Глава 7. Таинство Евхаристии § 1. Духовный смысл Таинства Евхаристии Прежде всего следует сказать о том, что предстоящий нам разговор о Евхаристии – самый ответственный и непростой из наших с вами бесед о Церковных Таинствах. Духовный смысл Литургии – крест для человеческого ума; ведь мистическое содержание происходящего с нами в Евхаристии благодатного преображения никогда не может быть изъяснено до конца даже на языке самого возвышенного богословия. Как свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин , «если … ты отыскиваешь способ, которым это происходит, то тебе достаточно услышать, что с помощью Святого Духа, так же как Святым Духом Господь для Себя и в Себе осуществил и плоть от святой Богородицы; и более мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божье истинно, и действенно, и всемогуще, а способ – неисследим». 220 Если человек дерзает утверждать, что уже подлинно постиг совершающуюся в Евхаристии Тайну, то это означает, что он находится в состоянии духовной прелести, бесовского обольщения. Древние Святые Отцы неоднократно предупреждали нас об опасности попытаться вторгнуться в Тайну Евхаристии с помощью самостного и горделивого – но такого несовершенного и ограниченного! – человеческого ума. «Тайны Христовы – бессмертный огонь. Посему не будь пытлив, чтобы не опалиться тебе в причащении Таин», – строго предупреждает нас преподобный Ефрем Сирин . 221 И все же Святые Отцы дерзали писать о Евхаристии, рассуждая о ней в ту меру, в которую, с помощью Божественной благодати, а не по горделивой самости, это доступно для христианского сознания. Так, например, святитель Филарет, давая – пусть и несовершенное (как и всякое человеческое слово о Причащении) – богословское определение духовного содержания этого Таинства, решительно выражает веру Церкви в то, что Евхаристия есть Таинство, в котором христианин подлинно, «под видом хлеба и вина, вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни». 222 По слову же святого Николая Кавасилы , цель этого великого Таинства – «освящение верных, которые получают через Приобщение Святых Даров оставление грехов, наследие Царства Небесного». 223 Попробуем же и мы последовать в этих размышлениях за Святыми Отцами, осторожно ступая по их следам и стремясь не уклониться ни вправо ни влево с проложенного ими пути евхаристическою богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Содержание Постановка проблемы Реализм и символизм по оценкам предыдущих исследователей Анализ главных евхаристических текстов Выводы     В статье показывается, что рассмотренные в контексте христологии и сотериологии немногочисленные евхаристические тексты преподобного Максима свидетельствуют в пользу его верности евхаристическому реализму. Духовное единение христианина с Богом в Евхаристии подразумевает и телесное единство, которое выражается в терминах брачного союза, в рассуждении Исповедника об усыновлении, присутствии Бога во всем составе человеческого естества, преобразовании причастника «сообразно» самому Таинству (т.е. Христу). В заключении Mystagogia мы встречаем также термин – «родство» (oijkeiovthta), который с новой силой подчеркивает учение Исповедника о важности телесной составляющей святого Причастия. В богословском аппарате логологии преподобного Максима предлагается выделить понятие «логоса события». Представленное в смежной формуле «провиденциальных логосов», а также в формуле «логоса совершившегося» (tw " n ginomevnwn lovgo») в оригинальных текстах преподобного Максима Исповедника , это богословское понятие особенно важно при осознании таинства святой Евхаристии. Если бы преподобный Максим говорил о Евхаристии подробнее, то в терминах «логологии» он говорил бы о Евхаристии как о замещении логоса тварных хлеба и вина на Логос воплощенного Бога-Слова. Постановка проблемы Все ученые, изучающие богословие преподобного Максима , отмечали, что основной проблемой понимания и толкования таинства Евхаристии в богословии преподобного Максима является дефицит высказываний по этой тематике в сочинениях Преподобного. Некоторые даже прямо заявляли, что «Максим никогда не высказывался о Евхаристии даже вкратце», но ограничивался редкими, не всегда ясными замечаниями, которые невероятно трудны (для понимания) из-за их поразительной аллегоричности и фрагментарности S. 472]. Тем не менее, известный специалист по изучению наследия преподобного Максима П. Шервуд (P. Sherwood) сумел отыскать не менее двенадцати текстов, где говорится о Евхаристии, из которых предположительно шесть связаны с аспектом Причащения P. 234, n. 336]. Л. Тунберг смог разыскать не более четырех–пяти таких текстов [см.: 3].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, профессор Предварительные понятия Таинство Евхаристии («εχαριστα» (греч.) – благодарение) является центральным Таинством Церкви, в котором хлеб и вино по молитве Церкви действием Святого Духа прелагаются в истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Причащаясь Телу и Крови Христовым, верующие теснейшим образом соединяются с Господом Иисусом Христом и друг с другом во Христе. Евхаристия превосходит все другие Таинства. «В других Таинствах Господь Иисус сообщает верующим в Него те или другие (…) дары благодати, которые Он приобрел для людей Своею Крестною смертью», всем Своим Искупительным подвигом. В Евхаристии же «Он предлагает в снедь Самого Себя – собственное Тело и собственную Кровь» 1 . Именно поэтому это Таинство называется Благодарением. В нем мы принимаем Самого Христа и единственный ответ, который возможен с нашей стороны – это благодарение «о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих бывших на нас». Таинство Евхаристии, установленное Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере ( Мф.26:26-29 ; Мк.14:22-25 ; Лк.22:17-20 ; 1Кор.11:23-25 ), является Новым Вечным Заветом ( Евр.13:20 ), который Христос заключил между Богом и людьми Своею Кровью ( Лк.22:20 ; 1Кор.11:25 ). В Евхаристии совершается то, о чем молился Господь Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). Эта молитва принесена Христом Богу Отцу непосредственно пред Его Крестными страданиями и смертью, следовательно, в ней выражено самое сокровенное желание Христа, указана главная цель Его Воплощения и Искупительного подвига – единство всего человечества по образу единства Святой Троицы. Такое единство осуществляется в Церкви через Евхаристию. «Вы – Тело Христово» ( 1Кор.12:27 ) – писал апостол Павел первым христианам. Именно в Евхаристии, в этом Таинстве Божественной Любви Духом Святым созидается Церковь как Тело Христово. И большего единства, нежели единение в Теле Христовом, нет, и не может быть.

http://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-ta...

Закрыть Учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии 03.01.2012 568 Время на чтение 21 минут В публикуемом исследовании кандидата богословия иеромонаха Кирилла (Зинковского) предлагается анализ учения святого праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии. Исследование основывается на дневниковых записях святого, включая те, которые стали доступны совсем недавно. Особое внимание в статье уделяется аспекту евхаристического учения святого Иоанна, касающемуся природы литургических хлеба и вина. Несколько лет назад Русская Православная Церковь праздновала столетие со дня преставления святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского. Великий «всероссийский пастырь» всей своей жизнью, своим непрестанным, напряжённым литургическим служением свидетельствовал о необходимости обновления евхаристической жизни Церкви. Это истинное обновление, оживление через исправление всего строя человеческого бытия, через посвящение всех душевных и умственных сил Богу, а также частое причащение Святых Христовых Таин святой Пастырь оставил нам как своё важнейшее духовное завещание. Задачей данного исследования является анализ учения праведного Иоанна Кронштадтского о Евхаристии по его дневниковым записям, включая те, которые стали доступны совсем недавно. Правильное понимание смысла и значения важнейшего Таинства Церкви - Таинства Тела и Крови Христовых - является насущнейшей потребностью каждого христианина. Тема Евхаристии всегда будет современной в силу христоцентричности жизни верующего в Господа Иисуса Христа, а также в силу свидетельства Самого Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54). Особенным вниманием богословов в последнее время пользуется тот аспект учения о «Таинстве таинств», который касается реальности изменения природы литургических хлеба и вина. В связи с этим мы уделим в нашем исследовании этой проблеме особое внимание. Первая важная мысль о Святых Тайнах в богословском наследии праведного отца Иоанна, которую святой часто повторяет в своих дневниках, - это утверждение о необходимости принимать Святую Евхаристию «верою и благодарною любовию», без исследования. Желание исследовать величайшую Тайну Тела и Крови отец Иоанн называет «дерзким и исходящим от врага». Обращаясь к христианину от лица Господа, отец Иоанн писал: «...не слушай врага, нудящего тебя исследовать Мою Тайну. Это - оскорбление Моей истинности, святости и благости... Я в Тайнах - и довольно для уверения твоего. Помни: Я - Бог Таин. Покажи Мне свою сыновнюю доверенность: не слушай наущений врага» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка Экзарх, Ваше Преосвященство, многоуважаемые Владыки, Ваше Высокопреподобие, Ваше Преподобие, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые дамы и господа, все высокое собрание! Таинство Евхаристии установлено Спасителем на Его последней Вечере с учениками при произнесении Им слов: " примите ядите Сие есть Тело Мое... " , " ...пиите от Нея вси сия есть Кровь Моя... " , " ...сие творите в Мое воспоминание... " . Но еще задолго до этой таинственной трапезы Спаситель раскрыл апостолам мистический смысл причащения Его Тела и Крови - Господь Иисус Христос произнес в Капернаумской синагоге Свою проповедь о Хлебе Жизни. В этом учении Христа важны две главные мысли: 1) Евхаристия воскрешает вкушаемых от нее и 2) Евхаристия есть соборное единство всех ее причастников, членов таинственного Тела Христова. Святой Кирилл Александрийский, толкуя VI-ю главу Евангелия от Иоанна, пишет: " Поскольку Животворящее Слово Божие вселилось в плоти, Оно преобразовало Его (то есть тело) в собственное качество, то есть жизнь, и, всецело соединившись с ним неизреченным образом единения, сделало его животворным, каково и Само Оно есть по природе. Поэтому тело Христа животворит тех, которые становятся причастниками Его, так как оно изгоняет смерть, когда является между умирающими и удаляет тление, нося в себе Слово, совершенно уничтожающее тление " . А святой Иоанн Златоуст учит: " В Ветхом Завете было обещание долговечности и многолетия, но теперь обещается не просто долговечность, но жизнь, конца не имеющая " . Таким образом. Евхаристия есть единственная существенная связь наша с умершими. Причащаясь Тела и Крови Христовой, мы входим в теснейшее общение и с усопшими причастниками их. Капернаумская беседа раскрывает и екклезиастический смысл Евхаристии. Спаситель говорит: " Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем " (Ин.6:56). Каждый, причащаясь тайн Господних, становится членом Его таинственного Тела, то есть Церкви. Евхаристия есть Тело Христово, и Церковь, по апостолу Павлу, также есть соборное Тело Христово (Еф.4:15-16). Другими словами, природа Церкви евхаристична. Евхаристии нет вне Церкви, ибо нет тела вне Тела; и Церковь не может быть без Евхаристии. Нельзя поэтому быть членом Церкви, но не причащаться Того, Что есть Тело Христово или Сама Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/260/...

Разделы портала «Азбука веры» Евхаристия – это… Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для вечной жизни Таинство, в котором верующий умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную Участие в Евхаристии… Необходимо для спасения Может быть заменено чем-то другим Евхаристия была установлена… Во время беседы Иисуса с народом Во время Пятидесятницы Во время совершения Тайной вечери После преложения хлеба и вина в Святой Чаше находятся: Хлеб и вино, пронизанные Божественными энергиями Истинные Тело и Кровь Христовы Символы, напоминающие верующим об искуплении от греха и смерти Может ли Причащение отразиться на человеке плачевно? Не может, так как Таинство Евхаристии установлено для спасения, а не погибели Может, при некоторых условиях Безусловным препятствием к Причащению является… Отсутствие на вечернем богослужении Прочитывание не всех подготовительных молитв Наличие тяжёлых неисповеданных грехов и непрощенных обид Осквернение во сне В какой момент хлеб и вино становятся истинными Телом и Кровью Христовыми? После проскомидии После призывания Святого Духа После произнесения «установительных слов» Христа После слов «Святая святым» Поклонение перед Святыми Тайнами … Является почитательным Осмысливается как поклонение Богу В Евхаристии мы причащаемся… Плоти Христа, Которую Он имел до воскресения Мёртвой Плоти Христа Воскресшей и вознёсшейся Плоти Христа Чем является Таинство Евхаристии? Воспоминанием Тайной вечери Повторением Тайной вечери Самой Тайной вечерей Во время совершения Божественной литургии… Христос разделяется, чтобы частично пребывать в каждом храме на престоле Тело Господа, находящееся на небесах, целиком сходит на престол в каждом храме Христос не разделяется, просто святой хлеб в каждом храме, становится одно и то же с Телом, которое на небесах Евхаристия… Повторяет Голгофскую Жертву Христа Воспроизводит Голгофскую Жертву Не имеет прямой связи с Голгофской Жертвой Прощаются ли в причастии Тела и Крови Христовых грехи?

http://azbyka.ru/quiz/evharistija/

Глава VIII. Таинства. Жизнь в таинствах Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть – приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти. Греческое слово mysterion (таинство, тайна) – от глагола myo, означающего «покрывать, скрывать». В это слово Святые Отцы вкладывали широкий смысл: «таинством» называли воплощение Христа, Его спасительное дело, Его рождение, смерть, Воскресение и другие события Его жизни, саму христианскую веру, учение, догматы, богослужение, молитву, церковные праздники, священные символы и т. д. Из числа священнодействий таинствами по преимуществу называли Крещение и Евхаристию. В «Церковной иерархии» Дионисия Ареопагита говорится о трех таинствах – Крещении, Миропомазании и Евхаристии, однако «таинствами» названы также пострижение в монашество и чин погребения. 162 Преподобный Феодор Студит (IX в.) говорит о шести таинствах: Просвещении (Крещении), Собрании (Евхаристии), Миропомазании, Священстве, монашеском пострижении и чине погребения. 163 Святитель Григорий Палама (XIV в.) подчеркивает центральный характер двух таинств – Крещения и Евхаристии, 164 а Николай Кавасила (XV в.) в своей книге «Жизнь во Христе» дает толкование трех таинств – Крещения, Миропомазания и Евхаристии. 165 В настоящее время в Православной Церкви принято считать таинствами Крещение, Евхаристию, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение; все остальные священнодействия относят к числу обрядов. Следует, однако, иметь в виду, что учение о семи таинствах, содержащееся в учебниках по догматическому богословию, 166 заимствовано из латинской схоластики; оттуда же – различие между «таинствами» и «обрядами». Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. 167 В XV веке святой Симеон Солунский говорит о семи таинствах, настаивая, однако, на сакраментальном характере монашеского пострижения. 168 Его современник митрополит Иоасаф Эфесский пишет: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше» – и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма. 169

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Объяснение литургии Златоустого Понятие о литургии. Литургия (с греческого языка) есть общественное богослужение 1 , в котором совершается святейшее таинство евхаристии или Святого причащения тела и крови Христовой. Божественное установление. Евхаристию установил сам Господь Иисус Христос пред своими страданиями на тайной вечери. Он преподал тогда ученикам своим под видом хлеба истинное тело своё и под видом вина честную кровь свою, и присовокупил: сие творите в Моё воспоминание ( Лк. 22:19 ). С тех пор, по заповеди Господа, непрерывно совершалось и будет совершаться до скончания века сие святейшее таинство. Господь Иисус Христос , установляя таинство Евхаристии, возблагодарив Бога, благословив и, преложив хлеб и вино в тело и кровь свою, подал оные ученикам и заключил тайную вечерю пением некоторых священных песней ( Мф.26:26–27, 36 ). С благодарением Богу Отцу, призыванием Святого Духа и благословением совершалось сие таинство во все времена. Присовокуплялись некоторые молитвы, песнопения, обряды; но существенные принадлежности Святой Евхаристии, установленной и совершённой Господом, оставались всегда неприкосновенными. Богослужение евхаристии во времена Апостольские и после. Во времена Апостольские верующие пред причащением были предварительно приготовляемы к нему испытанием себя и очищением своей совести. Да искушает человек себе, говорит Апостол Павел, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). Самое совершение таинства сопровождалось молитвою, проповедью слова Божия и славословием. Бяху, сказано про первых верующих, терпяще в учении Апостолов, и в общении и в преломлении хлеба и в молитвах хваляще Бога ( Деян.2:42, 47 ). Читалось слово Божие и объяснялось: Братие, говорит Апостол, егда сходитеся, кийждо вас псалом имать... сказание имать ( 1Кор.14:26 ). После сего все причащались от единого тела и пили из чаши Господней ( 1Кор.10:17, 21 ). Сей чин божественной литургии, с некоторым разнообразием молитв и обрядов, во всей полноте сохраняется в литургии Святого Апостола Иакова, брата Божия. В IV-м веке лжеучители стали вносить в молитвы и песнопения свои заблуждения; почему святые отцы Василий Великий и Иоанн Златоуст передали письменно священный чин божественной литургии, и, снисходя к немощи человеческой, передали оный в сокращённом против Апостольского виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Предлагаемый читателю научно-богословский труд профессора Афинского университета, посвящен истории происхождения термина «пресуществление» в изложении Православной Церковью учения о Святой Евхаристии. Автор доходчивым языком и при помощи глубокой научной аргументации доказывает прежде всего то, что Церковь Христова, являясь живым организмом, одухотворяясь непрерывно Духом Святым и являясь телом Христовым, в определенные критические для нее моменты в истории, которые как правило вызвались богословскими спорами по различным догматическим вопросам, вводила в свой богословский язык новые термины. Эти термины, как наиболее точно выражавшие веру Церкви в те или иные истины, несмотря на их отсутствие в Священном Писании , органично входили в богословскую лексику, наиболее полно и точно отражающие то, во что всегда и везде верила Апостольская Церковь . Наряду с такими терминами как «единосущный», «единение по ипостаси» и др., Церковь в период серьезных споров с представителями простестантизма и римо-католицизма, ввела термин «пресуществление» как наиболее удачно выражающий учение Церкви о Евхаристии, веру в сверхприродное и чудесное изменение сущности хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа. Причащаясь их, христианин становится скровным Христу, входит в теснейшее единение с Божеством. Приняв этот термин, Церковь Христова оградила себя от всевозможных еретических воззрений на Святую Евхаристию, веря, что она есть непрерывно совершающаяся Голгофская жертва. Автор, с другой стороны убедительно доказывает, что, во-первых воплощение Бога Слова и Евхаристия являются совершенно разными действиями Творца и потому не могут быть тождественны по своему содержанию, они могут быть сопоставимы лишь отчасти. В Воплощении Бог Слово творит из пречистых кровей Девы Свою плоть и приемлет в Свою ипостась, в Евхаристии происходит чудесное изменение одной природы в другую, из хлеба и вина Господь творит Свою плоть, ту самую, которая пострадала на Кресте, воскресла и вознеслась на небо. Подлинность Евхаристии, т. е. действительное и истинное пресуществление св. Даров в Тело Кровь Христа свидетельствует о том, что исполнятся обетование Христа «о пребывании Его с нами до скончания мира». Отрицание факта пресуществления означало бы то, что слова Христа остались бы неисполненными, чего не может быть в принципе. Автор также доказывает, что сам термин «пресуществление» родился в недрах Восточной Православной Церкви, его впервые использовал еще в 6 веке в христологических трактатах против монофизитов и несториан авторитетнейший богослов Церкви Леонтий Византийский . А в 17 веке не схоластическая теория пресуществления, а сам термин «пресуществление» был воспринят Церковью для точного выражения её веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Православное понимание Евхаристии Доклад митрополита Волоколамского Илариона на Международном Евхаристическом конгрессе (Будапешт, 6 сентября 2021 года). Между католиками и православными нет евхаристического общения, однако их связывает общая вера в то, что присутствие Христа в освященных евхаристических хлебе и вине – не просто символическое, но реальное и всецелое, что евхаристические хлеб и вино – истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и что Евхаристия совершается не просто в воспоминание о Тайной Вечере, но актуализирует ее для каждого верующего, участвующего в богослужении. В Евхаристии предстоятель действует не от своего имени. От имени Иисуса Христа он повторяет слова, которые Христос первоначально произнес на Тайной Вечере. И именно Христос, а не священник или епископ, совершает таинство. Наиболее яркое выражение эта идея получила в православной иконографии, в частности, в иконографическом типе, известном как «Причащение апостолов». На иконах этого типа мы видим Иисуса Христа, преподающего Свои Тело и Кровь ученикам, в том числе, что примечательно, и апостолу Павлу, который не участвовал в исторической Тайной Вечере. То, что он присутствует на иконе, свидетельствует о символическом характере всей композиции. Изображенное – не Тайная Вечеря, а Евхаристия, в которой участвует всё тело Церкви. Православная Церковь твердо верит в то, что Божественная литургия – это всеобъемлющее богослужение, выходящее за пределы пространства и времени, соединяющее Царство Небесное и царство земное, живых и мертвых, ангелов и людей, святых и грешников. Полагаю, многие из вас бывали в древних византийских храмах, стены которых украшены фресками или мозаиками, и замечали, что очень часто фигуры святых на них располагаются рядами, один под другим: в верхнем ряду пророки, под ними апостолы, еще ниже мученики, затем святители и преподобные. При этом в нижнем ряду фигур нет, ведь его призваны занять люди, стоящие в храме, прихожане, которые вместе со святыми приобщаются к небесной тайне Святой Евхаристии.

http://mospat.ru/ru/news/87972/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010