заложил каменную Спасскую ц. Собор в честь Рождества Пресв. Богоро-дицы. Суздале 1222 г. - 1 - я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богоро-дицы. Суздале 1222 г. - 1 - я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. После кончины еп. Симона во епископа Суздальского, Владимирского и Переяславского 14 марта 1227 г. был хиротонисан игум. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря сщмч. Митрофан . При нем в 1230 г. была окончена роспись Рождественской ц. в Суздале, в этом же году архиерей освятил «вельми дивную резным камением» Георгиевскую ц. в Юрьеве-Польском, построенную блгв. кн. Святославом (Гавриилом) Всеволодовичем . В 1237 г., накануне нашествия монголо-татар. завоевателей, святитель установил во владимирском Успенском соборе «над трапезою» «кивот» и «украси его златом и сребром», одновременно был расписан притвор храма. Наиболее значительным церковным событием этого времени было перенесение во Владимир «из Болгарьское земли» в 1230 или 1231 г. мощей мч. Авраамия Болгарского , помещенных в Княгинином мон-ре. Еп. Митрофан принял мученическую кончину вместе с великокняжеской семьей 7 февр. 1238 г., во время разгрома города монголо-татар. войсками, на хорах владимирского Успенского собора. После 1238 г. Суздальско-Владимирской епархией управлял Ростовский еп. Кирилл II , в 1250-1274 гг.- живший во Владимире митр. Киевский и всея Руси Кирилл II (III) . 23 нояб. 1263 г. в храме Рождества Богородицы владимирского муж. мон-ря был погребен блгв. кн. Александр Ярославич Невский (в схиме Алексий). К сер. XIII в. предание относит возникновение 3 мон-рей: суздальского во имя Св. Троицы , суздальского во имя свт. Василия Великого , суздальского во имя мч. Александра. В 1271 г. из Суздальско-Владимирской епархии была выделена обширная Тверская епархия. Суздальский мон-рь во имя свт. Василия Великого. Фотография. 2003 г. Суздальский мон-рь во имя свт. Василия Великого. Фотография. 2003 г. В 1273 г. во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского был хиротонисан архим.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Когда султан Баязет взял Тернов, все святыни были разграблены; Валахский властитель успел взять мощи преподобной, одетые в одном рубище, и перенёс их в свою столицу. В 1396 г. Валахия также попала под власть магометан, и владетель её сослан был в Бруссу. Благочестивая княгиня Сербская Милица, быв у султана, выпросила мощи преп. Параскевы, и они перенесены были в Сербию 180 . При господаре Василии Лупуле, в 1641 г., благоговейно перенесли их в Яссы, и они покоятся поныне в Ясском соборном храме Трёх святителей. – Славой чудес своих они везде прославляли, как и прославляют, веру Христову, на утверждение слабых в вере 181 . † Преставление преп. Николая Святоши, князя Черниговского благочестивого Черниговского князя Давида Святославича, князь Святослав Святоша, в крещении Панкратий, а в иночестве Николай, был женат и имел детей; одна дочь его была супругой блаж. князя Всеволода-Гавриила 182 . В 1097 г. видим его князем Луцким, но в том же году, осаждённый Боняком и Давидом, ослепившим несчастного Василька, он добровольно выехал из Луцка в Чернигов 183 , Хотя Грозный царь несправедливо называет кн. Святослава-Николая великим князем Черниговским 184 , но царь конечно имел в виду памятники того, что живший с 1097 года в Чернигове князь владел землями в Черниговском княжестве и тем устраивал покой своей семьи – жены и детей; Черниговское предание твёрдо помнит, что Навоз и Пакуль с их окрестностями, расположенные на берегу Днепра, принадлежали блаж. князю Николаю Святоше и им потом отданы лавре, которая владела ими до самых поздних времён. В 1107 г. оставил он жену, детей, известность мирскую и февр. 17 принял пострижение в Печерской обители 185 . «Три года, пишет блаж. Симон, провёл он в поварне, работая на братию: своими руками рубил дрова для варения гороха братского; часто носил воду с берега на плечах своих. Братья его, Изяслав и Владимир, не могли удержать его от подвигов. Как искренний послушник, он с любовью выпросил дозволение варить пшённую кашицу на братию в течении года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Луку епископом в Ростов; отправляет вместо Луки на Ростовскую кафедру «Николу гречина», к-рого князь не принял; выслушивает повторную просьбу князя, получившего поддержку вел. кн. Киевского Святослава Всеволодовича. Завершается цикл миниатюрой поставления Луки «епископом Ростову и Суздалю и Владимерю, и всеи земли Ростовскои»: в интерьере церкви справа Н. в парадном облачении, с Евангелием в левой руке, правой рукой благословляет склонившегося перед ним Луку, над головой к-рого диаконы держат развернутый свиток. Более кратко в своде представлены сюжеты утверждения Киевским митрополитом на Новгородскую кафедру свт. Гавриила (Там же. Л. 418 об.- 419 об.) и на Ростово-Суздальскую - свт. Иоанна (Там же. Л. 431-431 об.). Под 1198 г. помещена миниатюра, иллюстрирующая поставление Павла во епископа Переяславля Русского (Там же. Л. 493). Имя митрополита, совершающего хиротонию, в сопровождающем тексте не названо, однако, вероятно, здесь также изображен Н. Отдельной темой на миниатюрах свода стало духовное наставничество Н. в отношении киевского кн. Рюрика Ростиславича во время княжеских усобиц. На одной из миниатюр Н. разрешает кн. Рюрику нарушить крестоцелование и дает совет о распределении волостей между князьями (Там же. Л. 451): князь и митрополит, обращенные друг к другу, представлены на фоне городских палат в сопровождении свиты. Н. изображен справа с благословляющим жестом, на нем светло-оливковая ряса и зеленовато-оливковая мантия с красно-белыми источниками, на голове белый клобук (редкая деталь для миниатюр Лицевого летописного свода). Кроме того, митрополит изображен в качестве миротворца и в рассказе о противостоянии кн. Рюрика Ростиславича и его зятя владимиро-волынского кн. Романа Мстиславича, благодаря Н. князья заключили мир и утвердили «его святым и животворящим Крестом» (Там же. Л. 460 об.- 461 об.). А. А. К. Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф

http://pravenc.ru/text/2565508.html

Несомненно, без санкции М. такой институт возникнуть не мог; в то же время повседневное управление делами монашества требовало нек-рой автономии от владычной администрации. Черное духовенство по правовым нормам (в т. ч. по Уставу св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ) подчинялось владыке; в сообщениях о церковной деятельности М. отсутствуют сведения о существовании независимой от его власти организации черного духовенства (см. выше), что также подтверждается данными последующего времени, приведенными В. Ф. Андреевым ( Андреев В. Ф. Северный страж Руси. Л., 19892. С. 103-106), О. В. Кузьминой ( Кузьмина О. В. Новгородская архимандрития в XIV-XV вв.//Прошлое Новгорода и новгородской земли: Мат-лы науч. конф., 2005 г. Вел. Новг., 2006. С. 53-56) и Д. Г. Давиденко ( Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 311-317). При М. ведение новгородской владычной летописи было продолжено; как показал лингвистический анализ Гиппиуса, этим занимался тот же летописец, к-рый работал при архиеп. Гаврииле вслед за Германом Воятой . После кончины М. летописание, связанное с периодом его архиепископства, подверг редакторской обработке новый владычный летописец, что отразилось в годовых статьях НПЛ как старшего, так и младшего изводов. Согласно исследованию Т. В. Гимона, годовые записи при М. велись достаточно регулярно, кроме единственного исключения, вносились ежегодно, как правило по итогам строительного сезона. Строительство свт. Мартирием Новгородским Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 493 об.) Строительство свт. Мартирием Новгородским Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 493 об.) Известны владычные печати М. с изображением Божией Матери «Знамение» на одной стороне и русской надписью, прочтенной Яниным как «Мартирии еп[иско]п новгородскыи»,- на другой (Актовые печати.

http://pravenc.ru/text/2562448.html

О. фактически отождествляется здесь со своим племянником - новгород-северским кн. Игорем (Георгием) Святославичем. В следующем общерус. своде - Никоновской летописи, созданной в Волоколамской обители в 20-х гг. XVI в. по повелению митр. Даниила , в отличие от ряда Московских сводов 2-й пол. XV в. содержится подробный рассказ о кончине И. О. и о чудесах, происходивших во время его отпевания (ПСРЛ. Т. 9. С. 159-160, 166, 168-171, 175-176, 179, 188). Известия Никоновской летописи стали основным источником 2-й редакции Жития И. О., сохранившейся в 10-й гл. в составе 5-й степени «Книги степенной царского родословия» с названием «Страдание святаго мученика Киевьскаго великаго князя Игоря Ольговича инока». Данная редакция Жития помещена в рукописном сборнике 1633 г. Германа (Тулупова) : сначала ошибочно под 11 февр., затем под 27 нояб. (день памяти блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича ) (РГБ. Троиц. 694. Л. 147-151 об.); под 5 янв.- в Милютинских Четьих-Минеях; под 5 июня - в Четьих-Минеях митр. св. Димитрия (Савича (Туптало)) . На известность Жития И. О. среди православных в Речи Посполитой указывает упоминание о нем в Густынской летописи, составленной в 1-й пол. XVII в., после 1608 г. (ПСРЛ. Т. 40. С. 84). Проложное Житие И. О. впервые помещено в печатном Прологе 1662 г. Особая «Повесть о убиении блаженного Игоря» сохранилась в редакции Киево-Печерского патерика , созданной в сер. XVII в. архим. Киево-Печерского монастыря Иосифом (Тризной) . Ее источником была южнорус. летопись типа Ипатьевской. В «Повести...» рассказывается, что перед гибелью И. О. молился перед иконой Божией Матери «Умиление», впосл. получившей название Игоревская . В XIX в. икона находилась в приделе св. ап. Иоанна Богослова, позднее - в алтаре над жертвенником в приделе первомч. Стефана в Успенском соборе Киево-Печерской лавры (ср.: Закревский. 1868. Т. 2. С. 684-685; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 236). Очевидно, сюда икона могла попасть в сер. XIII-XV в., когда в Киево-Печерский мон-рь из разрушенных церквей города был перенесен ряд почитаемых икон.

http://pravenc.ru/text/293519.html

Олега Краснаго, Пронскаго, мученика (†1247) Михаила Смоленскаго (†ок. 1248) Святослава Юрьевскаго (†1253; в крещении Гавриила) Василия (†1249) и Константина (†1257) Ярославских Александра Невскаго (†1263; в схиме Алексия) сына его Димитрия Владимирскаго (†1269) и дщери его Евдокии Владимирския (XIII) Романа Рязанскаго, мученика (†1270) Глеба Ростовскаго, Белоезерскаго (†1280) Романа Углечскаго (†1285) Олега Брянскаго (†ок. 1285) Димитрия Владимирскаго (†1294) Довмонта (†1299; в крещении Тимофея) и Марии († 1300; в иночестве Марфы) Псковских Феодора Смоленскаго (†1299) и чад его Давида († 1321) и Константина (†до 1321) Ярославских Владимира и Агриппины Ржевских (XIII) Иоанна Путивльскаго, мученика (XIII) Даниила Московскаго (†1303) Ксении Тверския (†1312; в иночестве Марии) Михаила Тверскаго, мученика (†1318) и преподобныя Анны Кашинския (†1338) Димитрия Тверскаго, мученика (†1325) Феодора Стародубскаго, мученика (†1330) Александра и сына его Феодора Тверских, мучеников (†1339) Иоанна Калиты, Московскаго (†1340) Василия Ярославскаго (†1344) Андрея Суждальскаго (†1365) и преподобныя Феодоры Нижегородския (†1378; в миру Анастасии) Димитрия Московскаго, Донскаго (†1389) и Евдокии Московския (†1407; в иночестве Евфросинии) Михаила Тверскаго и Микулинскаго (†1400; в иночестве Матфея) Симеона Вяземскаго и Иулиании Вяземския и Новоторжския, мучеников, (†1406) Андрея Смоленскаго (XV) Глеба Смоленскаго (XV) Димитрия (†1424) и Марии (†после 1424) Заозерских, Вологодских Феодора Вологодскаго Василия Требовольскаго Димитрия Краснаго, Галицкаго и Бежецкаго († 1440) Андрея Углечскаго (†1494) Димитрия Углечскаго, Прилуцкаго (†после 1540) Димитрия, царевича Московскаго, Углечскаго страстотерпца (†1591) Феодора, царя и великаго князя Московскаго († 1598) и всех прочих благоверных князей и княгинь Российских, за веру во Христа и отечество жизнь свою положивших и в подвизех постнических просиявших Преподобных и богоносных отец наших Антония Киево-Печерскаго, первоначальника монашескаго жития на Руси, в Ближних пещерах почивающаго († 1073)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Польск. кор. Болеслав II Смелый, стараясь ослабить герм. влияние в Польше, Венгрии и Чехии, использовал теократические амбиции Г. и вел враждебную Генриху IV политику. Направленные Г. в Польшу легаты осуществили реформу церковно-адм. управления (увеличение числа епископских кафедр, образование новых деканатов и др.). Непосредственные контакты папы с польск. королем были довольно редки и в основном связаны с делом киевского вел. кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича . Изгнанный из Киева своими братьями св. блг. кн. Святославом (Николаем) и Всеволодом (Андреем) Ярославичами (22 марта 1073), Изяслав вместе с семьей, дружиной и казной перебрался в Польшу, где просил военной помощи у своего тестя польск. кор. Болеслава. Однако польск. король заключил в Сутейске мирный договор с правившим в Киеве кн. Святославом и забрал часть вывезенной Изяславом из Киева казны, вынудив его удалиться из Польши. После безуспешных попыток Изяслава получить помощь от кор. Генриха IV он послал в Рим своего сына св. кн. мч. Ярополка (Гавриила) Изяславича для переговоров с Г. о содействии в возвращении киевского стола. 17 апр. 1075 г. Г. направил Изяславу буллу (Reg. Ep. II, 74), в к-рой сообщал, что Ярополк получил «Русское королевство» из папских рук как дар св. Петра (dono Sancti Petri per manus nostras vellet obtinere), после того как он принес присягу верности св. Петру, Главе Апостолов (eidem Beato Petro Apostolorum Principi debita fidelitate exhibita). Т. о., Г. «передал» Ярополку Изяславичу власть над Русской землей, опираясь на согласие его отца (вероятно, имея в виду совместное владение Русью Изяславом и Ярополком). В булле от 20 апр. 1075 г., направленной кор. Болеславу II Смелому, папа потребовал возвращения отнятого у Изяслава имущества. Претворение в жизнь договора Г. и кн. Ярополка означало бы превращение Руси в лен, а киевских князей - в вассалов Римских пап; в то же время достоверных сведений о реальных планах Г. в отношении Руси не имеется. В 1076 г., после смерти кн. Святослава, Изяславу удалось вернуться на Русь с помощью войск кор. Болеслава II Смелого. 15 июля 1077 г. Изяслав в 3-й раз занял киевский стол, но 3 окт. 1078 г. он погиб в сражении при Нежатиной Ниве под Черниговом. Его сын Ярополк унаследовал Владимиро-Волынское княжество, но в правление своего дяди вел. кн. Всеволода Ярославича большой политической роли не играл.

http://pravenc.ru/text/166757.html

Св. блгв. кнг. владимирская Феодосия (в иночестве Евфросиния) (3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1245, 20 сентября Св. блгв. кн. черниговский Михаил, мученик и исповедник (14 февраля). † 1245, 20 сентября Св. мч. и исп. Феодор боярин, Черниговский (14 февраля). † 1245, 30 сентября Св. блгв. вел. кн. владимирский Ярослав (в крещении Феодор) (3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1249, 8 февраля Св. блгв. кн. ярославский Василий (8 июня; 3 июля). † 1250, 25 сентября Прп. Евфросиния Суздальская (в миру блгв. кнг. черниговская Феодулия) (18 сентября). † ок. 1250 г., 23 октября Прп. Елисей Лавришевский (3-я неделя по Пятидесятнице –Собор Белорусских святых). Сер. XIII в. Св. блгв. кн. ржевский Владимир (15 июля; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). Сер. XIII в. Св. блгв. кнг. ржевская Агриппина (15 июля; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1253, 3 февраля Св. блгв. кн. юрьевский Святослав (в крещении Гавриил) (23 июня – Собор Владимирских святых). † 1257, 3 июля Св. блгв. кн. ярославский Константин (8 июня). † 1258, 20 марта Св. блгв. кн. рязанский Олег Красный, схимник (10 июня – Собор Рязанских святых). † ок. 1260 г. Прп. Феодор Каменский (10 сентября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1262, 21 мая Свт. Кирилл, еп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). † 1262, 28 июня Прп. Ксенофонт Робейский (26 января). † после 1262 г. Св. прав. Иоанн Устюжский (29 мая; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † после 1262 г. Св. прав. Мария Устюжская (29 мая; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1263, 14 ноября Св. блгв. вел. кн. владимирский Александр Невский (в схиме Алексий) (23 ноября; 30 августа). † после 1263 г. Св. блгв вел. кнг. владимирская Александра (23 ноября; 23 июня – Собор Владимирских святых). † после 1263 г. Св. блгв. кнж. владимирская Евдокия (1 марта; 23 июня – Собор Владимирских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

До конца 18 века в Петербурге выйдет в свет еще два крупных песенных нотных сборника: «Новый российский песенник, или Собрание разных песен с приложенными нотами, которые можно петь на голосах, играть на гуслях, клавикордах, скрипках и духовых инструментах/Издан иждивением Т. Полежаева» (1792 г.) и «Песенник, или Полное собрание старых и новых российских и протчих песен для пения с фортопиано, собранные издателями» (1797-1798) И. Герстенберга и Ф. Дитмара. В этих четырех собраниях в общей сложности представлено около пятисот песен. В 1804 году полтавчанин А. Якубович обнаруживает и издает часть (26 «пьес» из 71) «Древних русских стихотворений» Кирши Данилова. Данное издание считается первым сборником русского фольклора. Тексты и ноты к ним были записаны на Урале в середине 18 века, но первый же сюжет – киевский, исторические персонажи – от князя Владимира до Гришки Отрепьева. Якубович видит в них древний «глас Славенской музы». В 1818 году известный собиратель древностей выпускник Киево-Могилянской академии К. Колайдович, открывший древнейшую рукопись Черниговщины – «Изборник Святослава» 1073 года», издает «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Д. и вторично изданные, с прибавлением 35 песен и сказок, доселе неизвестных, и нот для напева». Остальные тексты были забракованы издателем по причине «барковщины» – ненормативной лексики. В предисловии Калайдович определяет Киршу (Кирилла) как малороссийского казака, указывает на письменные источники исторических песен, а также на то, что собиратель был соавтором записываемых им произведений, которые в рукописи приведены сплошным, не разделенным на стихи текстом. Очевидно, что эти нерифмованные песнопения созданы в середине 18-го века на словарном запасе и народных представлениях о прошлом того же 18 века, но тем не менее Колайдович называет их «древними», да еще и «стихотворениями». Так началась мифология «древности» фольклора: если Державин, трясясь в карете, сочинял в подражание Анакреонту какой-нибудь гимн, то это – авторская и современная поэзия, а если бы Гавриил Романович записывал в это время заунывную песнь своего ямщика, который нанизывал слова на пришедшую в голову мелодию, – то это уже древний народный эпос. Хотя Державин и ямщик сочиняли одновременно. К тому же «подражательность» поэта можно было проверить письменным текстом двух с половиной тысячелетней давности, а ямщика – увы!

http://radonezh.ru/2021/11/12/za-chto-pr...

Так все-таки была Великая Отечественная война или нет? Сегодня в этом сомневаются даже в России. И не только неонацисты и скинхеды. Вполне респектабельный журнал " Посев " ежегодно публикует все те же бредни о " нацистско-советской бойне " . Растущие, как на дрожжах, " патриотические " молодежные объединения, повествуют нам о славном " третьем пути " генерала А.А. Власова, сдавшегося в немецкий плен и сотрудничавшего с Геббельсом и Гимлером, чтобы пойти " против Сталина и Гитлера " . " Историки " Гавриил Попов, Борис Соколов и Марк Солонин, захлебываясь от радости, пишут о " недопустимых " потерях солдат и гражданского населения СССР, лишающих " людоедский режим права даже говорить о какой-либо " победе " " . Разведчик-перебежчик Резун, укрывшийся в Англии под псевдонимом " Суворов " , вообще пропагандирует теорию " превентивного " (то есть предотвращающего уже спланированное нападение СССР на Европу) похода Гитлера на Восток. " Коммунисты сочинили легенду о том, что на нас напали, и с того самого момента началась " великая отечественная война " , - пишет он. - Эту легенду я вышибаю из-под ног, как палач вышибает табуретку. Надо иметь жестокое сердце или не иметь его вообще, чтобы работать палачом, тем более - палачом, убивающим национальные святыни своего собственного народа. Нет ничего страшнее, чем выполнять работу палача... Эту роль я принял на себя добровольно " . И ведь этого палача свободно продают и читают в России. С 1992 года тираж его книг превысил три миллиона экземпляров. Некоторые российские печатные издания из года в год приноровились повторять, что и 22 июня, и 9 мая наш народ отмечает не воинские праздники, а " дни позора " . Отчасти они правы. Не в отношении солдат и генералов Великой Отечественной войны, нет. " Мертвые, - как говорил еще киевский князь Святослав, - сраму не имут! " Как бы ни сложились миллионы отдельных судеб того военного поколения, в целом оно вошло в историю вполне достойно - подарило нам победу, спасло нам жизнь. Ежегодным позором отмечены не их, а наши слова и поступки, наше безразличие и беспамятство.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010