Л. понимал, каким бедствием для страны может обернуться их дальнейшее упорство: «Ведомо мне, что он (Аббас I.- Авт.) лживо настаивает на всем этом и желает вероломно пленить меня. Но ежели не повиниться и в безопасности защитить только себя, какая в том польза, и погибнет страна моя и разорятся церкви. Смерть мне лучше такой жизни». Несмотря на уговоры царей и вельмож, Л. «добровольно отдал голову свою, дабы спасти страну свою с миром» ( Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили). 2006. С. 153-154). Он отправился в Гори, затем вместе с Аббасом I поехал в Тбилиси, откуда шах, объявив о многодневной охоте, перевез Л. в Карабах ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 395). В Гиляне Аббас I потребовал от Л. принять ислам и получил категорический отказ. После вторичного отказа Л. был заключен в крепости Гулаб-Кале. В июне 1622 г. он был задушен, его тело было погребено на территории крепости. За несколько недель до кончины Л. встречался с сопровождавшими его людьми, в т. ч. с епископом и со священниками, и принял причастие (Там же. С. 398). Ист.: Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), католикос-патриарх. Подвиги святого и блаженного страстотерпца Луарсаба, что был замучен безбожным царем Персии Шахабазом// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 2. С. 407-415; То же//ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 136-201; То же/Пер. на рус. яз., предисл., коммент.: Г. В. Цулая// Цулая Г. В. Святые и мученики в истории Грузии. М., 2006. С. 137-164; Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 384-399; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//Там же. 1973. Т. 4. С. 426; Аракел Даврижеци. Книга историй/Пер. с древнеарм., предисл., коммент.: Л. Ханларян. М., 1978. С. 121. Лит.: Коридзе Т. Луарсаб II//Цари Грузии. Тб., 2000. С. 186-188 (на груз. яз.). Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2110749.html

Георгий XI, Царь Карталинский † 1709. Женат 1) на княжне Тамари Элисбари; 2) на княжне Хорашане Микеладзе Леван, Царь Карталинский Царевич Александр-Луарсаб Царевич Соломон Царевна NN, за князем Зурабом Эристовым Царевна Анаки, 1) за Шахом Персидским; 2) за Ханом Гюлистанским Князь Теймураз Мухранский, родоначальник нынешних князей Багратионов-Мухранских Князь Ираклий Мухранский Князь Иессей Мухранский Князь Баграт Мухранский Царевич Георгий Кахетинский † 1561 Александр II, Царь Кахетинский † 1605 Царевич Николозо, католикос Иессей, Царь Кахетинский Царевич Вахтанг КОЛЕНО XXXII: Царевич Александр Арчилович (в России называемый: «Царевичем Имеретинским»); первый российский генерал-фельдцейхмейстер, рождение 1674 † в плену в Стокгольме 1710 Царевич Мамука Арчилович, рождение 1676 † 1693 Царевич Давыд Арчилович, рождение 1681 † 1695 Царевна Дареджана Арчиловна † 1740 Царевич Кайхосро Царевич Баграт Царевич Иессей Царевич Симон в Петербурге 27 января 1740 Кайхосро, Царь Карталинский, рождение 1674 † 1711 Вахтанг VI, Царь Карталинский, рождение 15 сентября 1675 † 27 марта 1737 Царевич Теймураз Царевич Симон Иессей, Царь Карталинский, принял исламизм под именем Али-Кули-Хана † 1727. Женат на Царевне Кахетинской Елене Царевич Доментий, Католикос † 1744 Царевич Константин Ираклий, Царевич Кахетинский Царевич Давыд † 1603. Женат на Княжне Кетевани Мухранской Царевич Георгий † 1605 Константин I, Царь Кахетинский Царевна NN, за Манучаром, Дадианом Мингрельским Царевич Баграт КОЛЕНО XXXIII: Царевич Давыд Кайхосрович † в Москве 28 октября 1732 Царевна Хорашана Кайхосровна Царевна Анна Кайхосровна Царевич Ростом Вахтангеевич † 1689 Бакар Вахтангеевич, Царь Карталинский, потом российский генерал-поручик и святого Андрея кавалер, рождение 1699 † 1750, родоначальник старшей ветви нынешних Князей Грузинских Царевич Егор Вахтангеевич, российский генерал-аншеф и святого Александра Невского кавалер, рождение 1702 † 1785. Женат на Княжне Марие Яковлевне Долгоруковой Царевич Паата Вахтангеевич † 1765

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Грузинский царь Арчил был усечен в 718 или 744 г. персидским полководцем; а Луарсаб, царь Карталинский, удавлен персидским шахом Аббасом в 1622 г. 22-е число Священномученик Евсевий жил в IV веке и был епископом в г. Самосате, в Антиохийской области. Он жил во времена царей, бывших и православными, и еретиками; цари, державшиеся ереси, не раз лишали его кафедры за твердую защиту православия, православные же возвращали из заточения. Посланник царя Констанция, покровителя ариан, требовал от него акт избрания на антиохийскую патриаршую кафедру Мелетия, который не нравился царю, как ревнитель православия, и которого потому низвергли, и в случае отказа грозил ему отсечением правой руки. Св. Евсевий протянул обе руки и сказал: «Отсеки их обе, а акта, обличающего несправедливость и злобу ариан, я не отдам». Во время царствования Юлиана Отступника он, как ревностный пастырь, прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, скрывая свой сан под одеждой воина, и всюду утверждал христиан в вере, поставлял, где не было, священников и епископов. Когда император Валент арианин осудил св. Евсевия на заточение во Фракию, то он, чтобы не взбунтовался народ, уехал из Самосата ночью. Самосатяне же, узнав об его отъезде, устремились за ним. Догнав, с плачем и рыданием просили возвратиться; но святой, сказав, что в настоящем случае ему нужно повиноваться царскому указу, и им самим небезопасно сопротивляться царской воле, убеждал их твердо держаться православной веры, благословив, простился с ними и отправился далее. При императоре Грациане св. Евсевию позволено было возвратиться в Самосат. Но при входе в арианский город Долихину, женщина арханка бросила в него с крыши горшок и пробила голову, от чего он и умер. Умирая, святой просил пощадить виновницу его смерти и простить ее вину. Тело его было перенесено в Самосаты. Мученик Галактион был потоплен в море. Мученица Иулиания с сыном своим Сатурнином сожжена. Мученик Зинон был богатым жителем Филадельфии в Аравии. Он раздал все свое имение нищим, отпустил всех рабов на волю и вел благочестивую жизнь. Жил в IV столетии. Когда царь Максимиан открыл гонение на христиан, то он вместе со своим слугой Зиной пришел к царю и начал порицать его за идолопоклонство. Тогда приказано было мучить их обоих. Их повесили на столбе, строгали тело и при этом растирали раны уксусом и солью, жгли бока и грудь и, наконец, бросили в котел с кипящим маслом. Но святые переносили все мучения с терпением и остались живы. Тогда усекли их мечом. 23-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Мирно упокоились в Господе близ Медиолана. Жители Медиолана призывают святого Иулия в помощь против волков. Девяносто девять Божьих храмов Строит Иулий с братом Иулианом. А затем Иулиан решает Брату старшему соорудить гробницу. Рек, ее увидев, Иулий кроткий: «Милый брат, себе ты гроб устроил, Бог тебя зовет в чертог небесный; Мне же выстроить Христос повелевает Церковь сотую на острове далеком». Как сказал он – так и совершилось: Младший брат в обитель горнюю вселился, Старший – церковь сотую воздвигнул, Божьих алтарей число восполнив. Честной жизни до конца свершив теченье, В вечность [к брату] перешел [родному]. 3. Св. мученик Арчил II, царь Иверский . Был сыном царя Стефана и внуком грузинского царя Вахтанга. Великий христианин и защитник христианства, царь Арчил претерпел мучения от мусульман и был усечен за Христа 20 марта 744 года. Было ему 80 лет, когда пострадал он за Господа и преставился в блаженную вечность. 4. Св. мученик Луарсаб, царь Карталинский . Его отец, Георгий X, пострадал за веру и был отравлен персидским шахом. Луарсаба же ввергли в темницу близ Шираза, в которой провел [он] 7 лет. 21 июня 1622 года, по приказу шаха Аббаса I, он был повешен в заточении вместе с двумя слугами. На его гробнице был виден небесный свет. Рассуждение Когда человек [только] начинает упражняться в молчании, молчание представляется ему чем-то более низким, чем речь. Но когда навыкнет он безмолвствовать, то поймет, что речь ниже молчания. Монах сказал преподобному Сисою: «Хотел бы я соблюсти сердце мое, но не могу», – на что старец ему ответил: «Как можем мы соблюсти сердце, если дверь нашего сердца – язык – постоянно открыта?» Однажды Гарилеуса, племянника Ликурга, спросили, почему его дядя издал так мало законов. Тот ответил: «Не нужно много законов тем, кто много не говорит». Созерцание Да созерцаю чудесное исцеление слепого Вартимея ( Мк. 10:46–52 ), а именно: 1) как Вартимей с верой вопиет ко Господу об исцелении – и как Господь его исцеляет; 2) как и я, слеп[отствуя] душой, сижу близ дороги, по которой проходит Господь; и если воззову я к Нему – Он меня уврачует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 1609 году Грузия подвергалась нашествию турецкого войска под предводительством Дели-Мамад-хана. Молодой царь дал решительный бой туркам под селением Квенадкоци (между Гори и Сурами). Накануне сражения 14-тысячное грузинское ополчение провело всю ночь в неусыпных молитвах, а поутру, после Божественной литургии и принятия всеми Святых Таин, в героическом сражении грузинские воины обратили в бегство 60-ти тысячную армию противника. Персидский шах Aббac I, встревоженный этой победой Грузии и снедаемый завистью к Лyapcaбy II, всячески искал случая погубить его. Святой Лyapcaб II был вынужден, спасая Картли (Центральная Грузия) от разорения, выдать замуж за магометанина шаха Aббaca I свою сестру Елену, по его требованию. Но и это не остановило шаха. Через некоторое время он вторгся в Грузию с огромным войскам. Из-за измены нескольких феодалов благоверный царь Лyapcaб II и кахетинский царь Teймypaз I вынуждены были в конце 1615 года удалиться в Имеретию (Западная Грузия) к царю имеретинскому Гeopruю III (1605–1639). Шах Aббac I разорил Кахетию и, угрожая разорением Картли, требовал Лyapcaбa II к себе, обещая в случае его прибытия заключить мир. Благоверный царь Лyapcaб II, пытаясь сохранить храмы Картли от опустошения, отправился к шаху Аббасу со словами: «Возложу всю надежду свою на Христа, и какая бы участь не ожидала меня там, жизнь или смерть, да будет благословен Господь Бог!» Шах Aббac I принял святого Лyapcaбa II миролюбиво и казалось был готов выполнить свои обещания. После совместной охоты шах Аббас пригласил его в Мазандаран, но за обедом Лyapcaб II отказался есть рыбу (поскольку шел Великий пост), несмотря на уговоры и требования шаха. Разгневанный шах стал настаивать на том, чтобы грузинский царь принял магометанство, за что обещал с великими сокровищами отпустить в Картли, в противном случае угрожая мучительной смертью. Благочестивый царь Лyapcaб II, с детских лет соблюдавший строгие посты и постоянно творивший молитвы, без колебания отверг домогательства шаха. Тогда его связали и заключили в неприступную крепость Гулаб-Кала, близ Шираза. Епископ Мровельский Николай повествует, что благоверный царь Луарсаб семь лет находился в темнице в оковах, перенося ужасные притеснения и частые избиения, принуждаемый принять магометанство. Но святой исповедник остался верен Святой Церкви Христовой и принял мученическую смерть в 1622 году на 35-ом году своей жизни. Вместе с ним были замучены два его верных служителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

1959. Т. 2. С. 247; То же. 2008. С. 370). Во 2-й пол. XIII в. царь Давид VII обновил в Исани царские палаты, а его сын и наследник царь мч. Димитрий II Самопожертвователь (1270-1289) «выстроил во дворце Исани монастырь для пребывания в нем Метехской Богоматери и пожертвовал ему деревни и виноградники и украсил его уставом» (То же//КЦ. 1959. Т. 2. С. 230, 272; То же. 2008. С. 360, 382). Тогда же церковь была заново отстроена и получила совр. вид, являющийся доминантой левобережной части Тбилиси. М. считалась подворьем мцхетского патриаршего собора Светицховели . Согласно иммунной грамоте (1392), тбилисским владениям католикоса-патриарха всей Грузии принадлежал монастырь М. с имениями в Авлабари и Авлабарской роще, а также подворье в М. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 176; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 101). М. как подворье Светицховели упоминается также в грамоте 1658 г. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 472). Вслед. опустошительных набегов Тамерлана (кон. XIV в.) и кочевников-тюрков, иранцев и турок (2-я пол. XV-XVI в.) Светицховели и М. потеряли свои владения. Царская власть всесторонне способствовала восстановлению церковного имущества. В 1429 г. груз. царь Александр I заново пожертвовал католикосу-патриарху всей Грузии Феодору III (1429-1435) храм М. и принадлежавшее ему с. Цавкиси, «издревле дарованные Светицховели, но со временем отпавшие от его владений» (Корпус груз. ист. док-тов. 2013. Т. 2. С. 158-160). В 30-х гг. XVI в. царь Картли Луарсаб I (1527-1556) пожертвовал Светицховели монастырь М. «с настоятелем и метехцами (т. е. жителями квартала Метехи.- Авт.)» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 383; Аннотированный словарь. 2004. Т. 3. С. 15), а в 1546 г. освободил от гос. повинностей Аванишвили, крестьян Метехской Богоматери, обязав их при этом ежегодно отдавать мон-рю 20 л масла ( Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 61). В 1559 г. царь Картли Симеон I (1556-1569, 1578-1600) подтвердил владения Светицховели в Тбилиси (перечислены в т. ч. и М. и метехцы) и даровал им иммунитет ( Жордания. Хроники . 1897. Т. 2. С. 400-401). Также он пожертвовал монастырю М. села Шиндиси (1558) и Цавкиси (1595) (юго-вост. склон Триалетского хребта, ныне в тбилисском р-не Мтацминда) и освободил цавкисских крестьян от податей ( Пурцеладзе. 1881. С. 107-108; Жордания. Хроники . 1897. Т. 2. С. 428; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 65-67). В М. были установлены агапы (дни поминовения) за царя Симеона (на Успение Пресв. Богородицы) и его родителей (на Благовещение Пресв. Богородицы) ( Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 67). Цари Кахети также заботились о М. В 1575 г. Александр II (1574-1601, 1602-1605) пожертвовал М. 40 дворов крестьян и освободил их от всех гос. податей ( Пурцеладзе. 1881. С. 108), его внук царь Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632) преподнес М. мон-рь Сиони в Уджарме и пещерный мон-рь Хорауги (близ с. Сартичала, ныне в муниципалитете Сагареджо) ( Жордания. Хроники . 1897. Т. 2. С. 440).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

Младший сын царевича Леона Бакаровича, князь Леон Леонович, имел четырёх дочерей: княжну Дарью Леоновну; княжну Софию Леоновну, за Приклонским; княжну Екатерину Леоновну, за Николаем Петровичем Шишковым, и княжну Ольгу Леоновну, за Турчаниновым, а во втором браке за Аничковым. 2) Младшая ветвь отцовский ОТ АФАНАСИЯ БАГРАТИДА КОЛЕНО XXXIII: Теймураз I, Царь Кахетинский † 1663 (см. во второй части, статью о князьях Багратионах); женат: 1) на княжне Анне Гуриели; 2) на царевне Кварашане Карталинской (от 1-го брака 2 сына; от 2-го брака сын и дочь) КОЛЕНО XXXIV: Царевич Леон Царевич Александр Царевич Давыд † 1648 Царевна Дареджана, 1) за князем Зурабом Эристовым; 2) за Царём Имеретинским Александром III; 3) за князем Вахтангом Чучуна-Швили КОЛЕНО XXXV: Ираклий I, потом мусульманин Назар-Али-Хан, Царь Кахетинский † 1710 Царевич Луарсаб Георгий Царевна Кетевань, 1) за Царём Имеретинским Багратом IV; 2) за князем Гогоберидзе; 3) за Царём Карталинским Арчилом КОЛЕНО XXXVI: Давыд, потом мусульманин Имам-Кули-Хан, Царь Кахетинский † 1721 Константин, потом мусульманин Мамад-Кули-Хан, Царь Кахетинский † 1729 Теймураз II, Царь Карталинский и Кахетинский † 1763; женат 1) на царевне Карталинской Тамари † 1746; 2) на княгине Анне Цициановой, рождённой Такалтойяна Царевна Елена, за царевичем Карталинским Иессеем Царевна Макрина † 1732, за князем Чалокаевым КОЛЕНО XXXVII: Царевич Мамед-Мирза Царевич Али-Мирза Царевна Кетевань-Ханум, за персидским визирем Киясом Царевич Александр Ираклий II Теймуразович, Царь Карталинский и Кахетинский, ордена святого Андрея кавалер, † 1798; женат: 1) на княжне Анне Абашидзе; 2) на Кетевани NN; 3) на княжне Дарье Георгиевне Дадьян-Мипгрельской, рождение 20 июля 1738 † 8 ноября 1807 Царевна Кетевань, за Али-Кули-Ханом, племянником Персидского Шаха Надира Царевна Елисавета, за князем Амилахоровым Царевна Анна, за князем Дмитрием Орбелиани КОЛЕНО XXXVIII: Георгий XIII Ираклиевич, последний Царь Грузинский † 28 декабря 1800; женат 1) на княжне Кетевани Андронниковой; 2) на княжне Марие Георгиевне Цициановой, рождение 26 октября 1769 † 30 марта 1850; (от 1-го брака 4 сына и 5 дочерей; от 2-го брака 5 сыновей и 2 дочери)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Он думал, что царь, увидев ее, по своей неопытности влюбится и повелит отдать ее за него замуж. " Вельможи, а особенно Шадиман Баратов, не захотят, конечно, чтобы царица их была из дворян, а не из более знатного рода, и этот случай может дать мне повод к исполнению задуманного " , - рассчитывал Саакадзе. Недолго думая, он так и сделал: пригласил царя к себе в Носте , во время пира привел свою сестру и велел ей, чтобы она подала государю в серебряной чаше вино. Царь Луарсаб, увидев красавицу, прельстился ею и захотел взять ее в супруги, но своего замысла никому еще не открывал. На другой день царь, призвав к себе Георгия, объявил ему, что хочет жениться на его сестре по такой причине: " Она нравится мне, - говорил государь, - своей честностью и скромностью " . Георгий, как бы не желая этого, не соглашался и со слезами стал просить и умолять царя оставить это намерение. И мать Луарсаба, вдовствующая царица Мария, дочь князя Липарита, тоже просила и умоляла сына отменить свое решение. Они говорили ему, что неприлично царю брать супругу из дворян и возводить ее в достоинство царицы. " Знай, царь, что этому выбору противостанут вельможи и вся знать, поэтому прошу величество твое, - говорил Саакадзе, - отмени приказание " . Несмотря на просьбы Георгия и матери, царь остался непреклонным. После сего и вельможи царя стали просить и умолять его не совершать поступка, неподобающего, по их мнению, человеку в таком высоком положении. Они опасались, что государством начнет править через сестру лукавый и хитрый Саакадзе. Царю напомнили о его деде, Симеоне Великом, и его отце, Георгии Храбром, и просили его, чтобы он шел по их стопам и не нарушал принятых в обществе установлений. Вельможи открыли царю хитрость и двуличность бесчестного Саакадзе. И царь, увидев себя в сетях обмана, послушался вельмож и отказался от женитьбы на сестре Георгия. Здраво посмотрев на дело, он увидел, в какую беду мог вовлечь себя, породнившись с Георгием. Поэтому приказал тайно заключить Саакадзе в темницу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

О светозарное светило Церкве Иверския, страстотерпице славная, великомученице царице Кетевань! Освети душу мою, многими грехми потемненную, утверди и настави мя, благоухание райское, похвало и украшение иверское, приведи мя молитвами твоими и всесильным ходатайством ко Престолу Отца Небеснаго, немощных чад своих любящаго, и соделай мя, о чадолюбивая мати, гражданином Горняго Иерусалима! Раствори чашу горестей моих утешением небесным и приими от мене, свете очей моих и радосте души моея, сладкопение сие: Радуйся, жемчугом небесным благодати Божией украшенная; радуйся, крепкая заступнице и ходатаице народа твоего! Радуйся, всем падшим быстрое услышание и подаяние помощи; радуйся, царице, за пресладкое имя Господа Иисуса в темнице заключенная! Радуйся, закона и обычая Магометова посрамительнице; радуйся, уничтожительнице коварных замыслов христоборцев! Радуйся, подобно Ангелу ко Престолу Жениха твоего возлетевшая; радуйся, сожительнице небожителей! Радуйся, розо райская, Церковь Православную благоухающая; радуйся, каменю драгий, украшаяй корону и престол иверский! Радуйся, порфиро златая, похваление царей и народа иверскаго; радуйся, души моея утешение! Радуйся, пресладкая надеждо моя на спасение; радуйся, юности моея украшение! Радуйся, освящение старости моея; радуйся, сопутнице души моея посреде горьких воздушных мытарств! Радуйся, сладкоименитая Кетевань, великая заступнице и скорая помощнице!   Житие и Страдание Святого Славного Мученика Благоверного Царя Карталинского Луарсаба Память его 21 июня Владыка жизни и смерти Христос украшал паству Свою иберскую (иверскую - Б.С.) многими мучениками и ангелоподобными отцами. Среди них были и цари иверские, положившие душу свою за Православие и за верный свой народ. В числе многих венценосцев, пострадавших за Христа, был и мученик царь Луарсаб, украшение престола грузинского. Его отец, благочестивый царь Карталинский Георгий Х (1600-1603гг.), происходил из рода Багратидов, потомков царя-пророка Давида. Царь Георгий, сын царя Симеона Великого (1582-1600гг.), взял себе в жены дочь знатного вельможи Липарита прекрасную Марию, и в скором времени родился у них младенец мужского пола, благоуханная отрасль, краса царства и Церкви Грузинской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

17 Внутренняя Картли. Часть территории Центральной Грузии (Картли), относящаяся к Южно-Осетинской АО с 1922 г. 18 Арчил – царь Картли, прямой потомок царя Мириана, утвердившего христиан­ство государственной религией Грузии, мученик. В годы арабских завоеваний не раз отражал сокрушительные нашествия Мурвана II на Грузию. Понимая не­равенство сил, поехал в ставку наместника халифа Мурвана Джиджум-Асима, пытаясь отговорить Асима от исламизации Грузии. Преданный завистниками и сам отказавшийся стать мусульманином, был мученически убит (в 744 или в 761 г.). Тело его выкрали приближенные и погребли в Кахетии в им же постро­енной церкви. Судьбу царя Арчила почти через тысячу лет повторил святой царь Картли Луарсаб II (1587–1622). Зависящий от воли всесильного персидского шахиншаха Аббаса, царь попытался искать поддержку у османских наместников в Имеретии. Был вызван шахом ко двору, принят в Мазандаране, резиденции шаха, но за твердый отказ есть скоромное в пост был заключен в темницу в Ши­разе, где в мученичестве провел семь лет и умер, не предав веры. 19 Битва возле селения Крцаниси пятитысячного грузинского войска с 35-тысячной персидской армией Ага-Магомед хана, требовавшего аннулирования договора с Россией (Георгиевского трактата 1783 г.). Военной помощи от России не последовало, битва кончилась трагически для грузин и Грузии, Тбилиси был полностью разрушен. 300 арагвинцев – легендарная группа воинов, павших в этом сражении. Прославлены Грузинской Церковью в лике святых в 2008 г. (По Георгиевскому трактату Россия в 1783 г. ввела в Картли-Кахетинское царство два батальона. Начавшаяся в 1785 г. русско-турецкая война и одновременное восстание шейха Мансура на Северном Кавказе создали угрозу окружения и уничтожения этих войск, и Екатерина II срочно вывела их из Грузии. В 1796 г. Россия решила ответить походом в Закавказье, но он не состоялся в связи со смертью Екатерины. Русские войска на регулярной основе находились в Грузии с 1799 г.). 20 300 воинов-арагвинцев прославлены в лике св. мучеников Синодом Грузинской Церкви 27 июня 2008 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010