Сверху такая яма обыкновенно не закрывается ничем, так что можно свободно смотреть на львов; здесь только есть небольшой барьер или стенка вокруг ямы в 1 ½ локтя высоты 1399 . Нечто подобное было, конечно, и в Вавилоне: такого же приблизительно устройства яма, в которую чрез верхнее отверстие бросали, между прочим, и преступников. Так было и в данном случае: пророка бросили вниз ко львам, но к отверстию привалили большой камень 1400 , который и припечатали печатью царя и печатью присутствовавших здесь вельмож 1401 . Это было сделано, прежде всего, для придания законности делу, для свидетельства о том, что казнь совершена с согласия и утверждения царя; затем и главным образом, этим имелось в виду взаимное обеспечение с той и другой стороны, в виду наступления особенно ночного времени: царь боялся, чтобы вельможи не убили пророка, если львы его не тронут, – и для предохранения от этого к единственному отверстию рва велел привалить большой камень, который и припечатал своею печатью; с другой стороны, и вельможи не хотели допустить, чтобы царь по своему мягкосердечию как-нибудь освободил Даниила изо рва, – и потому приложили и свои печати 1402 . Оставивши пророка на съедение зверям, все разошлись домой. Насколько были довольны теперь враги Даниила, настолько же был огорчен и подавлен печалью сам царь. На него осуждение любимого сановника произвело подавляющее впечатление и привело в сильное уныние и отчаяние. В тот вечер царь отказался совершенно от ужина, хотя сам был предан роскоши и сластолюбию; всю ночь он не мог заснуть от сильной грусти и беспокойства о своем любимце; в спасении его он, конечно, не был уверен, хотя мог питать в душе слабую надежду, что желание его, может быть, исполнится. Как только рассвело, измученный беспокойством и бессонницей царь поспешно отправился со свитою к месту заключения пророка и, колеблясь между надеждой и отчаянием, жалобным голосом окликнул его: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Велика была радость царя, когда он услышал изо рва голос пророка: «царь, во веки живи! Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне 1403 , потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Далее пророк Даниил предсказывает о неизбежном разделении царства Александра на четыре части ( Дан. 8:8 ) и чрезвычайном расширении и умножении одного из них, расположенного «к югу и к востоку и к прекрасной стране» ( Дан. 8:9 ). Так Даниил указывает на победу царя Антиоха Епифана. Не довольствуясь истреблением евреев, Антиох Епифан вознесся на вождя воинства небесного, что проявил в отнятии у Него ежедневной жертвы и поругании места святыни Его. Выражая желание, чтобы все его подданные были одним народом и оставили прежний закон (религиозный), он, как говорится в первой книге Маккавейской (1, 41–53), предъявил подобные требования и к евреям, запретив им приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове и праздновать субботу. Иудеи исполнили его требования. «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники» ( 1 Макк. 1, 54). Это нечестие, согласно пророчеству Даниила, должно было простираться на «две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» ( Дан. 8:14 ) или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу, «даже до вечера и утра дней две тысячи и триста» ( Дан. 8:14 ). «Вечер, – пишет блаженный Феодорит, – у пророка назван началом бедствий, а утром – конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, – говорит святой, – от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев» 202 . Царь Антиох умер в 164 г. В книгах Маккавейских говорится, что со 169[п] по 164 г. (до Р.Х.) 203  Израиль претерпел великие бедствия, причиненные царем Антиохом, продолжались они 2300 дней, или шесть с лишним лет. Если от начала этих бедствий – нападение Антиоха в 169 г. (до Р.Х.) на иудеев – прибавить к этому году шесть лет, то получится дата смерти Антиоха – 164 г. (до Р.Х.). А теперь попробуем понять, что есть общего между историей развития свидетелей Иеговы в Соединенных Штатах и пророчеством восьмой главы книги Даниила. Даниил пишет: «отнята была у Него ежедневная жертва и поругано место святыни Его» ( Дан. 8:11 ). В 1918 г. руководителей свидетелей Иеговы, подозревая в шпионаже, посадили в тюрьму (есть и другие версии). Книга пророка Даниила, по мнению свидетелей Иеговы, ясно пророчествует об этом. Ну не абсурд ли данная аналогия?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание» (5:17–24). Обратившись затем к стене с надписью, Даниил торжественно прочитал написанные на ней слова, которые гласили: «Мене, мене, текел, упарсин» ( Дан.5:25 ). Значение этих слов было следующее: „Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел –ты взвешен на весах и найден очень легким; упарсин – разделено царство твое, и дано мидянам и персам» ( Дан.5:26–28 ). Истолкование это было еще ужаснее самой надписи. Она, видимо, повергла Валтасара в такое отчаяние, что он совершенно опустил руки и все предоставил на волю богов. Во всяком случае, несмотря на то, что толкование было совершенно не в пользу царя, он не подверг толкователя какой-либо немилости, как это было в обычае у восточных деспотов, а, напротив, за прямоту и мудрость, наградил пророка, согласно со своим обещанием. „По повелению Валтасара, Даниила облекли в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве“. (Под первым нужно разуметь Набонида, которого в это время в Вавилоне не было ( Иер.51:31 ), а под вторым – Валтасара). Но судьба царства была решена. В ту же самую ночь исполнилось предсказание таинственной руки ( Дан.5:24–30 ). Кир, не надеясь взять город приступом 55 , употребил хитрость (в чем, как можно думать, оказали ему содействие иудеи): он отвел воду Евфрата в особый канал, а по освободившемуся от воды руслу его беспрепятственно проник в город, жители которого беспечно спали или веселились, и овладел Вавилоном. Валтасар погиб во время ночного смятения, и Вавилонская монархия пала. Примечание. В содержании 5 гл.: а) находят невероятным, чтобы все, здесь описанное, случилось в течение одной ночи; б) находят непонятным, что Даниил, поставленный Навуходоносором во главе мудрецов, при сыне последнего – Валтасаре не является к нему вместе с другими мудрецами, но является по особому повелению, внушенному матерью царя; в) не понимают, как мог Валтасар наградить Даниила, предсказавшего ему смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

И другое замечательное повествование о действии Ангела читаем в Деяниях. После того, как святой диакон Филипп крестил евнуха Эфиопской царицы в источнике воды на дороге, ведущей из Иерусалима в Газу, Ангел Господень восхитил Филиппа, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию ( Деян. 8:39–40 ). Подобное этому событие описывается в Книге пророка Даниила. Даниил, находясь в Вавилоне, был ввергнут в ров, в котором содержались львы. Львов в течение продолжительного времени мучили и раздражали голодом, чтобы они съели Даниила. Даниил пробыл во рву шесть дней, не вкушая ни хлеба, ни воды. В это время пророк Аввакум, живший в Иудее, приготовил пищу для жнецов, работавших на его поле, и пошел на поле, неся приготовленное им. Внезапно явился ему Ангел Господень, и сказал: отнеси обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего... И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место ( Дан. 14:31–39 ). Нельзя не указать здесь и на историю трех еврейских отроков-служителей истинного Бога – Анании, Азарии и Мисаила. Анания, Азария и Мисаил, будучи в плену Вавилонском, не исполнили приказания царя Навуходоносора о поклонении золотому истукану, за что осуждены были на сожжение в печи огненной. Взятые царскою стражею и связанные по рукам и ногам отроки еврейские брошены были в печь, раскаленную до такой степени, что стражники, ввергавшие их в печь, пали мертвыми от сильного пламени. Три юных мученика лежали связанные среди пылающего огня, но Ангел Господень приял их на свои руки, расторг их узы, и они свободно ходили в огненном пламени, славя и благословляя Бога. Ангел Божий, находившийся с ними, отклонил от них огненный пламень, веял на них ветром и окроплял их обильною росою.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Какова же была его радость, когда на этот вопрос послышался ответный голос Даниила, который сказал: „Царь во веки живи! Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления”. Чрезвычайно обрадованный, царь немедленно же приказал вынуть пророка из рва. Даниил был поднят и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего”. Невинность Даниила, столь чудесно доказанная, требовала применения справедливости по отношению к самим злобным клеветникам. Во время спора между царем и сатрапами, между ними, по-видимому, было сделано соглашение, по которому, в случае невредимости Даниила во рве, этой участи должны подвергнуться сами его обвинители. И вот теперь они должны было понести заслуженную участь. „И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими, и сокрушили все кости их” 56 ( Дан.6:19–25 ). Тогда царь Дарий издал повеление, чтобы во всякой области его царства трепетали и благоговели пред Богом Данииловым ( Дан.6:25–27 ). После сего Даниил был в силе в царствование Дария, продолжавшееся два года и в царствование Кира, продолжавшееся семь лет ( Дан.6:28 ). При объяснении 6-й главы нужно иметь в виду следующее: 1) По Дан.6:1 Дарий Мидянин поставил над царством своим 120 князей-сатрапов, между тем как по Геродоту (III, 89 и след.) только Дарий Истасп разделил свое царство на 20 сатрапий. Принимая во внимание 8-е свидетельство книги Есфирь ( Есф.1:1 ) о 127 областях Царства Персидского, между начальниками которых называются „сатрапы, паши и начальники областей”, можно думать, что Циаксар II (Дарий Мидянин) разделил царство на 120 областей, начальники которых назывались сатрапами; из этих начальников с течением времени выделены были немногие, с усвоением им высшего ранга и с оставлением за ними имени „сатрапов”, между тем как „паши, начальники областей” поставлены были к сатрапам в подчиненное отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Когда же дело дошло до самого участия в языческих религиозных обрядах, когда было приказано всем сановникам при звуках оркестра поклониться золотой статуе, – тогда, естественно, друзья пророка не могли изменить своей отечественной религии, не могли поклониться истукану, как богу, и принести жертвы идолам 1151 . Самого Даниила вместе с ними, кажется, не было. По роду своей службы пророк состоял в числе первых сановников государства и должен бы был непременно присутствовать на поле Деире, где был царь и все придворные и высшие чины; если бы даже он выехал из Вавилона по делам службы, то и тогда ко дню торжества был бы вызван в столицу обратно вместе с правителями различных провинций, съехавшихся с отдаленных концов громадной монархии. Скорее можно предположить, что пророк в то время был нездоров или находился в каких-либо таких исключительных обстоятельствах, что не мог явиться к всенародному торжеству. Во всяком случае, о нем не упоминается ни слова. И вот, во время блестящего празднества подходят к царю его приближенные и доносят на ослушников: «царь, во веки живи! ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану; а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем. Есть мужи иудейские, которых ты поставил над делами страны вавилонской, Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, который ты поставил, не поклоняются». Конечно, не ревность и не преданность царю, но скорее всего зависть к этим иудеям, которые из пленников сделались влиятельными чиновниками в Вавилоне 1152 , ненависть к ним и к их религии и желание во что бы то ни стало погубить этих людей 1153 , так как они за свой ум, за свою честность и ревностное исполнение своего долга могли получить первые места в государстве, – побудили доносчиков рассказать о них царю, который без того ничего и не знал бы 1154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Нельзя не видеть в этом «ином» царе будущего сильного врага христианства, который устами своими будет говорить «гордо и богохульно», станет изрекать «хулу на Бога», «хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе», будет «вести войну со святыми и побеждать их», прострет власть свою «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» и властью этою будет пользоваться «сорок два месяца» ( Апок. 13:5–7 ; ср. 2Сол. 2:3–10 ). Владычество антихриста кончится судом над ним: враг Господа и святых Его будет лишен «власти губить и истреблять до конца» ( Дан. 7:26 ), сам будет лишен жизни и «тело его будет предано на сожжение» огню ( Дан. 7:11 ; Апок. 19:20 ; 2Сол. 2:8 ), после чего «Сын Человеческий» примет от Отца «власть, славу и царство», с Ним воцарятся «святые Всевышнего» и это новое славное царство будет царством «вечным», которое «не прейдет и не разрушится»; «все народы, племена и языки» будут «служить» Всевышнему Царю и «повиноваться Ему» ( Дан. 7:14, 18, 27 ; Апок. 19:1, 4–7; 21:1 ). 1275 Предполагают будто пророк действительно был в Сузах и здесь имел свое видение (И. Флавий. Древности иудейские. Пер. Самуйлова. Ч. II. Стр. 169. – Bertholdt. Daniel. II . Hälfte. S. 482. – Kuenen. Histor.-krit. Einleitung in d. Bücher d. A. T. II. T. S. 435 – Cornely, Knabenbauer, de Hummelauer. Cursus scripturae sacrae. P. I. Introd., vol. II, 2. P. 469. – Болотов. «Валтасар и Дарий Мидянин». Христ. Чтение, 1896, сентябрь-октябрь, стр. 317), будто он или временно послан был сюда для исполнения какого-либо поручения (по Бертольду, для собирания податей), или совершенно был удален от двора в правление Набоннида и Валтасара и отправлен правителем сусанской области (Корнели), или, наконец, добровольно выбыл из Вавилона и переселился в Сузы (по взгляду Болотова, ко двору Валтасара, царствовавшего не в Вавилоне, а в Сузах). На самом же деле, пророку в видении только представилось, будто он был в Сузах (как показывает смысл самого текста Дан. 8:2 ), подобно тому, как и пророк Иезекииль только мыслью, а не реально был в Иерусалиме ( Иез. 8:3; 40:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония вашего. Итак, скажи мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими между собою?» И этот старец, вероятно, не ожидал подобного вопроса, но должен был отвечать наугад: «под зеленым дубом» 944 . Тогда пророк сказал ему: «точно, солгал ты на твою голову; ибо ангел Божий с мечем ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтоб истребить вас». Противоречивые показания обоих старцев раскрыли глаза народу: все поняли, что Сусанна была ложно оклеветана беззаконными судьями, и громким голосом выражали свое негодование на виновников дела; конечно, и их нужно было судить за лжесвидетельство и все собрание произнесло им смертный приговор 945 . Такой оборот дела обрадовал всех, а особенно мужа, родителей и всех родственников Сусанны; все прославляли Бога не столько за то, что ложно оклеветанная женщина спаслась от смерти, сколько за то, что она всенародно была оправдана и невинность её была доказана пред всеми 946 . Для пророка же Даниила факт этот имел тоже весьма важное значение, так как он положил начало его известности и возвышению его пророческого авторитета среди пленного иудейского народа. Спустя три года, назначенные для воспитания плененных Навуходоносором отроков, всех воспитывавшихся при дворе Асфеназ представил для испытания самому царю. Царь лично экзаменовал их, стараясь узнать как специальные познания, так и вообще степень умственного развития каждого, предлагал им остроумные вопросы, на которые отроки со своей стороны должны были давать соответствующие ответы, – беседовал с ними и т. д.; вероятно, при этом обращалось внимание и на другие качества, какие были необходимы для будущих придворных, – напр., на внешний лоск, ловкость и уменье держать себя. Оказалось, что пророк Даниил и друзья его превзошли своих сверстников «красотою и ростом тела, мудростью и разумением души, стройностью речей и всяким разумным познанием» 947 . Во всех отношениях они далеко опередили других воспитывавшихся с ними отроков; что же касается в частности их умственного развития и приобретенных ими познаний, то в этом отношении они оказались в десять раз мудрее даже всех тайноведцев и волхвов 948 , Какие только были в царстве вавилонском.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Но вернемся к рассматриваемой притче, далее мы читаем: Мф.22:7 . «Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». Разгневанный царь – это Бог, возмутившийся отказом иудеев принять Христа Мессию как своего Спасителя; посланные войска – это римские легионы; сожженный город – это Иерусалим. О том же, что убийцы Христа будут наказаны, говорил еще пророк Даниил, живший 500 лет до Рождества Христова. В 66-м году от Рождества Христова Иерусалим окружили римские легионы под командованием правителя Сирии Цестия Галла. Несмотря на сопротивление иудеев, римские войска внесли свои идолопоклоннические знамена в город и начали делать подкоп под северную стену Храма. Находясь на этом месте, они сделались «мерзостью», которая могла привести к полному опустошению ( Мф.24:15–16 ). И уже в 70-м году римляне под командованием полководца Тита из дома Флавиев пришли, как «наводнение», и разрушили город и Храм. Ничто не могло их остановить, потому что это было решено – «предопределено» – Богом, и пророчески предсказано в рассматриваемой притче Его Божественным Сыном. Пророк Даниил пророчествовал: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» ( Дан.9:26–27 ). В пророчестве Даниила обращает на себя внимание то, что древний пророк, живший до Рождества Христова, видит причину разрушения иудейского царства «народом вождя, который придет», в том, что «предан будет смерти Христос», то есть причина та же, что и в Евангелии от Матфея, где мы прочитали: « царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их ». Под разгневанным царем святой Ефрем Сирин видит Самого Христа, и естественно возникает вопрос, а почему сказано: « послав войска свои »? С каких это пор языческие войска «свои» Богу?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Пророков, проповедовавших устно, было очень много. Из них особенно известны и замечательны два великих пророка — Илия и Елисей. Пророков, оставивших свои Писания, шестнадцать. По величине и значимости написанных этими пророками книг они разделяются на больших и малых. К числу больших пророков относятся: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, а к числу малых относятся: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Пророки Иезекииль и Даниил пророчествовали во время вавилонского плена, а пророки Аггей, Захария и Малахия — после плена. Все же остальные пророки жили до вавилонского плена. Пророк Илия 3 Цар. 16:29–34; 17–19:21; 4 Цар. 12:1–15 Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Это были мрачные времена в истории израильского народа. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных сторонников истинной религии преследовал и убивал. Однажды к Ахаву в Самарию явился грозный пророк Илия. Он был родом из города Фесвы и с юных лет вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Стоя перед царем в перепоясанной веревкой простой одежде отшельника, Илия гневно упрекал его в вероотступничестве и предсказал, что за отступление от Истинного Бога страну постигнут засуха и голод. «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою ! — воскликнул Илия грозным голосом. — В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1). После этого пророчества Илия удалился из столицы, опасаясь мести царя, и скрылся в горах за Иорданом, у потока Хорафа. Места там были пустынные, однако Илия не испытывал голода. Вороны два раза в день приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока. Но вот наступила предсказанная засуха. Дожди прекратились, и поток высох совершенно. Тогда Илия по повелению Божию переселился в языческий городок Сарепту, около Сидона. Одна бедная, добрая вдова приютила его в своем доме и делилась с ним скудной пищей. Когда пришел к ней Илия, у ней была всего лишь горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Но по слову Илии совершилось чудо: все время пребывания пророка у вдовы не уменьшилось ни количество муки в кадке, ни масла в кувшине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010