагами Все буду я идти к желанным берегам, Туда, где на горе, под новыми звездами Весь пламенеющий победными огнями Меня дождется мой заветный храм .   К материальной стороне жизни и деньгам Соловьев относился крайне пренебрежительно. Заработанные деньги он раздавал, не задумываясь, всем, кто у него просил. Если не было достаточно денег, то Соловьев раздавал свои вещи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Нет, никакая свобода не может рассеять мертвящий дух этой секты. Для изуверов, положивших на себя скопческую печать физического уродства, нет возврата и раскаяния. „Печать батюшки искупителя“ навсегда отрывает их от мира семейного и общества людского. Нет для них интересов, кроме интересов секты; единственная цель их жизни – это распространение своего лжеучения, приумножение подобных себе несчастных. С своим материальным довольством и богатством они повсюду несут разрушение семьи и смерть. Если и встречаются среди них немногие, осуждающие скопчество, сознающие вред заблуждений этой секты, то это те несчастные, которые в детстве сделались жертвами скопческого изуверного насилия, которым только остаётся сожалеть о своей загубленной жизни. А. Орлов Библиография Барснев В. [Рец. на:]: «Божья Нива». Троицкий собеседник для церковно-приходских школ. Издание Троице-Сергиевской лавры//Миссионерское обозрение. 1902 г. 9–12. С. 521–524 Возрождённая Высочайше утверждённым 1884 г. Положением церковная школа успела приобрести в помощь своему святому делу два печатных органа: в Киеве издаётся более 10 лет ежемесячный журнал под названием „Церковно-приходская школа“. Более 5 лет выходит в свет официальный орган церковной: школы: „Народное Образование“. В истекающем 1902 г. народилось новое церковно-приходское издание под вышеприведённым названием: „Нива Божья“. Здесь на помощь школе пришла Троице-Сергиевская лавра в лице своего так хорошо всем известного архимандрита Никона, издателя „Троицких Листков“. Последнему принадлежит инициатива нового издания, он же является душой и главным работником на „Ниве Божьей“. Уже одно это рекомендует новое издание с наилучшей стороны. И действительно всякому, кому дорога церковная школа, а наипаче же учителю, у которого в душе есть горячее искреннее желание дослужить истинному просвещению народа, этот небольшой объёмом, но богатый содержанием журнальчик является ценным литературным даром, необходимым пособием. Цель издания „оказывать нравственную поддержку всем, кто трудится в церковно-приходских школах в великом деле воспитания народа в духе христианского благочестия и родных преданий старины, дать этим труженикам возможность обмениваться мыслями по тем вопросам, которые особенно тревожат их христианскую совесть; показывать на фактах, как велико и свято то дело, коему они служат; как и чем проявляет себя это дело в жизни, как в самой школе, так и вне её; в чём состоит тот идеал, к какому должна быть направлена вся их будничная работа: „Божья Нива“ будет стремиться указать, при помощи Божией те пути и средства, коими возделывается добрая по природе нива детского сердца“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скончались 87-летний архимандрит Лаврентий и 57-летний иеродиакон Каллист, заболевший коронавирусом 8 мая. ПРАВМИР. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре сообщили о смерти двух насельников. После продолжительной болезни 8 мая скончался один из старейших насельников обители 87-летний архимандрит Лаврентий (Постников). Он родился 25 октября 1933 года в Орловской области. Учился в Московской духовной семинарии, в 1964 году был пострижен в монашество, в 1979 году возведен в сан архимандрита. Долгое время архимандрит Лаврентий был канонархом Троице-Сергиевой лавры. В тот же день после продолжительного лечения от коронавирусной инфекции скончался иеродиакон Каллист. Он родился 22 июня 1962 года в Новосибирске. В 2002 году он переехал в Сергиев Посад, где нес послушание в иконной лавке лавры. В 2009 году принял иноческий постриг, а в следующем — монашеский, в том же году был рукоположен в иеродиакона. Накануне в лавре совершили отпевание игумена Тихона (Барсукова), главного врача обители и Московской духовной академии. Он умер от осложнений, вызванных коронавирусом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-troicze-sergievoj-la...

С 1918 по 1947 год работал в Малом театре. В 1920–1924 годах преподавал одновременно в консерватории, в 19281933 – преподавал музыкально-теоретические предметы в Центральном техникуме театрального искусства. Скончался 12.IX.1947 года. 307 В перечислении колоколов сохраняется последовательность, установленная в приводимом описании, цитаты из которого заключены в кавычки. (Примеч. сост.). 309 Замечательный пример подбора колоколов, согласующихся по высотным, обертоновым и тембровым признакам представляет звонница Ростовского кремля. Старые ростовские звоны сохранились и воспроизводятся по записям о. Аристарха Израилева (конец XIX века). 310 В 1920-е годы выдающимся музыкантом-звонарем К.К. Сараджевым был составлен список звуковых индивидуальностей больших колоколов колоколен Москвы и Троице-Сергиевой Лавры (см.: Благовещенская Л.Д. Звуковые спектры московских колоколов. Памятники культуры. Новые открытия. М., 1977. С. 35). 311 Этот эпизод был рассказан о. Сергием Боскиным. В настоящее время опубликован в издании: Троицкое слово. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Б. г. 4. С. 22. – Протодиакон Сергий Боскин. Открытие Лавры преподобного Сергия. (Примеч. сост.). 312 В дневниках M.M. Пришвина возникает хроника уничтожения лаврских колоколов – свидетелей былого величия и исторической славы Лавры. [Далее в подготовительных материалах к публикуемому тексту отмечены страницы из альманаха «Прометей» (Вып. 16. М., 1990), где были изданы фрагменты дневниковых записей М.М. Пришвина, которые Сергей Зосимович включил в доклад и которые приводятся ниже. – Примеч. сост.]. 314 Завершая ряд примечаний, хотелось бы добавить следующее. В 2000 году жительницей Сергиева Посада Екатериной Шевалдышевой был передан лаврским насельникам кусочек от сброшенного в 1930-е годы колокола, который она подобрала, будучи ребенком. Спектральный анализ показал состав металла, в соответствии с чем в 2002 году в Москве на ЗИЛе были отлиты и возведены на лаврскую колокольню 4 сентября того же года два колокола: «Первенец» и «Благовест». В 2003 году из С.-Петербурга был доставлен еще один вновь отлитый колокол в 4000 пудов – «Царь». Его подняли на колокольню в пятницу Пасхальной недели 16 апреля 2004 года, а звонить стали, начиная с Троицина дня. (Примеч. сост.).

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Самородок нашего времени Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Архимандрит Матфей (Мормыль), — † 15.9.2009) Архимандрит Матфей на заседании Богослужебной комиссии В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 года двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители, знаменитого регента архимандрита Матфея, заслуженного профессора Московской Духовной академии. Он отошёл ко Господу на 72-м году жизни после продолжительной болезни. Архимандрит Матфей, в миру Лев Васильевич Мормыль, родился 5 марта 1938 года в станице Архонской в Северной Осетии в семье крестьян. Крещён был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 года поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 году с оценками “хорошо” и “отлично”. С 20 июля 1955 года по 25 июля 1956 года он был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме станицы Архонской Ставропольской епархии. Начало духовному образованию архимандрита Матфея было положено в Ставропольской Духовной семинарии, в которую он поступил в 1956 году сразу во второй класс. Окончил он Семинарию по первому разряду, в его характеристике говорится: “Хо­роший нравственный юноша. Старательный. Способный. Был регентом семинарского хора”. По окончании Семинарии он короткое время был псаломщиком в Никольском храме города Ессентуки и в том же 1959 году поступил в Московскую Духовную академию. 11 сентября 1961 года студент III курса Академии Лев Мормыль подал прошение ректору Академии протоиерею Константину Ружицкому, испрашивая благословение перейти “в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оставаясь в то же время студентом родной нашей Академии”. Он поступил в Лавру вместе с Сергеем Лозинским 1 . Монашеский постриг студента Л. Мормыля совершил 19 декабря 1962 года наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский), назвав его во имя апостола Матфея (†60; пам. 16 нояб.). Отец Матфей особо чтил своего небесного покровителя и всегда в день памяти апостола Матфея торжественно совершал Всенощное бдение и Божественную литургию, а на клиросе пел хор, мастерством которого он жил.

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

Как духовный компо­зитор он стал известен с 80-х годов ХХ века. Этот вид творчества явился завершени­ем его творческой биографии как музыканта. Он писал оригинальную церковную музыку и гармонизовывал древние распевы. Связь с Троице-Сергиевой Лаврой, несомненно, способствовала его становлению как духовного композитора, а также направлению его композиторского творчества. Постепенно произведения отца Сергия начинают входить в репертуар цер­ковных и академических хоров и затем начинают появляться в записях различных хоров. На про­тяжении нескольких лет он писал песнопения Божественной Литургии, которые в 1994 году были собраны в отдельную тетрадь. Незадолго до своей кончины отец Сергий написал музыку на текст третьего антифона, “Блаженны” для мужского хора. Это оказалось последним произведением композитора. В песнопениях Литургии представлена многоголосная обработка знаменного распева, создающая впечатление просветленности и умиротворенности, достигаемое мастерством композитора. Отдельные литургийные произведения стали исполняться на Богослужениях вскоре после их написания. Как единый цикл песнопения Литургии исполнялись в Малом зале Московской консерватории хором подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под управлением В. Горбика. Отдельные песнопения Литургии диа­кона Сергия вошли в раз­личные певческие сборники. К десятилетию со дня кончины композитора в издательстве “Музыка” вышли из печати “Песнопения Литургии для хора без сопровождения” (М., 2005). Данное издание является первой монографической публи­кацией богослужебной музыки диакона Сергия Трубачева и, несомненно, представит интерес для регентов церковных хоров. Несколько ранее вышла книга с трудами отца Сергия “Избранное. Статьи и исследования” (М., 2005). В ней имеется несколько довольно характерных разделов. В “Автобиографическом” много интересных событий, связанных с нелегким жизненным путем, рассказов о встречах с замечательными людьми. “Педагогика” посвящена преимущественно проблемам дирижирования. В разделе “О священнике Павле Флоренском” говорится о лицах, с кем общался замечательный богослов-ученый, о его интересе к музыке. Последний раздел назван “О церковном пении и колокольном звоне”. Книга снабжена интересными фотоиллюстрациями.

http://pravmir.ru/regentskie-vechera/

— Каких новых проектов киностудии «Богослов» и портала «Богослов.Ru» нам ждать? — Главное, чем бы мы хотели заняться в следующем году, — это создание нового портала «Богослов.ru». Тот, который есть сейчас, был создан в 2007 году и немного обновлен в плане дизайна в 2019-м. Конечно, 2007-й и 2022-й — это совершенно разные времена. Сейчас для наших авторов принципиально важны наукометрические показатели, привязка к Российскому индексу научного цитирования (РИНЦ) или даже списку журналов Высшей аттестационной комиссии (ВАК). И, разумеется, технический функционал портала должен быть совершенно другим, чтобы способствовать развитию церковной науки. Мы планируем создать несколько модульных курсов обучения по богословию. Ну и, если совсем все будет хорошо, хотелось бы выпустить цикл полнометражных документальных фильмов о преподавателях МДА, которые уже перешли в мир иной, но жили не так давно и многие их помнят. Пока есть мысли о трёх героях. Это упомянутый профессор Константин Ефимович Скурат, который преподавал в академии 66 лет. Это регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры и заслуженный профессор МДА архимандрит Матфей (Мормыль) — исторического масштаба человек, оказавший огромное влияние на богослужебную традицию Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и вообще на русскую духовную музыку. И ещё мы думаем об архиепископе Александре (Тимофееве). Он был ректором академии в течение десяти лет, а до того столько же времени работал её инспектором. Владыка Александр очень много сделал для МДА и немало повлиял на её развитие на рубеже эпох, в конце 80-х — начале 90-х, но сейчас о нём незаслуженно стали забывать. Конечно, все это потребует немало труда и финансовых вложений, а главное — большого вдохновения и креатива всей команды портала и киностудии. Но я надеюсь, что, даст Бог, и эти масштабные проекты состоятся. Беседовал Даниил Сидоров   Источник: Татьянин день Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6176340

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010