Святой благоверный князь Смоленский Глеб Всеволодович (Святославич) жил в XIV столетии. О его жизни сохранились немногочисленные агиографические сведения. Известно, что он был благочестивым и мужественным князем. Обостренные отношения Русского государства с Литвой приводили к тому, что благоверный князь Глеб дважды был в литовском плену, последний раз после временного взятия Смоленска литовцами в 1395 году. В Иконописном подлиннике о нем сообщается: «Святой благоверный князь Глеб Всеволодович подобием надсед, власы кудреваты, брада доле Власиевой и поуже, ризы на нем княжеския, верхняя шуба испод лазоревой, на главе шапка зеленая, заломы черныя, в руке крест, в другой меч в ножнах». Память благоверного князя Глеба празднуется 7 июля. Святой благоверный князь Андрей Смоленский был сыном Смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юном возрасте, тяготясь распрями своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переславль Залесский. В смирении и кротости он тридцать лет прослужил пономарем в церкви святителя Николая, около которой и был погребен. После его кончины обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». В 1539 году произошло обретение мощей благоверного князя по ходатайству преподобного Даниила Переславского (память 7 апреля). Память благоверного князя Андрея Смоленского празднуется 28 октября. Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким супружеским целомудрием. Супруг ее, святой благоверный князь Вяземский Симеон Мстиславич, вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Тогда Московский князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям тверской город Торжок. Князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании и всячески старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании, в надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело ее бросить в реку Тверцу. Мученичество святого князя Симеона и святой Иулиании совершилось зимой 1406 года. От угрызений совести князь Юрий бежал к татарам, но и там не нашел покоя. Тогда он удалился в Рязанскую пустынь, где и умер в 1408 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Князь Георгий с юных лет отличался горячей любовью к Богу и делами благочестия, стараясь выполнять заповеди Господни и храня в сердце своем страх Божий. Еще в ранней юности он содействовал благоустроению владимирской Рождественской обители, благотворил ей, приходил в эту обитель «ко всякому церковному пению – к тому, что произносится, и чтениям из Священного Писания усердно внимал и слышимые книжные слова полагал себе на сердце, и размышлял часто в уме своем о том, что христианам должно в Царство Небесное войти многими напастями». Одновременно, с малолетства же, приучая Георгия к суровой воинской науке, отец брал его с собою в военные походы 1208–1209 гг. А в 1210 г. Георгий Всеволодович уже сам возглавил войско. В 1211 г. князь Всеволод женил Георгия на Агафье Всеволодовне, дочери Киевского князя Всеволода Святославовича Чермнаго. В то же время по распоряжению отца князь Георгий был назначен Ростовским князем, но старший брат его Константин, живя и владея до того времени великим Ростовским княжением, не пожелал отдать Георгию Ростова, желая оставить за собою и великокняжеский Владимирский престол и Ростовское княжество. Вследствие чего великий князь Всеволод лишил своего старшего сына Константина Владимирского престола и объявил Георгия великим князем Владимирским. В апреле 1212 г. после смерти отца 24-летний Георгий принял на себя бремя верховной власти. Практически сразу же началась открытая вражда князя Константина против брата Георгия. Споры между братьями вылились в кровопролитную битву на реке Липеце. Потерпев поражение, князь Георгий отошел во Владимир. Брат Константин со своим войском осадил город. Тогда, сдавшись на милость победителя, Георгий, по слову Константина, удалился с семьей в почетную ссылку в Городец, в страну Волжскую. В 1217 г. братья все же примирились, и князь Георгий получил в удел г. Суздаль. Чувствуя свою близкую кончину, князь Константин назначил Георгия своим преемником. После смерти старшего брата в 1218 г. князь Георгий окончательно унаследовал Владимирский престол. Оказывая отеческую заботу вдове и сыновьям Константина, князь Георгий отдал в княжения Васильку Ростов, а Всеволоду – Ярославль.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Святой Иларион был извещен о своей кончине за сорок дней, и за три дня до смерти он приобщился Святых Таин, простился с братией и затворился в своей келлии. Он мирно отошел ко Господу 19 ноября 875 года. Честные мощи его были опущены в каменный склеп, а по прошествии сорока дней прославились исцелениями приходивших к ним с верой. По распоряжению императора Василия Македонянина (866–886) мощи святого Илариона были перенесены из Фессалоник в Константинополь в 882 году. Император предполагал положить их в царские палаты, но святой Иларион явился ему во сне и указал, чтобы мощи его были положены в новоустроенном храме в честь Святых апостолов близ Босфора Фракийского. Грузинская Церковь в IX веке причислила преподобного Илариона к лику святых и установила ему память 19 ноября/2 декабря. Ноябрь 22 Ярополк Изяславич Владимиро–Волынский, святой благоверный князь Святой благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын великого князя киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав Мудрый был великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого Владимира. Время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в 50–х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава. Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна, сестра короля Казимира. В тяжелые времена жил благоверный князь Ярополк, в годы усобиц между братьями–князьями, детьми Ярослава Мудрого, а также между ними и их младшими родичами. Во время этих усобиц великий князь Изяслав два раза был принужден оставить Киев и скитаться по чужим землям со всей семьей своей. Благоверный князь Ярополк делил с отцом своим его горе и несчастье. После Ярослава осталось пять сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь. Святой Ярополк был сыном старшего из них — Изяслава Ярославича (родившегося в 1024 г.). Три старших Ярославича померли великими князьями киевскими (см. ниже), Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и Игорь (сначала владимиро–волынский, потом смоленский; † 1060 г.) — не дождавшись очереди побывать на великокняжеском столе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Тогда блаженный князь Всеволод пошел в Киев к дяде своему, великому князю Ярополку, сыну Владимира Мономаха . Ярополк дал Всеволоду в управление Вышгород 1327 , но блаженный князь пробыл там недолго. Псковитяне, дорожа и благодеяниями и высокими качествами Всеволода, прислали выборных в Вышгород с усердным прошением, чтобы он пошел к ним княжить: в то время в Пскове не было князя. Святой Всеволод согласился и пошел княжить в Псков. На пути, когда он проходил мимо Полоцка 1328 , князь полоцкий Василько, услышав о приходе святого, поспешно вышел к нему навстречу, обратился к святому с братским о Христе лобзанием и приветствием, дал ему много даров и проводил его с великим торжеством. Между тем жители Пскова вышли навстречу блаженному князю Всеволоду во главе с духовенством, с честными крестами, и так приняли его в город. И была великая радость в Пскове по причине прихода святого. Равным образом и святой радовался по поводу прихода своего в Псков, как бы в горний Иерусалим, провидя духом, что честные мощи его будут положены в нем. И тотчас же начал княжить, справедливо управляя псковитянами до самой кончины своей. Благочестивый князь немедленно заложил каменный храм во имя Святой Троицы, оконченный в следующем году. Латинствующие народы все боялись самого имени святого и не смели нападать на Псков. Святой князь Всеволод княжил в Пскове один год с небольшим. Потом, по изволению Божию, он впал в тяжелую телесную болезнь; причастившись Пречистого Тела и Крови Христовых, на исход души своей, и, преподав мир домочадцам своим и всем гражданам псковским, он отошел к Господу, и приложился к отцам своим, где все святые упокоеваются. Преставление блаженного князя Всеволода-Гавриила последовало в четверг Сырной недели 11 февраля 1138 года. Тело святого провожали с честью все граждане псковские, игумены и множество духовенства и положили в церкви святого великомученика Димитрия Солунского. Меч же и щит блаженного князя Всеволода поставлены были на его гробе, в похвалу и на утверждение города Пскова, где находятся и доныне в Троицком соборе. Спустя 52 года по блаженном преставлении святого благоверного князя Всеволода-Гавриила, мощи его были обретены нетленными. В 1192 г. святой князь явился в видении одному богобоязненному человеку и сказал: «Объяви властям, чтобы перенесли мощи в храм Святой Троицы: там хочу я возлечь. Господь Иисус Христос предал мне город Псков, чтобы хранил я его».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый победоносный поход на чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев . Но тяжелый зимний поход 1135 - 1136 годов на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович , " пустиша из города " . Ярополк дал Всеволоду в управление Вышгород , но блаженный князь пробыл там недолго. Псковитяне прислали выборных в Вышгород с усердным прошением, чтобы он пошел к ним княжить: в то время в Пскове не было князя. Святой Всеволод согласился и пошел княжить в Псков. Благочестивый князь заложил каменный храм во имя Святой Троицы , оконченный в следующем году. Латинствующие народы все боялись самого имени святого и не смели нападать на Псков. Святой князь Всеволод княжил в Пскове один год с небольшим. Потом он тяжело заболел и скончался 11 февраля 1138 года, в четверг Сырной недели, в возрасте 46 лет. Тело блаженного князя Всеволода положили в церкви святого великомученика Димитрия Солунского . Меч же и щит князя поставлены были на его гробе, в похвалу и на утверждение города Пскова, где находятся и доныне в Троицком соборе . 27 ноября 1192 года были обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор , в котором был освящен в честь его придел. С тех пор при его гробнице начались исцеления. Празднество ему установлено на соборе в 1549 г. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда уже была разрушена крепостная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Покровской иконы Божией Матери святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди небесных защитников Пскова.

http://drevo-info.ru/articles/12744.html

Посланные из Рима посланники не смогли отвратить князя от святой веры Православной. Георгий отвечал: «Лучше умереть мне, чем отказаться от веры православной». Посрамив суемудренных учителей и оградив от ересей Церковь , отпустил он послов ни с чем. А в следующем 1231 г. перенесены были в новый Ростовский собор мощи святителя Леонтия. Зимою 1236 г. великий князь Георгий, согласно Летописи, «ожени сына своя Володимера и Мстислава». Имя супруги князя Владимира неизвестно. А вскоре постигло Русь страшное бедствие: в 1236 г. монголо-татары разгромили болгар и, предав всё огню и мечу, двинулись на Русь. В те времена междоусобные ссоры и борьба за княжьи престолы достигли крайнего развития, каждый князь думал только о себе, о своей выгоде. В 1237 г. монголо-татары опустошительной войной шли на Русь. Великий князь Георгий послал своего сына Всеволода к Коломне, но Рязань была уже опустошена, а затем и Всеволод был разбит наголову и с малой дружиной бежал во Владимир. Татары двинулись к Москве. Молодой князь Владимир вместе с Филиппом Нянькой принял участие в обороне Москвы от войск Чингизидов. Но все усилия оказались тщетны... Согласно историку Татищеву, Владимир Георгиевич во время битвы, раненый, попал в плен к хану Батыю, который, разорив Москву, направился на Владимир. Узнав об этом, Георгий, оставив сыновей защищать стольный город Владимир, отправился к соседним князьям собирать войска для защиты русских земель. 2 февраля 1238 г. татары подошли к г. Владимиру. – В городе ли великий князь? – спросили послы Батыя у Золотых ворот. В ответ со стен города пустили стрелы. – Не стреляйте! – кричали татары и показывали пленного князя Владимира. – Узнаёте ли вы своего князя? – надсмехались татары. Молодой князь Владимир был бледен и истомлён страданиями. Летопись повествует об этом так: «князь бел ... уныл лицем», но не терял мужества. Выставив вперёд пленного князя, татары предложили сдать город в обмен на князя. Молодой князь, собравшись с силами, закричал владимировцам, чтобы они не делали этого. Всеволод и Мстислав, видя своего брата в таком положении, горько заплакали. Обратясь лицом к своим дружинам, они сказали: «Лучше нам, братья, умереть за свою Святую веру, чем быть в их неволе. Всё это навёл на нас Бог за грехи наши. Омоем кровию, братья, грехи наши...». 6 февраля владимирцы увидели, что неприятель ставит вокруг стен города стенобитные орудия. Вечером татары стали окружать город валом и тыном. Князья Всеволод и Мстислав, мать их великая княгиня Агафия с дочерьми и невестками, многие знатные вельможи собрались в собор Успения Пресвятой Богородицы и приняли от епископа Митрофана пострижение в иночество. Все они принесли исповедь и покаяние в грехах своих, причастились Святых Христовых Таин и приготовились к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Сотворяется же память сия ныне во успения место, заве ключися (случилось) успение его в праздник Воздвижения Честнаго Креста. Молитвами Златословестнаго, Христе Боже, помилуй и спаси нас. Аминь. 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) Сей приснопамятный великий князь Михаил Ярославич, внук великаго князя Ярослава, правнук же Всеволода Георгиевича Долгорукаго, матери же великия княгини премудрыя Ксении. Во время же княжения его, преставлшуся двоюродному брату его, великому князю Андрею Александровичю Владимирскому, и в себе место (вместо себя), по степени старейшинства, благоволи на великом княжении быти сему брату своему князю Михаилу, великаго князя Александра внуку. Тогда же обычай бе нашым великим князем ходити во орду и приимати власть от ординских царей. По некоему же случаю, на поклонение нечестивому тогда пойде во орду и великий князь Георгий Даниилович тамо царствующему царю. Лютии же поганцы татарове свадиша (поссорили) тех благочестивых царей и превратиша сердце князя Георгиа, ради его великих даров, на великое княжение: и сие не сбысться. Боголюбивый же князь Михаил, благословением великаго святителя Петра Митрополита, седе на великое княжение во Владимире, на место брата своего князя Андреа. И по осьми летех, воста во орде ин царь, именем Азбяк. И паки великим князем, Михаилу и Георгию, бывшим во орде, и бысть между ними распря велия; и остася князь Георгий во орде. Князь же Михаил отпущен бысть на Россию. Нечестивии же татарове вземше сребра у князя Георгия много, даша ему старейшинство на великое княжение российское и отпустишя с ним единаго от своих князь, беззаконнаго Кавгадыя. Великий же князь Михаил срете их с вои своими и посла послы своя ко князю Георгию, рекий (сказать, чтобы) еже бы ему не вступатися во область его, и пойде во свое отечество. Князь же Георгий с татары, собра множество рати, и прииде ко Твери, и повоева весь град, и обону страну Волги реки тако же сотвори. Великий же князь Михаил, призва епископа и боляр своих, и печалуяся слезне о благочестивых погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Е.Н. Погожев Св. благоверный князь Михаил Черниговский и Св. боярин Феодор Св. благ. кн. Михаил Черниговский и Св. боярин Федор Усыпальница московских великих князей и царей, Архангельский собор, в особой гробнице хранит нетленные останки зарубленных в мученичестве за Христа тел Михаила князя Черниговского и его боярина Феодора. Благоверный князь Михаил Всеволодович Черниговский принял мученический венец в первые годы татарского ига. Батый требовал к себе по очереди русских князей. Когда пришел черед Михаила, духовник его епископ Иоанн сказал ему: многие князья ездили в орду и, прельстясь славой мира сего, ходили сквозь огонь, вкушали оскверненную пищу, но ты, князь, не подражай им. – Желаю пролить кровь мою за Христа и за веру чистую, – был ответ князя. Он был один из тех цельных людей, которые не отступают ни на черту от того, что считают своими долгом, и как ревностный христианин считал мерзостью совершить какой-нибудь языческий обряд. Вместе с князем Михаилом то же решение в сердце своем положил и верный его боярин Феодор. Епископ Иоанн благословил их на смерть и дал им на случай муки за Христа запасные Дары. Вот уже Михаил в орде с юным внуком своим Борисом Ростовским и боярином Феодором. Батый приказал исполнить над ними все языческие обряды. Жрецы требовали, чтобы князь и боярин прошли сквозь огонь. Михаил отказался. Батый предложил ему выбор между языческим обрядом и смертью . – Готов поклониться царю, – ответил Михаил, – ему вручил Бог судьбу царств земных. Но я христианин, и не поклонюсь, чему кланяются жрецы. Внук князя, Борис, со слезами молит деда поберечь жизнь. Бояре ростовские вызываются принять на себя и на весь народ епитимью за этот грех князя, только боярин Феодор поддерживал его в твердости. Князь сбросил с плеч своих знак достоинства своего, княжескую шубу, и воскликнул: «Не погублю души моей порочной славой мира сего тленного, не хочу ее»! Вельможи татарские пошли донести Батыю этот решительный отказ князя, а князь с боярином Феодором в это время пели псалмы и приобщились запасными Дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великий князь Константин Всеволодович Мудрый, основатель Успенского Соборного храма в Ярославле, незадолго до своей кончины (2-го февраля 1219 г.) во Владимире, именно в 1218 г., назначил сына своего Всеволода удельным князем ярославским 28 . Князь Всеволод остался после отца своего в юных летах (10-ти лет) и вырос под надзором дяди своего великого князя Георгия. Под 1226 г. летопись замечает, что ярославский князь Всеволод Константинович и брат его ростовский князь Василько, с дядей своим великим князем Георгием, ходили на помощь князю Михаилу черниговскому, воевавшему с курским князем Олегом, и что, по заключении мира между враждовавшими, Всеволод в 1227 г. вступил в брак с дочерью Олега Мариной (Всеволоду тогда было 17 лет 29 ). Плодом этого брака были благоверные князья Василий и Константин, мощи которых покоятся в здешнем Соборном храме 30 . Ярославль, по словам одного повествователя, рад был браку Всеволода. Молодой князь, вступивший в супружество, радовал собой всех. Будучи еще молод, он прилежал к делам духовным, не любил пустых разговоров, не терпел срамных слов, от худых людей уклонялся, а с добрыми любил беседовать, с благоговением слушал Священное писание, заботлив был о храмах Божиих, мужественно стоял на страже за землю Русскую, злобой был – дитя, а умом – великий муж. Счастлива была и княгиня Марина за таким супругом; благоденствовали и дети Василий и Константин, имевшие такого благочестивого родителя 31 . Но недолго суждено было Василию и Константину пользоваться любовью и наставлениями отца. В 1238 году Всеволод пал в битве с татарами на реке Сити 32 . Осиротевшие князья должны были учиться добру скорбями жизни. Василию, как старшему сыну Всеволода, долженствовало быть князем ярославским, а потому ему, на первых порах княжения, предстояло много забот, чтобы собрать подданных, рассеянных грозными татарами, и питать вдов мужей, павших на Сити 33 . Затем, в 1242 г., он, вместе с другими удельными князьями, ходил с просьбой к Батыю об утверждении за ним наследственного княжества, а в следующем году Василий Всеволодович и с самим великим князем Ярославом, дядей своим, являлся с дарами к тому же гордому повелителю 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Это случилось в 1085 году. На следующий год Ярополк возвратился из изгнания, заключил мир с Мономахом и опять, благодаря его дружбе, стал княжить на Волыни. Но не долго, всего несколько дней, пришлось ему управлять княжеством: скоро благоверный князь Ярополк был предательски убит. По каким–то делам, может быть походом, он отправился в Звенигород, один из городов Галицких. Когда дорогою князь покойно лежал на санях, какой–то нерядец, ехавший подле на коне и, вероятно, находившийся в дружине Ярополка, вдруг приблизился к нему и вонзил саблю в бок. Ярополк вскочил, извлек из себя окровавленное оружие и, громко воскликнув: «Ох! Этот враг погубил меня!», испустил дух. Кончина благоверного князя последовала 22 ноября 1086 года. Нерядец совершил убийство князя, говорит летописец, по наущению диавола и злых людей — каких именно, не указывают. Но судя по тому, что убийца бежал к Рюрику Ростиславичу в Перемышль и что впоследствии Ростиславичей обвиняли прямо в этом убийстве, можно предполагать, что нерядец был подослан ими. Княжие отроки взяли тело благоверного князя–мученика и повезли сначала во Владимир–Волынский, а оттуда в Киев, чтобы похоронить его там. 5 декабря честные останки блаженного князя прибыли к Киеву. Великий князь Всеволод с двумя сыновьями своими, митрополит Иоанн с собором духовенства, бояре и весь народ от мала до велика вышли встретить тело благоверного князя Ярополка. Плакали киевляне над безвременно скончавшимся князем. С торжественным пением псалмов и молитвенных песнопений проводили его до монастыря святого Димитрия и, приготовив к погребению, с честью положили в мраморном гробе, в каменной церкви святого апостола Петра, которую сам благоверный князь начал строить. По свидетельству современника–летописца, князь Ярополк в жизни своей явил образец истинно–христианского благочестия. «Блаженный князь Ярополк, — пишет древний летописец, — был кроток, смирен, братолюбив и нищелюбив; давал десятину церкви Святой Богородицы ежегодно от всего своего имения: от всех стад своих и от хлеба». Особенно усердно почитал князь святого апостола Петра, имя которого носил. В древней рукописи, принадлежавшей матери святого Ярополка, княгине Гертруде, святой князь изображен молящимся с воздетыми руками перед святым апостолом Петром. Имени первоверховного апостола он посвящает храм в монастыре отца своего, как упомянуто выше.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010