И обстоятельства установления Евхаристии указывают в ней жертвоприношение. Ибо Иисус Христос установил сие Таинство непосредственно по совершении ветхозаветного жертвоприношения, по заклании и снедении агнца пасхального. Ибо заклание агнца пасхального было истинным жертвоприношением Богу, получившим силу чрез преобразовательное свое отношение к Агнцу, предвечно закланному за грехи мира. Так истинно и бескровное жертвоприношение, совершающееся в Евхаристии, которое умилостивляет Бога силою своего существенного отношения к той же великой жертве, принесенной Иисусом Христом в Самом Себе Отцу Своему ради спасения мира. И еще: Иисус Христос установил Евхаристию в утверждение Нового Завета. Ибо, подавая чашу с вином, Он свидетельствовал: Сия есть Кровь Моя, Нового Завета. Сему так и надлежало быть, по учению апостола Павла, ибо и Ветхий Завет утверждался жертвенною кровью. Святой апостол Павел пишет: Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя... Почему и первый завет был утвержден не без крови (Евр. 9: 16, 18). И Моисей говорил о жертвенной крови телячьей: Се кровь Завета, который завещал вам Господь (Исх. 24, 8). Так и Спаситель почти теми же словами сказал о Своей Крови, из вина претворенной: Сия есть кровь Моя, Нового Завета. Как Моисей утверждал Завет между Богом и избранным народом несомненно жертвенною кровью, так и слова Иисуса Христа свидетельствуют о истинном жертвоприношении в Таинстве Евхаристии. Только надобно при этом помнить наставление апостола Павла: Образы небесного должны были очищаться сими жертвами, самое же небесное — лучшими сих жертвами (Евр. 9, 23). Там приносились в жертву овны, тельцы и проч., а здесь приносится в жертву самое Тело и Кровь Господа Спасителя, Творца неба и земли. Апостол Павел, отклоняя коринфских христиан от общения с язычниками, писал к ним: Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвоприношения?... язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской (1 Кор. 10: 18, 20, 21). Апостол трапезу или алтарь христианский противополагает трапезе или алтарю языческого идолослужения. Отселе видно, что в совершении Евхаристии указывает он истинное жертвоприношение, участвующие в котором должны удаляться общения в жертвоприношениях языческих как нечистых и богопротивных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

Мы же веруем и исповедуем, что в Евхаристии присущие Христово невидимо, что одно и то же Тело Христово, видимое на Небесах и невидимое на земле в Евхаристии. И если кажется, что в этом есть противоречие, то оно снимается различием мест пребывания. Претыкание и кальвиноиудейское КАК второе: Как может Он нам дать ясти Свою Плоть в Евхаристии? При всей Своей силе и всем Своем всемогуществе Он не может сделать так, чтобы одно и то же Тело Его было одновременно и на Небесах, и на земле. Так лжесловит бесослов, а не богослов, Феодор Беза, со своими единомышленниками в Момпелгартской Беседе, на листе 33. Исправление претыкающимся От таких богохульных лжесловий должно затыкать уши и бежать, как от жестокой и душевредной погибели, и больше палкой, чем словами отвечать таковым. Говорит ведь Дух Святой коню у Приточника: Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему ( Притч. 26, 3–4 ). Однако да не возомнят противники, что посрамили нас своими безумными речами, и отвечаем, и в твердости дела нашего суда всего мира требуем: «Кому больше должно верить – Христу ли, Который есть истина, Ангелу, открывающему Тайны Божии по Господню велению, или вам, людям, подверженным всякому невежеству, обману и помрачению?». Ангел благовестил Деве зачатие Христово, что является непостижимым таинством – зачаться Богу в Девичьем чреве и Деве родить без мужа и без повреждения девства. Эти неудобства Ангел разрешает, ясно говоря: у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк. 1, 37 ). То есть: Богу же все возможно ( Мф. 19, 26 ). Христос также говорит: Невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18, 27 ; также Мк. 10, 27 ). Так говорят Христос и Его Служитель Ангел. Вы же, богохульники, лжесловите противоположное этому. Кому же больше должно верить, вам ли, обманщикам, или неложным Словам Христовым и Ангельским? Смотри об этом в первой части, в главе 8, доказательство третье. Да заградятся уста говорящих неправду, да будут немы льстивые уста, пытающиеся обвинить тех, кто говорит правду (Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его ( 1Пет. 2, 22 )) в беззаконии, гордыне и уничижении.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Святой Иоанн Златоуст пишет следующие слова: «замечаю, что многие просто, как случится, больше по обычаю и заведенному порядку, чем с рассуждением и сознательно, приобщаются тела Христовая. Настало, говорят они, время св. четыредесятницы, или день Богоявления, всем, – каков бы кто ни был (по внутреннему расположению), – должно приобщиться тайн. Но время не дает права приступать (к таинству), потому что не праздник Богоявления и не четыредесятница делают приступающих достойными, но светлость и чистота души. Сергей М. 30 апреля 2013, 22:54 Статья, скорее, вносит некую смуту в сознание православного человека, чем разъясняет недоумение по поводу самой Евхаристии и подготовки к ней. Проблема поднята, но автор, а тем более редакция, не удосужилась довести дело до логического конца. Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и др. св. отцы очень доходчиво написали о Евхаристии и покаянии. Это две части одного целого: если нет покаяния, то нет и Евхаристии (Причастия), нет соединения с Творцом. Ибо что общего у света с тьмой? Не нужно сравнивать себя с тогдашними христианами (они де, аж 4 раза в месяц причащались, а я что-то отстаю - безумие), я много хуже, чем те что жили до меня... Интересные слова - " практиковать частое Причастие " ... «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 28–29). Из патериков и житий святых видно, что часто причащались лишь монашествующие, поджвижники т.е. ангелы при жизни. Комментарии излишни. Да, есть ситуации, когда духовный отец определяет духовному чаду частоту приступания к Евхаристии. Авву спросили: а что сделают люди, которые будут жить после нас? Авва отвечал: они сделают половину нашего дела. Его спросили ещё: а которые будут жить после них, те что сделают? Они совсем ничего не сделают. Это мы, последние, и Евхаристия - это не практика, а милость Божия, к немощному, ничтожному, погибающему грешнику.

http://pravoslavie.ru/61049.html

Такие чудные слова читает священник в тайной молитве на литургии. Это подлинно христианское чувство — радость и благодарность оттого, что ты жив, ведь в нашей взрослой жизни чаще всего верх берут другие мысли. Нам жить невмоготу, мы, выбиваясь из сил, тянем лямку жизни, и в молитвах своих мы укоряем Бога за то, что Он сделал нас живыми. Что же, бывают такие горькие дни в жизни человека, когда нет сил жить. Наши тени и призраки ходят по улицам и площадям, завтракают без вкуса, разговаривают без интереса, — и боишься даже спросить: жив ли я ещё или сам себе снюсь. Люди вокруг меня — я не чувствую их живыми. И из такого дремотного состояния слова молитвы кажутся нелепицей, даже издевательством. Не лучше ли было и вовсе не родиться, чем так мучиться и мучить других. Но Христос для того и пришёл, чтобы вернуть нас к жизни, напитать нас жизнью с избытком (Ин 10:10). Дар Евхаристии — это и есть дар жизни: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин 6:53). К чаше Евхаристии подходят, когда нет сил жить. В Святой Чаше нам даётся жизнь в чистом виде, мы её принимаем по ложечке и оживляем свои души и тела, заражаем их Божественной жизнью. Господь сотворил нас для того, чтобы мы жили и получали от этого радость. В Евхаристии мы получаем не просто какую-то абстрактную жизнь, но радость подлинной жизни, можно даже сказать, что нам возвращается вкус к радости. И это для нас как христиан очень важно, потому что Господь доверил нам особое служение в этом мире: научиться любить людей, с которыми Он нас свёл в этом месте и в этом времени, а это очень тяжёлый труд, порой просто невыносимый. Потому что приятно слушать Горация, очень располагает общество Пастернака и как всегда очарователен Шекспир, но вот этот мой сосед, кашляющий за стенкой, эти ближние, которые шаркают домашними тапочками, чавкают за столом, передают сплетни, выглядывают из-за углов, которые от тебя всё время чего-то хотят — полюбить их? как это возможно? Дар Евхаристии — это и дар любви.

http://pravmir.ru/na-strastnoy/

Христос есть Хлеб жизни и этот Хлеб не всех, но только наш. Как говорим мы: Отче наш , потому, что Бог есть Отец, познающих Его и верующих, так и Христа называем нашим хлебом, потому что Он и есть хлеб тех, которые прикасаются Телу Его. И ежедневно мы просим: да дастся нам этот хлеб, чтобы мы, пребывающие во Христе, и, ежедневно принимающие Евхаристию в снедь спасения, будучи, по какому-либо тяжкому греху, отлученными от приобщения, и лишенными Небесного Хлеба, не отделились от тела Христова, так как Господь говорит в наставление наше: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 ). Когда Он говорит, что, ядущий хлеба Его, жив будет вовеки, то этим показывает, что живут те, которые прикасаются Его телу и, по праву приобщения, принимают Евхаристию. Итак, должно бояться, и молиться: да не отделится кто-либо от тела Христова, подвергшись запрещению, и не удалится от спасения, как угрожает Господь, говоря: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). Потому-то, и просим мы ежедневно: да дастся нам хлеб наш, чтобы нам, пребывающим и живущим во Христе, не удалиться от освящения и тела Его (там же). В Письме к епископу Цецилию Киприан обличает тех, которые по невежеству или простоте, опасаясь, чтобы при вкушении ими утром вина не было запаха Крови Христовой, приносили в Евхаристии одну только воду, не смешивая ее с вином. Заметив вначале, что, сообразно, с преданием Господним вода в Евхаристии непременно должна быть растворяема вином, так как, в противном случае, она не будет представлять вида крови Христовой, святой отец доказывает необходимость употребления в Евхаристии вина различными прообразами этого Таинства и, вместе с тем, жертвы: жертвоприношениями Ветхого Завета и среди них – поднесением Аврааму хлеба и вина Мельхиседеком. Здесь (при установлении Таинства Евхаристии) мы видим, что чаша, которую Господь приносил, была растворена, и то, что назвал Он Своей Кровью, было вино.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

119 Призыв хранителям ключей от храма закрыть входы в него (на время совершения молитвы освящения Св. Даров и причащения). 120 Анафора – возношение, пространная молитва освящения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы, иначе называемая каноном Святой Евхаристии (Святого Благодарения). По свидетельству св. муч. Иустина Философа (+165 г) молитвы Евхаристии и анафора (благодарение) читалась во услышание народа: «Предстоятель произносит молитву и благодарение, как можно громче, а народ восклицает: «Аминь». Апология 1, гл. 27. 121 Благообразно. В древности верные в определённые моменты Литургии могли сидеть на полу или на седалищах. «Станем добре» – это призыв к верным стоять во время анафоры благообразно, благовидно, быть внимательными и благожелательными друг ко другу, дабы исключить суету при священнодействиях Евхаристии или при причащении (вместительный амвон в древнем храме св. Софии был посреди храма) из опасения, чтобы кто-либо из них не толкнул случайно дискос с Телом Христовым или не разлил бы чашу с Кровью Христовой. 123 «Святое Возношение» – Святые Дары, которые, при возглашении священника «Твоя от Твоих Тебе приносяще…», возвышаются над престолом «пред Лице Божие». Этим кульминационным священнодействием совершается приношение Святых Даров Святой Троице, как Безкровной Жертвы, Жертвы Благодарения Богу «за всё и во всём». 124 Кол.3:15 : «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Еф.4:1–3 : «…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». 125 В древнейшем Евхологионе (Барбериновкий кодекс 77) ответ народа изложен так: «Милость! Мир! Жертва Хвалы!» Это – древние взаимные восклицания верных перед началом евхаристического благодарения в подражание апостольскому приветствию: Тит.1:1–4 : «Титу, истинному сыну по общей вере, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего». Евр.13:15 : «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу Жертву Хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его». Сам «Христос есть Мир наш» с Богом ( Еф.2:14 ), а, согласно 1Ин.2:2 : «Он есть Умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего Мира». Христос есть подлинный «объект» и «субъект» новозаветной Жертвы Хвалы. Мистически три восклицания общины («Милость!», «Мир!», «Жертва Хвалы!») допустимо отнести и к Самому Спасителю, Богу и Господу Иисусу Христу, к Его Присутствию среди евхаристической общины верных. См. Мф.18:19–20 : «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

16 Царство Отца и Сына и Святого Духа – постепенно раскрывающееся Присутствие Троичного Бога, явление благодати Божией в мире и человеке. Царство Божие – ключевое понятие христианской жизни и содержание Христова благовестия ( Мф.4:17 ), отнюдь не «потусторонний» мир, а знание Бога, любовь к Нему, единство с Ним и жизнь в Нем ( Ин.17:3 ): «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»). Евхаристия есть приближение и явление Царства Божия, Небо на земле. 18 Т.е., в мире, в тишине, спокойствии, в молчании, в состоянии душевного умиротворения. В древности это был призыв к духовной молитве всего собрания. Громкий ответ «Господи, помилуй» не полагался. Великая ектения первоначально была более продолжительной, включая в себя прошения мирной + просительной ектении, и произносилась в древности на «литургии верных», а, несколько позднее, перед «Святый Боже». На всех ектениях преклоняли колени, как делают это и ныне на чтении трех коленопреклонных молитв на вечерне первого дня Святой Троицы: «Паки и паки, преклоньше колени...», и в конце молитв: «Заступи, спаси, возстави...» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста молитвы Евхаристии также слушались коленопреклонно: «И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом, и все читают одну молитву – исполненную милосердия. Равным образом, когда изгоняем из священной ограды недостойных участвовать в святой трапезе (Евхаристии), нужна бывает другая молитва , – мы все вместе повергаемся на землю, и все вместе встаем». В чине Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста (во второй молитве верных) читаем: «Паки и многажды припадаем, и Тебе молимся, Благий и человеколюбче:...» Об образе произнесения ектений и молитвословий Евхаристии в древности см. статью в приложении. 19 Прошение о ниспослании общине Мира Божьего (евр. «Шалом Ягве»). См. ( Фил.4:7 ): «И Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»; ( Кол.3:15 ): «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1) чтобы наши душу и тело освящать и питать Своим Телом и Своею Кровью для жизни вечной; 2) чтобы этим способом постоянно приносить Себя в жертву за нас; 3) чтобы во Святой Евхаристии пребывать посреди нас до скончания века. 651. Говорил ли Христос еще перед Тайной Вечерей о том, что думает установить Таинство Евхаристии? Христос говорил еще перед Тайной Вечерей о том, что думает установить Таинство Евхаристии, а именно на другой день после чудесного насыщения пяти тысяч людей. 652. Что сказал Христос народу, пришедшему за Ним на другой день после чудесного насыщения? Народу, пришедшему за Ним на другой день после чудесного насыщения, Христос сказал: 1) «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин.6:27 ). 2) «Я есмь хлеб жизни» ( Ин.6:48 ). 3) «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» ( Ин.6:51 ). 4) «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ). 5) «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). 653. Верно ли, что Христос словами «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя» хотел только сказать «сие есть знамение или символ тела Моего и крови Моей»? Взгляд, что Христос словами «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», хотел сказать только «сие есть знамение или символ тела Моего или крови Моей» не является правильным, так как Христос никогда не говорил и никогда не дал повода думать, якобы мы должны вкушать и пить знамение или символ Его Тела и Крови, но всегда говорил так, что мы не можем иначе понимать Его слова, как только в том смысле, что Он нам действительно дает в пищу Свое Тело и Свою Кровь. Христос даже сказал: «Ядущий Меня жив будет Мною» ( Ин.6:57 ). 654. Когда освящаются и пресуществляются хлеб и вино в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа? Хлеб и вино освящаются и пресуществляются в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа во время Святой Литургии, когда священник, после повторения слов, которые произнес Христос на Тайной Вечери, молится, чтобы принесенные дары хлеба и вина были Святым Духом пресуществлены и претворены в Тело и Кровь Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» ( 1Ин.4:9–11 ). Перед святой Чашей познаем мы любовь в том, что «Он, положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). К страданиям любви зовет святая Чаша, к любви, готовой, по примеру Спасителя, положить душу свою за ближнего, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Добровольно воспринятые страдания любви, составляя сущность и высшее выражение нравственно-христианской жизни, вместе с верой в Господа и в Его искупительные страдания, являются для верующих тем субъективным условием, при котором единение со Христом в таинстве Евхаристии достигает высшей силы и полноты. Первая и самая главная заповедь, оставленная нам Спасителем, есть заповедь о любви. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). Кто исполняет эту заповедь, тот вместе с тем свидетельствует о своей любви к Богу, ибо «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:21 ), и к такому человеку относится неложное обетование Спасителя: «кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин.14:21 ), и далее: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). В этом единении с Богом и состоит высшее счастье жизни, доступное для человека, и путь к этому счастью в страданиях любви. Таким образом, вся сущность христианской жизни дана в святой Евхаристической чаше: в ней мука и горечь страданий любви, но в ней и счастье любви и высшее блаженство единения с Богом. Таинство Евхаристии – это страдания, претворенные любовью в блаженство. В этом же состоит и таинственный закон жизни во Христе. Таинство Евхаристии есть единение со Христом, не мысленное и воображаемое только, но действительное, реальное, ибо мы веруем, что в этом таинстве мы вещественным образом причащаемся истинного Тела и истинной Крови Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин. IV, 9-11). Перед святой Чашей познаем мы любовь в том, что  Он, положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. III, 16). К страданиям любви зовет святая Чаша, к любви, готовой, по примеру Спасителя, положить душу свою за ближнего, ибо  нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. XV,13). Добровольно воспринятые страдания любви, составляя сущность и высшее выражение нравственно-христианской жизни, вместе с верой в Господа и в Его искупительные страдания, являются для верующих тем субъективным условием, при котором единение со Христом в таинстве Евхаристии достигает высшей силы и полноты. Первая и самая главная заповедь, оставленная нам Спасителем, есть заповедь о любви.  Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. XIII, 34). Кто исполняет эту заповедь, тот вместе с тем свидетельствует о своей любви к Богу, ибо  кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. XIV, 21), и к такому человеку относится неложное обетование Спасителя:  кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. XIV, 21), и далее:  кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. XIV, 23). В этом единении с Богом и состоит высшее счастье жизни, доступное для человека, и путь к этому счастью в страданиях любви. Таким образом, вся сущность христианской жизни дана в святой Евхаристической чаше: в ней мука и горечь страданий любви, но в ней и счастье любви и высшее блаженство единения с Богом. Таинство Евхаристии — это страдания, претворенные любовью в блаженство. В этом же состоит и таинственный закон жизни во Христе. Таинство Евхаристии есть единение со Христом, не мысленное и воображаемое только, но действительное, реальное, ибо мы веруем, что в этом таинстве мы вещественным образом причащаемся истинного Тела и истинной Крови Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010