Касательно сего установления возражают противомыслящие, спрашивая нас: «На каком основании вы употребляете в пост одни снеди, а от других воздерживаетесь?» Ответим на эти возражения. Во-первых, для чего Господь Бог повелел еще Адаму в раю вкушать от всякого древа, но запретил вкушение от древа познания добра и зла? Если бы Адам соблюл этот первый, заповеданный Богом пост, не имели бы мы сейчас потребности в нынешних наших постах! Для чего Господь Бог запретил народу израильскому употреблять в пищу квасной хлеб, а повелел есть пресный (опресноки): «Семь дней квас да не явится в домах ваших: всяк кто будет есть квасное, душа та истреблена будет от сонма сынов Израилевых, пришлой, ли то, или природный житель той земли. Ничего квасного да не ешьте во всех же домах ваших ешьте пресный хлеб» ( Исх. 12, 19–20 ). Это повеление сынам Израилевым тоже надо рассматривать как пост, предписанный Господом для спасения. Во-вторых, прислушайтесь к тому, что пророк Даниил говорит о себе: «В тыя дни аз Даниил бех рыдая, ... хлеба вожделенного не ядох, и мясо и вино не вниде во уста моя» ( Дан. 10,2–3 ). И три отрока, бывшие с пророком Даниилом в плену у царя Навуходоносора, лучше пожелали употреблять пищу от земных семян и пить простую воду, нежели питаться яствами (мясом и вином), приносимыми им с царского стола (см.: Дан. 1,12–13 ). Сии свидетельства заимствованы из Ветхого Завета, но гораздо более их можно отыскать в новозаветной истории Церкви. В-третьих, внимайте тому, что говорит апостол Павел в Послании к Римлянам: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой притыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14,21 ). В Евангелии мы имеем ясные указания на то, что Сам Христос и апостолы употребляли в пищу рыбу, но решительно не видим, чтобы они вкушали мясную пищу. Никто не найдет в Евангелии указания на то, чтобы Христос, присутствуя на некоторых вечерях и обедах, например, на браке в Кане Галилейской или в доме Симона прокаженного, в доме Закхея или в доме Марфы и Марии, вкушал бы мясную пищу. Ибо Христос посещал во время Своей земной жизни вечери и обеды не ради мясоедения, но для того, чтобы вкушающим вещественные снеди предоставить за трапезой духовную пищу Божественного Своего учения (см.: Лк. 11, 37–39 ). Если же Иисус Христос на этих трапезах и вкушал пищу, то Он, как образец и Учитель всяких добродетелей, мог воздерживаться и, без сомнения, воздерживался от употребления мяса и других вкусных снедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Того, кого он не осмеливался просить, называет своим Бо­гом. И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: " Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение (ст. 20-23). Если скажут нам иудеи: почему при Исаии, когда сын Озии страшился войны и нашествия двух царей, пророк вышедши дал им знамение, которое должно было исполниться спустя много лет? — то и мы скажем им: почему, когда Даниил молился о возвра­щении и желал услышать что-нибудь об этом, пришедший ан­гел не возвестил ничего об этом, а указал на дела, имев­шие совершиться спустя много времени? Как там вопрос вполне разрешается, так и здесь. Восстановление города де­лается весьма достоверным, когда возвещается, что он и опять будет взят. Что же? Не желал ли Он опеча­лить пророка, сделав это? Нет, Он желал внушить боль­ший страх иудеям. И не однажды и не дважды, но много­кратно Он делает это, потому что предстоявшее благополу­чие легко могло наполнить гордостью их душу, так как город имел быть не только восстановлен, но и построен ру­ками варваров, теми самыми руками варваров, которые раз­рушили его. Об этом и Исаия говорит, показывая, что Бог всемогущ, что Он может все сделать и изменить (Ис.49:17). Иудеям были впоследствии возвращены блага отече­ства и дарованы блистательные и частые победы, о которых и возвещают пророки, напр. Иезекииль говорит, что семь лет будут сожигаемы оружия тех, которые будут взяты в плен (Иезек.39:9), и другие часто говорили тоже самое; чтобы они, возгордившись этим, не сделались хуже прежнего, Бог стра­хом предсказания и многократным повторением одного и того же как бы ставит их в неизбежную необходимость не раз­вращаться, хотя бы они и хотели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Доброй пшеницей был Лот, жена его и две дочери его, жившие благочестиво, а все содомляне были плевелами, ибо не имели они в своих сердцах страха Божия. Поэтому Дух Святой и отлучил плевелы от доброго семени. Лота с женой и двумя дочерями Он вывел из Содома, а всех содомлян погубил смрадным огнем… Ветер еще имеет и ту силу, что не только развевает плевелы, но искореняет и высокие деревья: цветущие финики, благовонные кипарисы, вассанские дубы и ливанские кедры. Подобно этому и Дух Святой искореняет, ниспровергает напыщенных, гордых и думающих о себе высоко людей, которых пророк Давид уподобляет высокому дереву, говоря: «Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские» ( Пс. 36:35 ). Но это дерево Дух Святой тотчас исторгает с корнем, как там же Давид прибавляет: «и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его» ( Пс. 36:36 ). Высоким деревом называл и пророк Даниил гордого царя Вавилонского Навуходоносора, ибо говорит: «вот, среди земли дерево весьма высокое... и высота его достигала до неба. Но искоренил и это дерево Дух Святой, Он сказал: «срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его» ( Дан. 4:7–8, 11 ). Ветер разрушает и дома, как читаем мы об Иове. Подобно тому и всякий человек уподобляется дому, согласно словам блаженного Павла: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» ( 2Кор. 5:1 ). Потому-то Дух Святой и показался в ветре, ибо Он разоряет хижины человеческие, и они умирают. Псаломник говорит: «Какой человек поживет и не увидит смерти?» ( Пс. 88:49 ). Разрушает же Он эти хижины не одинаково. Если кто исполняет заповеди Божии, тот живет долго, как говорит Соломон, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни ( Притч. 9:18 ). Те же, которые живут беззаконно, исчезают, как трава, согласно словам псалмопевца: «Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как зеленый злак, скоро отпадут» ( Пс. 36:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Также Иосия, царь Израильский, о котором Божественное Писание говорит, что он совершал дела благие и угодные Богу и во всем ходил путем Давида, праотца своего, не отклоняясь ни вправо, ни влево (см.: 4Цар.22:2 ), и его видим весьма смирившимся пред Богом, за что он и получил обетование мира и благословение от Господа (см.: 4Цар.22:19–20 ). Великое смирение имел и святой пророк Исаия. Он, удостоившись увидеть славу Божию и Серафимов, предстоящих Богу; не превознесся сердцем ради этих великих и преславных откровений, но крайне смирил себя и с великим страхом произнес: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя Господа Саваофа! (ср.: Ис.6:5 ). И пророк Иеремия, этот избранник Божий, освященный для пророчества еще во чреве матери своей, явил великое смирение, когда сказал Богу: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод ( Иер.1:6 ). Великим смирением был украшен и Даниил пророк, муж желаний, исполненный благодати Божией. Ибо, будучи спрошен Навуходоносором, царем Вавилонским, в состоянии ли он разгадать сон, виденный им, и заодно растолковать его, он, пересказав царю сон и растолковав его, сказал с великим смирением: мне эта тайна была открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но чтобы царю было дано разъяснение и чтобы ты мог узнать помышления сердца твоего (ср.: Дан.2:30 ). Превосходящее все великое смирение видим у того, кто стал вершиной пророков, – предтечи и крестителя Христова Иоанна, который, по свидетельству Самого Господа, самый великий человек из рожденных женами и больше, чем пророк (см.: Мф.11:9–11 ; Лк.7:26 ). И насколько он превзошел по благодати Божией и святости жизни своей других пророков и праведников, настолько большее смирение явил пред людьми и Богом. Ибо приходящим к нему креститься он говорил, умаляя себя: крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, и я недостоин развязать ремень обуви Его (ср.: Мф.3:11 ; Мк.1:7 ). Видишь, как велико смирение святого и божественного Предтечи и Крестителя Господа Христа? Каждый слуга, каким бы негодным и презренным он ни был, все же счел бы, что может хотя бы развязать ремень обуви хозяина, то есть послужить ему, когда бы тот захотел снять обувь свою. А божественный и великий пророк Иоанн даже эту смиренную услугу не считал себя достойным оказать своему Хозяину, Христу. Поистине, где преизбыточествовала благодать, там и смирение преумножилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Вот как пророки очень ясно Христа называют Богом. О том же, что Христос пришел уже теперь, Даниил пророк, обозначая время пришествия Его, так говорит, обаче же к нему Архангел Гавриил: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго града твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, заглажены беззакония», и кратко: «И запечатается видение и пророк, и помажется Святой святых». Кто же другой помазанный Святой святых, если не Христос единый, Бог живой? Семьдесят седмин обозначают четыреста девяносто лет; от Даниила же до ныне (до эпохи святого Афанасия) обозначают более чем восемьсот лет. Показали бы нам иудеи, кто из них был помазан Святой святых после четырехсот девятидесяти лет Данииловых и упразднил жертву и возлияние законное? Но они не могут показать, кто это сотворил, если не Иисус Христос, Сын Божий. О том же, что Он истинный Христос, представим вам сие не глаголами, но делами, до ныне вопиющими и свидетельствующими во всей Вселенной, и что всё Им сказанное сбылось. Ибо Он сказал, что небо и земля прейдут, слова же Мои не прейдут. Какие же слова, послушаем внимательно. Сказал о вашем храме, что «Аминь, глаголю вам, не останется камень на камени, иже не разорится». Итак, сбылось ли это слово, или не сбылось? Сказал, что придут римляне и возьмут ваш народ и город, и царство. Итак, сбылось это при Веспасиане и Тите, или не сбылось? Сказал, что закон и пророки до Иоанна Крестителя и перекратятся. Сбылось ли это? Кто пророк у вас после Иоанна Крестителя? Совершенно очевидно, что никто. Снова сказал Сам Господь Иисус Христос истинный Бог наш, что будет проповедано Евангелие во всем мире. Сбылось ли это, или не сбылось? Снова сказал, что врата ада не одолеют Церковь . Значит, говорил Он ложь? Да не будет! Сказал вам верующим в Него, что будете ненавидимы всеми за имя Мое. Теперь скажите нам, за имя Христово не все ли языки ненавидят нас и оскорбляют? Хотя вы молчали, но камни возопили, и сама истина вещей довольно вас может постыдить и посрамить, и убедить против воли, что Христос Бог яве пришел и на земле явился, и приклонил небеса, и сошел, и снова взошел на Херувимах, и был погребен, и восшел на небеса в воскликновении, как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Святой Иоанн Златоуст рассуждает о том, почему должно было произойти чудо насыщения Даниила в рове львином пророком Аввакумом. Во-первых, Даниил, оказавшись в рове со львами, должен был не просто остаться живым, но и не претерпеть никакого лишения. Бог если творит защитительное чудо, то до конца. Некогда, чтобы не оскверниться, иудейские отроки должны были провести время в воздержании. Теперь – нет! Не только убережен от смерти, от растерзания пастью львов, но и сыт! Бог заботится о Своих. И на Данииле долж­ны исполниться слова псалмопевца: Я был молод, и состарился, и не видел пра­ведника оставленным и потомков его просящими хлеба 811 . Однако напитать Даниила мог бы по действию Божию и кто-нибудь по­ближе – зачем пророк из далекой Иудеи? Зачем еще одно чрезвычайное чудо? На это св. Иоанн Златоуст отвечает: «Аввакум должен был сделаться вестником величайшего чуда для тех, которые находились в Иудее». Те, кто в Иудее не видели правды Божией. Сначала они стонали от собственных судей: ... закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. 812 Пришли из Вавилона халдеи, наказали судей неправедных, наказали всех подряд, все разорили, еще хуже стало. И еще громче застонала от неправды людской Иудея: Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец (халдей) поглощает того, кто праведнее его. 813 И вот чтобы сделаться вестником величайшей Божьей правды; возвестить жителям Иудеи, как в рове львином, там на дне этой бездны, куда, казалось бы, не проникают лучи никакой правды; где свирепые челюсти перемалыва­ют бессмысленно все, что имеет хоть какой-нибудь смысл; как именно там и вершится чудо правды Божией – для этого орудием чуда берется пророк из Иудеи. Причем тот пророк, который больше других недоумевал и досаждал Богу своими вопросами. От кого, как не от него, Аввакума, иудеям и услы­шать о дивных делах Божиих в преисподней неправды и злобы людской? То была Божественная теодицея. И дальше Златоустый толкователь красочно заключает – ясно, почему львы не терзают тела праведника (Бог его защищает!), а вот что же они, голод­ные, и к похлебке-то не притрагиваются? «Как бы какой-нибудь намордник или узда удерживала их». И это Божья теодицея.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Зададимся вопросом: «Почему земля стала святой, получается, что изменился ее химический состав?» Возможный ответ сектанта: «Там присутствовал Господь». Тогда мы скажем ему: «Разувайтесь, ведь Бог вездесущий» (См.: Пс. 138, 7 ). Почему земля стала святой? Возникнет пауза. Наше объяснение: во всех случаях, когда Бог проявлял Свое присутствие посредством материального мира, материя освящалась, соприкасаясь со своим Создателем. К ней уже требовалось особое почитание. «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Девятнадцатая глава книги Исход: «Никто да не подходит к горе ближе, чем на семь метров, человек ли подойдет, или животное, убейте стрелою из лука. Ибо Господь сойдет на место сие». Вспомним мужа Озу, который, увидев, что Ковчег Завета наклонился, подставил свою руку, чтобы Ковчег не опрокинулся. Но он тут же пал мертвым на землю, т.к. не имел права прикасаться к этой святыне. Библия учит, что не только земля может быть святой, но и целый город. Например, Иерусалим очень часто называется святым городом. Иерусалимский храм был святым местом: «Я по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему» ( Пс. 5, 8 ). Пророк Даниил во время молитвы открывает окна и видит разрушенный иерусалимский храм. Святое место разрушено, осквернено, но оно свято. А пророк Иона во чреве кита чем занимался? Он молился к святому месту: «И молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего». И он пророчески предрекал в этой молитве: «Отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой». Так благодать Божия освящает материальный мир. Следовательно, и люди, посвятившие свою жизнь Богу, становятся святыми. И те вещи, с которыми они соприкасаются, тоже источают благодать. Недавно по нашей стране возили пояс Божией Матери, и многие сектанты были в недоумении: «Как пояс может исцелять людей?» Такое недоумение может быть вызвано элементарным незнанием Библии. В книге Деяний святых апостолов есть такой момент: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян. 19, 11–12 ). Платок на Востоке используется, как и везде, чтобы вытирать с лица пот. Но этот человек – великий святой, первоверховный апостол. Свт. Иоанн Златоуст называет этого богоглаголивого апостола «Арфой Духа Святаго». Из книги Деяний известно, что тень проходивших апостолов исцеляла больных людей. Специально для этого больных клали на дороге, чтобы тень апостолов коснулась их. В ветхозаветной истории мощи мертвого пророка совершают чудо воскресения усопшего (см.: 4Цар. 13, 21 ). Что воскресило мертвого человека? Кости пророка или благодать Духа Святаго, которая почивала на этих костях? Безусловно, благодать Святаго Духа. Но где она почивала? Нам здесь передается момент фиксации: «Ион при падении своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

" Что касается других пророчеств, то они могут попытаться найти оправдания на отсрочку их исполнения на будущее время, но что они скажут на это? Как они вообще могут стоять перед ним? И не только оно явно упоминает Помазанника, который является Христом, но даже говорит, что помазанный не человек только, но Святой святых! Оно говорит, что Иерусалим должен простоять до Его прибытия и что после этого пророк и видение должны прекратиться в Израиле! Давид был помазан и Соломон и Езекия, но тогда Иерусалим все еще стоял и пророки пророчествовали, Гад и Асаф и Нафан и более поздние: Исаия и Осия и Амос и другие. Кроме того, те помазанные, конечно назывались святыми, но ни один из них не назывался Святым святых. И нет смысла Евреям прибегать к объяснению с помощью Плена и говорить, что Иерусалим тогда не существовал, но тогда что относительно пророков? Но факт, что в начале Плена были Даниил и Иеремия был в нем и Иезекииль и Аггей, и Захария также пророчествовали. (40) Так что Евреи занимаются фикцией и смещают настоящее время к будущему. Когда пророк и видение прекратились в Израиле? Разве это стало не с тех пор, когда пришел Христос, Святой святых? Это фактическое знамение и всем известное доказательство пришествия Слова, что Иерусалим больше не стоит, и что пророков нет и видения нет среди них. И естественно, что поскольку Он пришел, какая нужда есть еще ждать кого-то? И когда Истина явилась зачем нужны тени? Только о Нем они пророчествовали постоянно, пока не пришла полнота времени для явления Праведности, Который стал Умилостивлением за грехи всех. По той же самой причине Иерусалим стоял до этого времени, чтобы люди могли бы предвкусить образы прежде, чем открылась Истина. И как только Святой святых пришел, то видение и пророчество были запечатаны. И царство Иерусалима прекратилось в это же самое время, потому что цари были помазаны среди них только до тех пор, пока не был помазан Святой святых. Моисей также пророчествует об этом, а именно, что царство Израиля должно простоять до Него, говоря: " не прекратится правитель у Иуды и князья от чресл его, доколе не придет Ожидание всех народов " И так Спаситель Сам всегда говорил: " Закон и пророки были до Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/57/h...

Пророки часто говорили о будущем в прошедшем времени, как уже об исполнившемся, показуя тем непреложность исполнения и потому, что для Бога нет ни настоящего, ни прошедшего, ни будущего, потому и нижеследующее пророчество о Христе Страдальце излагается у Исаии сперва в прошедшем, а потом в будущем времени, и то говорит он как бы от себя, то от лица Божия. Так между прочим Св. Пророк Исаия говорит о Христе: Он взял на себя наши немощи, понес наши болезни; Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились. Как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатаго, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное. Чрез познание Его Он праведник, раб Мои оправдает многих и грехи на Себе понесет (Ис. 53). Пророк Даниил предсказал, что Мессия будет умерщвлен ( Дан.9:26 ), пророк Захария предрек, что Он будет продан за 30 сребренников ( Зах.11:13 ), и что жители Иерусалима воззрят на Него, Которого пронзили ( Зах.12:10 ). Наконец, последний из ветхозаветных пророков и величайший из рожденных женами Святой Иоанн Креститель, вскоре после крещения Господа Иисуса, перстом указуя на Него ученикам своим и народу, как на обещанного Искупителя всего мира, сказал об Нем словами Исаии: се Агнец Божий, который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29,36 ). Таким образом в Ветхом Завете ясно предсказано было троякое служение Спасителя мира – пророческое, первосвященническое в царское. Много употреблено трудов и усилий со стороны неверующих, чтобы перетолковать ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе и представать так, что они не относятся к Нему; со своей стороны христианские богословы написали целые книги, в которых ясно показали, что пророчества о Мессии действительно относятся к Господу Иисусу Христу и на Нем исполнились.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Скачать epub pdf Глава двадцать вторая «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Откр. 22:1 ). В сердцевине самого города, нового Иерусалима, протекает удивительно чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от Престола Бога и Агнца. Что это за вода жизни? Это благодать Господа Бога, Духа Святого. Святой Дух – третья ипостась Святой Троицы. Дух Святой исходит от Бога Отца, а через Сына изливается на все творение. Как и предсказывали пророки, вода жизни – Дух Святой, Который излился теперь на людей. Дар, данный апостолам в день Пятидесятницы, станет явным после конца мира – этот дар и является сердцевиной, самой главной надеждой христиан. Почему он называется водой жизни? Потому что тот, кто выпьет этой воды, будет жить вечно. Эта вода жизни, вода бессмертия, наполняет человека так, что он уже больше не будет жаждать никогда. Как и сказал Господь: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ). «Рекою, исходящею из Церкви, – объясняет святой Андрей Кесарийский , – называется иносказательно крещение пакибытия, потому что омываемые в нем действием Духа Святого делаются чистейшими снега и кристалла. А протекающая по горнему Иерусалиму полная воды Божия река есть исходящий от Бога Отца Дух Животворящий, напояющий чрез Ангела и высшие силы, именуемые престолами Божиими, и стогны святого города, то есть жителей его». Престолом Бога Отца и Его Сына являются высшие небесные силы, которые так и называются – Престолами. Часто на иконах их изображают в виде огненных колес или в виде колес с множеством глаз на ободьях. Это высшие небесные силы, первыми принимающие на себя излияния Святого Духа, и далее от них Он ниспускается на все творение. И вот здесь апостол Иоанн говорит, что видел «чистую реку воды жизни» ( Откр. 22:1 ). Река Божия наполнилась, как и обещал древний пророк, то есть достигла нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010