Царственное священство мирян Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 29 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 За последние годы у меня накопились некоторые мысли о Церкви, и у себя в приходе я провел целый курс бесед о том, насколько эмпирическая, реальная церковь, в которой мы живем, отличается от той более реальной, совершенной Церкви, в которую мы верим. Для того, чтобы жить в эмпирической, совре­менной нам церкви, надо, с одной стороны, понимать, во что мы верим, в какую Церковь мы верим, а с другой стороны — принимать в учет, как историческая церковь развивалась, как она дошла до того состояния, в котором находится, и какова наша роль в том, чтобы эту церковь, похожую как бы на червячка, сделать светлячком. Это очень, мне кажется, современная задача, потому что возвращение к прошлому, к традициям, к путям дореволюционной России и т. д. — не решение вопроса. Одно слово сначала о Церкви. Церковь мы понимаем как Богочеловеческое общество, которое одновременно полностью и Божественно и человечно. Человечество в Церкви представлено двояко. С одной стороны — совершенный Человек, идеальный, но реальный, исторически реальный, Господь Иисус Христос. А с другой стороны — мы, которые тоже люди, тоже, если можно выразиться так не по-русски, “человеки”, но — во грехе. Человечество мы должны воспринимать в Церкви именно так: мы видим, какими мы призваны быть, глядя на Христа. И чем глубже мы это воспринимаем, тем больше видим, как мы далеки от этого образа; но видим тоже, как к этому образу устремляться, потому что Христос нам сказал: Я есмь Путь и Истина и Жизнь . Он не только говорит нам: “Ищите, как умеете”, Он говорит: “Я — путь. Если вы будете идти Моим путем, то станете подлинными людьми, детьми Божиими…”. Божественное присутствие в Церкви ощущается даром Святого Духа, исполнившим ее в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов и в их соборе заполнил всю Цер­ковь. И никакой человеческий грех, никакая человеческая греховность не может удалить Святого Духа из Церкви. Каждый из нас призван быть сосудом, в котором находится эта святыня; мы призваны быть храмами Святого Духа. И в этом отношении мы являемся храмами, но часто оскверненными. Апостол Павел говорит, что мы святыню носим в глиняных сосудах, а они должны бы быть золотые, а не глиняные, и без трещин; а мы все с трещинами, греховны. Мы можем терять сознание Святого Духа в себе; как бы Он в нас ни действовал, мы можем заглушить Его голос. Опять-таки, апостол Павел пишет, что иногда Дух Святой говорит в нас ясно, называя Бога Отцом нашим. Это значит, что в такой момент мы должны бы быть детьми Божиими, так же как Иисус Христос является Сыном Божиим; то есть через укорененность во Христе, приобщенность Ему, соединение с Ним мы должны стать уже не приемными детьми Божиими, а, как очень смело говорит святой Ириней Лионский, во Христе и силой Святого Духа стать единородным сыном Божиим и коллективно, все вместе, и каждый из нас.

http://pravmir.ru/tsarstvennoe-svyashhen...

На страстной неделе Великого поста, по установлению св. церкви, в Москве, в находящейся в Синодальном доме, при церкви двунадесяти Апостолов, Крестовой Палате, обыкновенно чрез год или два, совершается Священнодействие мироварения и потом освящение приготовленного Мира в Большом Успенском соборе. В это время означенная Палата каждодневно посещается весьма, многими благовейными чтителями священных обрядов Православной церкви, и не только в это время, но и всегда любители Христианских древностей, посещая Патриаршую Ризницу и Библиотеку, изъявляют желание видеть и Крестовую Палату, в которой совершается мироварение. При этом оказывается что некоторые из посещающих мироварную Палату, не точно понимают то высокое назначение, для которого в Православной церкви приготовляется Св. Миро; многие изъявляют желание подробно знать, из каких веществ составляется Миро, в каком порядке производится мироварение, когда и где освящается Миро. Поэтому не излишним признается кратко изложить то, на что многие из посетителей Мироварной Палаты требуют устных объяснений относительно Мироварения и освящения приготовленного мира. I Святые Апостолы, обильно исполненные даров Св. Духа, при чудесном сошествии Его на них в пятидесятый день по Воскресении Христовом в виде огненных языков, прияли от Господа власть низводить благодать Св. Духа и на всех верующих, сердцем обращающихся ко Христу и приемлющих Св. Крещение. Это сообщение верующим благодатных даров Св. Духа первоначально производилось Св. Апостолами чрез возложение рук. Так в книге Деяний Апостольских пишется, что после того, как многие из Самарян приняли Св. крещение чрез Филиппа, единого от семи диаконов, пришли туда Апостолы Петр и Иоанн, и помолившись о крестившихся, чтобы прияли Духа Святого, возложили на них руки, чрез что и низвели на них благодать Духа. ( Деян.8 ) Но как Апостол Иоанн и самые дары Св. Духа называет помазанием от Святого ( Ин.2:20 ): то можно заключить, что еще во времена Апостолов, для сообщения даров Св. Духа, вместо возложения рук, вошло в употребление помазание особо составляемым и освящаемым для сего Миром. Примером для этого могло послужить, употреблявшееся в Ветхом Завете ( Исх.30 ) помазание составленным по повелению Божию Миром как принадлежностей Скинии Свидения, так и освящаемых для служения в ней Первосвященников и Священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

преподобный Макарий Великий 5. СОСТОЯНИЕ ТРУДНИЧЕСТВА а) Решимость есть исходная точка. Надо назначить ей цель, чтоб труды её были не бесплодны. В чем же цель? В том, чтоб достигнуть обновления естества благодатью Святого Духа. Решившийся туда и должен устремлять все свои усилия, чтоб Дух Святой осенил его в силе и действенности и, как огонь, начал опалять все нечистое. Когда сие совершается, тогда как бы душа входит в душу, человек оживает духовно, или тут только становится человеком. Это – главная мысль св. Макария, около которой группируются все прочие. 1. Кто приходит к Богу, и действительно желает быть последователем Христовым, тот должен приходить с той целью, чтобы перемениться, показать себя лучшим и новым человеком, не удержавшим в себе ничего из свойственного ветхому человеку. Ибо сказано: «аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5, 17 ). (44. 1). 2. Душе, истинно во Христа верующей, должно из нынешнего порочного состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, и сделаться естеством новым при содействующей силе Св. Духа, и тогда может она стать благопотребной для небесного царства. Достигнуть же сего возможно только нам, которые веруем, истинно любим Его и исполняем все святые заповеди Его. Если при Елисее дерево, по природе на воде легкое, будучи брошено в воду, вынесло на себе железо, по природе тяжелое, то тем паче Господь сюда еще пошлет легкого, подвижного, благого и небесного Духа Своего, и Им душу, погрязшую в водах лукавства, облегчит, окрылит, вынесет в небесные высоты, претворит и применит собственное её естество (44, 5). 3. Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божья и душа мертва для царства и без Духа не может делать того, что Божье (30, 3). 4. Посему кто старается уверовать и прийти к Господу, тому надлежит молиться, чтобы здесь еще приять ему Духа Божья, потому что Он есть жизнь души, и для того было пришествие Господа, чтобы здесь еще дать душе жизнь – Духа Святого (30, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

1. Божество Святого Духа и Его единосущие с Отцом и Сыном, по изображению Св. Писания (Верую) И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцом и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Божество третьего лица Св. Троицы, Духа Святого, и Его единосущие со Отцом и Сыном доказывается из Св. Писания тем же самым способом, как и Божество Сына Св. Писание приписывает Св. Духу. 1) Божеские имена. Это видно: а) из прямых изречений слова Божия. Ап. Петр, обличая Ананию, говорит: «Анание, почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому... не человеком солгал еси, но Богу» ( Деян. 5:3, 4 ). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от апостолов, как от людей ( «и утаи от цены... и принес часть некую, пред ногами апостол положи», ( Деян. 5:2 )), – тогда первоверховный из апостолов, вразумляя виновного, сказал: нет, не нам солгал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, – не людей ты обманул, но думал обмануть Бога. А не забудем, что под именем Св. Духа, обитавшего в апостолах, в строгом смысле надобно разуметь «иного Утешителя», Которого послал им Спаситель вместо Себя, и Который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения ( Ин. 14:16, 26, 16:13 ) 196 2) Божеское естество, равенство и единосущие со Отцом и Сыном. а) Божеское естество. «Егда... приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о Мне» ( Ин. 15:26 ). «Словами: «иже от Отца исходит», – замечает блаж. Феодорит, – Спаситель засвидетельствовал, что Отец есть источник Св. Духа, и не сказал изойдет или произойдет, но, исходит, дабы показать, что естество Их одно и то же, что существо Их несекомо и нераздельно, и что лица соединены между собою, – ибо, что происходит, то не может отделяться от того, из чего оно происходит» («Кратк. излож. Бож. догматов, из кн. V против ересей, в Хр. чт.» 1844, IV, стр. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть II.1. Война 15.01.2021 1587 Время на чтение 21 минут Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря РНЛ продолжает публикацию очерков о жизни видного архипастыря Русской Православной Церкви в ХХ веке – архиепископа Вениамина (Новицкого). Данная публикация посвящена служению владыки и его преосвященных собратьев на Украине в тяжелые и трагические годы немецкой оккупации. Борьба за Истину и благодать Святого Духа Всю историю человечества идет борьба добра со злом. В 1940-е годы, во время фашистской оккупации, эта борьба ожесточенно развернулась на Украине. Тогда зло вновь стало искусно маскироваться под добро, мастерски выступать под личиной раскольной лжецеркви, стремящейся внешне к «украинской автокефалии», а в реальности – к уничтожению Церкви. За что боролся владыка Вениамин (Новицкий) со своими преосвященными собратьями, защищая паству и церковное достояние от посягательств ложной автокефалистской иерархии? Людям современным, может быть, непонятна проблема раскола: почему борьба носит столь ожесточенный характер? Ошибочно считать, что борьба шла и идет за земное – за власть, или за храмы, или за церковное имущество. Она идет за действующую и спасающую Благодать Святого Духа в Христовой Церкви. Там, где ересь, гордыня, канонические преступления, там нет ни Святого Духа, ни спасающей благодати. Святой архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) на основе Православного Предания описал принципиальные вопросы, определяющие, за что борется в своей двухтысячелетней истории Церковь и к чему стремится наш православный народ, успешно избегавший многие столетия ересей и горделивых революционных соблазнов, но оступившийся в ХХ веке. «...За чистоту веры Господь пребывал со всем нашим народом как источник перерождающей человека внутренней благодати Св. Духа, которая снизошла на Русскую землю, как Царство Божие, вместе с крещением Святой Руси…» – пишет святитель Серафим. «Если благодать Божественного Духа есть самое величайшее для нас сокровище, то таким же сокровищем должна быть для нас и православная вера, как чуждая всяких ересей, ибо отступление от сей веры удаляет от нас Божественную благодать, получаемую нами в таинствах Церкви. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема», – говорит Апостол Павел. Как видели мы, благодати Св. Духа в качестве перерождающей и спасающей силы не могут иметь отступники от православной веры, принявшие, по словам Апостола, иное благовествование. Нельзя не отметить, что Апостолом налагается анафема вообще за принятие иного благовествования. Здесь нужно иметь в виду слова Ап. Иакова: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, то тот становится виновным во всем.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/15/...

О таинствах Необходимая человеку для спасения души благодать Божия дается ему в таинствах Православной Церкви. Таинствами называются такие священнодействия, в которых, под видимыми действиями священнодействующего, на человека невидимо, тайно действует спасительная сила Божия, или благодать. Таинств семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеосвящение. Крещение В беседе с Никодимом Иисус Христос указал на необходимость таинства крещения для получения Царства Небесного: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ); по воскресении Своем Спаситель сказал ученикам: «идите научите все народы крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ), потому что только тот спасется, «кто будет веровать и крестится» ( Мк.16:16 ) . Крещение есть такое священнодействие, в котором верующий или младенец (последний по вере восприемников), отреклась от диавола и всех дел его, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской греховной и рождается от Бога Духа Святого в жизнь духовную, святую. В таинстве крещения всякий человек прежде всего освобождается от наследственного Адамова греха, а если крещается взрослый, то и от его собственных грехов; делается сыном Бога и присоединяется к Церкви Христовой. Неосмысленные младенцы крещаются по вере восприемников, или крестных отца и матери. Что вера восприемников может заменить веру самих детей видно из Евангелия: Спаситель исцелил бесноватую дочь хананеянки по вере матери (§ 88), воскресил дочь Иаира по вере отца (§83), исцелил слугу сотника по вере сего последнего (§89). Восприемники становятся с крещаемым у купели, или большого сосуда с водой, имея зажженные свечи в руках в знак того, что христианское учение, как свет, просвещает душу человека. Священник молится Богу, чтобы Он изгнал из крещаемого всякого лукавого и нечистого духа и сделал бы его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый (за младенца – восприемники) отрекается от диавола, обещает слоить Христу и читает символ веры . Затем освящается священником вода в купели; у крещаемого помазываются части тела, освященным елеем (маслом). Потом крещаемый трижды погружается в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий или раба Божия (имя)во имя Отца и Сына и Святаго Духа». По выходе крещаемого из купели на него возлагается белая одежда, в знак чистоты его души и крест, в знак веры в распятого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Слово в день Святой Троицы. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Дабы нам сподобиться славить Бога единого в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, на небе с ангелами, должно нам, слушатели православные, неленостно славить Его на земле, пока мы – в теле. И достойно, чтобы был прославляем Создатель от Своего создания, Отец – от милых детей Своих, Сын – от любимых друзей Своих, Дух Святой – от верных рабов Своих. Ибо Отец возлюбил нас, как Своих детей: тако возлюби Бог мир, и даде нам область чадом Божьим быти ( Ин. 1:12; 3:16 ). Сын возлюбил нас, как Своих друзей, и душу Свою положил за нас: больше сея любве никтоже имать ( Ин. 15:13 ). Дух Святой возлюбил душу нашу, как обрученную Себе невесту, обручих вас деву чисту ( 2Кор. 11:2 ). Итак, достойно слово, чтобы дети славили Бога Отца, как своего Создателя, приведшего от небытия в бытие, – избавленные братия славили бы Бога Сына, не стыдящегося нарицати нас братией, – благие и верные рабы славили бы Бога Духа Святого, Господа всяческих, Егоже щедроты на всех делех Его. Подобает нам, слушатели благочестивые, не словом только славить Бога в Троице, но самым делом. А как мы должны славить Бога делом, сему научает нас учитель языков, Святой апостол Павел, пиша к Коринфеянам: прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор. 6:20 ). Поучимся же в нынешней беседе, как в телесех наших и в душах наших славить Бога единого в Троице – Отца и Сына и Святого Духа. Ты же, Пресвятая Троице, Боже наш, помози нам славы ради имене Святого Твоего! Мы, воистину, недоумеваем славить Бога Отца, Его же трепещут херувимы, славославят все ангелы. Святые ангелы, как воспевает о них св. Митрофан, творец Троичных канонов, «говеют зело неприступного Света и песни непрестанно вопиют», – говеют зело, т. е., со стыдом и страхом предстоят Богу, окружая престол Божий. Так-то и человек в теле своем должен славить Бога. Благоговение вышних тех богохвальцев описано у святого Исайи: тот Пророк видит Господа Саваофа седящего на престоле высоком и превознесенном, а серафимы стоят вокруг Него; у каждого из них – по шести крыл; двумя крылами покрывают лица свои, двумя ноги, а двумя летают и взывают ( Ис. 6:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Беседа в день Пятидесятницы 129 . Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Недавно великими очами веры мы узрели Христа вознесшегося и притом – не меньше тех, которые были удостоены увидеть Его собственными глазами, и посему мы нисколько не уступили им в блаженстве. Ибо блажени не видевшии и веровавше, – сказал Господь ( Ин. 20:29 ), то есть те, которые, узнав по слуху, взирают и воспринимают верой. Итак, мы недавно узрели Христа, возносящегося от земли вместе с плотию, а теперь чрез Святого Духа, посланного от Него ученикам, мы узнаем, чего достиг вознесшийся Христос и в какое достоинство Он возвел наше естество, которое принял: ибо Он восшел именно туда, откуда сошел Дух, посланный от Него. Откуда же сошел Дух, Он открывает чрез пророка Иоиля, говоря: Излию от Духа Моего на всяку плоть ( Иоил. 2:28 ); и Давид об этом говорит: Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли ( Пс. 103:30 ). Значит, вознесшийся Христос восшел к Высочайшему Отцу и достиг самого Отеческого лона, откуда – и Дух. Значит, Он и по человечеству соделался участником Отеческого достоинства, коль скоро Сам именно послал с неба Духа, от Отца исходящего и посылаемого. Но, слыша, что Дух Святой посылается от Отца и Сына, пусть никто не подумает, что Он не участвует в этом достоинстве: Он не только посылается, но и Сам посылает и соизволяет. И это ясно показывает Говорящий чрез Пророка: «Я руками Моими утвердил землю и простер небо, и ныне Господь послал меня и Дух Его» ( Ис. 42:5 ). И Христос чрез того же Пророка опять в другом месте говорит: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя ( Ис. 61:1 ). Посему Дух Святой не только посылается, но и посылает от Отца посылаемого Сына, из чего ясно, что Он единосущен со Отцом и Сыном, равносилен, равнозначущ и равночестен. Итак, благоволением Отца и содействием Духа Святого, по неизреченной глубине человеколюбия, Единородный Сын Божий склонил небеса и сошел с высоты, был видим среди нас на земле и жил с нами, совершил и научил дивному, великому, высокому и поистине богоприличному, а для повинующихся Ему – и чудесному и спасительному.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

БОГОСЛОВИЕ СВЯТОГО ДУХА Из всех аспектов христианской мысли именно богословие Святого Духа труднее всего укладывается в какую-либо предзаданную стройную схему. Его таинственные смыслы прекрасно выражены в необычном характере византийской литургической гимнографии Пятидесятницы – одновременно и утверждающей, и динамической: Дух Святый бе убо присно, и есть, и будет; Ниже начинаемь, ниже престаяй, Но присно Отцу и Сыну счинен и счисляемь: Живот, и Животворяй, Свет, и света Податель; Самоблагий, и Источник благостыни; Имже Отец познавается, и Сын прославляется , Едина сила, едино счетание, едино поклонение Святыя Троицы. Бог и боготворяй, Огнь от Огня происходяй; Глаголяй, деяй, разделяяй дарования, Имже пророцы вси, и божественнии апостоли с мученики венчашася, Странное слышание, странное видение 346 . Гимнография эта, все еще отражающая непринужденный характер гомилий свт. Григория Богослова , парафразом которых она и является, передает харизматическую природу христианского опыта и вместе с тем указывает на его тринитарные и церковные измерения. Дух не только внушает пророчества, Он же – источник «силы» и «счетания», строя. Более того, Он совечен Отцу и Сыну и тем самым является личностным и божественным источником «обожения» ( θωσις). Столь многообразные аспекты, очевидно, невозможно интегрировать в философскую, интеллектуально-рациональную систему: они, скорее, являют собой, как восклицает автора гимна, «странное видение». Тем не менее несистематический характер святоотеческого и восточнохристианского учения о Святом Духе не означает отсутствия в этом учении неких базовых, фундаментальных положений. Без них переживание Святого Духа утратило бы свою подлинность. Разумеется, рамки доклада вынуждают меня быть кратким и ограничиться простым рассмотрением трех измерений: тройственной природы Бога, «духовного» начала в человеке, а также роли Духа в Церкви и в мире. 1. Дух в Троице Утверждение, что Дух – не просто «дар» божественной благодати, но – вместе с Отцом и Сыном – божественный и личностный Податель жизни и освящения, с особой настойчивостью было высказано в конце арианских споров IV столетия в «Посланиях к епископу Серапиону» свт. Афанасия Великого и в замечательной книге свт. Василия Великого «О Святом Духе». Нередко обращалось внимание на то, что тринитарный персонализм существенно важен в богословии отцов-Каппадокийцев и православной традиции последующих веков. Как отмечал Дж. Л. Престидж 347 , «мысль их основывается на троичности равных ипостасей, а единство божественной οσα представляется им уже чем-то менее важным» 348 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа в Старо-Никольском. Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первоначально на месте храма находился Никольский монастырь. Впервые храм упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты, перед его поездкой в Орду в 1339г. В 1709г. в честь победы под Полтавой на месте деревянного Никольского храма возведена каменная церковь Сошествия Духа Святаго на апостолов. Архитектура памятника эпохи петровских преобразований близка к западноевропейскому барокко. В 1799-1800гг. закончено оформление нижнего храма в честь святителя Николая. В 1864г. закончено строительство новой каменной колокольни в честь святой мученицы Иулиании. В 30-е годы XX века храм был закрыт и разорен. В 1991г. зарегистрирована церковная община. Богослужения возобновлены в 1992г. Долгое время богослужение совершалось в приделе мц. Иулиании. При храме окормляется православная гимназия во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и муниципальный детский сад в поселке. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Русской Православной Церкви Московского патриархата, Московская епархия Первоначально на месте храма находился Николаевский монастырь, время основания которого неизвестно. Впервые он упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты за 1339 г. В окрестностях монастыря по преданию охотился Иван Грозный. В 1586 г. монастырь был пожалован Вяземскому Вознесенскому Предтечеву монастырю в качестве приписного, что говорит о его небольших размерах. В 1660 г. земли, на которых располагался монастырь, переходят во владение окольничему Федору Михайловичу Ртищеву. При новом владельце церковь святителя Николая была обращена в приходскую, а сама обитель со всеми службами стала селом Никольским. Внук Федора Михайловича — Василий в 1709 г. возводит каменную церковь, освященную через год в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Строительство этой церкви было связано с важным событием русской истории — Полтавской битвой. Архитектура этого памятника преобразований Петра близка к западноевропейскому барокко. В память о монастыре в подклете был освящен престол в честь святителя Николая Чудотворца. Во время наполеоновского нашествия в храме стояла конница Мюрата, поэтому декабре 1813 года храм был освящен повторно.

http://sobory.ru/article/?object=01747

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010