Евхаристическое монофизитство догматически возбранено, так же как и всякое другое. Это значит, что в двуедином естестве Христовом евхаристически соединяются как Божество Его, то есть духовные Тело и Кровь (в вышеуказанном смысле), и одуховленное, или прославленное, в небеса вознесенное, обоженное Его Человечество. Полнота жертвы Христовой одинаково требует и небесного, и земного, и духовного, и телесного, Божественного и человеческого естества в их таинственном соединении. Посему и человеческое причащение Тела и Крови Христовых есть духовное чрез принятие жизни Божественной, но оно же есть и вкушение, как соединение с телесным Богочеловеческим естеством. Одно неотделимо от другого, как соединенные нераздельно и неслиянно в Богочеловеке. Посему и Жрец приносящий приносит духовную жертву самоотвергающейся любви Божественной вместе с жертвой телесной, по образу жертв ветхозаветных (хотя и в своем собственном образе последние и упразднились жертвоприношением новозаветным). Мы должны сделать еще и дальнейшее заключение, сказав, что Богочеловеческая жертва в вечности, в Святой Троице, в Божестве, приносится Богом, в мире же, в человечестве, – Человеком, однако в Его Богочеловеческом единении, то есть совершенном обожении человеческого естества. Богочеловек приносит Богочеловечество Свое для человеков, вместе с ними и за них, ибо заповедал им: «сие творите в Мое воспоминание». При этом мы различаем в воспоминательном действе приношение и приносимое, жертву и жертвоприношение, данность и действие 25 Конечно, мы, человеки, не могли бы приносить жертву бескровную, ее евхаристически, воспоминательно как бы повторяя, если бы эта жертва не была нам однажды уже дана, за нас и о нас навеки принесена Христом в жертвоприносящем Боговоплощении. Самый факт этой жертвы, как и сила его, совершенно не поддаются человеческому усилию, и мы не способны своими силами пойти дальше языческих или даже ветхозаветных жертв, «не могущих сделать в совести совершенным приносящего» ( Евр. 9: 9 ): «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих (с ними) (10: 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И еще шея, как столп из слоновой кости , означает, что Сын Человеческий есть незыблемая опора и основа этого мира. Это отражено на многих иконографических изображениях Спасителя (как, кстати, и Божией Матери), когда шея изображена крепкая, могучая, воистину, как столп. 9 . Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда. Два сосца твоих – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями . Слова эти произносит божественный Логос, а пальма , на которую Он желает взойти, суть плоть Его. Слово желало воплотиться, взойти на пальму , и воплотилось. И груди твои были бы вместо кистей винограда , ибо Сын Человеческий – истинная виноградная Лоза ( Ин. 15:1 ). А то, что сосцы – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями – это образ Доброго пастыря, несущего на персях Своих чад словесного стада Своего. Так об этом говорит святой пророк Исаия: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» ( Ис. 40:11 ). Вспомним «юнца» стада апостольского Иоанна Богослова, возлежавшего («пасущегося») на персях Доброго пастыря на тайной вечери, питавшегося молоком Слова, злаком плоти и вином крови Христовой. 10 . Живот твой – круглая чаша, (в которой) не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями . Воплощенное Слово предлагает круглую чашу евхаристии, в которой из века в век не истощается ароматное Духом Божиим вино крови Его. «Пийте от нея вси» – взывает Сын Человеческий. А в снедь предлагается божественный злак – ворох пшеницы , хлеб евхаристии, пречистая плоть Его. Живот и чрево указывают на питание, на пищу и питие жизни вечной. Обставленный лилиями – непорочность и чистота, нетленная красота плоти Христовой, Сына Человеческого. 11 . Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника . И это таинственно указывает на воплотившегося Христа, на плоть – Невесту Слова. Иаков-праотец всю ночь боролся с Богом. И коснулся Невидимый и Неведомый состава бедра его. И получил Иаков благословение, и новое имя, и мир с Исавом – братом своим, навстречу дню пошел, хромая ( Быт. 32:24–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Ибо Плоть моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем... и ядущий Меня жив будет Мною» ( Ин.6:55–57 ). И эту истину («аминь, аминь, глаголю вам») Господь самым делом явил на Тайной Вечере, когда дал ученикам вкусить хлеба и вина как Тела и Крови Своих. Эта идея Божественной пищи – Тела и Крови Христовых, подаваемых для вкушения, и раскрывается по преимуществу в святоотеческой письменности. В качестве пояснительных соображений, приводимых относительно того, что земной хлеб через призывание на него Духа Святого уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей – земного и Небесного κ δο πραγμτων συνεστηκυα (святой Ириней, епископ Лионский, «Против ересей», книга IV. С.34), мы находим у некоторых святых отцов мысли, могущие дать точки опоры для построения евхаристического богословия, именно у святого Григория Нисского и у святого Иоанна Дамаскина . Первый (в «Большом огласительном слове», глава 37) рассуждает так: «...поистине верую, что хлеб, освящаемый Словом Божиим, претворяется в Тело Бога Слова, ибо и оное тело было хлебом, но освятилось обитанием Слова. Итак, по той же причине, по какой в том Теле претворенный хлеб изменился в божественную силу (то есть обыкновенный хлеб и вино, вкушавшиеся Господом для утоления голода и жажды, претворялись в Его Тело и Кровь), и ныне происходит то же самое. Ибо как благодать Слова делала святым Тело, которого состав был из хлеба и которое некоторым образом само было хлеб, здесь также хлеб, по слову апостола, освящается словом Божиим и молитвою ( 1Тим.4:5 ), не через вкушение и питие соделываясь Телом Слова, но немедленно претворяясь в Тело Слова, как сказано самим Словом: сие есть Тело Мое». У святого Иоанна Дамаскина (в «Точном изложении православной веры», книга IV, глава 13) читаем: «...не вознесшееся Тело сходит с Небес, но самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию... как хлеб через явление, а вино и вода через питие естественным образом прелагаются в тело и кровь ядущего и пиющего и делаются не другим телом, отличным от его прежнего тела, так и хлеб, вино и вода через призывание и наитие Святого Духа сверхъестественно претворяются в Тело и Кровь Христовы и составляют не два тела, но одно и то же».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Из приведенных мест, братия, мы хорошо видим, что, с одной стороны, для нашего ограниченного разума непостижимо сверхъестественное действие преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а с другой — легко приемлема эта тайна для веры, утверждающейся на несомненных понятиях о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Теперь изложим кратко те истины, касающиеся Евхаристии, которые на основании учения Всем Таинстве хранятся Православной Церковью. Примите их со вниманием и удержите с благоговением в памяти, чтобы при размышлении о сем страшном Таинстве не мыслить противно тому, как верует Святая Церковь, и не слушать того, кто станет говорить не так, как она учит. Итак, во-первых, заметьте, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, когда над приготовленными Дарами — то есть над хлебом и вином — возглашаются слова Иисуса Христа, произнесенные Им при установлении Таинства: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... Пейте от нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета ( Мф. 26: 26, 28). Тогда призывается Дух Святой, и благословляются Святые Дары 41 . С сего времени освященные Дары имеют только вид хлеба и вина, а в существе суть Тело и Кровь Христовы и таковыми остаются на все по-следующее время, доколе сохраняются в своих видах, как учит Св. Церковь: «Веруем, что жертва сия как до употребления сразу после освящения, так и после употребления, хранимая в священных сосудах для напутствия умирающих, есть истинное Тело Господа, ничем не отличающееся от Его Тела. Так что по освящении жертва всегда остается истинным Телом Господним 42 » . Во-вторых, помните, что Божественные Тело и Кровь, предлагаемые в Евхаристии, всегда являются Самим Иисусом Христом в Божестве Своем. Апостол Павел учит, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9). Следовательно, где Тело Христово, там всегда присутствует и Христос. Ибо Он уже более не умирает, и потому не оставляет Своего Тела. Спаситель и Сам учил: Я идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

" Иисус же, подозвав их сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;...- сказал нам Сам Бог./Мф.20:25-27/. Все споры , что я читаю, это споры  " князей " и вельмож о том , кому  где властвовать, а не служить людям. Ибо не станет лучше от разделений и трёх " патриархов " ...Иисус говорит, что  " Видевший Меня  видел Отца "/Ин.14:9./Кого мы изображаем на иконах, если это не портрет Иисуса Христа.? В Богословии работы для ума непочатый край, а мы спорим об иерархии. И лучшие умы ходят далеко от того , что сказал и чего хотел Бог. Сергей, Днепропетровск 08 августа 2010г. 15:46 В Днепропетровске на ул. Петрозаводской есть " Церковь Киевского патриархата " , в которой " священник " за деньги " снимает порчу, сглаз, лечит алкоголизм шептанием " и т.п. О каком единстве веры может идти речь, если такое возможно. Причем, не так давно сам Филарет инспектировал этот приход.    иеремия 09 августа 2010г. 00:39 И еще такой момент. Само название обращения: " К православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью " абсурдно. Авторы обращения сами признают, что адресаты послания - практикующие православные христиане, которые компактно проживают в указанном регионе. Что Вам еще надо? Слова " вне единства " уже сами по себе - зерно, не хочется говорить какое. Бабкинъ Михаилъ Анатольевичъ 09 августа 2010г. 21:23 В.Р. Легойда говорит: " На основании исторических фактов давно доказано, что с 1448 по 1589 г. Русская Церковь сохраняла полноту евхаристического общения с Константинопольской Церковью и Восточными Церквами. " И в связи с этим вопрос: Какие КОНКРЕТНЫЕ исторические факты свидетельствуют о том, что с 1448 по 1589 г. Русская Церковь сохраняла полноту именно ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО общения с Константинопольской Церковью и Восточными Церквами? В каком труде с этой конкретикой можно ПОДРОБНО ознакомиться?

http://bogoslov.ru/article/969507

Мих.6:7 . «Но можно ли угодить Господу тысячами овнов, или неизчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление моё и плод чрева моего за грех души моей?» Объясн. Это пророчество свидетельствует всё о том же, что вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда они приносятся без усердия, когда приносящие не исполняют заповедей Божиих, ибо тот же пророк говорит, что когда сам человек будет «действовать справедливо, возлюбит дела милосердия»: ст.8 – тогда и вещественные дары и жертвы Богу будут угодны, что видно из первой кн. ветх. завета: Быт.4:4–5 , так и из нов. завета: Лк.21:3 . Разница здесь в том только, что тогда были жертвы кровавые, а ныне бескровные. Жертвоприношение новозаветное Ин.12:7–8 . «Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня – не всегда». Объясн. Здесь обличение тех, кто отрицает необходимость служения Лицу Христову. В этом примере Господь благословляет многоценные пожертвования во славу имени Его: Мф.26:10 . Если мы теперь не видим Христа во плоти, то видим меньших братьев Его: Мф.26:40 ; вдовица, положившая в дань Богу последние две лепты, была Господом поставлена в пример: Лк.2:2–4 . Евр.9:11–12:25–26 . «Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришёл с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворенной, то есть, не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей Кровью, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление... И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужой кровью, иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей». Объясн. Здесь говорится об отмене только ветхозаветных жертвоприношений, которые служили прообразом жертвы Голгофской. В Н. Завете Сам Господь Иисус Христос принёс Себя в жертву Богу: Евр.13:10 ; 2Кор.5:21 . Посему теперь приносится под видом хлеба и вина, в таинстве святого Причащения, великая жертва тела и крови Христовой: 1Кор.10:16–18 . Приносить эту жертву заповедал Сам Господь: Лк.22:19 , и она должна приноситься до скончания века: 1Кор.11:26 ; ибо в последнем месте говорится о таинстве святой Евхаристии, напоминающем смерть Господню «доколе Он прийдёт», т.е. до второго славного пришествия. Эта жертва, по слову апостола, очищает совесть нашу от мёртвых дел: Евр.9:14 . Как в Ветхом Завете без пролития крови не было прощения: ст.22; Исх.29:21 ; Лев.16:12–19 , так и в Новом Завете всё должно очищаться кровью лучшей жертвы, т.е. Евхаристии: ст.23, а потому совершенно неосновательно смешивать ветхозаветные жертвы с новозаветной жертвой, без которой никому нельзя иметь жизни вечной: Ин.6:53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мы должны верить всем сердцем в то, что, причащаясь Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, мы действительно едим Плоть Христову и пьем Кровь Его. И да не усомнится никто из нас, видя, что хлеб остается хлебом и вино остается вином и что имеют они вкус хлеба и вина. Да не усомнится никто в том, что это не простое вино и не простой хлеб, а подлинные Тело и Кровь Христовы. Господь не заставляет нас, питающих отвращение к сырому мясу, не могущих пить кровь, есть Плоть Свою и пить Кровь Свою в виде подлинного мяса и подлинной крови. Господь в Таинстве Евхаристии совершает пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, и все вы должны верить в то, что истинно происходит это пресуществление. Никто не должен думать, уподобляясь протестантам, что Литургия – только образ того, что совершил Господь наш на Тайной Вечере, только формальное подобие ее. Было много сомневающихся в том, что хлеб и вино действительно пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Много раз Господь чудесно вразумлял их. До нас дошло следующее истинное предание. Некая женщина в Риме пекла просфоры и приносила их свт. Григорию Двоеслову , папе Римскому. Однажды, когда свт. Григорий, причащая ее, вслух произносил молитву, она усмехнулась. Он спросил ее: «Что же ты смеешься?» «Как же мне не смеяться, – отвечала она, – когда я сама своими руками пекла этот хлеб, а ты говоришь, что это подлинное Тело Христово». Святой Григорий возвел очи свои на небо и помолился Богу о том, чтобы Он убедил эту женщину, что она будет причащаться подлинного Тела и подлинной Крови Христовых. И по молитве его женщина увидела вместо хлеба и вина подлинные Плоть и Кровь человеческие и затрепетала от страха. А свт. Григорий опять помолился, и по молитве его Плоть и Кровь опять приобрели вид хлеба и вина. О том, что в Таинстве Евхаристии на Литургии совершается подлинное величайшее чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, свидетельствовал Господь и другим способом. Ибо мы знаем из жития прп. Сергия Радонежского о том, что когда он совершал Литургию и призывал Духа Святого, когда произносил совершительные слова этого великого Таинства: «Преложив Духом Твоим Святым», – тогда один из святых учеников его увидел, что преподобный весь окружен пламенем и затем это пламя, отойдя от него, свилось в клубок и вошло в чашу со Святыми Дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Но отложим аллегорические выражения и скажем об истине явно. Начиная от Христа и от времен Апостольских, все верные на Востоке и Западе твердо и без сомнений верили, что в Евхаристии, то есть в предложенных в Жертву Богу Дарах, после должного освящения, под видом хлеба есть истинное Тело Христово, и под видом вина есть истинная Кровь Христова. Этому Догмату Православной веры тысячу лет от Рождества Христова никто не дерзал прекословить. После того, как прошла тысяча лет, из бездны адской вышел диавол и вселился в некоего Беренгария, первого ересиарха на Западе, не покорившегося этому Догмату. Он учил, что предложенные Дары, хлеб и вино и после освящения не становятся истинными Телом и Кровью Христа, а остаются только образами Тела и Крови Христа. Здесь уместно вспомнить известное видение из Апокалипсиса, о котором святой тайнозритель Иоанн пишет так: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет, после же сего ему должно быть освобожденным на малое время ( Откр. 20, 1 ). У нас может возникнуть сомнение, не тот ли это сатана, связанный на тысячу лет и потом освобожденный, что вошел в этого ересеначальника Беренгариа, поскольку он начал засеивать свои бесовские плевелы как раз когда прошла тысяча лет, точнее, в 1004 году (смотри Барония, на 1004 год). Но этот ересиарх Беренгарий, который жил и прельщал на Западе, так и был проклят на западных Соборах и испустил свою душу. Минуло немало времени, и пришел некий Виклеф, в 1359 году, дышащий той же бесовской пагубностью, но и он погиб с шумом. Также в 1527 году, при Лютере, явился некий Звинглий, возобновив душепагубную ересь Беренгария и Виклефа, а после него пришли Кальвин, Буцер, Беза и прочие служители семиглавого змея, которые так укоренили эту проклятую ересь, что и доныне этот неизлечимый змеиный яд в различных царствах и провинциях поражает многих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Но разве мы отрекаемся от Христа, истинного Бога и истинного Человека, из-за того, что Он подвергался такому бесчестию? Да не посмеем так злословить, так юродствовать и бесноваться. Его поношение есть наша похвала. Его бесчестие есть наше прославление. Его смерть есть наша жизнь. В древности были еретики валентиниане, маркиониты, манихеи, а после них евтихиане, которые, соблазнившись этими перечисленными выше (по вашему мнению) бесчестиями, приписывали Христу Богу нашему призрачное, а не истинное Человеческое Тело. Вы, братия, их противники, ибо они приписывали Христу призрачное тело, а вы образное, и в объяснении Святейшей Евхаристии вы проявляете разные формы безумия. Но, спрашиваю вас, если что-либо происходит по воле Божией, может ли оно быть неистовством и безумием? Святой Златоуст, отвечая на этот вопрос, в «Маргарите», в Слове 2 к Иудеям, лист 6, на обороте, говорит так: «Если что-то происходит по воле Божией, то если и кажется злом, то на самом деле добрее всего. А если что-то происходит вопреки Его воле и не угодно Ему, хотя бы и казалось хорошим, на самом деле наибольшее и законопреступнейшее зло. Если и убьет кто по воле Божией, это убийство лучше всякого человеколюбия. Если кто пощадит и окажет человеколюбие, неугодное Ему, то эта пощада будет неправеднее всякого убийства. Ибо не естество вещей, а Божий суд творит добро и зло. И усвой, что это истина. Послушай сказанное о том, как Ахав некоего Сирского Царя, принял его. как угодного Богу, и посадил на почетное место, и отпустил его, оказав большую честь ( 3Цар. 20 ). Также некий Пророк сказал другому, по слову Господа: «Бей меня». Но этот человек не согласился бить его. И сказал ему: «За то, что ты не слушаешь гласа Господня, убьет тебя лев, когда пойдешь от меня». Он пошел от него, и лев, встретив его, убил его. И нашел он другого человека, и сказал: " Бей меня». Этот человек бил его до того, что изранил побоями ( 3Цар. 20, 35–37 ). Смотри, что привело к лучшему результату: бивший Пророка спасся, а пощадивший был убит. Пойми, что если когда Бог что-либо повелевает, не стремись исследовать то, что происходит, а повинуйся».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

О внутреннем действии таинства Миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: «вы имеете помазание от Святого и знаете всё… помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2, 20, 27). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22). Совершительной формулой таинства Миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Святое миро есть благовонное вещество, которое готовится по особому чину и освящается высшими священноначальниками, обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Соборов епископов, как преемников Апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа» [ 434 ]. Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение. Так, помазание а) чела означает «освящение ума или мыслей»; б) персей — «освящение сердца и желаний»; в) очей, ушей и уст — «освящение чувств»; г) рук и ног — «освящение дел и всего поведения христианина» [ 435 ]. В действительности Крещение и Миропомазание представляют собой двуединое таинство. В святом Крещении человек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в святом миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как дар, для достойного прохождения богочеловеческой жизни во Христе. В миропомазании человек как личность помазуется Святым Духом по образу и подобию Божественного Помазанника — Иисуса Христа [ 436 ]. 2.3. Таинство Евхаристии 2.3.1. Понятие о таинстве Евхаристии Евхаристия есть таинство, в котором а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа; б) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную [ 437 ]. Чинопоследование таинства Евхаристии — Божественная Литургия, являющаяся единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза — призывание Духа Святого на Церковь, то есть на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010