В годы тяжелых хрущевских гонений, когда многие храмы и монастыри были ликвидированы и переоборудовано под клубы и библиотеки, Херсоно-Одесской епархией управлял митрополит Борис (Вик) (1906-1965 гг.). Невероятным напряжением сил ему удалось сохранить Свято-Успенский кафедральный собор и духовную школу Одессы. С распадом СССР Одесская епархия вынуждена была пережить новое тяжелое испытание, связанное с раскольнической антицерковной деятельностью митрополита Филарета (Денисенко), оказывавшего сильное давление на духовенство Украины с целью увлечь и его, и вверенный его попечению православный народ, в раскол. Лишь с прибытием в Одессу митрополита Агафангела (Саввина) церковная жизнь стала возрождаться и налаживаться. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Собор Одесских святых (память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице): Святыни [ править править код ] Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь: Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь: Свято Иверский мужской монастырь: Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь: Свято-Успенский собор: Спасо-Преображенский собор: Свято-Константино-Еленинский Измаильский мужской монастырь: Свято-Николаевский Измаильский мужской монастырь: Свято-Покровский собор (Измаил): Покровский Балтско-Феодосиевский мужской монастырь: Спасо-Преображенский Борисовский женский монастырь : Монастыри [ править править код ] Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Ильинский монастырь Свято-Ильинский мужской монастырь был основан в 1884 году как подворье русского афонского Ильинского скита для помощи паломничествующим через Одессу на Афон и в Палестину. Закладка церкви была совершена настоятелем скита архимандритом Гавриилом, 10 ноября 1894 года, в присутствии высших административных представителей города Одессы и массы горожан. В 1896 году постройка трехпрестольного пятиглавого храма, во славу Божию, была закончена. 22 декабря 1896 года, было совершено освящение главного престола, во имя чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Млекопитательница»/

http://azbyka.ru/palomnik/Одесская_облас...

2) Св. Духа. Пустынножаботицкий Онуфриевский монастырь См. Жаботинский Онуфриевский. Пустынномедведский Николаевский монастырь Киевской Епархии заштатный мужской. Пустынно-Николаевский монастырь См. Киево-Пустынно-Николаевский. Пустынно-Рыхловский Николаевский монастырь См. Рыхловский Николаевский. Пустынно-Свято-Преображенский Мазаловский монастырь См. Мазаловский Преображенский. Пустынно-Харлампиевский монастырь См. Харлампиев Гамалеевский. Пустынный Новоторжский Николаевский монастырь См. Новоторжский Николаевский Пустынный. Пустынный Охорский Преображенский монастырь См. Охорский Преображенский. Пустынный монастырь Бывший приписным к Переславскому Горицкому Залесскому монастырю, мужской, упразднённый. Упоминается в 1740 году, в списках монастырей, принадлежавших к Синодальной области. В оном 1740 году под написано: к оному Горицкому приписной пустынный, а в котором уезде и как название, не показано (см. Продолжение Древней Росс. Вивлиоф., ч. 4. стр. 362). Путивльская Молченская Печерская пустынь Или Путивльский Печерский Молченский монастырь. См. Молченский Путивльский Печерский. Путивльская Молчанская Софрониева пустынь См. Софрониева Путивльская Молчанская. Путятинский монастырь Мужской Игуменский. Находился в Псковской Епархии. Пушавинский Воскресенский монастырь Мужской, упразднённый. Находился во Владимирской Епархии в Юрьевском уезде. Пушкаровский Покровский Ладинский монастырь См. Ладинский Пушкаровский. Пушкаровский Полтавский Вознесенский монастырь Девичий, упразднённый. Построен первоначально в городе Полтаве на урочище, именуемом Мазуровкой, по благословению Преосвященного Лазаря Барановича, Архиепископа Черниговского, вышедшими из Украины Подольской монахинями на купленной ими там земле в 1676 году. По прежней соборной Покровской трапезной церкви назван был этот монастырь Покровским Полтавским девичьим и состоял в Полтаве до 1721 года. А в этом 1721 году, по благословению Преосвященного Кирилла Шумлянского, Епископа Переяславского, с согласия Малороссийского Гетмана Скоропадского, Полковник Полтавский Иван Черняк перенёс собственным своим иждивением этот монастырь со всеми строениями на собственную его землю в село Пушкаровку, расстоянием от города Полтавы на 3 версты на место ровное и пологое, и в 1762 году соорудил церковь во имя Вознесения Господня, от чего и самый монастырь начал именоваться Вознесенским, а по месту Пушкаровским. До Штатов о Малороссийских монастырях 1786 года Апреля 10 за этим монастырём было крестьян 25 душ мужского и 19 женского пола. Ныне в этом монастыре здания следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Хабаров Иван, 327. Хараклию, пресвитеру, послание, 205, 206. Хацицары, еретики, 205, 206. Хвалис крещение, 205, 206, 739, 741. Хворостинины Антониды, княгини, книги, 507, 616. Хиротонии, 740–742. Хмель – сатира на пьяниц, 408. Хохолковой, княгини, книги, 618, 619. Хоцятовский Леонид, иеродиакон, 454, 455; придворный иером. Лаврентий, 742, 743. Храбра монаха о писменах, 769. Христолюбца некоего слово, 11, 142, 143, 314, 793. Христофора, патр. александрийского, поучение, 2, 202, 204, 748, 794. Христофора, патрикия, стихиры и канон всем святым, 53, 285, 321, 346, 347, 352, 461, 771. Христофор, архим. Ярославский, 618. Христофор у Максима грека , 200, 201. Хронограф, 728, 805. Выписки из него, 1, 730, 740, 793, 811. Хронология от миротворения и Рожд. Христова, 2, 87, 729. Хруса Уединенного слово о Кресте, 200, 664, 665, 704. Цамблак см. Григорий. Царское венчание см. Венчание. Царьград. История его, 187, 728, 773, 810, 811. Цаты, см. Иверы. Цветки, книга, 798. Цветная неделя, 9, 142–144, 404, 648, 724, 753, 787, 793, 794. Церкви упоминаются: Алексия, митр. московского, 327, 387. Благовещенская, на Киржаче, 629, 640, 702. Богоявленская, в Москве, 492. Богоявленская, 52, 370; в Пелеговской пустыни, 461. Борисоглебская, в Москве, 461. Введенская в Пятницком подольном мон., 327. Воздвиженская (тверская), 648. Вознесенская, в Тутанском мон., 505, 517. Вознесецская, в с. Мамонове, 395. " Воскресенская, новгородская, 468. Воскресенская, в посаде Троиц. Серг. мон., 639. Георгиевская, в Георгиевой пустыни, 202. Георгиевская, в с. Исаевском, 482. Евстафиевская, в ; с. Зверинце ростовском, 430. Николаевская, в г. Турове, 652. Николаевская, в с. Никольском, 76. Николаевская, на Комельском озере, 146. Николаевская, в с. Коровицыне, 219, 227, 239, 375. Николаевская, в Гнезниках, 495. Николаевская, в с. Муромцове, 516. Покровская, в Хотькове, 471, 488. Покровская, в Глушицком мон., 603. Покровская, в новом селе Александровском, 647. Предтеченская, 72. Преображенская, в Василеве, 714. Преображенская, в Радонеже, 51.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Стаханов. Собор Николая Чудотворца. Свято-Николаевский Храм Карта и ближайшие объекты В 1898 году в селе Николаевке (ныне район г.Стаханова) началось строительство Николаевского храма на средства администрации и рабочих Максимовского рудника по проекту архитектора П.Н. Савельева. В 1902 году храм был полностью построен. В начале XX ст., в честь 300-летия возведения на всероссийский престол династии Романовых (1613-1913), перед храмом был воздвигнут постамент с бюстом царя Николая II (ныне прославленный Церковью как страстотерпец в сонме святых новомучеников и исповедников Церкви Русской). В XX веке Свято-Николаевский храм постигли тяжёлые испытания. Не прекращая богослужений, храм пережил смутные революционные события и только в 1930-е годы был закрыт. Были сняты колокола, разграблено храмовое имущество, само храмовое помещение превращено в зернохранилище. Община возродилась в 1942 году, официально зарегистрирована в 1944 году. В 1961 году она была объединена с общиной Свято-Георгиевского прихода города Кадиевки (ныне г.Стаханов). С 1990 года началось настоящее возрождение храма и церковной жизни. Была открыта одна из первых в Луганской области детская воскресная школа. В последующие годы построен новый двухэтажный корпус с трапезной, просфорной, учебными, жилыми и административно-хозяйственными помещениями; переоборудованы и благоустроены другие храмовые помещения. К 2000-летнему юбилею Рождества Христова на территории храма сооружена часовня для водосвятных молебнов. А храм Николая Чудотворца получил статус собора. По материалам Информационно-справочного издания Луганской епархии Свято-Николаевский храм – это не только удивительный исторический и архитектурный городской памятник, это его живая душа и бесценное достояние. По общеизвестным данным, в тогдашнем селении Николаевка, чуть поодаль уже давно имеющейся деревянной церкви святителя Николая Чудотворца, около 1898 года осуществилась закладка и началось строительство нового каменного пятикупольного Свято-Николаевского храма с колокольней над притвором. Строительство храма осуществлялось по проекту архитектора Петра Николаевича Савельева (9 окт. 1836 г.-+12 июн. 1908 г.), надгробный памятник которого по сей день находится на церковной территории храма. Вероятно, Свято-Николаевский храм был основан на средства некоего помещика Николаева (по другим данным, помещика Николая Стефановича Чутина), а также на пожертвования простого народа, в основном, крестьян и ремесленников, заселивших данную местность с разных губерний Малороссии и Великороссии.

http://sobory.ru/article/?object=13252

В Ницце после реставрации открывается Свято-Николаевский собор Пятиглавый Свято-Николаевский собор был сооружен в память старшего сына Александра II великого князя Николая Александровича, скончавшегося в Ницце после тяжелой болезни в апреле 1865 года 19 января, 2016 Пятиглавый Свято-Николаевский собор был сооружен в память старшего сына Александра II великого князя Николая Александровича, скончавшегося в Ницце после тяжелой болезни в апреле 1865 года Торжественное освящение Свято-Николаевского собора в Ницце состоится в ознаменование завершения реставрационных работ. На протяжении двух лет храм находился на реконструкции, средства на проведение которой были выделены Россией. «День для торжественной церемонии выбран не случайно: сегодня православный мир отмечает праздник Богоявления — Крещения Господня, — сказали в Корсунской епархии. — Знаменательно, что обновленный собор вновь открывает свои двери для прихожан и всех желающих именно сегодня». Как напомнили в посольстве РФ во Франции, в 2013 году, когда по итогам многолетней процедуры решением Кассационного суда Франции собор был окончательно возвращен в собственность Российской Федерации, в храме начались реставрационные работы: на тот момент он находился практически в аварийном состоянии. По поручению президента РФ Владимира Путина были выделены бюджетные средства на реконструкцию памятника архитектуры. Фронт работ был весьма обширный, в частности, предстояло завершить некоторые росписи и провести отделочные работы, что не делалось практически на протяжении века — с Первой мировой войны. Судебная тяжба Судебное разбирательство вокруг православного храма началось в 2006 году: посольство РФ во Франции обратилось с просьбой провести инвентаризацию Свято-Никольского собора, однако представители управлявшей храмом православной ассоциации Ниццы воспротивились этому. Более того они попытались через суд оспорить права России на храмовый комплекс. Изначальные попытки российских дипломатов урегулировать разногласия полюбовно с учетом интересов местных прихожан встретили явное нежелание со стороны настоятеля — француза Жана Гейта (отец Иоанн). Это, а также некоторые аспекты деятельности православной ассоциации города, как взимание платы за вход в храм с верующих, вынудили власти РФ подать иск в судебные инстанции во Франции. В итоге, напомнил мэтр французской адвокатуры Ален Конфино, «справедливость российских интересов удостоверили все семь судебных инстанций, рассматривавших дело», в том числе французский Кассационный суд, окончательно признавший в 2013 году за Российской Федерацией право на храм в Ницце. «Была проведена колоссальная работа с архивными документами. Это было необходимо, чтобы не только доказать преемственность прав Российской Федерации, но также ознакомить французский суд с историей Русской Православной Церкви», — отметил адвокат.

http://pravmir.ru/v-nitstse-posle-restav...

20 января, 2010 Российские власти планируют в ближайшее время приступить к реконструкции Соловецкого монастыря Российские власти планируют в ближайшее время приступить к реконструкции Соловецкого монастыря, в нем будет увековечена память жертв репрессий, заявил управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин. «Это уникальный монастырь, это наша история, это памятник. Он требует такой же комплексной реконструкции, как, например, Валаамский или Иверский монастыри», — заявил В.Кожин 20 января в интервью радиостанции «Эхо Москвы». […] 20 января, 2010 Россия признана собственником Свято-Николаевского собора в Ницце Суд высшей инстанции Ниццы признал Россию собственником Свято-Николаевского собора. Данное решение означает «полное признание правоты российской позиции», сообщили ИТАР-ТАСС в посольстве РФ в Париже. «Суд подтвердил, что Россия является собственником Свято-Николаевского собора в Ницце», — заявили в посольстве. По мнению российских дипломатов, такое решение пойдет на пользу прихожанам в первую очередь, поскольку сделает свободным доступ […] 20 января, 2010 20 января состоялось открытие Юбилейной XX Ежегодной богословской конференции Свято-Тихоновского университета 20 января 2010 г. состоялось открытие зимней сессии богословской конференции, на котором выступил ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев. В докладе не только подробно рассказывается о жизни святителя, но и освящаются реалии времени, повлиявшие на первосвятительское служение Юбилейная XX Ежегодная богословская конференция Свято-Тихоновского университета посвящается памяти святителя Тихона (Беллавина), патриарха Московского и всея России, небесного […] 20 января, 2010 Преподаватели ПСТГУ примут участие в разработке единых правил написания церковных терминов 12 января в Москве в Издательском совете Русской Православной Церкви состоялось заседание рабочей группы по разработке единых правил написания церковных терминов. В состав рабочей группы вошли представители от Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московской духовной академии, Санкт-Петербургской православной духовной академии, Сретенской духовной семинарии, ЦНЦ «Православная энциклопедия Были намечены приоритетные направления, работа по которым будет вестись в […]

http://pravmir.ru/category/news/page/576...

Свято-Иверский женский монастырь (Донецк) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иверский женский монастырь - православный женский монастырь Донецкой епархии Украинской Православной Церкви. В результате боевых действий в 2014 году в районе донецкого аэропорта, монастырь сильно пострадал. Сестры монастыря покинули обитель вместе с главной святыней монастыря - чудотворной Иверской иконой Божией Матери. 25 февраля 2016 года в обители состоялось первое после большого перерыва богослужение. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] История Свято-Иверского монастыря начинается с апреля 1997 года, когда по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, Митрополита Донецкого и Мариупольского, на пустыре возле аэропорта в северной части города был заложен камень под храм. Недалеко от храма планировалось открытие православного кладбища. Монастырь до начала боевых действий В октябре 2000 года храм и прихрамовая территория становятся подворьем Свято-Николаевского монастыря (село Никольское Донецкой области). В 2002 году по благословению и ходатайству митрополита Илариона подворье Свято-Николаевского монастыря было преобразовано в Свято-Иверский монастырь. На начало 2010-х годов монастырь состоял из Свято-Иверского храма с колокольней, сестринского корпуса и хозяйственных помещений. Также в монастыре располагался фруктовый сад и ягодник, часть растений из которого была пожертвована Донецким ботаническим садом. Частичное разрушение монастыря [ править править код ] В результате боевых действий в 2014 году в районе донецкого аэропорта, монастырь сильно пострадал. Сестры монастыря покинули обитель вместе с главной святыней монастыря - чудотворной Иверской иконой Божией Матери, написанной на Святой Горе Афон про просьбе и благословению старца Зосимы (Сокура). Сейчас святыня пребывает в Свято-Николаевском архиерейском соборе в районе Ларинка. Начало возрождения [ править править код ] В Свято-Иверской женской обители г.Донецка 25 февраля 2016 года состоялось первое после большого перерыва богослужение. Это исторический и торжественный день для Донецкой епархии, насельниц и прихожан монастыря. По благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского здесь была отслужена первая за практически двухлетний период Божественная Литургия – центральное и главное Богослужение Святой Православной Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Иверский...

Все это разрушено во времена советской власти, а церкви - в руинах и сильном упадке до начала 90-х годов. С созданием дирекции парка-музея “Крепость” при поддержке исполкома, предприятий, жителей и учащихся города Измаила началась борьба за восстановление памятников истории и архитектуры крепости. 25 апреля 1995 года решением Одесского областного Совета Народных Депутатов “О передаче Свято-Николаевской и Свято-Успенской церквей соответствующим парафиям Православной церкви” обе церкви переданы Украинской православной церкви Московского патриархата. Малое предприятия “Измаилжилремонт” начало работы по консервации Успенской церкви, чтобы остановить дальнейшее разрушение. По заказу дирекции малое предприятие “Одессархпроект” подготовило чертежи восстановления Успенской церкви, составлена смета по ремонту Свято-Николаевской церкви. Эта документация в дальнейшем будет передана настоятелям проходов. В Свято-Николаевской церкви ведутся ремонтно-восстановительные работы, убраны железобетонные перегородки. Готовиться передача приходам монастырей зданий, прилегающих к церкви. Между дирекцией и настоятелем приходов будут заключены охранные обязательства, предусматривающие обязанности прихода по сохранению и возрождению церквей не только как культурных зданий, но и памятников культуры и архитектуры. 19 сентября 1996 года дирекция парка-музея направляет в управление охраны недвижимых объектов письмо с просьбой включить в региональную программу по реставрации памятников Свято-Николаевскую и Свято-Успенскую церкви, просит выделения целевых средств на их реставрацию. По благословению правящего архиерея Одесской епархии, Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, Распоряжением от 25.09.2002 года приходы Свято-Николаевской и Свято-Успенской церквей были преобразованы в Свято-Николаевский мужской монастырь Одесской епархии Украинской православной Церкви. Отец Алипий и еще трое человек пришли в эту разрушенную обитель. До нашего прибытия сюда почти ничего не было сделано для возрождения монастыря, так что начинали мы все с начала, имея только разрушающиеся церкви, святителя Николая чудотворца и Успения Божией Матери, и заброшенные и непригодные для жизни помещения, особенно в зимнее время. Но Господь, Матерь Божия и святитель Николай не оставляют нас грешных, и сегодня Вы можете увидеть как все преобразилось.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

Туринский Свято-Николаевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Туринский Свято-Николаевский женский монастырь был основан в 1624 году архиепископом Киприаном, который рекомендовал иеромонаху Макарию отделить из Покровского женского монастыря проживавших там иноков и поселить их в верхней части города на берегу р. Туры. Вновь открыт в 1994 году. Содержание История [ править править код ] Туринский Покровский девичий монастырь основан в 1604 году, вскоре по основании (1600 г.) Туринского острога, но не было в нем установленного порядка. Монахини и монахи жили в одной церковной ограде и не было у них ни игумена, ни игуменьи, кроме одного священника, для отправления богослужения. Посему Преосвященный архиепископ Киприан (Старорусеников) послал в город Туринск иеромонаха Макария, чтобы в тамошнем монастыре ввести надлежащее установление. Иеромонах Макарий отделил монахов в построенный в 1624 году Николаевский мужской монастырь, а монахини оставлены в женском Покровском (до 1740 г.). Первая, построенная в мужском монастыре деревянная церковь была во имя Святителя Николая; при ней находился придел во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. В 1775 году в Николаевском мужском монастыре заложена каменная церковь (построена и освящена в 1785 г.) в честь Вознесения Господня, на пожертвования доброхотных дателей, и старанием Туринского воеводы Ивана Андреевича Панаева. К Вознесенской церкви пристроено еще два придела: первый – во имя Одигитрии Божией Матери, с южной стороны, а второй – во имя Святителя Николая, с северной стороны (освящены 16.10.1778 г.). В 1820 году отставной поручик из смоленских помещиков Захарий Богданович Верховский с духовным другом и отцом, крестьянином Тверской губернии Василием (тайные постриженики в монашество, первый под именем Зосимы (1768-1833, память 24 октября/6 ноября), а второй – Василиска (1824, память 29 декабря/11 января), вознамерились искать в глубине Сибири уединеннаго и пустыннаго места для безмолвнаго жительства и спасения душевнаго; остановились в 40 верстах от г. Кузнецка Тобольской губернии. В числе первых благодетелей были благодетельницы, которые переселились из города на жительство в пустыню к монаху Захарию и подчинили себя пустынным уставам и правилам, всего до 10 человек. По настоянию собравшихся богомолец-просительниц, Зосима обратился для устроения общежития к Преосвященному архиепископу Амвросию I (Келембет) с просьбой уступить для водворения собранных им богомолец какой-либо из мужских монастырей в Тобольской епархии. С согласия Преосвященного Зосима избрал Туринский Николаевский мужской.

http://azbyka.ru/palomnik/Туринский_Свят...

Мэр Москвы Ю. М. Лужков посетил венский Свято-Николаевский собор 20 сентября 2005 г. 16:09 18 сентября 2005 года мэр Москвы Ю. М. Лужков посетил венский Свято-Николаевский кафедральный собор. Мэр российской столицы находился в столице Австрии в связи с открытием Дней Москвы в Вене. Приветствуя Ю.М. Лужкова в стенах Свято-Николаевского собора, епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, вспомнил о том, что московский градоначальник уже не в первый раз посещает этот собор: в 1999 году он принимал участие в праздновании 100-летия собора. За прошедшие годы, как отметил владыка, в соборе произошли большие изменения. Реставрационные работы, начатые в сентябре 2003-го, уже существенным образом изменили облик храма: полностью отреставрированы кресты, купола и башни, завершается ремонт верхней крыши и внешняя реставрация верхнего уровня фасада, подходит к концу внутренний ремонт подвала и первого этажа, включая нижний храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Однако немало еще предстоит сделать. На очереди – внутренний ремонт верхнего храма во имя святителя и чудотворца Николая, внешняя реставрация нижнего уровня фасада, реставрация крыльца и «архиерейского входа», установление дренажной системы. Как сказал далее епископ Иларион, венский Свято-Николаевский собор является самым крупным и самым величественным храмом Русской Православной Церкви за ее каноническими пределами. Тот факт, что собор находится на территории российского посольства, придает ему особую значимость как связующему звену между Россией и Австрией, между Москвой и Веной. «Храм строился в конце XIX века, когда еще в расцвете были две великие империи – Российская и Австро-Венгерская, – отметил Владыка. – Строился храм с размахом, и средств на него не жалели. Однако в начале XX века его прихожанами были главным образом лишь немногочисленные российские дипломаты. В послевоенный период, по воспоминаниям старожилов, на воскресные богослужения в храм приходило по 20-30 человек. И только в самые последние годы число прихожан выросло настолько, что храм заполняется до отказа. Невозможно не увидеть в этом действие Промысла Божия, подвигнувшего тех, кто проектировал и строил этот храм, на создание не скромной посольской церкви, а величественного собора, рассчитанного на 500-600 человек. Храм возводился, если можно так выразиться, «на вырост», и только в наши дни русская община Вены по своему размеру по-настоящему «доросла» до него».

http://patriarchia.ru/db/text/41293.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010