Так ясна главная цель и для нас теперь. Но представим первохристиан, для которых все это было без сравнения яснее, зримее, очевиднее, когда они, явно «облагодатствованные», горели Духом Святым в вере, жили Христом, единением с Ним, а многие сподоблялись и зреть Его (например, мученики), которые чувствовали связь с Ним «(Уже не я живу, но живет во мне Христос!» – гремел бывший гонитель, а после апостол ( Гал. 2, 20 ), когда они были «святы и непорочны пред Ним (Богом) в любви» ( Еф. 1,4 ), когда они исполнены были радости и веселия Царствия Божия, «ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). Если все это представить, тогда еще понятнее станет, почему нужно прежде всего благодарить и славословить Пресвятую Троицу, почему и именно этим жили христиане в самую горячую и светлую пору христианства, почему и главная их молитва есть Евхаристия, то есть благодарственно-хвалебная Жертва, и именно Жертва Троице. Теперь мне осталось лишь подтвердить эти мысли ссылками и разъяснением текста святой Евхаристии, что уже я делал отчасти, а сейчас я буду отмечать все, что относится к Пресвятой Троице. И прежде всего мы условились считать началом Евхаристии приглашение «возлюбить», целовать друг друга, дабы в единомыслии исповедать – Кого? – «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Итак, начинается Евхаристия – хвалою, или «исповеданием» Троицы. После этого читается Символ веры об Отце, Сыне и Святом Духе. Далее говорим об «исповедании» «верности» (верной преданности) в истине и любви ко Святой Троице, чтобы приступить к жертве хвалы. Но нас предваряет любовь Пресвятой Троицы, ибо лишь за это, после этого, вследствие этого стало нужным и возможным и самое хваление: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми!» И бывает каждую литургию, и в таком именно порядке: «сначала – милосердие Сына Искупителя, за это примирение и любовь Бога Отца, а вследствие сего – возвращение благодати Духа; Жертва, примирение, благодать; Крест, Вознесение, Троица».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Такое благодарение ожидалось и от первого созданного человека — Адама. Если бы он исполнял заповедь благодарения, то он никогда не согрешил бы. « Твоя от твоих Тебе приносящее от всех и за вся», — читаем в молитве Евхаристического канона, в знак благодарения за то, что сделал, делает и будет делать Господь для нас. Святая Литургия является, прежде всего, тайной. Однако эта тайна не имеет значение секрета, то есть таинственности. Это величающее и спасоносное событие. Мистическое и глубокое событие, которое не исчерпывается своей видимой феноменологией. При этом нужно отметить, что эта феноменология не является церемонией. Многие сегодня считают, что это Божественное Таинство можно просто сыграть, как театральное представление. Однако это событие мистическое, обладающее таинственными и неосознаваемыми глубинами. Поэтому лучше всего сказать, что Евхаристия святотаинственное событие, которое спасает и на нас применяет и осуществляет совокупное дело Господа нашего Иисуса Христа. Святая Литургия, по словам святого Иринея «прагматия Христова», имеющая значение творения, создания, а также результата и делания, т. е. деятельности является делом Божьим и в то же время исполняет дело Божье, которое Бог хотел создать для нас. Присоединив человеческую природу к Себе, Он является этим Даром, который мы приносим на Литургии. Поэтому Господь является и Агнцем и вечным Архиереем, Первосвященником, который приносит Себе и принимает эту жертву вместе с Отцом. Это единственное чудо, тайна Христова, как называет ее апостол Павел. Это тайна концентрируется, проявляется, осуществляется в Святой Евхаристии. Это лучше всего показывает апостол Павел в своем послании Коринфской Церкви в 10 главе (16 и 17 стих): «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного тела». Это и есть реализм, настоящий православный реализм, прагматическое учение святого Игнатия.

http://pravmir.ru/ep-afanasij-evtich-o-t...

Тогда верующие, в народе, воскликнули радостно: «Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!» Но раздраженные фарисеи и книжники стали кричать: «Праведный заблуждается, свергнем его – тогда народ перестанет ему верить», и, низринув его, стали побивать камнями. Праведный, собрав последние силы, стал на колена, поднял руки к небу и громогласно молился, говоря: «Господи Боже, прости им! Они не ведают, что творят!» Пока его били, некто, священник из племени Рихава, бросился в народ с криком: «Что вы делаете? Праведный молится за вас, а вы его побиваете!» В это время один суконщик ударил Иакова тяжелым валиком и разбил ему голову». Хотя Апостол всю жизнь свою провел в Иерусалиме, но он имел горячую заботу и о христианах, рассеянных по дальним странам: к ним он написал известное Соборное Послание, преисполненное духом любви и мира, в котором он умоляет их доказывать любовь свою и веру во Христа добрыми делами, всегда помня, что вера без дел мертва. Святой Иаков еще составил первый чин служения литургии к совершению Святой Евхаристии. Эта литургия и доныне совершается в Иерусалиме вдень его памяти. Святой апостол Матфей проповедовал сначала в Иудее и первый написал Евангелие на еврейском языке. Оно было почти тотчас же переведено на греческий язык, как полагают, святым Иоанном Богословом. Святой Лука был верным спутником апостола Павла, и в Риме не оставлял его до самой его кончины. Лет 15 спустя по Вознесении Господнем он написал на греческом языке Евангелие; он же передал нам в книге Деяний святых апостолов драгоценную повесть о распространении Церкви Христовой. Он проповедовал в разных странах и был епископом в греческом городе Солуне; сподобился мученической смерти, по мнению одних, в Ефесе, а по словам других, в Патрах. Святой Лука был врачом и живописцем. Святой Марк сопутствовал апостолу Петру при первом его путешествии в Рим и под его руководством написал там Евангелие на греческом языке. Был первым епископом Александрийской Церкви и в Александрии положил начало училищу, которое впоследствии сделалось знаменитым. В этом же городе святой Марк был замучен язычниками, которых отвращал от поклонения идолу. Перед кончиной он сподобился явления Христа и радостно перешел в лучшую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1Ин.2:20, 27 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13, 4:30 ). 2) Дух Святой подает нам Свои силы непосредственно, как Корнилию и бывшим с ним язычникам ( Деян.10:44–45 ). Сошествие Святого Духа без внешних посредств на Корнилия и других язычников, бывших с ним, единственный случай (объясн. в гл. о крещении, ответ на 6-е возражение). Если бы для сообщения человеку даров Святого Духа не требовалось священнодействия, то зачем апостолы послали Петра и Иоанна в Самарию? 3) Апостол называет помазанием дары Духа Святого ( 1Ин.2:20, 27 ) и не говорит, что они подаются через помазание миром. Но название внутреннего, духовно-благодатного действия Святого Духа «помазанием» было бы непонятным, если бы оно не указывало на внешнюю форму сообщения этого духовного действия, от которой оно и получило свое название. Если бы не было внешнего помазания при сообщении даров Святого Духа, то также непонятны были бы выражения апостола: «Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ), «запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф.1:13 ; ср. Еф.4:30 ). Этими словами апостол указывает на видимую сторону таинства миропомазания, в котором помазание является печатью, знаком принадлежности помазанных Христу, удостоверением для них самих в том, что они действительно получат обещанное им (ср. Рим.8:17,23 ), в залог (задаток) чего даны им дары Духа Святого. Таинство Святого Причащения Понятие о сем таинстве. Обетование Иисуса Христа о таинстве причащения. Заповедь Господа о сем таинстве. В Церкви сие таинство будет совершаться до пришествия Иисуса Христа: Жертвенное значение евхаристии. Приступать к таинству причащения должно с приготовлением. Каких благ удостаиваются достойно причащающиеся евхаристии? Свидетельства древнехристианских отцов. Понятие о сем таинстве «Причащение есть таинство, 199 в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (Катихиз.). Обетование Иисуса Христа о таинстве причащения «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в Жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. 3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня. Глава 8 1. Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой. 2. И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своем, так молитесь: Отче наш, сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки. 3. Трижды в день молитесь так. Глава 9 1. Что же касается Евхаристии, совершайте ее так. 2. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3. О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. 4. Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. 5. И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам. Глава 10 1. По исполнении же (вкушения) так благодарите: Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твое святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3. Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради имени Твоего, пищу же и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/25/h...

3 . Относительно пищи понеси то, что можешь, но крепко воздерживайся от идоложертвенного, ибо это есть служение мёртвым богам. Глава 7. Крещение водой 1 . А что касается крещения, крестите так: преподав наперёд всё это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2 . Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, [окрести] в тёплой. 3 . Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4 . А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперёд один или два дня. Глава 8. Молитва и пост 1 . Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвёртый и шестой. 2 . И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своём, так молитесь: Отче наш , сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки. 3 . Трижды в день молитесь так. Глава 9 Причащение 1 . Что же касается Евхаристии, совершайте её так. 2 . Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш , за святой виноград Давида, отрока Твоего, который [виноград] Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3 . О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш , за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. 4 . Как сей преломляемый хлеб был рассеян по горам и, собранный вместе, стал един, так и Церковь Твоя от концов земли да соберётся в царствие Твоё, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. 5 . И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьёт, кроме крещённых во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам. Глава 10. Благодарение 1 . По исполнении же [вкушения] так благодарите: Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твоё святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   Поэтому мы вполне основательно делаем святые собрания в церквях в восьмой день. А если надо сказать и что-либо таинственное, ради неотвратимой потребности ума, то хотя мы запираем двери, но Христос приходит и является всем нам, как невидимо, так и видимо: невидимо как Бог, а видимо опять в теле. Дозволяет же и дает прикасаться Святой Своей Плоти, когда мы по благодати Божией приступаем к приобщению таинственного Благословения (Евхаристии), принимая Христа в руки, дабы и мы крепко уверовали, что истинно воскресил Он Свой собственный храм. В самом деле, что приобщение таинственной Евхаристии есть некое исповедание Воскресения Христова, это весьма ясным может стать из слов, что Он сказал, совершив Сам образ таинства. Разломив хлеб, как написано, Он стал раздавать со словами: «Сие есть Тело, за вас даваемое в оставление грехов: сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19; Мф.26:28). Таким образом, причастие Святых Таин есть воспоминание как смерти так и воскресения ради нас и за нас Господа, для наполнения нас чрез это и Божественным благословением. Отречемся же поэтому, как от гибельного дела, от неверия и после прикосновения ко Христу окажемся, напротив, вернейшими и имеющими твердый ум.    Но здесь любознательный пусть снова вспомнит о том, что Марию Магдалину Он отстранил от прикосновения (к Себе), ясно сказав ей: «Не касайся Меня», ибо я еще не восшел к Отцу» (Ин.20:17). Фоме же позволяет и к боку прикоснуться, и язвы гвоздиные перстом исследовать. По какой причине, об этом хотя уже ясно сказано, однако ж напомню, сократив длинное рассуждение. Магдалине еще не позволяло время коснуться, потому что еще не была она освящена благодатию Духа — ведь когда еще был с нами Христос и еще не восшел к Небесному Отцу, тогда нельзя было видеть в людях совершившимся сошествие Параклита. Фоме же уже и это подобало как получившему Духа вместе с другими (Апостолами), ибо, как мы уже ранее сказали, он не был лишен Духа потому, что отсутствовал, но щедрость Дававшего простиралась и на него, так как дар был уделен всей полноте святых Апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

А сребролюбие, тщеславие, гордость и множество всяких пороков соединяются нераздельным союзом. Таким образом, если и один какой–нибудь порок начнет усиливаться в нас, то он будет доставлять приращение и прочим. глава 4 Вопрос: можно ли приступить к святому причащению оскверненному ночным истечением? Герман. По устроению Божию, этот вопрос предложен на рассмотрение для того, чтобы мы, возбуждаемые теперь удобным случаем собеседования и ходом речи, 696//научились тому, о чем по стыдливости, лишающей смелости спрашивать, никогда бы не осмелились спросить. Итак, если в то время, когда следует приступить к Святым Тайнам, нам случится быть оскверненными от мечтаний во сне, нужно ли принимать или оставить причащение Святой Евхаристии? глава 5 Ответ: когда истечение во сне признается виною Феона. Со всем тщанием, насколько для нас возможно, мы должны стараться сохранить неоскверненной чистоту целомудрия, особенно в то время, когда хотим приступить к святому жертвеннику, и с бдительной осмотрительностью надо остерегаться, чтобы чистота плоти, сохраненная в предыдущее время, не была нарушена особенно в ту ночь, когда мы готовимся к причащению. Но если злейший враг, чтобы лишить нас небесного лекарства, обольстит усыпленный дух только так, что не осквернится никаким, достойным порицания, возбуждением, никаким согласием его на услаждение, но произойдет истечение по естественной необходимости или по действию дьявола без чувства удовольствия, для воспрепятствования нашему освящению, то мы можем и должны благонадежно приступить к благодати спасительной пищи (Евхаристии). Если же по нашей вине произойдет истечение, то, слушаясь своей совести, убоимся того, что апостол говорит: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11, 27—29), т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

В качестве опровержения православного понимания Евхаристии иеговисты приводят несколько цитат из Писания, которые подтверждают, по их мнению, истинность их богословских выводов. Так, при насыщении хлебами пяти тысяч человек в ответ на слова толпы: «Господи! Подавай нам всегда такой хлеб» – Спаситель ответил: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о тленной пище, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» ( Ин. 6:26–27 ). Очевидно, что под тленной пищей здесь разумеются хлеб и рыба, которыми был насыщен народ, и всякая земная пища. Под пищею же, пребывающей в жизнь вечную, без сомнения, нужно понимать вкушение истинного Тела и Крови Спасителя. Иеговисты, как и прочие протестанты, усматривают в пище, приводящей к жизни вечной, указание на учение Христа. Господь о Своем Теле и Крови сказал, что «хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя». Если бы Господь имел в виду просто учение Свое, то сказал бы собравшимся «даю» или «дал», ведь Спаситель к тому времени не раз благовествовал о своем учении народу, и многие уже уверовали в Него. Христиане спасаются не причащением, а словом Божиим, заявляют протестанты. Говорил же Спаситель ученикам: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедовал вам» ( Ин. 15:3 ). В Своем благовестии Спаситель, без сомнения, преподал Свое учение и о святой Евхаристии, и о многом-многом другом, что необходимо соблюдать христианину ради спасения, ибо сказано, что «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:13 ). Сектанты не только не исполняют, но и неверно слышат, извращая учение Господа самочинными измышлениями. Обращаясь в послании к Евреям, апостол Павел пишет: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» ( Евр. 13:9 ). Только помраченное сознание сектанта способно в этих словах усмотреть указание на ненужность причащения, дарующего величайшее из благ – жизнь вечную ( Ин. 6:46–58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

В Книге пророка Иезекииля говорится (8-я и 9-я главы Книги Иезекииля), что самое страшное, что было с Храмом незадолго до взятия Иерусалима – пророк Иезекииль это видел – это то, как Слава Божия покидала Храм через херувимов. Затем Слава Божия возвратилась, когда Храм был освящен. О том, что Слава Божия навсегда покидает Храм Соломона, говорится в 27-ой главе Евангелия от Матфея. Слава Божия остается в Храме Тела Господня, т. е. в Церкви. Церковь есть жилище Святого Духа. Та самая Слава, которая в свое время являлась в Скинии, теперь является в нас. Но в Церкви есть еще более великая реальность, чем люди: там – Причастие, то самое Тело Господне, через которое в нас входит Слава. Главное, что есть в храме – святая Евхаристия, Причастие. Евхаристия – сердцевина Церкви. Поэтому храм называется местом особого присутствия Божьего. Где Христос – там и Слава. Господь говорит: «Я живу на высоте Небес среди ангелов». Поэтому, когда говорится «Отец наш Небесный», имеется в виду, что Он действует в Небесах. Ангелов миллиарды, но у них одна воля – воля Божия. Слава Божия среди ангелов на Небесах являет себя беспрепятственно. Бог все видит и все слышит. Вездесущность Божия означает не только то, что Бог находится везде. Бог все видит, все слышит. Поэтому, как говорит святой Ириней Лионский , «Бог есть целиком око», целиком слух. Поэтому Он и называется Всевидящим Оком. И скрыться от Него невозможно. Бог имеет характер. Теперь несколько слов о характере Бога. Что такое характер? Буквально это очертание. У человека это характеристика воли, чувств. Когда мы говорим о Боге, мы говорим, что у Него есть ум, воля, чувства. Мы сотворены по Его образу. Ум Божий, однако, отличается от нашего. Бог всеведущ  – Он все знает. Ум у Бога обладает таким свойством, как всеведение. Бог знает все, «ибо если сердце наше осуждает нас, то[ кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все» ( 1Ин. 3, 20 ). Бог испытывает сердца людей и воздает каждому по делам его. «И уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» ( Откр. 2, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010