Гаспар — безбородый, румяный юноша принес ливан (ладан), а Валтасар — смуглый лицом муж средних лет принес смирну. По тому же преданию, родом они были из Персии или древней Вавилонии, где за пятьсот лет до них жил святой пророк Даниил. Этот великий пророк в свое время был начальником над всеми вавилонскими мудрецами; он, конечно, передал своим подчиненным истинные понятия о Боге; очень вероятно, что он показал волхвам пророчество древнего их предка, волхва Валаама, который еще во времена Моисея изрек о Спасителе такое слово: Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля... и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 24:17). Это ожидание особенно было распространено на Востоке: там, среди Персов, больше, чем у других народов, сохранилось библейских преданий; там, после плена вавилонского много осталось Евреев, которые распространяли среди жителей Востока свои верования, свои надежды и ожидания. Евреи, а за ними и другие народы ожидали появления великого Царя, Который должен был родиться в Иудее и покорить Себе весь мир. И вот, как только Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, — среди тьмы идолопоклонства, в стране неверия, — нашлись люди, которые так усердно чаяли Утехи Израилевой, Христа, что при первом знамении с неба, при появлении необыкновенной звезды, пошли издалека на поклонение родившемуся Спасителю. КОГДА ЖЕ ИИСУС РОДИЛСЯ, — повествует евангелист Матфей, — В ВИФЛЕЕМЕ ИУДЕЙСКОМ (был еще другой Вифлеем — Галилейский) ВО ДНИ ЦАРЯ ИРОДА (евангелист упоминает об Ироде, дабы показать, что у Иудеев в то время уже не было царя от колена Иудина, а царствовал иноплеменник Ирод, и значит настало время пришествия Христова, согласно пророчеству праотца Иакова, — и называет Ирода царем в отличие от другого Ирода, который был сыном первого и титула царского не имел), ПРИШЛИ В ИЕРУСАЛИМ ВОЛХВЫ С ВОСТОКА. Волхвы, направлявшиеся в Иерусалим из дальней страны, могли прийти прежде события, могли прийти и после него; но они пришли именно в то время, когда родился Сын Божий, дабы это чрезвычайное событие не осталось надолго неизвестным для Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Дан. 12:8–10 . И я слышал это, но не понимал, и сказал господин мой! Что же после этого будет? И отвечал он: иди, Даниил, ибо сокрыты и запечатаны слова до времени исполнения (consummamionis). Многие будут избраны, и убелятся и подвергнутся испытанию как бы в огне: нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а сведущие (docti) уразумеют. Пророк хочет понять то, что он видел или, скорее, что слышал, и желает знать истину относительно будущего. Ибо он слышал о различных взаимных войнах и битвах царей и о разнообразных событиях, но не слышал имен каждого из них. Но если пророк слышал и не понимал, то что могут сделать те, которые книгу запечатанную и остающуюся по времени исполнения полною темноты и неясностей объясняют по догадкам ума? Когда же, говорит, придет конец, тогда нечестивые не уразумеют, а следующие в учении божием будут в состоянии уразуметь. «Ибо злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повинном греху» ( Прем. 1:4 ). Дан. 12:11 . Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения [пройдет] тысяча двести девяносто дней. Порфирий говорит, что эти тысяча двести девяносто дней исполнились во время Антиоха, и именно во время того запустения храма, о котором, как мы сказали 44 , и Иосиф, и книга Маккавейская свидетельствуют, что оно продолжалось только три года. Отсюда ясно, что эти три с половиною года относятся ко временам антихриста, который в течение трех с половиною лет, то есть тысячи двухсот девяноста дней, будет преследовать святых и после того падет на горе славной и святой. Таким образом со времени [прекращения] νδελεχισμοv, что мы перевели чрез ежедневную жертву (juge sacrificium), когда антихрист, овладев землею (или городом), запретит служение Богу, до умерщвления его исполнятся три с половиною года, то есть тысяча двести девяносто [дней]. Дан. 12:12 . Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трех сот тридцати пяти дней. Блажен, говорит, тот, кто сверх предназначенного числа ожидает, по умерщвлении антихриста, еще сорок пять дней, в которые Господь и Спаситель придет в Своем величии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если предтечи антихристовы – Нерон, Арий и др. отвергали Сына Божия и гнали христиан, то тем более будет уничижать Его человек беззакония, который воздвигнет войну со Святыми Божиими. Подробное раскрытие сих действий антихриста представлено в Апокалипсисе. И даны были ему уста, говорящие гордо и, богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущим на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их ( Апок.13,5–7 ). О том говорит и пророк Даниил: и против Вышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего ( Апок.7:25 ), выдавая себя за Бога Превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, сядет во храме Божием, как Бог ( 2Сол.2:4 ). Назвав себя Богом, антихрист сам будет иметь над собою некоего крепкого бога, т. е., диавола. Богу крепостей будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями ( Дан.11:38 ), свидетельствует Святой Пророк. Глава VII. Сооружение антихристом своего престола в Иерусалимской церкви Енох и Илия сделают брань с антихристом в Иерусалиме; там они убиются и тела их будут на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят ( Апок.11:5 ). Из сих слов мы видим, что антихрист принятый Иудеями за Мессию – царя земного, утвердит свой престол в духовном Содоме, т. е. в Иерусалиме, на престоле Давидовом. По свидетельству Апостола, он обновит Иерусалимскую церковь и сядет в ней как Бог ( 2Сол.2:4 ). Святые Отцы – Киприан, Кирилл Иерусалимский , Григорий, Ипполит и Иоанн Златоуст – церковью Божиею и Святым местом называют храм Соломонов. Св. Иоанн Дамаскин замечает, «что антихрист поставить престол свой не в нашем храме, но в Иудейском, ибо он пришел не к нам, но к Иудеям, и не за Христа, но против Него». Св. Андрей говорит, что «он оснует свое царство в Иерусалиме, по подобию Давида, сыном которого, по плоти, был Христос, наш истинный Бог , сделает сие ради того, чтобы уверить всех, что он есть Христос, исполняющий пророческие слова: восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю ( Амос.9:11 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Избавление этого пророка было предвестием о Воскресении Богочеловека, а, следовательно, нашего Воскресения, ибо и Сам Он говорил: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). И разве восхищение пророка Илии ( 4Цар.2:11–12 ) не вселило в людях надежду воскресения? 271 Надежду воскресения вселяли и другие события: воскрешение сына сарептской вдовы пророком Илией ( 3Цар.17:17–24 ); воскрешение сына суннамитянки пророком Елисеем ( 4Цар.4:32–37 ); воскрешение умершего, которого израильтяне из страха перед грабителями поспешно бросили в могилу пророка Елисея. Как только мертвец коснулся костей пророка Елисея, он ожил и встал на ноги, что повергло в страх и трепет моавитян ( 4Цар.13:21 ). Еще пророк Иезекииль ясно указывает на Воскресение мертвых и Суд, когда говорит: «Душа, яже согрешит, та умрет [...], правда праведного на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет» ( Иез.18:4; 20 ). Наиболее ясно говорит он о Воскресении, изображая величественную картину иссохших костей в открытом поле ( Иез.37 ). Пророк обращается, по велению Божьему, к костям «сухим зело». И те, лишь только услышав «слово Господне», тотчас поднимаются на ноги и идут все вместе, полные жизни и небесной силы! Эта картина символизирует, в первую очередь, восстановление Израиля, но изображает и Воскресение мертвых. Вот почему вышеописанное пророчество воспоминается в наших храмах на вечерне Великой Пятницы, по вносе Святой Плащаницы после обхода. Исайя пророчествует еще более ясно, чем Иезекииль: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» ( Ис.26:19 ). [Текст Септуагинты еще точнее: «Мертвии будут воскрешены, и те, кто во гробах, восстанут " ]. Даниил же умножает надежды на Воскресение следующим образом: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). И премудрый Соломон утверждает: «А души праведных в руке Божьей, и мучение не коснется их.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Избавление этого пророка было предвестием о Воскресении Богочеловека, а, следовательно, нашего Воскресения, ибо и Сам Он говорил: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). И разве пророка Илии (4 Цар. 2, 11–12) не вселило в людях надежду воскресения? [ 271 ] Надежду воскресения вселяли и другие события: воскрешение сына сарептской вдовы пророком Илией (3 Цар. 17, 17–24); воскрешение сына суннамитянки пророком Елисеем (4 Цар. 4, 32–37); воскрешение умершего, которого израильтяне из страха перед грабителя ми поспешно бросили в могилу пророка Елисея. Как только мертвец коснулся костей пророка Елисея, он ожил и встал на ноги, что повергло в страх и трепет моавитян (4 Цар. 13, 21). Еще пророк Иезекииль ясно указывает на Воскресение мертвых и Суд, когда говорит: «Душа, яже согрешит, та умрет […], правда праведного на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет» (Иез. 18, 4; 20). Наиболее ясно говорит он о Воскресении, изображая величественную картину иссохших костей в открытом поле (Иез. 37). Пророк обращается, по велению Божию, к костям «сухим зело». И те, лишь только услышав «слово Господне», тотчас поднимаются на ноги и идут все вместе, полные жизни и небесной силы! Эта картина символизирует, в первую очередь, восстановление Израиля, но изображает и Воскресение мертвых. Вот почему вышеописанное пророчество воспоминается в наших храмах на вечерне Великой Пятницы, по вносе Святой Плащаницы после обхода. Исаия пророчествует еще более ясно, чем Иезекииль: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Ис. 26, 19). [Текст Септуагинты еще точнее: «Мертвии будут воскрешены, и те, кто во гробах, восстанут»]. Даниил же умножает надежды на Воскресение следующим образом: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2). И премудрый Соломон утверждает: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. […] Надежда их полна бессмертия» (Прем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Наконец, сектанты, утверждают, что изображать Бога на иконах нельзя, так как Его никто не видел. В доказательство сектанты приводят следующие свидетельства: 10) Исх.33:23 . «И когда сниму руку Мою, (сказал Господь Моисею) ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе» . 11) Втор.4:15 . «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» . 12) Ин.1:18 . «Бога не видел никто никогда» . (См. также 1Ин.4:12 ). 13) 1Тим.6:16 . «Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человек не видел и видеть не может» . Все означенные свидетельства говорят собственно о том, что никто из людей никогда не постиг и не постигнет самого существа Божия. Что же касается изображений Бога на иконах, то мы рисуем Его в тех видах, в каких Он благоволил открываться людям. Так Бога – Отца мы изображаем во образе величественного Старца, в каком удостоился Его видеть Св. Пророк Даниил: «И видел я, повествует Пророк, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна» ( Дан.7:9 ). Сына Божии мы изображаем в том виде, в каком Он благоволил явиться на землю когда Он, по выражению Апостола «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став, как человек» ( Флп.2:6–7 ); Духа Святого мы изображаем в виде голубя, так как в этом образе Его удостоился лицезреть Святой Иоанн Предтеча, когда, по сказанию Евангелиста «отверзлись Ему Небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» . ( Мф.3:16 ). 9. О чудотворных иконах Чудотворными иконами называются такие, пред которыми верующие однажды или много раз вымолили себе у Бога через предстательство Святых исцеление от болезней или иного рода чудо. Значит, и Святые иконы, подобно Святым мощам, являются как бы проводниками Божественной Благодатной силы. Можно ли найти в Писании примеры того, чтобы Господь через неодушевленные предметы являл людям чудотворную помощь?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Народы востока верили в европейские пророчества о великом царе, потому что многие пророчества Исаии, Даниила и других о судьбе этих самых народов уже исполнились пред тем временем и не поверили бы народы востока иудеям в ожидании великого царя, если бы не имели на то оснований. Итак, нельзя столь ясные и твердые пророчества о Мессии приписать фантазии еврейского народа. Наконец, в-пятых, эти пророчества действительно исполнились на Иисусе Христе и притом во всех частностях, которые предречены о Его жизни пророками. Можно ли объяснять это случайностями. Когда между иудеями было пламенное ожидание Мессии на основании пророчеств, тогда действительно в Иудее является великий Учитель и Чудотворец. Он был распят, но учение Его распространилось по всему лицу земли, потому что душа Его не оставлена во аде и плоть Его не увидела истления ( Пс.15:10 ), по воскресении Он восшел на высоту и пленил плен ( Пс.67:19 ) и Господь Отец сказал Ему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс. 109:1 ). В лице своих последователей христиан Οн владычествует уже над народами земли, чрез Его учение и Его силою христианские народы сделались господствующими в мире и самые иудеи находятся под властью христиан. Царство Его таково, каким изображено у пророков: царство духовное, царство правды, мира и любви. Пророк Даниил предсказал, что, после того как Мессия будет убит, город Иерусалим и храм будут разрушены; и на месте храма будет мерзость запустения, пророк Аггей ясно предрек, что желаемый всеми народами придет во второй храм и это будет скоро. Неужели опять случайность, что Иисус Христос действительно учил в этом храме, что вскоре после смерти Его Иерусалим был разорен и храм совершенно разрушен и доселе не восстановлен и нет у евреев ни жертвы, ни священников, ни первосвященника. Когда иудеи, по разрушении храма Соломонова, отведены были в плен Вавилонский за идолопоклонство, пророки им предсказали, что плен продолжится 70 лет; но вот после разрушения второго храма прошло более 1800 лет, но им даже не предсказан конец плена и рассеяния. На самом месте храма более 1200 лет стоит мерзость запустения, мечеть магометанская. Почему и за что это? Евреи после плена Вавилонского уже не были идолопоклонниками, по возможности старались исполнять закон, по крайней мере внешне. За какие же грехи такое продолжительное покаяние, которому и конца еще не видно? Не иначе, как за убиение Мессии. Таким образом, они поставлены живыми хотя и невольными свидетелями божественности христианской веры между народами и чрез свои священные книги и чрез свою судьбу; достойно примечания то, что они рассеяны главным образом между христианами, чтобы и христиане убеждались в божественности своей веры очевидностью свидетелей и евреи яснее видели тяжкий грех своих отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Не спешат Божии часы и не отстают, как случается это с людскими хронометрами. В светлые минуты людям хотелось бы отсрочить перемену [к худшему], а в злосчастные – ускорить течение времени. Когда иудеи в вавилонском рабстве полагали, наслушавшись лжепророков и вещунов, что вскорости освободятся из плена и вернутся домой, святой пророк Иеремия глаголал им из Иерусалима: Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев... стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей... и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир... Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас... чтобы возвратить вас на место сие ( Иер.29:4, 5–6, 7, 10 ). Так и великий пророк Даниил возвестил своему нетерпеливому народу – в бедах и страданиях ставившему свои часы вперед и только вперед, дабы облегчить свои горести и дабы обетованный Мессия [и] Спаситель пришел как можно скорее, – что, по Божиим часам, должно миновать семьдесят седмин, и тогда [лишь] явится Святый святых ( Дан.9:24 ). Апостол Петр упрекает людей, которые из-за долгого ожидания начинают сомневаться в Божием обетовании, и говорит: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением ( 2Пет.3:9 ). Научившись из Священного Писания и накопив богатый опыт, сербский народ сложил и поговорку: «Бог знает время всему». После свершившегося поединка и победы над сатаной возвратился Иисус в силе духа ( Лк.4:14 ) и пошел вдоль Иордана, чтобы еще раз увидеться с дорогим Ему Предтечей и Крестителем Иоанном, последний раз на этом свете. И сказал Он ему и предвестил: сказал, что Иоанн должным образом свершил свою пророческую миссию, и предрек, что Ирод, лисица ( Лк.13:32 ), вскоре схватит его. По всей видимости, впечатляющим было расставание тех, которые еще в утробах своих матерей привязались друг к другу любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Не спешат Божии часы и не отстают, как случается это с людскими хронометрами. В светлые минуты людям хотелось бы отсрочить перемену [к худшему], а в злосчастные — ускорить течение времени. Когда иудеи в вавилонском рабстве полагали, наслушавшись лжепророков и вещунов, что вскорости освободятся из плена и вернутся домой, святой пророк Иеремия глаголал им из Иерусалима: Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев… стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей… и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир… Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас… чтобы возвратить вас на место сие (Иер. 29,4.5–6.7.10). Так и великий пророк Даниил возвестил своему нетерпеливому народу — в бедах и страданиях ставившему свои часы вперед и только вперед, дабы облегчить свои горести и дабы обетованный Мессия [и] Спаситель пришел как можно скорее, — что, по Божиим часам, должно миновать семьдесят седмин, и тогда [лишь] явится Святый святых (Дан. 9, 24). Апостол Петр упрекает людей, которые из–за долгого ожидания начинают сомневаться в Божием обетовании, и говорит: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением (2 Пет. 3, 9). Научившись из Священного Писания и накопив богатый опыт, сербский народ сложил и поговорку: «Бог знает время всему». После свершившегося поединка и победы над сатаной возвратился Иисус в силе духа (Лк. 4,14) и пошел вдоль Иордана, чтобы еще раз увидеться с дорогим Ему Предтечей и Крестителем Иоанном, последний раз на этом свете. И сказал Он ему и предвестил: сказал, что Иоанн должным образом свершил свою пророческую миссию, и предрек, что Ирод, лисица (Лк. 13,32), вскоре схватит его. По всей видимости, впечатляющим было расставание тех, которые еще в утробах своих матерей привязались друг к другу любовью. Именно тогда два Иоанновых ученика, Андрей и еще один, простившись, пошли вслед за Иисусом (Ин.

http://predanie.ru/book/217172-edinyy-ch...

Но когда он ушел, за ним поехал некий провидец и пригласил пророка в свой дом пообедать с ним, солгав, что вернуться ему повелел Ангел. Пророк пошел, и после трапезы Дух Святой сказал ему через провидца, что он не дойдет до дому в наказание за ослушание Господа. Ведь если повелевает Сам Бог, то нельзя слушать никого другого – ни Ангела, ни человека. На дороге пророка убивает лев, который не тронул осла, на котором ехал пророк, показав тем самым, что он лишь исполняет волю Творца. Провидец похоронил тело пророка, приказав и себя похоронить рядом, ибо он знал, что слово Бога всегда сбывается. Так и произошло: когда спустя почти триста лет царь Иосия уничтожил тельцов и жертвенник, он пощадил кости пророка. Однако, несмотря на предупреждение, Иеровоам не остановился на своем злом пути, и Бог покарал его. У царя заболел первенец, и он решил узнать об исходе его болезни. Для этого Иеровоам послал к пророку Ахии, предсказавшему ему царство, свою жену, велев ей переодеться. Но когда она вошла в дом, Ахия, хотя и был слепым, узнал ее и сказал так: – Для чего тебе переодеваться? Я грозный вестник для тебя. Скажи Иеровоаму вот что. Так говорит Господь Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды народа и поставил вождем народа моего, Израиля, а ты поступил хуже всех, которые были до тебя, и сделал себе истуканов, чтобы раздражать Меня, Меня же отбросил назад; за это Я наведу беды на всех, кто у Иеровоама, и вымету дом Иеровоама, как выметают сор, дочиста. Все его родные погибнут и будут лишены погребения. И вот тебе знак. Твой сын умрет в тот момент, когда ты переступишь порог. И это произойдет потому, что он единственный, кто нашелся угодным Мне. А Господь поразит Израиль, и он станет как тростник, колыхающийся в воде. И выгонит Он его из этой доброй земли, которую Он дал ему, за все беззакония его. Все так и произошло. В то мгновение, когда жена Иеровоама переступила порог, ее сын умер, а на Иеровоама Бог послал страшную болезнь, и он скончался в мучениях. Так Господь карает неблагодарных! Конец Северного царства (3Цар.; 4Цар.)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010