В этих сочинениях, или, лучше сказать, посланиях, из которых некоторые очень кратки, Артемий подчеркивает необходимость для христианина знать Священное Писание и даже регулярно изучать его, чтобы правильно его понимать и уберечься от ереси, но решительно возражает против чрезмерного внимания к Ветхому Завету в ущерб Евангелию . Евангелие потому имеет первостепенное значение, что новозаветная проповедь Христа отменила Ветхий Закон . Поскольку Симон Будный в своих антитринитарных высказываниях отрицал догмат о Троице, Артемий вынужден был опровергать его доводы . Он резко выступает против кальвинистского учения и подчеркивает необходимость добрых дел для спасения. Вера без добрых дел— это не христианская вера, а еретическая гордость и удаление от Бога, хотя при этом Артемий говорит о чрезвычайной важности нравственного совершенствования, борьбы со страстями, о важности самораспинания, без чего никакое спасение невозможно . В своих сочинениях Артемий защищает христианский культ. Оба его противника, Симон Будный и Иван Зарецкий, отвергали св. Евхаристию и ее благодатное воздействие на верующих, как и вообще всякое богослужение. Опровергая эти заблуждения, Артемий опирается на выдержки из Посланий апостола Павла и полемизирует вообще против протестантских воззрений на таинства и литургическую жизнь христиан . В обоих посланиях к Будному он пишет о необходимости хранить предание и замечает при этом, что и в Ветхом Завете признавалось предание . В связи с требованием нравственного совершенствования Артемий подчеркивает, как важно для христиан самоотречение и соблюдение умеренности во всем, говорит о воспитательном значении поста; он напоминает своим противникам о том, что Христос Сам уходил в пустыню и там постился. Поэтому иноческое житие — богоугодное дело, оно помогает людям на путях спасения, ибо основы его — умеренность и самоотречение, борьба со страстями и гордостью . Наконец, отметим, что Артемий защищает обычай христиан осенять себя крестным знамением, почитание святых и икон .

http://sedmitza.ru/lib/text/436603/

Артемий запирался. Какого рода показания эти были – неизвестно, но остались вопросы, которые по этому поводу делал Артемию митрополит: – Матфей, объяснял митрополит что-то сказанное Матвеем: – разделяет Сына от Отца и неравно именует Сына Отцу, ибо он говорил так: если я прогневаю Сына (грубо учиню), то на страшном пришествии Отец может меня избавить от муки, а если прогневаю Отца, то Сын меня не избавит от муки. Матфей составил молитву Отцу, а Сына и Духа отставил. – Матфей, сказал Артемий: – делал ребячество, и сам не знает что затевает: ни в писании того нет, ни в ересях не написано. – Прежних еретиков, которые не каялись, сказал митрополит: – святители проклинали и цари осуждали, заточали и предавали казням. – Меня, сказал Артемий: – призвали судить еретиков, а не мне судить и предавать их казни, да и еретиков нет и не слышу я, чтоб кто-нибудь говорил спорное (и в спор никто не говорит). Из этого ответа видно, что Артемий открыто не признавал ничего еретического в словах Матфея Башкина, которые хотели выставить еретическими. – Как же не еретик Матфей, сказал митрополит: – когда он написал молитву к единому началу, написал единого Бога Отца, а Сына и Св. Духа отставил? – Нечего было ему и врать, сказал Артемий. – Молитва готова Манассии ко Вседержителю. – То было до христова пришествия, объяснял митрополит: – а теперь кто так напишет молитву к одному началу, тот еретик. – Однако, заметил Артемий: – манассиина молитва написана в большом нефимоне и говорят ее. – Если ты виноват, то кайся! сказал митрополит. – Не в чем мне каяться, сказал Артемий: – я так не мудрствую, как на меня сказывали; все это на меня лгали: я верую в Отца и Сына и Св. Духа в Троицу единосущную! Такие ответы, обращенные к митрополиту на соборе, поставили Артемию в обвинение. Тогда на Артемия посыпались другие обвинения от разных лиц. Игумен Ферапонтовского монастыря, Нектарий, более всех обличал его и укорял в еретических мнениях. – Вот он говорил, сказывал на него Нектарий: – что у Иосифа волоцкого в книге неправильно, будто Бог, посылая к Лоту в Содом двух ангелов, посылал в самом деле в их образе Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

После возобновления почитания И. еп. Муромский Иаков (Кротков) в 1875 г., «обозревая церковь села Лазарева, открывал гробницу и поручил осмотреть содержимое в гробе, а сам прочитал вслух рукописное житие, плакал и рекомендовал причту села Лазарева совершать молебствие праведн. Иулиании каждый воскресный день». В 1888 г. на средства купца А. М. Никитина была устроена новая рака, и «в 1889 году 15 октября в церкви села Лазарева при великом стечении народа… торжественно совершено было переложение гроба праведн. Иулиании из прежней древней раки в новоустроенную богато украшенную» ( Евгений (Мерцалов). 1910. С. 27. Примеч. 3). В наст. время в ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) в Муроме находится рака И. с житийными сценами, к-рая была изготовлена в 1888 г. из кипарисового дерева и украшена медными позолоченными чеканными пластинами (изображение Господа Саваофа на крышке не сохр.; см.: Сухова. 2004. С. 118-120. Ил. на вкл.). Непосредственно на гробнице помещалась икона (не сохр., заменена новой) с прямоличным ростовым изображением святой ( Добронравов В. Г. Историко-статист. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1897. Вып. 4. С. 216-217). Сюжеты из Жития И. отображены в 4 клеймах по сторонам раки в овалах с растительным обрамлением: глас от иконы Божией Матери, услышанный иереем об И.; И. раздает милостыню; явление свт. Николая Чудотворца И. (изображен с книгой в руках, как в рассказе о 1-м явлении); преставление И. Если главная тема житийной иконы из погоста Муська - «спасение в миру», то здесь сделан акцент на «спасении в Церкви». Такую интерпретацию Жития связывают с возобновлением почитания И. ( Сазонов, Сазонова. 1995. С. 52). Раку И. можно рассматривать как своеобразную житийную икону, где роль средника исполнял образ святой, лежащий на гробнице. В церкви с. Лазарева в почитании и иконографии И. сложились определенные традиции. На фотографии интерьера церкви перед ее закрытием в 1931 г. (МИХМ; см.: Сухова. 2004. С. 120-121. Ил. на вкл.) видно, что около раки находится большая икона И. в рост, со сложенными на груди руками - очевидно, это образ (предположительно посл. трети XIX в.), снятый непосредственно с гробницы. И. изображена в очень скромной крестьянской одежде, что соответствовало представлениям сельского населения о ней. В последние годы жизни И. почти не отличалась обликом от «рабов своих». В 1914 г. в память 300-летия прославления И. причт и прихожане Лазаревского храма заказали к ее мощам серебряный крест с эмалевыми украшениями (МИХМ; см.: Сухова О. А. Серебряные напрестольные кресты в собр. Муромского музея (XVII - нач. XX в.)//Худож. металл России: Мат-лы конф. памяти Г. Н. Бочарова, 22-24 апр. 1998 г. М., 2001. С. 90. Кат. 16; Она же. 2004. Прил. С. 135. Кат. 2. Ил. на вкл.).

http://pravenc.ru/text/1237859.html

133 Под упоминаемым здесь посланием Артемий, нужно думать, разумел послание к „сущим в скорби слова ради Божиа“. 139 Могут сказать, что едва ли Артемий мог написать послание из тюрьмы или из Соловецкого монастыря, куда он был сослан под строгий надзор, где отняты у него были и средства к писанию. Но на это можно ответить, что если Артемию удалось совсем убежать из-под строгого надзора, то написание послания, очевидно, было делом не невозможным. 145 Такими же словами из послания апостола Павла к Коринфянам пользуется и Феодосий Косой в видах отрицания безбрачия и постов, приводит то же предсказание апостола, какое приводит и Артемий, именно, – что в последние времена явятся люди, которые будут возбранять жениться и проч. Ист. показан. Зиновия, стр. 876. 152 Какую „грамотку“ разумеет Артемий в данном случае? – сказать трудно. Если в его словах: „якоже и преже назнаменовах“, можно видеть указание на учение его о необходимости, пользе и правильности чтения божественного писания, что составляет главную мысль ответа Артемия в данном послании, то под „грамоткою“ нужно разуметь первое вышеуказанное послание его к Иоанну Грозному. Если же под указанными словами нужно разуметь учение о поклонении иконам, – к чему побуждает грамматическая связь, – то под „грамоткою“ нужно разуметь другое, до нас не дошедшее, послание Артемия к Иоанну Грозному, так как в первом послании к нему об иконах нет и речи. 159 Упрек свой он делает в таких выражениях, какими, как мы заметили выше, упрекал современников и Феодосий Косой (см. стр. 46). 166 Здесь трудно понять грамматическую связь: Симеон ли слышал во Пскове, или Артемий был в нем? С вероятностью можно разуметь здесь последнее. 171 Преп. Нил и уст. его. стр. 66–67. В отделе о различии пищи преп. Нил со слов Григория Синаита говорит: можно вкушать всякого яства, как бы оно ни было вкусно и сладко, только немощным верою полезно воздерживаться от некоторых яств, особенно сладких. Что нужно разуметь под сладкими яствами? По вышеуказанным соображениям и по тому месту устава преп. Нила, где заповедуется пост, под сладкими яствами нужно разуметь такую пищу, какая кому особенно нравится из позволительной иноку пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

На соблюдение заповедей Божиих Артемий смотрел как на истинное церкви Христовой украшение, без которого ни пост ни молитвы, ни бдения не принесут никакой нравственной пользы человеку 980 . На этом основании он последовательно отвергал действительность заупокойных молитв, если только человек сам вел безнравственную жизнь 981 и пр. Частные нравственные воззрения Артемия точно также повторяют воззрения Нила Сорского . Артемий проводил совершенно одинаковый с ним взгляд на монашество. Артемий, верный духу своего учителя Нила, отрицательно смотрел на вотчинные права монастырей отвергал законность казни и преследования еретиков 982 . Критицизм Артемия проявлялся в пределах нисколько не противных православию. Он не утверждал того, что должно руководствоваться одними только евангелием и апостолом, как в том несправедливо обвинял судивший его собор 983 , он этим указывал с точки зрения своего критицизма только на преимущественное и предпочтительное и освящающее значение евангелия и апостола в ряду произведений святоотеческой и другого рода литературы. Что это именно было так, в подтверждение этого достаточно указать на то, что Артемий в своих посланиях защищает все установления и обряды православной церкви: иконопочитание, монашество, посты, церковное предание и др. Артемий сослан был на заточение в Соловецкий монастырь, откуда он бежал в Литву (в Луцк), где и действовал с успехом для охранения православия в его борьбе с латинством 984 . Дело Артемия прекрасно характеризует свое время. Оно показывает, какие быстрые шаги делал у нас односторонний религиозный консерватизм, боявшийся всякой новой, хотя бы то и самой здравой, мысли. Те идеи, которые позволял раньше проповедовать открыто пр. Нил Сорский и заслужил тем уважение всего современного общества, те же самые идеи спустя полвека осуждаются как ересь. Не оцененный по достоинству в своем отечестве Артемий нашел более справедливое отношение к себе в своем добровольном изгнании в Литве. Захария Копыстенский в своей Полинодии, перечисляя учителей церкви восточной, указывает и на преподобного Артемия инока, который, «споспешествующу ему Господу, в Литве от ереси арианской и лютеранской многих отвергнул, и чрез него Бог справилжеся весь народ русский в Литве в ереси тыи не перевернул» 985 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Двадцатый день Св. великомученик Артемий (Свойства гонимых за правду Божию) I. Cb. Артемий, память коего совершается ныне, был префектом в Египте в царствование Иулиана-отступника. Когда, отправляясь на войну против персов, Иулиан был в Антиохии, то Артемий, прибыв туда же с войском египетским, был свидетелем возмутительного преследования христиан Иулианом, который приписывал им сожжение языческого храма в Дафне, предместье Антиохии. В озлоблении на неповинных в этом деле христиан богоотступник сжег их церковь в Антиохии и разрушил и другую, находившуюся близ Аполлонова капища, и, вообще, жестоко преследовал христиан, не щадя даже детей. Вознегодовал тогда на гонителя ревностный христианин Артемий, не в силах будучи стерпеть неправды, и безбоязненно, открыто изобличил его в несправедливости. Раздраженный дерзновением Артемия властитель велел снять с него воинские одежды, обнажить его и мучить, пока он не принесет жертвы богам. Но, обливая своей кровью землю, Артемий проповедовал Иисуса Христа и великие чудеса Его. Перенес он и темничное заключение, где его томили голодом, и потом был подвергнут особенному испытанию: его положили на одну половину рассеченного камня, другой половиною которого, опустив ее с высоты, раздробили члены мученику. Наконец, отсекли ему голову мечом. Это было около 361-го г. II. Мы слышали, братия христиане, что св. великомученик Артемий неправедно был гоним неистовым царем за правду, – за то, что не мог равнодушно терпеть жестокости царя и безбоязненно и открыто обличил его в несправедливости. Мы видели также, что никакие угрозы и мучения не могли поколебать св. ревнителя правды, который безропотно и мужественно перенес мучения и самую смерть. Так поступают и все гонимые за правду Божию истинные христиане, которым за то Господь обещает даровать Царствие Небесное: все они отличаются постоянством в добродетели, мужеством в перенесении самых жестоких гонений и терпением в перенесении бедствий гонения. Рассмотрим же ближе эти свойства гонимых за правду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиерейский Собор: Епископ Артемий формально вошел в раскол с Сербской Церковью Бывший глава Рашко-Призренской епархии обвинен в антиканоническом поступке 19.11.2010 511 Сегодня, 19 ноября, по сообщению Рашко-Призренской епархии и ряда сербских СМИ, находящийся на покое епископ Артемий (Радосавльевич) самовольно совершил Божественную литургию в монастыре Дубоки Поток на севере Косово, несмотря на то, что находится под запретом в священнослужении, сообщает Православие.ru . Накануне, 18 ноября, владыка Артемий вместе со своими последователями прибыл без ведома Священного Архиерейского Собора, заседающего в эти дни в Белграде, в означенный монастырь. На следующий день, утром 19 ноября, владыка Артемий и сопровождавшие его священнослужители, большинство из которых находится под запретом в священнослужении или извергнуты из сана, заявили о намерении совершить в монастырском храме Божественную литургию. Игумен монастыря отец Ромило отказался подчиниться требованию владыки Артемия и отдать ему ключи от храма. В итоге владыка Артемий вместе с сопровождавшими его клириками самовольно совершил Божественную литургию в параклисе братского корпуса монастыря. Вскоре после случившегося на официальном сайте Рашко-Призренской епархии появилось информационное сообщение, в котором, в частности, говорилось: «Священство и монашество Рашко-Призренской епархии, верное церковному порядку и епархиальным властям и не желающее участвовать в раздирании ризы святого Саввы и церковного единства, решительно настроено не позволить узурпаторам проникновение ни в один храм Рашко-Призренской епархии. Священство и верующие во многих местах уже предупреждены о том, чтобы быть готовыми защитить святыни от попыток насильственного проникновения». Извещенный о случившемся Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви издал днем 19 ноября специальное сообщение по поводу произошедшего: «Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, избравший вчера на опустевшую кафедру Рашко-Призренских епископов владыку Липлянского Феодосия , с большим сожалением и беспокойством воспринял сообщение о попытке насильственной узурпации церковной власти в этой многострадальной епархии Сербской Православной Церкви со стороны находящегося на покое епископа Артемия, который своим поступком формально вошел в раскол со Священным Архиерейским Собором, то есть с Сербской Православной Церковью.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/19/ar...

Великомученик Артемий, хотя и жил очень давно, в IV веке, близок мне своей любовью ко Христу. Он был одним из выдающихся военачальников в правление императоров святого Константина и его сына Констанция. Артемий имел много наград за отличную службу и даже был поставлен наместником Египта. В этой должности он много сделал для распространения христианства в Египте. Когда воцарился император Юлиан-отступник, который стремился возвратить язычество, Артемий во время истязания в Антиохии двух епископов, не желавших отречься от Христовой веры, вошел в город и всенародно обвинил Юлиана в нечестии. Разгневанный Отступник подверг святого жестоким пыткам. В тюрьме, куда бросили святого воина, ему явился сам Христос и укреплял его: «Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венцы славы». После продолжительных пыток, которые так и не сломили великомученика, Артемий был обезглавлен. Казалось бы, Артемий занимал высокий пост, но в какой-то момент его жизни все отступило, духовная основа его жизни стали важнее всего. Так и в программе АА: для алкоголика выздоровление должно стать на первое место, какое бы положение в обществе, какой бы пост он ни занимал. В ключевой момент вопрос о выздоровлении становится вопросом о смысле всей моей жизни. Сегодня в церкви я услышал евангельский отрывок о том, как Христос отправил на проповедь семьдесят учеников. Он сказал им: «Жатвы много, а делателей мало» ( Лк.10:2 ). Как эти слова актуальны для нашего Содружества! В России мы — первопроходцы. И хотя Содружеству уже больше 20 лет, для России все наши группы — капля в море. Мой вклад в дело АА — моя трезвость и духовный рост. 11й Шаг предлагает сделать молитву и углубленное размышление постоянной основой моей жизни. «Молитва и медитация являются нашими основными средствами достижения сознательного контакта с Богом» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 109). Поэтому сегодняшняя моя задача — вкраплять краткие молитвенные воззвания в «ткань» дня, брать паузу, вспоминать молитву о душевном покое. Я хочу моей верностью любимому Христу уподобиться хоть немного святому воину Артемию. Если я проживаю этот день в свете 11-го Шага — молитвы и углубленного размышления, то страх, напряжение и раздражение отступают и дают место умиротворению и ощущению близости Божией. Господи, молитвами святого Артемия даруй мне силы прожить сегодня, руководствуясь 11м Шагом. 3 ноября. Память преподобного Иллариона Великого ( Лк.7:2-10 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

14 Июня в архиепископа Новгородского 106 . Выбор пал на Артемия. Его желали видеть игуменом и царь и некоторые из монашествующих. И вот, как говорит Сильвестр, Артемий, по братскому прошению и Государеву велению, был поставлен к Троице игуменом. Это было в половине 1551 года 107 . Несомненно, что Артемий выдавался из среды других по своему образованию и по жизни своей, и был известен царю, иначе странно было бы его избрание на такую должность, как игумена Троицкого монастыря. На то, что Артемий пользовался большой известностью до своего избрания во игумена, указывает и вышеприведенный нами отзыв о нем, данный Сильвестром. В посланиях самого Артемия мы можем найти указание и на то, чем в частности он был известен царю. Царь беседовал с Артемием по вопросу о церковных вотчинах. На стоглавом соборе, который был открыт ранее назначения Артемия игуменом, именно в Феврале 1551 года царем был поднят вопрос о правах монастырей владеть селами. Эти права на соборе были ограничены, что согласовывалось с воззрениями на тот же предмет Артемия. Как увидим впоследствии, он был против того, чтобы монастыри владели селами, и в этом духе вел беседу с царем Иоанном Грозным. На это он сам указывает, когда в одном из своих посланий к царю пишет: „а все ныне согласно враждуют, будътось аз говорил и писал тобе – села отнимати у монастырей, друг другу сказывают. А от того мню, Государ, што аз тобе писал на собор, извещая разум свой, а не говорил есми им о том, ни тобе не советую нужением и властию творити что таково. Разве межи себя говорили есмо, как писано в книгах быти иноком? И се наше мудрование“ 108 . Итак Артемии был известен царю по его беседам с ним о церковных порядках, еще прежде назначения его игуменом. Любил царь беседовать с Артемием и вообще о религиозных вопросах. В другом своем послании к Иоанну Грозному Артемий говорит, что царь обращался к нему с просьбой написать ему „о Божиих заповедех и отеческих преданиях и о благах человеческих“ 109 . В том же послании к Иоанну Грозному, в котором Артемий упоминает о своих беседах с ним по вопросу о монастырских селах, он отвечает на вопрос царя: „како божественная писания прочитающе, прелщают мнози, ови житие растленно проходяще, нецыи же в различныя ереси уклонишася?“ 110 . Отсюда мы можем видеть, что царь ценил Артемия, как человека книжного, и любил беседовать с ним. Об этом же свидетельствует и князь Курбский, когда говорит об Артемии: „его царь зело любяше и многажды беседоваше, поучаяся от него“ 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010