Многое. Его пророческие слова в отношении Украины и постоянно звучавший в проповедях и беседах призыв держаться незыблемых канонов Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. И пророческие слова батюшки в отношении меня, сбывшиеся спустя 10-15 лет и продолжающие сбываться сегодня. Но сейчас я хочу поделиться воспоминаниями о двух трогательных случаях, что свидетельствуют об удивительной внимательности и заботливости отца Зосимы по отношению к своим духовным чадам. Как-то я приехал к нему во время Рождественских каникул, пошел в храм на Литургию, а свои кожух и шапку повесил на крючок в раздевалке. Смотрю после службы – нет моей верхней одежды! Причем в кожухе были документы, деньги, ключи... Оказалось, какой-то приблудный горе-послушник позарился на чужое добро и сбежал с ним. Что делать? Мороз на улице – минус двадцать! Батюшке сообщили о случившемся, по его благословению мне тут же принесли с чердака шинель и шапку-ушанку. Сутки я так проходил, вдруг батюшка вызывает меня к себе. Захожу в кабинет, где он обычно людей принимает, а на столе лежит... шуба. Отец Зосима перекрестил ее и надел мне на плечи. Я-то, как говорится, метр с кепкой, а шуба большого размера! Вскоре выяснилось, что батюшка (роста он был под два метра) отдал мне свою шубу. Старенькую, где-то подлатанную, но чистенькую, аккуратную. И настолько она мне была дорога, что я даже в семинарию в ней ходил, хотя ребята посмеивались: «Что, одеться нормально не можешь?» А спустя три или четыре года после моего поступления в семинарию он одному семинаристу, ездившему на каникулы в Донецк (я тогда не смог поехать, нес послушание пономаря в храме) дал «зеленую валюту» со словами: «Вот тебе 100 долларов, вот еще 100 долларов для семинариста, который в семинарском храме пономарит. Пойдите на рынок и оденьтесь!» Имея столь внушительную по тем временам сумму, мы с Сергеем (так звали того парня) купили на вещевом рынке зимние куртки, шапки, ботинки, свитера. Так что холода нам были не страшны! Отец Зосима, которого советская власть кидала с места на место, отличался нестяжательностью. Он всё отдавал храму, людям, братии и сестрам основанных им на Донбассе Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, которые, слава Богу, живут полноценной духовной жизнью и многие верующие полагают, что по молитвам приснопамятного батюшки братоубийственная война обходит эти обители стороной.

http://pravoslavie.ru/99838.html

Приведенный пример помощи евреям со стороны духовенства русского ЗападноЕвропейского экзархата во Франции является далеко не единственным. Так, например, протоиерей Борис Георгиевич Старк (2 июля 1909, Кронштадт – 11 января 1996, Ярославль), служивший в 1941–1952 гг. помощником настоятеля русской Успенской церкви при кладбище и Свято-Николаевской церкви при русском старческом доме в г. Сент-Женевьев-де-Буа, в своих воспоминаниях об отце Димитрии Клепинине писал: «Вечная память незабвенному о. Димитрию. Запомнился мне очень один с ним разговор... Мы шли из церкви РСХД по улице Оливье-де-Серр (РСХД – это Русское Студенческое Христианское Движение, к которому до войны мы оба были очень близки). Отец Димитрий говорит мне: “Ты видишь, какие начинаются гонения на евреев? Еще нет того, что делается в Германии, но надо ждать, что и у нас будет нечто подобное, и мы заранее должны знать, что нам делать!” Мы оба были убеждены, что в случае нужды надо будет помогать евреям, как крещеным, так и некрещеным, но ищущим нашей помощи. Мне, как живущему в Русском Доме Сент-Женевьев-де-Буа, меньше было поводов и возможностей это намерение применить в жизнь (хотя и в Сент-Женевьев кое-что делалось в этом плане), а вот о. Димитрий, живший в центре Парижа и служивший в церкви общежития “Православное Дело”, основанного матерью Марией, был в самой гуще событий, и ему с матерью Марией пришлось не только много делать, чтобы спасать евреев во время оккупации, но и погибнуть за это» 231 . К сожалению, отец Борис скромно умолчал, в чем конкретно заключалась его деятельность по спасению евреев в Сент-Женевьев-де-Буа. Об участии в спасении еврейской семьи в оккупированной Франции говорится в воспоминаниях протоиерея Олега Болдырева. В июне 1939 г. он был назначен митрополитом Евлогием настоятелем русского прихода в Дайв-Кобурге, осенью призван во французскую армию и летом 1940 г. попал в немецкий плен, из которого вышел на свободу 31 марта 1941 г. Вскоре Владыка Евлогий назначил отца Олега служить в домовой церкви Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После ни чем не подтвержденных обвинений в аморальности следуют факты, свидетельствующие о белогвардейском прошлом Владыки, подобранные неизвестным помощником: общение с Великими князьями в Крыму, пребывание в армии Колчака и пр. Наиболее сильное впечатление должны были произвести следующие строки: «Имеются сведения, что основные богатства, оставшиеся после атамана Семенова, находятся теперь в руках Нестора». Далее следует предупреждение, что «Нестор стремится перебраться в Америку», 222 чего, конечно, никогда не было в мыслях Владыки. В конце 1947 года на заседании настоятелей и церковных старост храмов под председательством митрополита Нестора было решено провести инвентаризацию храмов, которая призвана была упорядочить церковную жизнь приходов. 223 Ананьев 6 апреля 1948 года составляет секретную справку с несколько зловещим содержанием: «Митрополит Нестор издал указ 677 от 1/XII года об инвентаризации церковного имущества по состоянию на 1/1–48 года. В этом указе согласно пункта 5 Нестор требует подробнее доложить данные о верующих... Такая «комиссия» по существу занимается шпионской работой и собирает нужные ей данные о советской колонии». 224 Уже 8 апреля 1948 года от Заместителя Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Белышева Заведующему Первым Дальневосточным отделом МИД Тункину следует секретный циркуляр: «По наведенным в Московской Патриархии справкам, инвентаризация церковного имущества митрополитом Нестором проводится по собственной инициативе, и Московская Патриархия никаких директив по этому поводу не давала... Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР считает необходимым немедленно пресечь сбор каких-либо сведений о верующих и просит предложить Нестору... распустить созданные... комиссии, а собранные данные сдать нашему Консульству. Указаний по этому вопросу Патриархия Нестору не может посылать, так как по этому вопросу ей ничего не известно». 225 6 апреля митрополит Нестор пишет Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпову, поздравляя с праздником 1 Мая и посылая финансовый отчет. На письме резолюция: «Уткину. Ответа не давать». По-видимому, в Москве судьба митрополита Нестора была уже предрешена. Летом 1948 года Владыка готовился ехать в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. 13 июня в неделю святых отец в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Харбина после литургии был отслужен молебен перед отъездом митрополита на Родину. 226 А 14 июня в своей квартире на Батальонной улице он был без предъявления ордера на арест задержан китайцами «по обвинению в связи с японцами в прошлом». 227 Вместе с ним были арестованы юрисконсульт и секретарь епархиального совета Евгений Николаевич Сумароков , священник Василий Герасимов и монахиня Зинаида (Бриди) в Хайларе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

— Замечали ли вы основное отличие, которое существует между многочисленными протестантскими евангелистами и проповедниками мгновенного «возрожденного» христианства — и православными миссионерами, которые заняты строительством кафолической Церкви, вводя людей в богатую жизнь Православной традиции, при этом признавая — как всегда должно быть в Церкви — все лучшее, прекрасное и подлинное в каждом, кто призывает имя Христово, даже если он еще не принадлежит формально к Православной Церкви? Все эти вопросы указывают нам на некоторые существенные составляющие миссионерской задачи Церкви, которые никогда нельзя забывать. Перевод Наталии Безбородовой по изданию: John Meyendorff, Witness To The World, SVS Press, Crestwood, NY, 1987, pp. 188– 191. Опубликовано в издании « Вести Свято-Николаевского собора «. Читайте также: О действенном и искусственном миссионерстве Миссия кончается там, где начинается пастырство Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 апреля, 2023 1 апреля, 2023 18 марта, 2023 19 июня, 2022 12 июня, 2022 20 мая, 2022 15 мая, 2022 8 мая, 2022 2 мая, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/chto-znachit-missioner...

— Участились ли перед визитом Патриарха Варфоломея случаи агрессии в отношении священнослужителей, попытки захватов храмов? Ожидаете ли вы их всплеска во время или после визита? Какие слова и действия Константинопольского Патриарха, на ваш взгляд, могли бы привести к ухудшению или улучшению ситуации? — Как я уже говорил, активизировалась деятельность по незаконной перерегистрации уставов общин Украинской Православной Церкви. Опять же недавний пример: 8 июля 2021 года председатель Волынской областной государственной администрации Юрий Погуляйко подписал распоряжение 406, которым провел перерегистрацию в пользу «ПЦУ» Свято-Николаевского прихода села Борочиче. Я не исключаю, что этот процесс получит дополнительные импульсы после визита главы Фанара на украинскую землю. Ведь в Константинопольском Патриархате не скрывают своего интереса по отношению к возобновлению стратегического взаимодействия с украинской властью, за которым скрывается задача ослабления позиций Украинской Православной Церкви в Украине. Видимо, именно по данной причине за все эти годы со стороны Патриарха Варфоломея не прозвучало ни одного заявления как о необходимости прекращения рейдерских атак сторонников «ПЦУ» на общины канонической Церкви в Украине, так и о недопустимости использования силы, угроз и давления на верующих, желающих сохранить верность Богу и Его Церкви. — Насколько реальна угроза с переименованием Украинской Православной Церкви, ведь подобный закон раньше даже был принят? Какие дискриминационные в отношении УПЦ законы, принятые при Порошенко, действуют сегодня в стране? Чем грозит верующим принятие Радой новых законов? Может ли Президент наложить на них вето и отменить предыдущие законы, почему это не сделано до сих пор? — Угроза принудительного переименования Украинской Православной Церкви остается актуальной, поскольку закон никто не отменял. Процесс всего лишь приостановлен на время рассмотрения соответствующего дела в Конституционном суде. На фоне других решений, того же ограничения служения военных капелланов нашей Церкви, упомянутая проблема выглядит наиболее острой. Ведь в случае успешной реализации сценария с принудительным переименованием определенные силы получат дополнительные возможности по незаконной перерегистрации имущества Украинской Православной Церкви в пользу «ПЦУ». При административной поддержке это не составит большого труда, поскольку, как это обычно делается в рейдерских схемах, структура раскольников застолбила за собой практически идентичное нашему название — «УПЦ (ПЦУ)». К сожалению, пока что надеяться на качественное изменение ситуации с дискриминационным законом не приходится. В силу каких-то причин разные ветви власти не спешат отменять нормы, которые противоречат Конституции. Хотя у них есть для этого и полномочия, и обоснование.

http://patriarchia.ru/db/text/5838013.ht...

На основании изложенного, 6 мая с. г. по распоряжению начальника госполитуправления священник Остальский Аркадий был подвергнут личному задержанию и, после произведённого в госполитуправлении следствия, 17 мая с.г. был препровождён в следком Волгубревтрибунала, где на основании изложенного был привлечён к следствию в качестве обвиняемого по настоящему делу и, не признавая себя виновным в предъявленном обвинении, в своё оправдание на предварительном следствии показал, что 26 апреля 1922 года, будучи на духовном собрании в Архиерейском доме, от присутствовавшего там духовенства в частной беседе узнал, что у Епископа Аверкия имеется какое-то послание Патриарха Тихона по поводу изъятия церковных ценностей властями. Заинтересовавшись содержанием такового, он, обвиняемый, подошёл к Епископу Аверкию и попросил последнего разрешения переписать таковое, на что последний согласился, и переписанное им, обвиняемым, послание по просьбе верующих его общины было прочтено в церкви бывш. Волынской духовной семинарии, принадлежащей Свято-Николаевскому братству. Обвиняемый Остальский подчёркивает, что своими действиями не имел в виду проводить среди верующих агитацию против изъятия ценностей, а, наоборот, разъяснял, что во всякой церкви существуют ценности двоякого рода: одни из них неосвящённые, а другие освящены и являются неприкосновенной святыней. Первые из них могут быть изъяты и употреблены на угодные цели, а вторые, если и будут изъяты, то обязательно должна быть гарантия со стороны правительства в том, что они попадут в другие храмы, хотя бы и заграничные. Такими освящёнными ценностями, по словам обвиняемого, являются напрестольный крест, чаша, дискос, дарохранительница и Евангелие, и что изъятие таковых для других целей, нецерковных, противоречит каноническим правилам Церкви, правилам Апостолов, п. 73, и постановлению Двукратного Вселенского Собора, п. 10. Кроме указанного, обвиняемый Остальский подчеркнул, что особого разрешения или распоряжения на прочтение послания Патриарха Тихона он от Епископа Аверкия не получал, а при прочтении такового руководствовался своими соображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В День Победы в исландской столице был открыт мемориал морякам северных конвоев Рейкьявик, 20 мая 2005 г. 9 мая 2005 года, в День 60-летия Великой Победы, в Рейкьявике, столице Исландии, на центральном городском кладбище Фоссвогур состоялось открытие мемориала, посвященного морякам северных конвоев, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . На двух гранитных плитах памятника, созданного российским скульптором В.Суровцевым и архитектором А.Бегуновым, высечены названия союзных кораблей, погибших во времена войны. Надписи на памятнике сделаны на русском, исландском и английском языках. В церемонии открытия приняли участие  Президент Исландской Республики О.Р.Гримссон, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Исландской Республике А.А.Ранних, главы и представители зарубежных дипломатических миссий, аккредитованных в столице Исландии, предстоятель Евангелическо-Лютеранской церкви Исландии епископ Карл Сигурбьорнссон, сотрудники российской дипломатической миссии, представители русской диаспоры. Настоятель Свято-Николаевского православного прихода в Рейкьявике священник Тимофей Золотуский совершил заупокойную литию по воинам, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всем страдальчески погибшим во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Решение о ежегодном поминовении воинов 9 мая было принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году. Место, на котором воздвигнут монумент, было освящено представителем Русской Православной Церкви в Германии архиепископом Клинским Лонгином 28 февраля 2005 года. Обращаясь к собравшимся, Президент Исландии О.Р.Гримссон сказал: " Сегодняшняя церемония является актом памяти, а также свидетельством искренних дружеских связей между Россией и Исландией. Я прошу господина посла передать президенту В.В.Путину и всем россиянам наши поздравления и благодарность за возможность увековечить в камне эту знаменательную главу нашей истории, а также почтить память десятков миллионов русских людей, которые отдали свои жизни в этой войне. Вместе со всем международным сообществом мы разделяем надежду на то, что в будущем нам не придется больше пережить события, в память о которых возводят подобные памятники " .

http://pravoslavie.ru/13515.html

Фото: Orthodoxe Militärseelsorge/Facebook Мы познакомились несколько лет назад после Литургии в русском Свято-Николаевском соборе в Вене, на которой он сослужил священникам Московского Патриархата. Потом случайно встретились у греческой церкви в центре Вены. «Я числюсь священником греческой церкви, но служу поочередно в храмах разных юрисдикций», сказал мне тогда отец Александр. В дни праздника отец Александр был занят, беседуя с сотнями гостей в своей палатке или принимая присягу военнослужащих вместе со своими коллегами – католическим, протестантским, мусульманским и иудейским капелланами. Поэтому мы встретились для интервью в одном из венских кафе через несколько дней после праздника. И начали с того, что сейчас переживают все православные – кризиса в межцерковных отношениях вокруг положения Церкви на Украине и объявленного Московским Патриархатом разрыва евхаристического общения с Константинопольским. Фото: Orthodoxe Militärseelsorge/Facebook Совершенно ненужное, непонятное осложнение — Как ситуация с разрывом евхаристического общения между Москвой и Константинополем сказалась на вашем служении? — Ситуация очень осложнилась, особенно для всеправославного действия в диаспоре. Это совершенно ненужное, непонятное осложнение. Проблема в том, что происходит радикализация: ты за того или за другого? У меня лично совершенно другое направление деятельности: давать молодым людям импульс для жизни в смысле нравственности, православия, уверенности в своих убеждениях, в своих корнях. Моя задача – не заниматься какой-то межцерковной, а тем более международной политикой. Но, к сожалению, это осложняется вопросом: кто с кем и для кого. Так что приходится продолжать как-то работать и надеяться на то, что найдется решение – как Бог управит. — А ваши подопечные солдаты как-то обсуждают эту тему? — Большинство людей – не только православные солдаты, но и вообще большинство людей – не имеют о своей религии ни малейшего понятия. В связи с национальным праздником ко мне подошли две католические журналистки и стали спрашивать про мою деятельность как капеллана.  И я им рассказываю, что иногда приходится объяснять людям совершенно базовые факты.

http://pravmir.ru/odnogo-zovut-murat-a-d...

сентября 9 перемещен на должность учителя татарского языка; с 2 февраля по 1 сентября 1840 года исправлял безмездно должность инспектора в том же училище и учителя Закона Божия и латинского языка в высшем отделении. По увольнении из училища, 1 декабря 1840 года рукоположен во священника ирбитского уезда, Ирбитского завода к Свято-Троицкой церкви; 11 июля 1841 года переведен, кунгурского уезда, Сылвинского села к Спасопреображенской церкви; здесь с 12 декабря 1841 г. по 5 июня 1847 года занимал должность законоучителя в Сылвинском Рождественском приходском училище; 5 июня 1847 года переведен к градо-кунгурской Успенской церкви и определен присутствующим в кунгурское духовное правление, каковую должность проходил до закрытия оного, последовавшего 30 марта 1853 года. С 14 июня 1847 г. по 1 августа был законоучителем по 2-му батальону Пермских военных кантонистов; с 14 июля 1847 года по 7 июня 1852 года нес должность увещателя по г. Кунгуру; 18 июля 1851 года за отлично-хорошее поведение и усердное служение св. церкви награжден набедренником; 20 июля 1855 года Высочайше награжден бархатной фиолетовой скуфьей; с 31 января 1856 года несет должность законоучителя в Кунгурском приходском училище; с того же времени до 1 января 1865 года занимался безмездно преподаванием Закона Божия в женском отделении того же училища; 1856 года 29 декабря определен духовником по г. Кунгуру; 11 декабря 1857 года объявлено архипастырское благословение за усердное прохождение законоучительской должности; 31 января 1858 года объявлено архипастырское благословение за преподавание катехизических поучений: 9 июня 1863 года награжден камилавкой; с 15 ноября 1868 года определен сначала временно исправляющим должность благочинного, а потом и настоящим благочинным по г. Кунгуру. Достоуважаемый о. Павел Попов здравствует и доселе. Филарет Матвеевич Пономарев, екатеринбургского уезда, Глинской слободы, Николаевской церкви дьячка Матвея Пономарева сын, по окончании курса с аттестатом 2-го разряда, 24 октября 1836 года преосвященным Евлампием, епископом Екатеринбургским, рукоположен во священника Верхнетагильского завода к Знаменской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получив от о. Юлиана послание Святейшего Патриарха Тихона, как свидетельствовала позже член Свято-Николаевского братства Наталья Михайловна Хомякова, « после богослужения в маленькой церкви священник Остальский обратился к находящимся возле комнаты церкви братчицам: «Кто может чётким почерком переписать мне бумагу?» Я вызвалась и сказала, что могу переписать. И желая переписать её тут же в церкви, развернула и начала разбирать, но было столько неразборчивых слов, что я просила стоящих возле меня помочь мне разобрать. Чернила я в церкви не нашла и пошла её переписать в ближайшую квартиру одной из братчиц. Оттуда я пошла на урок, и в тот же вечер передала её священнику Остальскому» 231 . В это время в Волынское губЧека пришла из Харькова следующая телеграмма: «Компания изъятия церковных ценностей помощи голодающим идёт крайне слабо. Имеются сведения неуспеха агитации даже среди некоторых слоёв рабочих. Местная пресса мало уделяет места вопросу. ЦК КПУ вторично категорически предлагает усилить агитацию за сдачу церкценностей голодающим, вызвав широкое массовое движение [в] пользу добровольной сдачи драгоценностей из церквей. Минимальное задание предыдущего циркуляра, чтобы не осталось ни одной крупной фабрики или завода, ни одной красноармейской части, ни одного комнезама, не принявших положительной резолюции. Должно быть выполнено в ближайшие недели под ответственность губкомом. Все резолюции печатать в местной прессе и посылать в центральные газеты» 232 . В информационной сводке по г. Житомиру от 27 апреля сообщалось: «Электростанция: По данным горинформации рабочие станции отнеслись совершенно безучастно к изъятию церковных ценностей. На следующий день после заседания горсовета, где был поставлен вопрос об изъятии ценностей, рабочие, не веря в то, что ценности действительно спасут голодающих, вели разговоры в этом направлении. Политком находится не на своём месте. Он не ведёт никакой политработы среди рабочих и не поднимает классового сознания их» 233 . 29 апреля комиссия по изъятию церковных ценностей в г. Житомире начала изымать драгоценности в православных храмах. В этот день ценности изъяли из кафедрального Преображенского собора 234 . Узнав об этом, братчики стали просить о. Аркадия высказать церковную точку зрения на изъятие ценностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010