4) Обещание служить Богу дают за детей взрослые – приносящие: «Приносите Ему детей, чтобы прикоснулся к ним» ( Марк. 10:13 ), а когда ученики не хотели допустить детей до Христа, то Иисус вознегодовал и обнял детей, возложил руки на них и благословил (16 ст.). С точки зрения сектантов, Христос поступил неправильно, преподав благодатные дары Св. Духа лицам, не имеющим веры ПРАВОСЛАВНЫЙ: Дух Святой подается непосредственно верующим и никакого душистого масла не нужно. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благая давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» ( Лук. 11:13 ). И ап. Павел говорит, что христиане – храм Св. Духа: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои " ( 1Кор. 6:19 ). А мы знаем, что Дух Святой непосредственно сходит на верующих: «Когда Пётр еще продолжал эту речь. Дух Святой сошёл на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшее с Петром, изумились, что Дух Святой излился и на язычников».( Деян. 10:44–45 ) Напрасно сектанты ссылаются на эти места Св. Писания. В этих текстах говорится только о том, что христиане принимают дары Св. Духа и что источником благодатных даров является Сам Господь Бог . И только. Но здесь совсем не говорится о том, что дары Св. Духа подаются без пастырей Церкви и без видимых знаков, установленных в Церкви Христовой. Что касается 10-й главы книги Деяний апостолов, то из неё ясно видно, что хотя Корнилий сотник был мужем и благочестивым, и Бог услышал его молитву, однако же Дух Святой не был послан на него непосредственно, но ему, через ангела Божия было сообщено, чтоб он обратился к ап. Петру. И только в присутствии ап. Петра пастыря Церкви, на сотника Корнилия и на всех уверовавших сошел Дух Святой. Причем здесь было особое чудо Божие: Дух Святой сошел на язычников до их крещения. Меж тем, сектанты на основании этого места не говорят того, что крещение не нужно, раз Дух Св. нисходит без совершения этого таинства. |
Дух Господа Бога Моего на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы – так говорил о Себе Мессия устами того же пророка ( Ис. 61:1 ; ср.: Лк. 4:18 ). Святой Дух наитием Своим, по замечанию святого Иоанна Златоустог о, «как бы некиим перстом указал Христа всем» 143 . С этого времени и сам Креститель Господень Иоанн проповедует уже не о грядущем, а о пришедшем Мессии. Разрешая вопрос, почему Дух Святой явился в виде голубя, святые отцы говорят, что этот образ наиболее приличествовал и Духу Святому, и Христу Господу. «Голубь есть животное кроткое и чистое, и как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в сем виде» 144 ; «в виде голубя снисшел Дух в изображение Христова человечества чистого, незлобивого, истинного» 145 . С другой стороны, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучец, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя; там сучец масличный, здесь милость Бога нашего» 146 . Объясняя глубже сошествие Святого Духа, сопребывавшего Христу и прежде, святые отцы научают понимать его богоприлично. «Никто да не подумает, – говорит святой Афанасий Александрийский , – что Христос приял, не имея Его прежде, ибо Он послал Духа свыше, как Бог , и Он же приял Его долу, как человек» 147 , и, как изъясняет святой Иоанн Златоуст , «Дух Святой сошел на Иисуса не так, как бы в это время был Ему первоначально даруем, но для того, чтобы показать Проповеданного» 148 . Православная Церковь не имела никакого сомнения в том, что Господь Иисус Христос крестился в струях Иорданских чрез погружение. На это указывает восхождение Его из воды, о котором говорят евангелисты Матфей ( Мф. 3:16 ) и Марк ( Мк. 1:10 ) и которому, естественно, по выражению Константинопольского патриарха Иеремии 149 , предшествовало нисхождение в воду. Блаженный Иероним пишет: «Сам Спаситель наш Иисус Христос, Который не очищался в крещении, но крещением Своим очищал все воды, тотчас, как только поднял главу из потока, приял Духа Святого» 150 . |
Или же если сущность Святого Духа надлежит обозначить каким-либо другим отдельным и особенным образом, то [все равно] поскольку Он – Бог, Он, конечно же, свет; а поскольку Он – свет, Он, конечно же, и премудрость. То же, что Святой Дух – Бог, Писание провозглашает через апостола, который говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий», и сразу же добавляет: «и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3, 16 ). Ибо Бог обитает в храме Своем. Ведь Дух Божий обитает в храме Божием не как слуга, о чем апостол говорит с еще большей ясностью в другом месте: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших» ( 1Кор.6, 19–20 ). И что же еще есть премудрость, как не свет духовный и неизменчивый?! Ибо и это солнце тоже есть свет, но телесный; и духовное творение тоже есть свет, но не неизменчивый. Следовательно, и Отец – свет, и Сын – свет, и Святой Дух – свет; однако вместе Они не три света, но единый свет. И поэтому и Отец – премудрость, и Сын – премудрость, и Святой Дух – премудрость; вместе же Они не три премудрости, но одна премудрость. Поскольку же для Них быть и быть премудрым – одно и то же, постольку Отец, Сын и Святой Дух суть одна сущность. И для Них одно и то же – быть и быть Богом. Следовательно, Отец, Сын и Святой Дух – единый Бог. 7. Итак, для того, чтобы высказаться о том, что невыразимо, дабы мы смогли хоть как-то выразить то, что невозможно выразить, наши греки говорят об одной сущности и трех субстанциях 36 (una essentia, tres substantiae), латиняне же – об одной сущности или субстанции и трех лицах (una essentia uel substantia, tres personae) (ибо, как я уже говорил, в нашем языке, т.е. латыни, сущность (essentia) и субстанция (substantia) обычно мыслятся тождественными). И покуда то, что говорится, понимается, по крайней мере, гадательно (in aenigmate), выражаться таким образом было достаточно, чтобы что-нибудь сказать, когда спрашивается о том, что суть Те Трое, Которых истинная вера возвещает как Трех, когда она утверждает, что Отец не есть Сын и что Святой Дух, Который есть дар Божий, не есть ни Отец, ни Сын. |
Так заканчивается Таинство Крещения, и мы приступаем к Таинству Миропомазания. Миропомазание Крещение есть Таинство прощения и обновления, Таинство рождения. Но за рождением следует жизнь. Бог при творении мира, создав человека, «вдунул в лице его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ). И после нового творения – спасения мира, совершенного Христом, – Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов, чтобы облечь их «силою свыше» ( Лк.24:49 ). Так и после крещения Он низводится на новокрещеного в Таинстве Миропомазания. Это Таинство жизни: Дух Святой есть «Жизни податель», то есть источник той новой, Божественной Жизни, которую получает человек во Христе. «Ибо жизнь явилась», – говорит святой Иоанн Богослов ( 1Ин.1:2 ), а эта жизнь дана нам Духом Святым. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Эту жизнь подает, о ней свидетельствует Дух Святой, сошедший на апостолов в Иерусалиме, совершающий всякое Таинство Церкви и низводимый на нас через миропомазание. «Сей есть Иисус Христос , пришедший водою и кровию и Духом... и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» ( 1Ин.5:6 ). Таинство освящения «Святой» прежде всего означает освященный, то есть посвященный Богу, отданный на служение Ему. Потому Церковь есть «род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет.2:9 ). Она служит делу Христову, Сам же Христос пришел, чтобы послужить «и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). И в Церкви мы живем не для себя, но чтобы исполнять Его дело в мире. Мы – «люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Того, Кто призвал нас из тьмы в чудный Свой свет» (ср. 1Пет.2:9 ). Каждый из нас освящен Духом Святым, то есть посвящен на служение Господу своему. Каждого Дух Святой посылает на особое служение, и нет члена Церкви, не призванного к служению, так как сама Церковь есть вечное служение Богу, вечное свидетельство об Его Царстве в мире и над миром. Таинство одухотворения Наша жизнь, по слову преподобного Серафима Саровского , должна быть «стяжанием Духа Святого», то есть безостановочным восхождением и одухотворением. Мы призваны к совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ); и в Таинстве Миропомазания нам подается благодать, то есть сила, помогающая нам в этом восхождении, в этой непрестанной борьбе за духовную жизнь, за одухотворение всего нашего человеческого существа. Дух Святой, данный нам, есть источник той внутренней жажды, которая уже не дает нам успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет нас к небесному, вечному и совершенному. Он есть совесть, осуждающая наши дурные поступки и дающая нам «видеть наши прегрешения», и Он же есть те «мир и радость», которые уже здесь, на земле, дают нам предвкушать вечную радость Царства Божиего (см.: Рим.14:17 ). |
Здесь мы заметим еще одно. Проповедь апостолов была могущественною именно потому, что через них говорил и действовал Дух Святой. Вот почему о всех, обратившихся через их проповедь к вере в Иисуса Христа, мы можем сказать, что их призывал Дух Святой. Сам Спаситель говорил о проповеди апостолов: «вы не будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Но, действуя через апостолов, Дух Святой вместе с тем действовал и на сердца слушателей их, располагая их и внутренно привлекая к принятию проповеди. Это мы подтвердим примерами. Перед своею мученическою кончиной святой первомученик Стефан произнес проповедь о Христе. И так как слышавшие эту проповедь не внимали ей, то святой Стефан укорил их следующими словами: «жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». Из этих слов ясно видно, что во время проповеди святого Стефана на слушателей его действовал Дух Святой, привлекая их к вере во Христа, ибо в противном случае нельзя было бы сказать, что они противились Духу Святому. Вспомним также историю обращения к Христу сотника Корнилия и всего дома его. Апостол Лука повествует об этом событии: «Когда Петр еще продолжал эту речь (проповедь о Христе), Дух Святой сошел на всех, слушавших слово». Слова эти показывают, что одновременно с проповедью на сердце Корнилия и его дома действовал также и Святой Дух. Точно так же о некоей жене Лидии порфиропродательнице повествуется в книге Деяний апостольских, что «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорит Павел», вследствие чего и она приняла проповедь апостола, уверовала во Христа и крестилась. Итак, верно то, что благодать Божия призывает нас к вере в Иисуса Христа: – через проповедь Евангелия, без которой невозможно уверовать в Иисуса Христа, и через внутреннее воздействие, благодаря которому сердце неверующего располагается к принятию и уразумению проповеди. Теперь спрашивается, на кого же именно простирается благодать Божия? Посылая апостолов на проповедь, Господь говорил им: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Таким образом, апостолы должны были возвещать проповедь об Иисусе Христе всем людям, ибо Бог всем хочет спастись, по ясному слову Писания, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Поэтому весьма заблуждаются те лжеучители, которые утверждают, что благодать Божия простирается только на людей предопределенных к праведности и блаженству. Не некоторых только людей повелел Господь научить, но всех, не некоторым только людям Бог хочет спастись, но всем. Уже земные отцы всем детям своим желают добра и всячески заботятся об исправлении дурных из них. Неужели же теперь Бог, наш Небесный Отец, только одним из нас даровал бы благодать Свою, а других лишил бы ее? Нет, это не согласно со Словом Божиим. |
Нас не должен смущать тот факт, что Писание говорит «на Нем», потому что речь здесь идет о Сыне Человеческом, поскольку Христос принял крещение именно как Сын Человеческий. По божественному же достоинству Дух не над Христом, но во Христе – как Отец в Сыне и Сын в Отце, так и Дух Божий и Дух Христов пребывает в Отце и в Сыне, будучи Духом уст Его. А потому пребывает в Боге Тот, Кто от Бога, как об этом написано: Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога ( 1Кор. 2:12 ). Пребывает Он и во Христе, так как принимает от Христа и находится во Христе, по слову Писания: Он от Моего возьмет ( Ин. 16:14 ); и в другом месте: Закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим. 8:2 ). Следовательно, не по божеству Христа Дух на Христе, ибо Троица не пребывает Сама на Себе, но Она на всем. Итак, Она не на Себе, но в Себе Самой. Может ли кто усомниться, что Дух Святой послал пророков и апостолов, коль скоро Сын Божий говорит: Дух Господень на Мне ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18 ), – и в ином месте: Я первый и Я во веки. Моя рука основала землю, и Моя десница укрепила небеса; призову их, и они предстанут вместе, и соберутся все и услышат. Кто возвестил им это? Возлюбив тебя, Я исполнил то, чего жаждал ты против Вавилона, искоренил род халдейский. Я сказал и призвал. Я привел его и благоуспешным путь его соделал. Приступите ко Мне и послушайте! Я и сначала говорил не тайно; Я был там, когда они явились; и ныне послал Меня Господь и Дух Его ( Ис. 48:12–16 ). Кто же сказал: Послал Меня Господь и Дух Его? Тот, Кто пришел от Отца спасти грешников! 6 Дух послал Его, чтобы ты, прочитав, что Сын посылает Духа 7 , не подумал, что власть Духа ущербнее. Следовательно, Сын был послан и Отцом и Духом. И Дух был послан и Отцом и Сыном. Отец послал Его, ибо написано: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое ( Ин. 14:26 ). И Сын послал, как Он обещал: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца Моего, Дух истины ( Ин. 15:26 ). Если и Сын и Дух посылают друг друга, как посылает Отец, это не вынужденная покорность, но единство власти. |
Испугавшись, чтобы не быть обличенным Христом во всех своих неправдах, вышел вон, не ожидая ответа на свой вопрос. Из этого примера видно, как правда бежит от неправды, как ложь не совмещается с истиной, а дух мира сего с Духом Господним. Дух Господень подает блага всем, почему и разделяется в Исаином пророчестве на семь дарований. «Почиет на нем, – говорится там, – Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия» ( Ис. 11:2–3 ). Благодетельство Духа Святого изъяснено и в церковных песнях в неделю Пятидесятницы: «Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный, обладаяй, очищаяй прегрешения; Бог и боготворяй, Огнь от Огня исходяй, глаголяй, деяй, разделяяй дарования» (Стихира на хвалитех 3-я). Дух Господень не может не благодетельствовать не только достойным, но и недостойным, как Сокровище благих: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ). Поэтому и каждый человек, делающий добро ближним, имеет в себе Духа Господня, по словам псалма: «Праведный же щедро дает» ( Пс. 36:21 ). Дух же мира сего скуп, берет и не возвращает, и только кажется благодетельствующим, на деле же не таков. О властителях языческих народов Господь говорит в Евангелии: «Владеющие ими благодетелями называются» ( Лк. 22:25 ). Заметим последнее слово: называются – и спросим, почему Господь не сказал: «Обладающие ими – благодетели», а только «называются благодетелями»! Он сказал так для того, чтобы показать нам дух мира сего, который не может творить благодеяния и только по имени называется благодетельным. «Владеющие ими благодетелями называются» – только называются благодетелями, но на самом деле они не благодетели. Имеют название благодетелей, а дело злодетельное. По-видимому, именно в этом смысле святой апостол Иаков говорит: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» ( Иак. 2:6–7 ). Не может дух мира сего благодетельствовать кому-либо. |
Но ни о чем не говорится, что оно — от Бога, кроме того, что происходит из Его сущности. Дух называется Святым. Это — главнейшее и первое Его наименование, заключающее в себе наиболее выразительный смысл и показывающее природу Святого Духа. Святой Дух, Дух Божий. Кто называет Его Духом Божиим? Послушай Спасителя: « Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов » (Матф. 12:28). Дух Божий. Итак, чтобы, как я сказал раньше, кто–либо, услышав о Духе Божием, не подумал, что здесь обозначается некоторое содружество, а не общность естества, Павел говорит: « мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога » (1 Кор. 2:12). В свою очередь, Дух называется Духом Отца, как об этом говорит Спаситель святым апостолам: « не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас » (Матф. 10:19, 20). Подобно тому, как, сказав: «Дух Божий», Писание присоединило: «Который от Бога», так же, в свою очередь, Дух назван и Духом Отца. А чтобы ты не подумал, что Он называется так ввиду Его содружества с Отцом, Спаситель решительно говорит: « Когда же приидет Утешитель… Дух истины, Который от Отца исходит » (Иоан. 15:26). Там говорится: «от Бога», а здесь — «от Отца». Что именно приписал Господь Себе Самому: « Я исшел от Отца » (Иоан. 16:28, 27), это же приписывает и Святому Духу, говоря: « Который от Отца исходит ». Итак, Дух есть Дух Божий и Дух от Бога Отца, и Он исходит от Отца. Что значит — «исходит»? Не сказал: «рождается». Чего не написано, о том не должно и рассуждать. Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца. Ты разведываешь от меня вообще о различии, каким образом Тот рождается, а Этот исходит? Что же? Узнав, что Сын рожден, ты узнал и об образе Его происхождения. И, когда ты слышишь, что проповедуется Сын, ты с тем вместе постигаешь и образ Его рождения. Имена — то, что почитается верой и блюдется благочестивой мыслью. Какой же смысл слова «исходит»? Чтобы избежать имени «рождение» и чтобы не назвать Духа Сыном, Писание говорит о Святом Духе: « Который от Отца исходит ». |
144. Поэтому, как Отец и Сын – одно, ибо Сын обладает всем, что имеет Отец 107 , так и Дух – одно с Отцом и Сыном, потому что Он Сам знает все, что Божье 108 . Он не вырвал эти знания силой, иначе это было бы оскорблением тому, кто их лишился, и не похитил, иначе претерпел бы ущерб тот, кто оказался обкраденным. Дух не похитил знания, нуждаясь в них, и не вырвал из-за превосходства в силе, но обладает ими по единству власти. Если Он совершает это, поскольку все сие производит один и тот же Дух ( 1Кор. 12:11 ), неужели не Бог Тот, Кто обладает всем тем, чем обладает и Бог? 145. Давайте исследуем, обладает ли Бог чем-либо, чего лишен Святой Дух. У Бога Отца божественная природа, и у Сына, в Котором обитает вся полнота Божества ( Кол. 2:9 ), она есть и у Духа, ибо написано: Божий Дух в ноздрях моих ( Иов. 27:3 ). 146. Бог испытывает сердца и утробы, как написано: Ты испытуешь сердца и утробы ( Пс. 7:10 ); также и Сын, сказавший: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? – потому что знал Иисус помышления их (Μф. 9:4); испытывает сердца и Дух, открывающий пророкам тайные чувства чужих сердец, как выше мы сказали, что тайны сердца его обнаруживаются ( 1Кор. 14:25 ). Почему мы удивляемся, если проникает в тайны человеческие Проницающий и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ). 147. Бог истинен, ибо написано: Бог верен, а всякий человек лжив ( Рим. 3:4 ), и в другом месте мы читаем: Верен Бог, Который не лжет (1 Kop. 1:9; Тит. 1:2 ). А разве лжет Дух? Он – Дух истины 109 , Который, как мы показали, был назван истиной 110 , так как Иоанн назвал Его истиной, как и Сына. И в псалме Давид говорит: Пошли свет Твой и истину Твою! Да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои ( Пс. 42:3 ). Если ты полагаешь, что Сын здесь свет, то Дух – это истина; если же тебе удобнее назвать истиной Сына, то тогда Дух – это свет. 148. Бог обладает именем выше всякого имени ( Флп. 2:9 ). Мы читаем, Он дал Сыну имя, чтобы во имя Иисусово все преклонили колени 111 . Посмотрим, обладает ли этим именем Дух. В Писании сказано: Идите и крестите народы во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). Следовательно, Дух обладает именем превыше всякого имени, и то, что имеют Отец и Сын, имеет и Дух по единству самой природы этого имени. |
Но когда говорится, что человек создан по образу Божию и что он земля и должен возвратиться в землю, – нужно понимать, относительно чего это говорится. В первом случае говорится относительно разумшй души, которую Бог посредством вдыхания или, точнее сказать, вдувания дал человеку, то есть телу человека; во втором же – относительно тела в том виде, в каком Бог создал человека из праха, дал ему душу, чтобы было тело душевное, т. е. чтобы был человек душою живою. Поэтому, когда Господь дунул, говоря: «Примите Духа Святого» ( Иоан. ХХ, 22 ), этим действием Он, конечно, дал понять, что Дух Святой есть Дух не только Отца, но и Сына. Ибо тот же Дух, Который от Отца и от Сына, вместе с Ними есть Святая Троица. Не телесное дуновение, которое исходит из телесных же уст, было субстанцией и природой Духа Святого; дуновение это было знаком, по которому мы, как я сказал, должны понять, что Дух Святой равно присущ Отцу и Сыну, ибо не у каждого из Них особый Дух, но один на обоих. Дух этот в Св. писаниях называется по-гречески πνεμα, как и в этом месте назвал Его Господь, обозначая Его дуновением уст Своих и давая Его ученикам. Ни в каких местах Писаний я не встречал, чтобы Он назывался иначе. Здесь же, где читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание (spiritum) жизни, и стал человек душею живою» ( Быm. II, 7 ), в греческом (переводе) не говорится πνεμα, как обычно говорится о Духе Святом, но πνο, – название, прилагаемое к твари, а не Творцу. Поэтому некоторые и по-латыни предпочли перевести это слово не как «дух» (spiritus), а как «дыхание» (flatus). Слово это встречается в греческом тексте и в том месте Исайи, где Бог говорит: «Всякое дыхание, Мною сотворенное» ( Ис. 57:16 ), обозначая этим, несомненно, всякую душу. Итак то, что по-гречески читается πνο, наши иногда переводили словом «дыхание», иногда – словом «дух», а иногда и «вдохновение» или «дуновение» (inspiratio vel aspiratio). Πνεμα же всегда переводили словом «дух», – шла ли речь о духе человека, о котором говорит апостол: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» ( 1Kop. II, 11 ); или о духе скота, как написано в книге Соломона: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» ( Ekkл. III, 21 ); или о том телесном духе, который называется ветром, ибо это название прилагается и к нему, когда говорится в псалме: «Огнь, град, снег, голоть, дух бурен» ( Пс. 148:8 ); или даже о Духе-Творце, о Котором говорит Господь: «Примите Духа Святого» ( Иоан. ХХ, 22 ), обозначая Его дуновением Своих уст. |
| |