«Во второе лето по возвращении с победы князя Александра Ярославича, пришли (немцы) «от западные страны» и построили город во владениях Александра. Великий князь Александр Ярославич вскоре выступил против них, разрушил город до основания, а самих перебил. Одних он с собою привел в Новгород, а других, помиловав, отпустил: милостив был «паче меры!» На третий год после победы над королем, в зимнее время пошел князь с большой силой в землю немцев, чтобы они не хвалились, говоря: «унизим славянский народ!» Ведь уже и Псков взяли, и тиунов там своих посадили... Великий князь Александр Ярославич, отправившись против неприятелей, переловил немцев и чудь, освободил Псков из плена, повоевал и пожег их землю и забрал без числа в плен, а иных избил. Тогда надменные враги собрались и порешили: «пойдем, погубим великого князя Александра и возьмем его своими руками!» Когда они приближались, стража великого князя Александра изумилась, увидав силу немецкую. Великий князь Александр Ярославич поклонился Святой Троице и пошел в землю немецкую, чтобы отмстить за кровь христианскую... Узнав об этом, магистр выступил против него со всеми своими бискупами, со множеством народа и со всеми властями, «что ни есть на сей стороне». Пришли на озеро, называемое «Чудское». Великий князь Александр Ярославич отступил на озеро. Немцы и чудь пошли за ним. Великий князь поставил свои полки на озере Чудском, на узмени, у Вороньей скалы. Укрепившись силою крестною и исполчився, он пошел на врагов. С той и другой стороны было великое множество воинов. Отец великий князь Ярослав Всеволодович прислал сыну меньшего брата его Андрея с большим войском. У самого великого князя Александра было много храбрых мужей, подобно тому как у царя Давида были крепкие и сильные. Так и войска великого князя Александра пылали духом ратным. Сердца у них были как у львов... «О княже наш честный и драгий, – говорили они, – приспел час сложить нам за тебя свои головы!» Великий князь, воздев руки к небу, воскликнул: «Суди, Боже, и рассуди спор с этим высокомерным народом! Помоги мне, Господи, как некогда Моисею против Амалика и прадеду моему великому князю Ярославу против Святополка окаянного!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015) с сыновьями его, мучениками Борисом и Глебом († 1015), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого княгиня Ирина († 1051) и сын ее Владимир Ярославич († 1051), просвещенный строитель Новгородской святой Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085), многострадальный скиталец Руси и Западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого, Ярослав Святославич († 1129) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором, князьями Муромскими, просветившими Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича великий князь Игорь Олегович († 1147), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба † 1228), замечательны своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245), воспитавший для Царствия Небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую, испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской Орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его, великий князь Киевский Мстислав (в крещении Феодор) Владимирович († 1132), известный своей многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод (Гавриил) Мстиславич († 1138), князь Псковский, женатый на дочери святого князя Николы Святоши, великого подвижника Печерского, и другой внук – Ростислав (Михаил) Мстиславич (†1168), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав (Георгий) Ростиславич († 1180), известный под именем Храбрый; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученической смертью; правнук Глеб Андреевич († 1175), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношей; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черный; сыновья Черного князья Давид и Константин Феодоровичи. Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Память святого князя Олега Брянского Церковью местно празднуется с памятью его деда, св. Михаила Черниговского, 20 сентября. Михаил Черниговский, благоверный князь Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава черниговского, святой Михаил стал князем черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя владимирского Георгия Всеволодовича (память 4/17 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила. Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов. Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224–1238). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем галицким.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Св. благоверная Великая Княгиня Агафия Всеволодовна Чермного, жена Княже Георгиева, сестра Князя Михаила Черниговского и Св. Княгини Мария и Христина, снохи ея, и Св. Княжна, дщерь ея, Феодора девица. Пострадаша от Батыевых Татар во взятии града Владимира в соборной церкви, от огня и дыма скончашася в лето 6747 февраля в 3 день во иноцех. 13) Переяславль Рязанский. Св. благоверная Княгиня Евпраксия, (жена Св. благоверного Князя Феодора Юрьевича). Сама ринуся с высока терема за чистоту телесную, и с сыном своим Княжичем Иоанном, единолетным. 14) Муром. (Св. благоверный Князь Петр и) Св. благоверная Княгиня Феврония, Муромския Чудотворцы, во иноцех преставишася в лето 6735 июня в 25 день. (Св. благоверный Князь Константин Святославич Муромский и) Св. благоверная Княгиня его Ирина. Беша в лето 6700. Св. праведная боярыня Улиания, иже в селе Лазоревском, новая Чудотворица. Преставися в лето 7112 генваря во 2 день. 15) Нижний Новгород. Св. благоверная Великая Княгиня Феодора, бывшая жена Князя Андрея Константиновича Нижегородского, иже в Зачатейском монастыре пожившая и создавшая. Преставися в лето 6800. Из перечня Русских женщин, местно чтимых, явствует следующее. Во-первых, почти все они Княжеского рода. Исключения так ничтожны, что кажутся чистой случайностью. Во-вторых, при святочтимом супруге чествуется очень часто и его жена. В-третьих, иногда чествование простирается на целую фамилию, на сестер, дочерей, даже на снох. Нет сомнения, что со временем, пользуясь местными устными сказаниями и памятниками старинной письменности, доселе еще не обнародованными, исследователи найдут достаточное количество данных для составления поэтической и бытовой характеристики древнерусской женщины. Желая тому способствовать, предлагаю покамест два очерка из местных Муромских сказаний, которые особенно важны для истории Русской женщины. Эти два очерка вместе с легендой о Князе Петре и Февронии 273 составят целое, обнимающее лучшие поэтические предания Муромской области, особенно замечательные тем, что имеют своим предметом женщину, в ее различных семейных и бытовых отношениях, как преданную супругу, нежную сестру и любящую и глубоко уважаемую мать. Идеал супруги рисуется в поэтических чертах Февронии, характер которой стоит на переходе от мифической Вещей Девы к историческому лицу. Нежная любовь двух сестер, Марии и Марфы, дала содержание легенде об Унженском Кресте; идеал матери изображен в лице Юлиании Лазаревской сыном ее Каллистратом Осорьиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Когда в 1127-ом году в Новгороде начался сильный голод,попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих. Добродетельная жизнь святого князя и его твердая власть, обуздывавшая беззакония, не по сердцу была своевольным и еще зараженным остатками язычества Новгородцам. Они посадили под стражу князя Всеволода со всем его семейством, а через 2 месяца “пустиша из города”. Тогда святой князь удалился в Псков, где жители избрали его своим князем. В Пскове святой князь построил каменный собор Святой Троицы и вскоре скончался, будучи 46-ти лет от роду, в 1138-ом году. В 1193-ом году мощи святого Всеволода были обретены нетленными, и с тех пор при его гробнице начались исцеления. Русская Церковь славит святого Всеволода, как исповедника, “претерпевшего изгнание от своих”, а Господь прославил его, как верного раба Своего совершавшимися при его гробе чудесными исцелениями. Хотя он княжил во Пскове только один год, но оставил по себе глубокую память. Во всех тяжелых случаях жизни Псковичи прибегали к помощи своего святого князя. Во время осады Пскова Стефаном Баторием для ободрения защитников города приносилась в их ряды из собора Святой Троицы икона, изображающая благоверного князя Всеволода-Гавриила, и воодушевленные защитники Пскова мужественно отбивали приступы польского войска. Тропарь: Из млада явился еси, богомудре княже Гаврииле, божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюд и многи святые церкви устроив, изгнание претерпел еси от своих, якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение. С ними же предстоя Святей Троице, молися начальником державы Русския сохраненным быти, и всем нам спастися. Святитель Алексей митрополит Московский 25-го февраля (12 февр. церк.кал.) Святитель Алексей, в крещении Елевфей, сын черниговского боярина Федора Бяконта, родился в Москве и был воспринят от святой купели князем Иоанном Калитой. На 13-ом году жизни он удостоился особенного призвания Божия. Однажды он раскинул сети для птиц и вдруг слышит голос: “Зачем ты ловишь птиц, Алексей? Тебе нужно быть ловцом людей!” Отрок Елевферий решился посвятить себя на служение Богу и принял иночество в московском Богоявленском монастыре с именем Алексея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Возвеселися, Христова церковь,/имущи в себе источника чудесем обильна./Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твои,/в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/и радостною душею и веселием сердца/благодарная воспоем, глаголюще:/радуйся, утверждение граду нашему. Святой благоверный князь Всеволод, в Святом Крещении Гавриил Святой благоверный князь Всеволод, в Святом Крещении Гавриил, родился в 1092 году. Он был сыном святого благоверного князя Мстислава-Феодора Великого и внуком Владимира Мономаха . Князь Всеволод родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде Великом, где княжил его отец. В 1117 году князь Мстислав получил в удел Белгород Киевский и стал соправителем своего отца великого князя Киевского Владимира Мономаха . Святой Всеволод остался в Новгороде наместником отца. Благоверный князь Всеволод отличался благочестием и любовью к Святой Церкви. В его княжение в Новгородской земле было построено много храмов, в том числе знаменитый собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Юрьевом монастыре и храм на Опоках во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – Небесного покровителя сына-первенца святого князя Всеволода Иоанна, умершего в младенчестве. Благоверный князь Всеволод даровал льготные грамоты собору в честь Святой Софии, Премудрости Божией и другим новгородским храмам. Милосердный князь помогал бедным и больным. Во время голода в 1126 году он истратил всю свою казну на пропитание неимущих. Когда его средства кончились и люди вынуждены были питаться соломой, корою и мхом, святой князь вместе с народом терпел лишения. Он не роптал и не унывал, но утешал страждущих словом, убеждал их со смирением переносить испытания, с верой покоряться воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010