Таким образом, он сел в Марселе на судно, идущее в Египет. Святой Иуст, у которого был дар предвидения, сообщил об этой новости святому Виатору, и стал указывать ему поэтапно те места, где проезжал Антиох. После того, как Антиох прибыл в их монастырь, и были закончены приветствия, святой Иуст взял слово и сказал: «Будь дорогим гостем, конец моей жизни приближается, и Бог послал тебя, чтобы ты выразил мне почтение погребением». Антиох и Виатор были опечалены при этих словах. Компаньон Иуста сказал ему об этом, но он успокоил его другим наставлением: «Не печалься, дитя мое, видя, как я покидаю этот мир. Ты вскоре последуешь за мной в жизнь вечную». Действительно, святой Иуст умер 2 сентября 390, а его ученик последовал за ним месяцем позже. Жители Лиона, узнав о кончине своего епископа, послали несколько человек в Египет, чтобы найти его тело и возвратить его в Лион, где его похоронили в церкви Маккавеев, которая была в ту пору городским собором. Могила этого великого епископа Лионского стала предметом почитания всего народа. Каждый год на праздник там собирались многочисленные толпы. Святой Сидуан Аполлинэр, который присутствовал там, рассказывает, что ко дню праздника шли процессии и что был такой большой наплыв народа, что Храм не мог вместить всех полностью. Возжигалось безчисленное количество свечей. Во время бдений псалмы пелись попеременно на двух хорах монахами, духовенством и верными. По окончании такой службы уходили вплоть до часа Третьего, в который уже собирались на Божественную литургию. 80 По коптски слово Schiet (шиит, в латинском произношении скеф, скиф или скит) переводится как большая пространная равнина. Так называлась пустыня в северо-западной части Египта в 30 верстах к югу от Александрии, где спасалось много отшельников. (Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991.) Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Иуст, архиепископ Лиона и монах в пустыне Скитской (Египет) Святой Иуст (Iustus) родился в Турноне, на берегах Роны, в первой половине IV-oro века. Отец его был администратором окрестной провинции, называвшейся в ту пору Виварэ. Когда молодому Иусту пришло время учиться, его родители, которые хотели ему дать христианское воспитание, поместили его под руководство Святого Пасхасиуса, архиепископа Вены, который был одним из наиболее больших епископов своего времени. Святому владыке нравилось смотреть, как его молодой ученик постигает премудрости и мужает. Достижения Иуста в молитве и в изучении Святых Писаний, сделанные им в школе, были столь велики, что Клаудий, преемник святого Пасхасия, назначил Иуста диаконом. Немного позже, в 350 году, вслед за кончиной Вериссима, когда епископство Лиона было вакантно, святой Иуст был избран на это место, несмотря на напрасные усилия, которые он прилагал, чтобы избежать этой чести. Он управлял своим народом с таким усердием, скромностью и мягкостью, что все в нем видели ангела, спущенного Небом. Усердие его наводило ужас на демонов и язычников. Милосердие его было столь велико, что его называли Отцом бедных, защитником вдов и сирот, прибежищем больных. Он был внимателен ко всем, и его милосердие распространялось на всякую тварь. Он принял участие в двух церковных соборах, в Валенсии в 374 году, а затем в Аквилее в 381 году. Этот собор было созван для того, чтобы осудить арианскую ересь. Два епископа из этой партии, Палладий и Секондиан, поддержанные Иустиной, женой императора Валентиниана Старого, настаивали на общем церковном соборе, чтобы восстановить то, что уже было остановлено и определено. Святой Амвросий Медиоланский этому противился и согласился только на проведение провинциального церковного собора. Тем не менее, император Грациан позволил и другим епископам присутствовать там. Те из Галлов, которые были приглашены, но не желали оставлять свои епархии, довольствовались тем, чтобы от каждой епархии туда отправились три депутата.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

33 . Преподобный Иоанн Калевит 34 . Пресвитер-целитель Мокий 35 . Пресвитер-целитель Сампсон 36 . Чин преподобных отцов Северная ветвь подкупольного креста 1 . Западный склон свода. «Распятие Господне» 2 . Восточный склон свода. «Сошествие во ад» 3 . Северный люнет. «Оплакивание» 4 . Северная подпружная арка. Медальон с архангелом 5 . Северная подпружная арка, западный склон. Пророк Елисей 6 . Северная подпружная арка, восточный склон. Неизвестный первосвященник 7 . «Предательство Иуды» 8 . «Отречение Петра» 9 . «Суд Синедриона» 10 . «Суд Пилата» 11 . «Жены-мироносицы у Гроба Господня» 12 . «Явление воскресшего Христа женам-мироносицам» 13 . Неизвестный столпник 14 . «Воскрешение сына вдовы в Наине» 15 . «Исцеление бесноватых» 16 . «Исцеление больного водянкой» 17 . «Беседа Христа с самаритянкой» 18 . Христос из неизвестной композиции 19 . «Исцеление кровоточивой жены» (фрагмент) 20 . «Христос в доме Симона фарисея» 21 . «Успение Богоматери» 22 . Архангел Гавриил из композиции «Благовещение» 23 . Богоматерь Параклесис (Просительница) 24 . Целитель Иоанн 25 . Целитель Кир 26 . Мученик Сергий 27 . Мученик Вакх 28 . Целитель Пантелеймон (?) 29 . Неизвестный святой 30 . Мученик Евгений 31 . Мученик Мардарий 32 . Мученик Орест 33 . Мученик Авксентий 34 . Мученик Евстратий 35 . Мученик Агафон (?) 36 . Неизвестный мученик 37 . Неизвестный мученик 38 . Чин преподобных отцов Западная ветвь подкупольного креста 1 . Южный склон свода. «Вход Господень в Иерусалим» 2 . Северный склон свода. «Омовение ног» 3 . Западный люнет. «Тайная вечеря» 4 . Западная подпружная арка. Медальон с Богоматерью 5 . Западная подпружная арка, южный склон. Неизвестный пророк 6 . Западная подпружная арка, северный склон. Неизвестный пророк 7 . Неизвестный мученик 8 . Неизвестный мученик 9 . Неизвестный столпник 10 . Столпник Давид Солунский 11 . Преподобный Никон Метаноит 12 . Преподобный Евфросин 13 . «Сошествие Св. Духа на апостолов» 14 . Чин святых мучеников 15 . Целители Косма и Дамиан 16 . Неизвестные св. воины

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Великомученица Евфимия (16 сентября, с. 310). Великомученик Евстафий Плакида (20 сентября, с. 364). Мученик болярин Феодор, сподвижник Князя Михаила Тверского (20 сентября, с. 394). Мученик Каллистрат (27 сентября, с. 599). Апостол Анания (1 октября с. 20). Мученики Карп, Папила, Агафодор, Агафоника (13 октября, с. 316). Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист, Елпидифор и Аффоний (2 ноября, с. 24). Мученики Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон (3 ноября, сс. 38, 39). Преподобномученики Галактион и Епистима (5 ноября, с. 83). Мученик Иерон и дружина его (7 ноября, с. 139). Мученик Орест (10 ноября, с. 195). Мученики Евстафий, Феспий и Анатолий (20 ноября, с. 573). Мученики Иоанн, Саверий, Исаакий, Ипатий и другие с ними (20 ноября, сс. 581, 582). Великомученица Варвара (4 декабря, с. 76–77). Мученик Мина (10 декабря, с. 274). Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест (13 декабря, с. 357). Священномученик Елевферий (15 декабря, с. 419). Священномученик Игнатий Богоносец (20 декабря, с. 553). Мученица Иулиания дева (21 декабря, с. 581). Мученики Феопемпт и Феона (5 января, с. 183). Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп (16 января, с. 35). Преподобномученик Анастасий (22 января, с. 275). Священномученик Климент Анкирский, мученик Агафангел и прочие с ними (23 января, с. 291). Священномученик Аврамий, епископ Арвильский (4 февраля, с. 64). Мученик Никифор (9 февраля, с. 184). Великомученик Феодор Тирон (17 февраля, с. 308). Священномученик Садок (20 февраля, с. 361). Священномученик Феодот, епископ Киринийский (2 марта, с. 44). Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск (3 марта, с. 74). Мученик Павел (4 марта, с. 90). Мученик Конон Исаврийский (5 марта, с. 120). Мученица Савина (11 марта, с. 245). Мученики Трофим и Евкарпий (18 марта, с. 377). Мученик Хрисанф (19 марта, с. 388). Мученица Фотина (20 марта, с. 412). Священномученик Никон (23 марта, с. 441). Мученица Фервуфа (4 апреля, с. 70) Мученик Феодул (5 апреля, с. 83). Мученик Каллиопий (7 апреля, с. 129).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В первые века истории Церкви епископ был в каждом городе, где существовала христианская община; обычное название его области, то есть города и прилегающих к нему пригородных селений, – парикия. Впоследствии от этого слова произошло слово «парохия», означающее приход. Все это надо иметь в виду, чтобы не запутаться в древних терминах, не совпадающих по значению, но этимологически связанных с принятыми ныне. Хотя Церкви, основанные самими апостолами, находившиеся в крупных мегаполисах или даже только в провинциальных центрах, имели особый авторитет для других христианских общин, но во II столетии епископы не были еще связаны между собой узами юрисдикционной зависимости, поместная структура Вселенской Церкви еще не сложилась. «Церковная история» Евсевия Кесарийского донесла до нас бережно собранные им сведения о епископах, занимавших важнейшие кафедры. «После смерти Симеона епископский престол в Иерусалиме занял еврей Иуст; в то время было уже много обрезанных, которые уверовали во Христа; Иуст был одним из них» . Затем Евсевий дает полный перечень епископов, возглавлявших Иерусалимскую общину до разрушения города при императоре Адриане и изгнания из него иудеев: «До осады Иерусалима… их было 15, преемственно сменявших друг друга… все они были исконными евреями и Христово учение приняли искренне… Вся Церковь у них состояла из уверовавших евреев, начиная от апостолов и до тех, кто дожил до осады, когда иудеи, опять отпавшие от римлян, были разбиты в нелегкой борьбе… Первым был Иаков, именуемый братом Господним, вторым – Симеон, третьим – Иуст, Закхей – четвертым, пятым – Товия, шестым – Вениамин, Иоанн – седьмым, восьмым – Матфий, девятым – Филипп, десятым – Сенека, одиннадцатым – Иуст, двенадцатым – Левий, тринадцатым – Ефрем, четырнадцатым – Иосиф, последним, пятнадцатым, – Иуда… Все они из обрезанных» . Кончина Иуды, или Кириака, приходится на 135 год. После разрушения Иерусалим был отстроен заново, получил новое наименование – Элия Капитолина и был заселен греческими, италийскими, сирийскими колонистами, так что и «тамошняя Церковь впервые составилась из язычников… и первым епископом из язычников был Марк.

http://pravoslavie.ru/35507.html

Траян правил без шести месяцев целых двадцать лет. После него правление принял Элий Адриан. К нему Кодрат обратился с Апологией, составленной в защиту нашей веры, так как некоторые злые люди старались не давать нам покоя. Это сочинение и сейчас имеется у большинства братьев; есть и у нас. Оно блестяще свидетельствует об уме и апостольском правоверии Кодрата. (2) О том, как давно он жил, можно судить по его собственным словам: «Дела нашего Спасителя всегда были очевидны, ибо были действительными: людей, которых Он исцелил, которых воскресил, видели не только в минуту их исцеления или воскрешения; они все время были на глазах не только когда Спаситель пребывал на земле, но и жили достаточно долго и после Его Воскресения, некоторые дожили и до наших времен».   (3) Таков был Кодрат. И Аристид, твердый последователь нашей веры, подобно Кодрату, поднес Адриану Апологию ее. Сочинение это и доныне сохраняется у многих. 4 В третий год того же царствования скончался епископ Александр, десять лет управлявший Римской Церковью; преемником его стал Ксист. В Александрии около того же времени на десятом году своего служения ушел из жизни Прим. Его преемником стал Иуст. 5 Списка иерусалимских епископов, указывавшего бы время их служения, я нигде не нашел (говорят, правда, что они были недолговечны). (2) Из письменных источников я только узнал, что до осады Иерусалима Адрианом их было пятнадцать, преемственно сменявших друг друга, что все они были исконными евреями и Христово учение приняли искренне, так что люди, которые могли об этом судить, сочли их достойными епископского служения. Вся Церковь у них состояла из уверовавших евреев, начиная от апостолов и до тех, кто дожил до той осады, когда иудеи, опять отпавшие от римлян, были разбиты в нелегкой борьбе.   (3) Так как с этого времени епископов из обрезанных больше не было, то следует перечислить их, начиная с первого. Первым был Иаков, именуемый братом Господним; вторым — Симеон, третьим — Иуст, Закхей — четвертым, пятым — Товия, шестым — Вениамин, Иоанн — седьмым, восьмым — Матфий, девятым — Филипп, десятым — Сенека, одиннадцатым — Иуст, двенадцатым — Левий, тринадцатым — Ефрем, четырнадцатым — Иосиф, последним, пятнадцатым — Иуда. (4) Столько было в Иерусалиме епископов, от апостолов и до нынешнего времени; все они из обрезанных. (5) В двенадцатый год правления Адриана Ксист, десять лет епископствовавший в Римской Церкви, скончался. Преемником его стал Телесфор, седьмой после апостолов. Спустя год и несколько месяцев предстоятелем Александрийской Церкви стал Евмен, шестой по счету, после смерти своего предшественника, управлявшего Церковью одиннадцать лет. 6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Сей святой Марк причтен к 70 Апостолам. По преданию, он потом епископствовал в Вивле Финикийском. Память его, кроме 4 января, 27 сентября, вместе с Аристархом. По преданию нашему, выходит, что не он писал Евангелие. Святой Павел поминает, что колоссяне прияли относительно него заповеди. Прияли заповеди, хоть не говорится от кого, само собою видно, что от святого Павла. Но как прияли, об этом трудно установить вероятную догадку. Если неудобно признать, что тут разумеются словесные повеления святого Апостола, которые имели передать колоссянам Тихик с Онисимом, то надо полагать, что прежде сего как-нибудь передано им не письменно желание святого Павла Не тогда ли это сделано, когда святой Павел, отплыв от Кипра, стоял в Мирах Ликийских, на пути следования в Рим (см.- Деян 27, 5). Здесь могли случиться намеренно или ненамеренно колоссяне и получить заповеди от Апостола; и Апостол мог иметь основания дать такие заповеди, получив повод к тому, может быть, в Кипре, от святого Варнавы или сестры его, матери Марка, тогда же, может быть, снаряженного в Рим другою дорогою. Аще приидет к вам, приимите его . Это не истолкование заповедей. Заповеди касались иных предметов. Примите братски, примите с доверием, может быть, разумелось при сем и: послушайте, что будет говорить, как мужа искусного в вере. «Что же? Ужели без этого они и не приняли бы его? Конечно, приняли бы; но Апостол выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что и сей человек был великий муж» (святой Златоуст). «Повелевает, когда придет, удостоить его чести, какая принадлежит учителю» (блаженный Феодорит). Стих 11. И Иисус нареченный Иуст, сущий от обрезания, сии едини споспешницы во Царство Божие, иже быша ми утешение. Иисус, нареченный Иуст . Святой Златоуст говорит «может быть, это был коринфянин»,— тот, в дом которого святой Павел перешел, после того, как иудеи не хотели слушать его проповеди в синагогах, в Коринфе (см : Деян. 18, 7). Но этот назван чтущим Бога , то есть прозелитом иудейским, а здесь поминаемый, вместе с Марком и Аристархом, именуется сущим от обрезания Святитель Димитрий Ростовский (под 4 января), отождествляет его с Иосием или Иосифом Варсавою, иже наречен бысть Иуст (Деян. 1, 23), который вместе с Матфеем избран был на место испадшего из числа дванадесятих Иуды, и прилагает, что впоследствии он был епископом в Елевферополе. Память его 30 октября, кроме 4 января, вместе со всеми, кои причитаются к 70 Апостолам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Его преемником стал Меллит. Он, хотя и страдал от подагры, всегда был весел и думал о горнем мире. Он умер 24 апреля 624 года и был похоронен рядом со своими предшественниками. Преемником святого Меллита стал святой Иуст, а на свою бывшую кафедру в Рочестер он назначил епископа Романа. Святитель Иуст умер 10 ноября 627 года, а его преемником стал Гонорий. Впоследствии все они: Лаврентий, Меллит, Иуст и Гонорий – были признаны святыми. У короля Эдбальда была сестра по имени Этельбурга (память 8 сентября). Ее руки просил нортумбрийский король Эдвин. Эдбальд ему ответил, что это против закона, чтобы язычник брал себе в жены христианскую девушку. Эдвин в ответ дал то же обещание, что когда-то и святой Этельберт: не вмешиваться в религиозную жизнь своей супруги и ее родственников, а если он поймет, что христианство лучше исповедуемой им религии, то сам примет эту веру. Тогда в Нортумбрию была отправлена принцесса Этельбурга вместе со святым епископом Павлином. Благодаря их стараниям, а также письму папы Римского и полученному Эдвином чудесному видению, Нортумбрия была обращена в христианство . К сожалению, король Эдвин погиб в битве при Хэтфилде 12 октября 633 года, и Нортумбрию снова захватили язычники. Святой Павлин и Этельбурга возвратились в Кент, где святитель получил ставшую к тому времени вакантной епископскую кафедру Рочестера. В Лиминдже Этельбурга основала женский монастырь, в котором была построена церковь святой Марии. Она стала первой его игуменьей. Этельбурга преставилась в этом монастыре и впоследствии была прославлена, а мощи ее покоились к северу от церкви. Когда в Лиминдже была построена новая церковь, рака с мощами находилась к югу от нее. Сегодня стрельчатая арка из двух камней на южной стене храма является единственным напоминанием о раке святой Этельбурги. Остатки первоначальной церкви, обнаруженные недавно, можно сегодня различить среди камней. Король Эдбальд умер в 640 году, и ему унаследовал его сын Эрконберт. В отличие от святого короля Этельберта, не заставлявшего никого насильно принимать христианство и считавшего, что служение Христу должно быть добровольным, Эрконберт проявил меньше терпимости и приказал, чтобы по всей стране прекратилось служение идолам и они были уничтожены.

http://pravoslavie.ru/38857.html

   Сей святой Марк причтен к 70 Апостолам. По преданию, он потом епископствовал в Вивле Финикийском. Память его, кроме 4 января, 27 сентября, вместе с Аристархом. По преданию нашему, выходит, что не он писал Евангелие.    Святой Павел поминает, что колоссяне прияли относительно него заповеди. Прияли заповеди, хоть не говорится от кого, само собою видно, что от святого Павла. Но как прияли, об этом трудно установить вероятную догадку. Если неудобно признать, что тут разумеются словесные повеления святого Апостола, которые имели передать колоссянам Тихик с Онисимом, то надо полагать, что прежде сего как-нибудь передано им не письменно желание святого Павла. Не тогда ли это сделано, когда святой Павел, отплыв от Кипра, стоял в Мирах Ликийских, на пути следования в Рим (Деян. 27:5). Здесь могли случиться намеренно или ненамеренно колоссяне и получить заповеди от Апостола; и Апостол мог иметь основания дать такие заповеди, получив повод к тому, может быть, в Кипре, от святого Варнавы или сестры его, матери Марка, тогда же, может быть, снаряженного в Рим другою дорогою.     «Аще приидет к вам, приимите его». Это не истолкование заповедей. Заповеди касались иных предметов. Примите братски, примите с доверием, может быть, разумелось при сем и: послушайте, что будет говорить, как мужа искусного в вере. «Что же? Ужели без этого они и не приняли бы его? Конечно, приняли бы; но Апостол выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что и сей человек был великий муж» (святой Златоуст). «Повелевает, когда придет, удостоить его чести, какая принадлежит учителю» (блаженный Феодорит). Кол. 4:11. И Иисус нареченный Иуст, сущий от обрезания: сии едини споспешницы во Царство Божие, иже быша ми утешение.     «Иисус, нареченный Иуст». Святой Златоуст говорит «может быть, это был коринфянин», — тот, в дом которого святой Павел перешел, после того, как иудеи не хотели слушать его проповеди в синагогах, в Коринфе (Деян. 18:7). Но тот назван «чтущим Бога», то есть прозелитом иудейским, а здесь поминаемый, вместе с Марком и Аристархом, именуется сущим от обрезания. Святитель Димитрий Ростовский (под 4 января), отождествляет его с Иосием или Иосифом Варсавою, «иже наречен бысть Иуст» (Деян. 1:23), который вместе с Матфеем избран был на место испадшего из числа дванадесятих Иуды, и прилагает, что впоследствии он был епископом в Елевферополе. Память его 30 октября, кроме 4 января, вместе со всеми, кои причитаются к 70 Апостолам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2954...

–Февраля 10. Преподобный Зинон состоял в числе тех воинов, которые скоро развозили царские указы. –Апреля 23. Св. великомученик Георгий состоял в полку трибунов. –Мая 14. Св. мученик Исидор, родом из Александрии, поступив в военную службу, был инспектором полков. –Июня 24. Св. мученик Орентий служил в Легионе называемом, Легеандру. –Июля 14. Св. мученик Иуст, родом римлянин, служил в отрядах трибуна Клавдия. –Июля 30. Блаженный Иоанн воин, при царе Иулиане богоотступнике, служил в отряде Тонтаифелоне. –Августа 3. Преподобный Далмат служил во 2-й схоле (дивизии) при царе Феодосии (4 века). –Ноября 11. Св. мученик Мина служил в отрядах, называемых Рутилиакийских. –Ноября 25. Св. мученик Меркурий состоял в полку Мартисиев. –Св. мученик Сергий и Вакх служили в полку Гентилийском, первый – в чине Примикирия, а второй в чине Секундокирия. Историческая достоверность церковной живописи требует, чтобы иконописцы изображали всех этих мучеников в тех самых военных одеждах и доспехах, которые они носили по уставам полков своих. Но так как эти уставы не дошли до нас; то иконописцам остается придерживаться 1) древнейших изображений поименованных мучеников, и 2) Русского Списка с подлинника, который я нашёл согласным со всеми греческими рукописями, за исключением немногих разностей; остается им придерживаться этого, пока подобные мне путешественники, роясь в восточных и западных библиотеках, не опишут и не нарисуют нам лица, одежды и доспехи этих, н прочих страстотерпцев, с изображений помещённых в древнейших лицовых святцах и Чет-Минеях, которых немало я видел на Востоке и Западе. Пора нам приняться за обработку исторической достоверности церковной живописи. Я положил начало этому священному труду, а другие, сильнейшие меня, пусть продолжат его с большим успехом. 1863 г. 19 Сентября. В Алексанровск. Лавре Читать далее Источник: Из журнала «Труды Киевской Духов. Акад.» 1867 г.) Киев. В Типографии Киевопечерской Лавры. 1867г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010