Следующее место, на которое ссылаются католические богословы, представляет из себя свидетельство Спасителя о Св. Духе, заключающееся в 13 и 14 ст. 16-й главы Иоанна: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет, и возвестит вам» ( Ин.16:13–14 ). Объясняя это свидетельство, католические богословы умствуют: «Знание какого-либо лица в Троице есть тоже, что самое лице: но слушать, значит, принимать знание; следовательно, слушать, значит, принимать лице или самое свое личное бытие. Посему Св. Дух, слушая от Сына (знание), от Него приемлет и Свое бытие. Что имеет Св. Дух, то это есть самая его сущность: но что Он приемлет от Сына, то имеет: посему, что приемлет от Сына, то это есть самая его сущность, следовательно, Св. Дух приемлет от Сына Свою сущность, или Свое бытие». Так разглагольствуют католические богословы, а мы истолкуем слова Спасителя проще и естественнее. Наше толкование такое: отходя на небеса, Спаситель утешает апостолов тем, что Бог Отец по его молитве пошлет им другого Утешителя – Духа Святого ( Ин.14:16 ). Этот Утешитель прежде всего научит апостолов всему и напомнит все, что Христос говорил им ( Ин.14:26 ). Дух Святой будет говорить ученикам не от Себя, а передаст то, что услышит ( Ин.16:13 ). От кого услышит? Не от Сына, как думают католики, а от Отца, потому что о Своем учении Сам Сын Божий говорит: «Слова, которые говорю Я, говорю не от Себя. Отец, пребывавший во Мне, Он творит дела» ( Ин.14:10 ). Но так как слова Духа Святого во всем будут сходны с учением Сына Божия, во-первых, потому что имеют один общий источник происхождения – Отца, а во-вторых, по той простой причине что все, что имеет Отец, одинаково принадлежит и Сыну; то Спаситель и называет их Своими, когда говорит о Духе Святом: «от Моего возьмет» ( Ин.16:14 ). Значит слова, которые имел передать Дух Святой, принадлежат Христу не в собственном смысле, а единственно в силу одинакового божества Его с Отцом. Так толкует Сам Спаситель, говоря в следующем стихе: «Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что (Дух Святой) от Моего возьмет, и возвестить вам» ( Ин.16:15 ). Если же слова, которые имел передать Дух Святой, в собственном смысле принадлежали не Богу Сыну, а Богу Отцу, то у католических богословов нет основания строить свои хитросплетенные силлогизмы и искусственно выводить измышленное Западною церковью учение, будто Дух Святой исходит и от Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Из этого следует, что для новопоколенцев Христос тоже не имеет Божественной сущности, потому что «Ему не все открыто». может ли быть «не все открыто» Богу? «Дух Святой стоит выше, чем Иисус Христос»… Возвышающий себя над Богом дух известен Церкви Божьей с древнейших времен. Это тот самый дух, который «говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов… буду подобен Всевышнему”» ( Ис.14:13–14 ). Согласно учению святых Отцов, сущность Божества и отличительные ее свойства, то есть неначинаемость и нескончаемость бытия и Божеское достоинство, принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Дух Святой – суть проявления ее в лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами 116 . Из вопроса о Божественной природе Христа следует, что Иисус Христос есть Богочеловек. Остается открытым вопрос: почему же, как утверждает автор пособия, «Дух выше Христа»? И можно ли с этим согласиться? Чтобы ответить на него, нам необходимо подробнее рассмотреть тринитарное положение Святого Духа: 1)«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек»( Ин.14:16 ). 2)«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» ( Ин.14:26 ). Из двух стихов Священного Писания мы видим, что Дух Святой отличен от Сына, Он есть другой Утешитель, но в то же время между Сыном и Духом нет противопоставления, нет отношения соподчиненности. Здесь лишь указывается на некоторое соотношение между ними, а никак не на главенство одного над другим – Духа над Христом. Причем, надо заметить, эти отношения «устанавливаются не непосредственно между ними, а через отношение второй и третьей Ипостаси к Отцу. Господь говорит о Духе Святом как о “Духе истины, Который от Отца исходит”( Ин.15:26 )» 117 . В свою очередь, Христос, пришедший крестить Духом Святым ( Лк.3:16 ), обещает ученикам послать им Духа ( Ин.15:26 ). С одной стороны, Дух Святой поставляется в таком же точно отношении к Иисусу Христу – в деле нашего искупления, – как и Бог Отец. С другой стороны, Дух Святой посылается в мир от Отца Сыном, чтобы быть Утешителем и наставникам людям и свидетелем искупительного подвига воплощенного Сына Божия перед ними.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Скачать epub pdf Пятидесятница О единстве церкви Пятидесятница Деян. 2:1–11 Ин. 7:37–52:8:12 Сегодня мы вспоминаем тот день, когда Святой Дух сошел на первых учеников Христовых. «При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. и исполнилось все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:1–4 ). Апостолы получили не только дар языков, но и другие обещанные дары: «Именем Моим будут изгонять бесов … будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). Безусловно, подобные дары и раньше давались людям. Вчера, например, мы слышали в паремии, как Бог послал Духа Своего на 70 избранных Моисеем мужей. Вспомним еще хотя бы пророка Елисея, который, когда на нем почил Дух Божий, – смог и разделить иорданские воды, и от проказы очистить человека, и даже мертвого воскресить. И сами Апостолы Христовы еще до Пятидесятницы – и больных исцеляли, и бесов изгоняли, и огонь могли сводить с неба, и другие чудеса совершать. Но все же в Пятидесятницу совершилось великое и небывалое. В этот день Дух Святой сошел не для того, чтобы просто совершить какое-либо частное дело Промысла Божия. Вчера на всенощном бдении мы слышали слова, которых Он никогда не говорил никому: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). А в сегодняшнем Евангелии Он обращается ко всем тем, к кому Он послал своих Апостолов: «Кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7:37–39 ). Когда Святой Дух излился на старейшин израильских, то целью было просто дать народу мудрых судей; когда Дух сошел на пророка Иону, целью было отвратить от греха жителей города Ниневии. А в Пятидесятницу Дух Святой излился затем, чтобы положить на земле начало Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Поэтому он излился только на учеников Христовых, на тех, кто единодушно пребывал вместе, в одной горнице, под одной крышей, в едином молитвенном устремлении к Богу. Так Святой Дух сошел только в один единственный день, в одном единственном месте и тем самым открыл на земле один единственный источник живой воды, призванный напоить всю жаждущую вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Это значит, что Дух Святой влагал в воды жизненные силы. Сначала земля была безвидна и пуста, но Дух Божий влил в нее силы жизни, чтобы из нее могли произойти, по слову Божию, растения и животные. Таким образом, Дух Божий участвовал уже в деле творения. Истину эту мы узнаем и из следующих слов Книги Бытия: «и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Мы уже знаем, что в этих словах Бог Отец обращался к Богу Сыну и к Богу Духу Святому. Значит, Дух Святой принимал участие и в сотворении человека. Вместе с Отцом и Сыном Дух Святой также и промышляет о всем сотворенном, сохраняя его и управляя им. Примеров, подтверждающих эту истину, можно привести много. Но есть еще одно великое дело, в котором Дух Святой действует как Бог. Дело это состоит в возрождении нас, человеков. Давая вместе с Богом Отцом и Сыном всем тварям жизнь, Дух Святой преимущественно дарует духовную жизнь человекам. В силу этого дела Он и называется в Символе животворящим. На это дело указал Сам Спаситель в словах: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Как истинному Богу, Духу Святому приписываются в Слове Божием те же самые Божеские имена, какие приписываются Богу Отцу и Сыну. В подтверждение этого мы сошлемся только на повествование Книги деяний апостольских об Анании и Сапфире. Из него мы знаем, что апостол Петр обратился со следующими словами к Ананию, утаившему часть своего имущества: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу». Сначала апостол здесь говорит, что Анания солгал Духу Святому, затем, – что он солгал Богу. Таким образом, апостол Петр прямо называет Духа Святого Богом, и, следовательно, приписывает Ему Божеское имя. Однако довольно уже об этом. Мы доказали, что, по учению Слова Божия, Дух Святой, третье Лицо Пресвятой Троицы, обладает Божескими свойствами, совершает Божеские дела и называется прямо Богом. Из всего этого ясно следует, что по существу Своему Он есть истинный Бог, как Бог Отец и Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«Представьте себе, – рассказывал Мотовилов, – в середине солнца лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко...». – Что же вы чувствуете теперь? – спросил св. Серафим. – Необыкновенно хорошо! – отвечал Мотовилов. – Да как же хорошо? Что именно? Мотовилов отвечал: – Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! – Что же еще чувствуете вы? – спросил опять о. Серафим. – Необыкновенную сладость! – А еще? – Необыкновенную радость во всем моем сердце! Когда Дух Божий сходит к человеку и осеняет его, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостно творит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Что же вы еще чувствуете? Мотовилов отвечал: – Теплоту необыкновенную (а ведь был мороз и снег) и ни с чем несравнимое благоухание. Беседа продолжалась. Преп. Серафим объяснял еще, что эта теплота не в воздухе, а в самом человеке, потому что благодать Божия поселяется внутри человека, в сердце его. Если есть настоящая вера в Бога, в Господа Иисуса Христа, то тогда подается и благодать Духа Святого. Господь ищет сердце человеческое, преисполненное любовью к Богу и ближнему. «Надо стяжать Духа Святого», – говорил преп. Серафим. Мир, тишина, сладость, благоухание, теплота – приходят с Духом Святым. Святой Дух есть истинный Бог так же, как Бог Отец и Бог Сын. Господь Иисус Христос перед Своим вознесением на небо, обещая ученикам, что на них сойдет Святой Дух, дал повеление «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). В этих словах Иисуса Христа Святой Дух поставлен на ряду с Отцом и с Сыном, как Лицо Им равное. Святой Дух есть Лицо Божеское, во всем равное Богу Отцу и Богу Сыну. Бог Дух Святой не рожден и не сотворен. Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия – Он вечен, Он же всемогущ и вездесущ, и всеведущ. Он во всем подобен Богу Отцу и Богу Сыну, Он одно из Лиц Святой Троицы. Его отличие от других Лиц Св. Троицы только в том, что Он предвечно исходит от Отца (как свет исходит от солнца); это Его личное свойство, которое отличает Его от Бога Отца и Сына. Об этом свойстве Святого Духа и говорится в словах восьмого члена Символа Веры : «иже от Отца исходящаго» (Который исходит от Отца). Об этом же прямо и ясно говорит и Сам Иисус Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит ; Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из западных - а) у блаж . Августина : «Отец не уменьшил Себя, чтобы родить из Себя Сына, но так родил из Себя Другого Себя, что весь остается в Себе и пребывает в Сыне таков, каков и один; равно и Дух Святой, всецелый из всецелого (а не от всецелых ), не удаляется от Того, откуда исходит, но таков с Ним, каков из Него (а не из Них) , не уменьшает Его исхождением своим, и не увеличивает своим пребыванием в Нем»; в другом месте, «а что сказал (Христос) о Святом Духе, Я пошлю вам , этим решает вопрос, дабы не подумали, будто Дух как бы через некоторые степени от Него есть, как сам Он от Отца, когда оба от Отца, один рождается, другой исходит, хотя то и другое в высоте Божеского естества различать по истине трудно;» в третьем: «может быть, иной подумал бы, что Святой Дух так же родился от Христа, как Христос от Отца; ибо о Себе Он сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня , а о Духе Святом: не от Себя говорить будет , и притом: от Моего возьмет и возвестит вам ; но поскольку Спаситель представил причину, почему Он сказал: от Моего возьмет , присовокупив: Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам , — то остается понимать так, что и Дух Святой от Отца же имеет бытие, как и Сын,» — и через несколько слов: «если же и Сын от Отца есть, и Святой Дух от Отца исходит, то почему не оба называются Сынами, не оба рожденными..., о сем, если Бог даст, в другом месте рассудим;» б) у Вигилия, епископа тапсийского (V в.): «исповедую, что Отец, и Сын, и Святой Дух суть единой субстанции и единого естества, и верую, что не из ничего и не от кого либо, но от Отца родился Сын, и от Отца Дух Святой исходит;» в) у Фульгенция, епископа руспенского (VI в.): «содержа правило апостольской веры, исповедуем Духа Святого не за кого либо, а за Бога, не различного от Сына и Отца, и неслиянного с Сыном и Отцом; ибо Он есть один и тот же Дух Отца и Сына, всецело от Отца исходящий, и всецело в Обоих пребывающий, не в Каждом отдельно, потому что нераздельно общ Обоим;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Из западных – а) у блаж. Августина: “Отец не уменьшил Себя, чтобы родить из Себя Сына, но так родил из Себя Другого Себя, что весь остается в Себе и пребывает в Сыне таков, каков и один; равно и Дух Святой, всецелый из всецелого (а не от всецелых), не удаляется от Того, от­куда исходит, но таков с Ним, каков из Него (а не из Них), не уменьшает Его исхождением своим, и не увеличивает своим пребыванием в Нем»; 899 в другом месте, “а что сказал (Христос) о Святом Духе, Я пошлю вам, этим решает вопрос, дабы не подумали, будто Дух как бы через некоторые степени от Него есть, как сам Он от Отца, когда оба от Отца, один рождается, другой исходит, хотя то и дру­гое в высоте Божеского естества различать по истине трудно;” 900 в третьем: “может быть, иной подумал бы, что Святой Дух так же родился от Христа, как Христос от Отца; ибо о Себе Он сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня, а о Духе Святом: не от Себя говорить будет, и притом: от Моего возьмет и возвестит вам; но поскольку Спаситель представил причину, почему Он сказал: от Моего возьмет, присовокупив: Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам, – то остается пони­мать так, что и Дух Святой от Отца же имеет бытие, как и Сын,” – и через несколько слов: “если же и Сын от Отца есть, и Святой Дух от Отца исходит, то почему не оба назы­ваются Сынами, не оба рожденными..., о сем, если Бог даст, в другом месте рассудим;” 901 б) у Вигилия, епископа тапсийского (V в.): “исповедую, что Отец, и Сын, и Святой Дух суть единой субстанции и единого естества, и верую, что не из ничего и не от кого-либо, но от Отца родился Сын, и от Отца Дух Святой исходит;” 902 в) у Фульгенция, епископа руспенского (VI в.): “содержа правило апостольской веры, исповедуем Духа Святого не за кого-либо, а за Бога, не различного от Сына и Отца, и неслиянного с Сыном и Отцом; ибо Он есть один и тот же Дух Отца и Сына, всецело от Отца исходящий, и всецело в Обоих пребывающий, не в Каждом отдельно, потому что нераздельно общ Обоим;” 903

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Свет же и Дух Святой, истинный и животворящий Бог, совершенен и единосущен Отцу и Сыну, всемогущ, вседержавен, всех освящает, господствует, обладает, царствует, владычествует, безначальный, невидимый, непостижимый, неисследованный, неизреченный, создавший с Отцом и Сыном разумную и чувственную тварь, исходящий от Отца, — но не от Сына, как утверждают, мудрствуя, еретики-латиняне. Кто свидетельствует о том, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына? — Сама Истина, Господь наш Иисус Христос. Ибо Он сказал: “Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”(Ин. 15, 26. В рукописи архиеп. Григория после этого текста следуют слова: “Видишь, Он не сказал: “От Меня исходит”.). И еще Он говорит: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины”(Ин. 14, 15–17.). И еще: “Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему”(Ин. 14, 25–26.). Видишь, Он нигде не говорит: “Дух Святой исходит от Отца и от Меня”! И что истиннее этого свидетельства? Отвечайте нам на это! И если Христос есть Слово Божие и именуется Божией Премудростью и Истиной, и все знает, как Бог, то кто может сказать, что Он говорил неправду? Лишь тот, кто не исповедует, что Господь наш Иисус Христос — Бог истинный. Если же кто-либо называет Его Богом истинным, то исповедует, что сказанное Им — истина. Еретики утверждают, что Христос сказал это как смиренный Человек, по человеческому естеству, ведь Христос многое говорил о Себе смиренно, по-человечески, как например: “Ищете убить Меня, Человека”(Ин. 8, 40.). Это он сказал как Человек. И много подобного есть в Святом Евангелии. Христос говорил и смиренно, как Человек, и со властью, как Бог. Именно по человеческому смирению, утверждают еретики, Христос говорил и о том, что Дух Святой исходит от Отца, но не отнес это к Себе. Но это — ложные еретические учения! Когда Господь сказал: “Которого Я пошлю вам”, — Он сказал это ученикам не как Человек, но именно как Бог: ведь человек не посылает Бога. Поскольку Дух Святой есть Бог, то и Господь говорит как Бог: “Которого Я пошлю вам”. И не один раз, но многократно говорил Он о том, что Дух от Отца исходит, чтобы заградить уста желающих утверждать, будто бы Дух Святой исходит от Сына.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Действительно, Он сказал так: [Дух истины] не от Себя говорить будет, но будет говорить то, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет 90 . Значит, Мышление [происходит] от Жизни, а сама Жизнь – от жизненного Акта (de vivendo), то есть от Отца – Сын, а от Сына – Святой Дух. Ведь Христос добавил следующее: Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что это есть Мое 91 , так как все, что имеет Отец, принадлежит Сыну – бытие, жизнь и мышление (esse, vivere, intellegere). И все это также имеет и Святой Дух. Следовательно, все Они единосущны (μοοσια). Но вместе с тем [Сын и Св. Дух] тождественны (idem). В самом деле, для того, чтобы подтвердить Свое постоянное присутствие, Христос в Евангелии от Матфея говорит так: Идите теперь и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И се, Я с вами во все дни до скончания века 92 . Этим показывается, что Иисус и Святой Дух некоторым образом тождественны (quodammodo idem), однако при этом Они различаются по способу Своего действия (actu agendi), поскольку первый дарует жизнь (vitam), а второй научает познанию (intellegentiam). Действительно, существует одно и то же движение и первичное движение (primus motus) 93 , благодаря которому происходит так, что тот, кто живет и живет истинно, тот и по знает, причем познает истинно, а кто истинно познает, тот и живет истинно. И для того, чтобы показать, что Иисус и Святой Дух тождественны, давайте обратим внимание вот на что. Очевидно, что Святой Дух есть Учение (doctrina), Мышление (intelligentia) и сама Премудрость (sapientia). Но Премудрость приписывается также Христу и Богу, и этим именем называется Христос, поскольку благовестие (evangelium) заключается в том, что Христос есть Сын Божий 94 ; и это благовестие определяется как Божия Сила и Премудрость, как говорит [апостол] Павел в [Послании] к Римлянам 95 . Также и Соломон [говорит]: Всякая премудрость – от Бога и с Ним пребывала прежде века 96 . Отсюда выясняется [Их] единосущие (μοοσιον), поскольку Премудрость дается от Бога и дается Богом, конечно же, – Христу и Святому Духу. И поскольку сказано, что Она всегда пребывала с Богом, это показывает, что единосущие (μοοσιον) означает быть вместе с Отцом. Далее, поскольку сказано: прежде века, значит, Христос существовал не только тогда, когда явился во плоти. Также [сказано]: Прежде всего создана Премудрость 97 . Если же Христос – Первородный 98 , значит, Христос – Премудрость. А то, что следует далее, [указывает на] Святого Духа: и разумение мудрости (intellectus prudentiae) – от века 99 . Действительно, если Святой Дух есть мудрость, разумение, знание и учение, Он, несомненно, есть Христос, ведь Христос также существует от века, то есть от вечности (ex aeterno), и есть Первородный 100 и более того – Единородный 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Седмица 1-я по Пятидесятнице День Святой Троицы. Пятидесятница. О единстве Церкви Ин.7:37–52, 8, 12 Сегодня мы вспоминаем тот день, когда Святой Дух сошел на первых учеников Христовых. «При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:1 ?4). Апостолы получили не только дар языков, но и другие обещанные дары: «Именем Моим будут изгонять бесов», «будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17 ?18). Подобные дары и раньше давались людям. Вчера, например, на вечернем богослужении мы слышали, как Бог послал Духа Своего на 70 избранных Моисеем мужей. А когда Дух Божий почил на Елисее, он смог и разделить иорданские воды, и от проказы очистить, и даже мертвого воскресить. И сами Апостолы еще до Пятидесятницы и бесов изгоняли, и огонь могли сводить с неба, и другие чудеса творить. Но в Пятидесятницу совершилось великое и небывалое. В этот день Дух Святой сошел не для того, чтобы совершить какое-либо дело Промысла Божия. Вчера на утрени мы слышали слова, которые Господь еще никогда и никому не говорил: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). А сегодня Он обращается ко всем тем, к кому послал своих Апостолов: «Кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:37–39 ). На израильских старейшин Святой Дух излился, чтобы дать народу мудрых судей. На пророка Иону Он сошел, чтобы отвратить от греха жителей города Ниневии. А в Пятидесятницу Святой Дух излился, дабы положить на земле начало Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Поэтому Он излился только на учеников Христовых, на тех, кто единодушно пребывал в одной горнице, под одной крышей, в едином молитвенном устремлении к Богу. Так Святой Дух сошел только в один единственный день, в одном единственном месте. На земле открылся один единственный источник живой воды, призванный напоить всю жаждущую вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010