«Божество Духа весьма открыто в Писании, говорит святой Григорий Богослов, — обрати внимание на следующее. Рождается Христос, — Дух предваряет (Лук. 1:35). Крещается Христос, — Дух свидетельствует (Иоан. 1:33-34). Искушается Христос, — Дух возводит Его (Мат. 4:1). Совершает силы Христос, — Дух сопутствует. Возносится Христос, — Дух преемствует.»    Находят в Священном Писании места, на первый взгляд, не благоприятствующие учению о божестве Святого Духа; но таких мест весьма мало, и они не трудны в истолковании. Указывают, например:    а) на слова Спасителя о Святом Духе: не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам (Иоан. 16:13). Но «и Сын, скажем вместе с святым Василием Великим, от себя не глаголет, а свидетельствует пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить (Иоан. 12:49)..., не потому, что учится у Отца, но потому, что все, что ни глаголет Отец, глаголет чрез Сына в Духе.» Это зависит от единства Их существа, тождества воли, нераздельности действия, и вместе от того, что Отец есть причина Сына и Святого Духа и первое Лицо Святой Троицы, Сын занимает второе место по Отце, Дух Святой третье.    б) На другие слова Спасителя: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но этими словами Дух Святой точно также не исключается из участия в познании Отца и Сына, как и словами Апостола: ожьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11) — Отец и Сын не исключаются из участия в познании Бога. Где упоминаются два Божеские Лица или одно, там еще нет необходимости, чтобы упоминались и все три.    в) На слова Апостола: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). Но в последних словах берется причина вместо действия, и выражается не та мысль, будто сам Дух молится или ходатайствует за нас воздыхании неизглаголанными, а та, что Он внушает нам молитвы, возбуждает в нас сердечные воздыхания, как видно из первых слов этого же самого текста: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться. Подобный пример видим в изречении Спасителя Апостолам: не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Матф. 10:20), т, е. Дух будет внушать вам, что говорить, Он наставит вас на всякую истину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

“Божество Духа весьма открыто в Писании, говорит святой Григорий Богослов , – обрати внимание на следующее. Рождается Христос, – Дух предваряет ( Лук. 1:35 ). Крещается Христос, – Дух свидетельствует ( Иоан. 1:33–34 ). Искушается Христос, – Дух возводит Его (Мат. 4:1). Совершает силы Христос, – Дух сопутствует. Возносится Христос, – Дух преемствует”. 648 Находят в Священном Писании места, на первый взгляд, не благоприятствующие учению о божестве Святого Духа; но таких мест весьма мало, и они не трудны в истолковании. Указывают, например: а) на слова Спасителя о Святом Духе: не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам ( Иоан. 16:13 ). Но “и Сын, скажем вместе с святым Василием Великим , от себя не глаголет, а свидетельствует пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить ( Иоан. 12:49 )..., не потому, что учится у Отца, но потому, что все, что ни гла­голет Отец, глаголет чрез Сына в Духе”. 649 Это зависит от единства Их существа, тождества воли, нераздельности действия, и вместе от того, что Отец есть причина Сына и Святого Духа и первое Лицо Святой Троицы, Сын занимает второе место по Отце, Дух Святой третье. б) На другие слова Спасителя: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Но этими словами Дух Святой точно также не исключается из участия в познании Отца и Сына, как и словами Апостола: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ) – Отец и Сын не исключаются из участия в познании Бога. Где упо­минаются два Божеские Лица или одно, там еще нет необходи­мости, чтобы упоминались и все три. в) На слова Апостола: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим. 8:26 ). Но в последних словах берется причина вместо действия, и выражается не та мысль, будто сам Дух молится или ходатайствует за нас воздыхании неизглаголанными, а та, что Он внушает нам молитвы, возбуждает в нас сердечные воздыхания, как видно из первых слов этого же самого тек­ста: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться. 650 Подобный пример видим в изречении Спасителя Апостолам: не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас ( Матф. 10:20 ), т, е. Дух будет внушать вам, что говорить, Он наставит вас на всякую истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

И хорошо поставлено в тексте «творящий», а не «сотворивший». Ибо если бы речь шла о происхождении Духа Святого, то, конечно, было бы сказано «сотворивший», так как не всегда же Бог творит одного и того же. А теперь, очевидно, о ветре сказано «творящий», потому что ветры не однажды сотворены, а бывают ежедневно. Также в этом месте не напрасно «дух» или «ветер» стоит без члена, который в греческом языке означает единичность: «дух» этот, очевидно, не есть Святой Дух, так как Дух Святой почти всегда обозначается с членом, как в этом месте: «Самый Дух спослушествует духови нашему» – αυτο το Πνευμα ( Рим.8:16 ); и в другом месте: «Дух есть, иже оживляет» – το Πνευμα εστι το ζωοποιουν ( Ин.6:63 ); и еще: «Божия никтоже весть, точию» το Πνευμα, т.е. «Дух Божий»: το γαρ Πνευμα, т.е. «Дух бо... испытует и глубины Божия» ( 1Кор.2:10–11 ). И много подобных мест можно привести из Святого Писания. Если же кое-где редко Дух Святой ставится без члена, то следует знать, что с членом это слово ставится в обозначение Его величия, а если иногда ставится и без члена, то это тогда, когда указывается не Сам в Себе Дух Святой, а Его сообщение, как, например, в словах «дух Илии» или «духом ходите» ( 4Цар.2:15 ; Гал.5:16 ) и в некоторых подобных этим. 16. Итак, поскольку из приведенного и многого иного несомненно, что Дух Святой не есть тварь, что Он никогда не причисляется к тварям, а всегда сопоставляется со Отцом и Сыном, то теперь посмотрим, какое с тем и другим имеет Он единство. В конце второго Послания к Коринфянам Павел пишет: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» ( 2Кор.13:13 ). Словами этими показывается единое восприятие Троицы: принявший благодать Христа имеет ее как через устроение Отца, так и через дарование Духа Святого. Ибо она дается от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, согласно с написанным: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:3 ; Кол.1:3 ; и др.), так как не иную благодать дает Отец и иную – Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

О восьмом члене Символа веры Святой Дух – такой же истинный Бог , как и Отец и Сын. Поэтому мы называем Его Господом. Животворящим Он называется потому, что вместе с Отцом и Сыном дает всему жизнь. О соучастии Святого Духа в сотворении мира сказано в Ветхом Завете: Дух Божий носился над водою ( Быт. 1,2 ). Святой Дух – не безличная Божественная сила, Он обладает всеведением (см. 1Кор. 2, 10 ) и волей (см. 1Кор. 12, 11 ). Как истинному Богу Ему подобает поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном. Христос сказал нам, что Дух Святой исходит от Отца – это личное свойство Святого Духа (см. Ин. 15, 26 ). Во времена Ветхого Завета Святой Дух говорил с людьми устами пророков (глаголавшаго пророки), а сейчас Его дары получает всякий, принимающий Крещение (после совершения Таинства крещаемый помазывается святым миром со словами: Печать дара Духа Святаго. Аминь) 40 . Все, что совершается в Церкви: все Таинства, богослужения, молитвы – все это вдохновлено и проникнуто Святым Духом. На пятидесятый день после Воскресения Христова, в праздник Пятидесятницы, Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Этот день вошел в историю христианства как день рождения Святой Церкви. С тех пор Церковь считается особым местом присутствия Третьей Ипостаси Святой Троицы, где каждый христианин может получить дары Святого Духа через Таинства и молитву. Именно Святой Дух дает человеку познание Бога и возможность общения с Ним. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12, 3 ), то есть увидеть во Христе Бога может только тот, кому помог в этом Святой Дух. О девятом члене Символа веры Церковь – это все христиане, и живые, и отошедшие в мир иной, соединенные между собой верой, молитвой и Таинствами. Христос начал создавать Церковь еще во время Своего земного служения. Избрание апостолов, Тайная вечеря и Пятидесятница стали важнейшими этапами создания Церкви. Апостол Павел называет Церковь Телом Христовым: Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12, 12–13, 27 ). Итак, все множество людей, соединившихся с Иисусом Христом: от Матери Божией Девы Марии и апостолов до ныне живущих христиан, – составляют единое Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святая Православная Кафолическая Церковь учит: «Бог есть един по существу, но троичен в лицах, Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть истинный Бог и Сын есть истинный Бог, и Дух Святой есть истинный Бог, и при том так, что в трех Ипостасях, или Лицах есть един токмо Триипостасный Бог, или Троица единосущная и нераздельная. – Божественные Лица Святой Троицы различаются между собою так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. 8 Иисус Христос, Сын Божий, посылая Своих учеников и апостолов на всемирную проповедь , так заповедал им: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ). В словах: крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Господь предложил самый краткий Символ веры , в котором преподано учение о Пресвятой Троице. Крещением или таинственным погружением в воду, верующие свидетельствуют свой обет служить во все дни жизни единому Триипостасному Богу. Иисус Христос заповедал креститься во имя, а не во имена, – во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Речение имя, в единственном числе поставленное, означает единое Божество, или одно Божественное существо: т. е. что Отец, Сын и Дух Святой – не три Бога, но единый по существу и троичный в лицах Бог . Отец, Сын и Святой Дух, как нераздельны по существу, разделяясь лично, так равны и по Божеству, или по Божественному величию. Крещаемые, по заповеди Господа, во имя Святой Троицы обязываются равно чтить Отца и Сына и Святого Духа, как единого истинного Триипостасного Бога. Святой апостол Иоанн Богослов, в первом послании, пишет: трие суть свидетельствущии на небеси, Отец, Слово и Святой Дух: и Сии три едино суть ( 1Ин. 5:7 ). Слова апостола имеют такое значение: «что Христос есть истинный Спаситель мира, об этом Трое свидетельствуют на небеси: 9 Отец, Слово и Святой Дух и сии, три суть одно " , то есть, разделяясь как три Лица, суть одно существо Божественное, или одно Божество, один Бог. Апостол Павел, оканчивая второе послание к Коринфянам, призывает на них благословение от Бога Отца и Сына и Святого Духа, таким образом: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами ( 2Кор. 13:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Святой Амплий, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим.16:8), был епископом в городе Диосполе [ 49 ], где проповедовал Христа. Скончался в городе Одиссе [ 50 ], будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе [ 51 ]. Святой Урван, о котором святой апостол Павел вспоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте Урвана, сотрудника нашего во Христе» (Рим.16:9), был епископом в Македонии [ 52 ]и скончался мученически [ 53 ]. Святой Наркисс [ 54 ], о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе» (Рим.16:11), был епископом в Афинах [ 55 ]. Святой Апеллий [ 56 ], о котором упоминает в том же послании святой апостол Павел, говоря: «Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе» (Рим.16:10), был епископом города Смирны [ 57 ]. Святой Аристовул, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте верных из дома Аристовулова» (Рим.16:10), был епископом в Британии [ 58 ]и там после долгих трудов и страданий скончался [ 59 ]. Святой Иродион или Родион, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим.16:11), был епископом в Патрах [ 60 ]. Скончался мученически в Риме [ 61 ]. Святой Агав имел дар пророчества. О нем упоминается в Деяниях Апостольских в таких словах: «пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян. 21: 10–11; ср. 11:28). Апостол Агав проповедовал во многих странах и многих обратил к Христу. [ 62 ] Святой Руф [ 63 ], о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе» (Рим.16:13), был епископом в Фивах, городе Греции [ 64 ]. Святой Асинкрит, который упоминается в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Гиркании, малоазийской области, где много пострадал за имя Христово [ 65 ].

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Для тех, которыми обладают и страсти, и неверие, благодать Святого Духа неприступна и незрима. Но для тех, которые достойно покаются и начинают исполнять заповеди Христовы с верой, со страхом и трепетом, она открывается и бывает зримой. И сама эта благодать производит в них суд, несомненно такой, какой предстоит, или лучше сказать, она бывает для них днем Божественного суда. Кто всегда освещается этой благодатью, тот истинно видит себя самого, что он такое есть и в каком жалком состоянии находится – видит в тонкости все дела свои, которые совершал телом или только в душе. При этом он судится и Божественным огнем, вследствие чего, напояемый водою слез, орошается по всему телу, и мало-помалу крещается весь душою и телом, этим Божественным огнем и Духом, становится весь чистым, весь непорочным, сыном света и дня, и более не сыном человека смертного. Потому такой не будет судим на будущем Суде, так как уже был судим раньше; не будет обличаем этим светом, потому что освятился им здесь прежде; и не войдет в этот огонь, который жжет вечно, потому что вошел в него здесь прежде и был судим. Он и думать не будет, что только тогда явился день Господень, потому что давно уже стал днем светлым и сияющим от общения и беседы с Богом... Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 26 ). Дух Святой, Дух благой, Источник всякого блага, единый по существу с Богом Отцом и Сыном, – как Он посылается твари от Отца и Сына, если только исходит Он предвечно от Отца? Посылает Его Отец, согласно словам Христа Господа, сказанным апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» ( Ин. 14, 26 ). Посылает Его и Сын, согласно этому обещанию: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины... Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15, 26 ). Потому и эту молитву: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву» ( Пс. 142, 10 ) мы должны воссылать одинаково как к Богу Отцу, так и к Богу Сыну, чтобы от Обоих истекал на нас один источник благодати, подобно тому, как Иоанн Богослов видел в откровении его истекающим из престола Божия и от Агнца, когда говорит так: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Апок. 22, 1 ). Именуется же Дух Святой Духом благим не только потому, что Он по естеству Своему благ, как Бог, согласно написанному: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мф. 19, 17 ), но еще и потому, что Его Божественной ипостаси в особенности присваивается благость, как Отчей – всемогущество, а Сыновней – мудрость, ибо Он есть причина всей благости, источник любви, и от Него происходят всякие дарования. От Него все дары, сияющие в Церкви, и в пророках, и в мучениках. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух ведения в Веселеиле, Дух совета в Моисее и в семидесяти судиях, Дух крепости в Иисусе Навине, Гедеоне и Самсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и богобоязненном Симеоне – все дары благодати происходят от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

246. Как Святой Дух открылся людям? Святой Дух открылся людям особым образом. Он сошёл на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по воскресении Христа. 247. Сообщается ли Святой Дух в наши времена? Святой Дух и сейчас сообщается всем истинным христианам. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор. 3:16 ). 248. Как мы можем сделаться причастными Святому Духу? Сделаться причастным Святому Духу можно через усердную молитву и через Таинства. «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк. 11:13 ). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:4–6 ). 249. Какие главнейшие дары Святого Духа? Пророк Исаия указывает семь даров Духа Святаго: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух понимания, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (см. Ис. 11:1–3 ). О девятом члене Символа веры 250. Что такое Церковь ? Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами. 251. Что значит верить в Церковь ? Верить в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа. 252. Каким образом Церковь может быть предметом веры? Видимая Церковь является предметом веры, в то время как вера есть уверенность в невидимом потому, что: в видимой Церкови невидимо присутствует воспринятая ею и освящёнными в ней людьми благодать Божия, которая и является непосредственным объектом веры; видимая Церковь , к которой принадлежат все живущие на земле православные христиане, в то же время и невидима , поскольку она есть и на небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

136 . Итак, теперь мы научены, что нет различия в имени Отца, Сына и Святого Духа Утешителя, и что имя Отца есть также имя Сына; а имя Сына является, подобным образом, и именем Святого Духа, поскольку и Сын именуется Утешителем, и Святой Дух. Потому и говорит в Евангелии Господь Иисус: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ( Ин 14:16 ). И хорошо сказал, что даст другого, дабы ты не подумал, что Сын и есть Святой Дух, ибо единство имени не предполагает слияния Сына и Духа, как у Савелия. 137 . Итак, Сын – один Утешитель, Святой Дух – другой. Ибо и Иоанн назвал Сына Утешителем, как ты видишь: «А если бы кто согрешил, то мы имеем утешителя пред Отцом, Иисуса Христа» ( 1Ин 2:1 ). Итак, как едино имя, так едино и могущество, ибо где Утешитель Дух, там и Сын. 138 . Как здесь Господь говорит, что Дух будет вовек с верными, так в другом месте свидетельствует о Себе, что пребудет вовек с апостолами: «И вот, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф 28:20 ). Следовательно, едины Сын и Дух, так как едино имя Троицы и неразделимо Их присутствие. 139 . Но поскольку мы показали, что Сына называют Утешителем, покажем, и что Духа называют Истиной. Христос – Истина; Дух также истина, ибо ты видишь в послании Иоанна: «Дух есть истина» ( 1Ин 5:6 ). Следовательно, не только Дух Истины, но и Дух есть сама истина, как именуется истиной и Сын, сказавший: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( 1Ин 14:6 ). Глава 14 Каждое Лицо Троицы, как видно из Писания, является светом. Дух же у Исаии обозначается и огнем, который можно усмотреть и в купине Моисея, и в языках пламени, и в кувшинах Гедеона. Невозможно отрицать Божество Духа, когда у Него единое действие с Отцом и Сыном, и невозможно не восхвалять Его как свет и огонь лица Господнего. 140 . Но почему же я утверждаю, что как Отец свет, так и Сын свет, и Дух Святой свет, свет Божественного могущества? Бог – свет, как сказал Иоанн: «Ибо Бог свет, и нет в Нем тьмы» ( 1Ин 1:5 ). 141 . Светом является и Сын, ибо жизнь была свет людям. И евангелист, говоря об Иоанне Крестителе, показывает, что говорит и о Сыне Божием: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в этот мир» ( Ин 1:8–9 ). Следовательно, как Бог есть свет, так и Сын Божий есть свет истинный. И нет сомнения, что Сын Божий – истинный Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Нечестиво так понимать природу Духа Святого. Разумей смысл этих мистических слов следующим образом: представь, что Моисей и Дух, Который на нем, суть светильник, излучающий ярчайший свет, от которого Бог зажигает семьдесят других светильников, и сияние этого света переходит к другим таким образом, что сам источник этого света не терпит урон от того, что делится своим светом. Вот благочестивое толкование написанного: «Бог взял от Духа, Который на Моисее, и дал семидесяти старейшинам» ( Чис.11:25 ). 3.1. Посмотрим, однако, о чем говорится дальше. Сказано: «Когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» ( Чис.11:25 ). Дух, как мы читаем, почиет не на каждом, но лишь на святых и блаженных. Ибо Дух Святой покоится на тех, кто чист сердцем (ср. Мф.5:8 ), и на тех, кто очищает свои души от греха. Как и, напротив, не пребывает Он в теле подверженного греху, даже если Он когда-то и был в нем; ибо Дух Святой не может допустить общности и общения со злым духом. Разумеется, злой дух пребывает в сердце каждого, когда он совершает грех , и делает свое дело. Ведь когда мы даем место злому духу и принимаем его через худые помыслы и скверну вожделения, Дух Святой сокрушается и, так сказать, вытесняется, уходит от нас. Вот почему Апостол, знавший, что такое происходит, предостерегает нас, говоря: «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:30 ). Таким образом, своими грехами мы оскорбляем Святого Духа, а поступая свято и благочестиво, предуготовляем в себе место для Его упокоения. Потому и в том, что мы сейчас говорим о семидесяти старейшинах, что «почил на них Дух», выражается похвала их жизни и добродетелям. Наконец, так как Святой Дух почиет на них вследствие чистоты их сердца, непорочности их ума и их способности к пониманию, Он, не теряя времени, сразу же начинает действовать в них, благо достойного материала для Его деяний предостаточно. Ибо сказано в Писании: «Когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» ( Чис.11:25 ). 3.2. Итак, на всех пророчествующих почиет Дух Святой, но ни на ком так, как покоился Он на Спасителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010