Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых Обращение к читателям и некое предисловие   Канул я в глубину морскую, и бурные воды потопили меня ( Пс. 68, 3 ), – говорит Псалмопевец. Может ли быть глубина большая, чем эта пречудное Таинство Евхаристии, человеческим умом неизмеримое и быстротой Ангельских умов непостижимое! Здесь будут уместны слова Апостола Павла, который говорит: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал суд Господень? Или кто был советником Ему ( Рим. 11, 33–34 )? Кто дерзнет переплыть такую глубину своим скудоумием, неизбежно утонет, подобно фараону, как камень в сильные воды ( Неем. 9, 11 ). Если же кто поплывет на корабле Святой Православной Церкви, наставляемый ветром Духа Святого, открывающего тайны, управляемый Самим Христом, штурвал этого корабля держащим, обладая якорем надежды и упования на Бога, располагающего бурями морскими, утверждаем: таковой неизмеримую глубину благополучно переплывет и достигнет Небесного пристанища. И таковы мы, сыны Православной Церкви, не дерзающие измерять глубину своим малоумием, держимся только одного корабля Святой Апостольской Кафолической Церкви, пленяя разум в послушание веры и полностью понимая, что корабль, Кормчий которого Сам Христос, Сын Божий, не может утонуть или заблудиться, отклонившись от пути, ведущего в пристанище небесное. Противники же, не держась за этот корабль, но плывя в новых своих ладьях, по своему разумению устроенных, наставляемые кормчим в лице собственного суемудрия, плывут очень неумело и, тщась измерить неизмеримую пучину веревкой любопытства, впадают в пучину неверия и тем самым жестоко погибают. Не так, нечестивые, не так. Вспомните прежние дни, когда ваши отцы держались этого благодатного корабля. О, сколь благополучно было тогда плавание, когда у веровавшего народа были одно сердце и душа. В чем причина того, что вы, родное племя праотцов, выскакиваете из этого корабля? ( Деян. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

– Многочисленны стихиры и молитвы, в которых мы просим, чтобы всемилостивый Господь даровал нам эту «велию милость»: дабы во всем Божием участвовали мы и ощущали это бесконечно и вечно, наставляемые Божией благодатью через Божественно неизмеримые Божии бесконечности, по сравнению с которыми наши, человеческие, бесконечности малы и ничтожны. В этом блаженстве вечной Богочеловеческой жизни праведники будут участвовать всей своей личностью, то есть и телом, и душой. Ведь и их преображенное тело будет прославленным и способным участвовать в вечной Божией славе. Вечное блаженство праведников будет не одинаковым. Мера блаженства окажется зависимой от степени духовного совершенства того или иного подвижника. Каждый будет участвовать в этом блаженстве именно по мере своего духовного преуспеяния, то есть по мере своей освященности, своей обогочеловеченности, своей отроиченности, своей оцерковленности. Степень, сила, полнота участия в вечном блаженстве будут сообразны полноте, силе, степени духовного роста каждого праведника, как пишет об этом святой апостол Павел: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых ( 1Кор.15:41–42 ). Вечная жизнь праведников станет, собственно, вечным служением Богу, вечным богослужением, вечной Небесной Литургией, вечным причащением Владыке Христу, Который и есть жизнь вечная. Об этом Он Сам благовестил: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:54, 56 ). И так через всю вечность: евхаристическое служение Владыке Христу, евхаристическое жительство Владыкой Христом, евхаристическое в Нем блаженство. Посему здесь, на святой «Литургии, после святого Причащения, мы молимся Господу Иисусу Христу: «Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». Это всесвятое, это всеблаженное облечение праведников во Христа начинается еще здесь, на земле, через святые таинства и святые добродетели в Богочеловеческом Теле Христовой Церкви, дабы вечно продолжаться в вечной жизни, которая вся и есть, и бывает от Отца через Сына в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Общение со Христом в Евхаристии Лк.4:4 . «Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» ( Втор.8:3 ). Объясн. Здесь говорится об обыкновенном хлебе, а в таинстве Причащения под видом хлеба даётся Плоть Христова, соединённая с Его Животворящим Духом: Ин.6:51:54–57 . В этом таинстве не телесную жажду утоляют, а соединяются со Христом: 1Кор.10:16 ; сие творится в воспоминание Его: 1Кор.11:23–27 ; Лк.22:19–20 . Деян.2:41–42 . «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч; и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Объясн. Если здесь говорится об общении после принятия слов апостола и крещения, то нужно разуметь общение важнейшее и основное – со Христом в таинстве святой Евхаристии: 1Кор.11:22–26 . Это таинство и совершалось в первенствующей церкви: Деян.2:42:20:7 ; 1Кор.10:16 ; Ин.6:53:56 . Евр.3:7:14 . «Почему, как говорит Дух Святой, «ныне, когда услышите глас Его». Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца». Объясн. Апостол Павел повелевает не ожесточаться, слыша глас Божий, и вот глас Божий мы слышим: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Ин.6:53–54 . Не ожесточайте же сердец своих, слыша сей глас Божий, исполняйте сии слова Господни, приобщайтесь Плоти и Крови Христовой и будете причастниками Христа, ибо если ветхозаветный Израиль чрез ядение жертвенного мяса становился участником жертвы и жертвенника, то тем более мы, получившие во Христе благодать: Ин.1:18 , вкушая Плоть и Кровь Христову – Жертву новозаветную, имеем участие в сей жертве для получения жизни вечной: 1Кор.10:16:11:26–28 . Единство жертвы Христовой Евр.7:27 . «Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». Объясн. Повсеместное, ежедневное приношение в жертву Тела и Крови Христовой не противоречит учению апостола о единстве жертвы Христовой. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова: 1Кор.10:17:11:25–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Послушаем возгласы любящих в Песне Песней, с каким вожделением Невеста Небесная желает присухция своего Жениха: О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! Тогда я. Встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей ( Песн. 8, 1–2 ). Об этих возгласах любящих рассуждает святой Златоуст, богомыслием горе возлетевший, и подает сердцу желаемое утешение: «Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, обувь! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе Самого Себя, и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь» (Из Беседы 82 на Евангелие от Матфея). Смотри выше в главе 6. Видите, как утоляет Златоуст желание любящего сердца, не образно и знаменательно, как это делаете вы, но истинным и существенным Телом Христовым, истинным и существенным, хотя и невидимым Его присущием, под видом хлеба и вина, потому утаенным, чтобы мы, не видя, веровали. Ибо вера относится не к видимому, а к невидимому. И какое воздаяние мы бы имели за нашу веру, если бы побеждали наши чувства, препятствующие вере, если бы пленяли разум в послушание неложному Слову Божию. Он говорит: се, Я с вами во вся дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ). Ты же говоришь, что Он с нами по Своему Божеству, а не по Своему Телу. Так ли это? Если это так, то мы ничем не отличаемся от неверных, и даже от зверей и скота, ибо и им по Божеству Своему присущ Христос, Который есть везде и все исполняет. Снова Он говорит: Сие есть Тело Мое. Сия есть Кровь Моя. Ты же эти слова Христа, столь ясные, помрачаешь твоими образами и знамениями, говоря, что в Таинстве Евхаристии только образы, а не истинное Тело и Кровь Христовы. Если это так, то в чем отличие Церкви Христовой от Иудейской синагоги; не и там ли Христос также был в образах и знамениях? И не они ли считали присущие Христа только постигаемым верой? Но Жених Небесный имел к Невесте Своей любимой. Церкви Своей Святой, более сильную любовь и оставил ей изящнейшее присущие. Зная, что нет ничего тяжелее для любящего сердца, чем отсутствие любимого, Он оставил ей такое Свое присущие, Которое только мог оставить и утолить ее желание любви, то есть истинное и существенное Тело Свое, истинное и существенное, хотя и невидимое, присущие в Евхаристии. Для человека это невозможно, Богу же все возможно. Люди, уходя далеко, оставляют своим любимым или образы своих лиц, или некие дары на незабвенную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

1Ин. 5:6 .  Сей есть пришедый водою и кровию и Духом, Иисус Христос, не водою точию, но водою и кровию: и Дух есть свидетельствуяй, яко Дух есть истина. ( Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.) Чем свидетельствует, что Иисус есть и Человек, есть и Сын Божий? – Крещением, Духом и в Духе. Вместе Человек и Сын Божий. Он соединил в Себе самое главное на небе с самым главным на земле – Дух истины с водой и кровью и, таким образом, явился Спаситель. С небесным Он освятил земное, с Божественным человеческое, и таким путем Он спас человеческий род от греха, смерти и дьявола. Вода является самой распространенной стихией в мире и, освятив ее, Спаситель освятил главную стихию человеческого тела! Являя ее не подверженной порче после освящения Святым Духом во имя Его, Он показал, что Он силен сотворить подобное и с человеческим телом. Кровь есть символ жизни и единственная сила жизни. Став человеком, то есть приобретя кровь и тело, Спаситель освятил эти две основные стихии жизни. Он сделал кровь кровью в Боге, кровью в Господе, особенно в святом таинстве Божественной Евхаристии, и показал, что и тело есть тело для Господа, для бессмертия, для вечной жизни. Когда Христос вознесся со Своим Святым телом на небо, так что оно стало вечным одесную Отца Славы, тогда Он это окончательно подтвердил и осуществил. Все, что сделал Христос, Он сделал со Своим Духом, со Святым Духом, с Духом Истины. Святой Дух непрерывно и свидетельствует в жизни Церкви, поскольку Святой Дух есть душа Церкви. Святой Дух является носителем главного свидетельства, что Иисус есть Сын Божий и Спаситель, поскольку Он постоянно на протяжении всех веков спасает в Церкви всех тех, кто верит в Господа Иисуса Христа. Этот Святой Дух нам говорит, нам свидетельствует, нам открывает всю истину об Иисусе, Богочеловеке и Спасителе, поскольку Святой Дух есть Дух истины и Сама Истина, Сам Бог и Господь, Жизнодавец, Который Своей освящающей силой освящает мертвую стихию воды и делает ее непортящейся, и вино претворяет в Кровь Иисуса в святом таинстве Божественной Евхаристии. И как же Он не хочет или не может освятить человека, живую душу, Богоподобное творение? Об Иисусе Христе свидетельствует сама Истина, Святой Дух. Поскольку Иисус Христос и Святой Дух суть Второе и Третье Лица Пресвятой Троицы, Единая, Единственная Истина и вместе вечная Истина, олицетворенная в Двух Вечных Божественных Лицах. Эта Истина делает истинными все свидетельства свидетелей Иисуса на земле, поскольку все состоит из явлений и силы Святого Духа, «в явлении Духа и силы» ( 1Кор. 2:4 ). Поэтому и святые Апостолы заявляют: «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» ( Деян. 5:32 ), и сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что «мы – дети Божии» ( Рим. 8:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вернемся к первым векам и представим, как совершалась Евхаристия у апостолов. Первые христиане собирались на вечернюю трапезу и в конце ее, взяв хлеб и вино, произносили те слова, которые заповедал им Господь, совершали преломление хлеба и причащались Тела и Крови Христовых. Но потом уже апостол Павел замечает, что среди новых христиан появляется некое небрежение, они уже часто не чувствуют благоговения перед совершаемым Таинством, приходят на вечерю любви голодными и хотят утолить свой голод. В частности, даже Тело и Кровь Христовы ими воспринимаются как пища. Они и к Причастию хотят отнестись как к еде. И апостол Павел грозно предупреждает их: «Когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете… Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор.11:26–30 ). То есть уже тогда возникла необходимость каким-то образом отделить в сознании новых христиан из недавних язычников Таинство Евхаристии от обычной еды. Апостол Павел говорит, – вы сначала дома поешьте, а потом приходите на вечерю. Время собрания христиан на вечерю было для них очень дорогим. После разрушения Иерусалимского храма и рассеяния христиан вместе с иудеями в других странах они не имели храма, и собираться им было негде, так что теперь их вечери любви – агапы – принимают на себя функцию храмового собрания, становятся главным местом встреч. Евхаристия является теперь полноценным центром их литургической жизни. Тем не менее агапы, как совместные трапезы, остаются, христиане не сразу отделяют от агапы Таинство Евхаристии. Но приходит время, когда они не могут соединять с агапой это Таинство, они чувствуют, что происходит некая профанация. Тогда Евхаристию начинают совершать на гробах мучеников в катакомбах, совершенно отделяя ее от трапезы. Литургию начинают совершать по утрам, готовиться к ней, назначая пост, особенные молитвы, выбирая специальные сосуды для того, чтобы совершить Евхаристию по-особому, чтобы Евхаристию нельзя было ни с чем перепутать, чтобы подчеркнуть необходимость благоговейного отношения к этому Таинству. Уже очень рано мы находим следы такого отдельного совершения Евхаристии. Святой Иустин Философ и раннехристианский памятник Дидахе – («Учение двенадцати апостолов») доносят до нас первые описания литургии. Первые христиане собирались вместе, молились друг за друга, за весь мир, приносили прошения о всем для них необходимом и насущном. Все члены евхаристической общины, которая и была Церковью, знали имена, скорби, болезни, трудности друг друга. И, конечно, и им было легко молиться вместе обо всех печальных и радостных событиях, поминать в молитвах болящих, путешествующих, плененных, мучимых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Кн. IV гл. 18 п. 4–5. Когда же Чаша, растворенная, и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристией Тела и Крови Христа, от которых укрепляется и поддерживается существо нашей плоти, то как же они (все, вообще, гностики) говорят, что плоть не причастна дара Божия, т. е. жизни вечной, – плоть, которая питается Телом и Кровью Господа, и есть член Его? И святой Павел в послании к ефесянам говорит: потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5:30 ); говоря это не о каком-либо духовном и невидимом человеке: ибо дух плоти и костей не имеет ( Лк. 24:39 ), но об устроении истинного человека, состоящего из плоти, нервов и костей, и эта плоть питается от чаши Его, которая есть Кровь Его, и растет от хлеба, который есть Тело Его. И как виноградное дерево, посаженное в землю, приносит плод в свое время, или пшеничное зерно, упавшее в землю и истлевшее, во многом числе восстает через Духа Божия, все содержащего, а потом, по премудрости Божией, идет на пользу человека и, принимая слово Божие, становится Евхаристией, которая есть Тело и Кровь Христовы; так и питаемые от нее тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время, восстанут, так как Слово Божие дарует им воскресение во славу Бога и Отца, Который это смертное облекает бессмертием и тленному даром дает нетление, потому что сила Божия совершается в немощи ( 2Кор. 12:9 ), дабы мы знали, что может (сделать) Бог... Пусть же они (еретики) или переменят свое мнение, или перестанут приносить названные (вещи), которыми они, как чужим и несовершенным произведением, скорее, наносят Богу оскорбление, чем воздают благодарность. Наше же учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему (Богу) то, что Ему принадлежит, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо, как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей – земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Не выдерживают серьезной критики ссылки протестантов на Евангелие от Марка, где приведены слова Спасителя, сказанные на Тайной Вечере: «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Мр. 14, 25 ). Однако из более детального рассмотрения последней Пасхи евангелистом Лукой явствует, что Спаситель только по совершении пасхального обряда, который связан с употреблением чаши с вином, совершил Пасху новозаветную. Предсказывая Свою скорую кончину, Господь указал на вино первой ветхозаветной чаши и молвил, что уже не будет пить из нее. О Его пречистом Теле и Крови в первом случае речи не было, но когда настало время, Спаситель, указав на вторую чашу, сказал, что это есть Кровь Его. Апостол Лука, упоминая о первой чаше, приводит речь Спасителя: «приимите и разделите ее между собой», и сразу же Христос прибавляет, что не будет пить от плода виноградного. Вторую чашу Господь взял уже после Вечери; воздав благодарение Отцу, Он сказал: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22:20 ). На основании этих слов Спасителя ( Мр. 14, 25 ) протестанты делают сомнительный вывод о запрещении верующим Христом употребления вина в обыденной жизни. Правда, свидетели Иеговы в этом вопросе не столь категоричны, памятуя слова апостола Павла, который, не запрещая самого вина, увещевает не упиваться им. А епископу Титу во дни его болезни даже советует немного оного употреблять для лечения ( 1Тим. 5:23 ). В своем суетном рвении «свидетели» прослеживают «искажение» учения о Евхаристии уже начиная с III в., хотя известно, что и во II в. все христиане верили и учили, что в таинстве Причастия они вкушают не простые хлеб и вино, а истинное Тело и Кровь Спасителя. Ученик апостола и евангелиста Иоанна Богослова – святой Игнатий Богоносец , обличая ересь докетов, отрицавших реальность и подлинность страданий Богочеловека, наставлял: «Они удаляются от Евхаристии по той причине, что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи, Которую воскресил Отец по Своей благости, почему, противясь дару Божию, они умирают в своих изысканиях, между тем полезнее было бы им участвовать в Евхаристии, чтобы воскреснуть» 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

О преломляемом же хлебе: Благодарим Тебя, наш Отец, За жизнь и познание, Которые Ты нам явил через Твоего Слугу Иисуса; Слава Тебе во веки. Как этот преломляемый хлеб был рассеян по горам и, будучи собранным, стал одним, Так да будет собрана от концов земли в Твое Царство и Твоя Церковь: Потому что через Иисуса Христа Твоя во веки есть слава и сила». Слово «причащение» означает «общение». Прежде всего потому, что в Таинстве мы входим общение с Самим Господом, становимся его частью (причащение – от слова «часть»). В широком смысле слов причащаться можно не только Телом и Кровью Христовой. В частности слово причащение может применяться и ко святой воде (великое освящение воды на праздник Богоявления: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение…»), и к Святому Духу (возглас на Литургии: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами»). Однако, прежде всего, если речь идет о причастии, имеется ввиду Таинство Евхаристии, центральное священнодействие Церкви, в котором человек соединяется с Господом Иисусом Христом через вкушение Его Тела и Крови. Таинство Евхаристии установил Сам Господь Иисус Христос во время Тайной вечери. Об этом говорят все четыре евангелиста (см. Мф. 26: 17—30; Мк. 14: 12—26; Лк. 22: 7—39; Ин. 6), а также апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 11: 23—25). Апостол Иоанн Богослов в своем евангелие упоминает и еще одну очень важную беседу Спасителя с учениками и народом. Это событие произошло гораздо раньше Тайной Вечери, но именно тогда Господь приоткрыл спасительное и ничем не заменимое значение Евхаристии для вхождения человека в Вечную Жизнь. В начале беседы Господь вспоминает о том самом прообразе, то есть о манне небесной, при этом объясняя слушающим Его, что манна не избавила вкушающих ее от греха и смерти: На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Посему-то Бог о жертвах, которые вы тогда приносили, говорит, как и прежде сказал, через Малахию, одного из двенадцати пророков: Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносит фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. А вы хулите его тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее – пища ничтожная». ( Мал. 1: 10–12 ). О жертвах же, которые мы – народы – приносим на всяком месте, то есть о хлебе Евхаристии и вместе о чаше Евхаристии, в то же время Он предсказывает именно, что мы Его имя прославляем, а вы оскверняете... Итак, Бог наперед засвидетельствовал, что Ему приятны все жертвы во имя Его, которые повелел совершать Иисус Христос, т.е. которые на всяком месте земли приносятся христианами в Евхаристии хлеба и чаши. Святой отец Ириней, епископ Лионский IV книга Против Ересей, гл. XVII, § 5; гл. XVIII, §§ 2, 4–6. Давая наставление своим ученикам приносить Богу начатки сотворенного Им, не потому, чтобы Он нуждался, но чтобы сами они не были бесплодны и неблагодарны, Господь наш взял из сотворенного хлеб и благодарил и сказал: сие есть Тело Мое. Подобно и чашу из окружающего нас творения Он исповедал своей Кровью и научил новому приношению нового завета, которое Церковь , приняв от апостолов, во всём мире приносит Богу, дающему нам пищу, – как начатки Его даров в новом завете. Об этом один из двенадцати пророков, Малахия, так предсказал: Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносит фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф ( Мал. 1: 10–11 ), с совершенной ясностью показывая этим, что прежний народ перестанет делать приношения Богу, но во всяком месте будет приноситься Ему жертва, и притом чистая, и Его имя прославляться между народами...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010