Бесчестный шах стал докучать святому ласковыми уговорами, но святой никак не соглашался есть рыбу и отвечал; " Не велено нам в Великий пост есть рыбу, Да если я и соглашусь на это, то ты завтра предложишь мне мясо и заставишь есть его, а это, как нарушение поста, для всех истинных христиан есть мерзость. Если же я исполню и это по твоему желанию, то ты заставишь меня, наконец, отречься от Сладчайшего моего Господа и Творца, Иисуса Христа, и принять магометанство " . Потом святой царь снова сказал шаху: " Лучше приму чашу смерти, нежели буду есть рыбу в Великий пост " , но шах все равно продолжал просить и увещевать его есть рыбу. Царю наскучило это, он встал из-за стола и ушел в свои покои. Шах был рад такому противлению, ибо нашел наконец благовидный предлог излить давно таившуюся в его сердце злобу на ни в чем не повинного молодого царя, чему содействовал и к чему подстрекал шаха изменник и отступник Георгий Саакадзе, желавший смерти святого Луарсаба, Наконец шах объявил свою волю: потребовал, чтобы святой оставил веру Христову и принял магометанство, за что обещал с великими сокровищами отпустить Луарсаба в его царство. За отказ шах грозил святому царю мучительной смертью. Но святой, подобно нерушимой скале и адаманту, благодатию Божией пребыл тверд в вере, укрепляясь молитвами и надеждой на Господа Иисуса, Державу царей. Святой Луарсаб, встав на молитву, со слезами говорил: " Господи Иисусе Христе, Боже мой! Кроме Тебя, Безначального Отца и Присносущного Духа, Единого Бога приведшего все видимое из небытия в бытие, никого не знаю! Ты силой Своей содержишь все творение рук Своих, единым мановением устрояешь все бытие. Ты знаешь, Владыко мой, что я молод и чужд хитрости и коварства. Избави меня, Всесильне, от рук этого коварного! Ум мой не склоняется к нечестию ласкательством его. Владыко мой, я никогда не изменю любви Твоей и не отвергнусь Пресвятого имени Твоего! Да будет со мной крепкая десница Твоя спасающая, ибо на Тебя надеется дух мой, и в Тебе все упование мое, и я готов уже умереть за Пресвятое и Преблагословенное Твое имя! " После сего святой предался более строгому посту и молитве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Св. царь Луарсаб был вывезен в Шираз и посажен в темницу, после мучений задушен тетивой лука. Тело мученика было похоронено в тюремном дворе. К 1624 г. относится мученичество св. царицы Кетеван . В 1614 г. шах Аббас потребовал от кахетинского царя Теймураза I в качестве заложника его старшего сына Левана. Теймураз отправил в Шираз своего младшего сына Александра вместе со своей матерью св. Кетеван. Позже он был вынужден отправить в Шираз и Левана. Аббас разлучил св. Кетеван с внуками, отправив ее к правителю Юго-Вост. Персии, принявшему пленницу с большими почестями. В 1620 г. Аббас, рассерженный тем, что Теймураз просил помощи против Персии у России и Турции, кастрировал пленных царевичей, в результате чего Леван умер, а Александр сошел с ума. В тот день, когда св. Кетеван узнала об участи внуков, ей передали предложение шаха стать его женой с условием принятия ислама. Царица отказалась, и ее жестоко замучили на городской площади. Свидетелями пыток стали миссионеры-католики, к-рые вывезли часть мощей в католич. мон-рь Гоа (Индия), др. часть в Португалию. Позже монахи выслали мощи царицы Теймуразу и он упокоил их в храме Алаверди. В марте 1625 г. груз. войско под предводительством Вел. Моурави Георгия Саакадзе разгромило 30-тысячную армию персов. Разгневанный Аббас вновь послал многочисленную армию в Грузию. В битве на Марабдинском поле близ Тбилиси победу одержали персы, потерявшие 14 тыс. чел., потери грузин составили 9 тыс. чел. В сражении погибли епископы Руставский, Харчашнийский, полководец Теймураз Мухранбатони, знаменосцы - 9 братьев Херхеулидзе, 9 братьев Мачабели, 7 братьев Чолокашвили и др. Знамя, пронесенное в победоносных груз. битвах при Дидгори и Басиани, переходило от одного брата Херхеулидзе к другому, и, когда был убит последний брат, знамя приняла их сестра, а от нее - мать. Через неск. месяцев в Ксанском ущелье грузины полностью разгромили 12-тысячную персид. армию, что остановило нашествия шаха Аббаса. Грузины защищали не только родину, но и веру.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В 1653 году Теймураз прислал в Москву внука своего царевича Николая Давидовича, с матерью его, и чрез послов просил государя принять их в свое покровительство, д к нему в Грузию прислать пушечных снарядов и каменных мастеров, да до 6000 войска Российского в помощь противу персиан, утеснявших его. Но бывшая тогда у России с поляками война не допустила Российский двор исполнить прошение Теймуразово. Между тем Теймураз выгнан быв из Кахетии, укрывался у зятя своего, имеретинского царя Александра; а Кахетинская область досталась карталинскому хану Ростому. Российский наш путешественник Арсений Суханов, проездом из Иерусалима чрез Грузию бывший там в этом же 1653 году, описывает этого Ростома хана весьма снисходительным к христианам, да и жена его была христианка. Тифлисский епископ даже признавался Арсению, что хан сам охотно бы желал быть под Российскою державою, если бы российский монарх того захотел 3 . Теймураз не получа помощи от Российского двора, наконец послал просить государя Алексея Михайловича о дозволении приехать ему со всею своею фамилией и ближними в Россию. По получении позволения, он приехал в Москву в том же 1653 году июня 20-го и просил паки в помощь себе войска на персиан. Но военные с Польшею тогдашние обстоятельства опять не дозволили этого исполнить. Теймураз в октябре отправился паки в Грузию и узнав на дороге, что старший внук его Луарсаб умер, послал нарочного в Москву просить об отпуске к нему для утешения и наследства другого внука его, царевича Николая Давидовича, который в 1660 году купно с матерью своею и отправлен в Грузию. Едва он доехал до Терека, то узнал, что имеретинский царь Александр Георгиевич умер, и что жена его Дариджани пасынку своему Баграту глаза выжгла, а сама вышла замуж за грузинского боярина Вахтанга в той надежде, что бы владеть Имеретией по-прежнему; но что князь Еристов с помощью турецких войск ее царицу с мужем арестовав, сослал в Дадианскую землю к Черному морю в город Аплазат, а дед его Теймураз схвачен и отвезен к персидскому шаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

КОЛЕНО XIV: Царь Димитрий I † 1155 Княжна Тамарь, за Шахом Ширванским КОЛЕНО XV: Царь Давыд III † 1155 Царь Георгий III † 1184. Женат на Гурандухте, дочери владетеля Осетинского Царевна Русудань старшая, за владетелем Хорасанским Царевна Русудань младшая, за Осетинским князем Джандероном (она была его 2-ю супругою) КОЛЕНО XVI: Царица Тамарь Великая † 1211, 1) за русским князем Юрием, племянником Великого Князя Андрея Боголюбского; 2) за Осетинским Князем Давыдом, сыном Князя Джандерона от 1-го брака и следственно пасынком тётки Тамари, Царевны Русудани младшей (см. выше.) – Некоторые грузинские летописцы показывают Джандерона внуком бежавшего в Осетию Князя Давыда, внука Царя Георгия I. Если их справедливы, то нынешние Князья Багратионы, Грузинские и Мухранские потомки в прямом мужском колене древних Багратидов: если же показания их ошибочны, в таком случаи род Багратидов пресёкся в 1184 году, с Царём Георгием III, и вышесказанные княжеские роды происходят от владетелей Осетинских. Мы не принимаем на себя решения этого вопроса КОЛЕНО XVII: Царь Георгий IV лаша † 1223, сын Царицы Тамари от второго брака ея с князем Давыдом. Царица Русудань, дочь Царицы Тамари от брака с князем Давыдом, и супруга Князя Могит-эль-Дина, сына Тугрул-Шаха, владетеля Арзерумского, из рода Сельджукидов КОЛЕНО XVIII: Царь Давыд V † 1269 Царь Нарин-Давыд IV; женат на дочери Греческого Императора Михаила дети Царицы Русудани и Князя Могит-эль-Дина Царевна Тамарь, за султаном Джелал-эль-дином КОЛЕНО XIX: Царевич Георгий Царь Димитрий II самопожертвователь 1289 Царь Вахтанг II † 1292 Константин I, Царь Имеретинский † 1327 Михаил, Царь Имеретинский † 1329, родоначальник царей Имеретинских, царствовавших в Имеретии до 1810 года, и родоначальник нынешних князей: Багратионов-Имеретинских и Багратионов-Давидовых КОЛЕНО XX: Царь Давыд VI Царь Вахтанг III Царевич Мануил Царевич Бабур Царевич Идигад Царь Георгий V блистательный КОЛЕНО XXI: Царь Георгий VI Царь Давыд VII † 1360 КОЛЕНО XXII: Царь Баграт V великий † 1395

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Вот известное число этих Бесчисленных святых и Бессмертных свидетелей: 1. Святой мученик Гликерий, пресвитер († 303), говорил царю Максимиану в никомидийском храме, переполненном христианами, которых царь намеревался сжечь вместе с храмом – что и сделал, – если не отрекутся от Христа: «Царь, мы не хотим обещанных тобою нам даров и не боимся твоих угроз, потому что все, что в мире, – для нас как бы сон, и считаем мы наказанием и ущербом – не претерпеть лютейших мук за Христа... Нисколько не страшимся мы и твоего гонения, ибо имеем оружие, врученное нам Небесным Царем; Его оружием мы вооружаемся и Его оруженосцами мы ограждены, как ты теперь огражден своими воинами. И твердо надеемся мы на то, что, ведя с тобою брань, одержим мы чудесную победу: ибо мы, будучи поражаемы – превозмогаем, и, падая – побеждаем». 2. Святой мученик Иаков Персянин († 421) и царь Издигерд. Царь обращается к мученику: «Знай, что я осуждаю тебя на смерть. Но не поражу тебя мечом, а буду долго подвергать различным мукам, чтобы умер ты горькой смертью». – Святой Иаков отвечает: «Царь, делай немедленно все то, чем хвалишься, что будешь делать. Однако знай: не испугают меня твои слова, подобные ветру, дующему на камень, и не устрашат меня твои угрозы; не боюсь я смерти, потому что знаю, что временная смерть – не смерть, а сон: ибо при страшном Пришествии Христа моего все люди восстанут из гробов, как ото сна» (т.е. воскреснут). 3. Святой мученик Тивуртий († 230) говорит царскому епарху в Риме Флавиану: «Ты грозишь нам мучениями? Но разве нам, христианам, страшно страдать за Бога нашего? Угрожаешь мечом? Но ведь он лишь освободит нас из этой темницы плоти, и мы получим небесную свободу. Грозишь огнем? Но мы угасили великий пламень похоти в нашей плоти, и нам ли после этого бояться огня вещественного? Угрожаешь изгнанием? Но Бог наш – повсюду; и где бы мы ни находились с Богом нашим, там нам и место». 4. Святой мученик Мина († 304) и царский наместник Ермоген, мучитель христиан. – Ермоген требует от святого Мины выполнения царского указа. Святой Мина отвечает: «Святое это дело – почитать царей за власть и порядок. Но когда цари неправильно и неблагочестиво почитают Бога, Который и есть Верховная Власть, и не воздают Ему должного поклонения, тогда их чтить не подобает».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Бл. Иоанн 73 , уроженец страны Вологодской, по занятию на соловаренных заводах назывался водоносцем; это название, сохранившееся за ним и в старости, было напоминанием о труженическом подвиге молодости его: в соловарне с тяжкими трудами добывания раствора соленого соединял он строгий пост и молитву. С заводов перешёл он в Ростов. Здесь начался новый подвиг его, подвиг особого рода. Его звали большим колпаком, потому что на голове носил он тяжёлый железный колпак. Но люди, видя это, не всё видели. На теле носил он ещё вериги, состоявшие из толстых железных крестов, тогда как на пальцах его было несколько колец. Раз, посетив блаж. Иринарха затворника, он дал ему совет носить на себе кресты и, предсказывая о нападении ляхов, говорил: «а я иду в Москву просить себе земли; в Москве будет много видимых и невидимых бесов, но их прогонит Св. Троица» 74 . В Москве ходил он почти ногой в самые жестокие морозы и с распущенными волосами. Встречаясь с Годуновым, говорил вслух: «умная голова, разбирай Божьи дела; Бог долго ждёт, да больно бьёт». Перед смертью пришёл он в церковь Покрова Богоматери, что на рву, и просил у протоиерея Димитрия место себе, где бы ему лечь. Протоиерей, поняв, чего желает юродивый, обещал похоронить его; блаженный указал на место могилы. По выходе из церкви блаженный пошёл к живому мосту на р. Москву; здесь встретился ему больной Григорий, два года не владевший ногой; расспросив его о болезни, Иоанн, как-бы нечаянно, наступил ему на ногу, и нога исцелела; блаженный велел сказать о том протоиерею церкви Покровской, без сомнения для того, чтобы случаем исцеления побуждены были исполнить обещание о погребении. Потом пошёл за реку в баню и там, в первый раз, сняв с себя все вериги, трижды облился водой, готовя себя к погребению; лёг на скамью, положив под голову все свои тяжести, и сказал: «простите меня, братия; когда умру, отнесите к Церкви Покрова Богородицы, ко гробу блаж. Василия, чтобы протоиерей с братией похоронили моё тело». С этими словами скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2)     Звезда ордена позолоченная, восьмиконечная. Лучи звезды гладкие и окантованы рантом в виде жгута. В центре звезды - круглый медальон с поясным образом святого, держащего в руках символическую церковь. Медальон исполнен в технике художественной финифти и окантован выпуклым рантом. Также медальон обрамлен двумя широкими позолоченными лавровыми ветвями. Лавровые ветви у основания соединены небольшой четырехгранной металлической пластиной. Вокруг лаврового венка расположен пояс, покрытый синей эмалью и окантованный выпуклым рантом. На поясе помещена стилизованная позолоченная надпись: СВЯТОЙ БЛАГОВЕРН. КНЯЗЬ ДАНИИЛЪ МОСКОВСК. В оглавии медальона положена позолоченная митра, увенчанная крестом. У основания митры имеется синяя эмалевая лента с позолоченными точками. На обратной стороне ордена указан номер, зарегистрированный в Наградной комиссии, и расположено приспособление для крепления. Материалы: серебро, позолота, холодная эмаль, финифть. Размер звезды ордена: ширина 80 мм, высота 80 мм. 3)     Лента шелковая муаровая, шириной 95 мм, золотистого цвета, с широкими красными полосами по краям и тонкой каймой золотистого цвета, носимая через правое плечо светскими лицами, архиереями и клириками носимая на шее. 4)     Звезда ордена носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается среди них согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 5)     Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой золотистого цвета с широкими красными полосами по краям и тонкой каймой золотистого цвета. В центре орденской планки расположена миниатюрная звезда ордена золотистого цвета. В центре звезды - золотистый медальон, окруженный эмалевым поясом синего цвета. Размеры планки ордена: ширина 29 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 6)     Планка ордена может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена благоверного князя Даниила Московского 1 степени располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Обращенные из раскола, дьяконовец Василий Фролов написал (1737) пространное обличение раскольникам, а угличский купец Федор Кочурихин (1776) – запросы к Феодосиеву согласию. В 1766 законоучителем Наследника престола Павла Петровича написано краткое Увещание раскольникам. Никифор, сперва херсонский, а потом астраханский архиепископ, написал два послания к раскольникам и ответ на Соловецкую челобитную. Протоиерей Андрей Журавлев составил довольно полное «известие о раскольниках». 63. Христианская жизнь Хотя русский народ по принятии христианства и не вдруг забыл и оставил привычки язычества, и междоусобия удельные гибельно действовали на его нравственность, тем не менее, св. Христова вера принесла для него вожделенные плоды: смягчила нравы, ослабила право родовой мести, умерила бедствие удельной системы и образовала много доблестных подвижников истинной добродетели. Первым примером ее благодатного действия служит сам равноапостольный Владимир. Быв язычником, он безжалостно истребил семейство Рогвольда, обагрил руки в крови брата, утопал в сладострастии; став же христианином, он сделался образцом целомудрия и другом несчастных. Бедные во всякое время могли приходить на его двор и получать для себя деньги и пищу; мало того, он приказал развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу и медь для тех, которые по болезни своей не могли прийти к нему. Кроме него, из христианских князей до нашествия монголов замечательны: сыновья его св. Борис и Глеб, св. Владимир, сын Ярославов, Мстислав Великий, Мстислав Ростиславович Храбрый и Андрей Боголюбский. Пример князей естественно поддерживал благочестие и в народе. Отличительными качествами наших предков были: простая, немудрствующая вера в истину Христову, строгое соблюдение всех уставов церковных, любовь к молитвам и храмам Божиим, милосердие к бедным. Иго монгольское лучшая часть русского народа приняла, как наказание Божие за грехи, и в своей тяжкой доле сильнее прилепилась к Господу. Одна только вера и надежда на Бога могли облегчить народные страдания. Первосвятители: Кирилл II, Петр, Алексий, Киприан, Иона и мн. другие были образцами истинной христианской жизни для паствы. Из князей, кроме положивших жизнь свою за веру и отчизну, примерами глубокого благочестия были: кн. Владимир Волынский, Довмонт Псковский и особенно благоверн. вел. кн. Александр Невский, образец царственного мужества и царственной мудрости, проникнутых духом христианским. Но монгольское иго не осталось и без вредных последствий на характер русского народа. Обычные монголам насилие, правежи, на которых несостоятельных должников секли кнутом, и казни лишили русских прежнего доблестного благородства и приучили к низкому раболепству, обману и жестокости. С огрубением нравов в русское судопроизводство введена была татарская расправа: явились пытки, кнут и смертная казнь для преступников. Прикрепление крестьян к земле (1592 г.), лишив их личной свободы, остановило их умственное развитие и вредно подействовало на самую нравственность их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Зограф. Его же о пожаловании м. Кутлумушскому села Неахори. 6877, Апреля Инд. 7. Кутлумуш. Хрисов. Иоанна Деспота Драгаша об имениях дома Пресв. Богородицы Хиландрской. (Есть выметка). 6885, Июня дня 1 Инд. 15. Хиландар. Его же об имениях м. Руского. «Понеже убо многих и великих даров». 6885 Инд. 15. Хрисов. Князя Стефана Лазаря о приложении м. Рускому церкви Спасовой у Хвосну Коньмитропоие Хвостеньское и пр. «Вишную славу улучити желающе». 6889 Инд. 4. Его же о других имениях м. Руского. «По неизреченному человеколюбию Владыки моего Христа». 6889 Инд. 4. Хрисов. Благоверного Константина, данный брату его Димитрию Воевоже на имения созданной им церкви Вознесенской подле града Щита. (Замечено содержание). Хрисов. Волка, сына Севастократора Бранка, внука Млодена Воеводы, о пожаловании 200 унгов м. Хиландарскому. После титула: «Пишу да не ведомо всякому, како сложих мир с Турци». 6901 Ноябр. 21. Хиландар. Хрисов. Монахини Евгения с Богодарованными чеди ея Кнезом Стефаном и братом ея Влеком, об имениях м. Руского. «Вышнюю славу улучити желающе». 6903, Июня 8 дня Хрисов. Князя Стефана, сына Евгении монахини, об освобождении метохов Лавры от всяких повинностей. «Мыслим светом озарившиси мысли будуща прозреше Пророци». 6903 Инд. 3. Лавра. Благоверн. Княгини Евгении монахини о приложении Лавре разных земель. «Мысльним светом озарившиси мысли». 6906 Август. дня 1. Инд. 6. Лавра. Хрисов. Стефана Деспота Сербского о пожаловании Лавре разных сел. 6915 Генвар. дня 5. Инд. 15. Лавра. Хрисов. Стефана Грьгоуря о приложении сел м. Св. Павла. «Иже от небытия в бытие веса приведии». 6922 Окт. 3. Св. Павел. Хрисов. Деспота Гюрга о приложении сел м. Св. Павла. «Иже от небытия в бытие веса приведии». 6922 Ноябр. 15. Хрисов. Стефана Деспота Сербского об имениях Лавры. «Мною царие царствуют». Лавра. Его же о пожертвовании Лавре двух серебряных подсвечников и 20 литр серебра. «Мною царие царствуют». 6935 Генвар. 20 дн. Инд. 5. Великого Чельника Радича о пожаловании м. Кастамонитскому 20 литр серебра от 7 сел его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

4.9.4.                    Знаки ордена второй степени: 1)     Знак ордена представляет собой серебристый четырехконечный крест с расширяющимися концами и вогнутыми внешними сторонами, покрытый белой эмалью. В центре креста - круглый медальон с золотистым рельефным поясным изображением святого на белом эмалевом фоне, держащего в руках символическую церковь. Медальон с образом обрамлен двумя широкими золотистыми лавровыми ветвями. Лавровые ветви у основания соединены небольшой четырехгранной металлической пластиной. Крест с медальоном положен на серебристый медальон большего диаметра, покрытый синей эмалью и окантованный выпуклым рантом. Между ветвями креста расположена стилизованная серебристая надпись: БЛГВ (Благоверный) КНЗЬ (князь) ДАНИИЛ (Даниил) МОСК (Московский). Знак посредством кольца и треугольной планки крепится к орденской ленте. На обратной стороне знака имеется номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Материалы: медь с серебрением и позолотой, холодная эмаль. Размер знака ордена: ширина 50 мм, высота 50 мм. 2)     Звезда ордена серебристая, восьмиконечная. Лучи звезды гладкие и окантованы рантом в виде жгута. В центре звезды - круглый медальон с золотистой рельефной монограммой " СД " (Святой Даниил) на белом эмалевом фоне. Медальон обрамлен двумя широкими золотистыми лавровыми ветвями. Лавровые ветви у основания соединены небольшой четырехгранной металлической пластиной. Вокруг лаврового венка расположен пояс, покрытый синей эмалью и окантованный выпуклым золотистым рантом. На поясе помещена стилизованная золотистая надпись: СВЯТОЙ БЛАГОВЕРН. КНЯЗЬ ДАНИИЛЪ МОСКОВСК. На обратной стороне орден имеет номер, зарегистрированный в Наградной комиссии, и приспособление для крепления. Материалы: медь с серебрением и позолотой, холодная эмаль. Размер звезды ордена: ширина 80 мм, высота 80 мм. 3)     Лента шелковая муаровая, шириной 40 мм, золотистого цвета, с широкими красными полосами по краям и тонкой каймой золотистого цвета, носимая на шее. 4)     Звезда ордена носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается среди них согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010