Незадолго до кончины преподобной Суздаль постигло предсказанное ею землетрясение, во время которого она видела небо отверстым и Пресвятую Богородицу, умолявшую, вместе со святыми угодниками, Сына Божия. После этого явления ей явились отец ее св. мученик князь Михаил и болярин его св. мученик Феодор и предрекли ей близкую кончину. Она стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, она молилась, говоря: «Слава Тебе, Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!» И, перекрестившись, она спокойно отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г.  Обилие чудес при ее гробнице (начавшихся немедленно) вызвало причисление ее к лику святых в XVI в. Во время ее прославления привели к ее святым мощам одержимого Матфея. Он казался помешанным. Очнувшись уже исцеленным, он сказал: «Я вижу на образе пот». И действительно, икона преподобной была покрыта как бы росой. Нетленные  мощи прп. Евфросинии почивали в соборной церкви Ризположенского монастыря. •  Мощи преподобной были обретены в 1699 г. и покоятся в Ризположенском монастыре во Владимирской епархии. Монастырь и соборный храм освящены в честь праздника Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви в Константинополе. Благоверный князь Святослав, во святом крещении Гавриил, Юрьевский и сын его Димитрий (+ 1253) Память их празднуется 3 февр. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых В древних русских летописных святцах Святослав-Гавриил Всеволодович, вел. князь Владимирский, именуется святым. Он известен как Святослав 3-й и бьл сыном Всеволода Юрьевича, прозванного Большое Гнездо, и Марии (в иночестве — Марфа), дочери богемского (чешского) князя Шварна; родился во Владимире на Клязьме 26 марта 1196 г. Четырехлетним ребенком он был назначен на княжение в Новгороде, а затем был сменен старшим братом, Константином, в 1206 г. и снова возвращен в Новгород в 1208 г. В 1209 г., по смерти отца, получил в удел город Юрьев-Польский(основанный его дедом, вел. князем Юрием Долгоруким). В 1247 г. получил великокняжеский престол во Владимире, но, изгнанный своим племянником Михаилом Ярославичем Храборитом в 1248 г. и замещенный на великокняжеском престоле другим племянником, Андреем Ярославичем, ездил в 1250 г. в Орду, где не имел успеха в возвращении великокняжеского престола. Умер в г. Юрьеве-Польском, погребен в Георгиевском соборе, который сам построил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Святослав III, в крещении Гавриил, великий князь владимирский, сын Всеволода III (Димитрия) Юрьевича, прозванного Большое Гнездо, и Марии (в иночестве Марфы), дочери богемского (чешского) князя Шварна, родился в г. Владимире на Клязьме 26 марта 1196 года. Четырехлетним ребенком (в 1199 г.) он был назначен на княжение в Новгороде, а затем в 1206 году был сменен старшим братом Константином, в 1208 году снова возвращен в Новгород; в 1212 году (уже по смерти отца) получил в удел г. Юрьев Польский (основанный его дедом великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким). В 1247 году получил великокняжеский престол во Владимире, но изгнанный своим племянником Михаилом Ярославичем Храборитом в 1248 году и замещенный на великокняжеском престоле другим своим племянником Андреем Ярославичем ездил в 1250 году в Орду, где не имел успеха в возвращении себе великокняжеского престола и умер в г. Юрьеве Польском 3 февраля 1253 года. Тело его было погребено в Георгиевском соборе (им же построенном) в г. Юрьеве. Князь Святослав-Гавриил был женат на Евдокии — дочери Петра Юрьевича (в монашестве Давида), муромского князя, и Февронии (в иночестве Евфросинии — см. 25 июня/8 июля). От этого брака у них был единственный сын Димитрий, признаваемый по старинным святцам святым. Из летописи видно, что супруга Святослава Евдокия еще при жизни своего мужа, в 1228 г., пожелала пойти в монастырь. «Святослав отпусти княгиню свою по свету, всхотевше ей в монастырь, и даст ей наделок мног». Княгиня ушла «к братии» в Муром и там постриглась. Симеон, епископ Тверской, святитель В рукописных святцах Симеон, епископ Тверской, поставлен между святыми Русской Церкви. Летописи разных времен, говоря о нем, называют его «преподобным епископом», чем показывают в нем подвижническую, святую жизнь. Блаженный Симеон был седьмым Полоцким епископом и первым епископом Тверской епархии. Происходил он из рода князей полоцких. Кафедра святого первоначально была в Полоцке, но враждебные нападения и распри литовских князей, убийство в 1263 году полоцкого князя, его племянника, принудили переселиться в Тверь. В то же самое время тверской князь Ярослав Ярославич стал великим князем России и любимую им Тверь избрал в свой престольный город. Благоверный князь принял блаженного пастыря со всей любовью и наделил его Тверскую кафедру богатыми именьями и угодьями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Ростислав Мстиславич, вел. князь Киевский, скончавшийся 14-го Марта 1167-го года и погребенный в Киевском Феодоровском, со времени нашествия Монголов не существующем, монастыре. Савва, святой священно-иерей, иже бысть во Владимирском уезде, на реце Лайдуге Малой (в других списках: Лавдруге, Ладоге) в селе Мошку, новый чудотворец, преставися в лето 7100 (1592). Село Мошокь теперь в Судогодском уезде Владимирской губернии, в 32 верстах (на юго-запад) от уездного города, см. в Географическо-статистическом словаре Семенова сл. Мошок. Савва, трудник Соловецкий, живший в первой половине XVII века, -Патерик Соловецкий, стр. 77. Савва Стромынский, игумен упраздненного Стромынского Успенского монастыря, который находился в Богородском уезде Московской губернии, живший, как полагают, в конце XIV – начале XV века, записанный в некоторых святцах под 20-ы Июля (см. статью гр. Μ . В. Толстова. «Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре», помещенную в 1-й кн. Чтений Общ. Ист. и Древн. за 1861-й год). Святослав Ярославич, преставися в лето 6584 (1076) месяца Декабря в 27-й день и положенный бысть во Пскове. Это – великий князь Святослав Ярославич, сын Ярослава Великого, положенный не во Пскове, а в Чернигове. Святослав, в крещении нареченный Гавриилом, Всеволодович, Юрьевский чудотворец, преставившийся в лето 6700 (1192) месяца Февраля в 3 день. Святослав Всеволодович, князь Юрьевский, с 1247-ю года вел. князь Владимирский, скончался 8-го Февраля не 1192-го, а 1253-го года, –Карамз. т. IV, прим. 83. Серапион епископ Владимирский, знаменитый проповедник, скончавшийся 12-го Июня 1275-го года. Серапион Курдов, архиепископ Новгородский, скончавшийся 59-го Октября 1552-го года, записан в Святцах с летописцем Московск. Дух. Академии под 7-м Апреля, – л. 314. Серапион, начальник монастыря пресв. Богородицы, иже на Ламех, в Изборском уезде, Псковский новый чудотворец, 12-го Июня (у преосв. Сергия). – Неизвестный (Может быть, вместо на Ламех нужно читать на Малех и разуметь одного из игуменов Рождество-Богородицкого монастыря преп. Онуфриева Мальского, о котором см. выше стр. 151).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

23 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Комментарии Ольга 2 января 2022, 19:47 СпасиБог за перечисление имён всех Святых в земле Российской просиявших. Те святые которые перечислены в начале молитвы, например Николай Чудотворец, тоже включены в число Святых в земле Российской просиявших? Анна 4 июля 2021, 21:36 Здравствуйте! Благодарю за синодик. Добавьте, пожалуйста, тульских и белевских новомучеников!!! М 30 июня 2019, 19:32 Помяни Господи всех мучеников земли Русской! Анатолий 24 августа 2018, 10:54 Спаси вас Господи за ваш труд....... Дионисий 12 июня 2018, 07:37 Почему саратовских новомучеников не добавили в синодик? Ирина 11 июня 2018, 10:15 Какой сонм святых!!! Какое торжество!!!Это они зародили своими молитвами Россию матушку!)И ими же мы и поддерживаемся и сейчас))Молите Бога о нас грешных... Вадим 18 июня 2017, 19:20 Как мало мы знаем о своих святых. Все Святые Российскими молите Бога о нас диакон Александр Васильев 17 февраля 2016, 14:23 Неоценимый труд! Огромная благодарность тем, кто его совершил! Однако этому списку уже ДЕСЯТЬ лет. За это время канонизованы очень многие святые новомученики и исповедники. Огромная просьба: актуализировать этот бесценный список, добавив в него имена святых за последние десять лет. Если бы редакция " Православия.ру " взяла на себя такой труд во славу Божию и на пользу Церкви! Владимир 1 ноября 2015, 04:14 Здравствуйте, меня зовут Владимир , я иконописец . Недавно получил задание изобразить ВСЕХ святых Земли Русской. У меня вопрос, где можно узнать каково их число , по данным на 2015 год? Т.е. мне нужно точное число святых, для начала работы. Спаси Господи! Владимир 14 июня 2015, 17:30 Святослава Юрьевскаго (†1253; в крещении Гавриила)... Александра Невскаго (†1263; в схиме Алексия) сына его Димитрия Владимирскаго (†1269) и дщери его Евдокии Владимирския (XIII)... Димитрия Владимирскаго (†1294)... Сын Александра Невскаго Димитрий (был великим князем Владимирским, известен как Переяславский )отошел ко Господу в 1294, а в 1269 отошел ко Господу Димитрий Святославович (князь Юрьевский), сын Святослава Юрьевскаго (в крещении Гавриила)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Архиепископ Маркелл прибыл в Новоезерский монастырь вместе с архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Афанасием и того же монастыря келарем Савватием и соборными старцами. 7 ноября при игумене новоезерском Амфилохии, монастырской братии и многочисленном стечении народа он велел очистить гроб от земли, открыть его и освидетельствовать мощи и одежды. По осмотре архиерей и священный собор переложили тело в новый гроб и перенесли его в деревянную церковь Воскресения Христова. В церкви праздновали Успению Пресвятой Богородицы, пели соборне вечерню, заутреню и перед литургией молебен Всемилостивейшему Спасу, Богородице и всем святым и святили воду. Многие из бывших на торжестве больных получили исцеление. Народ брал от ветхого гроба частицы дерева и уносил их с собою с верою в их целебную силу. В 1651 году, по царскому повелению, в деревянном храме Воскресения была поставлена новая рака для мощей преподобного Кирилла. Около того же времени было установлено общецерковное празднование ему как святому Российской Церкви. В 1652 году была окончена постройка новой каменной церкви и освящена 22 августа Кирилло-Белозерским архимандритом Митрофаном и новоезерским игуменом Амфилохием. В день освящения с великой честью, со свечами, кадилами и пением святые мощи были положены в новой церкви Воскресения на правой стороне, у южных дверей, над тем местом, где был ранее гроб в земле. 9 марта 1722 года Новоезерский монастырь посетил император Петр Великий. Император пробыл около трех часов, молился у гроба преподобного, осматривал старую и новую гробницы, церковную утварь и монастырское имущество и читал в келлии настоятеля житие святого. 15 марта Петр, присутствуя в Преображенском, приказал переложить мощи преподобного Кирилла из старой гробницы в новую. Это повеление было исполнено по распоряжению Святейшего Синода архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Иринархом. Святослав-Гавриил Юрьевский, благоверный князь В древних русских летописных святцах Святослав-Гавриил Всеволодович, юрьевский князь, именуется «святым», показан в числе русских святых не канонизованных. Память его и до сего времени благоговейно почитают не только жители Юрьева (Польского) во Владимирской губернии, но и окрестные жители, притекая в Георгиевский собор (в Юрьев) на поклонение ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В Католической и в Греческих Православных Церквях память Архангела Гавриила отмечалась 26 марта. Однако в 1921 году папа Римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Сейчас память Архангела Гавриила отмечается в один день с Архангелами Михаилом и Рафаилом – 29 сентября. Архангел Гавриил вместе с Архангелом Михаилом изображается в качестве стража на входе в храм. В католической традиции Архангел Гавриил считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п. Кроме христианской традиции, Архангела Гавриила также почитают в иудаизме и исламе. В Древней Руси Архангел Гавриил считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи в ст. 1037 года сделана вставка о построении Ярославом Мудрым на Золотых воротах церкви в честь Благовещения с целью «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою Святыя Богородицы и архангела Гавриила». Об этой же церкви митрополит Иларион пишет: «Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ Онои бо: «Радуися, обрадованаа! Господь с Тобою!», къ граду же: «Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!»». Почитание Архангела Гавриила достаточно поздно выделилось из культа Благовещения Пресвятой Богородицы. Так, еще в конце XII века Новгородский архиепископ Гавриил строит церковь не во имя своего небесного патрона, а в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Древнейший зафиксированный в письменных источниках храм, освященный во имя Архангела Гавриила, был построен в 1413 году в Новгороде, на Хревковой улице. Придел во имя Архангела Гавриила имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 30-х годах XVI века церковь во имя Архангела Гавриила, как небесного покровителя великого князя Василия III, была возведена в Кирилловом Белозерском монастыре. K 1551 году относится первое упоминание о церкви во имя Архангела Гавриила на Чистых прудах (построенная в 1704–1707 года на этом месте одноименная церковь получила название Меншикова башня). Многие русские князья носили в крещении имя Гавриила: Ярополк Изяславич († 1086), Всеволод Мстиславич († 1138), Ярослав Мстиславич († 1198), Ярополк Ярославич († после 1214), Святослав Всеволодович († 1253), Василий III Иоаннович († 1533). Иконография Архангела Гавриила

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

1137 г. Мятеж продолжался в Новегороде. Всеволод имел там многих ревностных друзей, ненавистных народу, который одного из них, именем Георгия Жирославича, бросил в Волхов. Сии люди, не теряя надежды успеть в своем намерении, хотели даже застрелить Князя Святослава. Сам Посадник держал их сторону и наконец с некоторыми знатными Новогородцами и Псковитянами ушел ко Всеволоду, сказывая ему, что все добрые их сограждане желают его возвращения. Рожденный, воспитанный с ними, сей Князь любил Новогород как отчизну и неблагодарных его жителей как братьев; тосковал в изгнании и с сердечною радостию спешил приближиться к своей наследственной столице. На пути встретил его с дружиною Василько Рогволодович, Князь Полоцкий, в 1129 году сосланный Мстиславом в Константинополь: он имел случай отмстить сыну за жестокость отца; но Василько был великодушен: видел Всеволода в несчастии и клялся забыть древнюю вражду; желал ему добра и сам с честию проводил его чрез свои области. Псковитяне с искренним усердием приняли Всеволода: Новогородцы же не хотели об нем слышать и, сведав, что он уже во Пскове, разграбили домы его доброжелателей, а других обложили пенями, и собранные 1500 гривен отдали купцам на заготовление нужных вещей для войны. Святослав призвал брата своего, Глеба, из Курска; призвал самых Половцев. Уже варвары надеялись опустошить северную Россию, как они с жестоким отцом сего Князя грабили южную; но Псковитяне решились быть друзьями Всеволода: завалив все дороги в дремучих лесах своих, они взяли такие меры для обороны, что устрашенный Святослав не хотел идти далее Дубровны и возвратился. Таким образом город Псков сделался на время особенным Княжением: Святополк Мстиславич наследовал сию область по кончине брата своего, набожного, благодетельного Всеволода-Гавриила, коего гробницу и древнее оружие доныне показывают в тамошней соборной церкви. Новогородцы, избрав Святослава, объявили себя неприятелями Великого Князя, также Суздальского и Смоленского. Псковитяне не хотели иметь с ними сношения; ни Василько, Князь Полоцкий, верный союзник Всеволодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Враждебные отношения Суздаля к Новгороду продолжались почти непрерывно 8 лет; может быть, продолжились бы и долее, если бы не заступился за свою паству Нифонт. Он и в этот раз явил себя истинным другом народного благоденствия и страждущих братий. В 1148 г. он сам отправился во Владимир ходатаем пред кн. Георгием. Здесь был принят с отменным уважением и ласкою; по желанию князя святил церкви с великим торжеством 91 , и своими просьбами склонил Георгия освободить всех пленных жителей опустошенного Торжка и всех Новгородских гостей со всем их имуществом 92 . Наконец, в 1154 г., когда неспокойные граждане выгнали от себя Давида Ростиславича, владыка Нифонт опять ходил в Суздаль и упросил к. Георгия отпустить в Новгород на княжение сына своего Мстислава 93 . Особенно великую заботливость оказал ревностный пастырь о соблюдении церковных правил. В 1136 г. прибывший в Новгород, на место Всеволода Гавриила, Святослав Ольговичь из Чернигова, хотел вступить в супружество в такой степени родства, которая запрещалась церковными правилами. Святитель без всякого лицеприятия обличил князя, говоря: «недостоит ти ея пояти» 94 . У Татищева же летопись говорит, что слуги князя убили отца невесты; а если это так, то нужно полагать, что правдолюбивый пастырь требовал, чтобы преступление наперед было очищено строгим покаянием. Но, так как князь хотел непременно выполнить свое желание, то Нифонт не согласился ни сам венчать незаконного брака, запретил приступать к совершению таинства и всем Новгородским священникам из белого духовенства и из монашества, так что Святослав должен был венчаться пришедшими с ним из Чернигова священниками и притом, не в соборном храме св. Софии, а в своей придворной церкви святителя Николая, что на княжем дворе 95 . Чтобы умилостивить ревнующего о правде святителя, князь хотел обезоружить его щедростью. Он возобновил древний Владимиров устав о церковной дани, определив епископу брать вместо десятины от вир и продаж, 100 гривен из княжеской казны, кроме уездных оброков и пошлин 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Преподобный Никола Святоша был сын благочестивого князя Черниговского Давида Святославича. В мире Святослав, во святом крещении Панкратий, преподобный Никола имел жену и детей, и одна из дочерей его была супругою блаженного князя Псковского Всеволода – Гавриила. 185 В 1097 году великий князь Святополк отдал Святославу Давидовичу город Луцк, составлявший тогда столицу особых удельных князей луцких. Это было в то время, когда Давид Игоревич, известный в истории ослеплением несчастного Василька, задумал возвратить себе прежнюю свою отчину Владимиро-Волынскую, данную ему на Любечском съезде (1097) и потом отнятую (1099) великим князем Святополком. Овладев некоторыми городами в Галиции, Давид внезапно напал на город Владимир, в котором на ту пору сидел сын великого князя Мстислав Святополкович, и осадил Владимирскую крепость. 186 Однажды, когда осажденные перестреливались с осаждающими, Мстислав, желавший личною храбростью ободрить Владимирцев, вышел на стену, чтобы выстрелить в неприятеля, как вдруг внезапно был поражен стрелою, от которой скончался. Уведомленный об этом Святополк послал на помощь осажденным своего воеводу Путяту, который пришедши в Луцк к Святоше, застал здесь послов Давида, подосланных последним, с целью разузнать о действиях Святополка в пользу Владимирцев. Убежденный Путятою, Святослав схватил послов Давидовых и вместе с воеводою великого князя отправился во Владимир против Давида. 187 Путяга и Святоша пришли ко Владимиру в полдень, когда Давид, убежденный в бдительности послов своих, беспечно отдыхал после обеда, у стен крепости. Луцкий князь вместе с Путятою напал на сонного и начал рубить его. С своей стороны Владимирцы то же сделали вылазку из крепости, и Давид побежал от Владимира с племянником своим Мстиславом. После этого Святоша и Путята взяли город, и, посадив в нем наместника Святополкова – Василия, разошлись во своя-си, один в Киев к великому князю, а другой в Луцк на свое княжение. 188 Но в то же время не дремал и Давид. Он бежал к половцам, и встретившись на дороге с ханом половецким Боняком, вместе с ним отправился к Луцку и в отмщение за помощь, оказанную Владимирцам осадил Святошу. Не имея ни возможности, ни сил защищаться против неприятеля несравненно сильнейшего, Святоша поспешил заключить мир с Давидом и его союзниками – и за сим немало немедля, оставил беспокойный удел, и добровольно отправился к отцу своему в Чернигов. 189

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

При Ярославе Киев стал украшаться храмами. В 1037 году, на месте окончательного поражения в 1036 г. печенегов, где стояла небольшая, несколько раз горевшая, деревянная церковь времен св. кн. Ольги, Ярослав заложил большой каменный храм во имя Софии Премудрости Божией (окончен он около 1045 г.). В соборе этом позднее поставлялись митрополиты и освящалось вступление на престол великих князей. Собор не раз страдал при войнах и нашествиях. В нем сохранилась доселе большая запрестольная мозаичная икона Божией Матери, именуемая «Нерушимая стена». Вблизи Софиевской церкви Ярослав построил две каменные церкви и при них княжеские монастыри мужской – в честь своего Ангела великом. Георгия Победоносца, и женский – в честь Ангела супруги своей муч. Ирины (шведская королевна Индигерда, дочь короля Олофа, во крещении Ирина, в иночестве св. Анна). Митрополит Иларион освятил Георгиевскую церковь 26 ноября (не раньше 1051 г.) и установил праздновать в этот день память Св. Великомученика. Сей праздник существует и в Греции, где был установлен в честь освящения одной из тамошних церквей. Одновременно с закладкой Софиевского собора Ярослав начал ограждать свою расширенную столицу и на земляном валу воздвиг каменную церковь, посвященную Благовещению Пресв. Богородицы. Летописец замечает: «Радость всегда будет граду тому святым благовещением Господним и молитвами св. Богородицы и архангела Гавриила». Второй сын Ярославов Св. Владимир Новгородский (по смерти в 1019 г. брата Илии – старший), родоначальник первых Галицких князей, соорудил в 1052 г. (по древним свед. в 1050 г.) в Новгороде храм св. Софии. Скончался Св. Владимир в 1052 г. Ближайшее потомство Ярослава, часто, в ущерб Руси, враждовавшее между собою, отличалось, вместе с тем, преданностью Церкви, строительством храмов, заботами о монастырях. Братья соперники, Изяслав Киевский и Святослав Черниговский Ярославичи, оба поддерживали Печерскую обитель. Святослав имел у себя полные клети книг и заботился о просвещении. Он закончил строение в Чернигове Спасского собора, заложенного кн. Мстиславом Владимировичем, умершим в 1036 г. Любовью к образованию известны также любимый сын Ярослава, Всеволод, и сын последнего Владимир Мономах (мать его – дочь византийского императора Константина Мономаха).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010