Он... принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... Он одним принесением навсегда соделал совершенными освящаемых» ( Евр. 10:10–14 ). Христос стал одновременно и Священником, и Жертвой. Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» ( Пс. 109:4 ). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его, – священник «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» ( Евр. 7:3 ) – был ветхозаветным прообразом Христа. Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь , которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом. В Церкви Христовой все люди являются «царями и священниками» ( Апок. 1:6 ), все вводятся во Святое святых, все становятся «родом избранным»: «И вы сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы... Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет. 2:5–10 ). Учение о царственном священстве всех христиан выражено в Новом Завете с достаточной ясностью. И вместе тем уже в апостольские времена в Церкви существовало иерархическое священство, то есть особые люди, избранные для служения Евхаристии и предстоятельства над народом. В Деяниях говорится об избрании семи диаконов (греч. diakonos означает «слуга») и посвящении их на служение ( Деян. 6:6 ). Проповедуя в различных городах Римской империи, апостолы основывали там христианские общины и рукополагали епископов (греч. episkopos – букв. «посетитель», «блюститель») и пресвитеров (греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ответ. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. Вопрос 56. О чем говорит нам этот член веры? Ответ. Этот член учит четырем догматам. Во-первых, что Иисус Христос вознесся на небеса и сел по правую сторону Отца со славой и честью в том самом теле, в котором истинно пострадал и воскрес из мертвых. Во-вторых, что Он вознесся на небо только как Человек, потому что как Бог, Он всегда был на небе и [вообще] везде. В-третьих, учит, что Он никогда не оставлял человеческую природу, которую однажды принял от Девы Марии, но опять с ней придет судить, как Ангелы возвестили Апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). В-четвертых, этот член учит тому, что вместе со Своей плотью, носимой во время земной жизни, Христос находится только на небе, а не на земле. Но присутствуя таинственным образом в Божественной Евхаристии, Сам Сын Божий, Бог и Человек, присутствует и на земле по пресуществлению (κατ μετουσωσιν). Ибо существо хлеба прелагается в существо Его Святого Тела, и существо вина в существо Его честной Крови. Поэтому нам надлежит прославлять и поклоняться (ν δοξζωμεν κα ν λατρεωμεν) Святой Евхаристии, как Самому нашему Спасителю Иисусу. Вопрос 57. Какой седьмой член веры? Ответ. И вновь грядущего со славой судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца. Вопрос 58. Чему учит нас этот член веры? Ответ. Трем предметам. Во-первых, что Христос опять придет, чтобы судить живых и мертвых, как говорит Он Сам: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» ( Мф. 25:31 ). И это пришествие будет быстрым, «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). О дне же и часе этого пришествия никто не знает, даже Ангелы ( Мф. 24:36 ). Но этому должно предшествовать следующее: будет проповедано Евангелие всем народам ( Мф. 24:14 ), придет антихрист, произойдут великие войны, голоды, моры, и тому подобное. Кратко сказать, будет великая скорбь, по слову Господа: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф. 24:21 ). Об этом суде Апостол ясно говорит: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» ( 2Тим. 4:1 ). Вопрос 59. Во-вторых, чему учит этот член?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Относительно состояния, – в котором находятся тело и кровь Иисуса Христа, составляющая действительную сущность Святого Причастия или Евхаристии, – восточная Церковь верует, что состояние это недоступно для наших телесных чувств, что оно не вещественно, а духовно, то есть, что тело и кровь Господни находятся в одухотворенном состоянии, подобном тому, в каком находилось тело Иисуса Христа по Его воскресении. Восточная Церковь верует: – что хлеб и вино, однажды освященные и сделавшиеся телом и кровью Иисуса Христа, остаются таковыми неизменно, под их видами; – так как с ними соединилось Божество, то поклонение наше Лицу Иисуса Христа в Св. Причастии или Евхаристии, должно быть таково же, как и поклонение Ему на небе; что Святое Причастие или Евхаристия может быть сохраняемо для больных и его можно, по примеру первых христиан, переносить в частные дома; что приобщаемся телу и крови Иисуса Христа не верою только, но что они существенно и действительно сообщаются нам, –даже и не верующим, которые, приобщаясь, принимают себе, по изречению Апостола Павла, суд и осуждение. Восточная Церковь верует, что верные должны приобщаться под обоими видами, хлеба и вина, и что отнятие у верных причащения под видом вина есть нарушение Божественного веления, выраженного Иисусом Христом в словах Его: «пейте от нея вси, сия бо есть кровь Моя». Способ совершения Святой вечери относится до Литургики. Покаяние Покаяние есть священнодействие или таинство, установленное Иисусом Христом для отпущения грехов, учиненных после крещения. Апостолы и в их лице преемники их во священстве получили от Иисуса Христа власть – отпускать или оставлять грехи, – через слова Божественного Учителя: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Ев. от Ин. 20:22–23 ). «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». (Ев. от Мф. 18:18 ). Итак, грехи отпускаются, или оставляются, в силу приговора, произнесенного облеченными во священство. Такой приговор может связать или разрешить, а потому должен быть произносим с полным сознанием, которое не может составиться без знания грехов и расположения погрешившего. Это знание может быть получено только через сообщение от самого погрешившего, то есть через исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Отношение Троицы Божественных Лиц к Церкви и к каждому ее члену с полной ясностью выражено Иисусом Христом в последний период Его земной жизни, когда Он говорил уже без притч. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:16, 23, 26 ). Ранее Иисус говорил своим ученикам о земном образце единства: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ). Таким образом, существенное пребывание Троицы в Церкви по благоволению Отца вследствие крестного подвига Воплотившегося Сына благодатью Святого Духа проявляется через соборность даже минимального количества членов Церкви, собранных во имя Иисуса Христа. Никто в Церкви не одинок, ибо каждый есть член ее, а все вместе – ее единое тело. Ни пространство, ни временные границы не нарушают кафолической соборности Церкви и ее единства с Триипостасным Богом. Славословие Троицы составляет необходимую часть сакраментального служения Церкви. Крещение начинается славословием «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа» и совершается через троекратное погружение в воду с призыванием Лиц Святой Троицы. В Евхаристии доксология Троицы неоднократна: начальное славословие «Благословено Царство...», начало анафоры в чине литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоуста : «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа», «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Аскетический подвиг христианина проникнут верой в непосредственное Богообщение с Живоначальной Троицей, что прекрасно выражено в молитве преподобного Иоанникия Великого: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе». Православная экклезиология раскрывает отношение Троицы к миру в следующей формуле: Отец приводит нас к Сыну (свидетельствует о Сыне) водою (крещением Иисуса Христа от Иоанна и крещением всякого христианина, приходящего в мир); Сын приводит к Духу кровию (отданной за нас сначала предвечно, затем, в исполнение времени, на Кресте, и каждодневно в Новом Завете проливает в Евхаристии); Дух возвращает к Отцу (в Благовещении, Пятидесятнице, в последующем Домостроительстве Церкви). Духом – с самой Пятидесятницы – движется вся жизнь Церкви: вероучительная (изволися Святому Духу и нам – Деян.15:28 ), таинственная (устрояетесь в жизни Божиим Духом – Еф.2:22 ) и нравственная (Духом водимся и живем, и пожинаем плод духа – Гал.5:18, 22, 25 ). Так, три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном ( 1Ин.5:7–8 ). Это двоякое свидетельство есть откровение о Богочеловеке Иисусе Христе и Его деле. 5. Тринитарная экклезиология и Крест Христов

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Очевидно, что первая чаша и слова, относимые к ней, не являются установлением Евхаристии. Все евангелисты, описывая Тайную вечерю, непременно упоминают, что сначала Христос подал им хлеб, а потом чашу, что ясно прослеживается и в повествовании святого Луки. Следовательно, в словах Христа, сказанных при первой чаше: «Я уже не буду пить от плода виноградного» ( Лк. 22, 18 ), – речь была о первой чаше, то есть о простом вине, а вовсе не о том, которое Он благословил и назвал «Кровию Своею» 264 . Таковыми словами Спаситель предупредил учеников о Своем скором отшествии из этого мира. Сектанты вообще очень скептически относятся к обрядовым полномочиям грешного иерея. В их понимании все православные – грешники, не имеющие истинной веры, чтобы претворить хлеб и вино в Пречистое Тело и Кровь. Для них не существенно, что священник совершает это действо по вере Церкви, а сказано, что «все возможно верующему». Самое же пресуществление совершается Духом Святым, о чем священник молится на Литургии: «Низпосли Духа Твоего Святого на ны и на предлежащие дары сия». Вправе ли мы усомниться в том, если знаем доподлинно, что в Писании сказано: «Все, что ни попросите от Меня с молитвой, получите». Святой Иоанн Златоуст рассуждал об этом так: «Действия этого Таинства совершаются не человеческою силою. Тот, кто совершил их тогда на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос». Подтверждение сущности Евхаристии мы находим и в словах Спасителя, сказанных после чудесного насыщения пятью хлебами: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин. 6, 26 – 27 ). «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6, 51 ). Говоря эти слова, Господь предвещал, что в будущем верующие должны будут приобщаться великой святыни – то есть Плоти и Крови.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Потом Господь взял чашу с вином, растворил его водой, благословил так же, как и хлеб, особенным, новым благословением, благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя, — не образ, не нечто такое, что напоминает кровь, но истинная и действительная — кровь Моя Нового Завета, за многих, за всех, кто захочет наследовать спасение, изливаемая, во оставление грехов. И в это время по слову Господа хлеб стал истинным Его телом, а вино — истинной Его кровью. Ученики, нисколько не смутившись, приняли из рук Господа под видом хлеба и вина истинное тело и истинную кровь Его. Причастив Своих учеников и апостолов, Господь повелел им совершать это святое таинство в Его воспоминание для прощения грехов и в жизнь вечную. Так было установлено это великое и страшное таинство, так была совершена первая божественная литургия, которую впоследствии совершали святые апостолы и передали это право епископам и священникам. И с тех пор на каждой божественной литургии совершается то, что было совершено в Сионской горнице. На каждой литургии Сам Христос Спаситель является и Первосвященником и Жертвой, как сказано в литургии святителя Иоанна Златоуста: «Ты еси Принесли и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый», и по Его всемогущему слову, действием Святого Духа, простой обычный хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христову и предаются верующим. Священнослужители являются только орудием благодати Божией, а совершает таинство Сам Христос. Это великое таинство по непреложному обетованию Божию будет совершаться на земле до скончания века. Дорогие братия и сестры, значение святого причащения велико и непостижимо. Без него нет христианства, нет Церкви, нет и вечной жизни. Оно является источником исцеления, обновления и бессмертия. Протоиерей Иоанн Сергиев, почти ежедневно причащавшийся и опытно переживший воздействия святой евхаристии, восклицает: «Нет ничего выше и более евхаристии — ни на небе, ни на земле. Вся земля со всеми ее сокровищами, красотами, сладостями — ничто пред таким таинством, как пречистое тело и кровь Христовы». «Идущий Мою плоть, — сказал Спаситель, — и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Поэтому Святая Евхаристия действительно величайшее, самое древнее и самое сущностное предание Церкви, сама суть Священного Предания. Это подчёркивает и сам апостол Павел, обращаясь к неспокойным и вздорным коринфянам 563 : Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал ( παρλαβον – παρδωκα), что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив ( εχαρστσας), преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет ( 1Кор. 11:23–26 ). Это значит, что пока существует Церковь , будет существовать и это божественное предание – до конца веков и мира: доколе Господь не придет 564 . Но Божественная Евхаристия (Литургия) вечно продлится и в Царстве Небесном как «Великая Вечеря Господня», как «брачная вечеря» Агнца с Невестой Его – Церковью ( Откр. 19 и 17; 21:9). Так, Святая Евхаристия – Эсхатологическая тайна Церкви, и в ней Церковь уже живёт Эсхатоном, и в ней историю этого мира превосходит, и нас в истории эсхатологизирует. 3 . Об этом самым ясным образом говорит апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам ( 1Кор. 10:16–17 ): Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение ( κοινωνα) Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение ( κοινωνα) Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Здесь апостол Павел выражает и кратко описывает тайну соединения нашего со Христом, то есть Церкви со Христом в божественной Евхаристии, которую приносит (литургисает) Церковь . Также он описывает здесь и тайну соединения удов (членов) Христовых между собой в «Одно» Тело через «Один» Евхаристический Хлеб, то есть тайну единства Церкви через все Её члены со Христом в Божественной Евхаристии 571 . Такой смысл и такое объяснение процитированному фрагменту из апостольского Послания даёт святой златоустый литургист и экзегет.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Присущия же своего люди не оставляют, ибо не могут. Если же бы могли, то, поистине, оставили бы и его. Ибо истинная любовь любит настолько, насколько может. Но не так должно мудрствовать о неизреченном человеколюбии Христовом, Который и возлюбил нас сильнейшей Своей любовью, и может, будучи всемогущим, оставить нам Свое истинное присущие. Послушаем, что говорит Евангелист Иоанн: Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего ко Отцу. Явил делом, что, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их ( Ин. 13, 1 ). Он явил Свое отшествие и сильнейшую любовь отходящего. Если же усомнишься, что Он оставил нам истинное присущие, читай дальше в Евангелии: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит ( Ин. 13, 3 ). Из этих слов разве не ясно видно всемогущество Христа Бога нашего и полномочная власть Его от Отца, благодаря которой Он показал такую любовь, какую мог и хотел явить своим возлюбленным. Но поскольку Он мог, будучи всемогущим, и ко Отцу прийти, и здесь нам присущие Свое истинное, хотя и невидимое, под Евхаристическими видами сокровенное, оставить, к тому же и желая этого, ибо до конца возлюбил нас, и обещая – хлеб же, – говорит, – который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6, 51 ) и в Словах Своих будучи истинным и неложным. Который и может, и хочет, и обещает, и верен во всех Словах Своих, то кто не поверит, что он сотворит все, что захочет; кто не поверит в истинное Его сокровенное присущие в Евхаристии? Разве тот, кто не верит во всемогущего Бога и не знает любви Его, истощившего нам Себя. В дополнение к сказанному: любовь к нам Христа безмерно превосходит всякую любовь, которая только бывает в созданиях Божиих. Если бы Он не питал нас Своей истинной Кровью и истинной Плотью, то Его любовь к нам была бы ниже любви земных матерей, которые своей кровью (то есть молоком, которое есть кровь) питают своих чад. Поэтому святой Златоуст говорит: Кто сможет поведать о могуществе Господа, возгласить хвалу Ему? ( Пс. 105, 2 )? Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас Собственной Кровью, и через все соединяет нас с Собою». И ниже: «С каждым верующим Он соединяется посредством Таинств, и Сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому». И ниже: «Действия этого Таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их». Смотри Беседу 82 на Евангелие от Матфея, а также выше в главе 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Причастие γισας («освятив») является ретроспективной проекцией литургического действия на рассказ о Тайной вечере: подобно тому как хлеб и вино на Евхаристии освящаются Самим Христом и становятся Его Телом и Кровью, точно так же Им были освящены хлеб и вино на Тайной вечере. Уместно по этому поводу вспомнить слова Иоанна Златоуста о Евхаристии: «Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары сам Христос» 1291 . Наконец, причастие κερσας («растворив») образовано от глагола κεραννυμι, обозначающего «смешивать» (как правило, воду с вином) или «вливать» (вино, смешанное с водой, в сосуд) 1292 . Очевидно, автор анафоры представлял себе действие, совершённое Христом над чашей, по аналогии с действием священника на Литургии, когда он смешивает вино с водой и вливает в чашу. Слова «Сие творите в Мое воспоминание» заимствованы из Евангелия от Луки ( Лк.22:19 ) и Первого послания к Коринфянам ( 1Кор.11:24, 25 ). Что же касается слов «Елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете», то они основаны на 1Кор.11:26 («Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет»), однако к хлебу в них добавлена чаша, к смерти воскресение, и сама фраза из обращенного к Коринфянам увещания Павла переделана в обращенную к ученикам прямую речь Иисуса Христа. В христианской традиции воспоминание о смерти Христа неразрывно связано с воспоминанием о Его воскресении. Эту связь можно проследить по богослужебным текстам Страстной седмицы, а также по текстам всех сохранившихся древних анафор. Святитель Кирилл Александрийский пишет: Проповедуя смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Его воскресение из мертвых и вознесение на небеса, мы совершаем в церквях бескровную службу, приступаем таким образом к таинственным благодарениям и освящаемся, становясь причастниками святой Плоти и пречестной Крови Спасителя всех нас Христа 1293 . Связь между страданиями, смертью и воскресением Христа прослеживается и в следующем сегменте анафоры:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Со страхом Божиим и верою отступите! Правда, звучит зловеще? Ведь за каждой Литургией мы привыкли слышать: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Этот призыв, как маяк кораблю в море, дает каждому христианину верное направление духовной жизни. Христос заповедал нам приступать к Животворящему Хлебу и Спасительной Чаше Его Тела и Крови. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». ( Лк.22:19,20 ) «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ), – поясняет святой Павел. Христос – наш Путь, Истина и Жизнь, Он – Глава и основание Церкви. Его вочеловечение, искупительная жертва и воскресение – главный факт, на котором зиждется наша вера. Во Христе мы обретаем надежду на то, что мы – не бессмысленная случайность в этом мире, и наша жизнь – не угасание в мучительную пустоту, а движение к полноте жизни, радости и абсолютному благу. Мы верим, что Христос освободил нас, безнадежных, из-под вечной власти смерти и ада, мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, когда Бог отрет всякую слезу с лица человека. Эту веру возвещают слова: «Со страхом Божиим и верою приступите!». С этой верой мы благодарно приступаем к Чаше. Только ради того, чтобы этот призыв на Евхаристии звучал и был услышан, уже два тысячелетия бурлит многогранная церковная жизнь в этом мире с ее Вселенскими и поместными Соборами, борьбой за чистоту веры, богатым богословским и культурным наследием, храмами и епархиями, служением и служителями, молитвами и молящимися. Изначально для христиан было немыслимо присутствовать и молиться на Литургии и не причащаться, как это у нас бывает сегодня. Участие в Евхаристии христиан делает Церковью, через Евхаристию мы воцерковляемся и созидается Церковь . Единство духа и веры, являемое у Чаши, соединяло всех сильнее родственных и кровных уз.

http://azbyka.ru/so-strahom-bozhiim-i-ve...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010