Вера в Бога Отца. Вера в Иисуса Христа – Сына Божия. Вера в Святого Духа. Лекция двадцатая. Таинство Святого Духа – Миропомазание Верующие должны получить благодать Святого Духа. Действие благодати Святого Духа в человеке. Дары Святого Духа. Две крайности: возвеличивание и умаление плотского. Что дает миропомазание? Плоды Святого Духа. Каким образом подавался Дух Святой? Дары Святого Духа Коринфской Церкви. История происхождения миропомазания. Откуда взялся обычай помазываться миром? Сложности, связанные с миропомазанием. Состав мира. Упоминание елея в Священном Писании. Верующие должны получить благодать Святого Духа. В Новом Завете сказано, что верующие должны получить Святого Духа. «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин. 7, 39 ). Действие благодати Святого Духа в человеке. В Православной Церкви Святой Дух подается двумя видами: через миропомазание и через возложение рук епископа. Дух Божий дает жизнь человеку, Дух Святой соприсущ человеку с момента Творения. Он не нечто постороннее, приходящее извне, Он Тот, Кто был в человеке. После грехопадения человеческая структура изменилась, и Дух Святой стал посторонней силой для человека. В Священном Писании есть два вида текстов: одни говорят о том, что человек несет на себе отпечаток Святого Духа, другие подчеркивают, что этот образ искаженный, испорченный. Этот образ истлен был страстями, но он возобновляется Богом. «И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам» ( Суд. 11, 29 ). «И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал» ( Суд. 14, 6 ). Здесь мы видим, что действие Духа Святого внешне дает человеку силу, как Самсону. Или как Гедеону дает способность организовать, собрать воедино разрозненную армию. Или дает способность к правлению народом, как Моисею. Это все внешние действия Духа Святого, Он извне приходит к человеку, а не изнутри. Все дары Святого Духа, о которых говорится в Ветхом Завете, действуют извне, они не могут преобразить человека изнутри.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

7 . Дух Святой научает истинной молитве. Никто, пока не получит Духа Святого, не может молиться такою молитвою, которая истинно приятна Богу, потому что ежели кто, не имея в себе Духа Святого, начинает молиться, то душа его рассеивается в разные стороны, от одной вещи к другой, и он никак не может удержать свои мысли на одном; и притом он не знает должным образом ни самого себя, ни своих нужд, ни того, как просить и чего просить у Бога, – да и не знает, кто такой Бог. Но человек, в котором обитает Дух Святой, знает Бога, и видит, что Он есть Отец его, и знает, как приступить к Нему, и как просить, и чего просить от Него. Мысли его в молитве стройны, чисты и устремлены к одному предмету – Богу, и молитвою своею он может сделать все – даже переставить горы с места на место. Вот краткое сказание о том, что дарует Дух Святой тому, кто имеет Его в себе. И вы видите, что без помощи и содействия Духа Святого невозможно не только войти в Царство Небесное, но даже сделать шагу на пути к нему. И потому необходимо искать и просить Духа Святого и иметь Его в себе и просить Духа Святого, чтобы Он не удалялся от нас. Как можно получить или приобрести Духа Святого, посмотрим далее: Иисус Христос сказал, что «Дух Святой дышит, где хочет, и глас Его слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Слова сии значат, что присутствие Святого Духа в сердце или прикосновение Его к сердцу нашему можно слышать, чувствовать и ощущать, но нельзя определить время и случаев, когда может быть Его посещение. Мы также видим, что святые апостолы получали Святого Духа от Иисуса Христа, и получали неоднократно, и во время, Им не предсказанное, которое не они сами определяли или назначали, но во время, в которое угодно было Иисусу Христу. Только торжественное Сошествие Святого Духа было им предсказано и последовало в назначенное время и в назначенном месте. Но и здесь они получили Его не за какие-либо особенные заслуги свои, недаром, чрез веру и надежду. Единодушная молитва , в которой они пребывали после Вознесения Господня до Сошествия Святого Духа, была не столько средством для получения Святого Духа, сколько приготовлением к тому. Следовательно, никто не может сказать определенно, что ты получишь Святого Духа именно тогда-то и таким-то образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, поступлениями от славы в славу». Тем не менее можно указать много библейских текстов, где говорится о том, что Дух Святой есть истинный Бог, равный Отцу и Сыну. Прежде чем перечислить некоторые из этих текстов, следует еще хотя бы кратко сказать о необходимости различения Личности Святого Духа от Благодати Святого Духа. Дух Святой в собственном значении этого имени есть Личность, а вовсе не какая-то безличная сила: Он есть одно из трех Лиц Бога Троицы. Самостоятельное личное начало Святого Духа видно, например, из следующих слов Самого Святого Духа: « отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ). Совершенно очевидно, что такие слова о Себе может сказать только сознающая Себя Личность, а не какая-нибудь безличная сила или энергия. Энергией, исходящей от Бога и не имеющей самостоятельного личного начала, признается в православном богословии Благодать Святого Духа. Благодать Святого Духа и Сам Святой Дух – это не одно и то же, хотя в Библии нередко Благодать Святого Духа и называется упрощенно именем Самого Святого Духа. Это происходит по той причине, что Благодать, то есть сила и энергия Бога, чаще всего приходит к нам и действует в мире именно через третье Лицо Троицы – через Лицо Святого Духа 10 . Итак, посмотрим, что нам говорит Библия о Святом Духе. Вот, например, последние слова пророка Давида: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев…» ( 2Цар.23:2-3 ) Здесь мы видим, что Давид называет Духа Святого Богом Израилевым. Почему он это делает? Разве он не знает, что Богом Израилевым является Бог Иегова? Конечно, Давид это знает, но говорит так потому, что природа Духа Святого есть та же самая, что и природа Бога Иеговы. А вот что говорит Анании апостол Петр в книге Деяний: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:3-4 ). Если солгать Духу Святому есть то же самое, что солгать Богу, то это означает, что Дух Святой есть Бог, что Он имеет истинное Божественное достоинство.

http://azbyka.ru/uchenie-biblii-o-bozhes...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Чем дары Святого Духа отличаются от плодов Святого Духа? Похожие вопросы 3 Ответа Плод, как это видно из самого слова, является следствием предшествующей христианской жизни. Будучи плодом Духа, вместе с тем он имеет и дарственный характер, потому что всегда превышает человеческие заслуги. Вместе с тем, иногда эти дары подаются не за уже сделанное, а в предведении будущих подвигов верного. Или даже подаются недостойному по особому домостроительству Божию. Всякому из нас поданы некие дары в таинстве миропомазания. Чтобы Вам было яснее, приведу три библейских примера на эти три случая. 1. Дар подается заранее. Так, Иаков был избран Богом уже в утробе матери, когда он не сделал еще ни доброго, ни худого,- ради его будущей праведности, о которой заранее знал Бог. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. ( Рим.9:10–13 ) 2. Дар подается после трудов. Ап. Павел после многих трудов был восхищен Богом до третьего неба. Ап. Петр, будучи испытанным в вере и даже после темницы за Христа воскресил умершую Тавифу. 3. Дар подается, но недостойному. Симон волхв был крещен, затем на него возложили руки апостолы (сейчас эту функцию выполняет таинство миропомазания), через что он получил дары Духа. Вместо того, чтобы быть послушным Богу и пользовать полученные дары на благо Церкви и для своего спасения,- Симон пытался подкупить апостолов, затем стал их противником и в конце концов погиб злой смертью. Ясно, что если бы Симон единственный из христиан не имел дара Святого Духа, то мог бы оправдывать свое развращение тем, что Бог оскорбил его, хотя сам Симон не заслуживал того. Понятие «дар Святого Духа» и «плод Святого Духа» могут использоваться и нередко используются как синонимичные. Скажем, и под даром Святого Духа, и под плодом Святого Духа может подразумеваться результат действия Святого Духа (действия Божия), направленного на человека.

http://azbyka.ru/vopros/chem-dary-svjato...

   Без сомнения, в человеческой душе первое ощущение и первое осмысление Христа — от Духа Святого. Но и всё последующее восприятие и познание Христа источаются из Него и в Нем восходят из силы в силу. Всё, что Богочеловек Христос принес человеческому роду, становится нашим, людским, лишь при посредстве Духа Святого, Который как Созидатель Церкви Своей благодатью устрояет спасение каждого в отдельности члена Церкви. Минуя Духа Святого и без Духа Святого ничто Христово не может стать нашим, человеческим. Как Владыка Христос воплотился в Святой Деве от Духа Святого, так посредством Духа Святого — при содействии Его святых, благодатных, зиждительных, обогочеловечивающих даров — духовно воплощается Он и в нас. Другими словами, лишь Духом Святым человек сочетавается со Христом и усвояется Христу, то есть спасается, освящается, обоживается, водуховляется, одуховляется, вотроичивается и отроичивается. В христианстве все духовные дары — от Духа Святого. Именно Им люди становятся духовными, ибо, принимая Его, христиане делаются духоносцами, всё духовное опытно переживая как жизнь своей жизни, как душу своей души, как совесть своей совести (см. 1Кор.2:12—15). Христианин — тот, кто имеет в себе Христа. А вселяет Христа и уготовляет Ему в душе человека обитель только Дух Святой. Христианин, на самом деле, — христоносец. Но таким он становится и остается только Духом Святым. Поэтому Спаситель всё Свое домостроительство спасения мира утвердил на Духе Святом (см. Ин.14:12—17, 26).    Вся в совокупности тайна Христа и христианства — в Духе Святом. Всё Христово реализуется в нашем человеческом мире лишь через посредство Святого Духа. Каждое Христово дело, и чудо, и мысль — своей реальностью, и осуществленностью, и осуществимостью свидетельствуют о Духе Святом и Его все-зиждительной Божественной деятельности в земном мире. Лишь Духом Святым Божественное становится человеческим. Лишь Духом Святым небесное стало земным. Когда Бог Слово вошел в наш мир, то вошел, воплотившись от Духа Святого; когда явил Свое Божество, то явил Его Духом Святым (см. Ин.1:32—34); когда открыл тайну Своих чудотворений и Божественного всемогущества, то указал на Духа Святого (см. Мф.12:28), когда основал Церковь, то основал ее Духом Святым и Его оставил в Теле Церкви как Устроителя спасения людей через все века (см. Деян.2:1—12, 8:15—17, 10:44—47, 11:15, 19:6, 15:28; Ин.20:22—23). Самая очевидная евангельская реальность: Дух Святой — всё и вся в Церкви. Поэтому Спаситель ясно и решительно изрек благовестие, что хула на Духа Святого не простится ни в этом мире, ни в будущем (Мф.12:22—32; Лк.12:10). Памятуя обо всем этом, духоносный Апостол и пишет коринфянам: Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что, когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор.12:1—3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Поэтому он и обратился к ним с такой просьбой. И Апостол Пётр не отверг того, что он имеет полномочия на то и другое. Он лишь с гневом отказал в передаче этой власти Симону за деньги. И его слова: « нет тебе в сем части и жребия , ибо сердце твое неправо пред Богом» дают понять, что другие люди, чьё сердце пред Богом право, могут иметь в этом участие и жребий, то есть получить власть подавать Духа Святого (и возможность передавать эту власть другим). Симону волхву ап. Пётр не дал своей власти подавать Духа Святого, но другим верным христианам (епископам) Апостолы передали эту власть через рукоположение, а те в свою очередь передали её своим преемникам, и так до сего дня. Итак, правило, которое Бог установил в Церкви для получения Духа Святого, заключается в том, чтобы Апостолы (а также их преемники, то есть епископы) после Крещения передавали верующим Духа Святого . И в Деяниях мы видим такую картину: вначале Бог посылает Духа Апостолам непосредственно. Затем они, уже имея в себе Св. Духа, передают Его через руковозложение самарянам. На это у них хватило веры, так как самаряне были евреями, хотя и не чистыми. Затем Бог подаёт Духа Святого непосредственно сначала прозелиту евнуху, а потом и язычнику Корнилию, поскольку у Апостолов на то время, по крайней мере, во втором случае 541 , не хватало веры на то, чтобы самим это сделать через возложение рук. И после этого уверовавшие из язычников ефесяне крестятся и получают Духа Святого через руковозложение ап. Павла, который имел полную веру насчёт язычников. И после этого, когда все Апостолы и иудео-христианские епископы убедились (прежде всего, через чудесное дарование Духа Святого Корнилию с его семейством), что Бог принимает в Свою Церковь и язычников, они стали уже сами с полной верой передавать Духа Святого уверовавшим через руковозложение, и Богу не было уже нужды изливать Духа Своего Самому, без посредства Своего священства. Нужно не забыть здесь отметить вот ещё какую важную деталь: ап. Павел сначала крестил , а потом уже передал ефесянам Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

протоиерей Александр Рудаков Содержание Часть первая. От сошествия Святого Духа на Апостолов до отпа... Глава первая. Первоначальное основание и судьба Христовой Церкви 1. Сошествие Святого Духа на Апостолов и первые успехи Христовой веры в Иерусалиме    Господь Иисус Христос, дав Своим ученикам и последователям новый закон веры и деятельности и установив особенные таинства и священноначалие, тем самым положил первое основание Своей Церкви. Завершение этого основания должно было последовать через ниспослание обещанного от Господа ученикам Святого Духа. Без помощи Святого Духа Апостолы не могли надлежащим образом ни разуметь учения своего Божественного Наставника, ни исполнить данных Им заповедей, ни сделаться раздаятелями благодатных даров в Святых Таинствах; самое совершение Святых Таинств не могло иметь места без присутствия в них Святого Духа. Посему-то Иисус Христос заповедал ученикам Своим идти с проповедью во весь мир и совершать таинства; в то же время, перед Своим вознесением на небо запретил им приступать к возложенному на них служению, пока они не получат обещанного Святого Духа и не облекутся силою свыше.    Возвратившись с горы Елеонской, Апостолы, согласно с повелением Иисуса Христа, неразлучно пребывали в одной горнице и проводили время в молитве и ожидании Святого Духа. С ними находились Мария — Матерь Иисуса, братия Его и многие из учеников — всех около 120 человек. И вот, в 50-й день по воскресении Христовом поутру, в третьем часу (по нашему в 9-м), внезапно сделался слышен с небес шум как бы от несущегося сильного ветра и наполнил дом, в котором находились Апостолы и ученики Христовы. Явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Святого Духа и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещать. Сбежавшиеся на шум иудеи, между коими много было приехавших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы уроженцев Аравии, Персии, Египта, крайне изумились, услышав, что простые галилейские рыбари говорят на разных языках. Апостол Петр возвестил, что сей дар получен им от Святого Духа, ниспосланнаго распятым и воскресшим Господом. Слушавшие речь Петра умилились сердцем и сказали Апостолам: «братия! что нам делать?» Петр же отвечал им: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и пол!учите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог». Действие чуда было так поразительно, что немедленно до трех тысяч уверовало во имя Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

То же самое нужно сказать и об учениках Иоанна Крестителя. Встретив их в Эфесе, ап. Павел сказал им: «приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились в Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый“ ( Деян. 19: 2–6 ). Что касается Корнилия, получившего дары Святого Духа раньше Крещения и без руковозложения, то необходимо заметить следующее. Благодать Святого Духа всеми верующими получается обычным, Богом установленным порядком, именно – чрез святые таинства Церкви. Но по своей воле в исключительных только случаях Господь Сам избранным Своим подает благодать Святого Духа необычайным путем. Так св. Апостолы получили Святого Духа в день Пятидесятницы в виде огненных языков ( Деян. 2: 1–4 ). И Корнилия удостоил Бог получить Святого Духа без возложения рук Апостольских и раньше крещения, чтобы убедить наглядно и окончательно ап. Петра, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему“ ( Деян. 10–35 ), что и для язычников открыты двери Церкви Христовой и спасения ( Рим. 3: 29. 9: 24 ), что «Бог не лицеприятен“ (ст. 34), и потому, чтобы ап. Петр «не почитал ни одного человека скверным или нечистым“ (ст. 28), хотя бы он был и язычник, как Корнилий. Вот почему Корнилий необычайным порядком, без возложения рук, и раньше крещения, получил Святого Духа. Это было особое чудо Божие, что подтверждается и тем, что как св. Апостолы в день Пятидесятницы, так и Корнилий, получив Духа Святого стали говорить на иных языках ( Деян. 2: 4 и 10: 46). Сектанты же не получают, подобно Корнилию, Духа Святого, ибо на иных языках не могут говорить. Очевидно, для них, как и для всех людей, можно получить укрепляющую благодать Святого Духа только обычным для всех порядком, то-есть чрез таинство св. Миропомазания, которое они, вопреки слову Божию, отвергают. Сравнивать же себя с св. Апостолами и другими избранниками Божиими могут только люди, впавшие в духовную гордость, или самооболыцение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

3. Пророчество Иоиля об излиянии даров Святого Духа (2:28–29 – наизусть) «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те же дни изолью от Духа Моего». «Излию» – значит нашлю в изобилии. В Ветхом Завете Дух Святой изливался преимущественно на помазанников: пророков, первосвященников, теократических царей. Пророк же Иоиль предвозвещает излияние даров Святого Духа «на всякую плоть», сыновей, дочерей, старцев, юношей, на «рабов и на рабынь», т.е. на всех людей, независимо от пола, возраста и состояния. Следствием излияния даров Святого Духа будет проявление в них пророческого дара, получение откровения о воле Божией в видениях и сновидениях. Это пророчество исполнилось, прежде всего при сошествии Святого Духа на апостолов, получивших при этом дар знания языков (необходимый для проповеди Евангелия среди язычников); затем, в ниспослании христианам, особенно первенствующей Церкви, чрезвычайных даров Святого Духа: дара пророчества, дара языков, дара истолкования того, что говорилось на неизвестном языке ( 1Кор.12:14 ). Об исполнении пророчества Иоиля в день первом по Воскресении Христовом Пятидесятницы говорит апостол Петр. Когда иудеи и прозелиты, из многих стран собравшиеся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, услышали необыкновенный шум, бывший при сошествии Святого Духа и устремились к горнице апостолов, то, увидев их, говорящими на разных языках «как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:3 ), удивились и не могли объяснить происшедшего. Тогда «Петр, встав с одиннадцатью», объяснил им, что то, что они видят и слышат, является исполнением пророчества Иоиля об излиянии даров Святого Духа и привел текст пророчества. Свою речь апостол Петр закончил призывом к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа, что является необходимым условием для получения даров Святого Духа. «Ибо вам принадлежит обетование и детям варим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян.2:39 ). Следовательно, по мысли апостола Петра, ниспослание даров Святого Духа будет продолжаться в Церкви (через крещение и другие таинства) во все времена ее исторического существования на земле, но под непременным условием веры во Христа и крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Все ли христиане могли совершать священнодействие низведения даров Святого Духа на уверовавших?   Нет, не все, но только Апостолы или епископы. Узнавши этот порядок, Симон — волхв, уверовавший и крестившийся. (Деян. 8:9, 13), пожелал получить право подавать Духа Святого. «Симон же, — читаем в Писании, — увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» (Деян. 8:18, 19). Откуда еще более видно, что низведение Святого Духа совершалось только Апостолами или епископами?   Это видно из того, что для совершения этого действия в Самарии потребовался приход Ап. Петра и Иоанна (Деян. 8:14). Есть ли у нас это священнодействие низведения Святого Духа?   Есть. Оно совершается над присоединяемыми к Церкви непосредственно после крещения, как и в древности. (Деян. 19:5, 6). Называется оно теперь миропомазанием, потому что совершается не через руковозложение епископов, а священниками через помазание миром, освященным епископами. Когда и почему произошло такое изменение в священнодействии низведения Святого Духа?   Изменение произошло в глубокой древности. Так как христианство распространилось по разным местам, и частные «церкви ежедневно увеличивались числом» (Деян. 16:5), а Апостолы и затем их заместители-епископы не могли быть всюду для рукоположения, то Апостолы и решили освящать миро и раздавать его пресвитерам (священникам), чтобы эти последние могли и без Апостолов совершать священнодействие низведения Св. Духа. Есть ли в св. Писании указание на такое изменение?   Есть. В Писании часто низведение даров Св. Духа называется помазанием. Ап. Павел говорит: «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21, 22). Оттого священники, помазывая крещенных св. миром, говорят: «печать дара Духа Святого».    Также ясно указывает на дарование Духа Святого через Свящ. Миропомазание и Ап. Иоанн: «вы, — пишет он, — имеете помазание от Святого» (1 Ин. 2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010