Мученики прославившие и другие замечательные лица, покровительствовавшие церковь ; состояние опустошенной Грузии; Посольство царя Теймураза I в Москву; Грузинские цари, принимая магометанство, восходят на христианский престол; Грузинский Митрополит присутствует на соборе Московском, бывшем против Никона Летописи наши с ужасом описывают бедствия, которым подверглась Грузия в XVI и XVII веках. Цари и вельможи испытав суету мира, и во все продолжение жизни не видав счастливых дней мира церкви, облекались в монашество, и делались пастырями, дабы примером христианской преданности успокоить отчаивающуюся в спокойствии и мире церковь . Такими представляются: 1 . Царевич Имеретинский Симеон, Епископ Бичвантии (Питиунта) (1532 г.). 2 . Каталикос Абхазский и Имеретинский Малахия из князей Абашидзевых (1582 г.). 3 . Гаенатский Епископ Мельхиседек, сын царевича Баграта (1591 г.). 4 . Грузинский царевич Давид, постригшийся в монашество и затворившийся в тесной келии простого монаха (1592 г.). 5 . Георгий царевич Карталинский, названный в монашестве Герасимом (1594 г.). 6 . Баграт брат царя Давида, в монашестве переименованный Варнавою. 7 . Луарсаб царь Карталинский за дарование церкви мира внутреннего и внешнего, названный. Гедеоном Иверии, а за набожность и благочестие Святым. Другие мученичеством запечатлели истину христианства пред народом. Такими были: 1 . Священник Манглисский Федор 2 . Георгий, царь Карталинский, отравленный Персами; 3 . Симеон царь же Карталинии, сын Луарсаба (1619–1629 г.), после плена в Константинополе, умерщвленный ядом; 4 . Луарсаб II царь Карталинии (1603 – 1616 г.), веревкой задушенный за исповедание Христова имени пред повелителем Персии, ( церковь Иверская празднует память его 21 Июня); 5 . Царица Кахетинская Кетевань 85 , по повелению Шаха-Аббаса принявшая тягчайшие мучения в Персии за твердость в вере христианской. (Память ее празднуется 14 Сентября). Лица, последовавшие примеру царей и первых вельмож в благочестии и ревности по вере, представляются в летописях в таком множества, что Католикос Антонии в похвальном слове мученичеству, сравнивает их с армией, вооруженною против мира и диавола, и торжественно падшею за веру победителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святая, увидев сына своего, исполнилась неописуемой радости. Она, а с нею и все подданные славили и благодарили Бога. Царица в скором времени вручила законному наследнику правление страной, при чем сказала ему: " Любезное чадо мое, теперь освобожусь я от всех мирских забот и беспокойств, и если окажется во мне какая-нибудь нужда, то я буду помогать тебе во всем, пока ты не познакомишься основательно со всеми делами управления, не приобретешь опытности и не придешь в полный возраст. Я же успокоюсь от этого мира, чтобы иметь попечение только о своей душе " . После смерти шаха Тамаза I Кахетия не подвергалась более нападениям персов, но тем временем готовилось новое, самое ужасное и губительное нашествие на страну войска внука Тамаза - шаха Аббаса I. По приезде своем царевич принял священное миропомазание на царство, на него была возложена корона в соборе св. равноапостольной Нины, и он взошел на царский престол с именем Теймураза I. Это было в 1605 году, Вскоре после венчания на царство он взял себе в супруги дочь владетельного князя Мамия I, княжну Анну, от которой имел двух сыновей, Леона и Александра, и дочь Тинатин. В 1610 году, после рождения дочери, царица Анна скончалась. Шах Аббас I пригласил царя Теймураза к себе погостить, чтобы несколько развлечь его. Царь приехал в Испагань, и шах с великим радушием принял его, но под этим радушием скрывалось намерение нанести смертельную рану Кахетии, хотя шаху не в чем было обвинить кахетинского царя. Диавол, враг христиан, найдет, что внушить человеку, ставшему его орудием. В это время в Карталинии правил святой благоверный царь Луарсаб, молодой летами, впоследствии венчавшийся мученическим венцом за исповедание имени Господа Иисуса, пострадав от нечестивого Аббаса I. Шах потребовал, чтобы царь Луарсаб отдал ему в супруги, как будто бы этот окаянный не был уже женат, свою сестру Елену, дочь карталинского царя Георгия Х. Нечестивец был хорошо знаком с законами православной Грузии и знал, что это невозможно, ибо правила Православной Церкви воспрещают подобный брак. При том сам царь Тсймураз не был согласен с этим, а нечестивец хотел найти какой-нибудь предлог обвинить царя в неповиновении ему, а затем начать войну с Кахстией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Желаю также поручить Вам управление северными областями по эту сторону реки Аракса, да будете повелителем и распорядителем в этих местностях, так что мы не будем вмешиваться в дела этих провинций, а только охранять их от врагов. Пребывайте в вожделенном здравии " . Сестра царя Луарсаба, Елена, в письме уверяла его, что ему не будет никакого вреда, если только он явится к шаху. Луарсаб, получив письма, поверил всему написанному в них и ради того, чтобы не были уничтожены святые храмы и все государство, уступил нечестивому Аббасу. При этом он решился, если не оправдаются обещания шаха, положить душу свою за други своя , по словам Спасителя. Царь готовился отправиться к шаху, но, более опытные в государственных и житейских делах, Теймураз, Георгий III и мать Луарсаба, царица Мария, со слезами упрашивали и умоляли его не ездить к шаху, указывая на изворотливость и лукавство последнего. Но чистосердечный Шадиман понуждал Луарсаба не слушать царей и не обращать внимания на слезы матери и его сестры, Хуарешани, во всем положиться на Христа и с упованием на Него отправиться к шаху, ничего не опасаясь. Луарсаб говорил царям: " Шах, придя из своего царства в мое и находясь в настоящее время в моей столице, просит у меня мира. Если я не явлюсь к нему, то он опустошит все мое царство, предаст огню и разрушит наши святилища и храмы и уничтожит само христианство. Все это заставляет меня идти к нему; этим я освобожу всю Карталинию от ига персов. Пока я жив, не хочу сделаться причиной гибели царства и меньшей моей братии. Отправлюсь к шаху, возложив всю надежду мою на Христа, и. какая бы участь ни ожидала меня там, жизнь или смерть, да будет благословен Господь Бог! " Простившись с близкими, царь отправился к шаху и, переехав гору Лихскую, вступил в укрепленный город Набактеви  лежащий на юге, близ города Али. Оттуда же отправился к шаху, находившемуся в городе Гори. Шах, узнав о прибытии святого Луарсаба, вышел ему навстречу из палаток со всеми своими вельможами. Об этом пишут имеретинский царь Арчил II, царевич Искендр Мунджи Вахушт  и историк персидский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

По прошествии довольно долгого времени, когда Луарсабу исполнилось шестнадцать лет, он, ничего не замечая и не подозревая об опасности со стороны турок, спокойно проживал в местечке Цхинвали . После того, как турки были разбиты царем Георгием, они возвратились в Константинополь и со стыдом явились к султану. Султан, несмотря на неудачу, снова собрал огромное войско и направил в Грузию, для краткости же пути - через город Багдад. После взятия его в 1609 году турецким воинам приказано было истребить все царство Карталинское. Огромное войско под предводительством Дели-Мамад-Хана вторглось сначала в области Джавахетскую и Триалетскую, беспощадно опустошило эти богатейшие провинции Грузии и достигло наконец ущелья Манглийского. В войске узнали, что карталинским престолом владеет молодой царь, сын Георгия Луарсаб, и сочли, что он, по своей молодости и неопытности, устрашится и немедленно подчинится им, после чего, думали турки, они смогут сделать с ним, что хотят. Так помышляли враги христианства и славного царства Грузинского, желая утвердить в Иверии магометанство. Но Бог творит по Своему Промыслу иначе. Он подает силу и крепость немощным, не взирая ни на лета, ни на пол, и нет у Него лицеприятия. Молодой царь Луарсаб встревожился, узнав о нашествии турок. Он приказал своим полководцам Захарии и Ярали отправиться укреплять главный проход через горные теснины, ведущие к Манглису и местечку Квельта. Это делалось для того, чтобы замедлить дальнейшее продвижение турок и иметь время набрать достаточно воинов и приготовиться к отражению врагов. Сам царь Луареаб поспешил из Цхинвали через Эртацминду в замок Цхиэрт ; с ним отправился туда и моурав Георгий Саакадзе. Государь задержался на время в Цхинвали по делам своего царства. Передовой отряд, посланный для устройства завалов, во время неосторожного ночлега был полностью истреблен турками. Погибли и полководцы царя Захария и Ярали. Затем враги заняли Манглис, Одзиси и Квельту. Великое чудо Божие спасло от разграбления храм Пресвятой Богородицы, построенный в Манглисе во дни принятия Грузией христианства .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Сведения. 1969. С. 102). Политика завоевателя предусматривала полное уничтожение и разорение Кахети и Картли, рабство и физическое истребление населения. Только Кахети в 1614-1617 гг. потеряла 2/3 населения: 100 тыс. кахетинцев было убито и более 200 тыс. угнано в рабство во внутренние провинции Персии, а на территорию Вост. Грузии начали миграцию тюрк. племена. В это же время на юго-западе Грузии участились набеги турок. В 1609 г. был замучен сщмч. Тевдоре , свящ. церкви в с. Квелта (близ Манглиси), не успевший бежать вместе с односельчанами, т. к. он запирал церковь и прятал церковную утварь и ценности. Турки потребовали, чтобы он провел войско в крепость Цхирети, где в летней резиденции находился св. царь Луарсаб II . Тевдоре повел войско горной тропой, уводящей от Цхирети. Догадавшись об обмане, турки отрубили священномученику голову. В 1612 г. за почитание св. икон был убит сщмч. Кайхосро Грузин ( Габашвили. 1956. С. 85). В 1616 г. в пуст. Гареджи было замучено 6 тыс. (по др. версии, 600) Гареджийских преподобномучеников . Остановившись на ночлег во время охоты в Кахети, шах Аббас увидел в горах движущиеся огни. Выяснив, что это монахи Гареджи совершают крестный ход на Пасху, Аббас отправил одного из своих командиров в пустынь. Монахи отказались покинуть мон-ри, и персы изрубили всех. В кон. XVII в. груз. царь Арчил II собрал кости мучеников и упокоил их слева от алтаря храма Давидгареджийской лавры. В 1622 г. был замучен св. царь Луарсаб II (царствовал с 1606). Шах Аббас I пригласил царей Теймураза I (царствовал с 1606) и Луарсаба II на охоту, задумав убить обоих. Юноши бежали в Имерети, к царю Георгию III (1604-1639). Последовав за ними, шах Аббас вынудил св. Луарсаба явиться к нему и пленил его. По распоряжению шаха на пиру св. Луарсабу во время Великого поста подали рыбу, к-рую тот отказался есть, сказав: «Сегодня рыбой заставишь нарушить пост, завтра мясо предложишь, а затем и от христианства потребуешь отказаться». Аббас тут же потребовал отречения от Христа и получил отказ.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Сын его Георгий X (1600г.) искал родственных связей с Россией и послал племянника Хозроя просить руки царевны Ксении, дочери Годунова; но внезапная кончина Бориса расстроила предполагаемый брак. При Георгии X одна из лучших областей бывшей державы Иверской, принадлежавшая Атабегам, завоевана была Турками: Ахалцих сделался местопребыванием Пашей, которые имели с тех пор сильное влияние на Имеретию и часто вторгались в Грузию. Луарсаб Святой или Мученик наследовал отцу (1603г.), но прежде подвигов мученичества прославился доблестями воинскими; он отразил Хана Крымского Гирея, опустошавшего Грузию по воле Султана, и, соединившись с Теймуразом Кахетинским, зятем своим, не устрашился выступить в поле против великого шаха Аббаса (1605г.). Оставленные подданными, которые не дерзали сражаться против завоевателя, оба удалились к Имеретинскому Царю Георгию; но Луарсаб поверил льстивому предложению Шаха и, явившись в Тифлис, был изменнически увезен в Персию; там скончался Мучеником за исповедание имени Христова в одно время с другою Великою Исповедницею Царицею Кетеван, матерью Теймураза, и их обоих причла Церковь Иверская к лику своих святых (1615г.). С Луарсабом прекратилась прямая линия царей Карталинии, и владетели ее даже перестали быть Христианами. Баграт Мирза из дома Кахетинского, магометанин, поставленный шахом Аббасом (1619г.), и Симон II, двоюродный брат Луарсаба, избранный Грузинами и потом умерщвленный Эриставом Арагвским Зурабом, не долго держались на престоле. Пользуясь междоусобиями и влиянием Зураба, на краткое время овладел Карталинией великий Теймураз (1623г.), но, изгнанный опять персиянами, бежал в родовую свою область Кахетию. Это была самая несчастная эпоха для Грузии: двукратное нашествие Шаха не уступало ни в чем ужасам Тамерлановым. Завоеватель Персидский имел ту же цель – искоренить Христианство, чтобы навсегда овладеть землей, которую охраняла вера ее народа; но вместо того, чтобы поселять Ммагометан у подножия Кавказа и в Дагестане, как действовал Тамерлан, шах Аббас, напротив того, разорял города и обители и силой переселял Христиан во внутренность Персии; до сих пор, около Испагани, есть много деревень Грузинских и Армянских, жители которых, утратив веру, соблюли язык своих предков. С другой стороны, Турки совратили в Магометанство почти всю область Атабегов и часть Гурии, а в горах и Дагестане само собою укреплялось учение Корана; таким образом, отовсюду теснимое Христианство, держалось только в трех умаленных царствах, беспрестанно обуреваемое врагами. Чтобы еще более его поколебать, шах Софии, сын шаха Аббаса, поставил в Тифлисе царем Ростома (1634г.), хотя от племени Багратидов, ибо он был внук великого Луарсаба по сыну его Давиду, но Магометанина, рожденного в Персии от незаконного брака. Цари-магометане династии Карталинской. Ростом

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

33 . Преподобный Иоанн Калевит 34 . Пресвитер-целитель Мокий 35 . Пресвитер-целитель Сампсон 36 . Чин преподобных отцов Северная ветвь подкупольного креста 1 . Западный склон свода. «Распятие Господне» 2 . Восточный склон свода. «Сошествие во ад» 3 . Северный люнет. «Оплакивание» 4 . Северная подпружная арка. Медальон с архангелом 5 . Северная подпружная арка, западный склон. Пророк Елисей 6 . Северная подпружная арка, восточный склон. Неизвестный первосвященник 7 . «Предательство Иуды» 8 . «Отречение Петра» 9 . «Суд Синедриона» 10 . «Суд Пилата» 11 . «Жены-мироносицы у Гроба Господня» 12 . «Явление воскресшего Христа женам-мироносицам» 13 . Неизвестный столпник 14 . «Воскрешение сына вдовы в Наине» 15 . «Исцеление бесноватых» 16 . «Исцеление больного водянкой» 17 . «Беседа Христа с самаритянкой» 18 . Христос из неизвестной композиции 19 . «Исцеление кровоточивой жены» (фрагмент) 20 . «Христос в доме Симона фарисея» 21 . «Успение Богоматери» 22 . Архангел Гавриил из композиции «Благовещение» 23 . Богоматерь Параклесис (Просительница) 24 . Целитель Иоанн 25 . Целитель Кир 26 . Мученик Сергий 27 . Мученик Вакх 28 . Целитель Пантелеймон (?) 29 . Неизвестный святой 30 . Мученик Евгений 31 . Мученик Мардарий 32 . Мученик Орест 33 . Мученик Авксентий 34 . Мученик Евстратий 35 . Мученик Агафон (?) 36 . Неизвестный мученик 37 . Неизвестный мученик 38 . Чин преподобных отцов Западная ветвь подкупольного креста 1 . Южный склон свода. «Вход Господень в Иерусалим» 2 . Северный склон свода. «Омовение ног» 3 . Западный люнет. «Тайная вечеря» 4 . Западная подпружная арка. Медальон с Богоматерью 5 . Западная подпружная арка, южный склон. Неизвестный пророк 6 . Западная подпружная арка, северный склон. Неизвестный пророк 7 . Неизвестный мученик 8 . Неизвестный мученик 9 . Неизвестный столпник 10 . Столпник Давид Солунский 11 . Преподобный Никон Метаноит 12 . Преподобный Евфросин 13 . «Сошествие Св. Духа на апостолов» 14 . Чин святых мучеников 15 . Целители Косма и Дамиан 16 . Неизвестные св. воины

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Великомученица Евфимия (16 сентября, с. 310). Великомученик Евстафий Плакида (20 сентября, с. 364). Мученик болярин Феодор, сподвижник Князя Михаила Тверского (20 сентября, с. 394). Мученик Каллистрат (27 сентября, с. 599). Апостол Анания (1 октября с. 20). Мученики Карп, Папила, Агафодор, Агафоника (13 октября, с. 316). Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист, Елпидифор и Аффоний (2 ноября, с. 24). Мученики Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон (3 ноября, сс. 38, 39). Преподобномученики Галактион и Епистима (5 ноября, с. 83). Мученик Иерон и дружина его (7 ноября, с. 139). Мученик Орест (10 ноября, с. 195). Мученики Евстафий, Феспий и Анатолий (20 ноября, с. 573). Мученики Иоанн, Саверий, Исаакий, Ипатий и другие с ними (20 ноября, сс. 581, 582). Великомученица Варвара (4 декабря, с. 76–77). Мученик Мина (10 декабря, с. 274). Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест (13 декабря, с. 357). Священномученик Елевферий (15 декабря, с. 419). Священномученик Игнатий Богоносец (20 декабря, с. 553). Мученица Иулиания дева (21 декабря, с. 581). Мученики Феопемпт и Феона (5 января, с. 183). Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп (16 января, с. 35). Преподобномученик Анастасий (22 января, с. 275). Священномученик Климент Анкирский, мученик Агафангел и прочие с ними (23 января, с. 291). Священномученик Аврамий, епископ Арвильский (4 февраля, с. 64). Мученик Никифор (9 февраля, с. 184). Великомученик Феодор Тирон (17 февраля, с. 308). Священномученик Садок (20 февраля, с. 361). Священномученик Феодот, епископ Киринийский (2 марта, с. 44). Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск (3 марта, с. 74). Мученик Павел (4 марта, с. 90). Мученик Конон Исаврийский (5 марта, с. 120). Мученица Савина (11 марта, с. 245). Мученики Трофим и Евкарпий (18 марта, с. 377). Мученик Хрисанф (19 марта, с. 388). Мученица Фотина (20 марта, с. 412). Священномученик Никон (23 марта, с. 441). Мученица Фервуфа (4 апреля, с. 70) Мученик Феодул (5 апреля, с. 83). Мученик Каллиопий (7 апреля, с. 129).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В святом Крещении его нарекли Луарсабом. Отец Луарсаба Георгий по прошествии некоторого времени отправился по приглашению шаха Аббаса I (1584-1628гг.) в качестве его союзника под армянский город Эривань (Ереван - Б.С.)и со своим войском помог шаху подчинить город его власти, и вместе с шахом вел войну с Турцией. Отец Аббаса I, Шахудабанд, по причине своей лени и разврата на дела государственные не обращал никакого внимания, а занят был единственно угождением своей плоти. Пользуясь его слабостью, турки отнимали у него одну провинцию за другой. Но сын его, шах Аббас I, при помощи царя Карталинского Георгия Храброго, оружием возвращал потерянные провинции и города. В числе возвращенных Персии городов была и Эривань. При взятии Эривани началась самая ожесточенная, решающая битва. Георгий со своими воинами показал необыкновенное мужество. Наконец, после долгих усилий, на городских стенах показалось первое знамя, которое было грузинским, и первыми на стенах были грузинские воины. Они истребили турок в крепости, взяли ее и снова подчинили город шаху Аббасу. Шах, видя необыкновенное мужество и храбрость грузинского царя и его воинов, воспылал к грузинам лютой ненавистью. Он и раньше таил непримиримую вражду к ним, так как царь Карталинский Луарсаб I (1534-1558гг.) не дал осуществиться замыслам шаха Тамаза I, хотевшего покорить Карталинию, и этим приостановил обращение грузин в магометанство. Теперь же Аббас не мог равнодушно смотреть на Георгия и его храбрых и мужественных воинов, которые могли быть опасными для него, и нечестивого мучила зависть, потому что первая слава победы досталась Георгию. Шах тайно поднес ему яд, от чего царь и скончался в 1603 году по Р.Х. У него остался молодой наследник Луарсаб с двумя сестрами, Хуарешанью и Еленой. Хотя наследник и был молод, но разумом и мудростью уподоблялся Соломону и Гедеону. Несмотря на молодость .святого Луарсаба, Патриарх Захария с соизволения всей знати и народа карталинского венчал его на царство, и он взошел на престол своих отцов с именем Луарсаба II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Великолепный прием ожидал его в Тифлисе; Аббас торжественно утвердил его на престол предков и дал ему знамением власти и своей приязни алмазное перо, как венок, коим венчали жертвы прежде их заклания. Но спустя несколько дней коварный Шах стал искать предлога к удалению Луарсаба из своего царства. Он велел похитить у него богатый дар свой, и когда явился к нему юный Царь без сего украшения, притворно разгневанный Шах удержал его под своим шатром, как бы для того, чтобы развлекать похитителей; потом, пригласив за свою трапезу, предложил ему вкусить рыбу в великий пост. Отказался Луарсаб нарушить постановления церковные и мужественно сказал Шаху: «Если теперь я разрешу в угождение тебе на рыбу, завтра ты потребуешь от меня, чтобы я ел мясо, разве ты не знаешь, что я христианин?» Раздраженный Шах сослал его в заточение в Шираз, надеесь обратить его там долгим томлением к магометанству, а на место его назначил одного из отступников той же царственной династии Баграт Мирзу. Тогда пострадали от руки завоевателя и знаменитые обители в окрестностях столицы; но Шах не смел коснуться Мцхетского собора. Желая прикрыть личиной приязни свои честолюбивые замыслы, чтобы не навлечь на себя оружие России, он послал в дар Царю Михаилу Феодоровичу и Патриарху отцу его ризу Господню, обретенную им в драгоценном ковчеге, в соборной ризнице Мцхетской. Когда же возвратился в Персию и услышал, что едет к нему посольство Русское с ходатайством о несчастном Царе Луарсабе, он поспешил задушить его в Ширазе, а между тем извинялся пред нашими послами, будто нечаянно приключилась ему кончина, в то время как он удил рыбу над водоемом, и обещал строго взыскать с неосторожных его приставов. В полном цвете лет своих, после семилетнего заточения, Луарсаб мученически предал душу свою Богу, им исповеданному пред лицем гонителя; Церковь празднует святую память его 21-го июня, вместе с другим царственным мучеником Арчилом, Царем Иверским, который пострадал в VIII веке также за веру Христову, еще во времена владычества Халифов Арабских.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010