Дух святой Некогда Бог обещал послать Своего Святого Духа к людям, говоря через пророка Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоил. 2:28 ). Потом через пророка Исаию Он говорил израильтянам: «излию Дух Мой на племя твое» ( Ис. 44:3 ). Теперь уже исполнилось это обещание, ибо Он уже не однажды послал в мир Духа Своего Святого, но явил Его самыми разнообразными способами. В первый раз Дух Святой показался в виде голубя, когда Иисус крестился в иорданских водах, как свидетельствует о том святой евангелист Матфей: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» ( Мф. 3:16 ). Во второй раз Святой Дух показался в облаке, когда преобразился Христос, о чем повествует тот же евангелист Матфей: «облако светлое осенило их» ( Мф. 17:5 ). В третий раз Святой Дух показал Себя в ветре, когда наполнил дом, в котором пребывали апостолы. Об этом говорит святой апостол Лука в Деяниях так: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» ( Деян. 2:2 ). В четвертый раз Он показался в огненных языках, когда сошел на апостолов. Об этом в Деяниях Апостольских мы читаем следующее: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» ( Деян. 2:3–4 ) (1). Дух Святой явился в образе голубя по многим причинам: во-первых, потому, что Святая Церковь (то есть верующие христиане) называется голубицей, как говорит к ней Дух Святой в Песни Песней: «Встань, возлюбленная Моя, прекрасная Моя, голубица Моя, выйди!» ( Песн. 2:10, 14 ); во-вторых, потому, что голубь не хищная птица, но простейшая и не имеющая в себе лести. Сам Христос, Спаситель наш, наставляя учеников Своих, говорит: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ). Поэтому и Дух Святой обыкновенно пребывает в тех, кто имеет сердце простое и смиренное, а не лукавое и коварное. Блаженный Августин говорит: «Дух Святой явился голубицей, чтобы хотящий быть освященным Духом был как голубица, не имеющая лести».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ибо написано: От Саула отступил Святой Дух , Которого он получил при помазании, отступил от него, потому что он преогорчил Его. И вместо Него послал ему Бог дух возмущающий. И когда Саул был возмущаем злым духом, Давид играл на псалтири и приходил Святой Дух, Которого получил Давид при помазании , и отбегал от Саула терзавший его злой дух. Но не постоянно находился у Давида Святой Дух, Которого он получил: когда Давид играл на псалтири, Он приходил к нему — потому что если бы Дух всегда находился с ним, то не позволил бы Он согрешить ему с женой Урии. И когда Давид молился о своих грехах и исповедовал свои прегрешения перед Богом, то так сказал: Духа Твоего Святого не отними от меня . И также о Елисее написано: Когда играл на псалтири, пришел к нему Дух, и он начал пророчествовать, говоря: так говорит Господь: не увидите ни ветра, ни дождя, но долина эта обратится во множество рвов . Но когда пришла к нему Сонамитянка ради своего сына, который был мертв, то так он сказал ей: Господь скрыл от меня и не объявил мне . Когда же послал к нему царь Израильский, чтобы убить его, то прежде чем пришел к нему посланный, Дух сообщил ему [об этом], и он сказал: Вот этот сын нечестия послал снять с меня голову . И еще Он сообщил ему об изобилии, которое будет в Самарии на следующий день . 17. Вот, возлюбленный мой, когда Святой Дух удалится от человека, получившего Его, сатана, пока Дух не вернулся, приближается к этому человеку, чтобы поколебать его и чтобы Святой Дух отделился от него окончательно. Ведь пока Дух находится с человеком, сатана боится приблизиться к нему. Посмотри, возлюбленный мой, что также и Господь наш, рожденный Духом, не был искушаем сатаной, прежде чем получил с небес Духа в крещении. И тогда Дух выводит Его, чтобы Он был искушаем сатаной. Такая возможность есть у человека: в тот час, когда он чувствует, что не горит Духом и что сердце его погрузилось в заботу об этом мире, то пусть знает, что нет в нем Духа, и пусть, встав, начнет молиться и бодрствовать, чтобы пришел к нему Дух Божий, и чтобы не быть побежденным врагом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

241. Духу Святому приличествуют поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28,19). 242. В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков. Это сказано для обличения некоторых лжеучителей, которые говорили, что книги Ветхого Завета написаны не Духом Святым. 243. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков точно говорил Дух Святой. Апостол Петр пишет: " Ни бо волею бысть когда человеком пророчество (никогда пророчество не произносилось по воле человека), но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы " (2Пет.1,21). 244. Дух Святой говорил и через апостолов, по слову Апостола Петра: " Открыся, яко не им самем, но нам служаху сия, яже ныне возвестишася вам (что ныне проповедано вам), благовествовавшими вам Духом Святым, посланным с небесе " (1Пет.1,12). 245. О6 апостолах не упомянуто в Символе веры потому, что во время составления его никто не сомневался в богодухновенности апостолов. 246. Дух Святой открылся людям особым образом. Он сошел на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по Воскресении Христовом. 247. Дух Святой и ныне сообщается всем истинным христианам. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3,16). 248. Соделаться причастным Святого Духа можно через усердную молитву и через Таинства.. Аще убо вы зли суще (если вы, будучи злы), умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче (тем более) Отец, Иже с Небесе, даст Духа Святаго просящим у Него (Лк.11,13). Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже (которые) сотворихом мы, но по Своей (Его) милости, спасе нас банею пакибытия (омытием возрождения) и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим (Тит.3,4-6). 249. Святой пророк Исаия указывает семь даров Духа Святаго: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (Ис.11,1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Также и в другом месте. Если бы Дух Святой исходил не только от Отца, но и от Сына, то Спаситель прямо бы сказал: «Утешитель... Дух истины, Который от Отца и Сына исходит», между тем Христос не сказал и «от Сына» и этим показал, что Дух Святой исходит только от Отца. Католики также стараются отыскать в Св. Писании основания для своего учения об исхождении Св. Духа и от Сына; но все попытки их свидетельствуют только о том, что они заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией. Так ссылаются католики на следующее место из Евангелия Иоанна: «Иисус сказал им (ученикам): мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго» ( Ин.20:21–22 ). Из этих слов Спасителя католики делают вывод, что Дух Святой исходит и от Сына. Но если кто захочет внимательно вникнуть в вышеприведенные слова Евангелия, тот ясно увидит, что в них говорится не об исхождении Св. Духа от Сына, а только о преподании Спасителем своим ученикам благодатных даров Св. Духа. Так что же? И апостолы преподавали дары Духа верующим, и в настоящее время пастыри подают в таинствах дары Св. Духа. Неужели католики на этом основании станут доказывать, будто Дух Святой исходил от апостолов и исходит от пастырей подобно тому, как Он исходит от Отца? Укажем еще одно место, на которое ссылаются католики, доказывая, что Дух Святой исходит и от Сына. В 15 главе Евангелия от Иоанна приводится следующие слова Спасителя о Св. Духе: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца...» (ст. 26). Выражение «Я пошлю» говорят католики, указывает на то, что Дух Святой исходит и от Сына. Но если бы Дух Святой исходил и от Сына, то Спаситель сказала бы: «Я пошлю вам от Себя», между тем Он говорит «от Отца» и этим ясно показывает, что Дух Святой только от Отца исходит. Нельзя также заключать об исхождении Св. Духа и от Сына на основами слов Спасителя " Я пошлю», так как тогда мы должны признать, что сам Сын исходит от Духа, ибо в Св. Писании есть места, говорящие о послании Сына Духом Святым. Вот эти места. В 48 главе книги пророка Исаии содержатся следующие слова, которые пророк говорит от имени Сына Божия: «Приступите ко мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени как это происходит Я был там; и ныне послал меня Господь Бог и Дух Его» (ст. 16). И еще: «Дух Господень на мне ибо Он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем» ( Ис.61:1 ; Лк.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

В пятидесятый день по воскресении Господа, – согласно с Его обетованием, на Апостолов сошёл Дух Святой. Об этом великом событии Св. Апостол и Евангелист Лука повествует так: «при наступлении дня Пятидесятницы, – все они (т. е. Апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, – и наполнил весь дом, – где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, – как Дух давал им провещавать» ( Деян.2:1–4 ). Кто же, бр., есть Дух Святой? Дух Святой есть Бог – Господь, – третье Лицо Св. Троицы. Он не сотворён, напротив Сам есть Господь Животворящий. Подобно тому, как теплота, – происходящая от солнца, всё собой согревает, оживляет, произращает растения и травы, так и Дух Святой даёт жизнь всем тварям. Вместе с Отцом и Сыном Он сотворил мир, – носясь над водами, т. е. над первозданным веществом мира, еще бездивным и неустроенным и сообщая ему жизненную силу ( Быт.1:2 ). «Им и доселе всё живёт и движется». ( Пс.103:30 ), – но особенно Им возращается и развивается духовная жизнь в человеке: Он наставляет человека на всякую истину, – согревает душу к добродетели, – возбуждает в сердце желание благ небесных и царствия Божия. Дух Святой исходит от Отца, – но не от Отца и Сына вместе, как думают западные христиане. Что наше православное учение об исхождении Духа Святого от Отца – правильно, об этом ясно свидетельствуют слова Самого Господа: «егда же приидет Утешитель... Дух истины, – Иже от Отца исходит, – Той свидетельствует о Мне ( Ин.15:26 )». Дух Святой имеет равную с Отцом и Сыном Божескую власть и силу, а потому Ему приличествует и равное с Ними поклонение и прославление. Дух Святой говорил чрез пророков, т. е. пророки говорили и писали по внушению Духа Святого, или как говорил Св. Апостол, – «от Святого Духа просвещаеми» ( 2Пет.1:21 ). Дух Святой сошёл на Апостолов, как мы знаем, – в виде огненных языков. Невидимо же и в душе каждого христианина Он почивает, если только христианин сам не отдаляет Его от себя греховной нечистотой и нераскаянностью: «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живёт в вас?».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Рубрики Коллекции Фото Елены Добряковой Кто такой Святой Дух в православии 2 мин., 21.06.2022 Поделиться «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь». Этими словами начинаются и заканчиваются многие молитвы. В коротком предложении названы все имена и Ипостаси Святой Троицы. Но кто такой Святой Дух в православии? Давайте разбираться. Святые отцы, учителя Церкви закрепили важнейший догмат о Святой Троице в Никео-Цареградском Символе веры 381 года. Именно из него узнаем, что Бог один, но имеет три Лица, три Ипостаси. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой — Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе Лицах, или Ипостасях. Святой Дух — в традиционном смысле — это Третье Лицо Святой Троицы. Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца. С того момента как Иисус Христос явил Себя миру, он сам много говорил о Святом Духе. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, чтó вам говорить, и не обдумывайте; но чтó дано будет вам в тот час, тó и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк 13:11). Читайте также: Христиане верят в Святую Троицу. В чем суть? В Ветхом Завете пророки реже повествуют о явлении Духа Божьего, однако значение его велико. В самых первых строках Библии узнаем, что земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт 1:2). А в 50-м псалме читаем: Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня (Пс 50:13). Новозаветная история Господа Иисуса Христа начинается с откровения Архангела Гавриила Деве Марии, что после схождения Святого Духа она родит Сына. Позже про Утешителя — так еще называют Третье Лицо Бога — ученикам говорит Сам Спаситель, а потом, после Пятидесятницы, уже они повествуют о благотворном действии Святого Духа. Кто такой Святой Дух в православии и в христианской Церкви? Тот, через кого происходит богообщение, кто помогает человеку молиться, дает и усваивает ему свои Дары. Очень много об этом рассказывают Деяния и Послания апостолов. Так, в Послании к Коринфянам апостола Павла находим важные слова: Дары различны, но Дух один и тот же... Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера... иному дары исцелений... иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков (1 Кор 12:4–10).

http://foma.ru/kto-takoj-svjatoj-duh-v-p...

Святой Дух вразумлял пророка Даниила, и Он же прохладил огонь вавилонской печи для трех праведных отроков, так что «в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Дан. 3: 50). Святой Дух во Христе Святой Дух являл Свою силу, Свои дары. Но Ветхий Завет – лишь путь к обетованному. Пророчество Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2: 28) предполагало будущее время. Восстановление человека как храма Духа Святого стало возможно лишь с рождением на земле Того, храм тела Которого разрушили и в три дня Он воздвиг его (см.: Ин. 2: 18–22). Рай как Царство Святого Духа отверзся, когда явился Тот, Кто наконец-то сказал: «Ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23: 43). Пришел Святой святых, Чистейший самых чистых, и нам даровано освящение сокровенных глубин нашего сердца. Не полки филистимлян или аммонитян теперь ниспровергаются, ибо то всё были победы временные и земные. Теперь казалось бы непобедимые легионы злых духов в панике покидают одержимых людей, едва рядом появляется Он, «исполненный Духа Святого» (Лк. 4: 1). О Нем сказал Предтеча Иоанн: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1: 32–34). Святой Дух пребывал с Ним как с Сыном Божиим изначала. И тайна Боговоплощения совершилась под Его священным покровом. Где вершится Божия Тайна, там всегда действует Дух Святой. И потому Воплощение Сына Божия совершилось при Его сокровенном участии. Потому и архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 35). Святой Дух есть Дух Святыни. С Рождением Христа в мир пришла подлинная Святость – от Святости неразрывен Дух Святой. В Ветхом Завете отдельные люди принимали от Духа те или иные дары, принимали как временное служение. В Новом Завете действует Тот, Кто раздает дары Духа Святого как силу, возрождающую к вечности.

http://pravoslavie.ru/131649.html

в) Петр Ломбард и другие ревнители папства приводят из сочинения святого Амвросия о Пресвятом Духе следующее: «что от кого либо , то или от существа его , или от власти ; от существа, как Сын, который от Отца, и Дух Святой, который от Отца и от Сына исходит.» Но ныне в творениях Амвросия. по всем изданиям, читается это так: «от существа, как Сын, который сказал: я (Премудрость) вышла из уст Всевышнего (Сирах. 24:3), как Дух, который от Отца исходит, и о котором сказал Сын: Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет .» г) Два отступника от православия Векк и Калека, писавшие в защиту римского лжедогмата, приводят из третьего слова на молитву Господню святого Григория Нисского следующее изречение: «Дух Святой и называется Духом от Отца, и имеет свидетельство, что Он есть Дух от Сына ( κ το ιο ).» Но даже иезуит Петавий должен был согласиться, что это место повреждено, и что его надобно читать так, согласно с составом речи: «Дух Святой и называется Духом от Отца, и имеет свидетельство, что Он есть Дух Сына, — ибо сказано: если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9).» д) Во всех изданиях творений блаж. Иеронима в его изъяснении символа веры, написанном к святого Кириллу, читается: «Дух Святой собственно и истинно от Отца и от Сына исходит.» Но сами же римские богословы, пользовавшиеся творениями Иеронима еще до издания их в печати, приводят это место без прибавления: «и от Сына,» а один из них (Петр Ломбард), приведя это и два другие подобные места из того же с о чинения блаж. Иеронима, с недоумением спрашивает: почему Иероним, сказав, что Дух Святой исходит от Отца, не сказал — и от Сына? е) Из сочинений блаж. Августина о Пресвятой Троице Петр Ломбард приводит слова: «Дух Святой есть дар Отца и Сына, потому что и от Отца исходит и от Сына.» Но ныне во всех изданиях место это читается так: «Дух Святой есть дар Отца и Сына, потому что, как говорит Господь, Я пошлю вам от Отца, Дух истины , (Иоан. 15:26), и потому, что сказанное Апостолом: если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9), сказано о том же самом Духе.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Второе пришествие      Но Господь не только грозный Судия, Он и Милосердный Отец, и, конечно, Он по Своему милосердию сделает все возможное, чтобы не осудить, а оправдать человека. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам... Господь на Страшном Суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была». Восьмой член Символа веры И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, от Отца исходящего, равно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.    Святой Дух — третья Ипостась, третье Лицо Святой Троицы. Дух Святой единосущен и равночестен Отцу и Сыну. Он — Бог, поэтому Он также именуется в Символе веры Господом. Святой Дух назван Животворящим, дающим жизнь, во-первых, потому, что Он вместе с Отцом и Сыном участвовал в творении мира. В книге Бытия, при описании творения земли, говорится: и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Дух Божий создал меня (Иов 33, 4), — говорит праведный Иов. Во-вторых, Святой Дух дает вместе с Отцом и Сыном духовную жизнь людям, сообщая им Божественную благодать. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин 3, 5). Дух Божий носился над водою      Пророки, провозвестники слова Божия, писали свои книги не от себя, а по наитию Святого Духа, поэтому Священное Писание называется богодухновенным. Господь Иисус обещал послать Своим ученикам, святым апостолам, Святого Духа, Которого Он называет Утешителем: Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит (Ин 15, 26). В пятидесятый день по воскресении Христовом, когда апостолы были собраны в одном месте, в Сионской горнице, на них сошел Дух Святой в виде языков пламени и сообщил им благодатные дары. Сошествие Святого Духа на апостолов      С этого времени Святой Дух действует в жизни Церкви, особенно сообщая свои дары в святых Таинствах. Святитель Василий Великий сравнивает Святого Духа с солнечным светом, согревающим и дающим жизнь: «Каждый наслаждающийся им как бы один, между тем это сияние озаряет землю и море и растворяется в воздухе. Так и Дух в каждом из приемлющих Его пребывает, будто присущий ему одному, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся по мере собственной способности принять, а не по мере возможного для Духа».

http://pravoslavie.ru/104596.html

Со всеведением тесно связано другое Божеское свойство, на которое указывается в известных словах псалмопевца Давида: «Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу?» Мы говорим о вездесущии, по которому Бог в одно и то же время находится во всех местах, и нет такого места, где бы Его не было. Что свойство это принадлежит и Духу Божию, в этом можно убедиться уже на основании одного простого умозаключения. Ежедневно в разных местах в одно и то же время тысячи людей приемлют Таинство Святого Крещения и прочие Таинства, через которые действует и нисходит на верующих Дух Святой. Не ясный ли это знак того, что Дух Святой находится всюду, и что нет такого места, где бы Его не было. Более того, во всех благочестивых христианах Дух Святой обитает постоянно, как в благоугодных Ему храмах, о чем ясно свидетельствует апостол в словах: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» Поэтому верно то, что Дух Святой вездесущ. В Послании к ефесянам апостол увещевает христиан: «и не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Дух Святой оскорбляется грехами нашими. Если же бесчисленное множество христиан, живущих в разных местах, могут оскорблять Духа Святого грехами, то отсюда следует опять, что Духу Святому известны действия всех людей, и что Он находится вблизи всех их и есть всеведущ и вездесущ. В Слове Божием Дух Святой изображается преимущественно Совершителем нашего освящения, и этим приписывается Ему Божественная святость. Таким образом, мы узнали, что Дух Святой есть вечен, всеведущ, вездесущ и свят, как и Бог Отец, и Бог Сын. Нам нет нужды доказывать здесь, что Ему принадлежат и все другие Божеские свойства, поскольку уже из сказанного ясно видно, что Святой Дух по существу Своему есть истинный Бог. Но где есть Божеские свойства, там есть и Божеские дела. И действительно, в Священном Писании Духу Святому ясно приписываются Божественные дела. Так в 1 и 2 стихах Книги Бытия о Духе Святом говорится: «и Дух Божий носился над водою».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010