Перед вознесением Спасителя на небо апостолы спрашивали Его: «не в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» Иисус Христос на это сказал им: «не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти. Вы получите силу, когда на вас сойдет Дух Святой, и будете учить обо Мне в Иерусалиме, по всей Иудее и Самарии и по всей земле». Из этих слов Спасителя мы видим, что знание разных языков апостолам было дано для того, чтобы они могли учить об Иисусе Христе по всем народам. Почему апостолы спросили Иисуса Христа о восстановлении царства Израиля? – потому что они, как и другие иудеи, думали, что Иисус Христос будет земным царем, освободит их от власти римлян, и они будут при Нем господствовать. Конечно, они думали неправильно и ошибались. Но после сошествия Святого Духа они и сами не могли уже ошибаться в истинной вере и других учить неправильно, потому что Дух Святой научил их всему истинному. Таким образом, всякая мудрость, всякое истинное знание дается людям от Духа Святого. Поэтому мы называем Духа Святого Духом истины. Дух Святой сошел на апостолов с неба. У народов бывают правители, которым люди должны повиноваться; эти правители иногда называются царями. Дух Святой есть Творец всего мира; Он господствует над всем миром. Но только на небе, в Небесном Царстве святые Ангелы и святые угодники всегда поступают по воле Божией, как истинные подданные Его. Поэтому Духа Святого можно назвать Небесным Царем, в отличие от царей земных. Итак, Дух Святой называется Царем Небесным, Утешителем и Духом истины. Мы называем Духа Святого Царем Небесным; но Он, конечно, находится не только на небе, но и везде, и нет такого места, где бы Его не было; нет такого места, где бы люди не могли обратиться к Нему с молитвой, и во всяком месте они могут получить от Него всякое благо. Благостью Его наполнен весь мир. Поэтому Он называется вездесущим и все наполняющим. Если Дух Святой наполняет весь мир Своею благостью, то от Духа Святого получаются все блага и милости, которыми мы пользуемся; они все находятся во власти Духа Святого. Он есть как бы сокровищница, из которой люди получают всё драгоценное и полезное для них. Поэтому Дух Святой называется сокровищницею благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Христианин: «Согласны ли вы с тем, что разумное существо (личность) непременно мыслит, действует, общается и проявляет волю? » Свидетель Иеговы: «Да, у сатаны все это есть». Христианин: «Почему же вы не верите, что Святой Дух – личность? Согласно Библии, Он обладает всеми свойствами, присущими личности». (Покажите из Писания несколько конкретных свойств, свидетельствующих о личности Святого Духа.) 467 Мы знаем, что Иисус и апостолы, говоря о Святом Духе, использовали личные местоимения. Но еще важнее другое: Святой Дух использовал личные местоимения, когда говорил о Себе! «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ; курсив автора). Что бы ни говорили Свидетели Иеговы, Святой Дух явно считает Себя личностью, а не персонифицированной силой! Спросите: Если Святой Дух – сила, как утверждает Общество Сторожевой Башни, почему Он называет Себя личным местоимением «Я» ( Деян.13:2 )? По поводу личных местоимений, используемых применительно к Святому Духу, реформатский богослов Чарльз Ходж говорит, что Святой Дух «столь часто изображается личностью в контексте не только поэтической или возвышенной речи, но и обычного повествования и наставления, и Его личность подтверждается столь многими косвенными доказательствами, что объяснять употребление личных местоимений по отношению к Нему персонификацией значит поступать вопреки всем правилам толкования» 468 . Обратите особое внимание на Ин.14:16 : «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя [в ПНМ „помощника». – Примеч. науч. ред], да пребудет с вами вовек...» (курсив автора). В греческом языке есть два слова, которые переводятся на русский язык словом «другой»: одно из них (heteros) означает «еще один, но иного рода», а другое (allos) – «еще один такой же, следующий». В Иоанна 14:16 использовано слово allos. Таким образом, Иисус говорит, что Он попросит Отца послать другого Утешителя, такого же, как и Он Сам – то есть личность! Все три года Своего земного служения Иисус помогал ученикам, выступая в роли их личного ходатая и представителя, но теперь у них будет другой личный ходатай и представитель – Святой Дух, Который останется с ними навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

По православному христианскому учению, открытому нам в Священном Писании и хранимому в Святой Церкви Христовой, Дух Святой есть третье Лицо Святой Троицы. Ему принадлежит такая же слава, честь и поклонение, как Богу Отцу и Богу Сыну. Дух Святой обладает такими же совершенствами бытия, как и первые два Лица Божественной Троицы. Это значит, что Духу Святому присуще всеведение, всемогущество, вездесущие. Это значит, что Дух Святой есть Творец всего видимого и невидимого мира. Это значит, что одним из свойств Духа Святого является благодатное возрождение, спасение и освящение людей. Вот над этим последним из перечисленных свойств Святого Духа мы и задумаемся сегодня, обратив свое сердечное внимание на то, что собою представляет благодатное освящение верующих Господом Богом Духом Святым Животворящим. Это благодатное освящение состоит в том, что Сам Дух Святой невидимо сообщается всем истинно верующим, вселяясь в каждого достойного христианина и пребывая в нем Своею силою. Поэтому святой апостол Павел и восклицает в Первом послании к Коринфянам: " Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? " (1 Кор. 3, 16). Что же нужно для того, чтобы стать храмом Святого Духа? И как вселяется в человека Дух Святой? Для того, чтобы принять в свое сердце Духа Святого, недостаточно одного лишь желания. В Царство Святого Духа, в Царство Божие может войти только тот, кто является истинным христианином, то есть человеком не только крещеным, но таким, кто непрестанно духовно совершенствуется, обновляется, духовно возрождается. Господь говорит: " …если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие… " (Ин. 3, 5). А вот слова святого апостола Павла: " …истина во Иисусе,— отложить прежний образ жизни ветхого человека,.. а обновиться духом ума вашего… " (Еф. 4, 21–23). Вселение Святого Духа в человека происходит через усердную молитву. Сам Господь наш Иисус Христос говорит, что если мы в молитве будем просить Духа Святого, то " Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него… " (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Дух Святой помогает нам во всяком состоянии, пребываем ли мы в благодати, или в грехах. Если в благодати, то помогает, чтобы не пострадали вследствие отпадения от нее. Удаляющимся от греха подает утверждение, чтобы снова не отпали от нее. Он ведет нас от силы в силу добродетелей, пока мы не увидим Бога богов в Сионе. Пребывающим во грехах Он помогает подняться, чтобы они не погибли от грехов, но ушли бы из-под их власти, согласно словам Псалмопевца: «Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания» ( Пс. 93, 17 ). Для того Дух Святой был послан на святых апостолов и прочих верующих людей, чтобы без соблазнов руководил ими в настоящем пути, пути скользком и имеющем скрытые демонские сети, согласно словам царя Давида: «На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня» ( Пс. 141, 3 ), чтобы милостиво наставил их, являя Себя в печалях – Утешителем, во тьме – светом, в несчастьях – покровителем, в бедах – освободителем, в сомнениях – советником, в горестях – усладой, в трудах – отдыхом, в изнеможении – укреплением, в заблуждении – исправителем, в невежестве – наставником. Все эти благодеяния Дух Святой милостиво творил верующим, каждому по нужде, не перестает творить и доныне, если только сосуды наших душ мы постараемся омыть от греховных скверн в источнике слез. Пример такой благодати Духа Святого мы имеем в божественных апостолах, которые прежде были невеждами, но когда были посланы по вселенной с благовестием, то исполнились разумом, красноречием и мудростью. Учением своим они всех, как рыб, уловили Христу, и сбылось на них пророчество: «И все сыновья твои будут научены Господом» ( Ис. 54, 13 ). Прежде они были боязливыми, Дух же Святой облек их силою свыше и укрепил на всякие бедствия, согласно следующим словам: «Я утвержу столпы ее» ( Пс. 74, 4 ). Были они прежде худородными и не пользовались честью, Дух же Святой, наделив их силой чудотворения, соделал их дивными для всего мира: «Господь отделил для Себя святаго Своего» ( Пс. 4, 4 ). Раньше были они едва теплыми; когда же Дух Святой сошел на них в виде огненных языков, возгорелись они любовью и были облечены ревностью, так что могли говорить с Иеремией: «Свыше послал Он огонь в кости мои, и он овладел ими» ( Плач. 1, 13 ). Потому-то и слова их, как огненные, могли проникать и в окаменелые сердца. Потому-то и верховный апостол святой Петр одним поучением обратил к Господу три тысячи душ, а в другой день еще пять тысяч. Будучи прежде немощными, они столь укрепились Духом Святым, что ни мучения, ни томления, ни какая-либо адская сила не могли сокрушить сердец их. Напротив, они сами привели под иго Христово всю вселенную, упразднили идолов и даже князя мира, и всю вселенную подчинили и покорили Распятому. Вот какова сила Духа Святого, наставившего их и помогающего нам в немощах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

    ПОЛУНОЩНИЦА ВСЕДНЕВНАЯ Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Молитва Святому Духу Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. Трисвятое Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва Святой Троице Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради. Господи, помилуй. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва Господня Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. 1 Господи, помилуй. (12) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. 5 Придите, поклонимся Царю нашему, Богу. Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему. Псалом 50 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Израиль, избранный и выделенный среди народов, становится личным достоянием Бога, народом священников, «народом святым». По Своей непостижимой любви Бог живет и «идет» среди Своего народа (Исх 33. 12-17). Он является ему посредством облака, ковчега Завета, храма или славы Своей, к-рая сопровождает народ Его даже в изгнании (Иез 1. 1-28): «среди тебя - Святой» (Ос 11. 9). Освящение должно поддерживать завет с Израилем, так же как и народ израильский в Мериве является объектом проявления святости со стороны Яхве, когда он получает воду, несмотря на противление, оказанное Ему (Числ 20. 13). Все деяния на пользу Израиля являются проявлениями Его святости. Связь между святостью и заветом проявляется в титуле «Святой Израилев», по преимуществу встречающемся у прор. Исаии (14 раз в 1-й части и 16 раз во 2-й части книги). Обращение «Святой Израилев» не означает, что Святой принадлежит Израилю. Яхве - Святой Израилев не потому, что он посвящен Израилю, но потому, что Он Сам (по)святил Израиль Себе, и Израиль свят лишь в силу этого посвящения Яхве. У прор. Осии говорится: «среди тебя - Святой» (      Ос 11. 9), и у прор. Иезекииля: «Святой в Израиле» (     - Иез 39. 7). Эта связь, основанная на избрании, подразумевает, что святость, целью к-рой является Израиль, может обратиться и против него, а в нек-рых обстоятельствах в ходе истории Божественная святость была для Израиля проявлением суда. «Свет Израиля будет огнем, и Святой его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день» (Ис 10. 17). Наименование Бога «Святой Израилев» означает прежде всего то, что Яхве остается близко к Израилю. «...Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий,- Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис 57. 15). Вручение скрижалей Закона Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанция в Риме. IV в. Вручение скрижалей Закона Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанция в Риме. IV в. Святость есть то, что представляет Яхве как Бога, но в то же время Святой Израилев - это Тот, Кто подает Свое слово (Ис 5. 24; 30. 12, 15), Тот, Кто всегда готов прийти на помощь (Ис 31. 1-2; 37. 23; 41. 10 сл.), Чьи благословения настолько очевидны, что язычники будут восклицать: «У тебя только Бог, и нет иного Бога» (Ис 45. 14). Ассоциация термина «святой» с терминами   (спаситель - Ис 43. 3) и   (искупитель - 43. 14; 47. 4; 48. 17; 49. 7) равно хорошо иллюстрирует коммуникативный характер святости. Если Бог -   т. е. близкий родственник, исполняющий право выкупа (искупления), то это означает, что Святой, несмотря на расстояние, отделяющее Его от твари, близок к Своему народу, находится с ним в ближайших отношениях: святость и ревность составляют содержание имени Яхве: «Он Бог святый, Бог ревнитель» (Нав 24. 19).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Всякая тварь служебна Создателю, по слову пророка, который так говорит Богу: «все служит Тебе» ( Пс.118, 91 ). А служебное не может дать другому свободы и сыноположения, которых само не имеет в своей сущности. Но Дух дает свободу и сыноположение, ибо Дух вопиет в сердцах наших: " " Авва, Отче!» Поэтому ты уже не раб, но сын» ( Гал.4, 6 ). Поэтому Он не тварь. Ни одна тварь несообщима так разумной душе, чтобы могла вселиться в нее существенно. Дух Святой вселяется в нее, по слову сказанного: мы «храм Божий», «и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3, 16 ). Поэтому Дух не тварь. Всякая разумная тварь может принять в себя и добродетель, и порок. Но Дух ничего в себя не приемлет. Поэтому Он не тварь. И сколь многим доказывается одно и то же действование святыни и блаженной Троицы! О том, что Дух есть Создатель «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» ( Пс. 18, 1 ). И в другом месте: «и небеса – дело Твоих рук» ( Пс.101, 26 ). А какие у бестелесного Бога могут быть бестелесные руки, создавшие твердь и небеса, толкует сам пророк, говоря: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32, 6 ). Но как у Бога Слово не устами произносимое, но живое, самостоятельное, вседейственное, так у Бога и Дух не разливающееся дыхание, не рассеивающийся воздух, но сила освящающая, самосущная, самобытная, самостоятельная. «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом» (Иов, 10, 8). И сие изречение имеет один смысл с предыдущим местом. Ибо Иов говорит: «Дух Божий создал меня» (Иов, 33, 4). И в объяснение о другой руке говорит Соломон: « " Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека» " ( Прем. 9, 1–2 ). Христос же есть «Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор. 1, 24 ); это на иносказательном языке есть Зиждительная рука. Но Писание действованию Духа приписывает устроение целого естества нашего, и называет Духа обновителем создание в нетление, «отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103, 29–30 ). Конечно же, Бог не посылает сам Себя, но посланием называет нисхождение к делу Своему, а не переход с места на место. «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» ( Прем. 1, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Первый и последний Адам – одна из главных тем учения апостола Павла о Спасении (ср. Рим.5 ). Душа живущая и дух животворящий; душа живущая есть созданная тварь, человек или животное, в которую Творец вдунул дух. Человек становится душою живущей, существующей благодаря приобщению к Духу Святому. Он распадается в прах, когда Дух от него отходит. Напротив, последний Адам, Воскресший Христос, не восходит к приобщению Духу, но Он есть Дух Животворящий; не душа, но Дух; не живущий приобщением и зависимостью, но животворящий, то есть имеющий в Себе источник жизни, которую Он сообщает людям. Первый человек – из земли, перстный, Второй человек – Господь с неба. Временное предназначение первого, вечное пребывание Второго. Дух Святой действует, разумеется, в полноте человеческого существа Иисуса: Его сила проявляется в Воскресении ( Рим.1:4; 8:11 ). Дух Святой настолько глубоко проникает в человечество Иисуса Христа, что апостол Павел дерзает говорить о том, что Дух есть «ум Господень» («ум Христов») ( 1Кор.2:10–16 ). Он есть Дух усыновления ( Рим.8:15 ). Б) Личное отношение Христа к Духу Святому Надо, наконец, отметить сложность толкования глубокого отрывка второго послания к Коринфянам, где апостол Павел говорит о преображении верующего Духом Святым в образ Славы Господней: «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открыты лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:15–18 ). Мы тут находим ту же связь и тот же контраст, но уже не между двумя Адамами, а между двумя Заветами ( 2Кор.3:5–18 ). По слову апостола Павла, «Господь есть Дух». По-гречески обоим терминам («Господь» и «Дух») предшествует артикль, что не позволяет дать одному из них значение сказуемого. Легче всего было бы толковать этот отрывок либо как утверждение Господства, то есть Божественного достоинства, Духа, либо как духовную природу прославленного Христа (см. 1Кор.15 ). Оба эти толкования вводят категории причинности, разумеется, законные, но не исчерпывающие непостижимую тайну связи Христа и Духа. Если у верующих, и главным образом у святых, мы находим опыт все большей открытости действию Духа Святого, Который живет в нас, и в Котором мы живем, Который молится в нас ( Гал.4:6 ), и в Котором мы молимся ( Рим.8:15 ), то во Христе Иисусе полнота присутствия Духа превышает всякие категории причинности, одностороннего местопребывания Духа. Христос живет в Духе, будучи полностью открытым Его действию. В Воплощении само тело и человечность Христа пронизаны Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010