Святая Кириакия. 8. Святой Прокопий, без бороды, был усечен мечом. 9. Святой Панкратий, с проседью в остроконечной бороде, скончался, брошенный в пропасть. 10. Святые Леонтий, старец, Маврикий, с бородою едва показавшеюся, Даниил и Антоний, без бород, скончались в пылающей печи. 12. Святые Прокл, стар, Иларий, юн. 14. Святой Иуст, юный, с бородою, едва показавшеюся, скончался в пылающей печи. 15. Святые Кирик, трехлетний младенец, был поражен в голову, а его мать Иулитта была обезглавлена. 16. Священномученик Афиноген был усечен мечом. 18. Святой Емилиан скончался в горящей печи. 19. Святая Марина была усечена мечом. 23. Святые Феофил, с бородою едва показавшеюся, Иуст и Трофим, без бород, были усечены мечом. 24. Священномученик Фока, старец с длинною бородою, скончался в разженной бане. 27. Святой Пантелеймон, юный, без бороды, был привязан к цветущей маслине и обезглавлен. Из выи его вместо крови текло молоко. 28. Святые апостолы от 70-ти: Прохор, Никанор, Тимон и Пармен скончались в разных мучениях. 29. Святой Каллиник, молодой, с остроконечною бородою, был сожжен в печи. Август 1. Святые семь отроков Маккавеи, учитель их Елеазар и мать Соломония скончались в различных муках (см. выше). Святой Фока, молодой, с круглою бородою, был усечен мечом. 2. Священномученик Стефан, старец с остроконечною бородою, был усечен мечом. 3. Святой Феодул, с бородою, едва показавшеюся. 5. Святой Евсигний, старец. 7. Святой Дометий, старец, и два ученика его, с бородами, едва показавшимися, были побиты камнями. 8. Святые Елевферий, с бородою едва показавшеюся, и Леонид, без бороды, были сожжены. 9. Святой апостол Матфий, избранный на место Иуды, старец с круглою бородою. 10. Святые Ипполит, с едва опушившеюся бородою, Сикст, папа римский, старец с длинною бородою, и архидиакон Лаврентий, с бородою, едва показавшеюся, скончались в разных муках. 11. Святой Евпл, диакон, юный, без бороды. 12. Святые Фотий и Аникит, юные, скончались в раскаленном котле, утвержденном на двух железных столпах. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Афанасий один † 1724 или 1728. Сильвестр 1724–1766. Кирилл VI, антипатриарх его. Филимон 1766. Даниил 1767–1791. Анфемий 1791–1813. Серафим 1813–1823. Мефодий 1823–1850. Иерофей 1851–1885. Герасим 1885–1891. Спиридон 1891–1897. Герман местоблюститель. Мелетий 1899–1906. Григорий 1906. Д. Иерусалимские патриархи Св. Uakob I 33–61 или 62. Св. Симеон I 62–107. Иуст или Иуда 107–111 . Закхей или Захария 9 лет. Товия 2 года. Вениамин 2 года. Иоанн I 2 года. Матфий 1 год. Вениамин II или Филипп в 124 г. Сенека 1 год. Иуст II 5 лет. Левий 2 года. Иосиф 1 год, по другим 5 л. Иуда или Кириак в 135. Mapk I 135–148 или 156. Кассиан 5 лет. Пуплий 5 лет. Максим I 8 лет. Иулиан I 4 года. Гай или Кай I 3 года. Симмах 2 года. Гай или Кай II 1 год. Иулиан II 4 года. Капитон или Аппион ок. 3½ лет. Илия I ок. 3½ лет. Максим II 4 года. Антонин 5 лет. Валент 3 года. Долихиан (Домициан) 4 года. Наркисс ок. 196. Дий или Елий 2 года. Германион (Герман) 4 года. Гордий 5 лета. Наркисс (вторично) 212. Св. Александр 212–250. Мазабан 250–266. Именей 267–298. Завда 298–303. Ермон 303–313. Макарий I 313–333. Максим III 333–350. Св. Кирилл I 350–387. Ариане, современные Кириллу: Ираклий, Евтихий, Ириней, Иларий. Иоанн II 387–417. Праилий 417–420. Св. Иувеналий 420–458. Феодосий монофизит, современник его. Анастасий I 458–478. Геронтий монофизит. Мартирий 478–486. Саллюстий 486–494. Илия II 494–517. Иоанн III 517–524. Петр 524–544. Макарий II, скоро сверженный. Евстохий 544–563. Макарий II (вторично) 563–574. Иоанн IV 574–594. Амос 594–601 . Исихий или Исаакий 601–609. Захария 609–633. Св. Модест 633–634. Св. Софроний I 634–644. С 644 по 705 г. церковь иерусалим. оставалась без патриарха; его замещали правители. Стефан, еп. Дорский. Иоанн, еп. Филадельфийский. Феодор пресвитер. Георгий I. Анастасий II. Иоанн V 707–745. Георгий II. Илия III † ок. 797. Феодор антипатриарх его. Георгий. Фома I в 807. † после 820. Василий в 836. † ок. 842. Иоанн (VI). Сергий I 843–859. Соломон 859–864. Илия IV 879–907. Сергий II 907–911.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но неужели то, что происходит временно (временное облегчение мучимых душ), не может стать постоянным? Неужели душа не может силою поминовений, молитв и прочего окончательно выйти из геенны и попасть в Рай? Конечно, может! «Ибо они (молитвы, милостыня) могут исторгнуть душу из мучений», – сказал ангел Господень, знающий несравненно больше нашего, преподобному Макарию Египетскому . Это подтверждают и очевидцы. «Когда я был живым, я полагал, что только поминовения на Литургии могут на деле вырвать душу из ада, но теперь, когда я умер, я своими глазами вижу, что и совершаемые вами моления выводят души из мучений», – сказал в видении старцу Иосифу Исихасту умерший иерей его села Левкес о. Георгий Аспропулос (1863–1929). 115 10. Из ада в Рай Теперь перейдём к конкретным случаям, когда мучимые в аду спаслись молитвами своих друзей и знакомых. Они действительно вышли из геенны и на самом деле попали в Рай! 1.      Первомученица Фекла (память 24 сент.), ученица ап. Павла, своими молитвами вывела из мучений женщину-язычницу по имени Фалконила! 2.      Было два брата, как повествуется в Евергетине, один – врач по имени Капиос, отличавшийся благочестием, а другой – нечестивый, по имени Иуст. Когда Иуст умер, Капиос заказал по нему тридцать литургий. Когда они были совершены, покойный явился своему брату и сказал: «До этого дня мне было очень плохо, но теперь хорошо!». Отсюда следует вывод, что он сначала пребывал в мучениях, а потом освободился от них и молитвами Церкви попал в Рай. И таких случаев много. 3.      Император Феофил († 842) был ярым иконоборцем и попал в геенну. Но его жена императрица Феодора упросила патриарха Мефодия помолиться о его душе. Патриарх с другими клириками вознёс о нём молитвы в храме Святой Софии, а Феодора со всеми членами сената молилась в дворцовом храме. И Господь услышал их молитвы! Он явился Феодоре и сказал: «Знай, что ради твоих слёз, и ради твоей веры, и ради молитв Моих священников Я дарую прощение мужу твоему Феофилу». 4.      Прп. Иоанн Дамаскин († 750) сообщает нам, что свт. Григорий Двоеслов , папа Римский († 604) «принёс усердную молитву к милосердующему о душах Господу об оставлении грехов царя Траяна». И что же? Бог освободил Траяна от мучений! «И свидетели сему и Восток весь, и Запад», – замечает прп. Иоанн, указывая на то, что это событие сделало в своё время великий резонанс во всей Церкви (Прп. Иоанн Дамаскин . Слово об усопших в вере. 16. PG 95, 262–264).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Душе нужны и доступны только духовные утешения. Эти утешения мы можем доставлять им, вознося за них молитвы к Богу; молитвами за них мы только поддерживаем общение с ними, при невозможности телесного соприкосновения с ними. И если чего желают они от нас, то первее и более всего того, чтобы мы не забывали просить милости для них у праведного и всещедрого Судии и Мздовоздаятеля. В сказаниях о святых дано нам не мало указаний на то, что наши молитвы за усопших доставляют им много отрады и утешения, и привлекают на них милостивое око Отца небесного. Так в житии св. Макария египетского , мы встречаем такой рассказ. Раз, проходя по пустыне он увидел человеческий череп и спросил его о загробном состоянии умерших. «Неужели вы никогда не чувствуете никакого утешения?» спросил Макарий. Сухой череп, по изволению Божию, отвечал преподобному молитвеннику. «Нет, когда ты молишься за мертвых, то мы чувствуем некое утешение». Череп принадлежал языческому жрецу. Если и языческий жрец чувствовал отрадное действие молитвы, возносимой за умерших, то не тем ли более сладость молитв наших будет чувствительна для умерших в вере в Искупителя и надежде на будущую жизнь? – У св. Григория Двоеслова рассказывается такой случай. В моем монастыре (говорит святой отец) было правило, чтобы никто из братий не имел никакой собственности. В монастыре все было общее. Один из братий, именем Иуст, захворал и, приближаясь к смерти, объявил родному брату, при нем находившемуся, что у него есть три золотые монеты. Когда это известие дошло до меня, я, чтобы предохранить других от нарушения правил в монастыре, отдал такое распоряжение: не допускать к больному никого из братий, как к отлученному, и когда умрет, то зарыть его в особом месте и вместе с ним бросить и три золотые монеты. Когда он помер, его похоронили так, как я велел. Прошло тридцать дней от смерти Иуста, мне стало жаль его, и я дал приказание в следующие тридцать дней ежедневно совершать заупокойную литургию по умершем брате. Прошло тридцать дней, как ночью является Иуст своему родному брату.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Между тем Рим постоянно информировался о развитии дел. Как мы уже говорили, в начале 598 года Августин отправил Лаврентия и Петра к святителю Григорию в Рим. Нам точно не известно, вернулись ли они вскорости и почти сразу же вновь были отправлены в Рим (что кажется более вероятным) или провели в Риме весь период времени; но точно известно, что оба снова появились в Англии в 601 году с новостями и подкреплением. В первую очередь, святой Августин получил свой архиепископский паллий (элемент литургического облачения; аналогом в восточном Православии является омофор) – знак папского благословения. Он был привезен святителю новыми миссионерами, которых было числом двенадцать. Во главе их был игумен Меллит, друг Григория, позднее ставший архиепископом Кентерберийским. В числе других были Павлин – первый епископ Йоркский, Иуст – тоже ставший архиепископом Кентерберийским, Руфиниан – будущий игумен монастыря во имя святых Петра и Павла, а также, возможно, Роман – будущий епископ Рочестера. Меллит, Павлин и Иуст позднее были причислены к лику святых. Они привезли с собой священные сосуды, облачения, мощи святых апостолов и мучеников, многочисленные книги. Среди привезенных ими реликвий были частица Животворящего Креста Господня, волосы Божией Матери, часть лозы Иессеевой и частица несшитой туники Христовой. Фрагмент Евангелия св. Августина Кентерберийского Из привезенных ими книг мы знаем о восьми рукописях, существовавших при роспуске монастырей при Генрихе VIII, датируемых этим временем. К сожалению, из-за варварства того периода пять рукописей были безвозвратно утеряны, а вслед за ними в конце XVII века потерялось и одно из Евангелий, поэтому мы в точности не знаем, были ли это книги, привезенные игуменом Меллитом и его спутниками. Тем не менее, до наших дней дошли два манускрипта. Один из них – величественное древнее Евангелие – датируется серединой VII века, хранится в Оксфорде. Другая жемчужина, хранящаяся в колледже Корпус-Кристи в Кембридже, известна как «Евангелия святого Августина», – совершенно точно относится ко времени святого игумена Меллита и, скорее всего, была им принесена.

http://pravoslavie.ru/73898.html

На копт. (BHO, N 532; изд.: Lagarde. 1883; нем. пер.: Morrenz. 1951; доп.: Lefort. 1953) и на араб. (BHO, N 533; критическое изд.: Battista, Bagatti. 1978; рус. пер., выполненный И. Ю. Крачковским в 1919, в наст. время готовится к изданию) языках сохранилась апокрифическая «Книга Иосифа плотника» (Historia Josephi fabri lignarii; полное название - «История успения отца нашего святого старца Иосифа плотника»). Копт. версия дошла целиком на бохайрском диалекте и во фрагментах на саидском, арабская - полностью. Вопрос о языке оригинала (греческом или саидском диалекте коптского) остается открытым. Для датировки памятника нет достаточно четких указаний, исследователи по-разному определяют ее - от IV до VII в. Повествование построено в форме беседы Христа с апостолами на Елеонской горе: Он рассказывает им об И. О. и о его кончине. Согласно «Книге Иосифа плотника», И. О. происходил из Вифлеема, был не только плотником, но и священником (что невозможно, т. к., согласно закону, священниками могли быть потомки только Левия, но не Иуды; ср.: Евр 7. 14). Он женился в возрасте 40 лет, прожил в браке 49 лет и имел 6 детей: 4 сыновей (имена те же, что и в Мф 13. 55 и Мк 6. 3, но вместо Иосии - Иуст) и 2 дочерей - Лисию/Ассию и Лидию. Через год после смерти жены И. О. был по жребию обручен с 13-летней Девой Марией. Два года спустя родился Христос, причем И. О. записал Его во время переписи еще до рождения. В Египте Св. Семейство оставалось в течение года. Пресв. Марию стали называть «матерью Иакова», поскольку Она особенно заботилась об этом сыне И. О., сильно скорбевшем о смерти матери (ср.: Ioan. Chrysost. In Matth. 88//PG. 58. Col. 777; Theoph. Bulg. In Luc. 24//PG. 123. Col. 1112). Со временем старшие сыновья И. О. Иуст и Симеон женились, их сестры вышли замуж; с И. О., Марией и Иисусом остались младшие сыновья Иаков и Иуда. И. О. прожил в совершенном здравии 111 лет. Почувствовав приближение смерти, он отправился в Иерусалим и совершил молитву в храме. Центром повествования «Книги Иосифа плотника» является кончина И. О. Автор красочно описывает его предсмертные страхи. Христос принимает его душу и вручает ее ангелам. В уста Христа вложены обоснование неизбежности смерти И. О. и вместе с тем обещание воздаяния почитающим его память, в т. ч. автору «Книги Иосифа плотника» и тому, кто наречет своего сына именем И. О. (в этой речи исследователи видят утверждение культа святого как покровителя конкретного человека). Апокриф заканчивается вопросом апостолов, почему И. О. не был избавлен от смерти, подобно Илии и Еноху, и ответом Спасителя об особой миссии последних вместе со Скилой и с Тавифой во времена антихриста (ср. с 4-й гл. Илии пророка апокалипсиса ).

http://pravenc.ru/text/1470695.html

2. Свв. апостолы Клеопа, Тертий, Марк, Иуст и Артема . Все они из числа семидесяти Апостолов. Клеопе явился воскресший Господь на пути в Еммаус. Тертий написал Послание апостола Павла к Римлянам ( Рим. 16:22 ) [то есть был писцом при его написании. – Пер.] и мученически скончался как епископ Иконийский, будучи преемником апостола Сосипатра (см. 10 ноября). Святой Марк (или Иоанн, см. Деян. 12:12 ), сын благочестивой Марии, дом которого был на первых порах прибежищем для Апостолов и новокрещеных христиан, приходился родственником апостолу Варнаве . Был епископом в самарийском городе Аполлониада. Иуст – сын Иосифа Обручника. Вместе с Матфием избирался по жребию на место Иуды предателя, но жребий выпал Матфию. Как епископ пострадал он за Евангелие в Елевферополе. Святой Артема был епископом в Листрах Ликаонских и мирно скончался. 3. Св. король Милутин . Сын Уроша I и королевы Елены, брат Драгутина. Вел много войн, защищая свою веру и свой народ. Воевал с Михаилом Палеологом, потому что тот принял унию и с насилием принуждал все балканские народы и афонских монахов признать над собой власть Римского папы. Ратовал против Шишмана, царя болгарского, и Ногая, хана татарского, дабы оборонить от них свою землю. Все его войны были успешными, так как непрестанно молился он Богу и на Бога уповал. Построил более сорока храмов. Кроме воздвигнутых собственно в Сербии, как-то: Трескавац, Грачаница, Св. Георгия в Нагориче, Пресвятой Богородицы в Скопье, Баньска и других, – созидал он церкви и за ее пределами: в Солуни, Софии, Царьграде, Иерусалиме, на Святой Горе [Афонской]. Упокоился в Господе 19 октября 1320 года. Его мощи вскоре были обретены нетленными, и от них источились чудеса. Как таковые они и поныне почивают в Софии, в церкви Святого короля 160 . Богу угодил Милутин благоверный, Бремя неся тяжкое в зловерном: Веру защитил от раскольников злых, Оградил народ от насильников лихих. Бич Палеологу и латинам скверным, Восторжествовал он над родом неверным, Веру православную славя непрестанно,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Он написал о Господе следующим образом: «В это самое время жил Иисус, мудрец, человек, если поистине это законно — называть его человеком, ибо он творил удивительные чудеса и был учителем тех, кто стремился к истине. У него было много последователей, веривших, что он был Христом — как среди иудеев, так и среди язычников. Из-за зависти наших начальников Пилат распял его, но те, кто любил его, остались верны ему до конца, и на третий день он предстал перед ними живой. Много различных чудес можно найти в песнях пророков, которые предсказали его приход, и христианство, названное так в его честь, существует и по сей день». Иуст. Иуст из Тиверии, что в Галилее, также попытался написать историю иудеев и краткие комментарии к Священному Писанию, но Иосиф обвиняет его во лжи. Известно, что он работал в то же время, что и Иосиф. Климент. Климент, о котором апостол Павел в своем Послании к Филиппийцам говорит: «с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни», был четвертым епископом Рима после Петра, если в действительности вторым был Лин, а третьим Анаклет, хотя многие латиняне думают, что Климент был вторым после апостолов. Он написал от лица Римской церкви очень ценное послание церкви коринфян, которое в некоторых местах читается публично и, как мне кажется, соответствует по стилю Посланию к Евреям, приписываемому Павлу, но отличается от этого послания не только многими идеями, но и порядком слов, а сходство в других аспектах не велико. Существует также второе послание под его именем, что опровергается более ранними авторами, а также «Спор между Петром и Аппионом», записанный подробно, причем Евсевий в третьей книге «Истории церкви» отрицает авторство Климента. Умер Климент на третьем году правления Траяна, и церковь, построенная в Риме, хранит память о нем и по сей день. Игнатий Антиохийский. Игнатий, третий епископ Антиохийской церкви после апостола Петра, был послан в Рим и, достигнув Смирны, где епископом был Поликарп, ученик Иоанна, написал одно послание к эфесянам, другое — к магнезийцам, третье — к траллийцам, четвертое — к римлянам, а уезжая оттуда, он написал к филадельфийцам, к жителям Смирны и к Поликарпу, поручая ему церковь Антиохии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

Известны 2 редакции Жития И., краткая (BHL, N 4599) и пространная (BHL, N 4600), датировка к-рых остается предметом дискуссии. По мнению Л. С. Тиймона , изучившего пространную редакцию, составителем Жития И. был Констанций Лугдунский, написавший также Житие св. Германа Автиссиодурского (Осерского). Болландист Ж. Стилтинг отверг гипотезу Тиймона и предположил, что краткая редакция была составлена на рубеже IV и V вв., пространная версия создана значительно позже. Это мнение поддержали Л. Дюшен и А. Ковиль. Б. де Врежиль отметил, что Житие И. скорее всего восходит к сер. V в., но впосл. неоднократно перерабатывалось (Le diocèse de Lyon. 1983. P. 20). Б. Божар предложила датировать составление краткой редакции сер. V в., указав на наличие в ней представлений о значимости аскетического подвига и на параллели с сочинениями св. Иоанна Кассиана Римлянина . С т. зр. Божар, Житие было составлено под влиянием галльского монашеского движения V в., среди участников которого был св. Евхерий , еп. Лугдунский (2-я четв. V в.) ( Beaujard. 2000. P. 105-106). Согласно Ж. Марилье, краткая редакция Жития И. является позднейшей переработкой, выполненной для богослужебных целей, тогда как пространная версия была составлена примерно в сер. IX в. Ее автор опирался на достоверные источники, хотя и не всегда мог верно их интерпретировать ( Marilier. 1966. Col. 31). Мнение большинства исследователей о составлении Жития И. в кон. IV или в V в. основано на утверждении агиографа, что он слушал рассказы 90-летнего пресвитера, к-рый некогда удалился с И. в егип. пустыню. Эти сведения, а также упоминание о св. старцах Макарии и Пафнутии, с которыми И. подвизался в пустыне, содержатся только в краткой редакции. Однако в пространной редакции приведены др. подробности (об участии И. в церковном Соборе в Италии и др.). В остальном обе редакции практически идентичны по содержанию, в них включены пространные риторические отступления, молитвенные воззвания к святому, похвалы и авторские комментарии (так, агиограф рассуждает о значении имен Иуст (праведный) и Виатор (путник); в пространной редакции подвиг мученичества за Христа сопоставляется с бескровным мученичеством, аскезой). Сложно установить, какая версия является первоначальной, но пространная редакция более однородна с т. зр. стилистики повествования. Ссылка на рассказы старца-пресвитера и упоминание о святых Макарии и Пафнутии скорее всего являются добавлениями, целью к-рых было поместить жизнь И. в исторический контекст и обосновать достоверность изложенных в Житии сведений. Основное содержание Жития заключается в повествовании об удалении И. в егип. пустыню и в описании его аскетических подвигов, к-рое носит шаблонный характер. Отсутствие сведений о деятельности И. как еп. Лугдунского позволяет полагать, что составитель Жития мало знал о святом.

http://pravenc.ru/text/1237901.html

По причине гонений восходившие после него на иерусалимский престол епископы не управляли Церковью подолгу. Несмотря на то, что центр иерусалимской общины пребывал в Пелле, ее епископы не перестали именоваться иерусалимскими. Согласно свидетельству Евсевия Кесарийского, после святого Симеона Иерусалимским епископом стал Иуст I (или Иуда), пробывший на престоле до 111 года. От 111 и до 134 гг. епископами Святого Града Иерусалима были Закхей, Товия, Вениамин, Иоанн I, Матфей, Филипп, Сенека, Иуст II, Левий, Ефрем (или Ефрис), Иосиф I и Иуда. О том, что христианская община в Пелле не была бездейственной, свидетельствует дошедшая до нас апология христианства, изложенная Аристом Пеллейским в его труде «Спор или диалог Паписка и Ясона». В нем один из спорящих является александрийским иудеем, а другой – крещенным евреем. В процессе диалога христианин, основывая свою апологию на высказываниях Пророков, убеждает Паписка креститься. Окончательное разрушение Иерусалима. Расцвет других Палестинских городов Ко времени написания Аристом Пелльским апологии на едва начавший восстанавливаться Иерусалим обрушилось новое несчастье. В 130 году по воле посетившего Палестину и Сирию римского императора Адриана (117-138) Святой Град Иерусалим был обращен в римскую колонию и переименован в “Colonia Aelia Capitolina”. Едва император, направлявшийся в Афины, покинул город, в нем вспыхнуло новое восстание иудеев под предводительством Бар-Кохабы (или Бар-Козибы), почитаемого среди восставших как пришедший Мессия. Отношение иудеев к христианам в этот период очень сильно изменилось. Считая христиан отступниками и предателями, иудеи начали их преследовать, заставляя их под страхом смерти отрекаться от Христа и присоединяться к «истинному Мессии» -- Бар-Кохабе. Поначалу восставшим сопутствовала удача, и им даже удалось одержать победу в нескольких столкновениях с римлянами. Однако после убийства Бар-Кохабы их дух сломался, и восстание было полностью подавлено. В наказание иудеи были изгнаны из Иерусалима полностью и навсегда, а разрушенный до основания город римляне вспахали плугом, стирая его, таким образом, с лица земли. Рим еще раз переживал триумф, устроенный на телах пятидесяти тысяч евреев и на развалинах Иудеи, которой уже больше никогда не будет суждено увидеть прежнего расцвета.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010